Физкультурное занятие с мячом для детей старшего дошкольного возраста. Портал интересных увлечений

На фитболе можно заниматься начиная с месячного возраста, физические занятия в то время имеют также задачи психологического развития, поскольку ребенок получает новые эмоции и занимается новым видом деятельности. Но в школьном возрасте для организма стоят совершенно иные задачи. Постоянно сидя за школьной партой, за письменным столом, за компьютером, школьник меньше времени играет с сверстниками и часто не может получить адекватную нагрузку, поэтому могут возникать проблемы с обменом веществ, работой мышц, правильной осанкой. На помощь может прийти гимнастический мяч, заниматься с которым можно даже в перерывах между проделанными домашними занятиями, а в условиях школы — в спортивном зале.

Правила занятий

Правила подбора мяча в основном касаются взрослых, у которых рост уж сильно разнится. Школьникам младших классов, а это возраст от шести до десяти лет, как правило подходит мяч диаметром 55 сантиметров. Но если ребенок слишком высокий или низкий, проследите, чтобы в сидячем положении (на мяче) коленный угол был прямым (90 градусов).


Тренировка мышц плеч и рук

Следующие упражнения для детей можно делать в положении стоя, сидя и лежа, они довольно универсальные. Но за счет статического напряжения под весом мяча дают хороший эффект для мышц рук, плеч и спины. Важно — статические (их еще называют изометрическими) упражнения нельзя делать на протяжение продолжительного времени, тем более из задержкой дыхания, резко поднимается давление, а это опасно.


Укрепление пресса

Упражнения для детей делаются в положении лежа на спине:

  1. Фибол завести руками за голову, садясь, котить мяч по грудной клетке, прессу, ногам и прокатить его в обратном положении, ложась. Для крепких детей можно усложнить упражнение — поднять ноги под углом 45 градусов.
  2. Согнуть ноги в коленях, но стопы должны быть на коврике, взять фитбол между ногами, ладони поставить на затылок. Мяч нужно с усилием сжимать и одновременно сесть. Крепких детей, которым это упражнение слишком простое, можно попросить держать ноги над полом под углом 45 градусов.
  3. Фітбол поставить под спину, ладони поставить за голову, поднять с пола голову и плечи до горизонтального положения, так продержаться несколько секунд и опуститься.
  4. Лечь на фитбол, одну руку поставить за голову, другой держаться за мяч, поднять плечи с головой до горизонтального уровня и повернуться в одну, затем в другую сторону.

Упражнения для детей на боку:

  1. Лежа на боку на гимнастическом мяче, держаться двумя руками за фитбол, приподняться на руках, откатить мяч от себя и опять прикатить к себе.
  2. Лечь на бок, фитбол держать между коленями, поднимать согнутые ноги. Немного сложнее для детей будет поднимать мяч прямыми ногами.

Фитнес-мяч (фитбол) придает гимнастическим упражнениям веселый игровой характер. Большие яркие ортопедические шары с отличной пружинистостью развивают силу, чувство равновесия, заряжают энергией, массажируют, расслабляют, помогают восстановиться после травмы, откорректировать фигуру.

Фитбол должен быть хорошего качества, тогда он прослужит дольше, не нанесет вреда здоровью.

критерии правильный выбор
материал ПВХ, латекс
прочность с аббревиатурой ABS, BRQ (антиразрыв); рассчитанные на вес 300 кг
упругость в надутом состоянии не имеет морщин
поверхность гладкая или пупырчатая (массажная), без выступающих швов, видимой пористости
цвет красный, оранжевый для упражнений, направленных на повышение энергетики; голубой, зеленый, серебристый, если основная цель – снятие напряжения
другие свойства гипоаллергенность, антистатичность
место покупки ортопедический салон, спортивный магазин

Мячи для гимнастики часто продают в комплекте с насосом, но для надувания подойдет велосипедный или ножной насос для резиновых матрацев, плавательных кругов.

Как выбрать размер диаметра снаряда по росту?

Гимнастические шары выпускают в нескольких типоразмерах:

Если в положении сидя бедра от ягодиц до колен параллельны полу, значит мяч выбран правильно и эффект от упражнений будет максимальным.

Показания к занятиям с гимнастическим мячом

Фитнес с надувными снарядами одинаково полезен всем – от грудничков до пожилых. Их применяют для профилактической, лечебной, реабилитационной физкультуры.

