Гимнастика тайцзицюань 24 формы. Двадцать четвертая форма тайцзицюань

В 1956 году Национальная комитет по физкультуре и спорту Китайской Народной Республики разработал сокращенную и упрощенную версию комплекса Тайцзи цюань, основанную на семейном стиле Ян. Новая короткая форма, состоящая из 24 движений, была рассчитана на 4–8 минутное исполнение. Из нее были исключены некоторые элементы, которые можно увидеть в длинной форме стиля Ян, такие, например, как сбить Лотос ногой (качающийся Лотос), удар носком ноги, Змея выпускает свое жало или Нести Тигра на гору. Также, по сравнению с традиционным комплексом стиля Ян, состоящим из 108 форм, было сокращено количество повторений некоторых движений (отражение, поймать воробья за хвост, руки движуться как облака, одиночный хлыст).

Краткость Пекинской формы Тайцзи цюань и возможность ее быстрого освоения делают комплекс доступным для занимающихся любого возраста. Меньшая физическая нагрузка позволяет начинать заниматься и в старшем возрасте. Кроме того, комплекс дает хорошее начальное представление об основных элементах, присущих традиционому стилю Ян. Исполненная должным образом, короткая форма может служить примером изящности, красоты и многих основ мастерства. По этим причинам короткая Пекинская версия комплекса Тайцзи цюань стиля Ян стала достаточно популярна и теперь практикуется по всему миру.

При исполнении 24 форм должны соблюдаться все традиционные принципы тайцзи цюань. Двигаться следует медленно, непрерывно, округлять движения, не прикладывать чрезмерных усилий, расслабиться, держать голову ровно, направлять движения разумом, не подпрыгивать, сохранять вертикальное положение тела.
Дыхание должно быть глубоким и ровным, вдох осуществляется через нос, выдох - через рот. При движении рук к себе или вверх желательно делать вдох, при движении вперед или вниз - выдох.

24 формы Тайцзи цюань

1. 起 势 (Qĭ shì) Открывающее движение

2. 左 石 野 马 分 鬃 (Zuŏ yòu yĕ mă fĕn zōng) Дикая лошадь встряхивает гривой (направо и налево)

3. 白 鹤 亮 翅 (Bái hè liàng chì) Белый журавль расправляет крылья

4. 左 石 搂 膝 拗 歩 (Zuŏ yòu lóu xī ào bù) Почистить колено и «упрямый» шаг (направо и налево)

5. 手 挥 琵 琶 (Shŏu huī pí-pa) Игра на лютне

6. 左 石 倒 卷 肱 (Zuŏ yòu dăo juăn gōng) Отведение плеча (направо и налево)

7. 左 揽 雀 尾 (Zuŏ lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост слева

8. 石 揽 雀 尾 (Yòu lăn què wĕi) Поймать воробья за хвост справа

9. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

10. 云 手 (Yún shŏu) Руки плывут как облака

11. 单 鞭 (Dān biān) Одиночный хлыст

12. 高 探 马 (Gāo tàn mă) Погладить спину лошади

13. 石 蹬 脚 (Yòu dēng jiăo) Удар правой пяткой

14. 双 峰 贯 耳 (Shuāng fēng guàn ĕr) Удар двумя кулаками по ушам

15. 转 身 左 蹬 脚 (Zhuăn shēn zuŏ dēng jiăo) Поворот тела и удар левой пяткой

16. 左 下 势 独 立 (Zuŏ xià shì dú lì) Выпад влево и стойка на левой ноге

17. 石 下 势 独 立 (Yòu xià shì dú lì) Выпад вправо и стойка на правой ноге

18. 左 石 穿 梭 (Zuŏ yòu chuān suō) Прокалывающий челнок (налево и направо)

19. 海底针 (Hăi dĭ zhēn) Игла на дне моря

20. 闪 通 臂 (Shăn tōng bì) Уклониться-промелькнуть пробивать рука

21. 转 身 搬 拦 捶 (Zhuăn shēn bān lán chuí) Поворот тела, перемещение, отведение и удар

22. 如 封 似 闭 (Rú fēng sì bì) Обманный уход

23. 十 字 手 (Shí zì shŏu) Скрещенные руки

24. 收 势 (Shōu shì) Закрывающее двжение

Русские обозначения форм не претендуют на звание перевода с китайского.

  • Схему движений можно посмотреть на сайте Удивительный Китай (http://china.kulichki.com/wushu/styles/taijiquan/24/)
  • Написано при попытке перевода статьи Michael P. Garofalo, Taijiquan Simplified 24 Movement Short Form in Yang Style

Разворот кистей и удерживание рук впереди

  • Разверните кисти рук наружу, сами руки удерживайте впереди, локти должны свободно провисать, плечи свободно опущены.
  • Взгляд направлен вперед.

Второе движение 24 формы Тайцзицюань

Разведение рук и опускание их вниз

  • Медленно разверните руки в стороны и опустите в положение возле бедер, тело расслаблено, туловище удерживайте прямо, голова слегка приподнята.
  • Взгляд направлен вперед.

Третье движение 24 формы Тайцзицюань

Возвращение стопы в первоначальное положение

  • Медленно перенесите центр тяжести на правую ногу. Сначала над поверхностью поднимите пятку левой ноги, затем слегка приподнимите всю стопу и верните к правой стопе. Сначала на поверхность опустите переднюю часть левой стопы, затем поставьте всю стопу. Стопы должны располагаться друг возле друга и быть направлены вперед (строго на юг).
  • Взгляд направлен вперед.

Таково конечное положение в форме «Возвращение в исходное положение».

Принципы 24 форм Тайцзицюань

Промежуточный шаг гимнастики Тайцзицюань

В знаменитых 24 формах гимнастики тайцзицюань промежуточный шаг как конечное положение встречается 5 раз. Поэтому имеет смысл подробно остановиться на его описании.

