Лыжные трамплины. История возникновения вида спорта. Критерии оценки спортсменов

Международная федерация Название Международная федерация лыжного спорта Год основания 1924 год Веб-сайт fis-ski.com Связанные проекты Категория:Прыжки с трамплина Прыжки на лыжах с трамплина на Викискладе

Прыжки на лыжах с трамплина (англ. ski jumping ) - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов . Выступают как самостоятельный вид спорта, а также входят в программу лыжного двоеборья . Соревнования проводятся под эгидой Международной федерации лыжного спорта .

История [ | ]

Зарождение прыжков с трамплина [ | ]

Этот вид спорта зародился в Норвегии , в стране, где был распространен народный обычай состязаться в искусстве катания с гор (слалом). Первое документальное свидетельство относится к ноябрю 1808 года, когда лейтенант (норв. Olaf Rye ) пролетел 9,5 метров, чтобы доказать свою храбрость сослуживцам . К 1862 году летающие лыжники поднимались выше и прыгали дальше, а 22 января 1862 года в Трюсиле состоялось первое документально зафиксированное соревнование .

В 2009 году, когда стало ясно, что женские прыжки на лыжах с трамплина не войдут в программу зимней Олимпиады в Ванкувер 2010 , группа элитных спортсменок из Канады, Норвегии, Германии, Словении и США приняла решение обратиться в суд. Спортсменки утверждали, что их дискриминируют по половому признаку, в нарушение статьи 15 канадской Хартии прав и свобод. Однако Верховный суд канадской провинции Британская Колумбия принял решение, что нарушения нет.

Соревнования [ | ]

Соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина проводятся в зимний и летний сезон. Наиболее авторитетными и значимыми являются старты, проводящиеся в зимнее время на трамплинах с критической точкой 90 метров и более.

Олимпийские игры [ | ]

Победители в личном и командном первенстве определяются по сумме очков, набранных спортсменами во всех стартах, в которых они приняли участие.

В программу Кубок мира отдельным стартом входит «Турне четырёх трамплинов» - соревнования, имеющие самостоятельный авторитет в прыжковом мире, проводящиеся в новогодние праздники с 29 декабря по 6 января по особым правилам.

В программу Кубок мира также разыгрывается малый зачёт Кубка мира по полётам - соревнования, проводящие на полётных трамплинах .

Прочие соревнования [ | ]

Техника прыжка [ | ]

Полётная фаза прыжка конгсбергским стилем

Техника включает в себя разгон, уход со стола отрыва, полётную фазу и приземление. Слаженное выполнение всех элементов, координация тела в воздухе - это важнейшие технические элементы в арсенале прыгуна.

В момент приземления ноги спортсмена, прежде лежащие в одной плоскости, должны принять положение, именуемое «телемарк » (неофициально - «разножка»). При этом положении одна из ног выставлена вперёд, а другая отведена назад; обе ноги согнуты в коленях; колено «задней» ноги опущено вниз; руки расставлены выше плеч. Лыжи во время приземления параллельны и максимально сближены. Для выполнения такого приземления требуются высокая координация движений и безупречное равновесие. За невыполнение «разножки» при приземлении снимаются баллы (как минимум по два балла каждым из судей).

Длина прыжка приземлившегося спортсмена - это расстояние от края стола отрыва до ступней его ног в момент, когда обе лыжи соприкасаются с землей уже всей своей поверхностью; в случае правильного выполнения положения «телемарк» это расстояние от края стола отрыва до середины расстояния между ступнями ног спортсмена.

Оценка прыжков [ | ]

Приземляясь на дистанции, соответствующей критической точке (например, для трамплина К125 - это 125 метров), спортсмен получает 60 баллов. Если он пролетел дальше, на эти 60 баллов начисляются, а в случае, если приземлился ближе - отнимаются дополнительные баллы в соответствии с таблицей для оценки дальности прыжка (в зависимости от критической точки):

  • K20 - K24: 4,8 балла за метр
  • K25 - K29: 4,4 балла за метр
  • K30 - K34: 4 балла за метр
  • K35 - K39: 3,6 балла за метр
  • K40 - K49: 3,2 балла за метр
  • K50 - K59: 2,8 балла за метр
  • K60 - K69: 2,4 балла за метр
  • K70 - K79: 2,2 балла за метр
  • K80 - K99: 2 балла за метр
  • K100 - K169: 1,8 балла за метр
  • K170 и выше: 1,2 балла за метр

