Формирование инициативности. Надейтесь исключительно на свои силы. Экспериментально проверить эффективность проектной деятельности в развитии инициативности старших дошкольников

Семинар для воспитателей:

«Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности у детей в процессе детских видов деятельности»

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность , инициативность , творчество.

Таким образом, ФГОС решает задачи: развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирования ценностей ЗОЖ, развития социальных , нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности , самостоятельности и ответственности ребёнка.

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания , запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать , сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Проявляется инициативность во всех видах деятельности , но ярче всего – в игре.

Значит, чем выше уровень развития инициативы , тем разнообразнее игровая деятельность , а, следовательно, и динамичнее развитие личности .

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная , спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе .

Что нужно для развития детской инициативы ?

1. Давать простые задания (снимать страх – «не справлюсь») .

2. Давать задания интересные.

3. Поддерживать инициативу .

Какими способами можно поддержать детскую инициативу ?

1. Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам ;

2. Выбор ребенком сотоварищей;

3. Стимулирование любознательности детей , побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно .

4. Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения :

Формирование установок «Я могу» , «Я сумею» ;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу» ;

Предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

Например:

1. Поддержка инициативы в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики и ОРУ на занятии (выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов; придумывание названия комплексу; выбор музыки из предложенной; выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики и др.).

2. Проявление инициативы в : организации и проведении игры (сбор детей на игру при помощи зазывалок, стихов, звуков бубна, заданий-сюрпризов); введение дополнения в правила игры (усложнения, введение новых ролей; можно предложить автору упражнения определить победителя и произвести награждение).

Игра – отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы .

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем , что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей ;

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность .

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям .

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе , выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

С амостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество , первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.

Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра .

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

Самоорганизация – деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно- развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность .

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов».

Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств .

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствоваться принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

« Самостоятельность » – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Ответственность - это склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. В жизни часто приходится сталкиваться с безответственностью людей: опоздал на работу, не выполнил поручение или задание в срок, не сдержал обещание, которое дал друзьям. Ответственность как волевое качество необходимо ребенку-дошкольнику для будущей школьной жизни. В школе детям приходится делать то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого надо будет отказаться от чего-то интересного и приятного, надо будет преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение. Ответственность тесно взаимосвязана с такими качествами, как самостоятельность, свобода выражения собственных мыслей, инициативность. Чувство ответственности не возникает само по себе. Оно зарождается в дошкольном возрасте и начинается с добросовестного выполнения детьми требований взрослого, группы сверстников.

Процесс формирования ответственности у старших дошкольников представляет собой взаимосвязанную, последовательную реализацию трех этапов:

1 этап - формирование у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности;

2 этап - становление практических навыков проявления ответственного поведения;

3 этап - осознанное применение накопленного опыта в собственной деятельности.

На первом этапе дети выполняют прямые указания взрослого выполнить работу. С целью развития представлений об ответственности, формировании мотивации, оценки самого себя и своих действий проводятся комплексные занятия «Ответственность - значит быть в ответе», «Что такое дружба?», «Поступки хорошие и плохие». Занятия по ознакомлению с художественной литературой формируют у детей различные нравственные качества, в том числе ответственность: это рассказы А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»; В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»; Л. Толстого «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово». После чтения и обсуждения прочитанного можно предложить детям разыграть некоторые ситуации, например, по рассказам Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», В. Осеевой «Просто старушка». Не менее эффективны для формирования ответственности беседы: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?», «Ваши добрые поступки», «Вежливый человек - это…». С помощью беседы можно определить отношение ребенка к обсуждаемым вопросам, его личный опыт. Игры с правилами («Ласковые дети», «Назови себя», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону») предоставляют возможность развивать у детей способность познавать себя и других, учат умению общаться.

На втором этапе возможно применять проблемные ситуации с последующим анализом, который проводит сам ребенок, а также комплекс сюжетно-дидактических игр. Проблемные ситуации можно создавать воспитателю специально в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, учебной. Например, возникшая проблемная ситуация в игре - ребенок нечаянно сломал игрушку и просит сверстников не рассказывать воспитателю этот факт, чтобы не огорчать воспитателя. Примерные вопросы к детям: что произошло? как можно решить данную проблему? какие способы решения проблемы вы еще можете назвать? Дети должны самостоятельно обдумать ситуацию, выразить чувства виновника, назвать пути решения проблемы. Ответы детей следует анализировать по степени личной заинтересованности в изменении ситуации, по характеру сопереживания, по способности проявить ответственность за свои поступки.

