Коррекционные упражнения для медлительных детей. Коррекционные упражнения для беспокойных детей. Карлсон: - А как это - заниматься спортом

Упражнения для развития моторики и внимания

1.Ребенок должен по инструкции:

  • протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно", "на дверь");
  • показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
  • нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, к рестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).

2.Упражнения для пальцев рук:

  • растопырить пальцы, сжать в кулак - разжать;
  • из сжатого кулака попеременно выпрямит ь пальцы;
  • скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
  • перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
  • собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.

3. Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4. Ребенок должен:

  • пройти по начерченной линии (прямая, круг,
  • пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.

Упражнения для развития памяти и внимания

1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.


Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений


Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1. Убрать со стола руки быстро по команде.
2. Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3. Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4. Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5. Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6. Быстро вытереть доску.
7. В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование "Кто быстрее". Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

Упражнения для различения цвета, формы, величины

1. Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2. Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3. Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4. Складывание различных пирамидок.
5. Складывание матрешек.
6. Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7. Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8. Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

Коррекционные упражнения для беспокойных детей

Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.

Эти упражнения могут быть следующими:

1. Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2. Посидеть молча, заложив руки за спину.

3. Медленно, молча проводить рукой по краю стола.

4. Бесшумно встать и сесть.
5. Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6. Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. , наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Гиперактивному ребенку не всегда просто найти общий язык со сверстниками, ведь далеко не все из них непоседы. Коррекция поведения ребенка поможет в том числе и наладить социальную жизнь малыша

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание - скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое - так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.

Мелкую моторику нужно развивать не только у совсем маленьких детей, но также у школьников - любимый детьми конструктор, головоломки, плетение из бисера или лепка помогут ребенку лучше управлять своими движениями

Игры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры - связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель : Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Примечание : Разные дни недели могут соответствовать определенному времени - например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное - неукоснительно следовать правилам.


В час тишины малыш может заняться теми играми, которые не будут мешать семье отдыхать - например, рисованием, лепкой, чтением

Игра «Передай мяч»

Цель : реализовать избыточную детскую энергию.

Примечание : Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель : развиваем внимание.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель : Сделать деток более дружными, сплотить их.

Примечание : Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель : развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Примечание : Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.


Хороводные игры были известны еще нашим предкам. Они играли не только ритуальную роль, но также помогали развить у детишек концентрацию и внимательность

Игра «Четыре стихии»

Цель : тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание : Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание : Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель : Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Примечание : Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель : упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Программа построена в форме психотренинга, цель которого - развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Цели: обучать умению слушать и слышать другого.

Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

Развивать способность делиться своими переживаниями.

Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.

Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

Развитие чувства мы, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Стратегии и методы достижения цели:

Используются методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными "волшебными" средствами понимания.

Словесные, подвижные и релаксационные упражнения. Рисование. Проигрывание психогимнастических упражнений. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами, словесными, творческими, физическими.

Анализ и инсценировка различных психологических этюдов. Игровые упражнения позволяют участникам привыкнуть друг к другу, адаптироваться в новой среде.

Результаты реализации программы:

Дети познакомились с разными способами общения, научились взаимодействовать и понимать настроение другого. Сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

Понимать и описывать свои желания и чувства, сравнивать эмоции.

Контролировать свои эмоциональные реакции.

Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.

Выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития. Занятия рассчитаны на старших дошкольников, проводятся раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 20-30 минут. Тренинг рассчитан на 7 занятий.

Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, которое предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.

Тренер группы должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение. Организатор создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний. Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.

Занятие 1. Все люди разные.

Цель: развитие внимания к окружающим людям. Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Занятие 2." Понимаю других - понимаю себя".

Цель: развивать умение слушать собеседника, развитие наблюдательности и внимания к чувствам других людей.

Занятие 3. Волшебные средства понимания. Интонация.

Цель: знакомство с интонированием речи. Развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Занятие 4. Волшебные средства понимания: мимика.

Цель: знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.

Занятие 5. Я твой друг и ты мой друг.

