Боевая гимнастика цигун. Можно проанализировать старые проблемы. «Втыкание в фасоль»

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...

БОЕВОЙ ЦИГУН – “ЖЕСТКИЙ ЦИГУН” (ИН ЦИГУН).

“Жесткий цигун” также называется цигуном у-шу (военного искусства). Он официально получил это название в 1976 г. на Всекитайской конференции по цигуну и после этого получил распространение по всей стране. До этого он был известен под названием “нож и ружье не берут”, “накидка золотого колокола”, “железная рубаха”, “железная ладонь” и т.д. Однако все разновидности жесткого цигуна* основываются на внешней тренировке покровов мышц, костей и кожи (т.е. закаливании поверхности тела ударами, тычками и т.д.) и внутренней тренировке дыхания (т.е. перемещении ци в любую часть тела). Тем самым достигается способность противостоять огромному давлению и выносить удары острых предметов. Такой цигун и называется “жестким цигуном”.

Необходимо отметить, что главной целью занятий “жестким цигуном” является укрепление своего собственного здоровья и тела, а вовсе не нанесение вреда другим людям.

В разных школах и направлениях “жесткого цигуна” есть некоторые различия в методиках. Имеются упражнения одиночные и парные; методы базовые и специальные; есть упражнения на полусогнутых ногах, а есть и с нанесением ударов; есть упражнения по развитию силы пальцев и рук, а также по тренировке силы (крепости) макушки. Обычный порядок занятий “жесткого цигуна” таков.

Первый шаг: обучение основным упражнениям, таким, например, как стойки в “позе всадника”, в “позе лучника” и др., обучение ударам ногами при сгибании поясницы, и т.д.; это система закаливания организма.

Второй шаг: с помощью концентрации и мысленного сопровождения развивать силу пальцев и ладоней. Например, втыкать пальцы и ладони в кучу зеленых бобов, крупнозернистого песка или железных опилок.

Третий шаг: концентрируя внимание и направляя мысли, ладонями, кулаками или палкой наносить удары по разным частям тела, тем самым тренируя мышцы, кости, кожные покровы, воспитывая их крепость и выносливость.

Четвертый шаг: деревянным шестом или дубинкой наносить удары по ладоням, плечам, даньтяню, ногам и другим частям тела, чтобы выработать их невосприимчивость к ударам.

Пятый шаг: подвесить мешок с песком или камень, наносить по нему удары ладонями и кулаками, чтобы оттолкнуть от себя; когда мешок начнет возвратное движение, то надо останавливать его, подставляя тренируемую часть тела или даньтянь. В это время совместить внутреннюю работу по перемещению ци и внешнюю работу частей тела так, чтобы они слились в одно целое; при касании громко выдохнуть (хэ). Тренироваться до тех пор, пока это не будет происходить естественно.

Шестой шаг: в зависимости от того, какую часть тела надо тренировать (голову, шею, грудь, живот или руки и ноги), проводить направленные воздействия острием. После длительных занятий тренируемая часть приобретает способность выдерживать огромное давление и колюще-режущие удары. Это и означает овладение искусством “нож и ружье не берут” (“пуля и нож не входят”, “сила, способная остановить тысячу цзиней”).

Методика “жесткого цигуна 18 архатов”, объясненная Сунь У, включает в себя перемещение ци в макушку головы, извержение ци и заглатывание ци. Эти три способа взаимосвязаны, дополняют друг друга. Конкретные упражнения таковы.

Подготовить пояс длиной 5,5 чи и шириной примерно в 2 цуня. Перед началом занятия туго обмотать им поясницу, встать ровно, затем слегка ослабить пояс так, чтобы можно было засунуть два мизинца.

(1) Перемещение ци в макушку головы (дин ци).

Методы тренировки.

1) Стоять прямо, ноги расставить на ширину плеч. Левую руку положить на пояс, правую опустить вниз, кончик языка с напряжением упереть в нёбо.

2) Вдохнуть. Вдох должен быть медленным, глубоким и долгим, грудь при этом естественно приподнимается.

3) Ци всего тела концентрируется в правой и левой руках (от локтя до предплечья). Правая рука плотно прижимается к правой стороне поясницы, ладонь обращена влево, пальцы направлены вперед; перемещают ладонь до нижней части живота, затем пальцы перемещаются вверх, вдоль средней линии живота поднимаются до уровня глаз и затем до макушки. Одновременно с поднятием рук вверх к макушке выполняются легкие покачивания головой в обе стороны.

