Значение утренней гимнастики для физического здоровья ребенка. Значение утренней зарядки

Значение, содержание и план построения утренней гимнастики

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия и вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

В утренней гимнастике можно выделить три части:

  • Вводная часть;
  • Основная часть;
  • Заключительная часть.

Каждая часть имеет свои задачи и свое содержание.

Вводная часть.

Задачи:

  • организация внимания детей,
  • выработка правильной осанки,
  • подготовка организма к выполнению более сложных упражнений.
  • построения в колону или в шеренгу;
  • строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
  • перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;
  • непродолжительная ходьба, чередующаяся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, ходьба с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба на пятках);
  • бег друг за другом и врассыпную или бег в сочетании с прыжками.

Продолжительность вводной части: 1-2 минуты.

Основная часть.

Задачи:

  • укрепление основных мышечных групп,
  • формирование правильной осанки.
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц;
  • упражнения для мышц туловища;
  • упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы;
  • повторение общеразвивающих упражнений.

Заключительная часть.

Задачи:

  • расслабление мышц;
  • подготовка к дальнейшей деятельности.
  • завершающие зарядку прыжки или бег;
  • заключительная ходьба;
  • упражнения на восстановление дыхания.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время значительно расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности .

В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастики дети упражняются в движениях. Но для того, чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

При проведении гимнастики в детском саду следует учитывать все возрастные особенности дошкольников. Ведь для каждой возрастной группы существуют свои требования и рекомендации при проведении зарядки и занятий физическими упражнениями.

Упражнения в утренней гимнастике располагаются в определенном порядке, так, чтобы они поочередно оказывали воздействие на самые разнообразные группы мышц. Как правило, гимнастика начинается с непродолжительной ходьбы и легкого бега, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающие упражнения побираются для комплекса в следующем порядке: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, затем упражнения, развивающие преимущественно мышечные группы туловища и ног (наклоны, повороты, приседания, взмахи ногами вперед, назад, в стороны и т.п.). Эти упражнения в начале утренней гимнастики проводятся главным образом стоя. Упражнения из других исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях) даются детям после упражнений стоя.

После общеразвивающих упражнений проводится легкий спокойный бег или подскоки на месте. Они могут быть заменены несложной, хорошо известной детям подвижной игрой. Заканчивается утренняя гимнастика непродолжительной ходьбой. Во время нее могут быть исполнены песни маршевого характера. На утренней гимнастике следует достичь большой двигательной активности детей. .

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение 1 - 2 недель.

Если отдельные упражнения комплекса не проводят к желаемым результатам, оказались слишком просты, неинтересны или наскучили детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса также допустимо.

Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Упражнения для утренней гимнастики подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями. Во время утренней гимнастики важно следить за правильностью сочетания дыхания с проделываемыми движениями.

Гигиеническое и закаливающее воздействие утренней гимнастики особенно усиливается, если непосредственно после физических упражнений дети тщательно умываются прохладной водой или обтираются до пояса.

Утренней гимнастикой занимаются все дети дошкольных групп, кроме освобожденных врачом по уважительным причинам.

Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.


Как же не хочется вставать с постели с утра, особенно, если за окном метет метель, дует сильный, холодный ветер или накрапывает дождь. Из кровати мы буквально выталкиваем себя, напрягая собственную силу воли до предела. Конечно, после чашечки кофе стает немого легче, но надолго ли? Есть одно проверенное средство, к которому сегодня, увы, прибегает мало людей. Речь идет об утренней гимнастике. Начните делать ее регулярно, каждый день, преодолевая собственное нежелание и лень: вот увидите – ваша работоспособность повысится в разы, а расположение духа всегда будет превосходным!

Значение утренней гимнастики

Утренняя гимнастика является отличной оздоровительной процедурой , эффект которой распространяется на весь организм. Это, можно сказать, традиционный метод улучшения самочувствия и физической формы, уходящий своими корнями в недалекое славное прошлое, а именно – в советскую эпоху. Благодаря ему, предшествующие нынешнему поколения были гораздо выносливее и активнее по сравнению с современными людьми – нас с вами.

Прежде всего, следует отметить, что регулярное выполнение нехитрого комплекса спортивных упражнений помогает человеку окончательно проснуться. Суть данного явления в следующем: в процессе утренней гимнастики все системы органов включаются в работу и принимаются за выполнение возложенных на них природой функций.

Второй пункт: комплекс упражнений, осуществляемый вскоре после пробуждения, заряжает бодростью на целый день. В итоге вы готовы трудиться с полной отдачей и не почувствуете особой усталости до самого вечера, поскольку одна из задач утренней гимнастики – обеспечить вас запасом жизненных сил.

Благодаря нехитрым упражнениям утренней гимнастики организм становится активным не только в физическом и физиологическом отношении – это касается и интеллектуального уровня. Ученые давно доказали: спорт заставляет лучше работать мозг.

Наконец, основополагающее значение спортивного мероприятия состоит в раскрытии физического потенциала, повышении силы и выносливости . К тому же утренняя гимнастика подготавливает субъекта к более интенсивным тренировкам. Можно сказать, что она является отправной точкой на пути к существенным спортивным достижениям.

Польза утренней гимнастики


Фото: значение и польза утренней гимнастики

Физические упражнения, которые вы выполняете в начале дня, бесспорно, приносят вашему организму огромную пользу. Причем, последняя носит весьма разносторонний характер. Рассмотрим это подробнее:

  • Нервная система . Под воздействием активных упражнений происходит нормализация механизма передачи нервных импульсов и выброс в кровь «гормонов радости» эндорфинов. Таким образом, у человека формируется позитивный настрой, а при регулярном осуществлении гимнастики по утрам он перестает испытывать проблемы с засыпанием. Вдобавок ко всему прочему, повышается стрессоустойчивость организма.
  • Мышечная система и опорно-двигательный аппарат . Благодаря пусть и минимальной, но систематической физической нагрузке на связки и суставы после утреннего пробуждения они улучшают свою функциональность. Возрастает эластичность мышц. Суставы же улучшают подвижность, избавляются от боли.
  • Сердечно-сосудистая система . Утренняя гимнастика является отличной профилактикой заболеваний сердца и атеросклероза. За счет активизации метаболических процессов нормализуется липидный обмен в организме. Как результат, снижается уровень «плохого» холестерина в крови, а вслед за ним и риск возникновения инфаркта миокарда или инсульта.
  • Очищение организма и похудение . И, наконец, одно из самых волнующих обстоятельств - систематически выполняемые по утрам гимнастические упражнения запускают во внутренней среде тела процессы своевременного вывода за его пределы шлаков и токсинов. Это же обстоятельство вкупе с нормализацией липидного и обмена веществ в целом помогает похудению , корректировать вес и контуры фигуры.
  • Пищеварительный тракт . Начало нового дня с утренней гимнастики заставляет активизироваться кишечник, поджелудочную железу, желчный пузырь, а также подготавливает к работе желудок. Поступающая после тренировки пища намного быстрее расщепляется на полезные составляющие, которые затем всасываются в кровь.
  • Укрепление иммунитета . Если привыкните каждое утро совершать не сложные гимнастические приемы в течение хотя бы 10-15-ти минут, то забудете о частых простудах и даже молниеносном заболевании гриппом в период эпидемии. Все потому, что ваша иммунная система под влиянием регулярных физических нагрузок закалится и встанет на страже чужеродных бактерий и вирусов, а значит, активно укрепляется иммунитет .
  • Исправление осанки . Сегодня практически у каждого второго выявлен сколиоз. Однако это состояние можно подкорректировать, если регулярно после утреннего сна выполнять комплекс из 3-5 специально подобранных упражнений. Особенно важна в этом плане утренняя гимнастика для людей, чей ежедневный труд связан с необходимостью сидеть часами за компьютером.

Правила утренней гимнастики

Прежде чем познакомиться с примерными упражнениями, годящимися для выполнения сразу после пробуждения, необходимо усвоить следующие правила:

  • Утреннюю гимнастику следует осуществлять спокойно, вдумчиво, но энергично.
  • Лучше всего производить упражнения не в доме, а на свежем воздухе. В этом случае результативность мероприятия будет гораздо выше.
  • Все приемы следует выполнять, облачившись в удобную, не стесняющую ваших движений одежду.
  • Начинать гимнастику нужно обязательно с разминки. Она длится несколько минут и включает в себя простые приемы: потягивания, ходьбу по кругу и т. п.

Комплекс упражнения утренней гимнастики

  • Наклоны головы . Займите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Теперь наклоняйте голову то влево, то вправо. Повторите упражнение 10 раз и смените тактику, наклоняя голову вперед и назад. Плечи и спину при этом держите ровными.
  • Вращения головы . Их выполняют сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Количество кругов в каждую сторону - 10-15.
  • Упражнение для плеч . Данный прием состоит в поднятии плеч как можно выше и возвращении их в исходную позицию.
  • Наклоны и повороты корпуса . Находясь в уже озвученном исходном положении, нужно наклонять туловище влево-вправо, вперед-назад, каждый раз возвращаться в прежнюю позицию. Спустя 10 повторов для каждого варианта выполнить повороты корпуса в одну и другую сторону.
  • Сплетите пальцы обеих рук в «замок» и заведите за голову. В итоге ваши локти будут «смотреть» в разные стороны. Теперь постарайтесь коснуться левым локтем правого колена, а правым локтем - левого колена. Понятно, что для этого нужно поднимать согнутые в коленях ноги.
  • Приседания . Их выполняют с идеально ровной спиной. Ступни при этом должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга. За раз необходимо произвести 10 приседаний.
  • Отжимания . Производят стандартным способом: на вытянутых руках и с прямыми нижними конечностями. Рекомендуемое число раз: 15-20.

Значение утренней гимнастики для дошкольников

Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробуем вам доказать, что вы не правы .

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого.

Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи.

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. В семье ребёнку надо создавать такие условия, которые бы способствовали эмоциональной настроенности на обязательное выполнение утренней гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий. Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и даёт определенный тренирующий эффект.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности. Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку. В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики.

Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который способствует оздоровлению организма ребёнка.

Введение

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннею гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры.

Целью данной курсовой работы является изучение методики проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи: раскрыть значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста; рассмотреть структуру и содержание утренней гимнастики; проанализировать методику проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

утренний гимнастика оздоровление дошкольный

Определение и значение утренней гимнастики для оздоровления детей дошкольного возраста

Утренняя гимнастика (зарядка) это комплекс физических упражнений, проделываемых сразу после сна. Она состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Ее целью является повышение общего жизненного тонуса и основных процессов жизнедеятельности, тем самым она обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

Утренняя гимнастика улучшает деятельность сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, повышает настроение и работоспособность, способствует приобретению хорошей осанки. Активизируя деятельность всех органов и систем, утренняя зарядка содействует укреплению здоровья.

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние. По данным врачей-гигиенистов, утреннюю гимнастику можно назвать еще вводной, поскольку она ускоряет вхождение организма в деятельность. Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств детей, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Кроме того, утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей.

В детском саду утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные - активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, утренняя гимнастика становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В то же время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Утренняя гимнастика – система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра. В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей – сразу же после ночного сна (зарядка).

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки – простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья – подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия – на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом – купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.



Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение и структура утренней гимнастики

Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Структура утренней гимнастики:

1. Вступительная часть

–построение

–2–3 вида ходьбы

–1 вид бега

–упражнение на внимание (носит имитационный характер)

Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

2. Основная часть. ОРУ.

–упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса

–упражнение для мышц туловища

–для ног и туловища

–комбинированное

–прыжки с чередованием ходьбы

–упражнение на дыхание

3. Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.)

Варианты проведения утренней гимнастики

1. Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

2. Утренняя гимнастика игрового характера

Могут быть включены 2–3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5–7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

3. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

4. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5–7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3–4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100–200–300 м (один два раза в чередовании с ход! бой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени год; В конце предлагаются дыхательные упражнения.

5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажёров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

Подбор упражнений для утренней гимнастики.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).

Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10–12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются.