Что проповедует лука в пьесе на дне. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне

Пьеса Горького «На дне» в начале XX произвела огромное впечатление на публику. Без прикрас был выставлен мир людей, опустившихся до последней степени убожества на самое «дно» жизни, в мир шулеров, проституток и убийц воров разных мастей. Максим Горький пьесу «На дне» пропитал протестом против социальных устоев капиталистического общества и призывом к спокойной, равноправной и справедливой жизни.

Приступая к теме «Лука: характеристика» («На дне»), необходимо отметить, что люди, живущие в самой дешевой ночлежке, напоминающей темный и грязный подвал, стали уродливыми жертвами жестоких и несправедливых порядков общества, когда человек, выброшенный из нормальной жизни, начинает жить во волчьим законам и превращается в бесправное и жалкое существо.

Лука: характеристика

«На дне» - пьеса, собравшая несколько различных характеров. Один из жителей ночлежки - старик Лука, который стал самым неоднозначным и противоречивым героем пьесы. Именно с ним связан главный философский вопрос этого произведения: «Что лучше - сострадание и «ложь возвышенная и утешительная» или истина?». Нужно ли проникаться настолько состраданием, чтобы потом использовать ложь как спасительный инструмент?

«Люди» и «человеки»

Углубляясь в тему «Лука: характеристика» («На дне»), можно отметить, что именно этот герой становится единственным человеком, который по-настоящему сострадает жителям ночлежки. Он же отмечает, что есть «люди», и есть «человеки». «Люди» по натуре своей очень слабые и безвольные, они постоянно нуждаются в поддержке и силе другого, и для них мощным стимулом может служить вера и надежда. «Человеки» - напротив, сильные духом люди. Это те, кому не нужны ни жалость, ни сострадание, ни успокаивающая ложь. Именно таким является Герой Сатин, который считает, что человека, прежде всего, надо уважать, а жалость только унижает его, хотя сам Сатин является большим шулером, который живет заведомо ложью и обманом.

Пьеса «На дне». Лука

Лука умирающей жене Клеща Анне рассказывает, что она не должна бояться смерти, и что ей скоро будет хорошо на Небесах с Богом. Актеру он дарит надежду на город, в котором бесплатно лечат алкоголиков, правда, он забыл название города, но обещал обязательно вспомнить.

В пьесе «На дне» Лука ко всем ласков, добр и милосерден. Про себя он особо ничего не рассказывает, только шутит, что его «мяли много, оттого он и мягок». У него нет плохих и хороших людей, в каждом он находит что-то хорошее и светлое, и каждого утешает и наставляет. Проститутке Насте он говорит о том, что если ты веришь, что была у тебя настоящая любовь, значит, она была.

Лука в пьесе «На дне» вору Пеплу и Наташе советует уехать в Сибирь на вольную жизнь, где им будет намного легче начать все заново.

Несчастным жителям ночлежки ничего не оставалось больше, как только верить его словам, которые хоть и звучали неправдоподобно, но дарили веру, как лучики солнца в кромешной тьме.

Ложь во спасение или горькая, но, правда?

Лука в пьесе «На дне» своей философией неким образом призывает к христианскому смирению, терпению и чуткости к ближним. Одному из героев он говорит: «Что тебе правда?». Ведь она может стать для тебя как удар обухом по голове.

То добро, что несет в себе этот герой, пробуждает в человеке ночлежки, даже обреченном, желание жить и быть лучше. Но когда старик исчезнет, рухнет и вся жизнь многих людей этого проклятого места.

В заключение темы «Лука: характеристика» («На дне»), надо отметить, что в этом вечном вопросе нет однозначного ответа, однако сам Горький считает, что истина лучше, чем сострадание. Сам автор выражает полную уверенность в том, что спасти человечество поможет только истина и правильное понимание значимости человеческого сострадания.

Пьеса «На дне» является новаторским произведением М. Горького. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле его жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных формах они ни представали.
В ночлежке живут люди «дна», босяки. - бывший богач, бывший актер, бывший рабочий, вор, проститутка. Опустившись на «дно», они не смогли уйти от жизни, она настигает их и здесь. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща, Актера.
В среде этих ожесточившихся людей появляется Лука Он странник. С его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки. Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего в жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи, как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И он безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том сеете, Актеру - бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовке образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако, если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства и проще и в то же время сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: «Он врал... но - это только из жалости к вам». Лука не просто обманывает, он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным.
Лука не лжет людям, он просто верит в них и верит им. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, сорвавшись, запив, он вешается. Не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, где лечат от алкоголизма (что, кстати, и не ложь), но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек. Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у нее была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. А разве тоска по чистой и высокой любви - это не любовь? Разве это не истина обретения любви? Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, а не насилие и тюрьма: «Человек может добру научить.... Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился».
Итак, в пьесе главный носитель добра - Лука. Он желает людям добра, жалеет их, старается помочь словом и делом.
Обычно против Луки обращают монолог Сатина. Но, во-первых, Сатин сам в начале своего монолога говорит, что никто не понимает, что такое Лука, а он, Сатин, понимает и ценит его. А потом - нужно вдуматься в слова, которые Сатин говорит.
Он говорит, что ложь - религия рабов и хозяев, а правда - бог свободного человека. Но все, кого мы видим в пьесе, совсем не похожи на свободных людей. Они - худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они - те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. «А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?» - говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин.
Человека не надо унижать жалостью, далее утверждает Сатин. Человека нужно уважать. Но что такое для него человек? «Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... 3 одном!.. Это - огромно! В этом - все начала и концы... Все - в человеке, все - для человека». Но Лука менее радикален, его объяснение, почему надо уважать человека, гораздо более способствует уважению тех людей, которые живут рядом с нами, даже самых потерянных и несчастных. «Все. милачок, все, как есть, для лучшего живут! - говорит Лука. - Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?.. Особливо же деток надо уважать, ребятишек! Ребятишкам - простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте». Получается, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и еще не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Те мерзости, которые говорят друг другу остальные персонажи, вовсе не есть правда. Это какая-то видимость правды, это душа человеческая, увиденная без любви к ней. А без любви и самое прекрасное может показаться отвратительным. Лука чувствовал боль и унижение каждого человека, с которым его сводила жизнь, поэтому он каждому умел подарить надежду. Главные его слова в пьесе, как мне кажется, это: «Всяк человек своей цены стоит». А это значит, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться.