Требования.

1) При перемещении ци к макушке важно обратить внимание на то, чтобы вся имеющаяся в организме энергия ци переместилась в точку бай-хуй.

2) При выполнении упражнения следует максимально концентрировать мысли на макушке.

3) Стойка должна быть прямой, голова поставлена также прямо, обе щеки слегка втянуты внутрь.

4) На начальном этапе занятий возможны неприятные ощущения в голове, отечность и покраснение лица, другие симптомы. Это обычное явление, после полумесяца занятий они исчезнут. Однако концентрацию внимания на точке бай-хуй лучше всего проводить под руководством преподавателя*.

Практические занятия в мини-группе оздоровительному и боевому цигун, в т.ч. с практикой комплексов с палкой и мечом для здоровья и боевого применения.

Серия с практиками разделов мастера-наставника Виктора Тимофеева - это полная система дисциплин для совершенствования Тела, Ума и Духа.

Уникальность заключается в том, что вы выполняете техники вместе с мастером, исключая их неправильное исполнение.

Семь позиций серии посвящены Боевым Искусствам.

Комплексы:

1. Большое дерево - Да Шу Гун и Столбовое стояние – 2 упр.
2. и лечебный комплексы семейной школы ушу и цигун «Лунванмэнь» – более 30 упр., в т.ч.:

  • тренировка каналов – от 9 упр.
  • энергия человека – от 3 упр.
  • энергия Стихий – от 5 упр.
  • лечение – от 5 упр.

3. Комплекс цигун с палкой – более 10 упр.
4. Комплекс с палкой тай-бо – более 10 упр.
5. Комплекс 5 стихий тибетского бон-по – 5 упр.
6. Комплекс суставной-сухожильный – более 12 упр.
7. Цигун с цзянь – система упражнений направленная на наработку навыка проявления внутренней энергии в оружии – более 8 упр.
8. «6 волшебных звуков» («6 целительных звуков») или Лье Цзи Цзё – 6 упр.
9. Восемь кусков парчи или Бадуань Цзинь – 8 упр.
10. Айнские ритуальные комплексы с катаной для очищения мест проведения ритуалов – 8 упр.
11. Боевой жёсткий цигун – набивка поверхностей для укрепления здоровья и боевого применения – от 8 упр.
12. Лёгкий цигун – после занятий возникает ощущение легкости, бег подобен полету, даже когда спокойно сидите, кажется, что тело может свободно воспарить в воздух и т.д. – от 8 упр.

Как говорил мастер Чиа: Если вы это делаете, то она у вас есть. Если вы этого не делаете, то у вас её нет.

Вы отвечаете за свой собственный процесс. Вы сами себе хозяин и сами для себя решите, насколько далеко вы продвинитесь в своих занятиях – так же как и в своей собственной жизни.

Долголетия и духовного роста. В каждой категории имеется множество стилей. Наиболее популярные методы чистого Цигун – это ицзиньцзин , созданный Да Мо , и бадуаньцзинь , или «Восемь кусков парчи».

Самые популярные боевые стили Цигун – это Тайцзи, Синъи, Люхэбафа и Багуа. Здесь мы дадим лишь краткий исторический очерк и вкратце объясним их теорию. Для более глубокого изучения этих стилей следует обратиться к специальным изданиям и специалистам.

Тайцзи-цюань

«Тайцзи» означает «Великий Предел»; это философское понятие из учения об инь и ян (cтиль Тайцзи-цюань также часто сокращенно называют Тайцзи). Цюань – это кулак, кулачное искусство вообще или один из стилей этого искусства. Стиль Тайцзи-цюань отличается медленными, расслабленными движениями. Его формы представляют собой приемы рукопашного боя, исполняемые очень медленно и больше похожие на движения какого-то странного танца. Тайцзи еще называют «шисаньши» («тринадцать позиций»), «мянь-цюань» («мягкий кулак») и «чан-цюань» («длинный кулак»). Тринадцать позиций – это тринадцать основных технических приемов тайцзи, которые соответствуют Восьми Триграммам и Пяти Фазам (Элементам). Отражение, откатывание, нажимание, толкание, срывание, раскалывание, удар локтем и напор плечом соответствуют Восьми Триграммам; наступление, отступление, взгляд вправо, взгляд влево и центральное равновесие – Пяти Фазам. «Мягким» кулачное искусство Тайцзи называется из-за расслабленного и плавного стиля выполнения форм. Название же «длинный кулак» подчеркивает тот факт, что классические тренировочные комплексы в Тайцзи без оружия гораздо длиннее, чем в других боевых искусствах.

