Логомаг. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
Предлагаемые вашему вниманию комплексы утренней гигиенической гимнастики-разминки, сопровождающиеся речитативами, рассчитаны на детей разного возраста и различных уровней речевого развития.

Логопедическая разминка №1

1. Делаем на месте два шага, остановиться, притопнув левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шесть – восемь раз).
Топ, топ!
Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке)
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата)
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка хочет ягод сладких,
Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками)
Цок, цок! Конь живой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движение, дети щелкают языком)

7. Боковой галоп со сменой направления.

8. Бег с выносом прямых ног вперед. Бу-ра-ти-но

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку)

10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.
Чок, чок, чок, чок
Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз).

3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою
Песню распевает

4. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза)

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок, малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.)
Побежали наши дети
Все быстрей, все быстрей,
Не догонит косолапый…
Давайте, веселей!

9. Свободная ходьба.

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем,
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей,
Капа, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдем
И приседаем мы на нем,
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году
В нашем выросло саду?
Все мы вам покажем,
Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
Мы веселые ребята,
Наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе.
Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел,
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел,
Сделал полный порот,
Через речку пошел вброд.

4.
Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел,
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.

5. Легкий бег на носках (0.5 мин.)

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка №5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук –
Жу, жу, жу, жу

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад.
Гуси шею выгибают –
Га, га, га, га.

4. Прыжки с продвижением вперед.
А лягушки на болоте
Ква, ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.
Едем, едем, на лошадке,
Цок, цок, цок, цок!
По дорожке гладкой, гладкой,
Цок, цок, цок, цок!
В гости нас звала принцесса,
Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг сладкий, сладкий,
Цок, цок, цок, цок!

6. Бег с захлестом голени назад.
Бей, бей барабан,
Помоги солдату.
Если лопнет барабан,
Положу заплату.

7. Свободная ходьба под марш.

Т. ЯКУШИНА,
методист краевой СДЮШОР,
администрация Красноярского края

Нам всем давно известно, что движения могут частично заменить психотерапевтическое воздействие. Усталость, нервное напряжение, упадок сил можно и нужно «лечить» движениями. А если к движениям присоединяется музыка, пение и слово – целебное воздействие умножается. Логоритмика соединяет в себе и ритм, и звуки (слова), и движения.

Что значит логоритмика? Характеристика и особенности

У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.

Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.

Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.

Кому полезны логоритмические упражнения:

  • Детям с общим недоразвитием речи.
  • Детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года).
  • Ослабленным, часто болеющим детям.
  • При дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения).
  • Детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам.
  • При запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).

Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие. Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.

Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением. Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.

Логопедическая ритмика – это:

  1. Различные виды ходьбы с усложнением.
  2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  3. Упражнения на развитие речи без музыки.
  4. Упражнения, развивающие точную моторику.
  5. Пение.
  6. Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.

Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.

Как влияет логоритмика на развитие ребенка 3-4 лет?

Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.

Влияние занятий на развитие детей:

  • Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
  • Развивается музыкальный слух.
  • Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
  • Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
  • Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.

Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.

Как проводятся занятия по логоритмике с детьми 3-4 лет?

Все логоритмические упражнения для детей 3-4 лет очень просты и интересны, для их выполнения не нужна специальная подготовка. Взрослый показывает – ребенок повторяет за ним. От детей не требуется запоминания и заучивания материала, все происходит самопроизвольно. Сначала требуется небольшая помощь взрослого, но спустя несколько занятий малыши уже самостоятельно и безошибочно повторяют речевой материал.

На видео презентации песенки — инсценировки известного педагога раннего развития Железновой Е.С.:

Для видимого эффекта нужно заниматься не менее 6-12 месяцев, регулярно проводя по 2 занятия в неделю. Лучше это делать после дневного сна, хотя все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с заиканием и запинками должны заниматься логоритмикой не менее 3-4 раз в неделю.

Перед проведением занятий требуется небольшая подготовка – для каждого этапа занятий требуется подобрать соответствующий саундтрек. Это может быть классика, детские песенки, музыка для релаксации, звуки природы.