Вне зависимости от литературного направления, в котором работает писатель, каждый хоть единожды уделял внимание философской теме смысла жизни и проблемам, которые люди преодолевают в течение всей жизни. Пьеса Горького «На дне» в полной мере затрагивает социально-философскую тематику. Характеристика Луки из пьесы об опустившихся людях поможет найти ответы на важные вопросы о смысле бытия.

У имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества. У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.

Жители ночлежки:

  • Анна;
  • Васька Пепел;
  • Актер;
  • Сатин;
  • Настя;
  • Барон;
  • Клещ;
  • Бубнов;
  • Лука и пр.

До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.

Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.

Влияние Луки на ночлежников

Странствующий старик к каждому ночлежнику нашел свой подход и подобрал слова, которые тот хотел услышать. Так, умирающей от чахотки Анне, которая очень страшилась смерти, старец пообещал райскую загробную жизнь без лишений и боли.

Женщина уже без страха стала относиться к неминуемому концу своей жизни. Без осуждения Лука отнесся к проститутке Насте, которая наивно верила в возможность появления искренней любовной истории в своей жизни.

О большой вероятности начала новой жизни он говорил Ваське Пеплу, который терпел плохое отношение к себе со стороны жены Костылева. Ему Лука предлагал уехать в Сибирь и там начать жить по новому укладу. Старец искренне верил, что каждый человек достоин если не лучшей жизни, то доброго участия ближнего.

Бывшего работника сцены Актера Лука уверил в том, что в одном городе, название которого не помнит, имеется бесплатная лечебница для пьющих людей. Воспрянув духом, ветеран творческой профессии бросил пить, желая накопить денег на поездку в этот город.

Проповедник вынудил обитателей ночлежки задуматься о природе человека, о правде и лжи, справедливости и праве на мечту и счастье. Каждый стал мыслить о превратности собственной судьбы и возможности ее изменения к лучшему, несмотря на «злую правду жизни».

Люди, оказавшиеся на обочине жизни, из уст странника слышат примирительные, сострадательные и участливые высказывания в свой адрес.

Ложь или правда?

В свое время произведение вызвало в обществе резонанс мнений по образу Луки в пьесе Горького. Что лучше, горькая правда или сладкая ложь? На этот извечный вопрос до сих пор нет ответа. Не сошлись в едином мнении и жители ночлежки. Сильный персонаж Сатин предпочитал суровую правду.

Он не нуждался в лживых обещаниях, а вот несчастная Анна без них страшилась умирать. Лука оказался проницательным старцем, который мог чувствовать нужду ближнего человека и предугадывать его сокровенные желания. По жизни он шел со своей верой, которая мечты и фантазии ставила на первое место. Алкоголику Актеру он посоветовал бросить пагубное пристрастие и отправиться в лечебницу, которая излечит от зависимости навсегда.

Поняв, насколько важно Насте обманываться в том, что в нее крепко влюблен один студент, странник стал успокаивать девушку, когда прочие стали насмехаться и подвергать ее слова сомнениям.

Противоречивый образ Луки

Философский спор всегда возникает вокруг того, как человеку стоит вести себя и поступать перед житейскими трудностями.

Персонаж странника у читателя нередко вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, старец наряду с притчами смог внушать в людей веру в лучшее будущее. Но основной проблемой являлось то, что в большинстве случаев слова были лживыми.

На протяжении всего произведения даже сам автор меняет свое отношение к этому яркому персонажу. Если изначально странник преподносится в радостном цвете, то ближе к окончанию читатель понимает, что все его увещевания так и не принесли желанного результата. Ни один герой так и не смог выбраться со дна общества.

Даже более того, Актер, лишенный духовной поддержки и понявший, что ему не суждено бесплатно излечиться от зависимости, покончил с собой. Возможно, если бы слова проповедника не разбередили ему раны и не дали ложную надежду, мужчина не решился бы на столь отчаянный поступок.