Хотя исторических свидетельств о происхождении Тайцзи-цюаня мало, обычно создателем стиля признают Чжан Саньфэна . Считается, что этот отшельник-даос разработал техники Тайцзи на горе Удан в династию Сун, подражая боевым движениям змеи и журавля и применив к ним внутреннюю энергию. До середины XIX века Тайцзи-цюань был тщательно охраняемым секретом клана Чэнь. Ян Лучань (1780-1873) стал первым чужаком, который изучил это искусство, занимаясь у тогдашнего старшего мастера Чэнь Чансина. Потом Ян приехал в Пекин и вскоре приобрел известность как мастер боевых искусств. Он передал свою систему сыновьям, а те уже раскрыли ее широкой публике. Второй сын Ян Лучаня, Ян Баньхоу (1837-1890), обучил семейному стилю многих людей, в том числе У Цюанью, а сын последнего У Цзяньцюань, видоизменив стиль Ян, создал свой собственный стиль У, особенно популярный в Гонконге, Сингапуре и Малайзии. Внук Ян Лучаня по имени Ян Чэнфу (1883-1935) придал окончательную форму тому, что мы сегодня называем Тайцзи-цюанем стиля Ян.

В Тайцзи как Цигун имеется 2 аспекта. Первый – это динамическая медитация, которая состоит из 72-128 боевых форм (в зависимости от стиля и способа счета), выполняемых в медленном темпе. Во время выполнения упражнений тело расслаблено; при этом практикующий заставляет ци, накопленную в Даньтяне, циркулировать по всему телу. Второй аспект – неподвижная медитация. Медитация Тайцзи – это одна из форм даосской медитации. Самыми известными стилями Тайцзи в настоящее время являются Чэнь, Ян и У. Каждый из них подразделяется на более узкие направления.

В Тайцзи также практикуются упражнения с мечом, саблей, копьем и посохом, в которых ци выходит за пределы человеческого тела.

Багуа-чжан

У стиля Багуа-чжан («ладонь Восьми Триграмм») достаточно короткая история. Его создал в Пекине между 1866 и 1880 гг. Дун Хайчуань , уроженец провинции Хэбэй. По некоторым историческим свидетельствам, Дун научился этому искусству на горе Цзюхуа у некоего Би Чэнся. Багуа-чжан сочетает в себе лучшие черты таких стилей, как Шаолинь (буддийский) и Удан (даосский). Особое значение придается круговым движениям. Сознание практикующего контролирует поясницу, а поясница управляет всеми движениями тела при ходьбе вокруг воображаемого центра. Результатом движений на трех уровнях (низком, среднем и высоком) является рост координации, силы и энергичности.

Система включает в себя 2 комплекса техник для ладони: иньский и янский. Высший уровень практики Багуа-чжан называется Формой Дракона. В этой форме практикующий не только движется вокруг воображаемого центра, но и вращается вокруг собственной оси. Круговые движения Багуа-чжан очень непохожи на прямолинейную атаку в Синъи-цюане, но быстрый темп и принцип тренировки внутренней силы у них общие и делают эти 2 стиля отличными от Тайцзи и Люхэбафа.

Синъи-цюань

Для стиля Синъи-цюань характерны быстрые удары руками. Выделяются 5 главных ударов, основанных на 5-ти базовых движениях: разрубании – пи , сверлении – цзуань , растягивании – бэн , взрывании – пао и пересекании – хэн . При их выполнении мышцы сначала расслаблены, а потом напрягаются; при нанесении удара практикующий обычно движется по прямой. Китайское слово «син» означает «форма», a «и» – «сознание». Итак, «синъи» можно перевести как «сознание определяет форму». Обычно создателем этого стиля называют воеводу Юэ Фэя (1103-1141), хотя весомых подтверждений этому не имеется. Документированная история Синъи начинается с конца династии Мин (1644). Мастер боевых искусств по имени Цзи Лунфэн из провинции Шаньси утверждал, что однажды он посетил некоего отшельника на горе Чжуннань и получил в дар книгу Цюань-цзин («Канон кулачного искусства»), написанную Юэ Фэем. В ней описываются боевые техники, подражающие движениям дракона, тигра, обезьяны, лошади, аллигатора, петуха, ястреба, ласточки, змеи, китайского страуса, орла и медведя. Изучив эту книгу, Цзи применил к ней свои собственные познания и придал завершенность этому стилю. За 300 лет, прошедших с тех пор, появились новые стили Синъи-цюаня. Мастера Синъи часто работали охранниками караванов в начале XIX века.

