Волгоградская региональная федерация ушу. Ушу. История развития, виды

А. А. Маслов

Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. -

М.: Алетейя, 2003, с. 314-322, 330

Оккультно-мистические практики в современном Китае не исчезли, нолишь приобрели новые формы и новый «лексикон», которым они рассказывают о себе. Если раньше людям обещали бессмертие или жизнь, которая продлится сотни лет, то сегодня чаще всего идет речь об обещаниях крепкогоздоровья, могучей мужской потенции и «белизны» женской кожи (отбеливание кожи «под иностранцев» - современный канон красоты). Сегодня древние магические приемы в снятом, несколько завуалированном виде используются практически повсеместно.

Одной из форм проявления древнего магического искусства в современной жизни является широко известная во всем мире китайская традиционнаямедицина. Под термином и , сегодня означающим «медицину», первоначальноподразумевались либо особая категория медиумов, врачующих посредствомсобственного тела, либо жесты и приемы, которые они при этом выполняли. Впринципе, даже сегодня суть магического врачевания, которое и подразумевается под «традиционной китайской медициной», особо не изменилась - в деревнях по-прежнему, приступая к излечению больного, прежде всего оценивают соотношение в его организме энергий инь-ян, состояние «внешних и внутренних духов», и «прогоняют болезни» при помощи трав и т. д.

Таким же отголоском, причем вполне «живым», древней магической культуры является ушу, обычно переводимое как «боевое искусство», хотя, в сущности, оно представляет собой сложнейший комплекс психо-физического воспитания человека. Традиционные методы ушу, в отличие от современногоспортаи гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемыедля этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов,например дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу , некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широкоизвестными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

Другиестили, особенно на юге Китая, где особенно сильна была магическая культура,непосредственно родились из ритуальных танцев, выполняемых под музыку иудары в гонги и барабаны, вводящих человека в психосоматический транс. Поразительно, но сегодня многие из этих стилей ушу, особенно на Западе,считаются «прикладными» и боевыми, и мало кто знает об их реальной магической истории.

Сложность понимания ушу заключается именно в его современном состоянии - на первый взгляд, оно стало достоянием широкой публики, превратилось в зрелищный вид спорта. В сущности, ушу повторило путь многих других некогда магических систем духовной практики, например магического врачевания, ставшего широко известной «китайской традиционной медициной», илигеомантики фэншуй, даосской диетологии - все они так или иначе превратились в предмет коммерции и с этого момента целиком утратили свое действительно мистическое содержание.

Ушу как способ психофизического воспитания, включающий множество компонентов - от физической тренировки до диетологии, возник относительно поздно, не раньше ХV-XVI вв. Сами же компоненты существовали задолгодо этого периода, и потому в общем можно согласиться с тезисом о древности происхождения ушу. По сути, в истории существовало
315

Несколько форм ушу (сам термин возник в III в.), которые затем слились воедино. Долгое время основное направление ушу существовало исключительно как система армейской подготовки, включая способы боя с длинным и коротким оружием, рукопашный бой, вольтижировку, даже построение боевых порядков. Параллельно развивалась некая игровая или потешная система, включавшая в себя элементы боевой практики, которая демонстрировалась при императорском дворе или на народных праздниках. Причем такие развлекательные народные представления получили колоссальное распространение в эпохи Тан-Сун в виде так называемых «представлений под навесом» (канпэн). Это было сродни цирковому развлечению: бойцы не столько вступали в поединки перед публикой, сколько, например, демонстрировали способность очень быстро вращать алебарду, весящую пару десятков килограммов, или выполняли групповые комплексы с длинными шестами.

Однако настоящий перелом в ушу происходит в ХVI-ХVП вв. - когда боевые и игровые методы сливаются с ритуальными оккультно-магическими комплексами. Это и становится зарождением ушу как системы физического и духовного - духовного в традиционном китайском смысле - воспитания последователей. Тем не менее до сих пор сохранилось очень много стилей ушу, носящих чисто развлекательный или оздоровительный характер, и хотя им традиционно приписывается эффективность в бою, в действительности это не более чем дань народной традиции. На юге Китая, в провинциях Гуандун, Фуцзянь и в Гонконге, комплексы упражнений таких стилей совершаются под удары в гонги и барабаны, ритмично, с четкими остановками и резкими ускорениями. Примечательно, что именно из этих южных стилей ушу родилось японское каратэ.

Ушу, известное нам сегодня, - это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта.

Подавляющему большинству людей порой сложно понять, что существуют по сути два ушу, которые между собой практически никак не связаны. Одно было создано самой китайской традицией в ХVП-ХVIII вв. на основе магически-оккультных методик установления связи с запредельным миром, энергетической подпитки и воспитания человека-воина. Но не воина как некоей агрессивной личности, а уникального существа, способного без злобы и агрессии блестящим образом противостоять этому миру. Это путь безукоризненного мастерства. Он требует очень больших усилий, вдумчивости и немалой внутренней интеллигентности.
316

Другое ушу, как ни странно, тоже было создано китайской традицией. Это путь внешний, показной, довольно простой и не требующий внутренних усилий. Этот тип ушу (а на самом деле речь идет не только об ушу, но и о многих явлениях китайской традиции, в том числе медицины, диетологии, живописи и т. д.) создан в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, мистическое знание, удовлетворив людей недалеких, невдумчивых и амбициозных. Не случайно все, абсолютно все, что написано про ушу в Китае, есть легенда, миф, таолу намеренно искажаются, в описании упражнений цигун меняется порядок движений, в описании речитативов - порядок иероглифов. Так работает механизм сокрытия мистического знания в ушу. Причем онне управляется кем-то конкретно, но исторически выработан самой культурой.