Цель: развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Развитие понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Занятие 6. Я понимаю тебя.

Цель: развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого. Развитие навыков культурного общения.

Занятие 7. Как хорошо быть волшебником.

Цель: развитие творческого воображения и непосредственности в общении.

Предлагаемый тренинг построен в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учит прежде всего пониманию, принятию, признанию. В ходе работы в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе ролевых игр, отработки способов общения, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.

Список используемой для программы литературы.

1. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб: Издательство «Речь», 2005г.

2. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М., Издательство «Книголюб», 2003 г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Общение с ребенком. Период дошкольного детства. СПб: Издательство «Речь», 2003 г.

4. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников. М., Издательство «Книголюб», 2007г.

5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Тропинка к своему Я. М., Издательство «Генезис», 2012 г.

6. Хоумер Л. Игровая терапия, как способ решения проблем ребенка. М., » Генезис», 2001г.

www.maam.ru

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные»

Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи: -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

Формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;

Способствовать снятию мышечного напряжения.

Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

Ход занятия

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)

Упражнение «Градусник настроения».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Ведущий. Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

2 этап. Мотивационный.

Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения». Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

3 этап. Практический

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, отражает нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Динамическая пауза «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо - лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

Игра «Сосуд слез».

Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез». В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».

Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали», затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли, и наполним сосуд «слезами радости». (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад) .

Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

Игра «Ледышки и веснушки». Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

4 этап. Рефлексивный

Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».

Какое у вас сейчас настроение?

Что вам сегодня больше всего понравилось?

Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу) .

Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания! »

Спасибо всем!

www.maam.ru

«Практические игры-тренинги на развитие дошкольников безопасного поведения на улице»

Цель: научить дошкольников азам дорожной грамоты, привить навыки безопас-ного поведения на улице, воспитать сознательного участника дорожного движе-ния и тем самым уберечь ребенка и семью от беды.

Проблема:

Одной из серьезнейших проблем нашей области является дорожно-транспортный травматизм самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, яв-ляются:

Неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте;

Выход из-за стоявшего транспорта

Неподчинение сигналам светофора.

1. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безо-пасного поведения на улице

Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защищать их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. По-этому, понимая, важность проблемы безопасности дорожного движения наша группа с младшего возраста ведет работу по формированию у дошкольников ос-нов безопасного поведения на улице.

Цель нашей работы научить дошкольников азам дорожной грамоты, привить навыки безопасного поведения на улице, воспитать сознательного участника до-рожного движения и тем самым уберечь ребенка и семью от беды.

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и доро-гах;

Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопас-ного поведения на улице

В большинстве дошкольных учреждений программа обучения безопасному пове-дению на улице является составной частью общей программы воспитания детей. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать кА отдельное направление в общей программе воспитания

Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, свето-форы, пешеходные переходы и т. д.

В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тема-тике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отноше-ние к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является пра-вильным и неправильным. Также большое значение имеет формирование у до-школьника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, ко-гда это опасно)

Воспитывая дошкольника, мы применяем такие методы, как внушение, убежде-ние, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить за пределы своего двора опасно. На улице можно находиться только со взрослыми и обязательно держать его за руку.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в ра-боте с дошкольниками, когда они должны сами все видеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Таким образом, проведение дидактических занятий, игр-тренингов имеет цель не только обучение дошкольников непосредственным правилам дорожного движе-ния, сколько формирование у них навыков и положительных устойчивых привы-чек безопасного поведения на улице.

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у до-школьника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания дорожной тематике в общеобразо-вательном учреждении.

В целом план проведения дидактических игр-тренингов с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них:

Умение во время замечать опасные места, приближающийся транспорт;

Умение определять расстояние до приближающего транспорта;

Знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

Понимание особенностей движений транспорта; того, что он не может сразу остановиться, увидев на своем пути пешехода;

Умение связно выражать свои мысли

Все эти вопросы должны отражаться в общей программе дошкольного образова-ния.