Люхэбафа

Предание относит создание стиля Люхэбафа («Шесть сочетаний, восемь методов») к династии Сун (960-1279) и связывает его с именем Чэнь Бо , отшельника, жившего на горе Хуашань. Это боевое искусство сочетает в себе стратегию и техники Тайцзи, Синъи и Багуа. В ходе тренинга отрабатывается «мягкое в жестком» и «жесткое в мягком». Передвижения могут быть как прямолинейными, так и круговыми. Используются все 3 дистанции боя (короткая, средняя и длинная), но высокие удары ногами не играют важной роли. Обычно Люхэбафа обучаются те, кто уже освоил 3 предыдущих стиля.

Лю хэ («шесть сочетаний») составляют теорию стиля, а ба фа («восемь методов») – основу практики. 6 сочетаний таковы:
1. Сочетание и координация тела и сознания.
2. Сочетание и координация сознания и мысли.
3. Сочетание и координация мысли и внутренней энергии – ци.
4. Сочетание и координация ци и духа – шэнь .
5. Сочетание и координация духа и движений.
6. Сочетание и координация движений и Вселенной.

Эти 6 сочетаний достигаются 8-мью методами:
1. Ци (дыхание) – управление дыханием путем сосредоточения.
2. Гу (кость) – укрепление силы в костях.
3. Син (форма) – подражание различным формам и позициям.
4. Суй (следование) – плавное, текучее реагирование на движения противника.
5. Ти (поднятие) – ощущение того, что ты подвешен на нити, выходящей из макушки головы.
6. Хуань (возвращение) – равновесие движения и позы.
7. Лэй (связывание) – поддержание полного спокойствия в сознании.
8. Фу (скрытность) – воздержание от преждевременной демонстрации своих намерений.

«Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины гун-фу - занимайтесь цигун. Если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун - занимайтесь медитацией».
Сифу Хо Фатт Нам

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого Мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что Мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами.
Что же такое цигун? Система упражнений? Путь к бессмертию? Магия? Философия? Искусство? Образ жизни? В чем его секрет и как его можно использовать в повседневной жизни?

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого - то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” - Искусство Взращивания Жизни.

Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярн. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, то есть нужен Мастер.

Некоторые люди имеют искаженные представление о цигун. При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, - такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других. Аналогичная ситуация сложилась и с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения или как о разновидности гимнастики. В то время как все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги - единению с Богом. Таким же образом многие люди понимают цигун поверхностно. Они не осознают поистине неограниченных возможностей этого древнего Искусства.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это - огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела - физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем - изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап - расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его истинной природы.

Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Для тренировки воинов, цигун стали применять во времена династии Тан. Учеников школ гун-фу знакомят с базовыми понятиями цигун ещё на начальном этапе обучения, а в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Шаолиньское гун-фу, наиболее знаменитое из китайских боевых искусств, содержало семьдесят два специализированных направления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Известный факт, что Мастера шаолиньского гун-фу выдерживают удары, не получая травм, ломают кирпичи голыми руками или бегают очень долго и быстро, не уставая. Секрет следует искать в искусстве управления потоком ци.

Также цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче - качества, бесценные для любого бойца. Все достижения гун- фу так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Это уже неоспоримый факт: цигун существенно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств (не использующих цигун в тренировках) и различных видов физических упражнений, цигун позволяет человеку совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики только лишь возрастает.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий цигун, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, то с цигун они неизменно спокойны и уравновешены.
Подобные качества являются прямым результатом дыхательных и медитативных техник по системе цигун. Например, Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун, как основной составляющей, то занятия тай-цзи цюань как таковые, принесут несомненную пользу. Однако, тренировки с привлечением техник цигун, значительно усилят боевой эффект.