При выполнении промежуточного шага на правую ногу, согнутую в колене, приходится большая часть веса, тогда как левая нога выполняет лишь вспомогательную функцию. Соотношение в распределении веса между ними составляет 1:9.

Стопа правой ноги плотно прижата к поверхности, носок направлен наружу, угол между направлением стопы и средней линией равен 45°-60°. Стопа левой ноги передней частью слегка касается поверхности и направлена строго вперед (в 24 форме Тайцзицюань, так как промежуточный шаг может выполняться и вправо, мы описываем левосторонний шаг, при котором поверхности касается передняя часть стопы левой ноги).

Как легче отрабатывать промежуточный шаг? Правильней всего – не используя рук (можете свободно опустить их или положить на поясницу) и следуя вышеизложенным требованиям, направив взгляд вперед. В ходе отработки следите за расслабленностью поясничного пояса и бедер, четкостью промежуточного и конечного положения ног, за тем, чтобы колено ноги в промежуточном положении было слегка согнуто. Это позволит понять влияние, оказываемое согнутым или прямым коленом на расслабленность поясничного отдела позвоночника и бедер и амплитуды движений.

Переход от дугообразного к промежуточному шагу в гимнастике Тайцзицюань

Переход от дугообразного к промежуточному типу, посредством перемещения сзадистоящей ноги на полшага вперед. В гимнастике тайцзицюань этот прием довольно распространен. При выполнении полушага вперед правой ногой сначала приподнимите пятку, а затем и всю стопу правой ноги. Медленно выполните полшага вперед (не приближайтесь слишком близко к левой ноге).

Затем опустите на поверхность переднюю часть правой стопы, удерживая вес тела по-прежнему на левой ноге. В ходе выполнения данного движения избегайте наклонов туловища вперед при переносе центра тяжести вперед, резких подъемов и резких опусканий правой ноги, подъема туловища из-за неправильного контроля степени сгибания впередистоящей левой ноги.

3 тип шага в гимнастике Тайцзицюань

При выполнении третьего движения, последнего, слегка переместите левую ногу вперед и поставьте передней частью стопы на поверхность.

При выполнении вышеописанного шага в двадцать четвертой форме Тайцзицюань обратите особое внимание на то, чтобы выполнение всей формы было скоординировано вокруг вращательного движения поясничного отдела, что обеспечит целостное напряжение во всем теле. При перемещении вперед поясничный отдел поворачиваем влево, во время приседания – немного вправо. А при выполнении конечного положения поясничный отдел поворачивается еще немного влево до положения, когда лицо будет направлено строго вперед.

Дугообразные движения руками «Удерживание шара» и разведение рук, вместе с разворотом предплечий, аналогичны движениям, описанным в форме «Поглаживание гривы дикой лошади». Помимо этих объяснений какие-либо подробности не нужны.

При выполнении движений руками следите за тем, чтобы подбородок был подобран, голова приподнята, а при координации вдоха возникло образное представление в виде легкого подъема. Когда две руки достигнут конечного положения, выполните глубокий выдох, расслабив поясницу и бедра. Сосредоточьтесь, у вас должно возникнуть ощущение прочности и стабильности.

24 форма тайцзицюань - представляет собой упрощённый и изменённый вариант тайцзицюань, разработанный Министерством спорта КНР в 1956 году. Данный комплекс формальных упражнений (таолу) состоит из 24-х движений, поэтому и называется "24 форма тайцзицюань".

У создателей этого Таолу было несколько важных причин для выполнения своей миссии. Обычно, формы в традиционных стилях тайцзицюань очень длинные, 80 и более движений, есть формы,состоящие из 108 движений. Выполнение таких длинных комплексов занимает не менее 20 минут. В подобные формы включено много движений, которые часто повторяются. В силу этого распространение тайцзицюань для начинающих было весьма осложнено.

Для более широкого распространения тайцзицюань в школах, в качестве зарядки между уроками, и на предприятиях, как производственной гимнастики, был разработан более простой и доступный комплекс. Стоит отметить, что, несмотря на то, что в Китае, эта форма называется "Упрощённый Тайцзицюань" , этот комплекс формальных упражнений удовлетворяет принципам этой школы Ушу и является чёткой и понятной. Стоит добавить, что многие мастера тайцзи в прежние времена не имели образования, а зачастую были безграмотными. Отсюда следовали многие системные трудности в освоении и передаче техники этого направления Ушу. Несомненно, научный и системный подход, позволил поднять технику тайцзицюань на более высокий уровень осмысления, отбросив многие предрассудки и несистемность подходов. Так, создание этой формы позволило многим людям начать заниматься тайцзицюань.

24 форма тайцзицюань имеет следующие особенности. Она была переделана из структуры классического тайцзицюань стиля Ян . Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых. У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзицюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзицюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения. Классический Ян тайцзицюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзицюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений. 24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.

Упрощенный тайцзицюань характеризуется всесторонностью, равномерностью и сбалансированностью. Так, например, в традиционном тайцзицюань движение "схватить птицу за хвост" делается только вправо, а в 24 форме и вправо и влево. Движение "толкание вниз" в 24 форме, тоже делается в две стороны. Это позволяет, используя наиболее важные движения, способствовать более всестороннему эффекту от тренировок. 24 форма тайцзицюань имеет ясные и понятные базовые требования. Таким образом, такая форма позволила иметь единый формат тайцзицюань.

- Голова держится прямо, подбородок при этом чуть поджат. Должно быть такое ощущение, будто волосы на макушке тянут вверх. При этом создается впечатление, что голова находится в “подвешенном” состоянии.

- Плечи естественно опущены и расслаблены. Руки округлые. Локти провисшие и немного согнуты. Пальцы рук естественно распрямлены. При формировании кисти в кулак или “крюк” пальцы также не напрягаются.

