Что такое Бхакти, любовное служение Богу? Бхакти, джняна, карма, раджа йога: разные типы йоги для разных ступеней эволюции человека. Е.Жданова. Когда бхакти «забито и забыто»

Необычайно важная для духовного здоровья практикующих бхакти-йогу лекция Шрилы Шридхара Махараджа. Она повествует о различиях между Гоудия Матхом Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати и псевдовайшнавскими организациями. Как следует относится к описаниям сокровенных игр Радхи и Кришны? Может ли интеллектуальный подход позволить нам стать их участниками? Ответы на эти и многие другие вопросы содержит эта лекция.

Бесстрашие и высший долг

Так же как в материальном мире мы можем увидеть прогресс, так и духовный мир являет новые откровения. Истина не статична – она находится в развитии. Искренние люди понимают важность духовного знания для страдающего человечества. Они делают его доступным для других, жертвуя благополучием и материальными перспективами. Их страшат не материальные испытания, а отсутствие благодати, поддержки свыше. Те же, кто обрел ее, воистину бесстрашны, ибо их защищает сам Господь.

Поиск Прекрасной Реальности

Вознаграждение за служение. Лозунг Шрилы Прабхупады «Делай то, что необходимо!». Как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева? Служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира. Настроение подлинных преданных. Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это служение, нисходящее свыше? Какова подлинная природа Имени Кришны? Имитация и воображаемые отношения с Кришной. Примеры истинных отношений с Кришной. Что необходимо для того, чтобы непрестанно воспевать Имя Кришны? Что и как нужно предлагать Кришне? Либеральный подход в проповеди Сарасвати Тхакура. Враг духовного прогресса - это самообман. Что значит быть «брутально» честным с самим собой? Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг свободы от заблуждения. Глупцы рвутся туда, куда ангелы ступить не смеют. Духовная жизнь предназначена для тех, кто истощен в материальном смысле. Скромный, смиренный рост в духовной практике.

Темная пещера отречения

В лекции рассматривается пагубность духа отречения. Для человека, который болен этим недугом, люди и явления, существующее вокруг него, предстают нежелательными и лишенными смысла. Разочарованный в этом мире, он стремится перестать чувствовать и желать, чтобы более не страдать Следствие болезни отречения - принятие философских систем, провозглашающих высшей точкой развития утрату индивидуальности. Однако вайшнавы говорят о возможности сохранения вечной индивидуальности в мире, где все чаяния нашего сердца будут удовлетворены.

Реальность за гранью опыта

В чём суть Бхакти-йоги? Счастье самоочевидно. О видах йоги, совершенствующих сознание и его оболочки. Где существует сознание? Какой деятельностью занимаются оболочки нашего тела и душа? В каком направлении двигаться, чтобы встретиться с Абсолютной Красотой? О различных видах и уровнях служения. Что побуждает вайшнава стремиться служить Богу?

Простота и сила бхакти

Введение. Сутра 58-я: «Путь преданного служения легче и эффективнее других путей». Сутра 59-я: «Простота и сила бхакти в самодоказательности». Сутра 60-я: «Бхакти это воплощение умиротворения и высшего экстаза». Сутра 61-я: «Передав Господу заботу о своих мирских и ведических обязанностях, преданный не заботится более о мирских потерях». Сутра 62-я: «Даже приняв преданное служение, человек не должен пренебрегать своими мирскими обязанностями». Смысл внешней деятельности. Вопросы: О самодоказательности бхакти. Каждому своя садхана. Искусство сочетания разных видов служения.

Концентрация или любовь

Как разные виды йоги объясняют медитацию. В чем цель концентрации? Как погрузиться во внутренний мир? Бхакти йога и гимнастика для тела. Люди пробуждаются на разных уровнях сознания. Главное происходит не в теле, а в сознании. Медитация без чистоты сознания - яд. Соприкосновение с высшей реальностью обесценивает все материальное. «Рецепты духовности». Падения на духовном пути. Что говорит Бхакти йога о том как надо прилагать усилия на духовном пути?

Правильное мировосприятие

Бог есть любовь и абсолютное Благо. Для обычных людей это утверждение является абстракцией. Те же, кто соприкоснулся с очарованием Господа, понимают: все в мироздании гармонично. Они относятся равно к мирскому счастью и несчастью и живут лишь Его милостью. Если материалисты склонны самоутверждаться за счет других, то духовные люди стремятся выразить почтение окружающим. Они не желают личных выгод. Подлинная потеря для них – отсутствие связи с Кришной, а подлинное приобретение – быть в обществе Его слуг.

Поиск счастья и Смысл духовности

Социальный смысл духовности. Два типа счастья. Неудовлетворенность души материей. Отречение от мира и отречение от вожделения. Понимание счастья зависит от уровня сознания. Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед. Аватары. Три аспекта Абсолюта. Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя. Красота и Любовь. Антропоморфизм или Теоморфизм. Три источника знаний о Боге. Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху. Раб-невольник и раб Любви. Служение Богу - источник энергии.

Материалистические философии

Преданность во тьме. Преданность в гуне страсти. Обусловленное знание. Изначальное знание. 64 искусства. Стхала и сукшма. «Измы». Девять идей Джада-вады – материализма. Три категории философии материализма: сукха, нирвана и шакта. Сукха - эгоистичное материальное блаженство. Сукха - бескорыстное материальное блаженство. Исчезновение, уничтожение, Нирвана. Разбор будущей программы лекций. Обсуждение плана.

Введение в Ишопанишад

Зачем задавать вопросы Гуру? Понимание системы философии сознания Кришны. Богоцентрическая жизнь или самообман? Почему нельзя критически обсуждать своего духовного учителя? Деградация Сознания Кришны. Концепция богоцентрической жизни. Бессмысленный прогресс в материальном образовании.

Анализ Бхагавад Гиты Шрилы Прабхупады

Введение и анализ. Короткое описание глав Бхагавадгиты. Карма-йога, Гьяна-йога и Бхакти-йога. Ачит, чит, ишварам. Более подробный разбор каждой из глав Бхагавадгиты. Слабость сердца. Дхарма, артха, кама, мокша. Освобождение от материальных гунн. Объяснении к Бхагавадгите, как поступает Кришна.

Совершенные и несовершенные способы познания

Как познать истину - методы познания. Шабда. Пратьякша. Анумана. Что можно, а что должно - физика и этика. Факты - мёртвая информация. Ограниченность органов чувств или интервью с пауком - модернизм. Постмодернизм, квантовая физика и теория суперволокон. Откуда авторитет у науки? Постмодернизм в концепции нигилизма. Христианство: философия религии, потеря авторитета. Наука против морали или механистическая магия. Изначальное стстояние сознания. Вопросы и ответы.

Основные филосовские концепции

Введение: цели и задачи семинара. Ведическая и западная идеи. Контрасты. Четыре аспекта философии. Гносеология. Логика. Метафизика. Этика. Основы классической западной философии. Сократ. Платон. Аристотель. Философия постмодернизма. Философские течения современности как негативные подходы. Бхакти как позитивная альтернативная философия. Вопросы и ответы

Что такое Бхакти?

Ещё раз о ценности бхакти. Глава 2. Сутра 15-я: «Сейчас я опишу признаки бхакти на основе разных авторитетных мнений». Сутра 16-я: «Бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу». Сутра 17-я: «Бхакти это привязанность к рассказам о Господе и к словам самого Господа». Сутра 18-я: «Бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой». Сутра 19-я: «Бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его». Сутра 20-я: «Все три определения бхакти, являются совершенно правильными». Сутра 21-я: «Гопи Вриндавана - пример чистого преданного». Сутра 22-я: «В своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять». Вопросы и обсуждения. Шастры, гуру и садху. Вопрос о шалостях Кришны. Делать всё с любовью.

Временный мир

Можем ли мы воспринимать информацию, не исказив ее? Зачем нам знание. Что может помешать нам принять Бхакти. Все получат освобождение, вопрос: когда? Очарование и разочарование. Временный мир. Чем питается наш «друг» ум? Странное представление о Бхакти (корысть).

Мистерия Сознания Кришны

Почему Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе? Навадвип тождественен Вриндавану. Природа Говинда-кунды. Сознание Кришны культивируется в состоянии разлуки. Как Госвами Махарадж попал на даршан Шридхара Махараджа. Шри Чайтанья Чаритамрита - это величайшее произведение, которое когда-либо появлялось в этом мире. «Дживы являются частью сияния Радхарани, частицами Её света, Её сиянием». Боль разлуки в сердцах великих преданных. Почему Кришна становится Гаурангой Махапрабху? Почему имя Радхарани не упоминается в Шримад Бхагаватам? Вход в Кришна-лилу находится в Гоура-лиле. Какова природа Гоура-лилы? Виза в духовный мир. Бхакти Ракшак значит хранитель преданности. Лучше скромный естественный духовный рост, чем искусственная зрелость. В действительности, всё исходит из мадхура-расы, всё прорастает из этого измерения бытия. Вриндаван источник всего мира. Мир нашего опыта - это всего лишь поверхностная оболочка. Татастха-вичар - объективная, беспристрастная точка зрения. Природа измерения Вриндавана. Высочайшее положение Мадхавендры Пури. Что нам следует делать со всеми этими явлениями, реалиями? Смысл посвящения в Харе Кришна Махамантру. Для духовных людей верить - значит видеть. Почему в Кришна-лиле жены брахманов более удачливы чем сами брахманы? Сознание Кришны - это нечто столь пркрасное!

Истина откровения

Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения. Разница между материальным и духовным образованием. Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом. Материальные знания - мусор. Почему душа попадает в этот материальный мир? Что такое преданность? Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное? Высочайший тип поклонения Кришне. Кришна - Мадан-мохан, а Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини. Природа Кришна-Нама. Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует. Арати рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины.

Прославление Любви и Красоты

Сомнение в утверждениях. Понятие «вопрос». Количественные вопросы. Качественные вопросы, их разновидность. Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца? Бесконечные ипостаси Всевышнего. Главное занятие Господа - игра. Очищение своего подлинного «я». Разъяснение термина «сат чит ананда». Прославление Любви и Красоты. Парадоксы буддизма. К кому вы обращаетесь, воспевая святые имена Господа? Что значит «святое» или «трансцендентное»? Отчаянное, молитвенное состояние. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Преданные - не вегетарианцы. Обширный взгляд на карму. Сахаджийя-йога и кундалини-йога. Виды вопросов. Доверие и недоверие учителю. Надежда на собственные силы, знание. Внешний мир, как источник знания. Поиск духовного учителя. Критерий истинности знания. Что такое просветление? Что такое спасение? Как реализовать свою мечту? Что такое мысли? Счастье нельзя ни вообразить, ни реализовать. В чем заключается практика кришнаитов? Безличный аспект Господа - вездесущность. Логическое обоснование существования Всевышнего. Красота - неоспоримое качество Господа. Как сочетать духовное развитие и жизнь в современном обществе? Мнимая и подлинная независимость. Рабство власти и денег. Этапы созревания любви. Послушание на духовном пути.

Внутренняя и внешняя природа души

Развитие наружу или внутрь? Путь погружения в себя. Как внутри найти свою истинную природу? Голос сердца или голос чувств звучит в моей голове? Что такое настоящее раскаяние? Как поступать по совести? Всем ли нужно пройти школу иллюзии материального мира? Мы созданы по образу и подобию, но по какому? Внешняя и внутренняя природы. Иллюзия и истина - единство? Материальный мир справедлив? Чем дорота отличается от милосердия? Бог по отношению к нам высшее начало или равноправный партнер?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Рабство абсолюту

Рабство - высочайшая свобода. Универсальная и всеобъемлющая концепция Шримад-Бхагаватам. Соприкосновение Шукадевы с Прекрасной Реальностью. Какова цена обретения бхакти? Кто я по отношению к Абсолюту? Виды отношений с Абсолютом, расы. Наставления Махапрабху своему ученику Рагхунатху Дасу Госвами. Жизненный путь Рагхунатха Даса. Трансцендентные произведения вайшнавов. Молитва Кришнадаса Кавираджа. История жизни Абхирама Госвами. Необыкновенная сила вайшнавов.

В каждом человеке заложена потребность любить. Это один из главных жизненных законов. Жизнь без любви невозможна по своему определению. Единственное чего не хватает человечеству – так это правильных знаний о том, как направить свои чувства для обретения счастья. Потребность любить, похожа на постоянно расширяющиеся световые или звуковые волны, но людям недостает понимания и знаний для точного вычисления адресата. Благодаря простейшему методу – бхакти йоге – можно научиться совершенствовать свою любовь ко всему живому и получить ответы на главные вопросы:

Бхакти йога – практика построения правильных отношений, преданности и любви к Богу . Каждое из направлений йоги нацелено на то, чтобы человек смог выбрать близкую себе по духу практику и с её помощью стремиться к высшему благу. Бхакти йога являет собой не материальную связь посредством любви и преданности. Цель одна – наладить внутреннюю гармонию и прийти к высшему состоянию.

Очень часто люди применяют слово «йога» только по отношению к физическим системам, хотя любая связь во всевозможных ее проявлениях может быть названа йогой. Так или иначе, все виды практик и поклонений, которые практикуются в материальном мире, являются йогой в разных ее проявлениях.

Начните с того, что оцените свой внутренний мир . Люди склонны воспринимать окружающий их мир либо с интеллектуальной точки зрения (через какие-либо логические вещи), либо ориентируясь на сердечный центр (через любовь к ближним). Кому-то же проще находится здесь, и сейчас, пребывать в этом самом моменте и начинать действовать.

Бхакти йога: используя интенсивность эмоций

Бхакти йога – учение, согласно которой человеческое сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию . То есть, через Анахатум (сердечный центр) человек отождествляется, в общем-то, со всем окружающим миром и здесь существует такой момент, когда приходит понимание того, что он и окружающие – это одно и то же.

Бхакти йога несет в себе посыл любви ко всему при целостном и едином восприятии мира.