Техника (стиль) прыжка оценивается по открытой системе пятью судьями . Судьи эстетически оценивают полётную фазу спортсмена и особенно критически подходят к грамотному приземлению в телемарк. Максимальная оценка каждого судьи - 20 баллов. Наибольшая и наименьшая выставленные судьями оценки не учитываются, сумма трёх других прибавляется к баллам за дальность прыжка. Судьями карается касание любой частью тела поверхности горы при приземлении, лишние движения и падение спортсмена. Если падение или касания происходят за специальной линией, то они уже не сказываются на оценке. Результат участника определяется по сумме баллов двух зачётных попыток.

Необходимость скорректировать высоту ворот, непредсказуемые изменения погоды постоянно создавали трудности устроителям соревнований по прыжкам с трамплина. C июня 2010 года FIS была принята поправка к правилам о начислении баллов, которая позволяет компенсировать разницу. Сила и направление ветра (встречный/попутный), а также положение стартовых ворот учитываются в специальной линейной формуле . При этом коэффициент поправки на положение ворот у каждого трамплина свой. Поправка используется также и в лыжном двоеборье .

Данный подход позволил сделать график соревнований гораздо более предсказуемым, но у него есть и противники. Формула не учитывает боковой ветер или завихрения, которые также могут повлиять на прыжок. Также в формуле не учитывается длина прыжка. Чем длиннее прыжок, тем дольше влияет на него ветер. Таким образом, более корректно было бы использовать нелинейную формулу .

Пример расчёта оценки по современной методике [ | ]

В качестве примера возьмём первый прыжок Дмитрия Васильева на большом трамплине в Гармиш-Партенкирхене на соревнованиях в рамках Турне четырёх трамплинов , прошедших 1 января 2013 года .

Характеристики трамплина:

  • K-точка: 125 метров.
  • Начисление баллов: ±1,8 балла за каждый метр дальности прыжка относительно К-точки.
  • Фактор стартовых ворот g для данного трамплина: ±7,56 балла за каждый метр.
  • Фактор поправки на ветер k для данного трамплина: ±9,36 балла за ветер со скоростью 1 метр в секунду.

1. Дмитрий Васильев прыгнул на 132,5 метра, что на 7,5 метра дальше К-точки. Баллы за дальность этого прыжка составляют: 60+(7,5*1,8) = 73,5 балла.

2. Оценки судей, полученные Васильевым за этот прыжок: 15,0; 15,5; 15,5; 16,5; 15,5. Лучшая (16,5) и худшая (15,0) оценки отбрасываются, остальные три суммируются. Итоговая оценка судей составляет: 15,5+15,5+15,5 = 46,5 балла.

3. Тренерским решением Васильев прыгал не из ворот номер 26, как большинство участников, а из ворот номер 25, расположенных на 0,5 метра ниже. Поскольку разгон Васильева стал короче, он получает положительную компенсацию в размере 0,5 * фактор g: 0,5*7,56 = 3,78. Результат округляется до десятых. Таким образом, компенсация составляет +3,8 балла.

4. Во время прыжка средняя скорость ветра составляла 0,33 метра в секунду в попутном направлении. Поскольку попутный ветер «прибивает» прыгуна к земле, а встречный, напротив, помогает дольше парить в воздухе, то Васильев получает положительную компенсацию за неблагоприятный ветер в размере скорости ветра, умноженной на фактор k: 0,33*9,36 = 3,0888. Результат округляется до десятых. Таким образом, поправка на ветер составляет +3,1 балла.

5. Наконец, суммируются баллы за дальность прыжка, оценки судей, компенсацию разгона и поправки на ветер: 73,5 + 46,5 + 3,8 + 3,1 = 126,9 балла . Это и есть итоговая оценка прыжка.

Известные прыгуны с трамплина [ | ]

Рекорд по количеству золотых олимпийских медалей в истории прыжков с трамплина делят финн Матти Нюкянен и швейцарец Симон Амман - по 4. На чемпионатах мира в личных дисциплинах наибольшее количество побед на счету поляка Адама Малыша - 4.

Интересные факты [ | ]

Несмотря на то, что в прыжках с трамплина россияне не могут пока навязать борьбу за медали, по своей зрелищности это один из самых интересных олимпийских видов спорта. В преддверии двух финалов Игр-2010 в Ванкувере призер Кубка Европы, главный специалист центра сборных команд Москомспорта по прыжкам с трамплина Евгений Плехов ответил на десять наивных вопросов Sportbox.ru.

1)Как замеряют длину прыжка — по передним концам лыж или по задним?

Длину прыжка замеряют по тому месту, где находится крепление и лыжный ботинок, то есть посередине лыжи. На международных турнирах, как правило, есть специальная компьютерная программа, которая высчитывает место приземления, но для подстраховки есть еще и судьи.

2) Почему длину прыжка не измеряют с точностью до сантиметров?

Длина прыжка пересчитывается в баллы. Один метр дальности прыжка соответствует, в зависимости от величины трамплина, различным баллам, поэтому измерять в сантиметрах просто нет смысла. Например, на трамплине К-120 каждый метр равен 1,8 очкам, а на К-90 — двум.

Встречный ветер создает дополнительную подъемную силу, в среднем полтора-два метра в секунду. К тому же во время прыжка при встречном ветре образуется воздушная подушка, которая помогает лететь дальше. А вот при попутном спортсмен попадает в безвоздушное пространство и не может опереться о воздух и «проваливается». Боковой ветер очень мешает. Чтобы в таких условиях не опрокинуло, прыгуны обычно помогают себе руками. Очень важно быть гибким и раскованным в полете, чтобы вовремя успеть среагировать на какие-то изменения ветра. Так, на соревнованиях всегда вешают специальные ленточки, которые показывают направление ветра. Также обязательно есть светофор. Стартовать можно только на зеленый свет.

4) Длина и ширина лыжи стандартна или каждый прыгун подбирает их под себя?

Ширина лыжи стандартна, она не должна превышать 11,5 см спереди и сзади на расстоянии 30 см от концов лыжи, и должна быть 10.5 см в районе креплений. А вот длина варьируется в зависимости от роста спортсмена. Раньше ее не ограничивали, но потом пришли к выводу, что спортсмены хитрят, ведь чем длиннее лыжи, тем дальше полет. Поэтому Международная федерация лыжного спорта (FIS) ввела технические требования, которые четко регламентируют характеристики лыж. Теперь их длина не может превышать 146% роста спортсмена. У меня, к примеру, рост 185 см, и я прыгал на лыжах длиной 2 метра 70 см.

Очевидно, что чем легче спортсмен, тем дальше он улетит, но всегда нужно соблюдать меру. Если будешь слишком худым, то будет сложно управляться со своим телом. Так, на данный момент существует росто-весовая таблица, в которой рассчитано, сколько нужно весить при твоем росте, чтобы добиться идеального прыжка. Опять же приведу в пример себя — при росте 185 см я весил 66 кг, и это было оптимально.

6) Есть ли на перчатках прыгунов перепонки между пальцами?

Нет. Да они и не нужны. Понятно, что бытует мнение, что перепонки между пальцами придадут больше обтекаемости, но если бы это на самом деле было так, то наверняка это новшество уже ввели бы в основную экипировку. К тому же любые лишние движения руками во время полета наказываются Думаю, вряд ли прыгуну могут пригодиться перепонки.

7) Какая оценка важнее — за длину прыжка или за технику?

Обе оценки одинаково важны. На мировом уровне спортсмены прыгают по дальности примерно одинаково. Поэтому, если твое преимущество небольшое, а техника подкачала, можно и проиграть. Хотя в то же время, если ты прыгнул метров на 15 дальше остальных, то, конечно, станешь чемпионом. Но, как правило, такие случаи очень редки и чаще выигрывает более техничный спортсмен. В правилах четко прописано, за что снижается оценка. Пристальней всего судьи следят за приземлением. Идеальный вариант — позиция «Телемарк», то есть разножка, когда одна нога впереди, другая сзади.

8) Почему костюм прыгуна такой свободный и из чего он сделан?

Комбинезон изготавливается из специального волокна толщиной 5 мм. Он дополнительно покрывается слоем металлического материала. Все новшества, как правило, направлены на уменьшение сопротивления воздуха. Кроме того, экипировка прыгуна всегда определенного размера. По техническому регламенту комбинезон может быть длиннее не более чем на 10% от размеров самого прыгуна. Спортсмены мирового уровня меняют свой костюм каждый сезон, потому что от падений на снег он становится шершавым и менее обтекаемым, а должен быть гладким и блестящим, как вторая кожа.

9) Смазывают ли прыгуны лыжи?

Как и в других лыжных видах спорта, в прыжках с трамплина используется смазка для лыж. Со сборной всегда ездит бригада сервисменов, которая ориентируясь на погоду, готовит спортсменам лыжи. По сути, подготовка лыж та же самая, как и в обычных гонках, с той только разницей, что в прыжках с трамплина больше внимания уделяется быстрому разгону. Нам принципиально ускорение только на первых 20-30 метрах.

10) Почему трамплин называется 90-метровым, если прыгуны улетают за 100 метров?

Название трамплинов означают не высоту, а расстояние, на которое, как минимум, должен прыгнуть спортсмен. Понятно, что как правило спортсмены улетают намного дальше, чем 90 метров.

Татьяна Помельникова, Sportbox.ru

Приспособленный склон горы или сооружение, профиль которых позволяет совершать прыжки на лыжах. Зимой используют трамплины со снеговым покровом, а в теплое время года - трамплины со спец. покрытием из пластмассовых щеток.

Лыжный трамплин может быть естественным, если его профиль полностью «вписан» в склон горы, или комбинированным, когда из-за несоответствия размеров и крутизны склона приходится надстраивать над ним искусств, сооружение (эстакаду из дерева, металла пли железобетона). Продольный профиль устанавливается спец. нормами с расчетом на прыжки длиной от 5 до 100 м и более; он включает гору разгона, гору приземления и площадку остановки.

Высота трамплина - разница отметок между стартом и площадкой остановки - примерно в 1,5 раза должна превышать длину расчетного прыжка. Около 0,4 высоты приходится на гору разгона и 0,6 - на гору приземления. Ширина трамплина на участке горы разгона от 1,5 до 4,0 м (на естественных трамплинах) п от 3,0 до 5,0 м (на комбинированных Т.); горы приземления под уступом прыжкового стола-от 4,0-5,0 м (для малых трамплинов) до 10,0-12,0 м (для больших трамплинов); в нижней точке дорожки приземления - от 8,0 - 10,0 м (на малых Т.) до 1/в длины расчетного прыжка плюс 4 м (для больших Т.). Ширина площадки остановки в конце ее может достигать 40 м, длина - от 50 до 150 ж (желательно с контруклоном) .

Для лыжных трамплинов обычно используют сев., защищенные лесом от ветра склоны, профиль к-рых возможно ближе подходит к профилю Т. Трамплины сооружают в р-нах с хорошей транспортной доступностью для спортсменов и зрителей и наличием энергии для электроосвещения Т., работы подъемников и др. механизмов. Сбоку горы приземления устанавливают судейскую вышку. Расстояние от прыжкового стола до вышки 0,4-0,5 длины расчетного прыжка, а от продольной оси Т. до вышки - 0,25-0,4. Пол вышки должен находиться на 1,5 ж ниже плоскости, являющейся продолжением прыжкового стола. Места для зрителей (трибуны) располагают по обеим сторонам горы приземления и вокруг площадки остановки.

При проведении соревнований по боковым границам горы приземления через каждый метр устанавливается разметка метража в виде фанерных щитов. Подъем на Т. осуществляется по лестницам на склоне или механич. подъемниками. При Т. сооружается павильон с помещениями для хранения лыж и обслуживания спортсменов и зрителей.