- Тело естественно вытянуто и расслаблено, отдавая приоритет гибкости.

- Талия расслаблена. Нужно запомнить, что все движения “выходят” из талии:

- Ноги округлые. Бедра естественно напряжены. В позиции “лук-стрела” задняя нога полностью не выпрямляется. Колено передней ноги не выходит за вертикальную линию носка.

Динамика перемещений:

Выполнять движения следует легко и непринужденно, сохраняя устойчивость тела на всем протяжении упражнений. Движения подобны плывущим облакам: спокойны и текучие. Мышцы расслаблены. В Китае говорят: “Когда выносите вперед силу, напряжение так слабо, что его можно сравнить с разматыванием необработанного шелка с кокона”. Во время занятий тайцзицюань необходимы гибкость и естественность. Это не означает, что исполнение должно быть неточным и безжизненным. Передвигаться нужно легко и мягко. Некоторые классические учителя описывали перемещения так: “Когда делаете шаг, это должно быть так тихо, словно ходит кошка”.

Необходимо осознать, что все движения направляются поясницей и проявляются в конечностях. Поэтому очень важно координировать работу ног, талии и рук, так как в тайцзицюань они представляются единым целым.

Каждая часть тела наводится в постоянном движении. Выполняющий не должен вести себя подобно марионетке. Нельзя фокусировать внимание только на руках, пренебрегая талией и ногами, которые являются главными несущими частями.

Дышать необходимо животом, то есть диафрагмой. Дыхание ритмичное, ровное, глубокое и координируется с “открытыми” и “закрытыми” движениями. “Открытые” движения обычно связаны с перемещениями вперед или разведением конечностей в стороны. “Закрытые” основываются на отходах или сведении конечностей. Выдох выполняется на “открытом”, вдох - на “закрытом” движении.

Первоначально следует темп выполнения упражнений сочетать с естественным дыханием. Со временем, когда дыхание станет глубоким и продолжительным, темп выполнения упражнений замедляется. Необходимо комбинировать “полноту” и “пустоту” и правильно чередовать их. “Полнота” и “пустота” связана с сознательной концентрацией мысли и контроле того или иного действия. При этом необходимо соблюдать полное сосредоточение и спокойствие, учитывая, что мысль “определяет движение”. При выполнении движений взгляд следует за руками или направлен вперед. Так как концентрации мысли в тайцзицюань придается особое значение, возникает возможность регулирования физиологических процессов организма, поэтому некоторые специалисты сравнивают тайцзицюань с “физическими упражнениями сознания” или “терапевтическими упражнениями пустой головы”.

Изучать комплекс “24 форма тайцзицюань” необходимо постепенно, последовательно осваивая всю серию форм. Комплекс “24 формы” выполняется в течение 4-6 минут. Количество упражнений для каждого занятия устанавливается по состоянию здоровья и количеству располагаемого времени. Допускается выполнение одной или нескольких частей и непрерывной последовательности. Лучшее время для занятий - утро, однако вечерние тренировки также пойдут на пользу.

Движения комплекса:

1. Начальная форма

2. Погладить гриву дикой лошади.

3. Аист расправляет крылья.

4. Чистить колено с обеих сторон.

5. Игра на лютне.

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Умение постоять за себя – это очень важно, именно поэтому мы считаем, необходимым рассмотреть один из вариантов единоборств. Это . Не переживайте, если вы впервые слышите о нем, мы расскажем все о его правилах и технике выполнения.

Что такое тайцзицюань?

Данное единоборство является восточным единоборством, которое возникло в Китае и постепенно распространилось по всему миру. Что касается истории возникновения данного боевого искусства, то считается, что впервые о нем заговорили еще в 907 году в Китае.


Что такое тайцзицюань?

Еще тогда формы были схожими на современные формы этого искусства борьбы. Древняя китайская семья создала данный вид боевого искусство и постепенно предавала знания и учения о нем из поколения в поколение.

Что касается правил, то они постепенно дорабатывались, каждое поколение вносили что-то свое, что-то новое.

Важную роль играло и то, что постепенно данное течение приобрело разнообразные стили, то есть оно разделилось на несколько направлений, которые в принципе имеют одинаковые задачи и правила, но немного разнообразный стиль.

Тайцзицюань в интернете

Так как мы живем в мире современных технологий, сегодня легко можно найти видео.


Тайцзицюань в интернете

Они помогут вам определиться со стилем, покажут правила выполнения упражнений и то, что необходимо для ваших качественных занятий. Такие видео находятся в общем доступе, и вам не составит никакого труда скачать .

Здесь все так же, как вы качаете любые другие видео. С помощью видео вы сможете заниматься самостоятельно, подобрать необходимый комплекс упражнений и методику. Есть видео разных стилей, разной сложности и нагрузки.

Уроки тайцзицюань

Если вы решили заниматься, то возникает вопрос, насколько серьезно вы собираетесь это делать. Если просто для себя, то можно обратиться за помощью к инструктору, а потом заниматься самостоятельно если же ваша цель – это все-таки участие в соревнованиях и победа в них, то уроки – это то, что вам необходимо.

Выберите школу, которая вам подойдет, и запишитесь на занятия. Чаще всего они групповые. Это поможет вам сразу узнать, что такое противник и как с ним бороться. Если вы хотите сразу попасть в более подготовленную группу, то начните с занятий с инструктором, пусть они будут индивидуальными.

Достигнув необходимого мастерства, перейдите в ту группу, которую хотите. Как и в каждом виде спорта, иногда необходимо производить чередование тренировок индивидуальных и групповых.


Уроки тайцзицюань

Чаще всего занятия проводятся три раза в неделю по полтора часа. Если же близится соревнование, то количество занятий увеличивается, соответственно увеличивается и нагрузка.