Для успешного обучения правилам безопасного поведения на улице у нас создана соответствующая предметно –развивающая среда, что позволяет стимулировать познавательную активность детей. Создан центр «Правила дорожного движения», где находятся атрибуты, комплекты знаков, дидактические игры: «Собери све-тофор», «Дорожные знаки», угадай транспорт», имеются макеты домов, светофо-ров. Для совершенствования профессионального мастерства педагогов мы обме-ниваемся конспектами НОД, учебными планами.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма решается в нашей груп-пе комплексно. Не только воспитатели, но и музыкальный руководитель, инст-руктор по физкультуре занимаются с детьми.

Мы учим анализировать, сравнивать, размышлять. Создаем для них проблемные ситуации, формируем умения ориентироваться в пространстве. Знания детей за-крепляются в свободной деятельности в сюжетно- ролевых играх «Шоферы», «Пешеходы».

Понимая, что родители –это сегодняшние водители, которые служат для детей примером, мы смогли привлечь их внимание к проблеме детской безопасности, сделать из равнодушных наблюдателей- активных помощников. Родители имеют возможность познакомиться с системной работой нашей группы: получить кон-сультативную помощь, рассмотреть наглядный материал в группе и на информа-ционно стенде.

Мы привлекаем родителей к педагогическому процессу. Совместно с детьми они изготовили дорожные знаки, участвовали в конкурсе рисунков «Улица глазами детей». Совместная деятельность со значимым для ребенка с взрослым, несо-мненно оказывает положительно воспитательный эффект и родители начинают ощущать необходимость держать ответ перед ребенком за свои действия. А полу-ченные знания пригодятся воспитанникам и их родителям в дальнейшем: сохра-нят не только здоровье, и жизнь!

План проведения дидактических игр-тренингов дошкольниками, должен преду-сматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

«Паровозики и машины»

Цель игры: научить правилам регулирования железнодорожного движения (па-ровозов и машин)

«Мы юные автомобилисты»

Цель игры: получив «права» дети должны показать свои знания на игровой пло-щадке»

«Трамвай»

Цель игры: учить двигаться парами, учить распознавать сигналы светофора и в соответствии с ним менять направление движения

«Красный, желтый, зеленый»

Цель игры: игра способствует изучению правил дорожного движения.

«Доски Сегена»:

Правила дорожного движения

Транспорт

Цель игры: подбирать в соответствии с изображением, закрепляя основные поня-тия.

«Воробышки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, начинать движение и ме-нять его с сигнала воспитателя.

«Летит, плывет, едет»

Цель игры: знакомит с видами транспорта

«Дорожные знаки»

Цель игры: знакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения.

«За рулем»

Цель игры: знакомство детей с настоящим и прошлым отечественного транс-порта и учит его квалифицировать.

«Наша улица»

Цель: расширить знания детей о правилах поведения на дороге.

Учит детей различать дорожные знаки

«Дорожный экзамен»

Цель научить конструировать дорогу и расставить знаки на нужные места.

«как проехать? »

Цель: научить распознавать знаки движение прямо. Направо, влево.

«Угадай знак»

Цель: дети должны по словесному описанию найти дорожный знак

Тематический план по ПДД с использованием игр- тренингов

в старшей группе на 2011-2012 уч. год

СЕНТЯБРЬ

«Безопасная улица» знакомство с правилами перехода улицы.

Игра-тренинг «Знаки дорожного движения»

«Профессия –водитель»

Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Чтение А Чехова «Дорожная песенка» Игра тренинг «Повороты»

«Правила пешехода»

Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Игра –тренинг «Учим дорожные знаки».

Дать представление о назначении поста ГАИ на дороге.

Чтение стихотворения Я. Бишумова «Посмотрите постовой»

Игра- тренинг «Светофор»

«Моя дорожная грамота»

Закреплять знания об информационных указательных знаках.

Рисование «Мой любимый дорожный знак».

Игра –тренинг «Дорожная азбука»

«Светофор»

Закрепить знание и представление о назначении светофора.