Такая двойственность ушу - прекрасная лакмусовая бумажка. Чем дальше следует продвигаться вперед, тем остается меньше людей, способных выдержать такое внутреннее напряжение. Они отпадают, спотыкаются о ложные цели или свои амбиции. Не случайно в китайских учениях, в том числе и вушу, последователи называются «идущими по Пути» или «вступившими наПуть» (жу дао). А теперь задумаемся, сколько вокруг нас людей, о которыхможно сказать - «идущие по Пути»? Вот они-то и есть воистину «занимающиеся искусством» (лянь гун), как говорят об истинных последователях ушу.

Точкой концентрации всех векторов в ушу, равно как и во всех другихдуховных практиках Китая, является фигура учителя или наставника, который по своему статусу является продолжателем традиции магов, хотя «выглядит» значительно более современным. Вообще понятие наставника в мистической традиции Китая порой разрастается до фантасмагорических масштабов: реальным людям могут приписываться подвиги древних мастеров, необычайные возможности, и по своему облику в таких рассказах эти людиоказываются очень близки к бессмертным-сяням .

Приведем лишь один пример. В буддизме наставников принято именовать фаши - дословно «наставники дхармы», то есть буддийского учения. Однако точно так же на юге и в центральных регионах Китая именуют людей,признанных местным сообществом в качестве наставников, причем не обязательно буддийских. Они, например, могут давать наставления в медицине, ушу, гадании, живописи.

Сегодня практически все известные мастера ушу, которые получили буддийское посвящение, но не обязательно были монахами либо покинули монастырь, также именуются фаши, причем такое звание дает им местное сообщество, а не они сами. Если внимательно посмотреть, какие в действительности функции они выполняют, окажется, что фаши не обучают людей непосредственно (это за них делают их ученики), но, выполняя определенныеупражнения, медитации, или, наоборот, практически мгновенно
317

Они способнывходить в необычное состояние, в котором начинают говорить или показыватьвещи, не характерные для их уровня знания. В этом состоянии они могут врачевать людей на расстоянии. В частности, мне приходилось видеть в провинции Хэнань следующий способ врачевания: фаши садился на стул в пареметров от больного, прикрывал глаза и начинал медленно раскачиваться, затемделал небольшой толчок рукой в воздухе или какое-то смахивающее движениеперед собой. На этом лечение заканчивалось, вредоносные духи были изгнаны.Примечательно, что такое лечение нередко оказывалось очень эффективным.В той же провинции Хэнань практически все известные мастера ушу именуются фаши. Поначалу может сложиться впечатление, что это происходит из-затого, что многие из них связаны с буддийской практикой, например, обучалисьв монастыре Шаолиньсы или у его последователей. Однако термин фаши распространяется прежде всего на тех, кто способен либо «передать истину», тоесть быть посредником в передаче духовного знания от верхних духов к ученикам, либо на тех, кто способен входить в состояние транса в момент выполнения комплексов таолу.

По сути, фаши - это воспроизведение древнейшего искусства медиумов.Сам термин фаши встречается еще в древнейших текстах периода Чжоу. Знаменитый востоковед де Гроот наблюдал практику фаши на юге Китая в началеXX в. и пришел к выводу, что так называли неких людей, «захваченных духами». На Тайване фаши выполняет функцию «мастера ритуалов» во времяхрамовых церемоний, призывая духов спуститься на землю и войти в конкретных людей. В этот момент люди могут задать духам любые вопросы, причембольшинство из них интересуют самые бытовые проблемы, например, у духовнередко спрашивают номера лотереи, которые могут выпасть при следующемрозыгрыше.

Путешествуя по многим районам Китая, бывая в самых отдаленных уголках и горных районах, я с интересом наблюдал за теми людьми, которых местные жители называют «наставниками» (шифу).Поведение их может показаться странным и далеким от норм того, чтообычно принято называть наставничеством или мастерством. Прежде всего, большинство из них не отличается какими-то сверхъестественными или необычайными способностями, например, мастера ушу отнюдь не являются самыми лучшими бойцами, не обладают угрожающим видом. В основном это пожилые люди скромного, а нередко вообще неприметного вида, их лица выражают смущениеи даже растерянность, когда их вдруг начинают именовать мастерами.

Думается, путаница происходит из-за абсолютного несовпадения понятиямастерства на Западе и в Китае. Для западной традиции мастер - это могучийи самый лучший боец, строгий и жесткий ментор. В Китае же наставник выполняет совсем иную миссию - он опосредует связь своих учеников с Небом,с духами мастеров предыдущих поколений. И поэтому самое важное - всевремя находиться рядом с мастером.
319

Мир ушу знает множество мифов и рассказов о подвигах мастеров, причем именно с этих рассказов начинается обучение в любой традиционной школе ушу. Например, шаолиньская традиция ведет свое начало от индийского монаха-миссионера Бодхидхармы, который девять лет провел в медитативномсозерцании, сидя лицом к стене в одной из пещер гор Суншань. Как рассказывают все более или менее известные хроники монастыря Шаолиньсы, именноон стал основателем чань-буддийского учения и боевого искусства шаолиньских монахов. Однако эти предания в их окончательном виде сформировалисьне раньше XVII в., то есть через более чем тысячу лет после того, как приходилв Китай легендарный Бодхидхарма. Современные же исследования показали,что прямого отношения к ушу Бодхидхарма не имел, к тому же Шаолиньсыникогда не былцентром ушу. Это не является секретом и для современныхшаолиньских наставников, которые тем не менее регулярно приписывают Бодхидхарме и другим подобным героям древности создание многих боевых имедитативных комплексов, авторство «тайных трактатов». Зачем же эти истории передаются от поколения к поколению?