Когда переживается состояние единения (единства), тогда не возникают вопросы по поводу свой или чужой, люблю или не люблю. Человеческие эмоции могут принимать различные формы. Существуют как правильные и красивые формы, так и чудовищно неприятные. Вопрос в том, чтобы обучиться управлять своими эмоциями. Преданность — способ преобразования негативной эмоции в положительную. Влюбленные люди не заботятся о том, что происходит в мире. Им комфортно в своей счастливой жизни с позитивным мышлением. Это и считается преданным состоянием. Преданность является размноженной и расширенной версией любви . Выбирая преданность к Богу, Вы получаете замечательную жизнь и уравновешенные эмоции.

Преданность — другое измерение интеллекта

Интеллект хочет завоевать истину, тогда как преданность просто охватывает ее. Преданность не может расшифровать, но способна испытать. Интеллект же расшифровывает, но никогда не испытывает. Этот выбор Вам и приходится делать.

Бахти йога – трансцендентное преданное служение, которое позволяет построить непосредственные отношения с духовной сущностью, верховным Господом, который пребывает далеко за пределами этого материального мира.

В материальном мире процесс поддержания и становления отношений очень прост и естественен. Сначала Вы слышите что-либо о людях, затем происходят встречи и завязываются разговоры. Впоследствии люди запоминаются, Вы начинаете чаще думать и говорить о них, а также оказываетесь вовлеченными в деятельность по удовлетворению и наслаждению. Бхакти йога точно таким же простым и естественным образом помогает построить непосредственные личные отношения с верховным Господом.

Сначала на слуху его имена, игры, качества и спутники. Нужно хвалить и прославлять его, потому что он больше всех заслуживает хвалы и славы. Главным образом воспеваются его святые имена, поются и рассказываются его знаменитые трансцендентные игры. Существуют разные способы предложения ему различных предметов, таких как благовония, лампадки, масла, вкусная пища, приготовленная с любовью и прекрасные веера из перьев павлинов . Бхакти йога является не ритуалом, а мощной духовной практикой и процессом, который устанавливает непосредственную связь с Богом. И когда Вы практикуете, то действительно можете почувствовать эту связь. Преданные ощущают прилив счастья внутри себя, что позволяет увеличиваться привязанности и любви к Господу все сильнее и сильнее.

Когда практикуется бхакти йога, любовная привязанность к Всевышнему постепенно возрастает. На зрелой стадии бхакти достигается совершенное состояние сознательной сущности. Душа раскрывается и тогда преданный человек целиком и полностью влюбляется в Бога. Тоже происходит и с Господом. В такой момент преданный не может жить без постоянного служения, служения всем телом, умом, сердцем и душой. Об этом подробно могут рассказать духовные учителя, у которых состояние чистой, духовной любви можно увидеть очень часто..

Бхакти-йога — йога преданного служения Богу — это один из четырёх основных видов йоги (Бхакти йога, Хатха-йога Карма-йога и Джняна йога).
Согласно индуистской философии, практика Бхакти йоги считается самой легкой и действенной формой йоги в наше время, доступной всем практикам без исключения.

Древний трактат «Бхагавата-пурана», бхакти йога превозносится выше даже состояния мокши — просветленного. Знаменитая «Бхагавад-гита» оценивает Бхакти йогу выше трех других видов йоги.

Особенности метода

Практика Бхакти йоги заключается в том, чтобы ежесекундно помнить о Боге, как о господине, друге, сыне или возлюбленном. Это кажется на первый взгляд проще, чем отжиматься на коврике, но на самом деле требует полной отдачи, тотального внимания что трудно осуществить, если мысли погружены в повседневную суету.
Самые распространенные методы Бхакти йоги — представление Бога как личности (иначе к нему трудно обратиться), повторение имени Бога, подношение Богу каждого цветов и пищи, которая сначала предлагается Божеству, и только потом вкушается человеком.

Эффект

В книге «Йога и Сила Мысли» Свами Шивананда пишет о плодах Бхакти йоги:

