Как погиб "пахтакор". тайна крупнейшей авиакатастрофы ссср. «Внутренне до сих пор не могу смириться с потерей

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб "Пахтакор". 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом "Секретно".

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским "Динамо". Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

Ты чего это?

Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот" взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику - Сумскому - поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого - остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов - пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе - они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что "принято" сказали не с того борта - высоту меняла не "тушка", а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался "чёрный град". Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, - вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

"Это Брежнев всё "купил"

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что "Пахтакор" разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены - высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой - руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой - ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с "Пахтакором" было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне - вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист - Михаил Ан - не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч "Динамо" (Москва) - "Пахтакор" (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды - Анатолий Дворников - праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана "Правда Востока" написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Памятник игрокам футбольной команды "Пахтакор", погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, "Спартака", "Торпедо", "Черноморца"…

Первый матч нового "Пахтакора" состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против "Арарата". Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Владимир Сумской

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Алена Шаповалова

11 августа 1979 года случилась одна из самых крупных авиакатастроф. Над Днепродзержинском на высоте около 8400 м столкнулись авиалайнеры компании Аэрофлот. Один следовал по маршруту Челябинск – Воронеж – Кишинев, а другой – Ташкент – Гурьев – Донецк – Минск. Число погибших в результате этой авиакатастрофы – 178 человек.

Это была одна из крупнейших авиакатастроф в истории СССР и Украины. В ней погибло 17 футболистов ташкентского футбольного клуба Гибель команды«Пахтакор», что усилило резонанс трагедии.

Причины столкновения

11 августа полетами управляли диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления движением Владимир Сумской, который до этого проработал диспетчером 4 года, а также 20 – летний Николай Жуковский (отработал всего 2,5 месяца). Контролировал диспетчеров Сергей Сергеев. Неизвестно по каким причинам, он отвлекся от работы и назначил старшим не имеющего достаточного опыта – Жуковского. Также в тот день был контроллер диспетчеров - Томилов, но от прямых обязанностей он устранился. Так совпало, что в тот день летели еще два самолета – один с высокопоставленным руководителем, который летел за рубеж, другой – с руководителем монгольских коммунистов, который летел к Брежневу в Крым, поэтому несколько высот были попросту перекрыты. Харьковская зона как когда-то, так и сейчас является одной из сложнейших. 11 августа диспетчеры одновременно держали на связи 12 самолетов, но по инструкции их не должно быть больше 10.

Какой смертью боялись умереть русские

Так случилось, что в одно и то же время летели сразу два самолета. Жуковский высчитывая время, в течение которого каждый из самолетов должен пройти предположительную точку пересечения. Диспетчер неправильно рассчитал расстояние и отдал команду ташкентскому борту приказ занять эшелон 8400 метров. Из – за неправильных расчетов, оба борта оказались в одном коридоре. Отданную команду никто не проверил, да и сам Жуковский не пересчитал свои расчеты дважды. Лишь за четыре минуты до трагедии Сумской понял, что есть неточности в расчетах. Он бросился исправлять ситуацию, но все усложняло появление третьего самолета Ил – 62, который летел в эшелоне 9000 метров. Сумской скомандовал Ил – 62 освободить этот коридор, и направляет туда ташкентский рейс. Через возникшие помехи последнюю команду диспетчер не понял. Но принял на свой счет Ил - 62, и изменил маршрут в сторону эшелона 8400 метров. Сумской посчитав, что ему ответил ташкентский рейс и вовсе выключил радиосвязь. Он не убедился в позывных, не потребовал повтора ответа, и это была его роковая ошибка.

Почему произошла трагедия? Основные версии

В 13:35 произошло столкновение. По одной версии самолеты столкнулись лоб в лоб, а по другой – челябинский борт отсек у ташкентского хвост, и стал медленно снижаться, но шансов спастись не осталось после того, как в баках загорелось горючее. Другие и вовсе обвиняли Брежнева. Якобы он куда-то летел, и освободили воздушный коридор, а два самолета направили один на другой. Рассматривались также версии диверсии и политические мотивы. Команда «Пахтакор» была любимой командой Шарафа Рашидова (глава Узбекистана). Настораживало то, что команда разбилась именно в небе над Днепродзержинском, где родился Брежнев и началась партийная карьера Владимира Щербицкого, главы ЦК компартии Украины – одного из давних недоброжелателей Рашидова. До Андропова дошла информация, что Рашидов интересовался, какой самолет стал причиной аварии. Возможно, он хотел выяснить была это диверсия или нет?

Футбольный клуб “Пахтакор” Ташкент

История Ташкентского Пахтакора

Летят года, но боль не утихает.

Печаль моя взлетела выше гор.

На перелёте птицы погибают,

Погиб и ты в полёте “Пахтакор”

За горизонт ушли родные лица,

За горизонт земного бытия.

Но “Пахтакор” мне продолжает сниться.

Как будто в том полёте был и я.

Эдуард Аванесов, поклонник “Пахтакора”

Наверняка, при упоминании узбекского футбола у многих болельщиков возникают ассоциации с одним из самых известных клубов в стране – “Пахтакор”. Его спортивная история насчитывает уже более 59 лет, и за это время команде удалось вырастить немало талантливых игроков, а также успешно продолжать свою спортивно – оздоровительную деятельность. Футбол, “Пахтакор” – наше вчера и сегодня – эти понятия уже не разделимы. А как же всё начиналось?

История футбольного клуба “Пахтакор”

Футбольный клуб “Пахтакор”из города Ташкента – один из самых известных клубов Узбекистана, был основан в 8 апреля 1956 года. Именно в этот день был проведён первый матч “Пахтакора ” с командой города Молотова. В течении 36 сезонов (1956-1991) клуб выступал в различных лигах первенств СССР, а с 1992 года стал непременным участником высшей лиги чемпионата Узбекистана.

В 1959 году футбольный клуб “Пахтакор” был включён в Высшую лигу чемпионата СССР.

В 1962 году команда заняла почётное место 6-е место в чемпионате СССР, но в последующие годы дальнейшего успешного поднятия команды на пьедестале не из произошло. Только в 1964 году ФК “Пахтакор” под руководством Александра Абрамова добился возвращения в Высшую лигу. Развитие команды пошло вверх: в 1971 году “Пахтакор” вновь вылетел в первую лигу, а в следующем сезоне вернулся в Высшую лигу,выиграв турнир в Первой лиги. Таким образом, к концу 1970-х годов подобрался очень сильный и перспективный состав, который знали во всём Союзе – футбольная команда “Пахтакор”. Клуб старался не пропускать ни одной важной игры и достичь самого высокого спортивного уровня.

Трагедия ФК Пахтакор в 1979.

Пахтакор. Ташкент. 11 августа 1979 года – эту дату как одну из самых страшных запомнил весь мир. Тогда в небе над Днепродзержинском потерпели крушение сразу два самолёта. Один из них выполнял рейс Ташкент – Минск – на его борту были 83 человека, в том числе и 17 футболистов знаменитой Ташкентской команды “Пахтакор”.

Второй самолёт следовал из Челябинска в Кишинёв с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате столкновения самолётов погибли 178 человек, среди которых была и команда “Пахтакор” лучший состав за всю историю Ташкентского клуба. Гибель команды “Пахтакор” стала самой печальной новостью для всего Узбекского футбола. 11 августа 1979 года стало чёрной датой не только для игроков и тренеров ташкентского клуба “Пахтакор”. Авиакатастрофа знаменитых футболистов стала трагедией для всего мира. Вследствие страшной трагедии клуб “Пахтакор” в этом году, а также в нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Также в регламенте чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течении 3 лет, независимо от результатов, “Пахтакор” сохранял место в Высшей лиге Советского футбола. Сильнейшие игроки стремились своей игрой помочь этой команде, а болельщики на стадионах всё так же громко скандировали: “Пахтакор”. Фото всех погибших участников команды бережно сохранились в клубе, а также у многочисленных поклонников Узбекского футбола. О пахтакоровцах того состава написано много, обо всех вместе и о каждом из семнадцати. Их именами названы улицы, школы …

Вот тот состав “Пахтакора” , который летел на роковом рейсе:

Идгай Борисович Тазетдинов, тренер (13.01.1933)

Михаил Иванович Ан, полузащитник капитан команды, мсмк (09.12.1952)

Владимир Иванович Фёдоров нападающий, мсмк (05.01.1955)

Алым Масалиевич Аширов защитник (25.01.1955)

Равиль Рустамович Агишев (14.03.1959)

Константин Александрович Баканов, полузащитник (25.05.1954)

Юрий Тимофеевич Загуменных защитник (07.06.1947)

Александр Иванович Корчёнов полузащитник (04.05.1949)

Николай Борисович Куликов, защитник (25.04.1953)

Владимир Васильевич Макаров, полузащитник (09.03.1947)

Сергей Константинович Покатилов вратарь (20.12.1950)

Виктор Николаевич Чуркин, нападающий (25.01.1952)

Сирожиддин Ахмедович Базаров,нападающий (10.08.1961)

Шухрат Мусинович Шибутаев, нападающий (08.02.1959)

Владимир Валиевич Сабиров, нападающий (14.01.1958)

Владимир Васильевич Чумаков, врач команды (08.12.1932)

Мансур Инамджанович Талибжанов администратор команды (04.04.1944)

Но гибель “Пахтакора” не прошла бесследно – каждый год, в тот самый день родные, друзья погибших футболистов, а также болельщики собираются на Боткинском кладбище Ташкента, чтобы почтить память талантливых игроков.

“Пахтакор” сегодня

Сегодня, когда футболу в нашей стране уделяется огромное внимание, для большинства молодых юношей этот вид спорта становится настоящей путёвкой в жизнь. В целях упорядочения и совершенствования системы подготовки собственных ресурсов, во исполнении постановления Президента Республики Узбекистан №338 “О дополнительных мерах по развитию футбола в Узбекистане 01.05.2006 г.” была создана Академия ФК “Пахтакор”, которая каждый день пополняется новыми юными футболистами. Основные цели, которые преследует Академия – это воспитание здоровой молодёжи, формирование здорового образа жизни, развитие научно методической базы для подготовки высококвалифицированных спортсменов и качественной подготовки резерва для главной команды клуба, юношеской молодёжной и олимпийской сборных команд Республики Узбекистан. “Пахтакор” всё так же следует своей главной цели развивать бренд отечественного футбола во всём мире.

Стадион “Пахтакор”

Перед входом на этот стадион установлен памятник в память о погибших в авиакатастрофе футболистах ФК “Пахтакора” 1979 году. Стадион “Пахтакор” по праву считается одним из главных стадионов Узбекистана. Здесь начинали свои первые тренировки футболисты одноимённого клуба, здесь они добивались своих первых спортивных успехов. Стадион построенный в 1956 году, расположен в центре Ташкента. В 1958 году здесь были установлены осветительные мачты,в 1966 году – электронное табло. С 2007 по 2009 года он подвергся масштабной реконструкции, после которой вместимость была сокращена до 35000 зрителей за счёт установки индивидуальных пластиковых кресел, пришедших на смену старым реечным скамейкам.

Рассказы из воспоминаний: про Ан Михаила – от близких друзей, и кто вместе с ним учился и от болельщиков ФК “Пахтакор”.

Мне Син Павлу Валериановичу довелось учиться вместе с нашим соотечественником Ан Михаилом Ивановичем, в институте физической культуры (Уз гос ИФК) на 29-ом выпуске факультета заочного обучения и я доведу до всех о нём из рассказов близких друзей и болельщиков ФК “Пахтакор”. Ан Михаил Иванович. Полузащитник. Мастер спорта международного класса. Родился 9 декабря 1952. В к/зе Северный Маяк Средне-Чирчикского района Ташкентской области. Погиб в авиакатастрофе 11 августа в 1979 г. Он был ярким игроком настоящим лидером, как на футбольном поле, так и за его пределами. Любовь болельщиком – мерило настоящей популярности, гордость всей нашей нации…

Первые шаги Ан сделал в детской команде колхоза, а затем был приглашён в клуб “Политотдел. Дебют в “Пахтакоре” состоялся в 1971 году, когда Михаилу было 18 лет. Со временем Ан стал и считался одним из самых перспективных и талантливых игроков в Союзе. Подтверждение этому стала приглашение в молодёжную сборную страны, в составе которой Михаил Ан стал чемпионов Европы в 1976 году. Рядом с ним играли Д. Кипиани, Х. Огонесян, А. Бубнов – Ан был капитаном сборной. Все они спустя годы вспоминали с уважением Михаила. А Кипиани отметил, что бывая за границей, Ан покупал подарки только для своих детей, что вызвало неподдельное восхищение. В ташкентском клубе все любили Михаила – лидера команды, конструктора атак. Все запомнили его мужественным и твёрдым игроком и капитаном команды ФК Ташкентского “Пахтакора”. А в жизни Ан был умным, весёлым, простым и щедрым человеком. Тренеры сборной заметили яркого игрока и в 1979 году Ан получил приглашение в сборную СССР.

Мы не знаем, каких высот достигла бы звезда Михаила, если бы не трагедия… 11 августа 1979 года на высоте 10 тысяч метров над украинским Днепродзержинском столкнулись два пассажирских авиалайнера. В одном из них Михаил Ан вместе со своей командой летел на матч чемпионата СССР с минским “Динамо”. Пресса долгое время умалчивала факт трагедии и только через неделю были опубликованы заметки о случившимся, все простые люди скорбели, а Ташкент рыдал. Народ всё равно узнал о похоронах, и с аэропорта до кладбища по обеим сторонам дороги стояла людская стена.

Рассказывает вдова футболиста Клара Ан: “Можно бесконечно рассказывать об успехах Михаила в футболе, вспоминать о красивейших комбинациях, проводимых им на поле вместе с В. Федоровым и Л. Хадзипанагисом, которые неизменно завершались голевыми ударами по воротам противника. Это был действительно феномен в футболе! А в жизни Миша был очень простым, добрым, умным, весёлым, ласковым и щедрым человеком. Он источал тепло и любовь ко всем окружающим, и его все любили! Вот таким запомнился нам Миша.”

Рассказывает друг детства Ан Михаила – Ким Виссарион: “ Наше детство прошло в к/зе Свердлова В/Чирчикского района Ташкентской области – мы ходили в одну школу, бегали на клеверное поле после покоса играли футбол – улица на улицу, а иногда играли прямо на дороге, вместо ворот ставили по два булыжника Ан Михаил всегда выделялся хорошей игрой и больше всех забивал голы в ворота соперников. Детство прошло весело, быстро иногда ходили шкодили. А с кем это не бывает? …

Потом он поступил на учёбу Республиканскую спортивную школу интернат (РСШИ) – раз в неделю приезжал домой, а когда бывал за границей всегда привозил нам друзьям – жвачки, сигареты, сувениры и т.д. Через некоторое время он переехал в г. Ташкент – женился, семья и дети, а спортивная карьера пошла вверх, но трагедия всё это остановила. Гроб Михаила Ана перевезли из г.Ташкента в к/з Свердова и похоронили там по желанию его родителей. У могилы Михаила Ана – всегда можно увидеть родных, близких друзей, поклонников его футбольного таланта и верных болельщиков ФК “Пахтакор” и всегда цветы на его могиле. Сам я переехал жить в г. Янгиюль – женился, семья, дети и внуки. Осталось от Михаила Ана любительское фото, где на руках старший сын Дима и сестра Дарья, которых фотографировал я сам. Это фото осталось у меня на память о моём близком друге Михаиле. Когда смотрю на фотографию Михаила, я вспоминаю наше детство, учёбу в школе, игру в футбол где он нас всех перещеголял: достиг в футболе таких высот, если бы не трагедия …, он бы достиг ещё большего!

Рассказывает выпускник института физической культуры (Уз гос ИФК) из кафедры футбола, вратарь команды дублёров ФК Ташкентского “Пахтакора” Норматов Зохид:
Я прошёл учёбу в Республиканской спортивной школе интернат (РСШИ) в г.Ташкенте, так же его заканчивали игроки ФК “Пахтакор” – это Михаил Ан, В. Фёдоров, Л. Хадзипанагиз. Их спортивная карьера пошла вверх они стали основными игроками ФК “Пахтакор”, а мне пришлось уйти из команды дублёров ФК “Пахтакор” – из за травмы колена. Вот так, я завершил игровую деятельность, и стал болельщиком ФК “Пахтакор” и сборной Узбекистана. Хочу отметить – этот состав был самым лучшим и сильным в истории ФК “Пахтакор”. Это команда могла обыграть любую сильную команду: чего только стоит игра ФК “Пахтакор” с ФК “Динамо Киев” , где игра завершилась 5:0 в пользу “Пахтакора”.

Это первое поражение киевского “Динамо” после грандиозного триумфа в 1975 г. Она выиграла Кубок обладателей кубков УЕФА, обыграв в финале венгерский ФК Ференц Вареш, а за супер кубок УЕФА обыграли 0:1 и 2:0 в двух встречах “Мюнхенскую Баварию” за которую играл сам Ф. Бекенбауер, лучшим игроком был назван Олег Блохин из киевского “Динамо” он был награждён “Золотым мячом” как лучшему игроку Европы. Наш “Пахтакор” и в ответной игре в г. Киеве обыграл ФК “Динамо” со счётом 0:1 , гол забил Т. Исаков с подачи М. Ана. А чего стоят два гола М. Ана, где с подачи углового и слева и справа в первом тайме с ФК “Динамо” из Киева – кручённый мяч, описывая дугу влетает в верхний угол ворот и судья дважды фиксирует взятие ворот, только в первом тайме. Без преувеличения скажу всем – такие два гола, с подачи углового ещё никто в мире не забивал: даже звёзды мирового уровня. Это можно назвать рекордом не занесённую в книгу “Гиннеса”, но в нашей памяти старшего поколения и того времени останется навсегда. И неизвестно – кто и когда повторит два гола М. Ана с подачи углового?…

Вот такие строки Ан Михаилу посвятил однокурсник по институту (Уз Гос ИФК) – Павел Син

Игрок он от Бога!

Скажу вам друзья!

Я видел игру “Пахтакора”

Со всеми не раз.

Шум стадиона – захватывал дух,

В спортивном азарте, гудел стадион.

Ан Михаил подаёт угловой,

Мяч залетает, в угол ворот,

А судья фиксирует – взятие ворот,

Вот так забивает неожиданный гол,

Опять подаёт другой угловой,

На этот раз с другой стороны,

Мяч залетает, в угол ворот,

Судья фиксирует – взятие ворот.

Но где это видано?

Такие голы – не забивает никто!

И никто – не забил до сих пор!

Но Ан Михаил – забивает, любые голы:

штрафные, с пенальти и даже с игры

Видели это – миллионы людей

Игрок он от Бога!

Скажу вам друзья!

Два гола, с углового – забыть нам нельзя!

Я сам был на стадионе “Пахтакор” – видел два прекрасных гола Михаила Ана, после подачи с углового слева и справа в течение первого тайма. Болельщики были в восторге, ликовали, шум на стадионе не утихал, пределам радости болельщиков не было конца. На футбольном матче “Пахтакор” и “Динамо” Киев я тоже был на стадионе “Пахтакор” победил со счётом 5:0 голы тогда забили – Т. Исаков – 2 М. Ан – 2 , Л. Хадзипанагис – 1 гол.


Я хочу отметить один эпизод из студенческой жизни: ребята с 54 группы футболисты попросили нашего декана заочного обучения Рафикову Розу Абдулаевну о размещении фотографии М.Ана на фото 29-го выпуска факультета заочного обучения УЗ Гос ИФК, она разрешила, поступив человечно – за что мы все ей очень благодарны. Наш выпуск считался Олимпийским – мы получали дипломы нашего института в 1980 году, в год Олимпиады в Москве, было символично и памятно, но было и грустно и печально: не было среди выпускников нашего Ан Михаила из за трагедии 11 августа 1979 г, но он остался в нашей памяти и в наших сердцах и на фото нашего 29- го выпуска з/о УЗ Гос ИФК 1980 года.

Расскажу ещё один эпизод из моей жизни: 1972 году после окончания средней школы я поступал в институт физкультуры одновременно с Владимиром Фёдоровым, он сдал все экзамены и поступил в институт физкультуры, а я получил неудовлетворительную оценку по сочинению. Только после службы в рядах Советской Армии, в 1975 году я поступил в тот же институт физической культуры – на один курс с Михаилом Аном на заочное обучение. Вот так судьба меня свела с двумя знаменитыми футболистами, а через год то есть в 1976 г. М. Ан, В. Фёдоров,Л. Хадзипанагис стали чемпионами Европы в составе молодёжной сборной СССР и получили звание мастеров спорта международного класса.

В.Фёдоров в составе Олимпийской сборной СССР в 1976 г. стал бронзовым призёром, на Олимпиаде в Монреале.

Владимир Иванович Фёдоров родился 0.5.01.1955 год. Дебют в “Пахтакоре” состоялся в 16 лет в 1971 году. Я видел игру Владимира – молодого форварда, который стремительно прорывался сквозь оборону прямо к воротам и забивал прекрасные голы. За всю историю ФК “Пахтакор” он был самым молодым дебютантом. Завершил он учёбу в институте в 1976 г. Выпускниками этого института становились знаменитости: Руфат Рискиев, первый Узбекский чемпион Мира по боксу и Владимира Шин Обладатель кубка Мира по боксу – мой однокурсник, выпускник 1980 года.

Туляган Исаков родом из г. Янгиюля, потом переехал жить в г. Ташкент, игрок ФК “Пахтакор” нападающий, полезный игрок – забивает голы сильным командам всегда.

Например: Пахтакор – Динамо Киев 5:0 два гола на счету Т. Исакова, Динамо Киев – Пахтакор 0:1 в гостях в Киеве единственный победный гол забил Т. Исаков. О нём можно говорить много, но трагедия… его так изменила – он не смог играть и впоследствии ушёл из футбола совсем: его можно понять.

Л. Хадзипанагис – игрок “Пахтакора” , нападающий, тоже любит забивать голы, как при игре с “Динамо Киев” забил гол, тогда “Пахтакор” выиграл со счётом 5:0. Был приглашён в сборную Олимпийскую команду СССР. Через некоторое время он переехал в Грецию и сыграл две игры за сборную этой страны. Играл за ФК “Аракалис” и был назван среди лучших футболистов Греции – прошлого столетия. После трагедии … А.Хадзипанагис частенько приезжал в г. Ташкент почтить память друзей своей бывшей команды “Пахтакор” и в данное время он находится в Ташкенте и 11 августа все они встретятся почтить память трагически погибших друзей.

Рассказывает выпускник института физической культуры (Уз Гос ИФК) из кафедры футбола, заочного обучения Мирзаджанов Муроджон Махмуджанович, родом из г.Ташкента 16.09.1960 г. Олмазарского района, начинал старшим тренером по футболу в ДСШ в Янгиюльском районе Ташкентской области. Он ветеран клуба болельщиков Ташкентского ФК “Пахтакор” и Узбекского футбола, участвовал в телепередачах по Узбекскому телевидению.

