История возникновения кунг фу

Магазета представляет обзор 10 самых известных стилей, а точнее, видов традиционного китайского ушу.

Кунг-фу или гун-фу (от кит. 功夫) - термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского и является его синонимом. В буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中国武术 (чжунго ушу).

1. Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь) 少林拳

Шаолиньское ушу хорошо известно у себя на родине в Китае и за границей. Зародилось в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Характеризуется мощными ударами, а также наличием многочисленных акробатических приемов, прыжками и кувырками.

  • : беседа с Машей Пипенко об ушу, тайцзицюане и уданских пацанах
  • : тысячи школ кунг-фу здесь!

2. Тайцзицюань 太极拳

Происхождение тайцзицюань - исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии (даты создания варьируются от VII до XIV века). Многими это искусство воспринимается упрощённо - либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя. Современные виды характеризуется медленными, плавными движениями с глубоким и контролируемым дыханием.

3. Вин Чунь (Кулак Вечной Весны) 咏春拳

Вин Чунь одна из самых сильных, целенаправленных и популярных форм ушу. Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Известные последователи: (Е Вэнь) и Брюс Ли.

Основателем стиля был Дун Хайчуань из провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу. Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое.

Один из старейших представителей китайских внутренних боевых искусств. Имеет долгую историю использования китайскими военными. Характеризуется прямыми движениями и взрывными ударами, при этом без использования грубой силы.

Стиль южно-китайского кунг-фу, выработанный мастером Чэнь Хэном в 1836 году. Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями. Брюс Ли положительно отзывался об этом стиле, говоря, что это единственный стиль китайского кунг-фу, который мог противостоять в боях против тайского бокса.

Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит ещё дальше. Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман (хуэйцев). Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе.

Один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. По легенде стиль основал Ван Лан, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Скорость и беспрерывность движений — визитная карточка стиля.

Современный вид ушу, созданный в 60-х годах двадцатого века. Смесь техник из различных южных стилей. Ведется на ближней и средней дистанции. Огромное разнообразие техник работы руками и обилие коротких ударов руками, при низких и устойчивых позах.

10. Чанцюань (длинный кулак) 长拳

Семейство стилей ушу с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара (иногда используется как синоним всех северных стилей). Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции.

По материалам China Whisper , Википедии и других открытых источников.

Материалы по теме

Ушу и кунгфу-это одно и тоже, или нет?

Прежде, чем разобраться, отличаются ли ушу и кунгфу или нет, давайте представим, какие ассоциации вызывают эти два слова у обычного человека.
Когда мы говорим ушу, то, как правило, предполагаем великолепные яркие прыжки, технически сложные, а порой и акробатические элементы, которые выполняются специально подготовленными и обученными людьми. При этом нередко под красивую восточную музыку и с разными видами оружия - мечом, саблей, копьём или шестом.

Когда же упоминаем слово кунгфу, то здесь на ум приходят зрелищные бои, которые так ярко показывали на телеэкранах Брюс Ли, Джет Ли и другие мастера боевых искусств.

Фактически, тот образ ушу и кунгфу, который сформировался, благодаря телевидению и кино и привёл к разграничению этих понятий. На деле же, эти два слова практически обозначают одно и то же.

Почему появилось два названия

Как и ушу, так и кунгфу - это древнее китайское боевое искусство, в которое входит рукопашный бой и поединки с оружием. По сути эти два слова являются синонимами.

Всё дело в том, что в разных районах Китая боевое искусство называлось по-разному, хотя цели и задачи его были одинаковы. Если на юге страны чаще употреблялось слово «кунгфу», то на Севере «ушу». От того, представители каких школ оказывали влияние на то или иное государство, и пошли разные названия в разных государствах. К примеру, в США чаще используют слово «кунгфу». Это неудивительно, ведь тот же Брюс Ли был представителем южной школы боевого искусства. В самом же Китае сейчас официально используют термин «ушу», как в СМИ, так и в разговорной речи. Но самое парадоксальное, что наиболее точно обозначение древнего китайского боевого искусства звучит ни ушу и ни кунгфу, а «у-и». «У» обозначает вооружён, а «и» - непосредственно искусство.