Поскольку уровень достижений тренирующихся неодинаков, то очень трудно одной методикой охватить тысячи вариантов. Но большинство школ гунфу развивают только нижний даньтянь. Это можно объяснить тем, что именно этот даньтянь совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники. Кроме того, энергия и структура нижнего даньтяня являются наиболее доступными для изучения. Человек, постигший ис¬кусство владения даньтянем, может лечить, об¬ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития даньтяня. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся Мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни.

Как пример, можно привести японские практики развития тандена или хара. В сумо «центр тела» выступает видимым образом – это огромные животы борцов. В схватках сумотори зрители видят не просто движения в виде серии толчков и бросков, а поединок, взаимное столкновение центров борцов. При этом, каким бы физически крепким и массивным не был бы борец, он всегда уступит своему противнику, который лучше овладел своим хара. Также в японской культуре есть очень важное понятие - «харагэй» («искусство хара»). Это интуитивный процесс общения людей и понимание ими друг друга при помощи намеков. В таком виде концепция хара вошла в такие искусства, как чайная церемония, каллиграфия и японский театр.

Кисида Кэндзо, директор общественной организации, занимающейся вопросами морального воспитания населения (сюёдан), которая была основана в 1906 г. (39-й год Мэйдзи), сказал следующее:
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет.
Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, так как все «оседает на дно» хара.
В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку.

В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара.

И в-пятых, искусство харалечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение. Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления».

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.

Дьяченко Дмитрий

Традиционные практики Востока отличаются своей эффективностью и мудростью, это знания, которым насчитываются уже тысячи лет.

Боевой цигун – основополагающая методика, которую используют для тренировки тела, укрепления духа, а также для того, чтобы обрести невероятную физическую силу. Но, в отличие от банальных тренировок в тренажерном зале или в гимнастической секции, здесь упор делается не на размер мускулов.

Цигун для здоровья и боевых искусств

Основным отличием боевого цигуна от лечебного является то, что данный вид цигуна в максимально короткие сроки наполняет тело практика энергией Ци. В то время, как целительный комплекс китайской традиционной медицины делает это медленно и размеренно.

Основная задача жесткого цигуна – поднять уровень абсолютно всех защитных функций физического тела и духа. Данная практика дает большое количество энергии, увеличивает ясность мысли, повышает работоспособность.

Опытные специалисты, а также настоящие Мастера китайской практики уверяют, что жесткий цигун – это единственная эффективная техника. Лечебно-оздоровительный цигун дарит организму исцеление и помогает человеку самовосстанавливаться. Боевой цигун укрепляет тело, делая его более выносливым и сильным. Мастера жесткого цигуна используют его для регулярных тренировок в боевых искусствах.

Зачастую боевой цигун – упражнения, которые помогают улучшать физические показатели при занятиях ушу. Реже жесткий цигун практикуют как самостоятельный вид тренировок.

Для начинающего практика такой вид цигуна может быть гораздо сложнее в освоении, чем лечебно-оздоровительный. Однако Мастера всего мира утверждают, что практиковать жесткий цигун могут даже неопытные новички. Во многом жесткий цигун базируется на методике, которая позволяет насытить человеческое тело мощным потоком Ци. Учителя советуют своим ученикам изначально заниматься именно этим видом практики. Считается, что для китайских единоборств жесткий цигун является незаменимым.

Именно систематические занятия боевым цигуном позволяют практикам совершать поистине потрясающие вещи и удивлять своими силовыми показателями. Боевой цигун – это не та методика, которая позволит вам нарастить мускулы или набрать мышечную массу.

Однако здесь этого и не требуется. Китайцы верят, что сила человека исходит изнутри и питается энергией Ци . Чем больше ее в теле – тем сильнее человек, а потому для практики не имеет значения ни ваш вес, ни ваши изначальные силовые показатели.

Примечательно, что даже хрупкие юные девушки, практикующие боевой цигун, с легкостью могут выполнять любые задания наравне с мужчинами. Так, одну из основных проверок – дробление каменной или деревянной плиты голыми руками, практикующие женщины проходят с легкостью.

Главные эффекты, которые начинают проявляться уже после нескольких занятий боевым цигуном:

  • Увеличение работоспособности;
  • Уменьшение времени, необходимого организму для отдыха;
  • Улучшенное противостояние любым болезням;
  • Тело перестает воспринимать боль;
  • Закаляется волевой дух;
  • Повышение сексуальной активности;
  • Укрепление мышечного каркаса и сухожилий в организме;
  • Повышение устойчивости к стрессам;
  • Наполнение каждой части тела энергией.