  1. Беззаветная преданность Господу спасает даже величайшего грешника.
  2. Преданный служитель Господа обретает божественное знание не благодаря физическим органам чувств, а в силу сверхфизического божественного видения (которое возникает благодаря джапе, киртане, медитации и т. д.).
  3. Практика бхакти-йоги порождает отрешенность и бесстрастность по отношению к мирским объектам.
  4. Бхакта обретает знание не благодаря рассудку, а при непосредственном восприятии.
  5. Мысленное око обретает ясное видение при применении глазных капель благодати Господней.
  6. Преданность приносит покой и счастье разуму.
  7. При истинной преданности не может быть никакого эгоизма.
  8. Праведные деяния и практика дхармы порождают любовь и преданность Господу.
  9. Ревностный служитель Господа обретает полное удовлетворение и непреходящий покой через осознание Его.
  10. Когда вы обретаете Богоосознание, все оковы спадают, прекращаются рождение, страдания и смерть.
  11. Смерть отлетает от того преданного служителя, который нашел утешение у лотосовых стоп Господа.
  12. Нет ничего недостижимого для благородного сердца преданного служителя, который нашел утешение в ногах Господа.
  13. Бхакти (преданность Богу) — выше, чем сиддхи (магические силы).
  14. Преданность устраняет возбуждение ума и быстро приносит покой.
  15. Практика бхакти дает успокоение и уравновешенность разума.
  16. Как ствол, ветви и сучья питаются водой от корней дерева, так поклонение Всевышнему Господу способно умилостивить все остальные аспекты.
  17. Господь благословляет Его преданных служителей, даже если они неграмотны и некультурны.
  18. Поистине в двойственности есть страх. В единстве страх отсутствует. Нельзя бояться себя самого.
  19. Человек становится выше и старше только за счет праведной жизни и преданности Господу.
  20. Всевышнему приятна лишь чистая преданность.
  21. Преданный служитель принимает обет бедности. Он не привязан к материальному миру.
  22. Тот, кто обладает непоколебимой преданностью Господу, кто свободен от похоти, ненависти, жадности и эгоизма, может с легкостью переплыть бушующий океан жизни.
  23. Гусиная кожа, дрожь, смягчение сердца, поток слез радости, прерывающаяся речь — это признаки преданности.
  24. Все, что может быть приобретено за счет аскезы, самоотречения, йоги, милосердия и благородных деяний, стремительно приобретается за счет преданного служения Господу.
  25. Господь подчиняется воле Его преданных служителей. Он не свободен. Его сердце завоевано преданными святыми. Он дорог им, а они дороги Ему.
  26. Путь преданного служения восхитителен, поскольку он сопряжен с процветанием и нет ни страха, ни опасности с него сойти.
  27. Преданный служитель, хотя и привлекаемый удовольствиями и не способный контролировать свои чувства, не идет у них на поводу из-за ревностной преданности и острого желания достичь Господа.
  28. Отделение от всех материальных результатов и растворение астрального тела происходят благодаря медитации и осознанию Бога.
  29. Преданный служитель лотосовых стоп Господа достигает религиозного рвения, самоотречения, мудрости, величайшего покоя, бессмертия и вечного блаженства.
  30. Когда все препятствия устранены преданным служением Господу, тогда в сердце стремящегося появляется прочное бхакти.

Бхакти-йога (санскр.) — бхакти — бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога — связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему. Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом на пути духовного развития и постижения Бога, о чем говорится в 55 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть ":

"Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную Личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель".

Атеисты же, чьё сердце закрыто для Бога, строят о Нем свои досужие домыслы, которые порой граничат с абсурдностью. Вот почему в Ведах говорится о том, что науку о Боге следует изучать только под руководством осознавшей себя души, относящейся к цепи ученической преемственности (парампара), которое берет своё начало от Бога. В ведических писаниях говорится, что истинным духовным учителем может считаться тот, кто постиг суть Вед, а также передаёт Его слова без искажений.

В различных ведических писаниях говорится о том, что, несмотря на то, что Господь одинаково относится ко всем живым существам, те, кто преданно служит Ему, находятся под особой Его защитой.

Этой духовной практикой занимаются лишь те, кто понимают, что причиной всех причин является Господь, что все нисходит от Него и все принадлежит Ему. Они признают Его Верховным наслаждающимся и с радостью встают на путь служения Богу, полностью предавшись Ему. Положение слуги не тяготит их, а приносит истинное счастье, так как оно связано с вечным — Абсолютной Истиной, Верховной Личностью Бога.

Благодаря своему служению они раз и навсегда решают самые главные проблемы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Материальные проблемы больше не затрагивают их, им больше не приходится самим бороться со своей судьбой, так как их решает Всевышний. Такие предавшиеся души находятся под особой Его защитой.

В 66 стихе 18 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от последствий твоих грехов. Ничего не бойся".

Бхакти-йога состоит из 9 процессов:

  1. Шравана — слушание о Боге;
  2. Киртанам — поворение Святого Имени (маха-мантры), описание форм и качеств Бога;
  3. Смаранам — помятование о Боге;
  4. Пада-севана — служение лотосным стопам Бога в соответствии со временем, местом и обстоятельствами;
  5. Арчана — поклонение Божеству в храме;
  6. Вандана — вознесение молитв Богу;
  7. Дасйа — считать себя вечным слугой Бога;
  8. Сакхйа — установление дружеских отношений с Богом;
  9. Атма-ниведана — полное предание себя Богу.