Стили и направления ушу и кунгфу в современном мире

В современном мире различают традиционный и спортивный ушу. Последний представляет из себя чаще всего красивое шоу с яркими технически сложными элементами и прыжками. Традиционный ушу - это комплекс боевых искусств, где целью является не красивая техника, а победа в поединке. Именно традиционного ушу и придерживаются монахи из Шаолиня, которые считают, что главное - выиграть бой. При этом в поединке могут использоваться и различные виды оружия.

В ушу или кунгфу сейчас в мире существует более полутысячи разнообразных стилей. Многие из них передавались веками от поколения к поколению, другие же были изобретены сравнительно недавно и часто имеют название от имён их авторов.

Универсальность восточных боевых искусств по-настоящему уникальна. Это могут быть не только единоборства, а оздоровительная гимнастика, элементы для развития суставов, укрепления иммунитета и другие методики для оздоровления организма.

Основная задача ушу - воспитание человека, как физически, так и психологически.

Занятия боевыми восточными искусствами

В восточных боевых искусствах нет чёткого разделения на чемпионов, претендентов и так далее. Здесь существуют только ученики и мастера, квалификация которых определяется в поединке. Акцент на занятиях делается на несколько дисциплин - это рукопашный бой, владение оружием и техникой ведения борьбы.

Основная философия заключается в том, что нет в чистом виде карате, кикбоксинга, бокса, дзюдо и других дисциплин. Какой стиль при этом предпочитает занимающийся - не важно, ведь задача - единая - развивать своё тело и дух.

Постараемся дать краткое описание того, что представляет собой кунфу монастыря Шаолинь в современном виде, т.е. таким, каким оно практикуется в храме в наши дни.

С чего начинается обучение кунфу? – Конечно, прежде всего, с нахождения учителя. Если вы пришли обучаться в монастырь, то какой либо из монахов должен взять на себя ответственность за ваше посвящение, поскольку в Шаолине считается, что буддийское прибежище (куй и саньпао) — это необходимое условие для начала тренировки. Это первая и основная из буддийских практик, а согласно канонам Шаолиня занятия кунфу не отделимы от практики дхармы (буддийское понятие о духовном совершенствовании).

«Принятие прибежища» не просто некий ритуал — это как бы «пропуск» в истинные врата Шаолиня, приобщение к настоящей традиции. Прежде чем дать вам знания и энергию, учитель должен убедиться в вашем устойчивом намерении морального и духовного продвижения. Без получения такого благословления считается, что практика кунфу будет долгой и безуспешной, к тому же невозможно будет освоить более сложные разделы. Напоминаем о том, что кунфу в Шаолине есть следствие буддийской практики, а не наоборот. Но, этот обряд коренным образом отличается от аналогичных в других религиозных традициях. Выполнение его не отрицает приверженность к другим традициям, но требует полной осознанности и искренности в своем продвижении на пути очищения сознания. Прибежище также называют «Три драгоценности», т.е. необходимо осознать свое непротиворечие трем основным установкам буддийского учения: Будде — как всеобщему идеалу добра и справедливости, великому Учителю этого мира, источнику света и вдохновения; Дхарме — как уникальной практике духовного преображения и избавления от страданий; и Сангхе — как единому сообществу всех живых существ, идущих по пути мира и сострадания.

Конечно, кунфу занимаются не только буддисты и ритуал прибежища в настоящее время зачастую очень формален, но все преподаватели боевых искусств в Шаолиньской долине, да и многие ученики, считают своим долгом найти учителя-монаха в самом монастыре. Согласно древней пословице «Чхань цюань и тхи», т.е. «Чань (медитация) и кулак (практика кунфу) — одно тело».

Но не все монахи в Шаолине занимаются кунфу. Они делятся как бы на две части: одни из них называются Вэньсэны («культурные» монахи) занимающиеся только буддийскими практиками, а вторая Вусэны («боевые» монахи), т.е. те, кто собственно и занимается кунфу (помимо буддийских практик).

Занятия начинаются с изучения основных стоек, движений и подготовки тела. Все это называется «Цзи пэнь гун» — базовая работа. Она состоит из отработки позиций ног (бусин), самая важная из которых стойка «мабу» (позиция лошади или всадника).