Думается, это объясняется не какой-то «мистифицированностью » сознания, но использованием древнейшей медитативной техники. Рассказывая омастерах, пересказывая реальные или, чаще всего, выдуманные истории из ихжизни, называя их по имени, ныне живущее поколение последователей темсамым как бы призывает духов древних бойцов на себя. Вспомним, что приисполнении ритуала похорон или поминовения китаец должен многократноназывать усопшего по имени, дабы тот не заблудился в мире духов, не превратился в «сиротливую душу», не обратился во вредоносного гуя, а продолжалпомогать своим потомкам. Точно так же школы ушу, построенные по принципу семьи, где все считаются братьями-сестрами, отцами-детьми, поминают своих «родственников», устанавливая связь с их духами. Известно много историйо том, как последователи учились во сне, когда к ним приходил наставник,умерший сотни лет назад, и показывал секреты ушу. Мне неоднократно приходилось видеть, как ученики, прикрыв глаза и войдя в медиативный транс,начинали выполнять мощные, жесткие движения, которых до этого никогда неучили, а придя в себя, рассказывали, что им явился некий наставник и сталпомогать им.

Вообще образ наставника в духовной традиции Китая сведен к некоему абстрактному мифообразу, абсолютному Учителю, связанному с древними секретами и самой энергетикой древних мудрецов. Будучи передатчиком этойтрадиции, он отсутствует как индивидуальная личность и являет собой неболее чем одно из звеньев в цепи «преемствования духа древних». В этом онтакже
320

схож с древним магом, ибо в тонком мире для человека не может бытьникакой окончательной самоидентификации, у него нет окончательного лика,поскольку его физическое тело является лишь временной оболочкой, тогда какего существование выходит за рамки земной жизни. Такое представление отом, что все внешнее - тленно и временно, а все внутреннее - истинно ивечно, проявилось, в частности, в существовании дихотомии «внешнее-внутренее» (нэй-вай) во всех областях искусства, в интеллектуальных поисках самосовершенствования и политического управления. Причем отнесение ко «внешнему» или «внутреннему» того или иного явления зависит исключительно отпозиции самого классифицирующего. Например, все последователи ушу относят свою школу ко «внутреннему» направлению и в то же время всех остальных считают «внешними» или идущими «внешним путем» (вай дао).

Соотнесение со внешним или внутренним никоим образом не связано стехническим мастерством бойца ушу, искусностью живописца или точностьюпредсказаний гадателя. Существует лишь один критерий - приобщенность ктрадиции конкретной школы, передача духовного, а не технического компонента традиции. Причем под «духовной передачей» подразумевается способность последователя адекватно воспроизводить то состояние сознания, которое было присуще его наставникам и которое в свою очередь и является «передачей истины» (чжэньчуань). И сегодня, например, наставник, который преподает при Шаолиньском монастыре ушу, но при этом не является воспитанникомШаолиньсы или самой шаолиньской школы, именуется вай ди - «внешнийученик». Традиционными наставниками он отвергается как «плывущий в другом потоке».

Тот, кто находится рядом с наставником, когда он пребывает в состоянииозарения или одержимости духами древних, и есть человек, перенимающий отучителя истинную благодать. Не техническое мастерство, не какие-то секретыпередаются последователю, а ощущение, принесенное из потустороннего мира.Это и есть то, что именуется чжэньчуань - «передача истины» (одно из самыхрасхожих понятий в китайской мистической культуре). Рядом с мастером могут находиться сотни учеников, но лишь нескольким из них посчастливится уловить это ощущение и пережить мистическое откровение. Они и будут называться «воспринявшими истину». Все же остальные получат «ложную традицию» {цзя чуань), хотя проходили точно такое же обучение, как и «истинные ученики», с той лишь разницей, что в силу многих причин они оказалисьнеспособны пережить экстатический транс и мистическое откровение.

В самом понятии «передача истины» или «истинная традиция» нет и оттенка философского созерцания или вопроса «что есть истина?». Истина в данном случае - та благодать, которая ощутимым образом исходит от наставника и рядом с которой надо пребывать. Именно поэтому учитель «учит молчанием», передавая знания одним своим присутствием.
321

В реальной жизни этообучение выглядит чаще всего как обычная жизнь рядом со своим наставником в течение многих лет. Ученик вместе с ним странствует по разным местам,принимает пищу, нередко живет в его доме. Преданность и внутренняя благодарность наставнику - важнейшая часть этой традиции, поскольку в противном случае обрывается связь со всеми поколениями предыдущих мастеров иученик оказывается вне традиции, «вне передачи» и по сути перестает быть учеником.

