Зачем теннисистки кричат во время удара. Почему кричат теннисисты

Вполне возможно, что через несколько лет теннисистки будут играть на корте в тишине, без умопомрачительных стонов и криков, порой заглушающих гул самолетов.

В женской теннисной ассоциации решили активно бороться с криками в теннисе.

Было принято решение ввести допустимый уровень шума, который может издавать теннисистка на корте. Контролировать громкость арбитрам помогут специальные ручные измерители шума.

Сама Мария Шарапова, которая из-за своего "крикливого" таланта давно получила прозвище Сибирская сирена, решила поддержать WTA в антикрикливой кампании. Тем более, что непосредственно ее запрет на крик не коснется: нововведения будут внедряться только на юниорском и детском уровнях.

То есть "закрывать рот" таким звездам как Шарапова, Азаренка, Уильямс пока никто не собирается.

Реагируя на Марии Шараповой, СПОРТ bigmir)net представляет вашему вниманию самых громких теннисисток мира.

№5. Серена Уильямс

Максимальная сила крика: 88,9 децибел

Серена Уильямс оправдывает свое имя сверхгромким криком. По словам теннисистки, в этом деле у нее был пример для подражания - Моника Селеш.

"Она первая теннисистка, насколько я знаю, которая действительно громко кричала. Можно сказать, я взяла с нее пример. Когда речь идет о криках, обязательно нужен пример для подражания", - как-то призналась Уильямс-младшая.

По количеству издаваемых децибелов ее крик в одном ряду с газонокосилкой и отбойным молотком. Кстати, ее старшая сестричка Венус кричит немного тише, но тоже неслабо - 85 Дц.

№4. Моника Селеш, США

Максимальная сила крика: 93,2 децибел

Она была одной из первых, кто начал громко кричать на корте. Ее характерной особенностью является два типа звука - тихий стон, который потом переходит в громкий крик.

Судьи неоднократно настоятельно просили Селеш вести себя тише. Болельщики тенниса сравнивали ее крики с визгом резаного поросенка. По уровню шума крик американки способен заглушить трактор.

№3. Виктория Азаренка, Беларусь

Максимальная сила крика: 95 децибел

Слышали, как едет метро? Вот приблизительно такой силы звука крик у Виктории Азаренки. Вика кричит не только очень громко, но и дольше всех. Как раз ей принадлежит рекорд по продолжительности крика - 1,72 секунды.

№2. Мария Шарапова, Россия

Максимальная сила крика: 105 децибел

Мария Шарапова, по ее же словам, кричала всегда. Даже на тренировках красавица-теннисистка не сдерживается. До ее первой победы в 2004 году на Уимблдоне судьи время от времени делали замечания крикливой теннисистке, но сейчас как-то не осмеливаются закрывать рот настоящей звезде.

Крик Шараповой уже стал ее визитной карточкой. Благодаря ему она получила прозвища Сибирская сирена и Кричащая золушка. Говорят, что шумовой эффект у крика Марии такой же, как у самолета при посадке.

№1. Мишель Ларшер де Бриту, Португалия

Максимальная сила крика: 109 децибел

Эта 19-летняя португальская теннисистка звезд с неба не хватала, но очень быстро стала популярной. И все благодаря своему нереальному крику во время матчей. Этой спортсменке удалось перекричать саму Шарапову. Ее крик по шкале громкости сопоставим с сигналом машины скорой помощи и моторами болидов Формулы-1.

Моника Селеш была одной из первых теннисисток, начавших издавать пронзительные звуки на корте – 95 децибел – это сравнимо с рёвом некоторых современных мотоциклов. Такие крики во время матча поначалу имели дурную славу, однако впоследствии немалое количество игроков присоединились к «движению крикунов», и сегодня любителей звуковых эффектов становится всё больше и больше. Почему же так происходит?

Существует общепринятая точка зрения, что игроки сопровождают почти каждый удар громким выдохом для того, чтобы бить по мячу с большей силой. Это значит, что теннисист прилагает наибольшее усилие во время соприкосновения мяча со струнной поверхностью ракетки.