Данные процессы постепенно приводят человека от первого к девятому, однако можно заниматься только двумя-тремя в зависимости от обстоятельств. Так в духовном развитии есть два пути, по которому может идти человек: путь постепенного духовного развития и путь полного предания себя Богу (атма-ниведана или шаранагати). Второй путь очень сложен и рекомендуется отдельным личностям. Поэтому переход сразу к девятому процессу возможен только для полностью осознавшей себя души. Он подробно описан в работе Бхакивиноды Тхакура "Шаранагати ".

Привлекательность практики бхакти-йоги заключается в том, что

  • она немедленно избавляет от всех видов материальных страданий,
  • благотворно для всех, кто ей занимается,
  • обесценивает даже освобождение (переход души из материального мира в духовный),
  • приносит транцендентное блаженство,
  • единственное средство привлечь Бога.

Произведения Рупы Госвами "Нектар преданности " (Бхакти-расамрита-синдху) и "Нектар наставлений " (Упадешамрита), созданные около 500 лет назад, подробно описывают процесс практики бхакти-йоги , этапы его развития, условия, необходимые для занятия данной практикой, а также 5 видов взаимоотношений с Богом, что помогает стать чистым преданным Бога.

Чистое преданное служение встречается очень редко и возможно только по милости преданных, по милости истинного духовного учителя. Оно также невозможно без соблюдения 4 регулирующих принципов : отказ от мясоедения; отказ от средств интоксикации, включая чай и кофе; отказ от азартных игр; отказ от занятий недозволенным сексом. Это связано с тем, что разум затмевается вожделением, и человек сходит с пути преданного служения .

Ещё недавно бхакти-йогой занимались лишь жители Индии пока в 1965 году А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада не начал проповедовать данную практику на Западе. С 1971 года ею стали заниматься в России. Он предложил всем заниматься самым простым процессом бхакти-йоги — повторением маха-мантры, очищающей сознание человека и сжигающей его карму. Просто повторяя без оскорблений: "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе ", человек однажды сможет придти к Богу.

Благодаря Шриле Прабхупаде, за столь короткий срок бхакти-йога распространилась по всему миру.

Мир вокруг нас – разнообразен, люди, окружающие нас – разные, каждый из нас двигается по своему индивидуальному жизненному пути, даже те из нас, кто уже осознанно направляет свои усилия для достижения конечной цели йоги - просветления (видения природы вещей) и последующего слияния с Абсолютом. Фундаментом и началом пути служит в большинстве случаев – хатха-йога.

Несмотря на условный регламент и перечень существующих техник и практик, а также общность конечной цели, для каждого практика – набор наиболее подходящих и действенных инструментов будет свой, а значит и сам путь, и тот тип йоги, с помощью которого он сможет его преодолеть. На данном этапе важно понимать, что выбор типа йоги будет зависеть от конкретной ступени эволюции человека, его психо-физиологических характеристик, уровня развития здесь и сейчас. Способности и предрасположенности к определенным практикам – индивидуальны и обусловлены, в первую очередь, кармически. Именно поэтому так важно определить и использовать тип йоги, соответствующий текущему уровню развития. Безусловно, это можно и нужно делать личным опытным путем, используя набор инструментов (техник и практик каждого отдельного типа йоги), наиболее эффективный именно для Вас сейчас. Более того, нужно учитывать тот факт, что один тип йоги является продолжением другого, они дополняют друг друга и ни в коем случае не противоречат. В современном мире существует множество типов йоги, но наиболее древними (о чем свидетельствуют Мудрецы) являются:

Раджа-йога;

Бхакти – йога;

Джняна – йога;

Карма – йога.

Раджа-йога (королевская йога)


Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума.

Вивекананда Свами «Афоризмы Патанджали из классической `Йога-сутры`»


Цель данного типа йоги – обуздать свой ум, то есть сосредоточить свое сознание, затем выделить отдельные факты в сознании, обобщить и проанализировать их, придя к собственным осознанным выводам – заключениям.

Раджа-йога - вершина Аштанга-йоги (после Самадхи), все основные принципы которой изложены в труде «Йога Сутры Патанджали».

Раджа-йога состоит из следующих ступеней:

Яма/нияма (определенные принципы нравственной дисциплины, чистоты внутренней и внешней, общие, как правило, для представителей практически всех религиозных конфессий);

Асаны (физические упражнения для тела, его подчинение посредством аскез и накопление тапаса);

Пранаямы (дыхательные упражнения, направленные на работу уже не только с физическим, но и энергетическим телами человека; управление жизненной силой).

Данные техники являются подготовительными для более глубоких:

Пратьяхара (буквально «собирание в себе», то есть подчинение органов чувств);

Дхарана (концентрация ума, его сосредоточение на одном центре в течении 12 секунд);

Дхьяна (медитация или созерцание продолжительностью 12 Дхаран);

Самадха (слияние с Абсолютом, полное сосредоточение, сверхсознание или 12 Дхьян).