Специально подобранные комплексы дают возможность:

  • избавиться от лишнего жира;
  • укрепить суставы, позвоночник, подкачать и расслабить мышцы, снять болевой синдром;
  • размять все тело, улучшив крово- и лимфоток, обмен веществ, состояние сердца, сосудов;
  • активировать пищеварение, перистальтику кишечника, выделительные функции.

Противопоказания

К запретам в отношении фитнесбола можно отнести слишком большой вес. Хотя запас прочности гимнастических шаров велик, считается, что при массе тела свыше 130 кг занятия на мяче неудобны и неэффективны.


Меры предосторожности при занятиях

Гимнастические мячи менее подвижны, чем игровые, тем не менее, упражнения с ними требуют осторожности и определенных навыков:

  1. Опираясь на шар легко утратить равновесие, упасть, удариться. Чтобы оградить себя от травм, заниматься нужно на сухом полу (коврике), в нескользкой обуви, в удалении от острых углов и опасных предметов.
  2. Задержка дыхания в сочетании с напряжением способствует сужению сосудов. Чтобы избежать повышения давления крови, не следует резко скручивать шею, спину, поясничный отдел и удерживать длительно такое напряжение. Выдох должен совпадать с пиком усилия. Занятия проводятся в свободной одежде, хорошо проветренном помещении.
  3. Начинать зарядку необходимо с минимальной нагрузки без болевых ощущений, с каждым днем повышая сложность элементов, прилагаемое усилие, количество повторений.
  4. Гимнастику лучше приурочить к первой половине дня, через 1 час после еды.
  5. При возникновении болей, головокружении занятия продолжать нельзя, необходимо установить причину дискомфорта. В случае высокой температуры, болезни тренировки возобновляют через 10-14 дней после полного выздоровления.

Комплекс упражнений для беременных женщин

В период вынашивания ребенка гимнастика полезна для уменьшения мышечных болей, улучшения кровообращения, прилива сил.

Мяч не стоит сильно накачивать, тогда он будет устойчивее.

В завершение тренировки сесть на фитбол ближе кпереди, откинуться на него спиной, головой. Для сохранения баланса ноги раздвинуть в стороны. Расслабить спинные мышцы, пока они растягиваются 5-10 мин. дышать животом.

Комплекс для грудничков и детей до 6 лет

С младенцами 1 месяца уже занимаются гимнастикой, если зажила пупочная ранка. Ребенок должен получать удовольствие от занятий. Нельзя настаивать, если он капризничает, плачет. Фитбол поможет ослабить колики в животе, ускорить снижение мышечного гипертонуса, повысить сопротивляемость организма.

Дети до 6 лет укрепляют с помощью веселой зарядки иммунитет, нервную, костно-мышечную систему, внутренние органы, развивают гибкость, силу, уверенность движений.

Упражнения с гимнастическим мячом для первого года жизни (5-10 мин.):

В конце нужно просто подержать маленького на шаре вверх или вниз лицом для расслабления мышц.

Упражнения с гимнастическим мячом для 2-4 лет (10-15 мин.):

  1. Лежа животом на мяче (взрослому держать голени) ребенок сам приподнимает верхнюю часть тела, разведенными руками создает равновесие.
  2. Спиной на шаре (страховать за руки) выполняет переменные и синхронные махи ногами вверх.
  3. Сидя на скамье, малыш упирается руками в сиденье и катает шар ногами.
  4. Спиной на фитболе, ребенок, удерживаемый в области тазобедренных суставов, поднимается, кладет руки на плечи взрослому и мягко откидывается обратно.
  5. Со страховкой под мышками покачивается, стоя коленками на пружинистой поверхности.

Упражнения с гимнастическим мячом для самостоятельного выполнения в 5-6 лет (20-25 мин.):


Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и ягодиц

Гимнастика с мячом снимет мышечную усталость, боль, предупредит искривление позвоночного столба, увеличит подвижность суставов, подтянет обвисшие ягодицы.

Комплекс для ног и бедер

С помощью этих упражнений можно избавиться от целлюлита, повысить выносливость и улучшить форму ног.