Чтение стихотворения Р. Кожевникова «Светофор»

Игра-тренинг «Красный, желтый, зеленый»

«Знаки сервиса»

Совершенствовать знания «Дорожной грамоты», дать представление о знаках сервиса «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт питания».

Рисование «Знаки сервиса». Игра-тренинг «Трамвай»

«Опасный перекресток»

Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке.

Игра тренинг – «за рулем»

«Кто самый грамотный на дороге? »Игры –тренинги по ПДД; подвижные игры «Пешеходы», «Водители

ЛИТЕРАТУРА.

1. Закон «Об образовании» в редакции Федерального закона от 11.12.2007 № 309 Ф. З.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009г №655 «об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Федина Н. В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008- выпуск 1(16) .-С. 4.

4. Федина Н. В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и про-блемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник мате-риалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва / Сост. Н. А. Песняева. – М. : АП-КиППРО, 2008. – С. 25-29.

5. Федина Н. В. Основные концепты проекта федеральных государст-венных требований к структуре основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования. // Региональное образование: со-временные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С. 104-109.

6. Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом прин-ципе построения образовательного процесса в дошкольном образова-нии // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С. 40-45.

7. Скоролупова О. А., Федина Н. В. Организация образовательной дея-тельности взрослых и детей по реализации и освоению основной об-щеобразовательной программы дошкольного образования // Дошко-льное воспитание. 2010. - № 8.

8. Федина Н. В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С. 6-7

9. Клименченко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения» М., «Просвещение» 1993г

10. ОБЖ – методическое пособие для воспитателей.

11. Тимофеева Е. А. Дидактические игры с детьми дошкольного возраста. –М. :»Просвещение», 2003г

12. Минскин Е. М. игры и развлечения в группе продленного дня. –М. : просвещение, 2005г.

13. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. «Приходите к нам на праздник»- Яро-славль- Академия развития- 2009г.

14. Степаненкова Э. Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» М. 2Просвещение» 2003г.

15. Журнал «Педагогическое творчество» №3, 4 2005г.

www.maam.ru

Игровой сенсомоторный тренинг для старших дошкольников "Радость"

Почувствуйте тепло рук соседа. улыбнитесь друг другу. Повторите: "Ребята, давайте жить дружно"

2. Комплексная разминка: упр. “Солнышко-тучки”, “Дождик”, “Птенец” (5 мин)

Цель: позитивный настрой на занятие, психомышечная тренировка, эмоциональная гимнастика, произвольная регуляция поведения, дыхательная гимнастика.

Психолог:

А теперь садитесь на ковер полукругом. В стране "Радость" наступила осень.

Упр. “Солнышко-тучки”

Психолог: Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Осенью на улице бывает (что?) солнце, но бывают и (что?) тучи. Нарисуйте глазами солнце, а теперь тучу.

Психолог : Солнышко Поднимают руки вверх, в стороны, улыбаются Тучка Сжимаются в комок, хмурятся, руки-в кулаки, прижимают к себе

3. Рефлексия “Что вам больше всего понравилось делать? Почему?

Упр. “Дождик”

Психолог: Прислушайтесь, что это шумит по крышам? (дождь) . Поиграем в дождь.

Правила игры: я показываю зеленый флажок- дождь шумит-вы трете ладошки друг о друга

  • синий - дождь идет - вы хлопаете в ладоши
  • красный - дождь льет - вы хлопаете ладонями по коленям
  • желтый - дождь капает - вы щелкаете пальцами

Выполнение упражнения.

А теперь поиграем без флажков: я показываю движения, а вы говорите, что делает дождь.

Упр. “Птенец”

Психолог: А теперь посмотрите в свои ладони. Там птенчик. Он летел к нам в страну "Радость" и попал под дождь, замерз.

Давайте согреем его своим дыханием.

Выполнение упражнения.

Молодцы! Помогли птенчику, отпустим его на волю. Пусть летит и радует всех своим звонким пением.

4. Основная часть. Радость. (15 мин)

Упр. “Радостные лица”

Цель: знакомство с чувством радости.