Имена учеников, которым была «передана истина», обычно заносятся вособые генеалогические книги (цзя пу), существующие у каждой школы ушу,гадателей, каллиграфов, художников. В них подробно указывается, как осуществлялась передача благодати от учителя к ученику, причем такие книги сабсолютной точностью скопированы с обычных семейных хроник. Небольшоеколичество учеников, занесенных в цзя пу (обычно их два-три), говорит вдействительности не о том, сколько человек обучалось у наставника, а о том,сколько испытало соприкосновение с миром духов и способно передавать этотимпульс дальше.

В этом смысле становится более понятным известный китайский постулато необходимости передавать учение «от сердца к сердцу» (и синь чуанъ синь).«Сердце» (также «душа» - синь) в китайской традиции означает совокупностьдуховно-психических свойств человека и в этом плане логически противостоит«телу» (ти), и таким образом, любое учение есть передача личных свойств ипереживаний просветленного учителя. Именно поэтому не существует каких-то секретов, которые можно было бы «подсмотреть», украсть или выдать, -все обучение сведено к особой роли личности наставника, его личного магнетизма, и далеко не всегда его технических знаний.

Смысл жизни такого наставника - в сохранении этого духовного импульса, этой истины, которую нельзя растерять в бренном мире. И ради этогоможно пожертвовать карьерой, удалиться на старости лет в уединенную деревню или в горный скит. История донесла до нас слова Шэнь Чоу (1427-1509),одного из четырех великих наставников династии Мин. За год до своей смертион собственноручно сделал каллиграфическую надпись на своем портрете, написанном одним из художников.

Прямо над своей головой на картине он размашисто начертал: «Некоторые считали, что глаза мои слишком малы. Другие же утверждали, что челюсти мои слишком узки. Я не знаю, да и откуда же мне знать, чего мне недостает? Да и в чем смысл сравнения глаз и лиц? Волнения мои лишь о том,как не утратить истинность. Ко всему же остальному был я столь беспечен всеэти восемьдесят лет, и остаюсь им сейчас, когда смерть стоит лишь в шаге отменя». И подписался - «Старик с каменистых полей».

322

* * *

То, что нередко представляется нам крайне загадочным, потаенным в китайской культуре, оказывается, наоборот, вторичным относительно действительно мистической культуры. То, что мы видим, можем прочитать илиуслышать, принадлежит уже к традиции редуцированной, более того - нередко крайне рационалистической. Продуктами многоэтапной рационализации мистического можно считать целый ряд явлений культуры, в том числефилософию, живопись и поэзию, китайскую медицину, комплекс боевых искусств ушу, даже фанатичное следование формам приготовления пищи и заварки чая.

Парадокс заключается в том, что для Китая эта эзотерическая традицияне была традицией тайной, недоступной, хотя она и могла быть сокрытой отдругих людей. Но скрывалась не техника, не приемы и не методики, которыеможно либо выучить, либо, как делают многие современные китайцы и европейцы, внешне сымитировать, подражая, скажем, китайскому ушу, а на самомделе занимаясь обычной гимнастикой или спортом. Недоступность истиннойтрадиции обеспечивалась уже самим состоянием, в котором должен находиться человек, дабы вступить в контакт с миром духов, обрести трансцендентацию сознания, покинуть пределы своего физического тела. Ряд методик, например способы медитации, «внутреннего искусства» или ушу, могли подвести человека к определенной черте, способствовать его прорыву в область изначального опыта, но однако все это базировалось на определенной природной предрасположенности человека к трансу. Становится ясно, почему некоторымметодикам, которыми технически можно овладеть за несколько месяцев, последователей обучали десятилетиями - у них стремились развить способностьк трансцендентации сознания. Например, многие методики так называемых«внутренних стилей» ушу могут быть разучены за весьма короткий срок, порой измеряемый неделями, а техникой всего стиля можно овладеть за парулет. Тем не менее последователей обучают десятилетиями, раскачивая и разрабатывая их сознание, выводя его за пределы привычных конвенций, вербального опыта.

Нередко для непосвященного наблюдателя китайская культура представляется углубленно-философичной и утонченно-самоуглубленной. Она же, наоборот, нервно-яркая, невротизированная, как невротизирован любой магический ритуал, напрямую обращающийся к сознанию человека. И она не может быть воспроизведена вне самого Китая.

Многим любителям боевых искусств знакомо название «ушу», однако отношение европейцев к этому древнему и сложному боевому искусству неоднозначное. Любители жестких контактных поединков, придерживаются мнения, что ушу, по большому счету, просто гимнастика (или балет) которую приятно делать по утрам плавно двигая руками в пространстве и делая суровое лицо, впитывать в себя какую-то космическую энергию, при этом прикладной характер в этом виде единоборств отсутствует напрочь.