Невозможно пользоваться жестко определенной программой занятий, все занятия подстраиваются под конкретного ребенка. Если проблемы с моторикой – увеличивается доля соответствующих упражнений, сильнее всего страдает звукопроизношение – следует больше времени уделить пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

Ребенка ни в коем случае не следует ругать за неудачи, чтобы он не потерял интерес к занятиям. Лучше на время отказаться от неосвоенного упражнения, но затем все равно нужно к нему вернуться.

Логоритмические игры и упражнения для детей 3-4 лет

Для индивидуальных занятий можно подобрать материал самостоятельно, или воспользоваться готовыми программами. Главное, чтобы структура занятия включала в себя требуемые компоненты, и при необходимости упражнения сопровождались музыкой.

Логоритмические игры:

  • Дыхательные упражнения

Сдуваем ватку с ладошки, дуем на бумажные снежинки, сдуваем бумажку, приклеенную на кончик носа, дуем на бумажные кораблики в тазу, пускаем мыльные пузыри.

  • Поем гласные

Тянем яркий цветной шнурок из кулачка и поем гласный звук до тех пор, пока он тянется.

  • Игра «Земля, вода, воздух»

На произнесенное взрослым слово «земля» топаем ногами, на слово «вода» имитируем плавание, на слово «воздух» машем руками над головой.

  • Игра «Мы руки поднимаем»

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, качаем головой.
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, их маме подаем,
И бегаем бегом!

  • «Веселые попугайчики»

Предложить детям отстукивать ребром ладошки ритм слогового ряда, предложенного взрослым: та-та-та, та-та, та-та, та-та-та, как попугайчики повторяют каждое слово.

  • Имитация игры на музыкальных инструментах

«Мы пришли и сели, играем на трубе – Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Далее имитируем игру на барабане, трещотках, балалайке и т.д. Можно воспользоваться детскими игрушечными инструментами.

Видео — сюжет занятия по логоритмике с детьми 4-5 лет:

Веселые и разнообразные занятия не наскучат малышу, и взрослым удастся в непринужденной форме достичь важной цели – развить правильную, богатую и красивую детскую речь.

(материл для использования музыкальным руководителем)

Организация физкультурно-оз­доровительных мероприятий и работа педагога с дошколь­никами с речевой патологией имеют свои особенности. Однако учебные планы педагогических заведений, осуществляющих подготовку руко­водителей физического воспитания дошкольных учреждений, не предус­матривают изучения проблем адап­тивной физической культуры. В ре­зультате педагогу коррекционного учреждения Для правильного пост­роения процесса физического вос­питания дошкольников с речевой па­тологией приходится самостоятель­но знакомиться с азами логопедии, дефектологии и социальной психо­логии.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсив­ней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компо­нентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей я мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи выра­батываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Предлагаемые вниманию читате­лей комплексы утренней гигиеничес­кой гимнастики-разминки, сопро­вождающиеся речитативами, рассчи­таны на детей разного возраста и раз­ личных уровней речевого развития.

Логопедическая разминка №1

1. Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться, притопнуть ле­вой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шестъ-восемь раз).

Топ, топ!

Хлоп, хлоп!

2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спе­шащими к маме-кошке).

Тук, тук, тук, тук!

Моих пяток слышен стук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).

Лед да лед, лед да лед,

А по льду пингвин идет.

Лед да лед, скользкий лед,

Но пингвин не упадет.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети-медвежата).

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет,

Мишка хочет ягод сладких,

Да никак их не найдет.

5. Ходьба с высоким подниманием ко­леней (дети представляют себя лошад­ками).

Цок, цок! Конь живой,

С настоящей головой,

С настоящей гривой.

Вот какой красивый!

6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щелкают языком).

7. Боковой галоп со сменой направле­ния.

8. Бег с выносом прямых ног вперед.

Бу-ра-ти-но...

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).

10. Свободная ходьба с упражнения­ми на дыхание.

Логопедическая разминка №2

1. Ходьба в колонне по одному (см.первую разминку).

2. Ходьба в полуприседе.

Чок, чок, чок, чок

Наступлю на каблучок (повторить шестъ-восемъ раз).

3. Ходьба с высоким подниманием ко­лена, с хлопком по бедрам.

Возле дома во дворе

Петушок гуляет

И любимую свою

Песню распевает.