Список самых шумных игроков возглавляет Мария Шарапова. Громкость её «стонов» достигает 100 децибел, приближаясь к громкости бензопилы, и некоторые считают, что именно поэтому Шараповой удаётся наносить самые мощные удары в WTA-туре. Спортивный психолог доктор Виктор Томпсон объясняет такое звуковое подыгрывание следующим образом: «Громкие выдохи при напряжении мышц брюшной полости дают бóльшую силу и эффективность, неслучайно виды спорта, такие как метание копья или ядра, требующие толчковой мощи, всегда сопровождаются громким криком (выдохом)». В этом есть смысл. Но теннис – вид спорта, где необходима огромная выносливость, а постоянный «ор» лишь выматывает игрока во время многочасового матча. На самом деле, всё не совсем так. В недавнем исследовании десяти теннисистам (5 мужчинам и 5 женщинам) предложили в быстром темпе выполнять удары справа и слева. Одни били по мячу с громким выдохом, другие играли «молча». Каждая серия ударов состояла из 5 двухминутных периодов с перерывами в минуту. В ходе эксперимента игроки носили специальное портативное устройство, которое фиксировало активность обмена веществ, в то время как радар-детектор измерял скорость полёта мяча. Любопытно, что частота сердечных сокращений и объём потребляемого кислорода у спортсменов оставались неизменными как у «крикунов», так и у «молчунов». Однако скорость полёта мяча повышалась на 4% у тех, кто издавал громкий выдох. Учённые пришли к выводу, что такие звуки позволяют игрокам наносить удары с большей силой, затрачивая при этом меньше энергии.

Помимо всего прочего, в уже упомянутом эксперименте, учённые исследовали вредное воздействие громких звуков на рефлексы человека и скорость принятия решения. И результаты оказались неожиданными. Была показана видеозапись, на которой теннисисты, находясь на корте, били по мячу справа и слева. В первой части видеозаписи игроки выполняли удары в тишине, во второй - подавался короткий, отрывистый звук в 60 децибел во время контакта мяча с ракеткой. Выяснилось, что наличие раздражающих, внешних звуков негативно сказывается на действиях участников эксперимента, делая их движения замедленными и чуть менее точными. Шум снижал у испытуемых скорость реакции с 21 до 33 миллисекунд, также сокращалась точность направления ударов на 3-4 процента. Эти мелкие детали лишь накапливаются в течении длинного матча.

Лабораторные исследования подтверждают подобные результаты. Одним из решающих фактором при восприятии столкновения двух объектов становится звук. Иными словами, звук меняет восприятие видимого движения. Это означает, что «крикуны» действительно могут сбить с толку противника, создавая громкий шум и дезориентируя соперника, что вызывает короткие изменения в части теменной доли головного мозга, ответственной за внимание. Даже если соперник способен услышать звук мяча, отскакивающего от ракетки, громкий шум может отвлечь слуховое внимание, подобно тому, как разговор по мобильнику за рулём отвлекает человека от уличного движения, т.е. человек следит за дорожным движением, но не достаточно чётко. Так что крики на корте – это не только мощь при выполнении ударов.

Кажется странным тот факт, что лучших атлетов мира можно смутить каким-то шумом, но так устроен наш мозг. Догадываются ли об этом сами «крикуны» или нет, но они существенно воздействуют на восприятие соперника каждый раз, когда издают один из таких резких звуков.

Знаменитая американская теннисистка Мартина Навратилова в свою очередь настаивает на том, что крики – это в чистом виде ловушка, и следует прекратить такое поведение на корте. Довод американки состоит в том, что необходимо слышать момент удара, а громкий звук отвлекает внимание от этого важного момента. Теперь и наука говорит в пользу аргументов Мартины. Но шансы на победу уравниваются, так как обычно «шумят» оба соперника.

Как только ракетка некоторых игроков касается мяча, они дают волю короткому, но необузданному звуку, который зарождается где-то в их животах и может быть слышен далеко за пределами корта. Особенно в этом отличаются женщины. Громкость игры – это, пожалуй, единственное, в чём женский теннис смог превзойти мужчин. Всё, чего им не хватает в силе и энергии, они восполняют уникальным, и часто, мягко говоря, неприятным звуком. Так например, сёстры Уильямс кричат с громкостью 85-90 децибел, что эквивалентно шуму от мотогазонокосилки, работающей в соседнем дворе. Крик Марии Шараповой преодолел барьер в 100 децибел (105 дб), что можно сравнить с мотоциклом, проезжающим под окнами. Не на много отстаёт от неё Викторя Азаренко (на «Уимблдоне-2011» аппаратура зафиксировала 95 дб). Ну а рекорд принадлежит португалке Мичелл Ларчер де Бритту – 109 децибел. Ещё десяток децибел – и она сможет имитировать рёв болида «Формулы-1» (125 дб).

На критику, самые кричащие отреагировали следующим образом.

Мишель Ларше де Брито: "Он происходит от великих игроков – Селеш, Шараповой. Может быть, я в конечном итоге смогу его контролировать. Я не знаю, но я попробую ".

Мария Шарапова: "Я делала это с тех пор, как начала играть в теннис, и я не собираюсь ничего менять ".

Если обратиться к экспертам, то звуки громче 80 децибел могут быть опасны для здоровья. Поэтому не исключено, что кое-кто может подать судебный иск, за нанесённый вред здоровью.

Звуки, воспроизводимые теннисистками на корте, часто похожи на звуки тружениц порнофильмов. Правда, с этим не согласен бывшая 2-я ракетка мира 40-летний Михаэль Штих, который счёл, что "эти звуки отвратительны, уродливы, антисексуальны".

Необычную викторину провёл ведущий ночного шоу «EPCC» Алессандро Каттеланом на итальянском телеканале «Sky One» 4 февраля 2016 года с финалисткой «US Open-2015» 32-летней итальянкой Роберта Винчи. Ей было предложено из четырёх криков, под звуковой фон ударов по мячу, определить: какой из них относится к эпизоду из порно фильма, а какой к теннисному матчу. Она правильно дала ответы на три и только крик Шараповой восприняла как из порно фильма.

Крики в теннисе стали настолько впечатляющими, что рэпер Лил Уэйн засемплировал крик Елены Дементьевой для одного из своих синглов.

Конечно, крики – это не новшество для тенниса. Моника Селеш подражала резаному поросёнку ещё в начале 90-х. Из букв её имени даже сделали анаграмму Camel Noises (шум верблюда).

Позже крики стали настолько распространенными, что если некоторые игроки не кричат, это очень сильно удивляет остальных. И мода на крик не пропадёт внезапно. Некоторые утверждают, что крики – это энергичное дыхательное упражнение, которое некоторые юниорские тренеры преподают своим ученикам.

Это отчасти забавный аргумент. Как можно себе представить, что крикетный боулер "подчеркнёт" бросок криком? Как боксеры не издают трели, когда выполняют нокаутирующий удар? Если вернуться в теннис, то Энди Роддик молча подавал со скоростью свыше 200 км/час. А Мария Шарапова издает пронзительный визг, когда выполняет средненький по силе бэкхенд , то есть крик больше является выработанной манерой, чем невольной реакцией организма.

Американские и канадские учёные предполагают, что теннисисты, сопровождающие свою игру криком или громкими возгласами имеют преимущество перед соперником. Они считают, что таким образом спортсмен заставляет противника медленнее реагировать на удары и даже теряться с точным определением траектории полёта мяча. Свои предположения учёные проверили лабораторным путем. В экспериментах, проводимых с участием студентов университета Британской Колумбии, использовалось мощное шумовое оформление вроде того, что, как правило, сопровождает игру таких звезд тенниса, как Мария Шарапова или Рафаэль Надаль. Результаты опытов были опубликованы в онлайновой версии издания «Public Library of Science ONE».

Профессиональные теннисисты пытаются по звуку от ударного взаимодействия ракетки с мячом определить силу удара и скорость вращения мяча, а крик мешает это сделать, более того, крик мешает концентрации принимающего игрока.

От ярых противников криков досталось и теннисному гуру Нику Боллетьери , ученики которого (Агасси, Селеш, сестры Уильямс, Мария Шарапова, Ларчер де Бритту) особо отличаются озвучиванием своих ударов. Пришлось Нику оправдываться, рассказывая, что он никоим образом не учит своих подопечных орать во время игры, а просто помогает им найти способ высвобождать энергию и оставаться сосредоточенными. А вообще-то он против серийных криков и даже считает, что за них надо наказывать.

Наказывать, а за что и как? Как это определять? В этом случае, у судей появится ещё обязанность решать, намеренно ли кричит игрок, серийно ли, и достаточно ли громко, чтобы быть наказанным?

Можно вообразить такой обмен репликами:
- Мисс Шарапова, предупреждение за крик
- Я не кричала. Я просто исполняла песню Лила Уэйна.

"Спорт сделал меня тем, чем я сейчас являюсь, но, когда я смотрю на сегодняшний теннис, я вижу массу моментов, которые могут повредить будущему игры. Возглавляют список крики, стоны, визги, вопли, как хочешь, так и называй. Я называю это жульничеством, и это необходимо прекратить прежде, чем все эти вещи навлекут на игру дурную славу.

Я всегда думала, что надо говорить вслух о том, что я считаю неправильным, и поэтому я хотела привлечь внимание людей к важным моментам. У меня есть план из 10 пунктов, в котором я обращаю внимание на правила, игровые условия, технологии и продвижение тенниса на рынке. Но больше всего я хочу прекратить эту ужасную оглушающую и неправильную тенденцию, в соответствии с которой привычка издавать дикие звуки стала удручающе обычной среди молодых девушек-теннисисток.