  • согнуть колено, стопу положить на мяч вверх подошвой;
  • откатить снаряд этой же ногой назад до полного ее выпрямления;
  • одновременно присесть на впереди стоящей ноге, чтобы бедро стало параллельно полу, руки вытянуть вперед;
  • в обратном движении подняться из приседа, другой ногой подкатить мяч, чтобы на нем опять утвердилось колено.

Комплекс для рук и груди

Эта часть зарядки особенно требовательна к удержанию равновесия. Приобретению навыка могут предшествовать падения, чувствительные удары. Когда тело падает набок, нужно в момент касания к полу мгновенно перекатиться на спину, скруглив ее, прижимая подбородок и руки к груди, а ноги к животу. Можно для начала надевать защитные накладки на колени, локти.


Комплекс для пресса и плечевого пояса

Регулярные занятия на фитболе позволяют приобрести красивый спортивный рельеф.


Лечебный комплекс упражнений при грыже позвоночника

К нарушениям в позвоночнике нужно относиться серьезно, поскольку в этом отделе сосредоточено большое количество нервных и кровеносных магистралей. Недопустим самостоятельный выбор упражнений, тем более падения с мяча. Индивидуальный объем нагрузки определяет только врач ЛФК, он же контролирует тренировочный процесс.

Примерный комплекс для ежедневной гимнастики при грыжевых выпячиваниях:

  1. Сесть на шар, удерживать спину вертикально, подобрать нижнюю часть живота. Растягивать позвоночник, медленно наклоняя голову вперед с фиксацией в конечной точке на 2 с. Так же медленно поднять голову, незначительно отклонив назад на 2 с. С такой же скоростью выполнить наклоны вбок, вращения без запрокидывания головы назад.
  2. С ровной спиной присесть на снаряд. Ладонями упираться в бедра, стремясь вытягиваться вверх. Чередовать с расслаблениями.
  3. В аналогичном положении упираться по несколько раз затылком в сцепленные ладони, потом боковыми частями головы в открытую одноименную ладонь на виске.
  4. Сидя на пружинистой поверхности, медленно выдвигать впереди грудную клетку, а обратным ходом округлять спину, перемещая лопатки вперед.
  5. Из того же положения выдвигать вперед живот, а назад – ягодицы, прокатываясь при этом на мяче без отрыва стоп от пола.

Динамическая тренировка с фитболом для похудения

Для сжигания жировых отложений больше подходит принцип круговых тренировок, когда на каждую группу мышц выполняется по 1 упражнению, без пауз на отдых. Затем весь комплекс начинают сначала несколько раз. Уровень нагрузки по элементам небольшой, но в целом получается высокая интенсивность в течение 30-60 мин.

  1. Лечь спиной на коврик, стопы установить на шар. В момент поднятия таза подкатывать снаряд к себе. Участвуют мышцы пресса (прямые, косые, поперечные), поясницы, ягодиц, ног.
  2. Из того же положения зажатым ногами мячом выполнить подъемы конечностей вверх, затем вверх и сразу вбок. Прокачаются кубики, поясница, спина.
  3. Лежа подтягивать на выдохе зажатый ногами мяч к себе. Колени согнуты, руки под головой. Работать до ощущения жара в области пресса.
  4. Отжиматься на руках от пола, в то время как ноги балансируют на снаряде. Задействованы все мышцы рук, плечевого пояса, спины.
  5. Присесть на самый край фитнес-мяча, ладонями опереться на него сзади, развернув пальцы к себе. Согнутые ноги поставить на пол всей поверхностью. Соскальзывать тазом вниз и возвращаться обратно, чтобы прокачались трицепсы рук.
  6. Ладони в пол, лодыжки на мяч. Поднимать поочередно ноги пяткой вверх (на выдохе). Наибольшая нагрузка приходится на ягодицы, ноги, благодаря чему растворяется целлюлит, подтягиваются провисшие мышцы.
  7. Лечь на пружинистую поверхность спиной, руки скрестить на груди. Напрягая пресс, поясницу, совершать подъемы верхней части корпуса, переходя в положение сидя.

Выполнять по 3 круга. Вначале отдых между ними продлевать по самочувствию, далее постоянно сокращать паузы. Не забывать о ритмичном дыхании, доступе в помещение кислорода – обязательных условиях для активного жиросжигания.

Комплекс для растяжки

Плавное растягивание мышц эффективно в виде самостоятельной зарядки и как завершение любого комплекса. Оно помогает откорректировать недостатки фигуры, придать телу гибкость, сексуальную грациозность.