4. Ходьба на носках с хлоп­ками над го­ловой.

Ку-ка-ре-ку,

Ку-ка-ре-ку (повторить че­тыре раза).

5. Прыжки с продвижением вперед, руки на по­яс.

Скачут зайцы –

Прыг да скок –

На лесной опушке,

А у зайчиков торчат

Ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде сто­пы.

Я пингвин не один,

Нас, пингвинов, стая.

Мы живем среди льдин

И не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы.

Три медведя шли домой,

Папа был совсем большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

8. Легкий бег на носках (0,5 мин.).

Побежали наши дети

Все быстрее и быстрей,

Не догонит косолапый...

Ну, давайте веселей!

9- Свободная ходьба.

Логопедическая разминка №3

1. Свободная ходьба.

На огород мы наш пойдем

И овощей там наберем.

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.

И по бордюру мы пойдем,

И приседаем мы на нем,

Потом обходим деревца

И пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.

А что в нынешнем году

В нашем выросло саду?

Все мы вам покажем,

Обо всем расскажем.

Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)

1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.

Мы веселые ребята,

Наше имя - медвежата.

Любим лазать и метать,

Любим прыгать и играть.

1. Ходьба в глубоком приседе.

Мишка шел, шел, шел,

Землянику он нашел.

Он присел, попыхтел,

Землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, поворотом на З60 градусов.

Мишка шел, шел, шел,

К тихой речке он пришел,

Сделал полный поворот,

Через речку пошел в брод.

4. Прыжки с продвижением вперед.

Мишка шел, шел, шел,

На лужайку он пришел,

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка.

5.Легкий бег на носках (0,5 мин.).

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка № 5

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бе­драм.

Вышли уточки на луг –

Кря, кря, кря, кря.

2. Легкий бег на носках.

Прилетел лохматый жук –

Жу, жу, жу, жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на но­сок или ходьба на носках, руки назад.

Гуси шею выгибают –

Га, га, га, га.

3. Прыжки с продвижением вперед.

А лягушки на болоте -

Ква, ква, ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бе­дра, руки на поясе.

Едем, едем на лошадке,

Цок, цок, цок, цок!

По дорожке гладкой, гладкой,

Цок, цок, цок, цок!

В гости нас звала принцесса,

Цок, цок, цок, цок!

Кушать пудинг сладкий, сладкий,

Цок, цок, цок, цок!

4. Бег с захлестам голени назад.

Бей, бей, барабан,

Помоги солдату.

Если лопнет барабан,

Положу заплату.

7. Свободная ходьба под марш.

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно),
Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного),
И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),
Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Федорова Екатерина

логопед-дефектолог

Олеся Науменкова
Логоритмика. Методическая разработка «Виды логометрических упражнений»

Что такое логоритмика ? Чтобы у ребёнка не было проблем с речью, педагоги применяют разные методики . Одна из них – логоритмика . Благодаря ей дети пополняют словарный запас, разрабатывают как мелкую моторику , так и крупную, учатся правильному произношению и многому другому.

Логоритмика – комплекс упражнений , которые ребёнок выполняет при помощи музыки и стихов. Это коррекционная педагогика, благодаря которой движения сопровождаются звуком.

К основным функциям логоритмики относят :

развитие правильной координации;

развитие тонкой детской моторики;

развитие общей моторики;

выработка темпа речи;

выработка ритма дыхания;

развитие слуха;

развитие речевой памяти;

укрепление костно-мышечного аппарата;

развитие сенсорики;

формирование чувства равновесия;

формирование правильной осанки и походки;

развитие грации.

Логопедическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика для дошкольников - это нормализация нарушенной двигательной функции, неправильной речи, дыхания, чувства ритма, голоса, темпа и интонации.

Достигаются поставленные цели путем преодоления имеющихся речевых или двигательных нарушений за счет сочетания специальных двигательных, а также разработанных речевых упражнений , где большую роль играют слова и музыка.

Задачи, которые преследует логопедическая ритмика , остаются неизменными :

формируется правильное дыхание;

развивается необходимый навык ориентации в пространстве;

развивается фонематический слух;

вырабатываются четкие движения и координация, взаимосвязанные с речью;

развивается моторика;

корректируются и развиваются чувства ритма и музыки.

Виды логометрических упражнений

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т. е. развивают слуховое внимание.

Ходьба друг за другом, держась рукой за веревку : дети стоят друг за другом, в левой руке каждого - веревка, под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать произношением звука у-у-у;

Ходьба друг за другом по канату боком приставными шагами. Дети идут маленькими шагами 3-4 м, заметно приподнимая ноги, руки свободно опущены;

Ходьба друг за другом с попутным перешагиванием через 5-6 кубиков и рейки лестницы, положенной на пол (2-3 круга) ;

Затем различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и словом.

Ходьба на внутренней, внешней сторонах ступни :

Лед да лед,

Скользкий лед,

Лед да лед,

Скользкий лед,

А по льду

Пингвин идет.

Не упадет.

На равновесие.

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как статуя. (С. Маршак.)

На носках.

Маме надо отдыхать,

Я на цыпочках хожу,

Маме хочется поспать.

Я ее не разбужу.

На пятках.

Тук, тук, тук, тук,

Моих пяток слышен стук.

Тук, тук, тук, тук,

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

«Цветочек» Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.

«Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит , расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

3. Упражнения на развитие дыхания , голоса и артикуляции

Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

«Кораблик»

Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.

Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

«Буря в стакане»

Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие.

Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.

«Три медведя» (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя» .

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей : самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти

На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти : моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Назови как можно больше животных (рыб, птиц, насекомых и пр., которые живут в указанных местах.

Нора, сарай, море, гнездо, трава, пруд, скворечник, дупло, река, квартира, клетка, земля, подвал, лист дерева.

Например, в траве живут : кузнечики, пауки, жуки, бабочки, пчелы, шмели, осы, мотыльки, стрекозы, комары, мухи, сверчки, муравьи и т. д.

Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

Помоги Незнайке закончить свою мысль.

Такой же пушистый, как…

Такой же веселый, как…

Такой же колючий, как…

Такой же хитрый, как…

Такой же смелый, как…

Такой же добрый, как…

Такой же шершавый, как…

Такой же голубой, как…

Такой же толстый, как…

Такой же шустрый, как…

Такой же высокий, как…

Такой же ровный, как…

Такой же светлый, как…

Такой же гладкий, как…

Такой же блестящий, как…

Такой же сильный, как…

Такой же быстрый, как…

«Солнце или дождик»

Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном) . Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» .

5. Счётные упражнения

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять

В прятки мы хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить,

Все равно тебе водить.

Раз, два, три, четыре, пять -

В прятки мы хотим играть.

Надо только нам узнать.

Кто из нас пойдет искать.

«Лягушка»

На болотистой лужайке Совершают прыжки на обеих ногах, присев на

Забренчала балалайка. корточки, уперев руки в колени, двигаясь по

кругу друг за другом.

Стадо целое лягушек Меняют направление движения.

Отдыхает на опушке.

«Раз, два. Раз, два. Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква. совершают прыжки вприсядку.

Мы, лягушки-попрыгушки, Вновь прыгают по кругу на корточках.

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте. Опять меняют направление движения.

Где таких певиц найдете?

Раз, два. Раз, два. Встают, поворачиваются лицом в круг,

Кваки-кваки-кваки-ква». совершают прыжки вприсядку.

Н. Нищева

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же : Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

Мячик мой

Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, держа руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной. По два взмаха каждой рукой, как бы

удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, держа руки на поясе.

Хорошо с мячом играть. По два взмаха каждой рукой, как бы

удары по мячу.

В. Волина

«По ягоды»

Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.

Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги,

не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.

Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

«Дрова»

Раз - дрова, два-дрова,

раскололся ствол едва!

Бух-дрова, бах- дрова,

вот уже полена два» упражнение , имитирующее рубку дров.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу,

Лисички собирала. Собирают воображаемые грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя,

Искали опятки. срывая воображаемые грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. затем топают правой ногой.

Н. Нищева

За малиной

За малиной в лес пойдем, в лес пойдём.

Дети водят хоровод, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Солнышко высоко,

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка.

Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя, ягодка-малинка.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Это платье для Наташки - Четыре ритмичных поворота вправо-

влево, руки на поясе.

Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на обеих

А на платье два кармашка, «Рисуют» на животике два кармашка.

Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к животику.

Н. Нищева

7. Упражнения формирующие чувства музыкального размера (метра)

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

«ЭХО»

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей) .

А-а-а-у-у-у! Переход от звука [а] внизу к звуку [у] вверху.

А мне в ответ :

А-а-а-у-у-у!

Опять кричу :

А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ :

А-а-а-у-у-у!

Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями : «У-у» , «У-о» , «О-а» , «А-э» , «Э-ы» .

Упражнения на восприятие неожиданного акцента.

На полу рисуются круги по количеству участвующих в упражнении . Под музыку марша каждый ходит вокруг своего круга. На акцент прыгает в свой круг двумя ногами и ждет следующего сигнала, на который он выпрыгивает из круга и снова идет вокруг него.

Занимающиеся стоят в две шеренги у противоположных стен зала. У одних обручи, которые они тихо качают. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладоши дети перекатывают обручи в другую шеренгу, которая ловит их и качает до следующего акцента.

Упражнения на восприятие метрического акцента. "

Дети стоят в шеренге на некотором расстоянии друг от друга. В руках у каждого скакалка. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4) все закидывают скакалку, как удочку, на 2-3-4 подтягивают ее к себе.

Дети стоят в кругу лицом друг к другу При акценте на счет четырехдольного

такта (4/4) делают прыжок обеими ногами к центру, на 2-3-4 отступают назад.

Все стоят парами лицом друг к другу по кругу или в колонне. На счет «раз» в четырехдольном размере берут правой рукой своего партнера за правую руку и на счет 2-3-4 меняются местами. В следующем такте" берутся левыми руками и меняются местами.

Все стоят в две шеренги на расстоянии 3-4 шагов и смотрят друг другу в затылок. Стоящая впереди шеренга держит в руках мячи. На акцент в трехдольном и четырехдольном размере дети перекидывают мячи через голову стоящим сзади и сейчас же поворачиваются к ним лицом. Поймавшие мяч тоже делают поворот и на акцент в следующем такте в свою очередь перекидывают мячи через голову.

Все стоят по кругу. У каждого в руках маленький мяч. При акценте на счет

"раз» в четырехдольном размере (4/4) мяч высоко подбрасывается вверх, на 2-3-4 нужно повернуться на месте кругом и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.

Упражнения на восприятие переходного акцента.

Подобные упражнения помогают лучше усвоить логические ударения в речи.

Все сидят на стульях, полукругом. Дается переходный акцент в четырехдольном размере (4/4 На «раз» в первом такте все поднимают правую руку, на 2-3-4-опускают. В следующем такте руку поднимают при акценте на «два» и на 3-4-1 опускают. В третьем такте руку ^поднимают при акценте на «три» . В четвертом такте - на «четыре» и на «раз» . В пятом такте встают с поднятой рукой.

8. Ритмические упражнения

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов . Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов , слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

«Мы на луг ходили»

(Слова В. Кукловской, пер. с укр. Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко. Автор 3. Березницкая.)

Дети стоят в кругу. Поодаль - зайчик.

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза) .

Дети, взявшись за руки, ходят вправо по кругу.

Задремал на кочке зайчик в холодочке

Вот так, задремал зайчик в холодочке (2 раза) .

Остановившись, дети указывают на зайчика. Положив руки под щеки, показывают, как он спит.

Разбудить хотели, в дудочки дудели :

Ту-ту, ру-ту-ту! В дудочки дудели (2 раза) .

Дети имитируют игру на дудочках. Зайчик спит.

Зайку мы будили, в барабаны били :

Бум-бум, тра-та-та! В барабаны били (2 раза) .

Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.

Зайка, просыпайся, ну-ка, поднимайся.

Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся (2 раза) .

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.

"Научились мы ходить"

1. Научились мы ходить,

Ножки поднимая,

Вот как наши малыши

Весело шагают

(ритмичная ходьба друг за другом)

2. Мы идём, мы идём,

Громко песенку поём!

Прыгнем раз да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

3. А теперь, как петушки,

Ножки поднимаем.