Другое дело карате, кик-боксинг или тайский бокс - это настоящее мужское рубилово на ринге, а все эти полеты по воздуху и все такое, просто ерунда. В то же время, стоит отметить, что большинство людей не знает об ушу ничего, кроме того, что "это гармонизирует и полезно для здоровья". Кроме того, закреплению славы за уже назваными выше муай тай или каратэ, как «настоящими боевыми искусствами» способствовали именно представители ушу в кино: Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли, Марк Дакаскос. Парадокс, но факт, что рекламу и имидж каратэ создают ушуисты! Какое бы отношение не было к ушу, оно все же остается боевым искусством, а не просто гимнастикой. В качестве примера, приведу одну правдивую историю, которая случилась в далеком 1909 г. В город Шанхай, прибыл на гастроли знаменитый боксер О-Брайен. Он вызвал на поединок всех желающих, пообещав свернуть шею любому китайцу. Вызов О-Брайена принял Хо Юаньцзя, пятидесятичетырехлетний уроженец Хэбэя, носитель традиции стариной родовой школы Мицзун цюань. Подготовка к матчу затянулась, так как Хо отказывался принять ограничения, связанные с безопасностью партнера и настаивал на проведении настоящего поединка. В конце концов, когда договоренность о проведении боя, с грехом пополам, была достигнута, нервы О-Брайена не выдержали, и он тайно покинул Шанхай.

Ушу как спортивное направление в России стало официально развиваться с 1985 года, когда Г.Н. Музруков (сейчас - президент Федерации ушу России) направил генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву письмо, в котором предложил культивировать в СССР китайскую гимнастику ушу как компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры. В тот момент, как писала пресса «советские руководители активно искали новые пути сближения с Китаем, и предложение Г. Музрукова, несмотря на действовавший запрет на изучение каратэ и всего связанного с восточными боевыми искусствами, было принято». Именно в это время в стране начался настоящий бум ушу. Несмотря на такую короткую историю, сейчас ушу в России вполне сложившийся и развитый вид спорта. Российская сборная команда является неоспоримым лидером в Европе, а на мировом уровне уступает только Китаю, а с 2005 года Ушу является Олимпийским видом спорта.

Ушу это целый мир боевых искусств, здесь есть все - плавность, гибкость, отточенность движений, которые гармонично сочетаются с элементами повышенной сложности и силой - высокие прыжки с поворотом в полете на 360, 540, 720 градусов и последующим приземлением в шпагат, сложные равновесия, следующие за суперскоростными движениями, когда сердце бьется бешено, а ты должен хладнокровно замереть в равновесии до сигнала судьи. И 10 секунд кажутся вечностью не только спортсмену, но и зрителям. Поверьте такой физической нагрузки Вы не получите ни в каком другом виде спорта и не передать словами то чувство гордости за владение своим телом, когда вы выполняете сложные элементы, когда шпагат для вас - очень комфортное положение и вы можете наносить удары буквально из любого положения. Для любителей выяснения отношений на ринге, существует стиль Саньда.

В заключении, хочу высказать свое мнение относительно преимуществ ушу перед другими единоборствами. Поверьте, после комплексной подготовки тела и духа, которую получают в ушу, карате или кикбоксинг для Вас будет просто легкой разминкой, переход в другой вид боевых искусств станет очень легким. Только, я очень сомневаюсь, что человек, который начнет тренироваться ушу, когда-либо захочет перейти в другой вид боевых искусств.

В современном мире, когда постепенно повышается интерес к восточным единоборствам, особое внимание надо уделить ушу. Возникло это искусство достаточно давно. Однако и по сей день способно заинтересовать многих. Ушу - что это такое? Именно об этом и пойдет речь в обзоре.

Что скрывает под собой восточная гимнастика?

Под данным единоборством следует понимать которые существуют в Китае. Название включает в себя два иероглифа - «у» и «шу». В переводе означает военное искусство. Два таких стиля, как ушу и кунг-фу, похожи друг с другом. Но именно второй термин в России обычно означает Ушу - что это такое? На территории России это которые выступают основой для физических и духовных совершенствований.

С древних времен искусство ушу представляло собой комплекс знаний, с помощью которых человек сможет выжить практически в любых условиях. Такая практика помогает развивать возможности в быстром принятии решений, а также в немедленных действиях. Следует отметить один простой факт, пытаясь ответить на вопрос о том, ушу - что это такое. Данное искусство необходимо не только для развития боевых способностей. Методики, которые включает в себя ушу, помогает раскрыть скрытые возможности организма. С помощью такой восточной практики вы сможете восстанавливать потраченные ресурсы за достаточно короткий период времени, добиваться оздоровления, самосовершенствоваться и т.д.

Ушу - что это такое? Это комплекс упражнений, который включается в себя как физическую, так и дыхательную практики. Медитативные и духовные тренинги в данном восточном искусстве не присутствуют. Ушу необходимо для того, чтобы человек смог приобрести высокую гибкость, развить свои мышцы и суставы, увеличить выносливость и оздоровить организм.

Преимущества, которыми обладает восточное искусство

Гимнастика ушу обладает большим количеством достоинств. Следует их выделить.

  1. Для безупречного выполнения комплекса упражнений надо обладать хорошей гибкостью. Исходя из этого, необходимо отметить, что во время выполнения тренингов человек будет развивать не только мышцы, но и сухожилия, а также суставы.
  2. С помощью гимнастики можно развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Этому также способствует необходимость выполнения упражнений, которые направлены на развитие гибкости и расслабление мышц.
  3. Гимнастика ушу способна положительно повлиять на опорно-двигательный аппарат и на формирование осанки.
  4. В связи с тем, что упражнения в восточном искусстве требуют плавности и ритмичности, спортсмен сможет избавиться от эмоционального и мышечного напряжения.