Реализация третьего этапа осуществляется в обычной жизни детского сада. Основная цель - формирование осознанного ответственного поведения в жизненных ситуациях. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, дежурства, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо. Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Поощрительная оценка со стороны воспитателя создает благоприятную основу для развития самостоятельности, инициативы, а, значит, и для формирования ответственности. Таким образом, в результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность , инициативность, ответственность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Прежде всего, для развития инициативности нужно понимать и правильно оценивать сложившуюся обстановку, в которой вам придется действовать. Следует принять во внимание все тонкости, попытаться спрогнозировать успех мероприятия и подобрать самое подходящее для энтузиазма время.

Невозможно на 100% рассчитать и учесть все возможные препятствия или верность своих собственных суждений. Однако для достижения своей цели и выполнения задачи при проявлении инициативы необходимо тщательно продумать план действий. В противном случае, она может оказаться провальной или негативно воспринятой окружающими.

Кроме расчетливости и планирования нужно иметь решимость к действиям и готовность нести ответственность за свои действия. Порой самые гениальные идеи не претворяются в жизнь из-за нерешительности их создателя.

Как развивать инициативность

Инициативность представляет собой качество характера, которое не возникает просто так, она нуждается в постепенном развитии, приобретении умения отстаивать свои интересы. Учитесь рассчитывать только на себя и свои силы, всю ответственность за собственную жизнь и благополучие также возлагайте на себя. Это не относится к поручениям, делегированиям полномочий и просьбам о помощи, речь о вашей жизни и ее целях. Худшее, что может быть – это бездействие, пассивное ожидание благоприятных перемен в жизни. Действуйте и стремитесь исправлять все свои недостатки и упущения, не дожидаясь чьих-либо указаний.

Невозможно научиться проявлять инициативу, не расставшись с привычкой постоянно затягивать дела. Смертельными врагами инициативности являются лень, равнодушие и пассивность. Делайте все возможное сегодня, не откладывая на потом.

Ежедневно без команд, советов и напоминаний делайте то, что должно быть сделано. Более того, каждый день старайтесь сделать непривычное для вас дело, приносящее пользу окружающим.

Начните проявлять инициативу в обычных повседневных делах. Не зацикливайтесь на негативных оценках, направленных в ваш адрес. Помните, что не критикуют только того, кто ничего не делает. Попытайтесь прислушиваться только к конструктивной критике, а сплетни и оговоры пропускайте мимо ушей.

Стать инициативным человеком вам поможет не только живой ум, но и хорошая физическая форма. Инициативность, в первую очередь, это поток свободной энергии, находящей свой выход в эффективной деятельности, способный существовать только в здоровом теле.

«Под лежащий камень вода не течет!», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!», «Терпение и труд все перетрут». Подобных пословиц и поговорок в любом языке очень много. Смысл их один: чтобы добиться успеха в каком-либо деле, надо действовать, надо приложить усилия. Казалось бы, это так просто и понятно! Однако некоторым людям сложно заставить себя проявить инициативу, а сделать первый шаг в каком-то деле - сродни подвигу.

Инструкция

Необходимо раз и навсегда отказаться от расслабляющей мысли: «Займусь этим завтра, или послезавтра, или когда-нибудь…» Надо начинать сегодня! Помните: современная жизнь с ее бешеным ритмом и жесточайшей конкуренцией может и не дать вам второго шанса на успех.

Если у вас есть несколько блестящих идей, удержитесь от искушения заняться всеми сразу. Такое доступно лишь на редкость одаренному и «пробивному» человеку, настоящему . Трезво оцените свои возможности и сосредоточьтесь на той идее, которую наиболее реально внедрить.

Прогоните сомнения! Ни в коем случае не позволяйте, чтобы вами овладели мысли: «А справлюсь ли я? А не будут ли надо мной смеяться? А не окажусь ли в неловком положении?» Лучший способ для ощущения уверенности в себе – заняться тем самым делом, которое вы запланировали! Когда человек работает, ему просто некогда отвлекаться на всякие пустяки вроде сомнений.

Научитесь сразу же четко отделять главное от второстепенного. Идее, которую вы пытаетесь воплотить, делу, которым вы сейчас заняты, должна быть уделена львиная доля ваших знаний, сил и времени. Это трудно, но совершенно необходимо.