Психолог: Садитесь на стулья и посмотрите на картины и фото людей. Какое чувство испытывают эти люди? Как вы догадались? Чему может радоваться человек?

Покажите радость на своих лицах.

Упр. “Я радуюсь, когда…”

Цель: развитие самосознания, рефлексии.

Психолог: А сейчас мы будем передавать мяч друг другу и рассказывать, когда мы радуемся.(каждый ребенок, получив мяч, рассказывает свою историю)

Молодцы, ребята, было очень интересно. Вот и наступил черед волшебства. По моему знаку вы будете превращаться в злых и радостных кошек.

Вокруг себя повернись и в кошку превратись.

Игра “Радостные и злые кошки”

Цель: отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта.

Психолог: У меня есть волшебный обруч. Тот, до кого я дотронусь, заходит в круг (обруч) и превращается в злую кошку. Она шипит, царапается, но выйти из круга не может. А остальные дети не зевают, близко к кошке не подходят, т.к. она может поцарапать.

Но если это произошло, не стоит винить кошку, надо быть внимательнее. По сигналу "Мяу" кошка выходит из круга и превращается в радостную. Она подходит к кому-то из детей и ласково гладит его своей лапкой. Теперь этот ребенок становится кошкой и заходит в круг. (Все желающие могут побыть в круге)

Вокруг себя повернись и ребенка превратись.

Рефлексия

  • “Что вы чувствовали, когда были злой кошкой?
  • “Что вам хотелось сделать, когда вы были радостной кошкой?”

Психолог: Ребята, в нашей стране "Радость" наступает время волшебного сна. Ложитесь на коврики, закрывайте глаза. Не засыпайте по-настоящему, все слушайте, но не двигайтесь и не открывайте глаза, пока я не скажу:"Всем открыть глаза и встать"(включается запись "Вивальди и звуки океана")

Релаксация “Волшебный сон”

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Отдыхают.. Засыпают... (2 раза) Напряженье улетело, и расслаблено все тело (2 раза) Губы не напряжены, приоткрыты и теплы (2 раза) И послушный наш язык быть расслабленным привык (2 раза) Дышится легко..., ровно..., глубоко...

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать Крепче кулачки сжимаем, выше их мы поднимаем Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать.

Рефлексия: "Что вы чувствовали, когда засыпали волшебным сном?"

Упр. “Добрый волшебник”

Цель: научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств, развитие эмпатии.

Психолог: У меня в руках шкатулка. Угадайте, что в ней (потрясти шкатулку, чтобы дети попробовали догадаться о ее содержимом) . Здесь волшебные конфеты. Съешьте их и превратитесь в добрых волшебников.

Вы должны помочь заколдованным человечкам стать снова радостными.

Дети работают с мягким конструктором "Притворщик", выкладывая веселые лица, затем каждый желает всем что- нибудь хорошее.

Психолог хвалит всех за работу.

5. Прощание.

Упр. “Мы очень хорошие люди”.

Цель: повышение уверенности, закрепление позитивного эффекта занятия.

Психолог: Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной:

  • Я очень хороший человек

Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Я и природа"

пн., 11.02.2013

ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка

г. Лангепас

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами.

Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание, пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа – это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.

Занятие - тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Тип занятия – тренинга: интегрированное

Вид занятия - тренинга:нетрадиционноезанятие с элементами тренинга

Цель занятия - тренинга:

Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Задачи занятия - тренинга:

u Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние

u Сосредотачивать внимание на деятельности

u Формировать умения и навыки владения выразительными движениями

2. Развивающие

u Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)

u Развивать чувственный опыт дошкольников

u Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи

u Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами

3. Воспитательные

u Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

u Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие

Средства обучения: бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта

Этапы занятия - тренинга:

u Постановка цели занятия

u Психомышечная тренировка

u Закрепление умений

u Игра на установление доброжелательных отношений

u Психологический этюд

u Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами

u Игра на формирование чувства групповой сплоченности

u Психомышечная тренировка

u Художественно - продуктивная деятельность с элементами арттерапии

u Пальчиковая гимнастика

Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках) .