Вот, что он сказал про Михаила Ана: “Мастер он высокого класса, чего стоят его два гола с углового слева и справа в течении первого тайма, которые не повторил через 36 лет спустя, ни один футболист мирового уровня. В каждой игре все комбинации строятся через Михаила – он капитан, диспетчер команды и конструктор всех атак. А игра “Пахтакора” с “Динамо” Киев была самая запоминающаяся, где “Пахтакор” победил со счётом 5:0, два гола тогда забил Михаил Ан, два гола – Т. Исаков, и один гол – Л. Хадзипанагис. Ещё одним диспетчером в команде был Макаров Владимир Васильевич, полузащитник 1947 г. рождения – ранее он играл в ФК “Памир” Душанбе, перешёл в “Черноморец ” Одесса, а затем в “Пахтакор”. Когда в команде играют эти два игрока – Ан и Макаров, сопернику очень сложно играть против них.

На открытие сезона в 1975 г. “Пахтакор” выиграл у Ленинградского “Зенита” 3:0, а с Московским “Локомотивом” сыграл в ничью со счётом 2:2 очень напряженная,захватывающая игра в 1978 г. “Пахтакор” выиграл у Донецского “Шахтёра” 2:1 – в начале игры “Пахтакор” проигрывал 0:1 потом сравнял 1:1 и на последней минуте забили победный гол. Болельщики долго аплодировали “Пахтакоровцам” и скандировали “Пахтакор”. А в 1968 году “Пахтакор” играл в Финале Кубка СССР с Московским “Торпедо” в Лужниках и уступил с минимальным счётом 0:1 . О “Пахтакоре” можно говорить много, но хотелось бы чтобы молодое поколение знало про них и брали с них пример.

Я как ветеран клуба болельщиков “Пахтакора” и сборной Узбекистана по футболу – хочу сказать, что болельщики приезжали посмотреть игру “Пахтакора” со всех концов Узбекистана на всех видах автотранспорта, а так же из других республик: Казахстана, Таджикистана, из разных городов Советского Союза. Мы многомиллионная армия болельщиков Узбекского футбола, очень желаем увидеть сборную по футболу на ближайшем Чемпионате Мира в г. Москве и тогда я сам поеду, смотреть и болеть за свою сборную Узбекистана. А для болельщиков – был бы большой подарок и праздник для всей страны. Мы, в Вас верим, сборная Узбекистана!

Память

Проходят годы, но память остаётся.

Миллионы помнят их игру.

Как с трудом билеты доставали,

Чтобы попасть на их игру.

Шум стадиона, захватывал дух.

В спортивном азарте,гудел стадион.

И все наслаждались игрой “Пахтакора”

Голы забивал, наш “Пахтакор”

Праздник для всех!

Это был стадион!

“Пахтакор” там играет!

Нас всех собирает!

Но судьба роковая, забрала их у нас!

А добрая память – осталась у нас!

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».

Главный тренер команды Олег Базилевич в этот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трёх месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями омтечал свой день рожденя, выпил лишнего вместе с журналистом Олегом Якубовым - проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь. Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР Михаил Ан. За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он, как капитан и неформальный лидер коллектива, хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.

Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды. Отпраздновавший своё 18-летие накануне игрок молодёжной команды по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом...». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:

Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».

ТАШКЕНТ, 11 авг — Sputnik, Анастасия Александрова. 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два пассажирских самолета, в одном из которых в полном составе летел ташкентский футбольный клуб "Пахтакор".

В тот год это был один из лучших составов за всю историю ташкентского клуба. Этот день в истории узбекистанского футбола останется навечно. Семнадцать спортсменов стали гордостью Узбекистана и навсегда остались в сердцах миллионов соотечественников — будь то в столице, городах или кишлаках.

Ровно 37 лет назад, в небе над Днепродзержинском на высоте 8 400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинев. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. На нем находились 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли.