Занятия могут проходить в любое время дня. Важно соблюдать правильно и здоровое питание. О еде вам обязательно расскажет тренер или инструктор. Выбор группы, тренера и инструктора – это самое важно в тренировке, поэтому заранее узнайте их программы и предложения, уточните и отзывы. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Разновидности стилей

Мы различаем всего пять стилей в данном единоборстве. В свою очередь стиль тайцзицюань 24 формы выделяют.


Разновидности стилей

То есть, в общем, мы можем выделить 24 техники ведения боя, но многие из их очень похожи и имеют одинаковые учения, таким образом, их объединили в пять основных стилей. Все тайцзицюань 24 формы различаются шагами и основными приемами. Мы остановимся более детально именно на том, какие есть стили.

  1. Стиль сунь. Он характеризуется особым шагом. Он должен производиться достаточно быстро. Руки работают активно, с высокой скоростью, амплитуда их движения не очень большая.
  2. Стиль чэнь. Здесь все движения более плавные, переходящие из одного в другое. Шаги медленные, половинчатые, руки имеет большую амплитуду движения, и работают четко, но медленно.
  3. Стиль янь. Он характеризуется тем, что вы победите своего противника с помощью своей физической мощи, при этом противник может быть сильнее вас физически.
  4. Стиль шень. Шаг быстрый, здесь основное внимание мы уделяем ногам, они быстро движутся и работают в сторону противника.
  5. Стиль юйсяня. Здесь происходит чередование работы рук и ног. Они очень быстро и активно меняют друг друга и работают на развитие вашей силы.

Врата тайцзицюань

Данное учение выделяет четыре основных направления. Они делятся, как и многое другое, в учениях востока, на четыре стихии. Это земля, вода, огонь и небо. Они соответственно являются еще и югом, востоком, севером и запалом.


Врата тайцзицюань

Также выделяют четыре угла. Это метал, гром, гора и ветер. Они соответствуют учениям о данных природных явлений и учений о металлах. Каждый угол и направления имеют основные и разновидности боя. Иногда их даже считают разными видами боевых искусств.

Упражнения тайцзицюань

Данный вид спорта имеет похожие , как и другие восточнее единоборства.

  1. Усиление. Необходимо выполнять тренировки с помощью дополнительных снарядов, например гантели, они сделают ваши удары более сильными и быстрыми.
  2. Вращение. Это удар в прыжке, ударяем мы ногой, которая поднимается высоко вверх и находится на уровне головы противника.
  3. Усиление локтями. Данные тайцзицюань активно используют локти, вы работаете в основном ими. Удары такого характера лучше направлять в голову и грудь противника. Они должны быть очень быстрыми.
  4. Защита. Необходимо отработать позу защиты, это поможет пропускать как можно меньше ударов противника. Так вы станете смелее и увереннее.
  5. Пропускание. Часто используют маневр, при котором вы как будто пропустили удар противника, отвлекли его этим и тут же нанесли ответный удар. Противник не готов к такому удару и чаще всего он попадает в цель,

Тайцзицюа́нь (тайчи) (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»;

Китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии).

Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство.
История возникновения тайцзицюань — спорная тема, так как в различные моменты времени были различные официальные точки зрения, что способствовало распространению различных, не слишком правильных, а порой и полностью ошибочных интерпретаций.

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной версией китайского правительства, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции.

Другая, более древняя версия, которой придерживаются представители стиля Ян, У, Хао и Сунь, говорит о том, что патриархом Тайцзицюань является легендарный даосский отшельник Чжан Саньфэн, однако эта версия изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

Стиль Ян

Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Семья Чэнь издавна практиковала Паочуй, не имеющий отношения к Тайцзицюань. Чэнь Чжансин (1771—1853), представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь, благодаря случайной встрече с самим Цзянь Фа, получил от него передачу Тайцзицюань и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучён от рода Чэнь, с запретом преподавать это искусство внутри семьи.

Именно у него, Чэнь Чжансина, передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзицюань человек, не принадлежащий к роду Чэнь — Ян Лучань. Благодаря трём поколениям семьи Ян тайцзицюань стал известен миру и приобрёл популярность как непревзойдённое воинское искусство и система духовного и физического самосовершенствования. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Ченя в общей сложности тридцать лет, и стал величайшим мастером своего времени.

Особенности тайцзицюань стиля Ян
Основное отличие тайцзицюань (и др. внутренних стилей ушу) от большинства других направлений боевых искусств — это победа над физически более сильным и быстрым противником, без применения собственной грубой физической силы (Ли).
Этот стиль имеет следующие особенности: движения выполняются равномерно, мягко, стабильно и спокойно. Эта форма хорошо подходит для всех: мужчин и женщин, молодых и пожилых.
У неё широкие адаптивные способности, поэтому 24 форма тайцзи-цюань является в настоящее время самой распространенной среди всего китайского ушу. В содержание упрощенного тайцзи-цюань, отобраны наиболее простые и имеющие хороший тренировочный эффект движения.
Классический Ян тайцзи-цюань содержит более 80 движений. Он включает 40 движений и их повторы. Упрощенный тайцзи-цюань содержит 20 наиболее важных движений. Из формы удалили несколько повторяющихся движений.
24 форма выполняется около 5 минут, что удобно для многих форматов выполнения.

24 форма тайцзи-цюань - это упрощённый и изменённый вариант тайцзицюань, разработанный Министерством спорта КНР в 1956 году. Данная форма является первым методическим материалом по ушу в Китае. Она состоит из 24-х движений.

1. пробуждение сил

2. влево и вправо разделить гриву дикой лошади

3. белый журавль сверкает крыльями.

4. влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге

5. тянуть за пипа

6. влево и вправо обратное наматывание плечами

7. прихватить воробья за хвост влево

8. прихватить воробья за хвост вправо

9. одиночный хлыст

10. руки - облака

11. одиночный хлыст

12. дотронуться до высокого коня

13. пинок ногой вправо

14. два горных пика проходят через уши

15. поворот влево и пинок ногой влево

16. опускание сил влево

17. опускание сил вправо

18. влево и вправо продевать челнок

19. игла на дне моря

20. сверкнувшая спина

21. повернуть тело, переместить, преградить и ударить

22. запечатать плотно как конверт

23. руки - крест

24. собирание сил

Тайцзи Цюань. Стиль ЯН. 24 формы (2008 г)

Для обучения форму разделяют на 8 отрезков.


Первый отрезок включает первые три движения формы:

Пробуждение сил,

Влево и вправо разделить гриву дикой лошади,

Белый журавль сверкает крыльями.

В первом отрезке, мы тренируем два способа техники рук: обхват и раскрытие. В движении "разделить гриву дикой лошади" в момент обхватывающего движения руки образуют два полукруга, как при взятии большого мяча. Не следует держать руки очень близко к телу. Верхняя рука находится не выше плеча, а нижняя не ниже талии. Руки движутся согласовано.

Каждое движение рук в тайцзи имеет защитно-нападающий смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" верхняя рука реализует силу цай (срывание). Она осуществляет протягивающее действие к себе и вниз. Нижняя рука проходит до подмышки противника снизу плеча. Точка приложения силы находится на предплечье. Это движение называется "као". Захватив запястье атакующей руки противника, другой рукой следует проникнуть ему под плечо. Потом, вращая поясницу и протягивая руку противника, опрокинуть его.

Обхват и раскрытие выполняются единым движением, рассматриваясь с точки зрения атаки и защиты. В прикладном смысле тайцзи-цюань это единая защитно-атакующая система, старающаяся не отделять движения защиты от движения атаки.

В движении "белый журавль сверкает крыльями" применение сил другое. В предыдущем движении метод называется "као", а в этом движении "ле чжуа" - хватание и раскалывание. Левая рука парирует прямой удар противника и сводит его вниз, а правая рука всовывается противнику под плечо. Затем рывком правого предплечья на себя, рука противника выворачивается.

На протяжении всего выполнения формы, необходимо соблюдать следующие принципы: "чжун" - центрированность, "чжен" - вертикальность, "ань" - спокойствие, "шу" - комфортность.

Начиная с движения "пробуждение сил". Необходимо, стоя прямо, как бы "сидеть" на своих ногах, поддерживая равновесие. Не следует наклоняться вперед или назад. Нужно немного согнуть ноги и опуститься.
Должно присутствовать ощущение, что макушка головы "стоит" на пояснице. Руки как будто кладутся на стол. Это движение проявляет самую начальную форму тела. В тоже время "пробуждение сил" устанавливает высоту выполнения формы. Высота выполнения формы выбирается в соответствии с собственными особенностями и поддерживается на одном уровне на протяжении всего комплекса.

Выполняя движение "разделить гриву дикой лошади" также нельзя отклоняться вперед или назад и необходимо "сидеть" на собственных ногах. В движении "белый журавль сверкает крыльями" те же требования.

Тайцзи-цюань такой вид гимнастики, в котором также используются принципы "сун" расслабленности, "жоу" мягкости и "цзы жань" естественности. Руки не следует разводить широко и держать слишком прямыми. Руки нужно согнуть в локтях, поддерживая их природный изгиб. Грудь следует расслабить. Расслабленность, мягкость и естественность - самые главные принципы тайцзи-цюань. Но стоит прояснить эти понятия. Расслабленность не означает излишней обмяклости. В расслаблении должна присутствовать "распирающая сила". В тайцзи-цюань существует принцип - "пэн". Сила "пэн" должна присутствовать всегда. Что же называется "пэн"? В позиции необходимо быть расслабленно-комфортным и наполнено-сытым (важные психосоматические принципы тайцзи). Это похоже на обнимание наполненного воздухом мяча. У вас, как и в мяче должна быть силу распирания, в тайцзи этот принцип называется подпирание восьми сторон. Таким образом, в тайцзи-цюань присутствуют следующие принципы:

"чжун" - центрированность,

"чжен" - вертикальность,

"ань" - спокойствие,

"шу" - комфортность,

"чжи чен ба мянь" - подпирание восьми сторон,

"сун" расслабленность,

"жоу" мягкость,

"цзы жань"естественность.

Расшифровывая термины "мягкость и гармоничность", следует заметить, что в мягкости есть раскрытая комфортность и наполненная сытость. Обхватывая шар, не следует напрягаться, как будто подмышками зажата книга. Духу не нужно быть жестким, резким и угловатым. Не следует быть психически напряженным. Но также не нужно быть обмяклым, как сдутый шарик. При раскрытии рук внимание должно быть собранным в центре. Руки раскрыты, но дух собран. Это, как и каждое движение необходимо завершать в состоянии комфортной расслабленности. Перечисленные выше моменты являются важными требованиями и принципами тайцзи-цюань.

Второй отрезок включает три движения:

Влево и вправо сгребать с колена на ломаном шаге,

Тянуть за пипа,

Обратное наматывание плечами влево и вправо.

Во втором отрезке в работе рук самым главным является приведение согнутой руки сзади и толчок вперед. Например: в движении "сгребать с колена на ломаном шаге" руки делают движение "туй чжан" (толкающая ладонь). Это основное движение в этом отрезке. Его защитно-атакующее применение является очевидным.

В движении "тянуть за пипа" смысл во встречном закрытии рук. У встречного закрытия рук следующий защитно-нападающий смысл: при атаке правой руки противника, прямым ударом в живот, следует захватить правой рукой запястье бьющей руки и потянуть противника на себя, заставляя его тем самым тянуть руку на себя. Ладонь левой руки следует наложить на локоть захваченной руки противника. Далее прикладывая двумя руками силу закрытия внутрь, выламываем противнику руку в локтевом суставе.

Выполняя второй отрезок, необходимо помнить о следующих правилах в шагах и стойках тайцзи-цюань. В первых двух отрезках главными шагами являются гунбу и сюйбу. Конечно, в "пробуждении сил" используется позиция кайлибу. Далее приседая, переходим в мабу. При выполнении движения "разделить гриву дикой лошади" переходим в гунбу (передняя нога согнута в колене, задняя нога относительно прямая отставлена назад). Передняя нога в гунбу напоминает древко лука, а задняя стоит так, что напоминает тетиву лука. Это положение называется стойкой "лука и стрелы". Большая часть веса приходится на переднюю ногу (70 %). В сюйбу основной вес на задней ноге (80%) и 20 % на передней. В движении "тянуть за пипа", тоже выполняется сюйбу, но передняя нога стоит на пятке. В движении "белый журавль сверкает крыльями" передняя нога стоит на носке.

Сюйбу и гунбу являются самыми важными шагами в тайцзи-цюань. Передняя стопа всегда направлена вперед, а задняя вбок-всторону, образуя угол от 45 до 60 градусов. Это является основными правилами выполнения шагов в Ян тайцзи-цюань.

В силу такой постановки ног следует быть внимательным к повороту поясницы и закрытию таза. В движении "пробуждение сил" стопы направлены вперед. При выполнении первого шага необходимо довернуть заднюю стопу на носке. Это позволит тазу также довернуться в переднем направлении. Нельзя выполнять гунбу, не довернув пятку(не обеспечив задней стопе угол в 45-60 градусов), при этом оставляя таз слишком раскрытым, а тело вывернутым. Эти же требования относятся и к сюйбу.

В первых двух отрезках сначала отрабатываются шаги вперед. Но в тайцзи-цюань есть еще один важный способ шагания, который называется "делать шаг как кошка". При шаге следует легко приподнимать ногу, легко выносить, легко опускать. После этого принимается положение "нога-лук". В тайцзи-цюань это называется "легко поднять - легко опустить, точечно приподнять - точечно опустить". Нельзя быстро снимать заднюю ногу при выходе из гунбу и подтаскивать ногу по земле. Движение похоже на вытаскивание ноги из грязи. Не следует также выпрямляться при подшагивании. Делая шаг вперед, нельзя ударять ногой о землю или делать это быстро. Это не похоже на шаги кошки.

Вышеуказанные особенности проявляют принципы легкости и мягкости при выполнении шагов. В тайцзи-цюань существует прекрасная возможность для тренировки силы ног и силы "подпирания и устойчивости", реализуя таким образом важные принципы тайцзи.

У начинающих, как правило, сила ног не является достаточной, поэтому при шаге вперед начинающим (в середине перехода из гунбу в гунбу) можно опираться на носок, как бы разделяя шаг на две части. Такая техника позволяет восстановить равновесие и устойчивость. Так же можно на шаге вперед, при постановке ноги на пятку, остановиться и стабилизироваться. Конечно, все это нужно делать в соответствии с вашей тренированностью. Стоит отметить, что в гунбу необходимо поддерживать определенное расстояние между стопами, так называемый "коридор".


Третий отрезок включает два движения:

Влево и вправо "прихватить воробья за хвост".

Движение "прихватить воробья за хвост" является характерной особенностью всех стилей тайцзи-цюань. Обычно в комплексах тайцзи-цюань его ставят вторым движением после "пробуждения сил". Это движение длинное и форма рук достаточно сложная. В 24 форме движение "прихватить воробья за хвост" делается в две стороны. Движение имеет следующие особенности.

В начале формы "прихватить воробья за хвост" выполняется обхват и раскрытие. Это очень похоже на "разделить гриву дикой лошади", но имеет другой прикладной смысл. В движении "разделить гриву дикой лошади" используется сила "као", а в "прихватить воробья за хвост" - сила "пэн". Сила "пэн" означает наполненное отражение, "наполненная рама", "сила распирания". В этом движении положение рук и тела составляют упругую раму. Движение очень похоже на то, как будто вы держите перед собой щит, закрывая себя и принимая на него атаку противника.Точка приложения силы находится на внешней части середины предплечья. Движение также похоже на стену, которую мы выстраиваем для защиты от противника.

Смысл второго движения формы "прихватить воробья за хвост" в том, что две руки захватывают атакующую руку противника и тянут ее на себя. Усилие в движении начинается спереди и развивается в направлении себе за спину. Это движение называется "люй" (тянуть, приглаживать). Следует заметить, что в Китае словом "люй" обозначают приглаживание бороды. Не следует резко дергать противника. Захватив его руку, нужно легко с попутной силой тянуть противника на себя назад.

Третье движения формы называется "цзи" (толкать, давить, выдавливать, жать). Руки формируют дугообразную форму, образуя наполненность как в силе "пэн". Точка приложения силы - внешняя часть середины предплечья.

В четвертом движении формы противник протягивается на себя и следом выполняется толчок двумя руками. В тайцзи-цюань это движение называется "ань" (нажимать, давить). Сравнивая это движение с движением "туй чжан", можно отметить следующее. Движение "туй чжан" - это толчок рукой из-за спины вперед. В движении "ань" сначала следует потянуть противника на себя, заставляя его потерять равновесие, и сразу же толкнуть.