Беседа о том, что такое дерево:

Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение - презентация а.ppt (2.17 МБ)

u Введение в тему

Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.

u Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

Психологический этюд «Природа и мы»

Психолог предлагает :

  1. Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов) .
  2. Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.

u Постановка цели занятия - тренинга

Художественно-продуктивная деятельность: игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, (приложение 1.docx (292.55 КБ))

u Побуждения воспитанников к деятельности

(Приложение 1 «Испуганное дерево»)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять, этот срезал,

этот пальчик гриб нашел, этот съел,

ну а этот все глядел.

(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы) .

u Сосредоточение внимания на деятельности

Художественно-продуктивная деятельность:развивающее упражнение «Волшебное дерево»(по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .

Психолог : мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ) . Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение) , обсуждение рисунков.

(приложение 2 «Волшебное дерево)

Материал tmndetsady.ru

1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части.

2. Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый кружочек.

3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.

4. Превращаемся в резиновых надувных кукол, зверюшек. Обязательно проверять их на «резиновость», т.е. пружинит ли тело от касания. Проверяем «сдуваемость» – вынуть пробку.

5. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.

6. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.

Вид пластикоартистического тренинга «Веселая зарядка»

1. Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…

2. Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние лапы.

3. Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.

4. Крадемся, как тигры в тростнике за добычей.

5. Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.

6. Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.

7. Ползем, как крокодилы за добычей.

8. Идем, как больные черепахи.

Упражнения, связанные с закрепощением тела, типа «скульптура» или «фотография»

Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой – скульптура. Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.

Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.

Зеркало. Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение.

Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.

«Ожившая» тень. Одна пара двигается в центре площадки, так, чтобы первый не замечал за собой «тени», т.е. того, кто сзади копирует все движения.

«Нос к носу».Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком.

Партнеры сцепляются мизинцами друг с другом и по команде должны начать тянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа! Эта игра, конечно, больше для шутки, разрядки обстановки. Хотя она очень хорошо тестирует отношения в детском коллективе.

– Осваивать различные походки, хотя бы в порядке игры: клоун, старик, малыш, Карлсон, Буратино, Бабаяга, Кощей Бессмертный…

– Поднимать невидимые тяжести. Двумя руками большой камень, тяжелую сумку, папин портфель, штангу. Следить за правильным напряжением в руках и теле.

– Бросать невидимые предметы:камень (куда? попал ли?) , слепленный снежок, летающую тарелку, мяч и т д.

Упражнение «Фиксация позиции со стулом»

У каждого ребенка стул и на нем он по хлопку замирает, как фотография, по хлопку следующему – быстрая смена позиции, и так, пока их фантазия не иссякнет.

По теме:

Источник nsportal.ru

Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.

Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Марш!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.

Упражнение 2

Цель: формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.

Оборудование:повязки на глаза (по количеству пар участников) , предметы - «препятствия».

Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».

«Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Переступи через кубик», «Здесь кегля» и т.п.

Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.

В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.

Упражнение 3

Цель: формирование навыковрегуляции поведения, контроля импульсивности

Оборудование:три силуэта руки – красный, желтый, синий.

По сигналу психолога дети выполняют определенные действия: красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой».

Упражнение 4

«Дождь в лесу» (5 мин)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами) .

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног) . Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища) . Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев) . Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей) . Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение 5

«Я хороший» (3 мин)

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона

А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его.

Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая».

И наконец дружно «Я очень хороший(ая) !»

Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.

На этом наш тренинг заканчивается. До свидания.

Литература:

Крюкова С. В.. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998.

Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.

Татьяна Ефремова

В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями .

Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.

1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук , с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт» .


Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур» . Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.


4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения . Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт» .

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).


5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница» .

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки» , которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.



7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции , выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Ладошки»

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости .

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.


10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости . Упражнения выполняются из положения стоя.

Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла . После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.


12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз - рука» и коррекцию ее недостатков.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

«Собери из частей целое»

«Выложи из палочек фигуру»

«Мозаика»,


«Собери картинку из геометрических фигур»


фланелеграф «Времена года»


«Кто быстрее»

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. - Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.