В Северном Шаолине традиционно считается, что ноги являются основой работы кулака, поэтому в практике кунфу 70% тренировки посвящено ногам и только 30% рукам. Для начальной подготовки ученику необходимо освоить то, что называется «чжуан гун» (стояние в “столбе”). В записях о шаолиньском боевом искусстве говорится: “Стойка все равно, что лошадь для всадника, стойки не установлены — руки не помогут, ноги не согласованы с телом — трудно владеть собой в бою, нельзя приблизиться к противнику, стойки беспорядочны — руки беспорядочны”. «Мабу чжуан» — это стояние в стойке мабу. Существует много способов и секретов этого упражнения, позволяющих практиковать стойку весьма долго (до нескольких часов). Достигается это конечно, не столько благодаря физической тренировке, сколько способностью мобилизации внутренней энергии и умению направлять ее внутри тела (цигун). Надо сказать, что классическое исполнение стойки мабу трудно, так как имеет много требований, например:

— ступни параллельны друг другу, располагаются на расстоянии 2,5 длины;

— бедра параллельны земле;

— колено проецируется на большой палец ноги;

— позвоночник прямой(в пояснице и грудной области не прогибается) вертикальный,

— макушка(bai hui) напротив точки “hui yin”(располагается в промежности);

— копчик проецируется на линию пяток;

— стойка должна быть твердой и прочной, тело как будто по колено вкопано в землю;

— дыхание нужно сосредоточить в киноварном поле (dan tian — низ живота).

Стойка «гунбу/gong bu» — позиция лука. Передняя согнута под 90°, задняя выпрямлена, ступни направлены вперед. Стойка употребляется преимущественно для атакующих движений и также имеет много требований для выполнения.

«Тинцзыбу/ding zi bu» – стойка, напоминающая иероглиф «ding» (т). Одна нога носком упирается в землю, другая всей ступней прижата к земле, колени сжаты, спина прямая (вертикально), верхнее бедро параллельно земле.

Стойка «сюйбу/xu bu» — пустой шаг. Одна нога согнута, на ней 90% веса, другая выставлена на пол шага вперед, носком упирается в землю, голень вертикальна, взъем стопы вертикален, бёдра сжаты.

Стойка «пубу/pu bu» — стелющийся шаг. Употребляется для атак по нижнему уровню, подсечек. А также прекрасное упражнение для суставов ног. Одна нога полностью согнута в колене, голень прижата к бедру, колено развернуто наружу, вторая нога выпрямлена, обе ступни параллельны и прижаты к земле, корпус развернут к вытянутой ноге.

«Бинбу/bing bu» — соединенная стойка — ноги вместе.

«Лунсинбу/long xing bu» — шаг дракона(передне-скрестный).

Статичная работа над стойками, должна укрепить не только физическую структуру тела, но и обеспечить энергетическую поддержку (юн ци) суставам, связкам и мышцам ног. Благодаря «столбовой» работе «чжуан гун» тело и сознание обретают устойчивость и силу, необходимые для дальнейших тренировок. Поэтому говорят «Чжан чжуан — шаолинь вугун чжи и» (“Столбовая” работа — основа практики Шаолинь). Стойки, сами по себе, не несут конкретной боевой нагрузки, но незаменимы для подготовки силы и выносливости. Они как фундамент и несущая конструкция дома, являются изначальным условием и необходимым основанием для создания последующей прочной технической структуры.

Для умения двигаться, необходимо освоить основные способы шагов. Шаги несколько отличаются от стоек.

Основные типы шагов (бу фа/bu fa):

1) шан бу/shang bu — шаг вперед.

2) хоу бу/hou bu (тхуй бу/tui bu) — отступление назад.

3) цзиень бу/jian bu — «шаг — стрела», ударный быстрый шаг вперед в стойку гунбу, обычно сопровождается мощной атакой. Имеет несколько разновидностей в зависимости от стиля, но основной отличительной особенностью, как шанбу так и цзиеньбу, является то, что ступни обеих ног направлены вперед для обеспечения быстрого продвижения и смены атакующих позиций (Здесь сказывается пристрастие шаолиньской техники к быстрым стремительным атакам по фронтальной линии, причем даже скорее к набору атак).

4) тхяо бу/tiao bu — прыжковый шаг.

5) тхиень бу/tian bu, яо бу/yao bu — шаги прыжковые, но с разной постановкой ног.

6) фэй бу/fei bu — летящий (взлетающий) шаг стремительный прыжковый шаг с подтягиванием ног.

7) тхоу бу/tou bu — «шаг вора», «шаг украдкой» — шаг с перекрещиванием ног.