Таким образом, движение "прихватить воробья за хвост" включает четыре важнейших типа усилий: пэн, люй, цзи, ань. Движения в этой форме разнообразные и сложные. Форма "прихватить воробья за хвост" особо проявляет смысл тайцзи-цюань - вытягивание противника в пустоту и использование силы противника против него самого, воплощая принцип "мягким побеждать жесткое". Например: выполняя "люй", тянем противника на себя. В тот момент, когда противник начнет сопротивляться, нужно "приклеиться" к нему и резко толкнуть. Если противник снова пошел в атаку, следует отойти назад, увлекая его за собой, а затем опять толкнуть. В тайцзи-цюань важно полностью соответствовать приложенной силе, а так же мгновенно заполнять пустоту, образованную противником.

Занимающимся необходимо помнить о "пустоте и реальности", иногда говорят о пустоте и полноте. Так в соответствии с движением рук центр тяжести должен, не останавливаясь, перемещаться с одной ноги на другую. В перемещениях нужно использовать силу ног и поясницы. Такие перемещения хорошо тренируют силу ног. При "развороте одним махом" (между движениями "прихватить воробья за хвост" влево и вправо) носки ног закрываются внутрь, образуя форму "коу" (запирание).


Четвертый отрезок включает три движения:

Одиночный хлыст,

Руки - облака,

Одиночный хлыст.

Особенностью этих трех движений является техника "руки - облака", которая встречается в трех вариантах: сбоку тела, перед собой и вокруг головы. Во всех случаях руки рисуют в пространстве круг. Эти движения в терминах ушу называются "облака". В этой форме проглядывается достаточно ясный защитно-атакующий смысл. "Руки-облака" - это перемещение и открывание ("передвинуть" и "открыть"). В 24 форме при этом движении руки описывают два вертикальных круга.

Движение "одиночный хлыст" появляется в форме два раза. "Руки-облака" и "одиночный хлыст" весьма характерные для тайцзи-цюань движения. В основе движения "одиночный хлыст" тоже лежит принцип "облаков". Но в "одиночном хлысте" немного другой защитно-атакующий смысл: движение кисти "гоу" (крюк) является захватом руки противника. Другая рука выполняет удар ладонью "туй чжан".

Выполняя движения "облаков", руки должны двигаться сообща, в том числе с поясницей и ногами. В ушу есть следующий принцип "настройка и согласование рук, глаз, положение тела и шагов". Т.е. руки, глаза, тело и шаги тесно взаимосвязаны.

Следует отметить, что движение головы и взгляда очень важны. При выполнении формы всегда следует смотреть в соответствии с целью защиты и нападения.

При приставлении ноги в движении "руки - облака", стопа приставляется на расстоянии около 20 см. Это положения называется "сяо кай бу" (малая открытая позиция), а шаг "це син бу" (боковой шаг).


Пятый отрезок включает четыре движения:

Дотронуться до высокого коня,

Пинок ногой вправо,

Два горных пика проходят через уши,

Поворот влево и пинок ногой влево.

Движение "дотронуться до высокого коня" начинается с "хлыста" и здесь используется техника "туй чжан", которая была разобрана выше. После "протыкающего" движения правой рукой, руки симметрично раскрываются. Затем производится удар ногой по противнику. В тайцзи-цюань эта техника ног называется "пинок", носок натягивается на себя, удар наносится подошвой- пяткой. Руки при этом раскрываются либо для равновесия, либо для разведения рук противника.

Смысл движения "два горных пика проходят через уши" в том, что две руки двигаясь симметрично по дуговой траектории, как бы рисуя радугу, производят удар двумя кулаками по вискам противника. Затем кулаки раскрываются, и руки симметрично опускаются так же по дуговой траектории.

В движении "два горных пика проходят через уши" используется форма кулака "гуань цюань" (пересекающий, проходящий кулак). В китайском боксе эта форма кулака называется "пай цюань" (качающийся кулак). В этом движении две руки бьют одновременно, усилие фокусируется на передней части кулака. Кулак в тайцзи-цюань не должен быть очень расслаблен, но и не следует слишком сильно сжимать кулак. Как следует из названия, удар наносится по виску, поражая точку "тай ян". В движении "два горных пика проходят через уши" важны расслабленно-посаженные плечи и ровное положение головы.


Шестой отрезок включает два движения:

Опускание сил влево,

Опускание сил вправо.

"Опускание сил" - название указывает на то, что следует опускаться достаточно низко, образуя позицию пубу (шаг слуги). А позиция ду ли (высокое стояние) - это положение равновесия, где центр тяжести находится достаточно высоко. Так же это положение называется ду ли бу (позиция одинокого стояния). В позиции ду ли бу опорная нога естественно выпрямлена, она не согнута, но и не слишком выпрямлена. Позиция должна быть стабильной. Передняя нога согнута и поднята выше центра тяжести. Таким образом, в движении "опускание сил" центр тяжести перемещается из максимально высокой точки до максимально низкой. В позиции пубу центр тяжести опускается ниже, чем в гунбу или мабу. Этот шаг подобен расстиланию одеяла на земле.

В этой форме встречается новое движение рукой - "чуань чжан" (протыкающая ладонь). Обычно, при чуань чжан сила находится на кончиках пальцев. В позиции ду ли используется форма "тяо чжан" (поднимающая ладонь). В этом движении рука идет снизу-вверх, подбивая руку противника.

Движение "опускание сил" имеет следующий смысл: используя крюк, следует захватить атакующую руку противника. Затем, принимая пубу, можно ударить рукой в пах или живот. Или еще вариант: просунуть руку противнику между ног и выполнить бросок. Следующим движением выполняется удар коленом. В ушу есть правило: "если далеко - бьем стопой, если близко - бьем коленом". Вообще удар коленом - один из самых важных ударов в боевых искусствах.

Выполняя пубу, не каждый сможет присесть на нужный уровень. В этом случае можно выполнить бань-пубу (полу-пубу), т.е. высокое пубу. Самое главное: не следует сгибать поясницу, наклонять голову и излишне напрягаться в этом движении.