Мне кажется, первым человеком, который издал крик на корте, был Джимми Коннорс, и в те дни это было даже забавно. В основном, он кричал на второй подаче, а в его исполнении это был такой глупый короткой удар, что это вызывало смех. Но скоро это перестало быть смешно – мне пришлось столкнуться с этим в начале 90-х, когда я играла против Моники Селеш. Она была одной из первых, и мне это совершенно не нравилось ".

Это влияло на мою игру, потому что мне важно слышать, как мяч ударяется об ракетку – ты можешь услышать плохой удар, прежде, чем увидишь его, и этот звук является непременной частью игры.

Я думаю, с самого начала крик был задуман, чтобы отвлечь соперника. Крис Эверт и я никогда не издавали шума, Роджер Федерер не делает этого и сейчас. Крики не делают никого лучшим игроком, а могут даже влиять отрицательно, потому что на производство такого звука сотни раз за матч требуется много энергии.

Сейчас крики настолько разрослись, что часто звук продолжается до того момента, когда оппонент выполняет ответный удар, и теперь с этим надо что-то делать. Правила надо изменить, игроков надо предупредить, а если они не остановятся, их надо наказывать очками. Я знаю людей, которые выключают свои телевизоры, потому что звуки, производимые игроками, просто вызывают отвращение ", – написала Навратилова.

Другая выдающаяся теннисистка Крис Эверт также присоединилась к тем, кто выступает против криков в теннисе: "Как игрок я вижу, что сейчас звуки, которые издают игроки, становятся громче и громче, особенно, когда они выигрывают. Крики раздаются раньше, чем происходит удар. Первое, что вы слышите – это крик, а затем уже мяч пролетает мимо вас. Посмотрите на Марию Шарапову. Она кричит, когда проводит выигрышный мяч.

Они говорят, что во время удара нужно выпустить воздух из легких. Я не понимаю этого. Штеффи Граф сильно била по мячу, но она не кричала. Множество игроков обладает сильным ударом, и при этом они не издают звуков. Я не понимаю философию этого ".

В свою очередь Мичел Ларчер де Бритту, заявила, что никто и ничто не заставит её перестать кричать, покуда это помогает ей выигрывать.

Британская популярная многотиражка «The Telegraph » (26.10.2011) составила рейтинг Топ-10 самых крикливых теннисисток с краткой характеристикой их звукоиздаваний.


  1. Публика на её матчах больше ощущает себя зрителями гонок «"Формулы-1». Уровень звукового давления от ей крика приближается к порогу комфорта человека, а иногда даже и превышает его.
  2. Мария Шарапова, 101 децибел
    Уровень звукового давления от её крика сравним шумом от посадки самолёта на расстоянии 100 метров. Примечательно то, что на тренировках редко использует свой шумовой эффект.
  3. Моника Селеш, 93,2 децибел
    Одна из первых теннисисток, которая начала кричать на корте. Её характерной особенностью звукового сопровождения удара яляется тихий стон, переходящий в громкий крик. Из-за угроз дисквалификации с "Уимблдона" Селеш вынуждена была вести себя немного тише на корте, из-за чего, по её словам, в последствие пожалела.
  4. Серена Уильямс, 88,9 децибел
    Серена известна своим агрессивным криком, который усиливается по мере увеличения напряжения и физических нагрузок.
  5. Венус Уильямс, 85 децибел
    Крик Уильмс можно легко спутать с криком лошади, которая утопает в зыбучих песках. В одном из самых интересных матчей в истории "Уимблдона" против Марии Шараповой спортсменки устроили такое шоу, что даже комментаторы не смогли сдержать смех.
  6. Виктория Азаренка, 83,5 децибел
    В отличие от остальных теннисисток, Азаренка издаёт короткие, резкие звуки. Их можно сравнить с теми, которые можно услышать на вокзале от проезжающего поезда.
  7. Елена Бовина, 81 децибел
    Её крик состоит из двух звуков, которые в целом напоминают стоны умирающего животного. Громкость ‒ как работающий пневматический инструмент на расстоянии 15 метров.
  8. Анна Курникова, 78,5 децибел
    В её защиту можно сказать, что Курникова кричала лишь тогда, когда находилась под большим прессингом. По уровню шума её крик можносравнить с проезжающим автобусом.
  9. Ким Клийстерс, 75 децибел
    Издавала звук в основном тогда, когда ей действительно приходится тяжело на корте. Характерный низкий и гортанный звук при ударе мяча.
  10. Елена Дементьева, 73 децибел
    Имеет два различных типа крика. Первый: пронзительный, можно услышать в начале игры, встречается у многих женщин-теннисисток. Второй: более сильный, можно услышать от Дементьевой в важных или долгих розыгрышах.

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН...