Как играть в чижика? Детские игры на открытом воздухе. Правила игры в чижа

Для игры нужно прямоугольное поле, размер выбирается игроками. Нужна грунтовая площадка, обычно подходила площадка для игры в минифутбол. Сейчас очень много дворов с такими простыми площадками. Также нужна бита и "чиж". Бита — палка длиной 80-100 см. (все зависит от удобства для игроков). "Чиж" — маленькая палка, диаметром 2-3 см и длиной около 25 см.

С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, чтобы на её краях спокойно помещался "чиж" (диаметр получается порядка 20 см.). Глубина лунки небольшая, чтобы можно было битой подцепить чижа и отправить в игровое поле.
Лунка находится в центре "базы". База — начерченный на земле квадрат вокруг лунки, со стороной равной длине биты.

Игроки делятся на две команды по 3-4 человека в каждой. Цель игры — набрать 1000 очков.

Команды по очереди "рулят" на базе. Та команда, которая не "рулит", выходит на поле и занимает произвольные места. Игрок на базе берет биту и "чижа". Игроки команды на "базе" чередуются между собой при каждом новом розыгрыше.

Один розыгрыш проходит в 3 этапа.

1-й этап. Игрок с битой кладет "чиж" на лунку. Далее он должен битой из лунки отправить его в любое место игрового поля. Нельзя выкидывать чижа за пределы поля — это ошибка. 3 ошибки — команды меняются местами. Ошибки считаются суммарно за все этапы одного розыгрыша. Если чиж после удара не вылетел за пределы базы — розыгрыш заканчивается и команды меняются местами. Это справедливо для всех трёх этапов. Также при выполнении удара (на всех трех этапах) игрок не должен выходить за пределы базы. Выход считается за ошибку.

Игроки противоположной команды должны постараться поймать запущенный из базы чиж. Если ловят — то они получают право выбить команду из дальнейших этапов и сразу перейти к смене мест на поле. Для этого нужно с места, где поймали чижа постараться его кинуть обратно так, чтобы он попал в "базу". Игрок на "базе" с битой имеет право попытаться выбить "чижа". При этом он должен стоять в пределах "базы". Если не получилось отбить и чиж оказался в базе (включая пересечение с границей базы) — команды меняются местами. Если чиж при этом оказался в лунке — команда в поле дополнительно получает 50 очков.

Если команда не смогла поймать чижа (он просто упал на поле), чиж после броска не оказался в границах базы — переходим ко второму этапу.

2-й этап. Игрок с битой должен взять чижа в одну руку, подкинуть вверх и ударом биты отправить в поле. Удар должен быть сделан в воздухе, чиж не должен упасть на землю до удара битой. Могут быть такие ситуации: игрок не попал по чижу и он упал в базе, то команды меняются местами, это конец розыгрыша. Если не попал по чижу и он упал за пределами базы — это ошибка. Если после удара упал в базу — конец розыгрыша.

3-й этап. Игрок должен взять чижа в руку, и, держа его на уровне пояса, первым ударом биты подбить его вверх из руки, а вторым отправить в поле. Второй удар производится по чижу в полете (аналогично удару на втором этапе) (обычно на излете, по другому почти нереально:-).

Вот тут я не помню — имеет ли право вторая команда ловить чижа, или только постараться его отбить обратно поближе к базе.

Так как этот удар самый сложный — то от него зависит количество очков, которое получает команда за розыгрыш. После 3-го удачного удара, когда чиж оказался на земле в пределах игрового поля, игрок с битой подсчитывает, сколько очков он принес команде. Для этого он битой отмеривает количество расстояние до чижа от границы базы. За одну длину биты — получает 10 очков. Неполное расстояние биты не учитывается.

Розыгрыш окончен. Команды меняются местами.

Выигрывает команда, которая первой наберет 1000 очков.

Замечания

1. в поле должно находится не более 3 игроков (кажется). поэтому просто больше 3*3 не играли.

2. если игрок в поле ловит чижа не руками, а локтем, ногами, зубами — за это давались дополнительные очки. Тут надо пробовать чтобы вспомнить что сложно что нет. За зубы помню точно давали 1000 очков, кто поймал сразу выигрывал. Было всего один раз на моей памяти. За остальные выкрутасы можно придумать свою систему премирования.

3. насчет ошибок с выбросом за пределы поля — не очень помню что там было. То ли сразу менялись, то ли один раз можно было перебить.

4. ограничение на количество махов в попытке отбить чижа с базы, когда его пытаются забросить обратно с поля — кажется не было, потому что игра в "собачку" это единственный способ попасть чижом в базу.

И чего в нём такого увлекательного? Ну да, Интернет, компьютерные игры… Но ведь и игры на открытом воздухе, в которые когда-то играли и мы, ничуть не хуже. А уж какими они могли быть азартными! Иногда игра затягивалась до самого позднего вечера и заканчивалась с темнотой. Просто потому, что с её наступлением мало что удавалось разглядеть.

Вот взять хотя бы тот же чижик. Игра до безобразия простая. Для неё только и нужно, чтобы под рукой, в пределах детской досягаемости, была открытая площадка. Типа деревенского выгона или городского пустыря. Можно в чижика играть и на коробке любого из открытых стадионов, что сейчас активно размещают практически в каждом микрорайоне.

Инвентарь для игры тоже незамысловатый и изготовить его можно своими руками. Это собственно «чижик» (или в южно-русском варианте — цурка, а сама игра там, соответственно, называется «цурки») — четырехгранная палочка (длиной 10−15 см и шириной грани 3−4 см), оба конца которой заострены. На каждой грани (которые, кстати, зачастую изготавливались самими играющими на обычном, подходящем по размеру, куске более-менее ровной ветки или палки) чижика вырезаны цифры (легче, а потому и чаще, вырезались римские): 1, 2, 3, 4. Помимо чижика для игры нужна бита — относительно длинная (от полуметра до метра), прямая тяжёлая палка. Всё. Инвентарь весь. Можно играть. Фото:

Играть в чижика может сколько угодно народа. Но обычно это 3−5 человек. Пацаны примерно одного возраста (с разбегом в год-другой), живущие в одном дворе или на одном конце сельской (поселковой) улицы.

Первым делом нужно определиться, кто из играющих будет бьющим. Обычно это делалось так. Кто-то берёт биту и в вертикальном положении бросает её другому участнику игры. Тот её должен перехватить где-то по центру биты, чуть выше или ниже. Последнее — не столь важно. Штангенциркуля обычно на улице ни у кого нет. Главное, чтобы перехвативший крепко удерживал биту в вертикальном положении. Остальные участники игры по очереди перехватывают биту вплотную к ладони предыдущего участника и выше. Тот, кто сделает последний перехват, схватится за самый верх биты и удержит её (хотя бы и двумя пальцами), становится бьющим. Остальные — уходят «в поле». Они — ловчие чижика. Каждый под своим номером. Первый — тот, кто был предпоследним на перехвате. Второй — тот, чья ладонь на перехвате была под ладонью первого, третий… Ну, надеюсь, понятно?

В самом начале игры бьющий играет с первым ловчим. Ставит чижика на кон (очерченный на земле квадрат, сторона которого раза в два больше длины чижика) и первым ударом биты должен попасть точно по заостренному кончику чижика, чтобы он взлетел. Как и нынче в большом теннисе, разрешалось сделать два удара, чтобы поднять чижика. Если за эти два удара бьющий не попадал по краю чижика и не поднимал его, всё — бросай биту и иди в поле. Ты уже ловчий. Самый-самый последний. А к кону с чижиком подходит первый ловчий, который становится бьющим.
Фото:

Если чижика удалось поднять первым ударом, то тут же, вторым ударом, надо было попасть по нему, чтобы он улетел как можно дальше. Когда после такого удара чижик падал в поле, к нему подбегали все и смотрели, какой гранью он лежит вверх. Если гранью с вырезанной цифрой 1, то бьющему начислялось одно очко, а ловчему в поле разрешалось сделать один шаг по направлению к кону (можно такой шаг с разбега, но разбег — только один, а не на каждый шаг, т. к. если на грани 4, то по направлению к кону можно было сделать 4 шага, а бьющий, соответственно, получал 4 очка).

Сделав положенное (разрешенное чижиком) число шагов, играющий в поле останавливался и бросал чижика. Им нужно было попасть в кон. Это — с учетом того, что кон небольшой и у чижика есть инерция, — сделать тяжело. Кроме того, бьющий имел право на подлете чижика к кону отбить его. За это ему начислялось очко. Но если он в азарте отбивал чижик с земли, когда тот уже упал, ему приходилось уходить в поле, а ловчий становился бьющим.

Если ловчий попадал чижиком в кон (даже хотя бы его частью), игроки менялись местами. Ловчий, которому за попадание в кон начислялось очко, ставит чижика на кон и бьет по нему, а тот, кто бил до этого, уходит в поле ловчим последнего номера.

Если тот, кто в поле, сделав свои шаги не попадает в кон, то бьющий снова ударом поднимает цурку и отправляет её в поле. При этом по чижику он может ударить столько раз, сколько показала его верхняя грань после падения мимо кона. Т. е. если на грани 4, он теоретически 4 раза может поднять чижика и за 4 раза отправить его очень далеко от кона. При этом с ним уже играет ловчий под следующим номером. Соответственно, ему за 4 шага (даже с разбега) к кону добраться становится тяжело. Поэтому надежда только на дальний и точный бросок.

Но для любых бьющих, в т. ч. и хороших «поднимальщиков» чижика, есть противоядие. Тот, кто в поле, может… Поймать чижика! Поэтому он и ловчий!

При таком раскладе ловчий, поймавший чижика, получает 5 баллов и игроки автоматом меняются местами: ранее бивший уходит в поле ловчим последнего номера, а игрок из полей берёт чижика и биту. Пять баллов, конечно, много, но и поймать чижика очень тяжело. Он небольшой, но летит быстро (поэтому ловчему нужна очень хорошая реакция). К тому же пусть масса и незначительная, но помноженная на скорость дает очень приличной силы удар. Не каждый решится принять его на себя, чтобы поймать чижика.
Фото:

Чтобы ловчие последних номеров не скучали в поле и у них тоже был шанс стать бьющим через головы тех, кто впереди, в правилах этой игры есть очень интересный момент. Через определённое число ударов, которыми чижика «поднимали» и о числе которых договариваются в начале игры (например, через пять ударов) бьющий кричит: «Кутерьма!» Соответственно, после того удара, что следует за этим криком, чижика в полёте имеет право ловить любой ловчий, а не только тот, с которым бьющий играет в данный момент. Поймал — тебе 5 очков и перемещение с битой и чижиком к кону. Даже если до этого ты был ловчим последнего номера.

Игра… или скажем так — первая часть игры, идет до того момента, пока кто-то из играющих не наберёт оговорённое число баллов (например, 20, 40, 60). Как только первый человек их набирает, эта часть игры заканчивается. Начинается следующая, в которой бьющим становится победитель предыдущий, а номера ловчих распределяются в обратной пропорции согласно набранных баллов. Чем их больше, тем меньше номер ловчего.

И всё начинается по новой. А как заканчивается и эта часть игры, начинается следующая за ней. А за той — ещё одна. И так… Ну, я же говорил: играли до темна!

Играть можно вдвоем. Сначала бросают жребий или с помощью считалки выбирают, кому бить по чижу (быть метальщиком), а кому водить.

Цель игры: водящий стремится стать метальщиком.

Затем рисуют на земле круг диаметром примерно в два шага ребенка (60-80 см) - это город (или база). В 4-6 шагах от круга проводят линию кона. Водящий становится за линию кона.

Метальщик кладет чижик в центр круга заостренным концом в сторону линии кона. После этого метальщик берет биту и ударяет по острому концу чижа с таким расчетом, чтобы он подпрыгнул. Пока чиж находится в воздухе, метальщик должен успеть ударить по нему битой так, чтобы он полетел как можно дальше за линию кона.

Задача водящего, который стоит за линией кона, - поймать чиж руками. В этом случае он становится метальщиком, и игра начинается заново. Если водящий не поймает чижа, то он идет к тому месту, где упал чиж и берет его в руки. Прежде чем поднять чиж, нужно запомнить число на его верхней грани - это столько попыток для броска в город. Затем он бросает чиж, стараясь попасть в город. Бросок со 2-й попытки водящий делает с того места, где упадет чиж, брошенный с 1-й попытки и т. д. В свою очередь, метальщик старается выбрать такое место, чтобы отбить летящий чиж. Если ему это удается, то водящий снова идет туда, где упал чиж, и игра продолжается.

Если водящий, использовав все попытки, не попадает в город, то метальщик снова бьет по чижу и т. д. Если чиж попадает в город, то водящий становится метальщиком.

Такая бита и маленький деревянный чиж, похожий на карандашик, понадобятся вашим детям для игры в русскую народную игру Чиж. Если вы еще не знакомы с этой игрой, то обязательно ознакомьтесь с правилами и расскажите своему ребенку об этой увлекательной игре, в которую нужно играть на улице.

Вам понадобится

  • - деревянная доска
  • - деревянный брусок
  • - нож или пила
  • - наждачка
  • - карандаш или фломастер

Инструкция

Подберите доску подходящего размера, длина 70-90 см и ширина 12 см. Затем выпиливаем пилой или вырезаем ножом ручку, наметив карандашом контур. Ручка должна получиться длиной 10 см. Скругляем ножом углы и сглаживаем их наждачной бумагой, чтобы дети не поранились, когда будут играть. Можно вырезать биту совсем простой формы.

Для чижа возьмите маленький брусок длиной 8-12 см и шириной 2-3 см. Аккуратно ножом подточите оба конца наподобие очиненного карандаша, но не очень остро. Для того, чтобы при ударе по чижу палкой, острые концы не отламывались, а при его ловле ребята не повредили руку. Нарисуйте карандашом или фломастером на каждой грани цифры от единицы до четырех (арабские или римские).

Для игры в чижа нужна бита - палка (лучше пло­ская, один конец которой выстругивается в виде лопа­точки) и собственно чижик - маленькая круглая па­лочка, концы которой заостряются на манер карандаша или косо срезаются. Длина биты - 75-80 сантиметров. Размеры чижика: длина - 10 сантиметров, толщина - 2-2,5 сантиметра.

На земле чертят круг (город) поперечником в один шаг, в двух шагах от круга проводят линию кона, за ко­торой начинается поле - место, куда следует направ­лять полет чижика.

Водящий становится за линией кона, а метальщик - возле круга. Чижик устанавливается в центре круга заостренным концом в сторону поля. Ударив битой по острому концу, метальщик отбивает подскочивший чи­жик как можно дальше за линию кона.

Задача водящего - поймать чижик или, если ему это не удалось, с места, где чижик упадет на землю, попасть им в круг-город.. Метальщик в это время имеет право отбивать битой летящий в город чижик. Если во­дящий не попадет в круг, то метальщик снова бьет по чижику.

Водящий и метальщик меняются ролями, если:

1. После удара чижик не вылетит из города или ляжет между кругом и линией кона.

2. Водящий поймает летящий чижик.

3. Чижик, брошенный водящим, ляжет в городе.