Почаще вспоминайте , когда совершенно обычный, ничем не примечательный человек, вдруг совершенно неожиданно для окружающих (и, наверное, для себя самого) достигал феерического успеха в каком-то деле. Конечно, не всем быть Биллами Гейтсами, но вас, скорее всего, устроит и более скромный уровень.

Старайтесь не допускать длительных перерывов, кроме случаев, когда это совершенно необходимо, например, при сильном переутомлении. Продолжительный отдых, увы, расхолаживает!

Приложите все усилия, чтобы заставить себя работать регулярно. Порой кажется, что и сил уже нет, куда-то исчезло без следа. Переборите себя. Действуйте буквально через «не могу». И результат обязательно придет.

Видео по теме

В определенные моменты жизни каждый из нас нуждается в поддержке со стороны друзей. Причем ожидаемый собеседник должен уметь не только выслушать и помочь советом, но и по-настоящему прочувствовать то, что вы пытаетесь передать. Это очень важно в истинной дружбе. Иногда нам просто необходимы те люди, которые в состоянии окунуться в наш собственный мир и суметь понять его.

1. Интересуйтесь другими людьми.

Кто знает, быть может вы сможете встретить именно того человека, о дружбе с которым так давно мечтали. В душе каждого человека хранится целый уранан страстей, о которых, возможно, нельзя догадаться с первого взгляда. Если же вы узнаете человека лучше, то вы сможете убедиться в его уникальности и узнать степень вашей совместимости.

2. Рассказывайте о своих интересах.

Понравилась песня малоизвестного исполнителя, так покажите ее своим друзьям и знакомым. Может быть, среди них есть такой же фанат данного типа музыки. Расскажите о том, как несколько лет назад вы посещали музыкальную школу, как ходили в танцевальную студию, участвовали в велозабеге. Не пытайтесь скрыться от других людей, так как это создает лишь препятствия в общении.

3. Интересуйтесь людьми.

Не бойтесь спросить «Как тебя зовут?», «Как дела?», «Какие планы на день?» Эти простые вопросы заставят вашего собеседника понять, что вы открыты к новым знакомствам и готовы продолжать общение. Нет ничего страшного в том, что вы подойдете знакомиться первым. Поэтому научитесь проявлять инициативу. Это поможет вам создать множество контактов с интересными людьми.

4. Узнавайте о том, что чувствует ваш собеседник.

Дела делами, а внутреннее состояние человека – это очень важный фактор. Если друг доверяет вам, то он обязательно будет рассказывать о своих эмоциях, страхах, предчувствиях. Таким образом, чтобы стать ближе к человеку, попытайтесь узнать, что он чувствует, и расскажите ему о своих чувствах.

5. Проводите больше времени в хороших компаниях.

Это поможет вам найти близких по духу людей и просто отлично провести время. Помните, что по-настоящему верные друзья не обязательно должны иметь сходные с вами увлечения и интересы. Ведь взаимная симпатия начинается вовсе не с этого. Дружба начинается с того, что люди каким-то образом осознают необходимость друг в друге. То есть духовная связь обладает гораздо большим воздействием, чем интересы.

Видео по теме

1. Какие методы развития инициативы у сотрудников Вы считаете наиболее эффективными?

Люди проявляют инициативу, при наличии нескольких условий:

  • Они понимают миссию, цели, стратегию компании и воодушевлены открывающимися перспективами, хотят участвовать в построении замечательного будущего;
  • Взаимоотношения в компании способствуют свободному общению сотрудников различных подразделений, укреплению "горизонтальных связей"; это важно, поскольку плодотворной средой для рождения идей является общение;
  • Руководство компании на всех уровнях (высшее, среднее, нижнее звенья) поддерживает тех, кто выдвигает предложения и способствует реализации наиболее дельных идей;
  • Существуют хорошо организованные процессы поступления инициатив, их оценки, отбора, реализации, контроля исполнения, поощрения инициаторов; в этом случае все видят, что "машина" работает, результаты есть и хотят участвовать в этом полезном и творческом процессе;
  • Руководство компании организует постоянное обучение сотрудников тому как нужно заниматься совершенствованием той работы, в которой они участвуют; ведь мало хотеть проявлять инициативу, нужно уметь находить проблемы в рабочих процессах, анализировать и вырабатывать решения, планировать и осуществлять необходимые изменения.