Нужно отметить, что трудно дать полное описание стоек, шагов и способов передвижений, т.к. вариантов их сотни и зависят от стиля или мастера. Даже внутри самой шаолиньской традиции зачастую встречаются совершенно разные толкования. Поэтому данное описание лишь один из наиболее часто встречающихся вариантов. Такая картина стоек характерна почти для всех стилей, но в каждом конкретном случае существуют свои разновидности, присущие данному стилю, например стоек «тинбу» насчитывается больше 5-ти и т.д. Стойка же «мабу» для начинающих называется «сыпхин/si ping/ мабу» — ровное, и существенно отличается от стойки продвинутого «юань/yuan/ мабу» — округлое.

дань туй (dan tui) — прямой пинающий удар ногой вперед;

дэн туй (deng tui) — толкающий (топчущий) удар;

чжэн ти туй (zheng ti tui) — прямой удар-мах вперед;

ли хэ туй (li he tui) — удар снаружи вовнутрь;

вай бай туй (wai bai tui) — удар стопой изнутри наружу;

тао гоу (dao gou) — «перевернутый крюк» — круговой удар назад;

цэ чхуай (ce chuai) — лягающий боковой удар;

ляо туй (liao tui) –“поднимающая нога”;

сао туй (sao tui) — «сметающая нога», различают: циень сао (qian sao) — передняя подсечка, хоу сао (hou sao) — задняя подсечка и ли сао (li sao) — подсечка внутрь.

Удары ногами в прыжках:

арцицзяо (er qi jiao) — удар в прыжке с подтягиванием одной ноги к груди, вторая делает дань туй;

сюань фэн цзяо (xuan feng jiao) — «стопа-вихрь» — закрывающий удар с поворотом на 360 градусов;

тэн кхун пай лиень (teng kong bai lian) — «лотос раскрывается в воздухе» — раскрывающий удар в прыжке с разворотом на 360 гр.; пхань лун кхун (pan long kong) — «дракон сворачивается в воздухе» — боковой удар в прыжке; хоу тэн кхун (hou deng kong) — задний удар в прыжке с разворотом на 360 гр.

Кроме этих основных ударов наиболее часто встречаются также движения: чхань (chan) — удар заступом, цхай цзяо (cai jiao) — удар вперед, хоу тэн (hou deng) — толчок назад, фэй цзяо (fei jiao)-прыжок с ударом вперед, шуан фэй (shuan fei) — прыжок с ударом обеими ногами,цха (ca) — трущее движение, па цзяо (ba jiao) — подсекающее движение ногой, гуа (gua) — висячий удар ногой, чжан тхи (zhang ti) — удар крюком снизу и т.д.

Кроме того, каждый стиль имеет свои разновидности исполнения движений. Отдельные движения и удары обретают оформленность в «приемах», «формах» из которых состоят «таолу» (осн. техники, комплексы) — то, что характеризует понятие «стиля», в них (таолу) и содержится основа техники,так сказать, её квинтесенция — «цюань фа».

В основу базовой работы также входит изучение основных движений рук, ног, координация “6 соединений/liu he” (ступни -ладони, колени-локти, плечи — бедра), а также работа тела, головы и глаз.

В технике рук различают «шоу син/shou xing» — формы рук и «шоу юн/shou yong» — использование рук. Основные формы употребляющиеся для защиты и нанесения ударов это — кулак (используются: «лицо кулака/mian quan» — передняя часть, «спина кулака/bei quan» — тыльная сторона, основание кулака, «глаз кулака/yan quan» — верхняя часть, выставленные костяшки пальцев), ладонь (чжан/zhang), крюк (гоу/gou) — пять пальцев собранные вместе, запястье согнуто под острым углом, «ба цзы чжан/ba zi zhang» (ладонь черепицы) — свернутая форма ладони, лапа тигра «ху чжао/hu zhao», «пальцы наподобии цветка» — пальцы раскрыты, а ладонь свернута.

Использование рук (способы):

кулак (цюань фа/quan fa): чхун цюань/chong quan — прямой удар (существует около 10 разновидностей):

ян цюань/yang quan — удар кулаком вверх, рука согнута в локте 90 градусов;

инь цюань/yin quan — удар вниз;

цза цюань/za quan — разбивающий удар сверху вниз (существует несколько видов);

фэй цюань/fei quan — летящий кулак, боковой удар;

хэ цюань/he quan — соединяющий кулак,охватывающий удар обеими кулаками вперед горизонтально;

фань пэй/fan bei — удар обратной стороной кулака;

тань пиень/dan bian – удар-плеть, основанием обеих кулаков в стороны;

пхи цюань/pi quan — рубящий удар сверху-вниз;

а также цзя/jia — подставка, кэ/ke — преграждающий, цзай/zai — всаживающий, цзуань/zuan — буравящий, кунь/gun — круговой, ляо/liao — поднимающий, по/bo — блокируюшие движения и т.д.