Правильная растяжка избавит от крепатуры, которая обычно возникает в последующие за нагрузкой дни и делает занятия мучительными. Приняв нужную позу, следует полностью расслабить рабочую мышцу, чтобы она смогла беспрепятственно растянуться. Упражнения должны быть симметричными, если одну сторону растягивали 5 мин., то другой следует посвятить столько же времени.


Как часто нужно тренироваться?

Ожидаемый результат от занятий с фитболом наступает через несколько недель при регулярной нагрузке на взрослый организм – каждые 2-3 дня. Паузы между тренировками необходимы для восстановительных биологических процессов, накопления энергетического потенциала.

Достаточно будет по 3 подхода с 10-20 повторениями каждого элемента, чтобы вскоре не только почувствовать себя крепче физически, но и вернуть устойчивое хорошее настроение.

Врачи ЛФК рекомендуют начинать тренировки с разминания мышц без мяча. Это могут быть ходьба, легкий бег, неспешные наклоны в стороны.

Фитнес с надувными снарядами станет эффективнее, если не переутомляться, вовремя отдыхать, потреблять здоровую пищу, не переедать, не волноваться по пустякам. Лечебное направление такой физкультуры успешно дополнит медикаментозную терапию, санаторно-курортную реабилитацию.

Популярность фитбола растет, привлекая простотой и разнообразием упражнений, возможностью заниматься в спортзале, домашней комнате, на воздухе. Сдутый мяч не займет много места в дорожной сумке, его можно везде брать с собой, чтобы не прерывать тренировок.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео на тему: Упражнения на фитболе

Упражнения на гимнастическом мяче для всего тела:

Консультация для родителей. Игры и упражнения с мячом на прогулке

Консультация для родителей ДОУ. Тема: "Не забудь с собою мяч"

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Данная консультация поможет организовать прогулку родителей с детьми. Разработку можно использовать для проведения бесед и консультаций с родителями. Игры и упражнения рассчитаны для детей от 3 до 5 лет.

Цель: Формирование интереса у родителей к совместным прогулкам с детьми.
Задачи:
Развивать потребность к двигательной активности через упражнения с мячом.
Упражнять детей действовать с мячом (бросать, ловить, катать)
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.

Порой, сходить на прогулку с ребёнком, для родителей означает просто посидеть на скамейке, пообщаться с другими родителями, краем глаза приглядывая за детьми, которые крутится рядом. Между тем, прогулка - это прекрасный повод для совместных игр и физических упражнений. Для этого не забудьте захватить с собою на прогулку мяч.
Игры с мячом – не только интересное занятие, они развивают координацию движений, моторику, глазомер, повышают общую двигательную активность.
Существует множество видов игр и упражнений, которые учат ребёнка владеть мячом, бросать его из разных положений и ловить разными способами. Почти все упражнения можно приспособить для детей разного возраста. Усложнять упражнения необходимо от степени физического развития и подготовленности детей. Идеальное место для игр – это зелёная лужайка, но подойдёт и игровая площадка.

1. «Тебе - мне»
Из разных положений (сидя, стоя) катать мяч друг другу разными способами (двумя руками, поочерёдно правой и левой рукой)
2. «Карусель»
Из положения стоя или сидя спиной друг к другу передавать мяч из рук в руки.
3. «Не урони мяч»
Участники встают лицом друг к другу, мяч бросают двумя руками от груди, стараясь не уронить его. Постепенно увеличивать расстояние. Затем, можно усложнить задание – бросать мяч поочерёдно правой или левой рукой от плеча.
4. «Хлоп-скок»
Игроки встают напротив друг друга на расстоянии от 3 метров. Бросают мяч от груди двумя руками с ударом об пол.
5. «Арка»
Первый участник с мячом стоит спиной ко второму, ноги на ширине плеч, наклонившись вперед, прокатывает мяч назад между ног. Второй участник ловит мяч, затем оба переворачиваются и повторяют упражнение.
6. «Жонглёр»
Подбрасывание мяча вверх из положения стоя и ловля его двумя руками. Учиться ловить мяч мягко, стараясь не прижимать к груди. Можно посоревноваться «Кто выше».
7. «Попади в круг»
На земле чертится круг (можно использовать обруч), в который игрок старается попасть мячом одной рукой от плеча. Задача партнёра – поймать мяч.
8. «Мюнхгаузен»
Прыжки с мячом. Мяч зажат между коленями, руки на поясе.
9. «Зайчик»
Взрослый берёт ребёнка за руки. Держась за руки ребёнок прыгает через мяч.
10. «Удар с разбега»
Ребёнок разбегается и ударяет внешней стороной стопы по мячу. Стараясь, чтобы мяч улетел как можно дальше.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики.

Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.

Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка - прыжка из различных исходных положений. Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

Учиться правильно сидеть на фитболах;

Учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

Научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

Укреплять различные группы мышц;

Формировать и закреплять навык правильной осанки;

Тренировать способность удерживать равновесие;

Учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

Побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет - 20-25 минут, с детьми 5-6 лет - 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

«Золотые правила» фитбол-гимнастики:

Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие - либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка

В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

Мячи большого диаметра - фитболы - появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся. Для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет - 55 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы. Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают. Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.

Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие. Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая - возбуждающе. На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.

Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки. Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника. Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов

1-й этап.

Задачи этапа и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

Отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

Передача фитбола друг другу, броски фитбола;

Игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

Сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

И.п. - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

И.п. - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.

Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

И.п. - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2-й этап.

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

ходьбу на месте, не отрывая носков;

ходьбу, высоко поднимая колени;

из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

приставной шаг в сторону:

из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

наклониться вперед, ноги врозь;

наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

И.п. - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

И.п. - лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.

И.п. - лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

И.п. - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения - руки за голову.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3-й этап.

Задачи этапа и их реализация:

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии лопаток;

сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

И.п. - то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

И.п. - то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.

4-й этап.

Задача этапа и ее реализация:

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

И.п. - в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

И.п. - то же, но опора на фитбол одной ногой.

Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

И.п. - то же, ноги вверх.

Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.

Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координации движений в мелких и крупных мышечных группах.
«Бросалки»- подбросить и ловить мяч двумя руками
«Отбивалки»- отбить мяч об пол двумя руками и поймать его
«Бросок-отскок»- подбросить мяч вверх и ловить его после отскока об пол
Подвижная игра «Догони мяч»-дети перебрасывают мяч через натянутый шнур на высоте1,5м. на рас.=50-60 см от них, стараясь не коснуться мячам шнура. затем бегут за мячом.
Вариант усложнений: дети догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координацию движений, укреплять мышцы туловища и верхних конечностей.
«Хлопушки»-подбрасывать мяч вверх и ловить после одного хлопка в ладоши
«Отбивалки»- отбить мяч об пол одной рукой и поймать его двумя руками
«Хлоп-гоп» — подбросить мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладоши
Подвижная игра «Ударяй и догоняй»- дети ударяют по мячу ногой, бегут за ним, берут в руки и возвращаются на место.
Вариант усложнений: в вдогонку за мячом детям необходимо пролезть под натянутым шнуром на высоте 50 см. взять мяч и вернуться на место. Не задевая шнур.


Оборудование:
мячи диаметром 20 см.
Цель: тренировать вестибулярный аппарата, развивать ловкость, меткость, координацию движений, силу мышц спины, ног и плечевого пояса.
«Вертушка»- подбросить мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
«Правый-левый»- отбивать мяч правой-левой рукой поочерёдно
«Корзинка»- подбросить мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропустить в него падающий мяч.
Подвижная игра «Мяч в кругу»- дети располагаются по кругу, лёжа на животе лицом в круг. У одного из участников мяч, он отталкивая его руками прокатывают любому из участником. Мяч из круга не выпускать.
Вариант усложнений: дети перекатывают мяч ногами из И.п.-сед согнув ноги (мяч удерживать стопами ног), отталкивая его, разгибая ноги в коленях. В игру можно добавить ещё один или два мяча, но тогда детям придётся прокатывать мяч так, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом у стены.