"В той катастрофе наша страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба "Пахтакор", который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского "Динамо". Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю почти вековую историю Советского Союза. Два самолета столкнулись лоб в лоб. Как так получилось, до сих пор никто не знает. Но все помнят", — рассказывает спортсмен и бывший игрок "Пахтакора" Алексей Корниченко.

Самым молодым игроком "Пахтакора" был защитник Равиль Рустамович Агишев 1959 года рождения. 1979 год должен был стать для него определяющим. После трагедии у другого защитника Олима Масалиевича Аширова родился сын. Его назвали в честь отца — Олимом Ашировым. Нападающий Владимир Иванович Федоров умел пробить по воротам без подготовки. Именно это послужило ему пропуском в национальную сборную страны, за которую в свои 24 года он успел выступить 17 раз.

Для полузащитника Константина Александровича Баканова футбол — был главной страстью жизни. Защитнику Юрию Тимофеевичу Загуменных пришлось нелегко: незадолго до трагедии, в 1975 году, в самом расцвете футбольной карьеры, Юрия подстерегла тяжелая травма позвоночника. Тем не менее, мужчина справился с этим и вернулся в строй действующих игроков.

"Когда это случилось, мне было всего семь лет, но я помню абсолютно все. Когда люди узнали об этом страшной трагедии, весь Советский Союз сплотился. Это был настоящий ужас, ведь погибшие ребята были совсем молоды… Правильно же говорят, что "трагедия объединяет людей". В те страшные дни все спортсмены со всех республик приехали в Узбекистан, чтобы хоть как-то показать свою поддержку. Конечно же, новая команда не смогла заменить старую, но это было здорово", — продолжает Корниченко.

Полузащитник Александр Иванович Корченов всегда был для команды неформальным лидером. По словам знакомых, он был самым коммуникабельным в команде и несколько раз избирался капитаном команды "Пахтакор". Семья защитника Николая Борисовича Куликова сейчас живет в Подмосковье, где ежегодно проводится футбольный турнир памяти игрока "Пахтакора" Николая Куликова. Полузащитник Владимир Васильевич Макаров по своему стажу был самым опытным игроком.

Вратарь Сергей Константинович Покатилов также получал много травм и был вынужден какое-то время их лечить. Тем не менее, всегда быстро вставал на ноги. Нападающий Виктор Николаевич Чуркин за три с половиной сезона в "Пахтакоре" успел забить 30 голов. Нападающий Сирожиддин Ахмедович Базаров мечтал получить высшее образование. До трагической даты Сирожиддин успешно сдал экзамены в Ташкентский институт физической культуры.

Нападающий Шухрат Мусинович Ишбутаев последний раз он вышел на поле в игре против "Зари"… Нападающий Владимир Валиевич Сабиров еще когда учился в республиканской школе-интернате, об его увлечении футболом знали все, и тогда он уже был в поле зрения многих специалистов узбекского футбола.

Врач команды Владимир Васильевич Чумаков был самым лучшим другом всем футболистам. Всегда оказывал первую помощь и быстро ставил на ноги травмированных футболистов. Тренеры команды с ним советовались перед матчами. Все футболисты к нему обращались как к близкому другу, он был очень добрым, чутким и внимательным человеком и мастером своего дела, а также пользовался большим уважением. В настоящее время его семья проживает в Крыму.

"Главный тренер команды Олег Базилевич чудом остался жив. В этот день был не со своими подопечными", — рассказывает Алексей.

Базилевич, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привел дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьей, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи на протяжении трех месяцев. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодежной команды. От трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя "Динамо", из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально он тоже должен был находиться на этом рейсе.

"Что там случилось, я не знаю. До сих пор все узбекистанцы вспоминают эту трагедию и задаются вопросом: "Как такое могло произойти? Два самолета не поделили небо… Это настоящая загадка. Версий много, но никто не знает, что случилось на самом деле. После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив", — заключил Алексей Корниченко.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолетов был установлен монумент памяти "Пахтакора" и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.