Вне зависимости того, что ушу формировалось в первую очередь как боевое искусство, такую гимнастику нельзя назвать имитацией движений, производимых в бою. Все они делаются плавно, мягко. Это необходимо для того, чтобы можно было предотвратить растяжение связок и сухожилий.

  1. Занятия следует проводить либо утром, либо вечером. Предварительно потребуется очистить свой кишечник.
  2. Не надо выполнять упражнения на полный желудок. Однако и голодным быть нельзя.
  3. Надевать надо только ту одежду, которая не будет сковывать движений. Ткани должны быть натуральными.
  4. Как гласит древнекитайская традиция, выполнять гимнастику необходимо, стоя по направлению на север.
  5. Любая гимнастика, в том числе и боевое ушу, базируется на принципе постепенности. Надо соблюдать умеренность в нагрузках.
  6. Занятия должны быть регулярными, более двух раз в неделю.

С чем придется столкнуться, занимаясь такой гимнастикой?

Вне зависимости от уровня мастерства человека, занимающегося гимнастикой, каждая отдельная тренировка должна начинаться с базовых движений. С их помощью можно будет развить гибкость плечевого пояса, поясничного отдела, тазобедренного сустава.

После того как вы выполните разминочные упражнения, ушу подразумевает выполнение таких комплексов, как стойки и удары. Под стойками надо понимать не статичные позиции, а действия, специальные шаги, которые друг от друга будут отличаться формами и длиной.

Любая школа ушу в начальный период в практике стоек начинающим будет рекомендовать определенное положение рук. Оно следующее: кисти необходимо прижать к поясу и сжать в кулаках. Локти потребуется отвести назад.

Какие виды стоек наиболее часто используются?

Следует перечислить те стойки, которые являются основными.

  1. Бинбу. Встаньте, совместив ноги друг с другом и выпрямив спину. Вес должен быть распределен равномерно.
  2. Мабу. Важная стойка в боевой гимнастике. С помощью нее можно не только отрабатывать технические действия, но и проводить тренинги дыхания, развивать силу мышц ног, увеличивать выносливость. Расставьте ноги на ширине плеч, направив стопы вперед и параллельно друг другу. Присядьте, согнув ноги в коленях. Бедра при этом должны находиться практически параллельно полу. Держите спину прямо, живот втяните, колени разверните наружу.
  3. С помощью стойки Гунбу можно развить маневренность, которая поможет нанести мощный удар. Одна стопа должна выполнять длинный шаг. Другую ногу надо согнуть в колене. У той конечности, которая вынесена вперед, носок должен находиться на одной линии с пяткой согнутой ноги.
  4. Сюйбу. Эту стойку необходимо применять при ударах, совершаемых ногой, при отходе с блоком и при разрыве дистанции. Надо расставить стопы в сторону. Присядьте на одну ногу, согнув ее. Именно на нее должен быть перенесен вес тела.

Когда все стойки выучены, необходимо начать осваивать технику движений не только вперед, но и назад. Обучающийся должен уметь быстро менять стойки. При этом надо учитывать, что тело, руки и ноги следует держать в правильном положении.

Какие стили восточного искусства наиболее популярны на современном этапе?

Имеется просто огромное количество самых разных стилей ушу. Практически каждый мастер в этом восточном искусстве был вправе сформировать что-либо свое. На современном этапе особой популярностью пользуются спортивное и традиционное ушу. В чем их отличия друг от друга? Спортивная гимнастика в первую очередь направлена на подготовку к соревнованиям. В этой сфере единоборств все точно так же, как и в спорте. Однако главным отличием от традиционной гимнастики является отсутствие внутреннего аспекта.

Надо определиться со своими целями

Рассматривая эти стили ушу в целях поиска наиболее оптимального для себя направления развития, надо определиться с теми задачами, которые вы перед собой поставили. Если вам по душе выигрывать призы, участвовать в турнирах, тренировать свою форму и не задумываться о внутренних учениях, то для вас оптимальным выбором станет спортивное ушу. Если вы хотите ознакомиться с такими практиками, как цигун и медитации, то следует обратить свое внимание на традиционное ушу.

Надо основательно подойти к выбору определенной школы

Подходить к выбору школы для себя требуется основательно. На сегодняшний день можно столкнуться с огромным количеством мошенников, которые выдают себя за мастеров, не являясь таковыми. Поэтому не поленитесь, выйдите в интернет и узнайте все о той школе, которая вас интересует. Важно также узнать информацию о том, кто будет учить вас этой гимнастике.

Заключение

В данном обзоре мы постарались рассмотреть основные нюансы, которые помогут разобраться на начальных этапах в том, что такое ушу. И если вас заинтересовала эта информация, то попробуйте найти подходящую для себя школу и начните постигать в тайны этого древнего восточного искусства. Удачи вам на вашем пути самосовершенствования!

Часто от людей, занимающихся ушу или иными восточными практиками, приходится слышать, что если бы начать занятия раньше, а конкретнее с детства, то можно было бы достичь гораздо больших результатов, более высокого уровня мастерства, и так далее. И здесь возникает вполне логичный и простой вопрос: нужно ли ребенку заниматься ушу, Есть ли от этого польза и какая? Вот в этом вопросе, мы и попытаемся разобраться.

Для начала, давайте разберемся, что же прячется под этим коротким названием – ушу. Для многих это более или менее зрелищная система рукопашного боя, мастера которой показывают изумительные результаты в разных не менее зрелищных выступлениях и соревнованиях. На самом же деле, такое понимание ушу, очень узко и однобоко.