Комплекс№1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель:
«Бим-бом»- отбивать мяч от груди двумя руками о стену (рас.=50 см-1м).
«Волна»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол.
«Задом-наперёд»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх над головой стараются отбить мяч о стену, чтобы мяч отскочил от стены как можно дальше, потом дети бегут за мечом и возвращаются на место.
Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч»- со словами текста ««Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда пустился в скач,….»-дети свободно располагаясь по залу выполняют прыжки с мячом в руках. С окончанием текста «…не угнаться за тобой»- дети подбегают к обозначенной линии на краю площадки и прокатывают мяч до стены. Как только мяч касается стены дети берут мяч и игра повторяется.
Вариант усложнений: с произношением текста дети отбивают мяч об пол, с окончанием текста, дети разбегаются по залу с мячом в руках.

Комплекс№2 (для детей 4-5лет)

Оборудование мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать силу, ловкость, глазомер, умение регулировать силу броска, менять исходное положение для броска в зависимости от поставленной задачи.
«Тик-так»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока и хлопка.
«Самолёт»- двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол. Стараясь бросить ближе к стене, и ловить после отскока о стенку.
«Выше-ниже»- дети отбивать мяч от груди двумя руками о стену сначала стоя, затем присев.
Подвижная игра «Кто дальше»- проводятся несколько линий параллельно стене (на рас.=30 см одна от другой). Дети встают перед ближней к стене линией. Бросают мяч о стену, ловят его и отходят за следующую линию, постепенно отступая от стены всё дальше, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)


Оборудование:
мячи диаметром 20 см., разметки (цели с количеством кружков в них до 5) на стене, карточки с числами до 5.
Цель: развивать быстроту, ловкость, меткость, глазомер, умение регулировать силу броска, изменять его направление, развивать элементарные математические представления.
«Цепочка»- дети поочерёдно отбивают мяч от груди двумя руками о стену и после ловли перемещаются приставным шагом вправо на один шаг, снова отбивают мяч о стену, ловят его и перемещаются. Выполняют это по цепочке друг за другом.
«Успей поймать»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх-назад стараются отбить мяч о стену над головой так, чтобы отойдя от стены, успеть его поймать
«Поймай за спиной»- прислонившись спиной к стене, мяч в руках в верху над головой. Отклонившись от стены, выполнить шаг правой вперёд, одновременно отпуская мяч, быстро перевести руки за спину поймать его
за спиной.
Подвижная игра «Спортивная математика»- дети строятся в две колонны 5-6 м от стены с разметками. Инструктор поднимает карточку с цифрой. Впереди стоящие подбегают к стене, находит на ней разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке касается её мячом. Выполнив задание, возвращаются в колонну и передают мяч следующим участникам.
Вариант усложнений: Впереди стоящие подбегают к линии на рас.=1м от стены, находят разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке и стараются попасть в неё, отбив мячом. (В случае когда отсутствует цель с разметками, ребёнку необходимо выполнить количество отбиваний о стену, соответствующее числу на карточке.

Комплексы игр и игровых упражнений с обручем.