ладонь (чжан): пхи чжан (pi zhang) — вертикальный рубящий удар; тхуй чжан (tui zhang) — толчок ладонью вперед; цян шоу (qiang shou) – “рука-копье”, протыкающий удар пальцами вперед; цие чжан (qie zhang) — режущий удар с поворотом кисти вокруг своей оси; фан пэй чжан (fang bei zhang) — удар обратной стороной кисти; ань чжан (an zhang)- давящая ладонь; цзя (jia) — блок-подставка вверх; ляо чжан (liao zhang)- блокирующее или атакующее движение по круговой траектории.

локти (чжоу): тин чжоу (ding zhou) — удар «макушкой» локтя; пхань чжоу (pan zhou) — круговой удар вперед внешней стороной основания предплечья; хоу тин чжоу (hou ding zhou) — удар назад; шан чжоу (shang zhou)- удар вверх. Надо отметить, что полное количество ударов и приемов с использованием локтя свыше 100.

Существуют также удары тигриной лапой, когтем дракона, удары и захваты запястьем «гоу», удары пальцами, но трудно дать их общее описание, т.к. использование зависит здесь от стилевых особенностей.

Часть 1

Основы
  1. Освободите место для тренировок. Так как вы будете много прыгать и совершать удары ногами и руками, вам понадобится свободное пространство. Площадка размером 3 на 3 метра будет достаточной.

    • Если у вас нет пустой комнаты для тренировок, освободите один из углов любой комнаты (перенесите из этого угла все предметы, которые вы не хотите сломать и которые могут травмировать вас).
  2. Купите боксерскую грушу. Сначала вы можете обойтись без нее (так как будете наносить удары в воздух), но потом она вам все равно понадобится, чтобы отрабатывать удары.

    • Вы можете подвесить грушу к потолку или купить грушу, которая ставится на пол.
  3. Найдите инструкции. Конечно, занятия с тренером – это лучший способ научиться кунг-фу, но вы можете овладеть этим боевым искусством и самостоятельно (если вы упорный и целеустремленный человек). Купите DVD-диск, посмотрите онлайн ролики или ищите инструкции по тренировкам на сайтах школ кунг-фу. На сайтах школ вы найдете короткие видеоролики, которые научат вас основным движениям.

    • Лучше всего найти инструкции из нескольких источников. Существуют различные школы кунг-фу, поэтому необходимо выбрать ту методику тренировок, которая подходит вам лучше всего. Более того, в сети есть множество «экспертов» кунг-фу, которые на самом деле таковыми не являются. Выбрав несколько источников, вы гарантируете правильность выполнения движений и ударов.
  4. Выберите то, на чем вы будете фокусироваться прежде всего. Не стоит браться сразу за все – это довольно сложная задача. После овладения некоторыми стойками решите, хотите ли вы сконцентрироваться на изучении прыжков, ударов ногами или ударов руками.

    • Рекомендуется составить план тренировок. Например, по понедельникам, средам и пятницам вы будете отрабатывать стойки и удары ногами. А по вторникам и четвергам вы будете работать над равновесием и гибкостью.

    Часть 2

    Базовая подготовка
    1. Работайте над равновесием и гибкостью. Равновесие в кунг-фу необходимо для того, чтобы правильно принимать стойки. Для контроля равновесия занимайтесь йогой. Не думайте, что это второстепенные упражнения – они помогут вам добиться успехов при изучении кунг-фу.

      • Для развития гибкости каждую тренировку начинайте с разминки и упражнений на растяжку. Разминка может включать бег, прыжки и отжимания. Затем переходите к упражнениям на растяжку мышц. Это убережет вас от травм и сделает ваше тело более гибким, что позволит вам наносить удары ногами выше, а телу лучше изгибаться.
    2. Овладейте несколькими стойками. Правильная стойка – это основа любого боевого искусства. Вы не сможете правильно двигаться, если у вас неверная стойка. Первые три из описанных стоек не предназначены для боя; они предназначены для занятий традиционным кунг-фу и для боя с использованием оружия.