Ушу - это целостная и многогранная система саморазвития и самосовершенствования, которая включает в себя множество навыков и умений. Здесь и умение постоять за себя, и умение владеть своим телом, и навыки саморегуляции, в том числе и ментальной, и система философских мировоззрений и навыки работы с оружием, и многое другое.

Конечно же, ребенок не сможет воспринять и освоить многое, что входит в систему ушу. Да оно ему, пока что, и ненужно. Но есть и приобретения, безусловно, полезные и важные для гармоничного развития полноценной личности, которые может дать занятие ушу.

Польза ушу для неокрепших

Польза ушу для детей, в основном лежит в сфере физического развития. Это проверенная и отшлифованная множеством людей и веков система развития человеческого тела, которая может не просто помочь сформировать гармоничный, физически сильный и здоровый организм человека, ушу способно предотвратить многие заболевания, нарушения даже те, которые казалось бы, не имеют к физическому воспитанию никакого отношения. Так, например, среди людей, с детства занимающихся ушу или другими подобными системами, уровень наркоманов, алкоголиков, даже просто курящих людей, более чем низкий.

Человек с детства приучается, наслаждаться здоровьем и силой своего тела и сомнительные вещества вызывают у него вполне понятное отторжение.

Повышается физическая сила, выносливость, ловкость и другие показатели. Дети, занимающиеся ушу способны более адекватно и быстро реагировать в сложных ситуациях. Именно поэтому, они реже травмируются и попадают в неприятности. Еще один важный и, безусловно, полезный аспект занятий ушу, заключается в том, что дети приучаются к дисциплине, без которой достичь каких-то результатов в китайской системе самосовершенствования, увы, не получится.

Навыки психической саморегуляции, медитативные техники, которые усваивают дети на занятиях ушу, очень полезны как в обучении, так и в быту. Ребенку проще сосредоточиться на решении каких-то задач, он лучше усваивает информацию, такой ребенок более уравновешен и сдержан в отношениях со сверстниками и взрослыми, а значит, конфликтов возникает меньше.

Как видите, ушу полезно для детей и без зубодробительных ударов или сложных философских построений.

Опасности в занятиях ушу

Как и в любом другом явлении, в занятиях ушу есть и негативные моменты, о которых следует знать. Как ни странно главной угрозой для детей, которые пришли в секцию заниматься ушу, является некомпетентный тренер. Наверное, именно потому, учителя ушу в Китае, были и есть очень уважаемые люди, ибо не каждый может сделать из новичка опытного адепта ушу.

Хороший детский преподаватель ушу должен четко понимать, что нагрузки на организм ребенка должны точно соответствовать его возможностям. Здесь лучше недодать нагрузок, чем превысить их. Ведь ребенок может делать что-то на характере и силе воли. Вот только вреда от таких подвигов бывает больше чем пользы. Детский тренер ушу должен четко понимать, что доступно детям, а что нет. Что можно давать, еще незрелым личностям, а с чем лучше повременить.

Тренер должен следить за каждым воспитанником, знать его уровень, его возможности, поддерживать и помогать по мере сил.

Поэтому, когда у мастера в группе занимаются двадцать – тридцать детей – лучше поискать другую секцию.

Занятия с детьми вообще и занятия ушу в особенности, это ответственность в квадрате и в кубе. И тренер как никто должен это осознавать. Между тем у хорошего и опытного тренера, дети способны достичь очень и очень много и будут благодарить судьбу, родителей и тренера за всё, что им дали занятия по этой системе.

Испокон веков люди непрерывно стремились к постоянному самосовершенствованию. Причем самопознание и саморазвитие подразумевает не только духовную составляющую, но и укрепление физической формы своего тела. В частности, на протяжении многих сотен лет человечество активно практикует различные виды боевых искусств. Что такое ушу, где оно возникло, и какие есть виды? Это мы и рассмотрим в данной статье. Особое внимание уделим его истории и фундаментальной основе.

Историческая справка

Итак, что такое ушу с точки зрения спортсмена и обычного человека? Где же оно зародилось? Начнем с того, что этот вид рукопашного боя зародился на территории Китая. Как считают многие уважаемые специалисты, ушу содержит в своей основе определенное сочетание как первобытных навыков людей за элементарное выживание, так и духовную основу, заключающуюся в усмирении своей агрессии и миролюбии. Также бытует мнение, что ушу зародилось намного раньше, чем об этом было впервые указано в различных письменных источниках.

Первооснова

В период с 618 по 1279 гг. нашей эры ушу появилось в наиболее понятном для современного человека виде. Сформировался определённый образ этого воинского искусства. Например, генерал по имени Юэ Фэй давал уроки своим подчиненным, на них он учил придуманному им стилю Юэцзяцюань.

Максимального пика своего развития ушу (что такое вы поймете, прочитав статью) достигла в эпоху правления династий Цинн и Мин. Стоит заметить, что писатель минского периода Ци Цзигуан в своем трактате систематизировал стили и виды боевого искусства. Кроме того, уже тогда в армии были введены экзамены по основам такой разновидности рукопашного боя. Однако, здесь немаловажным аспектом является то, что стили ушу, развивающиеся вне военных подразделений, эволюционировали и проявились в большом разнообразии. Практически в каждом регионе страны были свои мастера и свои разновидности ушу.

