Задания олимпиады школьников по биологии

Хорошей традицией стало проведение Всероссийской школьной олимпиады. Её основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.

Олимпиадное движение приобретает все большую популярность у школьников. И тому есть причины:

  • победители всероссийского тура принимаются в ВУЗы вне конкурса, если профильным предметом является олимпиадный предмет (дипломы победителей действительны в течение 4 лет);
  • участники и призеры получают дополнительные шансы при поступлении в учебные заведения (если предмет не по профилю ВУЗа, победитель получает дополнительных 100 баллов при поступлении);
  • значительное денежное вознаграждение за призовые места (60 тыс., 30 тыс. рублей;
  • и, конечно, известность на всю страну.

Прежде чем стать победителем необходимо пройти все этапы Всероссийской олимпиады:

  1. Начальный школьный этап, на котором определяют достойных представителей на следующую ступень, проводиться в сентябре-октябре 2017 г. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют специалисты методического кабинета.
  2. Муниципальный этап проводиться между школами города или района. Проходит он в конце декабря 2017г. – начале января 2018 г.
  3. Третий тур более сложный. В нем принимают участие талантливые учащиеся со всей области. Региональный этап проходит в январе-феврале 2018 г.
  4. Заключительный этап определяет победителей Всероссийской олимпиады. В марте-апреле соревнуются самые лучшие дети страны: победители регионального этапа и победители прошлогодней олимпиады.

Организаторами заключительного тура являются представители Министерства Образования и науки России, они же подводят итоги.

Показать свои знания можно по любому предмету: по математике, по физике, по географии, даже по физкультуре и технологии. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу. Всего 24 дисциплины.

Олимпиадные предметы подразделяются по направлениям:

Направление Предметы
1 Точные дисциплины математика, информатика
2 Естественнонаучные дисциплины география, биология, физика, химия, экология, астрономия
3 Филологические дисциплины литература, русский язык, иностранные языки
4 Гуманитарные дисциплины экономика, обществознание, история, право
5 Прочие искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Особенность заключительного этапа олимпиады состоит в двух видах заданий: теоретические и практические. Например, чтобы получить хорошие результаты по географии учащиеся должны выполнить 6 теоретических задач, 8 практических заданий, а также дать ответ на 30 тестовых вопросов.

Первый этап олимпиады начинается в сентябре, а значит, желающие принять участие в интеллектуальном марафоне должны готовиться заранее. Но прежде всего, должны иметь хорошую базу школьного уровня, которую постоянно нужно пополнять дополнительными знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

Официальный сайт олимпиады www.rosolymp.ru размещает задания прошлых лет. Эти материалы можно использовать в подготовке к интеллектуальному марафону. И конечно не обойтись без помощи педагогов: дополнительные занятия после уроков, занятия с репетиторами.

Победители заключительного этапа примут участие в международных олимпиадах. Они образуют сборную команду России, которая будет готовиться на учебно-тренировочных сборах по 8 предметам.

Для оказания методической помощи на сайте проводятся установочные вебинары, образован Центральный оргкомитет олимпиады, предметно-методические комиссии.

Представляет собой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программу общеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная и ответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багаж знаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще и возможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию при поступлении в лучшие университеты России.

Практика проведения предметных олимпиад существует в стране более ста лет – еще в далеком 1886 году представители органов образования инициировали соревнования между юными талантами. Во времена Советского Союза это движение не просто не прекратило существование, но и получило дополнительный импульс к развитию. Начиная с 60-х годов прошлого века практически по всем основным школьным дисциплинам стали проводиться интеллектуальные состязания всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба.

Какие предметы входят в олимпиадный перечень?

В 2017-2018 учебном году школьники страны смогут побороться за призовые места в нескольких категориях дисциплин:

  • в точных науках, к числу которых относятся информатика и математический блок;
  • в естественных науках, к которым относят географию, биологию, астрономию, физику, химию и экологию;
  • в области филологии, включающей олимпиады по немецкому, английскому, китайскому, французскому, итальянскому языкам, а также русскому языку и литературе;
  • в сфере гуманитарных наук, состоящей из истории, обществознания, права и экономики;
  • по другим дисциплинам, к которым относятся физкультура, мировая художественная культура, технологии и безопасность жизнедеятельности.

В олимпиадных заданиях по каждой из перечисленных дисциплин обычно выделяются два блока заданий: часть, проверяющая теоретическую подготовку, и часть, направленная на выявление практических навыков.

Основные этапы олимпиады 2017-2018 года

Проведение Всероссийской школьной олимпиады включает в себя организацию четырех этапов состязаний, проводимых на различных уровнях. Итоговое расписание интеллектуальных битв между школьниками определяют представители школ и региональных образовательных властей, однако, вы можете ориентироваться на такие периоды времени.