Из этого становится ясно, что развитие мотивации - это системная задача. Она не решается рамках какой-то "кампании по повышению инициативы". Для ее решения необходим комплекс взаимосвязанных мер, включающих формирование стратегического видения сначала у руководителей, а затем и у сотрудников, систематическое, хорошо организованное обучение на всех уровнях, четко организованные процессы "управления инициативами", коррекция корпоративной культуры в направлении большей "инновационности", открытости, лидерства.

2. Существует ли универсальный рецепт развития инициативы у сотрудников?

Слово "рецепт" вообще неуместно в управлении организациями. Рецептов не существует. Существует системный подход, изложенный выше. При последовательном и настойчивом его воплощении результаты постепенно улучшаются - растет число и качество внедренных в работу компании инициатив.

Вместе с тем нужно отметить, что далеко не все сотрудники компании будут проявлять инициативу даже при самых благоприятных условиях. Дело в том, что инициативность зависит не только от внешних условий, но и от внутренней мотивации человека. А она у всех разная. Определенная часть сотрудников имеет "люмпенский" тип мотивации. Они восприимчивы только к негативным внешним стимулом, таким как угроза наказания. Но инициативности "из под палки" добиться нельзя.

3. Какие факторы сильнее влияют на инициативность сотрудников: постоянно действующие в компании программы по повышению мотивации, внутренний микроклимат, особенности оргструктуры организации, что-то другое?

Если руководство компании считает инновации важным фактором конкуренции, то должна быть разработана стратегическая программа формирования инновационного потенциала компании, включающая развитие инициативы сотрудников. В ней должны быть взаимно увязаны меры по совершенствованию стратегического видения, развитие мотивации, корпоративной культуры, задачи организационного развития. Только при таком, системном подходе можно рассчитывать на положительные результаты.

4. Какие программы мотивации для сотрудников Вы считаете наиболее удачными для развития инициативы?

Программы мотивации считаю бессмысленными особенно в применении к развитию инициативы. Это системная задача и решать ее нужно системно.

5. Какие постоянные меры по развитию инициативы в сотрудниках Вы могли бы порекомендовать работодателям? Кто в компании должен координировать развитие инициативы у сотрудников?

Развитие инициативности сотрудников - задача каждого руководителя подразделения. Координирует, организует, обучает руководитель службы HR.

"Постоянная мера", способствующая инициативе сотрудников - это лидерский стиль руководства, которым должны овладеть руководители всех уровней. Руководитель - лидер это не начальник, а наставник для своих подчиненных. Он не командует, а делегирует, не ищет виновных, а помогает найти и справить ошибки. Это не исключает требовательности и ответственности.

6. Какие Вам известны примеры успешных и неуспешных попыток внедрения программы по развитию инициативы у сотрудников в тех или иных компаниях.

Есть компании, в которых успешно внедрен "Банк идей" - комплекс организационных механизмов, обеспечивающих сбор, оценку, отбор, реализацию перспективных инициатив. Авторы идей и участники проектов внедрения изменений поощряются материально и морально. Там, где руководство уделяет таким программам серьезное внимание, действительно возникают и реализуются полезные для компании инициативы, связанные с обслуживанием клиентов, развитием продуктов, улучшением внутренних процессов.

7. В каких ситуациях мотивационные программы по развитию инициативы могут превратиться в демотивационные и почему?

Если руководитель компании не уделяет внимания развитию инициативы сотрудников, то такие программы быстро превращаются в формальность и сами собой отмирают. Это задача, которую нельзя поручить кому-то и забыть. Ей нужно заниматься регулярно и очень настойчиво. Только тогда все поймут, что это важно и что-то начнет изменяться.

8. В каких рабочих ситуациях, на Ваш взгляд, проявление инициативы неуместно?

Прежде чем заниматься развитием инициативы сотрудников, необходимо привести компанию в управляемое состояние. То есть у нее должна быть четко определенная организационная структура, упорядочены основные процессы, понятная система материального стимулирования (оплаты труда) сотрудников. Без этой организационной базы будить инициативу сотрудников не только бесполезно, но и вредно - хаос только возрастет. Поэтому сначала нужно навести определенный порядок, а потом постепенно создавать "управляемый хаос". Ведь организация только тогда успешно развивается, когда находится в состоянии баланса между порядком и хаосом. Перекос как в одно сторону, так и в другую губителен для компании.