В СССР сооружен ряд трамплинов в гг.: Горьком (90 ж), Ворохте (80 ж), Южно-Сахалинске (80 ж), Томске (75 ж), Бакурпани (70 ж), Кирове (70 ж), Москве (65 ж), Ленинграде (65 ж), Алма-Ате (65 ж) и др. Из зарубежных наиболее известны Т.: Оберст- дорф (120 ж), Планица (120 ж), Закопане (90 ж), Холменколлен (80 ж), Инсбрук (80 ж), Кортина д"Ампеццо (72 ж), Гармиш-Партенкирхен (70 ж).

Лит.: Галли А. П., Трамплины для прыжков на лыжах, 2 изд., М., 1956; О р т н е р Р., Спортивные сооружения, пер. с нем., М., 1959.

В феврале 1910 года на том же Ходынском поле проходил уже первый лыжный чемпионат России. … Лыжные палки в ту пору были выше роста лыжника. ПЕРВЫЙ ТРАМПЛИН .

один из наиболее распространенных видов спорта, разнообразный по … специальной тренировки, относятся гонки на скорость, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина .

Или Хольменколлен, где среди поросших лесом холмов построен лыжный трамплин . Здесь ежегодно проводится лыжный фестиваль.

На базе Унтусских гор и долины р. Патрушихи образован Унтусский лесопарк; его основной композиционный центр - горно-лыжный трамплин всесоюзного значения.

Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы -- Лыжным следом … действительно можно назвать прямым трамплином в Космос.

Буквенные обозначения отдельных элементов и параметров лыжного трамплина:

P нормативная точка приземления
TP табличная точка приземления
K критическая точка (конец успокоительного участка дорожки приземления и начало криволинейного вогнутого участка выезда)
B конец выпуклого участка дорожки приземления
M страховочный участок дорожки приземления (расстояние от P до K)
M1 расстояние от Р до В
L расстояние от переднего края уступа трамплина до Р
L1 расстояние от переднего края уступа трамплина до K
H проекция L на вертикальную плоскость
N проекция L на горизонтальную плоскость
H: N соотношение вертикальной и горизонтальной проекций
a уклон прыжкового стола трамплина
b уклон дорожки приземления от нормативной точки приземления Р до критической точки K
c уклон горы разгона
R1 радиус вогнутой кривой на участке от горы разгона до начала прыжкового стола трамплина
R2 радиус вогнутой кривой до дорожки приземления до дорожки выезда
R3 радиус выпуклой кривой от прыжкового стола трамплина до дорожки приземления
T длина прыжкового стола трамплина
U часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника более не возрастает
E часть дорожки разгона, на которой скорость спуска лыжника возрастает
F общая длина разгона (F - U + Е + Т)
A длина дорожки выезда
Vo скорость спуска лыжника на прыжковом столе трамплина
D расстояние по горизонтали от уступа прыжкового стола трамплина донижней грани судейской вышки
O расстояние от продольной оси дорожки приземления до передней грани судейской вышки (см. план)

Размеры частей и уклоны малых трамплинов:

E L
с с с 8 - 10 ° 7 - 9 ° 6 – 8 ° ← a
30° 35° 40° U T VoH/N = 0,5 0,48 0,46 0,44 0,42 0,4 0,38 B ↓
26 23 21 4,5 3,3 15 20 19,5 19 18,5 18 17,5 17 30 – 34 °
32 28 25 5,1 3,5 16 25,5 24,8 24 23,3 22,5 21,8 21 30 – 35 °
39 32 28 5,8 3,7 17 31 30 29 28 27 26 25 33 – 36 °
46 37 32 6,5 4 18 36,5 35,3 34 32,8 31,5 30,3 29 33 – 36 °
52 43 37 7,2 4,2 19 42 40,5 39 37,5 36 34,5 33 34 – 37 °
59 49 42 8 4,4 20 47,5 45,8 44 42,3 40,5 38/8 37 34 – 37 °

Размеры частей и уклоны больших трамплинов:

E L
с с с 9 - 12 ° 8 – 10 ° ← a
30° 35° 40° U T VoH/N = 0,56 0,54 0,52 0,5 0,48 B ↓
62 52 44 8,8 4,6 21 53 51 35 – 37°
71 58 49 9,7 4,8 22 65,3 63 60,8 58,5 56,2
80 65 54 10,6 5,1 23 71,5 69 66,5 64 61,5 36 – 38°
89 72 60 11,4 5,3 24 77,7 75 72,2 69,5 66,7
99 80 67 12,5 5,5 25 84 81 78 75 72 37 – 39°
111 90 74 14 5,7 26 90,2 87 83,7 80,5 77,2
124 100 81 15 5,9 27 96,3 93 89,5 86 82,5 38 – 40°
137 110<;/td> 88 16 6,2 28 91,5 87,7

Нормативные параметры для важнейших частей лыжного трамплина H: N = от 0,48 до 0,56.