Важно! Ложь во спасение – именно так можно трактовать намерения сердобольного странника.

Философский вопрос пьесы заключается в определении, что же для человека лучше, утешительная ложь или истина.

Несмотря на то, что Лука был единственным человеком, который искренне проявлял интерес к обитателям ночлежки, принес ли он пользу своими несбыточными утешениями?

Сатин, к примеру, считал, что всех можно поделить на две категории:

  • люди;
  • «человеки».

Люди, по его мнению, всегда будут нуждаться в чьей-то поддержке и одобрении своих действий, а «человеки» и без того наделены силой духа.

Нетрудно с первого взгляда определить, каким образом действует Лука на всех жителей ночлежки. Всем своим видом и поведением старец призывает окружающих к христианскому смирению и участию к ближнему. Когда ему задали вопрос о том, существует ли Бог, странник ответил, что если в него верить – существует, а если не верить – не существует.

У старца свое индивидуальное понятие о правде как таковой. Автор пьесы собственное отношение к Луке не скрывает, не оправдывает своего героя и не осуждает. Горький считал, что спасение человечества – в правильном понимании значимости сострадания и истине.

Максим Горький даже в финале пьесы не позволяет судить поступки и поведение Луки жителям бедного дома. Эту участь он оставляет читателю.

Полезное видео: роль Луки в драме М. Горького «На дне»

Описание странника Луки

Вспомним описание Луки, которое приводит автор пьесы. Это старик лет 60. Весь его облик соответствует бродяжническому образу жизни. У него имеется котомка и палка, а на поясе прикреплен чайник и котелок. Голова его лысая, а нрав ласковый и мягкий. Ему довелось много побродить по свету и набраться житейского опыта. О себе он говорит: «…Мяли много, оттого и мягок…»

Такая цитатная форма произведения позволяет метко и точно характеризовать персонажей.

Исходя из других его высказываний, можно предположить, что когда-то он сбежал с каторги или поселения в Сибири. Отсюда уверенность в том, что тюрьма не может в лучшую сторону исправить человеческую натуру. С женским полом отношения не задались, хотя и знал очень многих. Считает, что и лысым он стал от самых разных баб, которые встречались на его пути.

Также стало известно, что как-то служил сторожем и охранял инженерскую дачу. Именно там ему довелось встретиться с беглыми каторжниками, которые влезли на дачу, желая поживиться чужим добром, и остались немного пожить.

Важно! Не слишком уважал старик правду. Возможно, оттого, что для простого человека она слишком горькая. Так Клещ так выразился о Луке и его желании все приукрасить: «Верно – какая тут, правда? И без нее – дышать нечем…»

Когда в ночлежке произошла драка и погиб хозяин Костылев, странник счел нужным исчезнуть. Ранее Лука говорил о желании отправиться «в хохлы» на Украину, чтобы поглядеть на новую веру.

Кратко изложить последующие события, произошедшие с обитателями ночлежки, можно так:

  • Пепел попадает в тюрьму в результате драки и последующей смерти Костылева;
  • избитая сестрой Василисой Наталья пропадает из дома;
  • Актер, снова напившись, совершает суицид;
  • Анна умирает от чахотки;
  • Клещ пропивает все деньги, и ему не на что хоронить жену.

Беря во внимание все положительные качества Луки, его образ неоднозначен и сложен. Даже к людям, относящимся ко дну общества, он проявляет доброту, участие и отзывчивость. В его желании приукрасить действительность нет желания материальной выгоды. По мнению странника, человек, создан для лучшего, и чтобы это лучшее с ним произошло, нужно укрепить его веру, надежду и позволить мечтать.

Хотя сам автор не раз называл Луку пройдохой и жуликом, образ старца не назовешь негативным и отталкивающим. Максим Горький свое отношение к старцу высказывал устами Сатина, который в конце повествования пресек все негативные отзывы о Луке.

Песни, притчи и цитаты старика призваны отвлечь обитателей трущобы от их безрадостной жизни. Человечность в пьесе «На дне» стоит на первом месте личностных качеств Луки, его сострадание доносит до ночлежников то, что они в первую очередь люди, а не воры, алкоголики и проститутки.

Полезное видео: Уход Луки в в драме М. Горького «На дне»

Вывод

Лука, как лекарь, терпеливо и с участием пытался излечить истерзанные души этих людей. Проведя анализ действий старца, нельзя сделать определенный вывод, поступал ли он правильно или опрометчиво. У каждого человека будет свой личный ответ на этот вопрос, который будет зависеть от его степени самодостаточности, успешности и уверенности в себе.

Лука - персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла - хозяина ночлежки Костылева - Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

Лука - самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум - смерти не помеха»). В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки.
Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки - его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» - общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона - им он попросту не нужен, а «навязываться» - не в его характере.
Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение - своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).
В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер - герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки).
Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.
Именно Барон - наименее симпатичный из ночлежников - пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку.
Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! ...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь... и- врешь! Старик- не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... вы - нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией - декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции.
В финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает сложный, противоречивый, чрезвычайно неоднозначный образ. С одной стороны, именно Лука - наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней - и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.