Новый этап развития

Боевое ушу значительно трансформировалось после того, как человеческая раса изобрела огнестрельное оружие. В связи с этим ушуисты стали больше сосредотачиваться на внутреннем самосовершенствовании, но все же искусство осталось полноценной системой подготовки бойца. Кстати, модернизация вооружения послужила созданию основополагающих трактатов ушу:

  • "Цюань и шу чжэнь”;
  • “Багуацюань сюэ”;
  • “Тайцзицюань сюэ”
  • другие.

Синьхайская революция привела к тому, что число желающих заниматься описываемыми воинскими навыками пошло стремительно на спад, но, уже начиная с 1928 года, это древнейшее искусство вновь обрело популярность. В Шанхае открыли крупнейший центр подготовки по ушу, а по всей стране стали проводиться соревнования на фоне расширяющейся «паутины» школ по обучению спортсменов и солдат. А в 1936 году случилось вообще знаменательное событие: китайское руководство отправило на открытие олимпиады в Берлине специально обученную команду мастеров ушу.

Обобщенное определение

Что такое ушу? В дословном переводе слово означает воинское искусство. Что оно представляет собой на практике легко понять, посмотрев на движения бойцов, практикующих этот стиль. Внимательно отследив их движения, станет ясно, что каждый прием в своей основе содержит практический навык, приобретённый человечеством за всю историю его существование. Здесь имеют место и различные орудия труда, используемые в сельском хозяйстве, и холодные виды оружия, и другие вспомогательные приспособления.

Ушу сегодня

В нашем веке в Китае имеется несколько сотен разнообразных стилей ушу. Для детей это искусство выживания и самовоспитания подходит как нельзя лучше, ведь ребенок не только научится приемам самозащиты, но и освоит баланс своего тела, уважение к сопернику. Он сможет контролировать свои эмоции.

Что касается разделения техник и направлений ушу, то происходит оно, как правило, по географическому принципу. Самыми основными центрами древнего боевого таинства является Шаолинь, Эмэйсике и Уданские горы. Хотя, справедливости ради заметим, что сегодня практически нет ни одного города в Поднебесной, где бы ни практиковала хотя бы одна школа ушу.

Разделение

Нельзя не указать и на дифференциацию боевого искусства. Стили ушу условно можно распределить на школы, которые считаются либо «внешними», либо «внутренними». Изначально такой подход к рассмотрению применил монах по имени Чжан Саньфэн еще в XII веке. Он говорил, что так называемые «внешние" стили ориентированы на физическую силу, а, в свою очередь, «внутренние» занимаются развитием и использованием жизненной энергии (ци) и умением развить терпение в бойце. Спустя определённый промежуток времени стало привычным сравнивать «внешние» школы с горной рекой, которая преодолевать препятствия на своем пути, а «внутренние» - с таким же потоком воды, но огибающим преграды.

Также можно отметить классификацию ушу по широко используемому принципу «Север - Юг». Сложилось мнение, что северяне стоят в высокой боевой стойке, наносят большое количество ударов именно ногами, часто перемещаются. Южане же в свою очередь малоподвижны, жестко стоят на земле в низкой позиции, действуют преимущественно руками. Но при этом есть стили, которые, вне зависимости от географии, имеют свои характерные особенности.

Особенности подхода

В западных странах нашей планеты ушу почему-то и сегодня воспринимают по большей части исключительно как вид спорта, не всегда отдавая должно внимание иным его компонентам. Между тем, традиционное ушу в понимании китайцев - это не просто многочасовые тренировки, направленные на постановку различных ударов и техник защиты. Мастера этой азиатской страны в процессе обучения своих подопечных постоянно акцентируют их внимание на том, что самое главное - «непрестанно упражняться». Вообще, ушу для Китая - это, можно сказать, целая религия, ведь благодаря этому искусству не только обучаются драться, но и оздоравливать свое тело и дух, относиться с душевной теплотой к окружающему миру и близким.

Государственная поддержка

1949 год ознаменовался значительным рывком в развитии ушу, поскольку именно в это время его признали официальным видом спорта в КНР и включили в программу соревнований внутри станы. Через девять лет была создана Всекитайская ассоциация ушу, задачей которой была разработка правил для состязаний для всех существующих секций. Каждая школа ушу отнеслась к этому нововведению позитивно. По всей территории Китая начали открывать так называемые «вечерние секции ушу», а в институтах физкультуры стали готовить профильных специалистов.

В 1979 году комитет, курирующий физическую культуру и спорт, дает поручение команде из нескольких мастеров ушу осуществить работу, направленную на составление энциклопедии. В этой книге в итоге были указаны все существующие школы и разновидности ушу. Шестилетний период работы позволил запечатлеть на видеоплёнке примерно 500 стилей этого боевого искусства и сгенерировать реестр учителей.

Соревнования

Спортивное ушу сегодня набирает с каждым днем все больше оборотов. Отметим основные виды:


В 1991 году была основана Международная федерация ушу. Во многом благодаря этой спортивной организации описываемое боевое искусство стало полноправным членом программы Олимпийских игр 2008 года.

В заключение отметим, что, как показала практика, ушу для детей является не только элементом физического развития, но и той деятельностью, которая позволит им развиваться и телесно, и духовно, формируя из них достойных представителей современного общества.