Оборудование: обручи диаметром 50см.
Цель: развивать мелкие мышцы кисти рук, координации движений в мелких и крупных мышечных группах. Содействовать развитию быстроты и ловкости.
«Пропеллер»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. С помощью вращательного движения кисти руки привести обруч в круговое движение вокруг своей оси, успеть поймать обруч не давая ему упасть.
«Загляни в окошко»- обруч в том же положении; придерживать его двумя руками с верху. Встать на обруч двумя ногами. Присесть и покачиваться вправо- влево, пытаться продвигаться вперёд.
«Полёт в космос»- обруч лежит на полу. Встать в середину обруча. Присесть, взять его двумя руками и вставая поднимать обруч вверх. Не меняя положение захвата, поднимать обруч выше и выше до уровня поднятых рук над головой.
Подвижная игра «Скорее в обруч». На полу произвольно расположены обручи. Около каждого стоят по двое детей. Под сигналу «Беги!» дети бегают вокруг своего обруча. По сигналу «В обруч!» впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.
Вариант усложнений: Под ритмичную музыку дети выполняют различные беговые задания, по остановки её, впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см.
Цель: содействовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания, координации движений в мелких и крупных мышечных группах, умение реагировать на звуковые сигналы, развивать творческое воображение.
«По краю пропасти»-обруч на полу. Ходить по обручу ногами прямо или боком.
«Пролезь в окоп»-придерживая обруч с верху одной рукой, присесть и пройти через обруч. Встать прямо и повторить опять, но уже с другой стороны.
«Ракета»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. Ребёнок приподнимая обруч вверх, подбрасывает его таким образом, чтобы обруч не менял направление. Ребёнок старается поймать его любым удобным способом.
Подвижная игра «Не теряй домик» На полу в произвольном порядке лежат обручи (по количеству играющих детей). В каждом обруче стоит ребёнок. По сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. Дети выполняют различные двигательные задания (взрослый убирает один обруч). По команде «В укрытие» ребята должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Тот кто не успел занять обруч, получает штрафное задание.
Вариант усложнений: дети выполняют различные И./у. с мячом стараясь не терять его из рук. По сигналу «В укрытие» дети должны занять обруч, подняв его высоко над головой.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см..
Цель: развивать скоростно-силовые способности, ловкость, пластику, координацию движений в крупных и мелким мышечных группах.
«Вертушка»- встать в центр обруча. Взять его двумя руками и приподнять до уровня пояса. Двигая туловищем, выполнять горизонтальные вращательные движения обруча на талии.
«Колесо»- обруч вертикально на полу, удерживать с верху выпрямленной кистью руки, подтолкнуть его кистью руки в заданном направлении (ребёнок самостоятельно выбирает вариант прокатывания обруча: на дальность, в заданную цель, с многократным подталкиванием и т.д.)
«Цапли»- ребёнок кладёт обруч на пол перед собой и начинает перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком. спиной), стараясь как можно дольше продержаться на одной ноге.
Подвижная игра «Чья команда победит». Дети стоят в две колонны командами. Перед каждой на расстоянии 2-3 м лежат 3 обруча (раст. между обручами 40-50 см) По сигналу первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, поднимают обруч над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрыгивают из обруча, направляясь прыжками на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят как волчок, 2-3 раза. и направляясь прыжками на одной ноге к третьему обручу. Берут его и прыгают 2-3 прыжка на месте, как через скакалку. Положив его на место, возвращаются в конец колонны. Побеждает команда быстрее выполнившая все задания.

Комплексы игр и игровых упражнений со скакалкой.

Комплекс №1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать координации движений, чувства равновесия, развивать крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать, смелость и умение сохранять безопасность.
«Вертушка»- вращение скакалки сложенной вдвое вперёд-назад
«Перешагни»- дети удерживают скакалку сложенную вдвое и стараются, не выпускав её из рук перешагнуть вперёд и обратно.
«Змейка»- дети кладут скакалку на пол, и стараются пройти по ней, сохраняя равновесие
Подвижная игра «Летающие бабочки»- по сигналу «Утро!» -дети бегают с вращением скакалки сложенной вдвое, стараясь не задевать друг друга. По сигналу «Вечер!»- дети перестают вращать скакалкой, замирают.
Вариант усложнений: дети должны придумать любую фигуру со скакалкой.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции и внимания, развивать крупную и мелкую моторику. Учить согласованным действиям друг с другом.
«Вертолёт»- вращение скакалки сложенной вдвое над головой.
«Веничек»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перешагиванием через неё.
«Прыг- скок»- выполнение прыжков на двух ногах через скакалку
Подвижная игра «Конные скачки»- дети делятся на пары «лошадка» и «наездник». Лошадка впереди наездник сзади, придерживает лошадку «вожжами»- скакалкой сложенной вдвое. По сигналу «В путь!»-пары по пути огибают столбы (стойки), преодолевают препятствия (дети меняются ролями). Побеждает та пара, которая проходит весь путь, не задевая препятствий на пути.
Вариант усложнений: дети должны пройти полосу препятствий на время.

Комплекс №3 (для детей 5-7лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, меткость, быстроту реакции и внимания, укреплять мышцы груди и плечевого пояса.
«Ветерок»- вращение скакалки сложенной вдвое перед собой с про беганием по «мостику» напольной доске.
«Удочка»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перепрыгиванием через неё.
«Прыгалки»- прыжки с поочерёдным подскоком с ноги на ногу с чередованием ноги.
Подвижная игра «Спортивные зайчата»- дети располагаются «в доме» на одной стороне зала со скакалкой в руке. На другой стороне «логово» волка. По команде «На полянку»- дети выбегают и прыгают на скакалках. По сигналу «Волк»- дети убегают «в дом» .
Вариант усложнений: дети убегают прыжками на двух ногах.

Литература:

Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет /. – М.: Владос, 2003.