При переходе из пубу в ду ли бу необходимо последовательно развернуть носок передней ноги вперед и при переходе веса на переднюю ногу, обязательно довернуть заднюю стопу.


Седьмой отрезок включает три движения:

Влево и вправо продевать челнок,

Игла на дне моря,

Сверкнувшая спина,

В движении "продевать челнок" одна рука создает "раму", приподнимая руку противника вверх, другая - атакует. Верхняя рука наполовину согнута, центр ладони обращен всторону-вверх, атакующая рука толкает перед грудью.

В движении "игла на дне моря" сначала следует поднять правую руку до уровня плеча, а затем "всунуть" ее вперед-вниз. Точка приложения силы находится на кончиках пальцев - "ча чжан" (всовывающаяся ладонь). Это движение похоже на "протыкающую ладонь". Однако, "протыкающая ладонь" - это любой удар пальцами. А в движении ча чжан особый защитно-атакующий смысл: атака в пах сверху вперёд-вниз.

В движении "сверкнувшая спина" одна рука выполняет туй чжан, а вторая делает "подпирание" вверх. "Сверкнуть" означает, что скорость движения в применении очень большая. В этом движении руки выполняют приложение силы симметрично и одновременно, таким образом, что выпуск силы опирается на спину. В тайцзи-цюань есть принцип: "собирание похоже на кости, а выпуск на хребет". Опора силы на спину проявляет принцип собранности и согласованности тела. Сила исходит из ног и спины с большой скоростью. Это движение еще называется "открывание спины", и его можно сравнить с открыванием веера.

Занимающимся важно помнить о соблюдении коридора при выполнении шагов. Две стопы как бы стоят на двух разных колеях. Такая позиция является более устойчивой. Если ставить ноги на одной линии, то при выполнении "сгребать с колена на ломаном шаге" приходилось бы сильно скручиваться в пояснице. В этом случае энергия поднимается слишком высоко, а центр тяжести не находится в равновесии. Ширина коридора у всех разная, в среднем 10 см. В движении "сверкнувшая спина" - 10 см достаточно, в движении "продевать челнок" - чуть шире. У полных людей коридор шире, у худощавых - уже.

Стоит помнить, что тайцзи-цюань не является какой-либо лечебной гимнастикой или тренировкой созерцания. В каждый момент времени необходимо поддерживать вертикальность. В вертикальном положении следует двигаться в соответствии с защитно-атакующим смыслом, а так же в соответствии с необходимой формой тела. Во время перемещений тела вертикальность поддерживается почти всегда, но когда нужно совершить нападающее движение вниз, тело тоже нужно наклонить вниз в соответствии с движением. Это особенно проявляется в движении "игла на дне моря". В этом движении тело наклоняется вперед на угол 30-40°.

Есть стили тайцзи-цюань, где можно отклоняться от вертикали, но в любом случае спина прямая, не "ломанная". Это характеризуется следующим принципом тайцзи: "отклонив середину, принадлежать центру".


Восьмой отрезок включает четыре движения:

Повернуть тело, переместить, преградить и ударить,

Запечатать плотно как конверт,

Руки - крест,

Собирание сил.

В движении "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" одновременно используются кулак и ладонь. Сначала применяется техника "пань я" ("пань" - удар перевернутым кулаком, "я" - пресс, давить). Это защитное движение: сначала следует отвести атакующую руку противника наружу, а затем продавить её вниз. Движение ладони в этой форме называется "лань" (преграждать). В тайцзи-цюань движение наружу называется "пань", внутрь - "лань". Эти движения могут выполняться и кулаком, и ладонью.

Таким образом, обобщенное применение движения "повернуть тело, переместить, преградить и ударить" следующее: при атаке противника прямым ударом правого кулака следует отбить его руку одноименной рукой наружу. Затем, продолжая отбивать руку противника движением ладони разноименной руки "лань", завершить комбинацию атакой правым кулаком.

Разбирая движение "запечатать плотно как конверт", можно отметить, что в 24 форме уже встречалось сходное применение в движении "прихватить воробья за хвост" (сначала нужно было потянуть противника на себя, а затем выполнить толчок "ань"). Здесь же имеется в виду, что в тот момент, когда противник толкает двумя руками, нужно прихватить его руки и толкнуть их вниз. После этого необходимо сразу же толкнуть противника в корпус. При толчке следует прижать руки противника к его телу.

Движение "руки - крест" используется для защиты. Форма "руки - крест" является выжидательно-защитной позицией. Предплечья держаться по диагонали перед грудью.

В процессе освоения гимнастики тайцзи, следует использовать так называемое дыхание цзы-жань или естественное дыхание. Главное, чтобы во время сохранения плавности движений, дыхание не сковывалось и не останавливалось. На начальном этапе не имеет большой разницы между выполнением дыхания через нос или через рот. Гораздо более важными являются вышеуказанные принципы расслабленности, естественности и другие.


Следует помнить о трёх этапах освоения тайцзи-цюань:

1. регулирование тела

2. регулирование сердца

3. регулирование духа

Сначала осваиваются все требования к телу (шаги, формы рук и т. п.). Регулирование сердца означает регулирование мыслей и эмоций. Следует успокаивать и очищать сердце от дисгармоничных, злых мыслей и эмоций. Третьим этапом является укрепление духа шэнь. Нужно достигать такого состояния, когда дух, минуя загрязненное сердце, напрямую начинает управлять как движениями тела, так и энергетикой, а также некоторыми скрытыми ранее ресурсами организма. Регулировка духа также означает, что совершенствуясь в тайцзи-цюань, мы тренируем дух, волю, понимание и осознанность, которые используются в повседневной жизни.

Переведено с лекции мастера Ли Дэ Иня, http://www.tianlong.ru/page1/tajczi24.html