      • Поза всадника. Согните колени примерно на 30 градусов, поставьте ноги немного шире плеч, согните руки и прижмите локти к туловищу. Кулаки держите ладонями вверх. Выпрямите спину (как будто вы сидите на лошади).
      • Передняя стойка. Согните колени и отведите левую ногу назад. Правый кулак держите перед лицом, а левый на уровне груди. Переставьте ноги так, чтобы левая нога оказалась впереди. После этого соответственно переставьте руки.
      • Поза «Обманная нога». Поставьте правую ногу чуть назад и перенесите на нее вес тела. Поставьте левую ногу чуть вперед и касайтесь пола только пальцами левой ноги. Держите кулаки у лица (как в боксе). Если вас кто-то атакует, вы будете обороняться левой ногой.
      • Боевая стойка. Очень похожа на стойку боксера: одна нога немного впереди другой, кулаки на уровне лица, колени расслаблены.
    3. Отрабатывайте удары руками. Сила удара зависит от положения бедер. Так же, как в боксе, в кунг-фу есть джебы, апперкоты и хуки.

      • Джеб. Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, согните колени, разверните бедро в сторону вашего противника и выбросьте левый кулак, а затем сразу правый (при этом разверните правое бедро).
      • Хук. Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, разверните бедра назад и нанесите удар влево согнутой в локте правой рукой.
      • Апперкот. Займите боевую стойку, опустите кулак и нанесите удар снизу вверх по подбородку противника. При этом немного разворачивайте бедра.
    4. Отрабатывайте блоки. Блоки различаются в зависимости от того, какой удар вы блокируете. Любой атакующий удар блокируется в боевой стойке. В этой позе вы способны защитить лицо и снизить эффективность ударов противника.

      • Блокирование джебов, апперкотов и хуков очень похоже на таковое в боксе. Блокируйте такие удары согнутой рукой; другой рукой вы можете наносить ответные удары.
      • Для блокирования ударов локтями и ногами используйте обе руки. Держите их согнутыми на уровне лица и разворачивайте бедро в сторону удара противника. Это защитит ваше лицо и причинит боль противнику.
    5. Отрабатывайте удары ногами. Такие удары являются одним из самых увлекательных аспектов кунг-фу. Вот три основных ударов ногами.

      • Удар-шаг. Встаньте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем нанесите удар по правой стороне груши внутренней поверхностью стопы. Повторите прием правой ногой.
      • Удар-топание. Встаньте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем поднимите (перед туловищем) правую ногу, согнутую в колене. Нанесите резкий удар по груше («топните» по ней).
      • Боковой удар. Встаньте в боевую стойку, левую ногу поставьте вперед. Перенесите вес на левую ногу, а правой ногой нанесите удар по груше на уровне вашего плеча. Останьтесь в таком положении (правая нога поднята), чтобы потренироваться удерживать равновесие.
    6. Тренируйтесь наносить комбинации ударов (в воздух и по груше). Сначала научитесь правильно наносить удары в воздух, а затем переходите к нанесению ударов по груше. Если вы устали, сделайте перерыв.

      • После того, как вы хорошенько отработаете удары по груше, найдите спарринг-партнера. Не забудьте надеть защиту (если есть), или попросите партнера надеть специальные перчатки, чтобы вы могли отрабатывать на них удары (руками и ногами).

    Часть 3

    Основные движения
    1. «Дракон». Это движение служит для запугивания противника. Во время движения вы должны смотреть непосредственно на противника. Вот как это делается:

      • Встаньте в позу всадника, но поставьте ноги шире и согните их больше (глубже присядьте).
      • Выбросьте запястье (как при джебе), но пальцы согните не а кулак, а в форме когтя.
      • Выйдите из приседа и нанесите боковой удар в область желудка противника.
    2. «Змея». Это движение назад с поднятием головы вверх при ударе (как делает змея).

      • Расставьте ноги, правую поставьте позади левой. Перенесите вес на заднюю ногу. Держите колени согнутыми.
      • Руки держите так, как будто вы хотите пробить противника насквозь. Выбросьте правую руку вперед.
      • Блокируйте противника, захватив его руку, и нанесите удар-топание.
    3. «Леопард». Это движение позволит вам отступить в случае необходимости.