Нормативная точка приземления трамплина определяется из уравнения Р = L1 - М, причем нормативные значения М следующие:

М = от 0,5 до 0,8 Vo для трамплинов с Р до 70 м;

М = от 0,7 до 1,1 Vo для трамплинов с Р до 90 м;

М = от 0 до 0,2 Vo;

Rl = от 0,12 V2o до 0,12 V2o + 8м;

R2 = от 0,14 V2o до 0,14 V2o + 20 м;

R3 - выбирается тот профиль дорожки приземления, который в наибольшей мере соответствует кривой полета:

A = от 4 до 5 Vo при горизонтальной площадке выезда;

D = от 0,5 до 0,7 х L1, считая до нижней грани судейской вышки;

Q = от 0,25 до 0,5 х L1.

Пример . В соответствии с характером отведённой территории для L1 и H/N заданы следующие значения: H/N = 0,54; с = 35°; L = 87 м. По таблице находим: L = 87 и в графе левее L - V0 = 26; в той же строке под графой с = 35° имеем: Е = 90 м, U = 14 и T= 5,7; F = E + U + Т= 90+14+ 5,7 = 109,7 м.

Лыжный трамплин, размеры которого несколько отличаются от приведенных выше, может быть признан пригодным для проведения соревнований Международной федерации лыжного спорта. Для этой цели строители трамплина должны представить в письменной форме детальные обоснования.

Расстояние ограждения самой нижней судейской кабины от проведенной через уступ трамплина горизонтали d составляет от D х tg 16° до D х tg20°. Кабины должны располагаться ступенчато по наклонной линии от уступа прыжкового стола до концевой точки d. Площадки отдельных кабин находятся на 1 -1,20 м ниже поручней ограждения. В плане судейская вышка должна быть расположена под углом 7 -10° к продольной оси трамплина, с тем чтобы судьям были хорошо видны весь ход полета и приземление соревнующихся.

На горе разгона в пределах 1/5 её длины должно быть равномерно размещено возможно большее число стартовых площадок, расстояние которых друг от друга по вертикали должно быть порядка 1 м. Местонахождение самой нижней стартовой площадки определяется разностью Е - Е/5.

Минимальная ширина дорожки приземления в точке К должна быть равна L1/7 + 4м.

Примечания. Все уклоны даны в градусах. Если переходные участки трамплина

должны быть параболическими, то радиусы K1 и R2 должны соответствовать минимальной кривизне параболы.

При наличии естественной горы разгона всю основную трассу разгона следует через каждые 2 м замаркировать, чтобы облегчить нахождение точного местоположения стартовых площадок. Уклон прыжкового стола, а также многие точки кривой между стартом и прыжковым столом должны быть по обеим сторонам зафиксированы с помощью стационарных профилирующих конструкций, дающих возможность даже неспециалистам воспроизводить точный и правильный профиль трамплина в зимнее время.

Рекомендуется устанавливать профильные марки по обеим сторонам дорожки приземления вплоть до площадки для остановки; это дает возможность восстанавливать точный профиль снегового покрова особенно при сильных снегопадах. Как правило, лыжные трамплины, предназначенные для прыжков свыше 50 м (L > 50 м), должны строиться с расчетом на скорость Vо не менее 21 м/с. Трамплины для прыжков на расстояние свыше 90 м не требуют утверждения со стороны Международной федерации лыжного спорта.

Эрнст Нойферт . «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"

Прыжки с трамплина (ski jumping) - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. Выступают как самостоятельный вид спорта, а так же входят в программу лыжного двоеборья. Входят в состав Международной федерации лыжного спорта (FIS).

История прыжков с трамплина

Этот вид спорта зародился в Норвегии, где был распространен народный обычай состязаться в искусстве катания с гор (слалом).

