КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
«Киска лакает молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.
«Пыхтелка»
На щетку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький…(еж).
Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.
«Зверек»
Словно рыженькая стрелка,
По деревьям скачет…(белка).
Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
«Мишка вытягивает губы».
Не умеет песни петь,
Любит мед. Кто он? (Медведь).
Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.
«Зайчик»
Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
«Подуем на горячий чай»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.
«Очень вкусно»
Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.
«Откусим пирожок»
Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.
«Птенчик»
Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.
«Пила»
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.
«Топор»
Что за шум? Что за гром?
Я ударил топором.
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.
«Молоток»
Застучали молоточки,
Ударяют по гвоздочкам.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.
«Погреем руки»
Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.
«Рычание»
Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.
«Вой»
Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.
Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка
1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.
2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.
3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.
«Трубочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Улыбка – трубочка»
Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.
Артикуляционная гимнастика.
Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.
Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
Артикуляционная гимнастика.
Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.
Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.
Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.
Артикуляционная гимнастика
Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.
«Белка грызет орешки»
Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
«Орешек»
Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.
Артикуляционная гимнастика
Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.
«Чашечка»
Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.
«Конфетка»
Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
«Самовар»
Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком
Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,
Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в
Разъяренный кипяток, другую.
Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-
Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,
Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»
Артикуляционная гимнастика.
Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
«Ветерок»
Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.
«Индюк»
Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.
«Теленок пьет молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.
«Теленок улыбается»
Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.
«Теленок вытягивает язычок»
Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.
«Иголочка»
Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.
«Катушка»
Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.
«Хобот»
Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.
«Любопытный язычок»
Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.
«Язык здоровается с верхней губой».
Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.
Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.
Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.
Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:
- языка;
- уздечки.
Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.
Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.
В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.
Комплекс для детей 1-4 лет
Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:
- «Змейка»;
- «Замесили тесто»;
- «Чистим зубки»;
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Сытый хомячок»;
- «Шарики».
Статические упражнения:
- «Бегемотик»;
- «Улыбочка»;
- «Хоботок»;
- «Блинчик»;
- «Голодный хомячок».
Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.
Комплекс упражнений для детей 4-7 лет
Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.
Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.
Блок упражнений для развития мышц губ.
- «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
- «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
- «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
- «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
- Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.
Блок для развития мышц языка.
- «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
- «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
- «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
- «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
- «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
- «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
- «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
- «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
- «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
- «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
- «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
- «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
- «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.
Для подъязычной связки языка.
- «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
- «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
- «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.
Упражнения для мышц щек.
- «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
- «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
- «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.
Родители или педагоги?
Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.
Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.
1."Улыбка" ("заборчик")
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
2. «Трубочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
3. «Домик открывается» («бегемотик)
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик
4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу - убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.
Любопытный язычок
Выглянул в оконце:
Может кончился уж дождь
И выглянуло солнце.
5. «Язык здоровается с подбородком»
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.
6. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
7. «Обезьянка»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд
Обезьянка строит рожи.
На кого она похожа?
8. «Бульдог»
Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.
Идёт бульдог, идёт бульдог,
Звенит медалями бульдог.
Блестят его медали.
За что их только дали...
9. «Хомяк»
Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
10. «Кружок». «Футбол»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека - «обезьянка «- левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.
Во дворе народ толпится,
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
11. «Месим тесто»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед - назад. Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
12. «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели
чтоб они.
13. «Покусаем язычок» («Месим тесто»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
14. «Лопаточка». «Блинчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
15. «Дуем на блинчик»
Вывести язык в положение «блинчик» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ватыЕго следует выполнять после того, как получилась «блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
16. «Горка» («мостик»)
Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
17. «Ветерок дует с горки»
Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они.
19. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска -
Не подходите близко!
20. «Киска сердится2»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска -
Не подходите близко!
21. «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка
22. «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
23. «Ступеньки»
чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.
Мы по лесенке ходили,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Очень весело бродили,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Целый день мы так гуляли,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
И ни капли не устали,
Вверх и вниз, вверх и вниз.
24. «Фокус»
Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх. Он сделал страшное лицо,
Потом платком накрыл яйцо...
Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!
И вот цыпленок на столе!
25. «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка
26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они.
27. «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
Мы работаем с утра,
Красить потолок пора,
Челюсть ниже опусти,
Язык к нёбу подними.
Поводи вперёд-назад —
Наш маляр работе рад.
28. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка - получим звук, отдаленно напоминающий Р.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит,
Д-д, д-д-д!
29. «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Едем, едем на лошадке,
По дорожке ровной, гладкой.
30. «Грибок»
Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой
31. «Гармошка»
Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
32. «Кучер»
Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.
По тропе, чернее тучи,
Едет в бричке старый кучер.
Тащат бричку, хоть ты плачь,
Пара тощих, чёрных кляч.
33. «Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
34. «Часики»
Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.
Тик-так, тик-так —
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Всё стучат, стучат, стучат
35. «Индюк» («болтушка»)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»
Я - индюк «балды-балда»
Разбегайся кто куда.
36. «Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
37. «Пароход»
Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!
Паровоз без колес!
Что за чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел.
(пароход)
38. «Расческа»
Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… (расческа)
39. «Парус»
Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.
Лодка под парусом
По реке плывет,
На прогулку лодочка
Малышей везет.
40. «Комарик»
Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.
Прилетает по ночам,
Не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
41. «Заведи мотор»
Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит,
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор.
Используемая литература:
Косинова Е.М. Уроки правильной речи. - М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. - 64с.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80с.
Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006. - 20 с.
Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 30с.
Игра «Домашний логопед» (изд. Новый диск)
Артикуляционная гимнастика
Карточка 1
«Рыбка шевелит губами»
Цель:
Смыкать и размыкать губы.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 2
«Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 3
«Улыбка»
Цель:
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 4
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 5
«Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 6
«Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
Артикуляционная гимнастика
Карточка 7
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 8
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 9
«Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 10
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 11
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 12
«Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 13
«Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 14
«Непослушный язычок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,
«пя-пя-пя»… (10 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 15
«Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 16
«Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 17
«Посчитаем нижние зубки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 18
«Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 19
«Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 20
«Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 21
«Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 22
«Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 23
«Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 24
«Загнать мяч в ворота»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 25
(выработка плавной, непрерывной струи,
идущей по середине языка)
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 26
«Паровозик свистит»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 27
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 28
«Киска сердится»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 29
«Парашютик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 30
«Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
Артикуляционная гимнастика
Карточка 31
«Гармошка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 32
«Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 33
«Орешки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
Артикуляционная гимнастика
Карточка 34
«Пароход гудит»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Артикуляционная гимнастика
Карточка 35
«Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 36
«Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
Артикуляционная гимнастика
Карточка 37
«Лягушка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 38
«Хоботок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 39
«Горка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 40
«Чашечка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 41
«Грибок»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 42
«Домик»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть .
Артикуляционная гимнастика
Карточка 43
«Зайчик»
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 44
«Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 45
«Обезьянка»
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 46
«Бульдог»
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 47
«Хомячок»
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
.
Артикуляционная гимнастика
Карточка 48
«Парус»
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
.
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.