Разновидности жесткого цигуна

Боевой цигун имеет две разновидности, которые отличаются друг от друга тем, куда именно практик направляет энергию Ци . Их называют внешним и внутренним стилями.

В случае использования практиком внешнего стиля он концентрирует все свои мысли и сознание, направляя всю Ци в определенные мышцы своего тела, расположенные на конечностях, тем самым наполняет их энергией и невероятной силой. Использование данного стиля позволяет добиваться крайне необычных эффектов, например, стойкости к колющему и режущему оружию, феноменальной силы и так далее.

Однако настоящие Мастера не приветствуют использование только одного внешнего стиля. Поскольку физическое тело ограничено в возможностях и рано или поздно случается момент, когда та или иная мышца конечности наполнена энергией Ци максимально, а практик продолжает питать ее данной силой. Следовательно, происходит рассеивание столь ценной Ци , а мышечный каркас практика, использующего только лишь внешний стиль, начинает быстро стареть.

Внутренний стиль боевого цигуна позволяет избежать этого и предотвратить рассеивание энергии Ци . При использовании данной техники практик направляет всю энергию в свое туловище и уже оттуда Ци распределяется равномерно по всем конечностям.

Данный стиль немного сложнее, нежели внешний, поскольку требует от практика большей концентрации и опыта.

Для того, чтобы правильно распределить энергию из туловища по конечностям, практик должен минимизировать использование мышц. Но использовать только один внутренний стиль Мастерами также не рекомендуется, поскольку спустя некоторое время приходит момент, когда необходимо напитать энергией мышцы конечностей напрямую, без участия туловища.

Внешний и внутренний стили неразрывно связаны друг с другом, будто Инь и Ян, поэтому следует оказывать им одинаковое внимание, важность этих двух практик равноценна.

Использование двух стилей долгие годы и столетия несло в себе практическую пользу только для боя, а влияние на здоровье оставалось без внимания, его воспринимали лишь как позитивный побочный эффект. И только в последнее время Мастера и ученики обратили внимание на огромную пользу для здоровья, которую несет в себе практика боевого цигуна.

Поскольку в боевом цигуне основное место занимает быстрое перетекание Ци , то при занятиях данным видом практики большое внимание уделяется изучению меридианов тела, ведь именно они являются каналами, позволяющими перемещаться энергии. Также усиленное внимание при практике жесткого цигуна уделяется и пупочному центру, ведь данная область отвечает за волю и силу.

Использовать боевой цигун можно не только для защиты от прямых нападений или во время боя. Такая практика укрепляет все слабые зоны на теле, повышая его упругость, делая его неуязвимым.

В Китае древние монахи неуклонно следовали своим боевым традициям. Даже мужчины преклонного возраста и худощавого телосложения отличались недюжинной силой и выносливостью. Жесткий цигун позволял даосским монахам избегать ранений и увечий в оборонительном бою, а для рядовых воинов это было единственной возможностью вернуться домой целыми и невредимыми.

Примечательно, что и ныне Мастера боевого цигуна на первый взгляд кажутся слишком щуплыми для того, чтобы обладать такими потрясающими возможностями. Но, как обозначалось в статье выше – в Китае физическую силу никогда не соотносили с размером мускулов. И пока враги страны уповали на изнуряющие силовые тренировки, изящные китайцы предпочитали действовать более мудро, черпая свои силы из жизненного источника Ци .

Истинный Учитель боевого цигуна вряд ли удивит вас своей мощной фигурой. Однако он сможет продемонстрировать вам такие невероятные способности, которые многим людям покажутся невозможными.

Многие, кто наблюдал со стороны за тренировками Мастеров, отмечали, сколь огромная внутренняя сила заключена в обыкновенной физической оболочке. У опытного практика крепость духа выражена настолько, что даже колюще-режущие предметы не могут задеть или травмировать его.

Кажется, будто мечи и кинжалы отскакивают от поверхности кожи Мастера. В этом и заключается удивительная способность боевого цигуна. Внешне ваше тело совершенно никак не трансформируется, поэтому вряд ли кто-либо догадается о той скрытой силе, которая находится у вас внутри.