Школьников ожидают 4 этапа соревнований разного уровня сложности
  • Этап 1. Школьный. Соревнования между представителями одной школы будет проводиться в сентябре-октябре 2017 года. Олимпиада проводится между учащимися параллели, начиная с пятого класса. Разработка заданий для проведения предметных олимпиад в данном случае возлагается на членов методкомиссии городского уровня.
  • Этап 2. Муниципальный. Этап, на котором проходят состязания между победителями школ одного города, представляющими 7-11 классы, будет проведен с декабря 2017 по январь 2018 года. Миссия составления олимпиадных заданий возлагается на организаторов регионального уровня, а за вопросы, связанные с предоставлением места и обеспечения процедуры олимпиад, отвечают местные чиновники.
  • Этап 3. Региональный. Третий уровень олимпиады, который будет проводиться в январе-феврале 2018 года. На этом этапе в состязаниях принимают участие школьники, получившие призовые места на городской олимпиаде, и те, кто победил в региональных отборах прошлого года.
  • Этап 4. Всероссийский. Самый высокий уровень предметных олимпиад будет организован представителями Минобразования Российской Федерации в марте-апреле 2018 года. На него приглашаются победители регионального уровня и ребята, победившие в прошлом году. Однако не каждый победитель регионального отбора может стать участником данного этапа. Исключение составляют школьники, получившие у себя в регионе 1 место, но отстающие по очкам от победителей на уровне других городов. Призеры Всероссийского этапа могут потом отправиться на соревнования международного уровня, которые проходят в летнее время.

Где найти типовые задания по олимпиаде?

Конечно, чтобы достойно выступить в этом мероприятии, нужно иметь высокий уровень подготовки. Всероссийская олимпиада представлена в сети собственный сайтом – rosolymp.ru, – на котором ученики могут ознакомиться с заданиями прошлых лет, проверить свой уровень при помощи ответов на них, узнать конкретные даты и требования к организационным моментам.

Школьный тур олимпиады включает задания тестового типа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия и задачу по генетике. Школьный тур заданий - это первый шаг в подготовке к муниципальному этапу олимпиады, а также его можно учитывать при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии

11 класс

2016-2017 учебный год

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод б) слоевище в) гаметофит г) спорофит.

Рис.1

2.Наземный образ жизни характерен для:

а) спирогиры; б) плеврококка; в) хлореллы; г) улотрикса

3. На кристах митохондрий происходит:

а) синтез митохондриальной ДНК; б) окисление органических соединений;

в) синтез митохондриальных белков; г) синтез рибосом.

4. Спирали ДНК удерживаются:

а) водородными связями; б) ковалентными связями; в) ионными связями;

г) пептидными связями

5. Укажите схему строения вещества, которое приносит аминокислоты к рибосоме и и-РНК

а) 1; б) 2; в) 3; г)4.

6.Под какой цифрой на рисунке 2 показаны зрелые шишки сосны?

рис.2

а) 1 ; б) 2; в) 3; г)4.

7.Какой признак характерен для организма, которому соответствует строение головного мозга, показанное на рисунке

рис.3

а) теплокровность; б) волосяной покров; в) диафрагма; г)трубчатые легкие.

8. Из перечисленных ферментов, в тонком кишечнике не функционирует:

а) липаза; б) химотрипсин; в) амилаза поджелудочной железы; г) пепсин

9. Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей:

а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон;

б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс;

в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс;

г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона

10. Мальчик имеет группу крови 0 , его мать – группу крови А и отец группу крови В . Вероятность того, что у его сестры будет такая же группа крови:

а) 1/16; б) 1/8; в) 1/4; г) ½

11. На графике представлен увеличение числа особей популяции за единицу времени.

Проанализировав график, можно сделать вывод:

а) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

б)чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

в) рост числа особей в популяции постоянен;

г) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей - от 400 до 600.

12.Изучите график: Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:

а) температура влияет на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;

б) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой - дыхание;

в) при температуре меньше 10∘C интенсивность фотосинтеза и дыхания уменьшается;

г) при температуре выше 60∘C все процессы - и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

13.Сколько молекул АТФ образуется при неполном окислении 5 молекул глюкозы:

а) 38; б) 190; в) 10; г) 180.

14. К продуцентам в экосистемах относятся

15.Клетка печени обезьяны содержит 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в каждой из ее дочерних клеток, образовавшихся в результате митоза?

а)23 хромосомы б) 48 хромосом; в) 46 хромосом; г) 24 хромосомы.

II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

1.Какие органы образуются из мезодермы в процессе индивидуального развития:

а)нервная трубка;

б)сердечная мышца;

в)легкие;

г)эмаль зубов;

д)скелет;

е) почки.

2.Признаки, характерные для представителей царства Грибы:

а) клеточная стенка содержит хитин;

б)автотрофы;

в) запасной углевод гликоген;

г) клеточная стенка содержит целлюлозу;

д) гетеротрофы;

е) запасное питательное вещество крахмал.

3.Какие признаки характерны для мейоза?

а)наличие двух следующих друг за другом делений

б)образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией

в)расхождение гомологичных хромосом в разные клетки

г)образование диплоидных дочерних клеток

д)отсутствие интерфазы перед первым делением

е)конъюгация и кроссинговер хромосом.

4. Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?

а) речь ;

б) сознание;

в) абстрактное мышление;

г) орудийная деятельность;

д) условный рефлекс;

е) озарение.

5. Укажите признакие, характеризующие движущую форму естественного отбора.

а) обеспечивает появление нового вида;

б) проявляется в меняющихся условиях среды;

в) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде;

г) выбраковываются особи с отклонением от нормы;

д) возрастает численность особей со средним значением признака;

е) сохраняются особи с новыми признаками.

III.Задания на установление соответствия.

1. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.

2. Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и критерием вида.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

IV.Задача по генетике

Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

Ответы школьной олимпиады по биологии

11 класс

(максимальное количество баллов - 42 балла)

I. Задания с выбором одного правильного ответа

(max - 15 баллов, 1 балл за правильный ответ)