Обычно играющие заранее определяют число очков, до которых будет идти игра. Каждый удар по чижику - одно очко. Чижик можно выбить за линию кона, просто сильно ударив по заостренному концу (1 удар - 1 очко), а можно, ударив потихоньку (1 очко), послать подско­чивший чижик вторым ударом (еще 1 очко) далеко в поле. Сами понимаете, что второй вариант сложней и рискован­ней (ведь можно промахнуться по подскочившему чи­жику, и он тогда останется в городе), но риск, как правило, оправдывается - и дополнительное очко заработано, и чижик улетел подальше.

Иногда договариваются, что водящий, поймав летя­щий чижик, вместе с правом на удар получает и все оч­ки метальщика.

Если чижик, брошенный водящим в город, будет удачно отбит метальщиком, то последнему начисляются очки - столько, сколько раз ляжет на землю палка-бита до упавшего чижика, при этом сам удар битой по чижи­ку тоже считается за очко.

Впрочем, можно и не мерить битой, а определять на глаз и сообщать противнику, который соглашается или не соглашается с названным числом. При несогласии спор разрешается измерением - и если при этом ока­зывается, что метальщик называл меньшее, чем получи­лось в действительности, число, то остаток уже измеря­ют не битой, а чижиком. Если же бьющий запросил слиш­ком много, то излишек (тоже измеренный чижиком) вы­читают из счета.

В чижа можно играть и командами. Игроки бью­щей команды располагаются у города и по очереди от­бивают чижик. Водящая команда находится за линией кона и ловит или задерживает чижик. Особенности командной игры такие:

1. Игрок после промаха или если он не сумеет отбить чижик, брошенный в город, передает право на удар следующему игроку своей команды.

2. Если последний из команды метальщиков сделает промах или не отобьет чижик, команда идет водить.

3. В том случае, если чижик будет пойман водя­щими, вся команда метальщиков немедленно уступает город и выходит в поле водить.

4. Счет очков ведется общий, командный.
Простая, но увлекательная игра - чиж - доступна для любого возраста, площадка для нее найдется в каж­дом дворе.

Для игры в “Чижик” требуется бита и сам “чижик”. Бита – дощечка длиной 60-80 см. с ручкой. “Чижик” – заостренная с двух сторон, круглая палочка, длиной 10-15 см. и 3-4 см. толщиной.

2 шаг

Выбирается площадка, на которой рисуется кон (дом), квадрат 0,8-1 метр на 0,8-1 метр. Чем больше площадка для игры, тем больше кон.

3 шаг

Путем жребия выбирают бьющего, остальные игроки – ловчие. Ловчие отходят к краю площадки и договариваются, кто за кем будет ловить “чижик”.
Бьющий, ребром биты, ударяет по острому концу “чижика” стараясь чтобы он взлетел в воздух, а вторым ударом выбивает “чижик” как можно дальше. Ловчий старается поймать “чижик” и если ему это удается, то он становится бьющим и получает очко. Если не поймал, то с места падения “чижика” должен забросить его в дом. Забросив “чижик” в дом ловчий получает одно очко, если не получилось, то бьющий опять бьет по “чижику” и старается отбить его дальше, а ловчий снова ловит.
Игра идет на очки: 20, 40, 60 или больше, по договоренности. Набравший нужное количество очков заканчивает и ждет окончания партии. По завершении партии – первый набравший нужное количество очков становится бьющим, а остальные, согласно набранным очкам, снова встают в очередь, чтобы ловить “чижик”.
1- Бьющий получает очки, если: удачно выбил “чижик” из кона – 2 очка, удачно отбил недоброшенный “чижик” – 2 очка. Если не смог выбить “чижик” из дома – 1 штрафное очко. Три штрафных очка подряд и бьющий становится ловчим, а его место занимает первый из ловчих.
2- Ловчий получает 1 очко за заброшенный в дом “чижик”. Если не смог забросить “чижик” 3 раза подряд, получает штрафное очко и становится последним в цепочку ловчих.