Вот как наши малыши

Хорошо шагают.

(ходьба с высоким поднимаем ног)

4. А теперь барашки,

Серые кудряшки,

По дорожке побежали,

Только ножки замелькали.

(легкий бег)

5. А теперь скорей в кружок,

Чтобы получить флажок.

(построение в круг)

9. Развитие чувства темпа

Эти упражнения необходимы , для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

«Лягушки и цапли»

Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз

Цель : развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Оборудование : кольца от игры «серсо» по количеству детей.

Описание :

Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца) . Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.

В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали : быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение : песня «Машина» , сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко.

Курочка и цыплятки.

Цель : обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.

Описание : Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.

Музыкальное сопровождение : «Русская народная мелодия» в обр. Г. Фрида.

«Огород»

Есть у нас огород,

Там своя морковь растёт.

Вот такой вышины

Вот такой вышины!

(дети поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

Вот такой ширины!

(постепенно разводят руки в стороны, отходя назад)

Есть у нас огород,

Там капуста растёт.

(не спеша двигаются вперёд, сужая круг)

Вот такой вышины,

Вот такой вышины!

(поднимают руки вверх)

Вот такой ширины,

Вот такой ширины!

(разводят руки в стороны, отходя назад)

«Поезд»

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу,чу-чу,чу-чу,

Бежит паровоз

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Приехали в лес,

Остановка опять,

Вставайте ребята,

Идите гулять.

11. Игра на музыкальных инструментах

Упражнение «Звени - молчи»

Пока звучит музыка, дети звенят в колокольчики и бегут. Как только музыка остановится, дети тоже останавливаются и прекращают звенеть в колокольчики.

Дидактическое упражнение «Громко-тихо»

Воспитатель показывает, как можно бить палочками по барабану громко и тихо. Затем дети сами бьют в барабаны, соответственно команде «громко» или «тихо» .

Ручной труд «Погремушка»

Дети открывают яйца от «киндеров» , наполняют одно яйцо одной фасолиной, а второе яйцо множеством фасолин. Затем яйца закрываются и дети потрясывая сделанными «погремушками» , выясняют, какая гремит громче.

Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит»

Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.

Музыкально-ритмическое упражнение «Оркестр»

Дети выбирают себе инструмент по желанию и подыгрывают под музыку.

12. Пальчиковые игры

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

«Апельсин»

Мы делили апельсин. Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Много нас, Показывают 10 пальцев

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают большой палец левой руки

Эта долька – для стрижа. Загибают указательный палец.

Эта долька – для утят. Загибают средний палец.

Эта долька – для котят. Загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра Загибают мизинец.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – Беда! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

13. Упражнения на развитие мимики

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек) .

Изображенных на картинках животных учить передавать его повадки и характер при помощи выразительных движений и мимики : трусливый заяц, неуклюжий медведь, суетливая курица, важный гусь, грациозная кошка.

1,2,3,4,5 начинаем мы играть.

Вот на месте закружились и в игрушки превратились.

Все теперь мы заводные. Отгадай, кто мы такие?

«Съели кислый лимон» (дети морщатся) .

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови) .

«Встретили знакомую девочку» (улыбаются) .

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот) .

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза) .

«Обиделись» (опускают уголки губ) .

«Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым) .

14. Артикуляционные упражнения

направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

«Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменени-ем темпа (медленно - быстрее - очень быстро) . Выполнять 10-15 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед-ленном темпе 5-6 раз.

«Дятел»

Широко открыть рот. Языком с силон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д» . подражая дятлу : д-д-д-д-д (15-20 секунд) .

«Утюжок»

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами : назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

«Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов , выделение различных слоговых сочетаний , отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов .

Упражнение №1

Взрослый предлагает ребёнку определить, далеко или близко находиться звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко-тихо) . Кричат дети : АУ (громко, АУ (тихо) . Лает собака АВ-АВ (громко, АВ-АВ (тихо) . Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

Упражнение №2

Взрослы просит подобрать слово в рифму :

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

Не ползет Влад на ель

У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»

Отвечает … (грузовик)

Мы собирали васильки

На головах у нас … (венки)

Упражнение №3

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У)

Аист, утка, иглы, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.