Успешность и инициатива зачастую идут рядом, и первая является следствием второй, особенно в области бизнеса и предпринимательства. и инициативным, читайте далее.

Как стать успешным человеком в жизни: инициативность

Инициативность – это способность к активным самостоятельным действиям и привлечение к ним других людей.

Инициативные люди имеют больше преимуществ, чем пассивные:

  • они чаще достигают желаемых результатов , занимают ведущее положение в обществе;
  • они могут полностью самостоятельно дать жизнь своим идеям ;
  • их жизненная позиция привлекает партнеров по бизнесу или работодателей;
  • правильный подход к внедрению идеи приносит хорошую материальную и моральную прибыль .

Инициативность и бизнес


Достаточно со стороны посмотреть на людей, проявляющих инициативу – это энергичный, творческий, находчивый, легкий на подъем и в то же время очень ответственный народ, всегда готовый к реализации своих и чужих идей.

Как раз все вышеперечисленные качества очень ценятся в сфере предпринимательства, особенно если учесть, что в наше время найти незанятую и приносящую доход область бизнеса становится труднее с каждым днем.

Тем не менее, смелые идеи и энергичность отдельных людей позволяет им воплотить в жизнь совершенно новые, интересные замыслы, обладающие высокой конкурентоспособностью и потенциалом. К сожалению, таких людей гораздо меньше, чем обычных мечтателей,

Как стать успешным и развить инициативность?


При определенном желании и стремлении стать успешным человеком можно развить в себе ту или иную степень инициативности. Существует несколько рекомендаций, которые должны существенно помочь в ее развитии:

Анализируйте

Оценивая ситуацию, учитесь учитывать мельчайшие детали. Не считайте инициативных людей эдакими Александрами Матросовыми, готовыми броситься на пулемет с голыми руками.

Воплощение любой идеи требует не только энтузиазма, но и тщательного анализа деталей, обстоятельств, последствий в случае провала. Ведь иногда даже маленькая неудача может остановить величайший проект и заставить забыть о следующем.

Просчитывайте риски

Помните: «инициатива наказуема». Но только тогда, когда она заведомо кровельная, то есть у нее не просчитаны риски и их последствия, варианты и алгоритмы действий, неправильно выбрано время внедрения.

При правильном и логичном подходе и удачном внедрении идеи в жизнь, инициатора ожидает вознаграждение.

Не забывайте об ответственности

При правильной оценке ситуации будет уместно предусмотреть возможности полной неудачи проекта и варианты уменьшения предполагаемых потерь. Большую значимость это будет иметь в случае совместного с другими людьми инвестирования в бизнес. Уверенность в том, что просчитаны все альтернативные пути развития и варианты отхода, дает возможность проявить инициативу без особо неприятных последствий.

Надейтесь исключительно на свои силы

Старайтесь не привлекать к воплощению своих целей людей со стороны. Кстати, это правило относится не только к области предпринимательства, но и к другим жизненным сферам. В этом случае появляется привычка опираться только на себя и проявлять инициативу становится легче.

Естественно, вы вряд ли физически успеете сделать все самостоятельно, и придется некоторые шаги доверять коллегам. Старайтесь, чтобы это были второстепенные вопросы, для облегчения поисков «крайнего» в случае провала или частичной неудачи. Так все в жизни будет зависеть только от вас, и только вы будете ее хозяином.

Не ленитесь

Будьте активными, не ленитесь. Пассивность и нежелание браться за дело могут свести на нет даже самую лучшую инициативу.

Учитесь избавляться от лени, начиная с бытовых вопросов. Не откладывайте на «потом» мелкие, неспешные дела только потому, что есть более интересные занятия. Например, выносите мусор не «по пути», а ради избавления от мусора; мойте посуду сразу после еды; гуляйте с собакой во время, даже если по телевизору идет интересный фильм. Так постепенно придет организованность, а привычка лениться уйдет на второй план.

Критика и критиканство

Спокойно относитесь к критиканству. Помните, критиканство - это не аргументированная критика ваших действий, а обычные негативные комментарии завистливых людей.

«Это нереально», «Что ты в этом понимаешь», «Дело обречено на провал, и даже начинать не стоит», «У тебя не получится» - вот примерный список критиканских выражений, знакомый любому, даже неинициативному человеку. Игнорируйте их, ведь вы уже просчитали все шаги развития ситуации и детально оценили каждый из них. Недаром говорят «Кто не ходит, тот и не падает» и «Тот ничего не сделал, кто ничего не начал». Придумывайте, анализируйте, просчитывайте и воплощайте в жизнь свои инициативы.