Основными средствами освоения раджа-йоги являются:

Медитация, являющаяся инструментом, который позволяет достичь контроля ума;

Мантры, необходимые для того, чтобы пробудить в уме человека его глубинное состояние;

Замещение информации, которое может достигаться как многократным чтением священных текстов, так и энергетическим самолечением в виде циклических практик или аскез в хатха-йоге.

Раджа-йога позволяет на личном пути убедиться в том, что наше сознание имеет точно такое же влияние на наше тело, что и тело на сознание, то есть весь внешний мир и то, что нас окружает является оборотной стороной или грубой формой нашего же тонкого, или внутреннего мира. Это есть высшая из всех Йог.

В великом индийском эпосе «Махабхарата» есть часть под названием «Бхагавад-гита», в которой Кришна дает наставления Арджуне и указывает на следующие 3 типа йоги: (бхакти, джняна и карма йоги).

Бхакти-йога

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов.",

Шветашватара Упанишада


Бхакти-йога представляет собой служение Богу и обществу в зависимости от своего предназначения в стремлении соединиться с Абсолютом. Ее отличительной особенностью является настолько сильная, чистая и искренняя преданность Обществу, Государству, Человеку, Гуру или Божеству, Богу, что объект и служение этому объекту для практика стоят всегда на первом месте, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

В современном мире бхакти-йога свойственна, в основном, людям восточным и чужда западному обществу. Данная практика предполагает полный отказ от своего эго, плодов своей деятельности, привязанности, проявлениям таких негативных качеств как гнев, зависть, жадность, ревность и взращиванию истинной добродетели и милосердия.

Существует 9 форм бхакти (преданности Всевышнему):

Шравана – это слушание Божественных Лил, историй о Боге и связанных с его различными формами, описаний его добродетелей и т.д. посредством чего происходит растворение сознания в информации и слияние с Абсолютом;

Киртан – это воспевание Божественной славы посредством музыки и танцев. Этот метод подходит абсолютно для всех людей, даже семейных, потому что нисколько не противоречит, а даже основывается на сути человеческой природы;

Смарана – постоянное воспоминание о Боге. Несмотря на кажущуюся легкость данного метода, ум значительно усложняет его выполнение и требует предварительной подготовки. Большую помощь в освоении его может оказать Джаппа (повторение имени Бога);

Падасевана – это непосредственно служение Господу посредством поклонения в храмах, образам, а также всем нуждающимся и всему Миру, который пронизан и состоит из Бога по сути;

Арчана – это поклонение и преподнесение подношений Богу, которые могут осуществляться как в специальных местах (храмах и других религиозных заведениях), так и дома; как физически, так и мысленно;

Вандана – это молитва, простирания. Практикуя на регулярной основе, данный метод позволяет избавиться от Эго для перехода на следующий этап;

Дасья – это служение Богу (выполнение работ и служение в храмах, ашрамах, Мудрецам и т.д.), помощь нуждающимся, соблюдение предписаний священных писаний;

Сакхья – служение Богу как другу, желание и его реализация быть постоянно полезным Богу, обществу, нуждающимся;

Атма Ниведана – самоотречение, то есть абсолютная любовь к Богу, при которой в человеке не остается ничего, кроме его Божественного начала.

В повседневной современной жизни к основным практикам бхакти-йоги относят:

Пение и слушание мантр, прославлений Бога;

Использование ритуалов и обрядов;

Чтение и изучение жизнеописаний Мудрецов, святых и т.д.

Данный тип йоги наиболее предпочтителен для эмоциональных, чувственных людей с открытым свободным умом, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

Бхакти- йога – это путь от простого к сложному, от грубого к тонкому, вершиной которого является Пара Бхакти или Абсолютная преданность. Несмотря на часто возникающие разногласия, по сути Пара Бхакти и есть Джняна.

Джняна-йога


Джняна-йога – это полное соединение себя с Абсолютом, достижение которого возможно только при условии наличия соответствующего опыта, наработок и квалификации.

Данный тип йоги наиболее близок современному западному обществу, которое привыкло воспринимать мир преимущественно посредством различных исследований и получения интеллектуальных знаний. Соответственно подходит для людей сомневающихся и недоверчивых, упрямых и морально сильных.

Техники и навыки джняна-йоги:

Различение иллюзорных и реальных явлений;

Использование техник самоанализа, движения внутрь себя. Современной альтернативой таких практик вполне может служить ведение личного дневника с последовательным описанием мыслей практика для контроля как ума, так и поведения;

Медитации;

Поиск ответов в ведических писаниях, философских трактатах и других авторитетных источниках;

Получение и накопление личного опыта.