      • Встаньте в боевую стойку, но ноги поставьте шире, а вес тела перенесите на заднюю ногу.
      • Нанося удар, перенесите вес тела на переднюю ногу, а удар наносите костяшками пальцев открытой ладони (а не кулаком). Выполняйте такой удар аккуратно, или вы нанесете травму руке.
    4. «Журавль». Пассивное движение, применяемое при приближении противника к вам.

      • Встаньте в позу «Обманная нога», но ноги поставьте близко друг к другу, чтобы скрыть «обманную» ногу.
      • Поднимите руки в стороны, отвлекая противника.
      • При приближении противника нанесите удар «обманной» ногой (то есть ногой, которая опирается на землю только пальцами).
    5. «Тигр». Быстрое и эффективное движение.

      • Встаньте в боевую стойку, но ноги поставьте шире. По сути, вы должны как бы присесть.
      • Руки держите на уровне плеч; пальцы сложите в форме когтя (который направлен наружу).
      • Нанесите комбинированный удар джеб-джеб, а затем нанесите боковой удар ногой по шее противника.

    Часть 4

    Философия
    1. Есть две основные школы кунг-фу. В дни, свободные от тренировок, читайте классическую литературу по кунг-фу и боевым искусствам, например, Сунь-Цзы, Брюса Ли, Так Ва Энга, Дэвида Чоу и Лам Сай Вина. Вы получите представление о двух школах кунг-фу.

      • Шаолинь. Это старейшая школа кунг-фу. Она известна «внешними» движениями и тренировками, направленными на укрепление мышц, связок и сухожилий. Эта школа символизирует то, что большинство людей думают о кунг-фу.
      • Ву Дун. Это не такая старая школа, в которой интерпретируются оригинальные концепции кунг-фу. Она известна «внутренними» движениями и тренировками, направленными на укрепление и управление жизненной силой (чи). Эта школа фокусируется на медитации, созерцании (дзэн) и внутренней силе.
      • Вообразите автомобильную аварию. Когда она случается, время как будто замедляется. Это и есть состояние медитации. Такое спокойное состояние очень полезно во время схватки, потому что все замедляется, и вы можете быстрее реагировать.
    2. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Это единственный способ добиться успеха в кунг-фу. Сами по себе движения могут казаться бесполезными. Но если вы ежедневно тренируетесь, медитируете, читаете литературу, это станет вашим образом жизни (потом вы будете удивляться, как вы жили без кунг-фу).

      • Тренируйте наносить удары в воздух, по груше и со спарринг-партнером.
      • Исправляйте ошибки в движениях и ударах. Смотрите инструкции, чтобы убедиться, что вы делаете все правильно. В противном случае вы научитесь чему-то другому, а не кунг-фу.
    • Во время схватки наносите удары как руками, так и ногами.
    • Повторяйте каждое движение, чтобы синхронизировать ваш разум и тело, и стать быстрым и точным.
    • Найдите инструкции к тренировкам, которые показывают пошаговое выполнение каждого движения и удара.
    • Найдите хорошие инструкции к тренировкам.
    • При изучении кунг-фу сосредоточьтесь на отработке блоков, ударов, стоек и движений; правильно питайтесь, чтобы получать больше энергии. Делайте упражнения на растяжку, а также медитируйте. Освойте движения «змея», «тигр», «дракон», «леопард», «журавль» (это не так просто). Просматривайте видеоролики с тренировками на Howcast, или YouTube, или купите DVD/CD-диск. Потренируйтесь с нунчаками и отработайте удары ногами и руками в стиле Брюса Ли.

    Предупреждения

    • Не атакуйте других людей! Кунг-фу должно использоваться только для самообороны.
    • Не хвастайтесь. Если ваша главная цель овладения кунг-фу – это покрасоваться перед другими, то лучше вообще не начинайте изучать это боевое искусство.
    • Будьте осторожны, приступая к тренировкам. Вы должны знать о рисках и опасностях, прежде чем приступить к тренировке.

Десять тысяч воспитанников школы кунг-фу собрались у монастыря Шаолинь, чтобы показать гостям и жителям китайского города Дэнфэна невероятное шоу... Но об этом чуть позже, а пока я расскажу Тебе короткую историю зарождения этого невероятно красивого и завораживающего искусства - кунг-фу.