Методика №1 «Инициативность»

Инструкция

7 – безусловно, да.

Бланковый тест

Бланк – 1Ц

1. Поиски интересной работы.

Бланк – 2М

4.Личными интересами.

Бланк – 3К

Бланк – 4П

2.Укреплению самоуважения.

4.Повышению самооценки.

Бланк - 5Д

Вы обычно:

Бланк – 6Э

Вы чаще переживаете:

Бланк – 7Р

Бланк – 8Т

Правда ли что:

Методика 2. Сферы проявления инициативности

Отметьте по 10-бальной шкале уровень развития инициативности в разных сферах, где 1 – min, а 10 – max

1. При построении отношений с противоположным полом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. При создании семьи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. В стремлении стать матерью/ отцом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. При построении дружеских отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. При построении партнерских отношений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. При общении с незнакомыми людьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. При общении со старшими 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. При разрешении конфликтных ситуаций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. В ситуациях вынужденного общения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. При выполнении совместных проектов…………………………………1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. В выборе нового увлечения, хобби 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. При нахождении единомышленников в сфере хобби 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13. В проявлении творчества и креативности в деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14. Поддержание своего здоровья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. В поддержании здорового образа жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16.Удовлетворение своих планов и желаний………………………… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17. Достижение материального благополучия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Достижение общественного признания в группе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19. Достижение лидерских позиций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Обретение самостоятельности и независимости 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Занятия предпринимательством и коммерцией 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22. В проведении благотворительных, волонтерских мероприятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23. При акциях по защите окружающей среды, спасения животных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. При проведении политических акций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методика 4. Жизненные цели

Методика №1 «Инициативность»

Инструкция

Вам предлагаются 8 бланков с вопросами. Проставьте, пожалуйста, в бланках для ответов индексы против конкретных утверждений:

1 – вовсе нет; 2 – нет; 3 – пожалуй, нет; 4 – нечто среднее; 5 – пожалуй, да; 6 – да;

7 – безусловно, да.

Бланковый тест

Бланк – 1Ц

Ваша инициативность нацелена на:

1. Поиски интересной работы.

2. Поддержание своего здоровья.

3. Достижение общественного признания в группе.

4. Обретение самостоятельности и независимости.

5. Успешность учебной деятельности.

6. Удовлетворение своих планов и желаний.

7. Стремление быть уважаемым человеком.

8. Достижение материального благополучия.

9. Занятия предпринимательством и коммерцией

10. Совершенствование себя и своих способностей.

11. Обретение хороших и верных друзей.

12. Устройство семейной жизни.

13. Получение знаний и другого опыта.

14. Стремление быть нужным любимым человеком.

Бланк – 2М

Ваша инициативность чаще всего побуждается:

1.Стремлением лучше устроить общее дело.

2.Намерением как можно больше взять от жизни и работы.

3.Заботой об окружающих и близких мне людей.

4.Личными интересами.

5.Стремлением помочь другим людям.

7.Намеринием внести свой вклад в достижение общей цели.

9.Желанием помочь коллективному делу.

10.Намерением избежать осуждения со стороны товарищей по работе.

11.Желанием сплотить идеей своих единомышленников.

12.Намерением улучшить свое материальное положение.

13.Желанием своей инициативой воодушевить своих коллег.

14.Стремлением достичь некоторого превосходства над другими.

Бланк – 3К

Инициативность Вы понимаете как:

1.Почин или начинание человека в чем-либо.

2. Черту характера, передающуюся по наследству.

3.Средство преодоления косности и шаблонности.

4. Врожденное свойство личности.

5.Творческое начало в поведении и деятельности человека.

6. Черту, которую сложно развить и усовершенствовать.

7.Выход за пределы заданных условий.

8. Свойство, которое зависит от типа темперамента.

9.Способность человека продуцировать новые идеи.

10. Устойчивую черту, которая не поддается изменению.

11.Склонность человека оригинально решать проблемы.

12. Природно-заданную характеристику активности человека.

13.Свойство, которое можно формировать и развивать.

14. Генетически обусловленную черту характера.

Бланк – 4П

Ваша инициативность чаще всего способствовала:

1.Улучшению сотрудничества с другими людьми.

2.Укреплению самоуважения.

3.Успешности в различных видах деятельности.