Совмещая внутренний и внешний стили, практик сможет добиться поистине потрясающих результатов. Предания о монахах, ходящих по горячим углям, по острым осколкам или без труда лежащих на доске с торчащими гвоздями – это не миф и не выдумки, все это возможно и реально при использовании силы Ци .

Комплекс жесткого цигуна для защиты уязвимых мест на теле

Наработка железной груди

«Массаж груди»

  1. Положение любое.
  2. Левая рука прижата ладонью к груди, правая накрывает ее сверху.
  3. Происходит массаж груди по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.

«Удары кулаком по груди»

  1. Рука сгибается в локте и наносит удар по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.

«Удары бамбуковой палкой по груди»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  3. Повторять до наступления боли.

«Удары мешком по груди»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  3. Повторять до наступления боли.

  1. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по груди правой рукой. Партнер делает то же самое.

Наработка железного живота

«Массаж живота»

  1. Положение любое.
  2. Левая рука прижата ладонью к животу, правая накрывает ее сверху.
  3. Происходит массаж живота по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.
  4. Выполняется в течение 30-60 минут.

«Удары кулаком по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правый кулак.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

«Удары бамбуковой палкой по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правую руку с палкой.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

«Удары мешком по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правую руку, в которой находится мешок, наполовину наполненный металлическими опилками, а на вторую половину – фасолью.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

Методика вспомогательной тренировки

  1. Встаньте лицом к партнеру на расстоянии одного шага.
  2. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по животу правой рукой. Партнер делает то же самое.
  3. Повторить аналогично для левой стороны.

Наработка железной спины

«Солнце ходит, звезды движутся»

  1. Сядьте, закройте глаза, кисти должны быть прижаты к пояснице.
  2. 36 раз растереть внутрь, затем 36 раз наружу.
  3. Выдвинутыми фалангами указательных и средних пальцев нанесите удары по пояснице.
  4. Вновь выполните цикл растираний.
  5. Повторить удары и растирания 3 раза.

«Золотой мальчик бьет в барабан»

  1. Возьмите мягкий деревянный молоток с рукоятью из лозы.
  2. Направьте всю Ци в спину.
  3. Нанесите легкие удары по спине, усиливая их с течением времени.
  4. Выполняйте до момента, когда боль станет невыносимой.

Наработка железной промежности

«Поднимать и опускать анус»

  1. Сядьте, сложив ноги.
  2. Поднимите анус и задержите дыхание на 5 секунд. Также осуществляется подъем яичек.
  3. На выдохе расслабьте все тело. Яички опускаются медленно вниз.
  4. Повторите упражнение 18 раз.

«Колодезный ворот поднимает ведро»

  1. Подвяжите небольшой груз к основанию мошонки.
  2. Раскачивайте груз вперед-назад 20 минут.
  3. Постепенно увеличивайте вес груза.

«Обхлопывание яичек»

  1. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, колени полусогнуты.
  2. При помощи деревянной палки совершите легкие похлопывания по мошонке и половому члену. Постепенно усильте удары.
  3. Проводите данную процедуру в течение 5 минут.
  4. Переведите область похлопывания на живот и внутренние часть бедер, пока не наступит онемение.

Боевой цигун: видео уроки и научные эксперименты

Интересные факты и научные исследования, чудесные возможности главных Мастеров боевого цигуна вы сможете посмотреть в видео ниже.

Мастер цигун показывает способности

Не менее интересен ролик от канала National Geographic, где ведущие провели настоящий эксперимент, шокировавший научный мир.

Боевой цигун: видео для начинающих от Мастера Андрея Левшинова

Боевой цигун – это практика, которая позволит вам обрести невероятные физические способности, укрепит тело. Мощная защитная система, образовавшаяся в Китае еще до начала нашей эры, популярна и актуальна по сей день.

Твердый (жесткий) цигун обязателен для всех, кто практикует восточные единоборства, особенно – для искусства ушу.

Но и для обычного человека подобный вид тренировок – это лучшая защита своего тела.

Слабые и уязвимые места в нашем теле – это словно хрупкие звенья цепи, без их должного укрепления человек рискует пострадать даже от самого незначительного случая или непредвиденного обстоятельства. В Китае об этом хорошо знали древние монахи, потому они побеспокоились о том, чтобы обезопасить себя и избавиться от таких хрупких звеньев. Теперь их мощная практика доступна любому современному человеку.