Залог успеха джняна-йоги – это наличие у практика большого желания освобождения и одновременно саморазвития. Джняна –йога – это йога мудрости, которая помогает найти ответы на такие глубоко философские вопросы, как «Что есть Реальность? Материя? Сила? Энергия? Формы жизни?» И последовательно приводит практика к самостоятельному заключению о том, что Реальность, как и Основа – Едины. Абсолютный Дух и есть вездесущее Бытие, чьей внешней природой является Жизнь, вечная и бесконечная во всем многообразии ее форм и видов, а внутренней - Любовь. И доказывает утверждение о том, что время (как и реальность) существуют только в нашем уме. Джняна-йога раскрывает такие фундаментальные понятия, как Абсолют, Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Тот, кто знает и понимает устройство и законы Бытия, приближает понимание и сознание Единой Жизни и Силы, а также Творческой Воли, увеличивает собственные силы, сливаясь в конечном итоге с Источником Всякой Силы. Джняна –йога говорит словами из загадки Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Карма-йога


«Трудись беспрестанно, но не позволяй труду поработить себя»

Карма-йога. Свами Вивекананда.


Карма-йога – это йога служения, помогающая взрастить терпение.

Данный вид йоги подходит для большинства современных людей, ведущих социальный образ жизни, так как она предлагает такие методики, которые позволяют сохранить свою деятельность, но придать ей осознанность и избавиться от привязанности к ее результатам (плодам). Карма-йога учит нас работать и трудиться исключительно ради самого процесса, дает возможности взрастить в себе самоконтроль, а через него и сильную волю и сильный характер. Это служит мощной защитой от любых негативных последствий, так как каждое наше слово, мысль и действие приводят к положительным или отрицательным последствиям. Но любовь, правдивость и бескорыстие испокон веков являются наивысшими общественными идеалами, через которые возможно достичь получение огромной энергии. Преуспеть в выработке характера помогает совершение добрых дел, размышления о добром, желание освободиться от привязанностей нашего материального мира.

Для достижения успеха в карма-йоге необходимо любить и верить в себя. Важно как соблюдать данный принцип, так и не путать его проявление с гордыней. Для этого нам важно четко понимать, что Человек является лишь маленькой каплей, частицей в огромном мире Абсолюта. И его истинная сила проявляется лишь в единении с этим Абсолютом. Эту силу нужно раскрыть, заработать, выработать в себе и посредством деятельности прийти к уравновешенности, добродетели, гармонии с собой, Миром, Абсолютом.

Что же мы имеем в виду под словом «деятельность»? Наивысшей деятельностью является оказание духовной поддержки, несение знаний. Следующей по значимости идет деятельность интеллектуальная, а материальная может принести нуждающимся лишь временную поддержку.

Выполнять любую работу нужно с позиции хозяина, которому нравится сам процесс, независимость своего существования, позиция раба же неизменно порождает зависть. Также необходимо быть благодарным всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути и дает возможность проявить милосердие и другие высшие душевные порывы, а также выполнять свой Долг. Долг… Мало кто имеет четкое представление, что же является по сути его долгом. Понятие это весьма субъективно и для его определения мы должны исходить, в первую очередь, из происхождения человека, затем по мере его взросления – положением в жизни и обществе. У каждого из нас разные возможности, но каждый из нас может совершать разные добрые дела, моральные поступки и воздерживаться от совершения зла, аморальных поступков. Для укрепления понимания морали, добра и зла, также мощную помощь оказывает изучение символики и выполнение ритуалов. Это важная часть карма-йоги, которая помогает установить крепкие взаимосвязи между мыслью, словом и действием. Добро рождается внутри нас, внешне же оно проявляется в наших добрых поступках. Самопожертвование – основа любой морали.

В заключении, мне хотелось бы отметить, что указанные 4 пути или вида йоги перетекают одна в другую, на разных жизненных этапах взаимодополняют или заменяют друг друга, но ведут к единой цели – достижению самоконтроля, развитию, избавлению от своего Эго, «Я» и конечному освобождению. Этому разными способами учат и раджа-, и карма-, и бхакти-, и джняна – йога. Вне зависимости от выбранного начального направления для достижения положительных результатов в любой йоге нужно следовать общим правилам:

1.Слушать;

2.Думать;

3.Практиковать.

Помните о том, что все 4 пути (знания, психологии, любви, труда) обязательно приведут Вас к конечной цели при наличии у Вас настоящего желания, чистого и бескорыстного: получать и отдавать добро, быть благодарным за все уроки нашей жизни, взрастить в себе все то лучшее, что даровано нам Абсолютом, что отличает Человека от животного, воздерживаться от проявления зла и негатива. Здравомыслия, терпения и упорства в благих начинаниях! Ом!