4.Повышению самооценки.

5.Более эффективному выполнению различных начинаний.

6.Успеху в приобретении новых знаний.

7.Улучшению творческого климата в группе.

8.Развитию новых интересов и склонностей.

9.Умножению творческого потенциала в общем деле.

10.Развитию предприимчивости и самостоятельности.

11.Развитию творческого отношения к делу.

12.Укреплению чувства уверенности в себе.

13.Почувствовать себя нужным человеком.

14.Развитию интуиции и воображения.

Бланк - 5Д

Вы обычно:

1.Всегда проявляете инициативу легко и непринужденно.

2.Предпочитаете идти по изведанному и проторенному пути.

3.Проявляете инициативу даже в неблагоприятных условиях.

4.Не любите выступать с различного рода предложениями и начинаниями.

5.Ощущаете внутреннюю потребность сделать, что-то новое.

6.Не идете на риск при реализации своих начинаний.

7.Проявляете инициативу в жизни и работе.

8.Не предпочитаете не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний.

9.Проявляете инициативу спонтанно и непринужденно.

10.Не всегда склонны разнообразить свои приемы и действия.

11.Часто оказываетесь инициатором различных мероприятий и дел.

12.Не можете проявлять инициативу в ситуации неопределенности.

13.Не пользуетесь штампами, а стараетесь найти, что-то свое.

14.Считаете, что всегда нужен какой-то толчок, чтобы проявить инициативу.

Бланк – 6Э

Вы чаще переживаете:

1.Радостные эмоции при проявлении инициативы.

2.Чувство опасения при проявлении новой инициативы.

3.Хорошее настроение от положительного результата инициативных действий.

4.Состояние раздражения от неудачного проявления инициативы.

5.Чувство удовлетворения от самого процесса проявления инициативы.

6.Чувство смущения от несостоятельности своей инициативы.

7.Состояние радостного волнения перед проявлением новой инициативы.

8.Чувство неуверенности и тревоги при реализации своих инициатив.

9.Радостные переживания в случае поддержки проводимых мною инициатив.

10.Чувство разочарования в случае неоправданных инициатив.

11.Состояние неудовлетворенности при благоприятном завершении инициативных действий.

12.Нерешительность при необходимости реализации каких-либо инициатив.

13.Чувство признательности людям, которые положительно оценивают мои инициативы.

14.Страх и волнение о возможном провале начинаний.

Бланк – 7Р

1.Инициативность всегда зависит только от моих возможностей.

2.Инициатива может проявиться только при удачном стечении обстоятельств.

3.Реализация инициативы зависит только от меня самого.

4.Инициировать можно только при наличии соответствующих условий.

5.Внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив.

6.Осуществление инициативных действий зависит от того насколько благоприятно сложатся обстоятельства.

7.Негативное стечение обстоятельств не может серьезно помешать проявлению моей инициативы.

8.Инициативность часто сдерживается тем, что она оценивается не всегда по достоинству другими людьми.

9.Стремление к творчеству составляет основу для различных начинаний.

10.Многие инициативы зависят от везения и удачи.

11.Люди, не сумевшие реализовать инициативу должны винить в этом только самого себя.

12.Инициативность часто гасится тем, что она остается незамеченной.

13.Успешное проявление инициативности зависит от уверенности в себе.

14.Проявлени инициативы снижается когда она наталкивается на косность и непонимание других людей.

Бланк – 8Т

Правда ли что:

1.Ситуация неопределенности сковывает вашу инициативу.

2.Чувство неуверенности затрудняет проявление инициативы.

3.Чрезмерная регламентация мешает вашим инициативным действиям.

4.Мнение о том, что инициатива наказуема сдерживает вашу активность.

5.Вам бывает трудно завершить начатую инициативу.

6.Принцип «не высовываться» мешает проявлению вашей инициативы.

7.Боязнь, что вас неправильно поймут сдерживает инициативу.

8.Отсутствие должного внимания со стороны снижает вашу инициативу.

9.Отсутствие ясной цели является серьезным препятствием для проявления инициативных действий.

10.Недостаток сил и воли мешает довести инициативу до конца.

11.Отсутствие умений и навыков не дает вам возможности своевременно проявлять инициативу.

12.Испытываете чувство робости в процессе инициативных действий.

13. С трудом заставляете себя проявлять инициативу.

14. Часто раздражаетесь, когда не удается проявить свою инициативу.