Что такое кунг-фу и как оно зародилось

Кун г -фу (или у-шу) - это китайское боевое искусство, буквально означающее мастерство, отточенное годами. Но если Ты считаешь, что кунг-фу - лишь способность умело махать руками и ногами, Ты очень ошибаешься. На самом деле кунг-фу - целая система, которая помогает освоить технику самозащиты, укрепить здоровье и духовное состояние человека.

Исследователи считают, что кун г -фу могло зародиться еще во времена первобытного общества . Чтобы защитить свою жизнь, поймать дикого зверя и выжить, люди были вынуждены научиться обращаться с различными орудиями для охоты. Со временем все эти знания и навыки собирались в одну систему. А когда к власти пришла династия Шан, охота стала одним из методов тренировки мастеров кунг-фу.

Кунг-фу как особый боевой танец

Очень скоро, во времена правления династии Шан и эпоху западной династии Чжоу (1045-256 гг. до н. э.) кунг-фу превратилось в своеобразный боевой танец, которому обязательно учили солдат. Так молодые бойцы учились владеть своим телом и тренировали силу духа.

Два раз в год лучшие мастера боевых искусств демонстрировали свои умения на соревнованиях. А владение холодным оружием (в частности мечами) было одним из главных пунктов обучения будущих воинов.

В эпоху правления династии Цинь (221–207 гг. до н. э) и династии Хань (206 г. до н. э. е. – 220 г.) танцы как вид боевого искусства становятся все более популярными, а борьбой и умением пользоваться оружием увлекается чуть ли не каждый второй. Особый интерес возникает к игре с копьями.

Стиль пяти зверей

Новым витком развития боевых искусств Китая стал знаменитый Стиль пяти зверей. Хочешь узнать о нем больше? Читай дальше!

Мастер у-шу Бай Юйфэн соединил древнюю систему тренинга врача Хуа То с боевым искусством Шаолиня и создал стиль «Пяти кулаков Бая» :кулак дракона, кулак тигра, кулак леопарда, кулак змеи и кулак журавля.

Следуя движениям этих животных, воины-монахи тренировали силу волю и укрепляли собственное тело. Когда монахи выходили «в мир», о кунг-фу узнавало все больше и больше людей.

Как кунг-фу стало искусством

Династия Тан способствовала развитию боевых искусств. Кунг-фу получило четкие художественные формы и стало одним из видов искусства. Регулярно устраивались соревнования, лучших - вознаграждали. Кунг-фу стало настолько популярным, что им восхищались не только китайцы, но и жители других стран Юго-Восточной Азии.

Появились так называемые Люди Луци . Они путешествовали по стране, зарабатывая на жизнь удивительными представлениями, в которых демонстрировали элементы боевых искусств. Обычно на публику выходил один актер или пара. Трудно было найти человека, который бы не увлекалась впечатляющими умениями мастеров.

От боевого танца к самостоятельной науке. Упадок кунг-фу

Прошли годы, и в XIV-XVII вв. китайские боевые искусства стали описывать в книгах . Так о техниках кунг-фу узнали массы.

Во время правления династии Цин (1644-1911 гг.) у-шу было официально запрещено. Поэтому китайцы создают тайные клубы и подпольные школы боевых искусств. В это время погибает много талантливых мастеров кунг-фу.

Возрождение боевых искусств Китая

Вначале ХХ в. китайские боевые искусства возрождаются. Власть пытается взять у-шу под свой контроль и переименовывает его в го-шу (государственное искусство).

В 1923 году в Шанхае состоялась спартакиада по у-шу. А в 1936-м китайцы впервые продемонстрировали кунг-фу на олимпийских играх в Берлине.

Коммунисты, придя к власти, запретили у-шу как феодальный пережиток. Многие мастера кунг-фу вынуждены были покинуть родную страну. Так о боевых искусствах Китая узнал весь мир.

Сейчас глубокие китайские традиции кунг-фу возрождаются и возвращают былую популярность. Хочешь убедиться воочию?

Смотри захватывающее выступление воспитанников Академии Кунг-фу у монастыря Шаолинь в Китае. Синхронность движений и грандиозность шоу заставит затаить дыхание даже бывалых путешественников и опытных мастеров боевых искусств.

Интересно, что китайская провинция Цзянсу, население которой составляет около 74 миллионов жителей, ввела кунг-фу в учебную программу учеников начальных и средних школ. Правда, пока только в качестве эксперимента.

Цель нововведения - пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и развитие древних культурных традиций Китая, ведь кунг-фу - неотъемлемая часть истории и культуры страны.