В программе первых Зимних Олимпийских игр в Шамони (1924) были включены прыжки с 70 метрового трамплина, с 1964 - с 70 и 90 метрового трамплина. Участвуют только мужчины. С 1992 личные соревнования проводятся на трамплинах 90 метров и 120 метров, командные - на трамплине 120 метров.

В 1925 в Чехословакии состоялся первый чемпионат мира по лыжным видам спорта. В 1929 ФИС, посчитав, что разрыв в 4 года между очередными Олимпийскими играми большой, принял решение ежегодно разыгрывать первенства мира по всем видам лыжного спорта. С 1950 первенства по гонкам, двоеборью и прыжкам стали проводиться один раз в 4 года, между Олимпийскими играми, а с 1982 - раз в два года.

Соревнования

Соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина проводятся в зимний и летний сезон. Наиболее авторитетными и значимыми являются старты, проводящиеся в зимнее время на трамплинах с критической точкой 90 метров и более.

Олимпийские игры и Чемпионаты мира

В программу Зимних Олимпийских игр (раз в 4 года) и Чемпионатов мира (ежегодно) входят следующие три дисциплины:

* K-120 личное первенство - 120 м трамплин, мужчины
* K-120 командное первенство - 120 м трамплин, мужчины
* K-90 личное первенство - 90 м трамплин, мужчины. На чемпионатах мира программа может меняться (трамплин K-90 или K-100)

В национальную команду входит четыре спортсмена.

Кубок мира

Ежегодные зимние соревнования, включающие в себя 37 индивидуальных и командных стартов (сезон 2008-2009 года) на трамплинах Европы, Северной Америки и Азии. Соревнования Кубка мира проводятся на трамплинах с критической точкой от 105 метров. Несколько этапов проводится на полётных трамплинах.

Победители в личном и командном первенстве определяются по сумме очков, набранных спортсменами во всех стартах, в которых они приняли участие.

В программу Кубок мира отдельным стартом входит «Турне четырёх трамплинов» - соревнования, имеющие самостоятельный авторитет в прыжковом мире, проводящиеся в новогодние праздники с 29 декабря по 6 января по особым правилам.

Прочие соревнования

— Континентальный Кубок
— Летний Кубок мира.

Техника прыжка

Техника включает в себя разгон, уход со стола отрыва, полётную фазу и приземление. Слаженное выполнение всех элементов, координация тела в воздухе — это важнейшие технические элементы в арсенале прыгуна.

В момент приземления, ноги спортсмена, прежде лежащие в одной плоскости, должны принять положение именуемое «телемарк» (неофициально - «разножка»). При этом положении одна из ног выставлена вперёд, а другая отведена назад; обе ноги согнуты в коленях; колено «задней» ноги опущено вниз; руки расставлены выше плеч. Лыжи во время приземления параллельны и максимально сближены. Для выполнения такого приземления требуются высокая координация движений и безупречное равновесие. За невыполнение «разножки» при приземлении снимаются баллы.

Оценка прыжков

Техника (стиль) выполнения прыжков оценивается пятью судьями (максимальное количество - 20 баллов), к судейским баллам добавляются баллы за дальность прыжка (по специальной таблице).

Таблица для оценки дальности прыжка(в зависимости от критической точки):

* K20 - K24: 4,8 баллов за метр
* K25 - K29: 4,4 баллов за метр
* K30 - K34: 4 баллов за метр
* K35 - K39: 3,6 баллов за метр
* K40 - K49: 3,2 баллов за метр
* K50 - K59: 2,8 баллов за метр
* K60 - K69: 2,4 баллов за метр
* K70 - K79: 2,2 баллов за метр
* K80 - K99: 2 баллов за метр
* K100 - K169: 1,8 баллов за метр
* K170 и выше: 1,2 баллов за метр

Приземление и телемарк

Судьи эстетически оценивают полётную фазу спортсмена и особенно критически подходят к грамотному приземлению в телемарк. Судьями карается касание любой частью тела поверхности горы приземления, лишние движения и падение спортсмена. Если падение или касания происходят за специальной линией, то они уже не сказываются на оценке. Результат участника определяется по сумме балов двух зачётных попыток.