1

Цель. Выявление способности ребенка дей­ствовать в соответствии с инструкцией; закрепле­ние понятия «величина предметов» (большой - ма­ленький, больше - меньше).

Назови геометрические фигуры, нарисованные в квадратах слева. «Перенеси» их в квадраты справа по указанию стрелочки. Фигуры большего размера уменьшай, а меньшего - увеличивай.

Нарисуй в пустых клеточках точно такие же фигуры. Из каких фигур они состоят?

2

Цель. Выявление уровня сформированности вос­приятия формы, его способ­ности производить анализ расположения фигур в пространстве. Развитие устойчивости внима­ния, целенаправленности деятельности. Активи­зация словаря.

    Рассмотри и назови геометрические фигуры, помещенные на стра­нице слева. Сначала называй меньшую по величине фигуру, за­тем - большую. Например, круг в квадрате, круг в овале, овал в круге.

    Тебе нужно перенести каждую меньшую по величине фигуру на но­вое место - на соответствующие фигуры большего размера.

3

Цель. Выявление способности детей устанав­ливать тождество, сходство и различие в рисунках. Развитие зрительного анализа, наблюдательности.

Рассмотри коврики. Чем они похожи? Чем отличаются? Нарисуй в рам­ках справа такие же коврики.

4.

Цель. Выявление уровня сформированности мыс­лительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Развитие наглядно-образных представлений, спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.

«Почини» наволочку на подушку. Подбери из разных кусочков ткани такой, который подходит по размеру, цвету и рисунку.

5

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности, способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Развитие внимания и зрительной памяти.

Найди закономерность в изображении предметов. Что должно быть изображено в пустой клеточке?

Назови грибы. Какой из них ядовитый? Какой гриб нужно нарисо­вать в пустой клеточке? Запомни последовательность рисунков в каждом ряду. Закрой таблицу листом бумаги. Заполни по памяти таблицу справа.

6

Цель. Выявление способности зрительно воспри­нимать и дифференцировать цвета, правильно называть цвета и оттенки, узнавать и называть геометрические фигуры, указывать их цвет и ве­личину; пересчитывать геометрические фигуры, указывать их количество; составлять рассказ-описание.

    Рассмотри клоуна. Какой формы заплатки на его костюме?

    Сравни заплатки одинакового цвета. Чем они отличаются?

    Сравни одинаковые по форме заплатки. Чем они отличаются?

Составь рассказ про клоуна.


Цель. Определение целенаправленности восприятия, характера эмоциональных реакций. Формирование умения устанавливать идентичность предметов на основе зрительного соотнесения. Развитие внимания, самоконтроля, речи.

"ассмотри рисунок. Найди в нем предметы, нарисованные в клетках, юставь рассказ по сюжетной картинке.




8

Цель. Выявление способности к поиску закономер­ности в расположении хорошо знакомых букв и цифр. Развитие устойчивости и концентрации внимания.



Определи закономерность так же, как ты это сделал в первом задании с буквами. Нарисуй нужную цифру в пу­стой клеточке.

9

Цель. Выявление сформированности процессов анализа, синтеза, сопоставления. Развитие спо­собности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения.


Рассмотри образец одея­ла для куклы. Ира собира­ет из лоскутков такое же одеяло. Какие кусочки ткани ей нужно на него нашить?


Выбери фломастеры нуж­ного цвета и заполни пус­тые клетки рисунками с образца.

10

Цель. Выявление особенностей зрительного вос­приятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.

Друзья пошли гулять со своими собаками, но поводки запутались. Оп­редели, где чья собака. Скажи, как зовут собаку каждого мальчика.

//

Цель. Выявление умений устанавливать законо­мерности в расположении рисунков, удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе работы. Наблюдение за деятельностью ре­бенка (ее темпом, а также ловкостью и коорди-нированностью движений рук).

Перед ребенком выкладывают вряд карточки, об­ращают его внимание на чередование рисунков, предлагают продолжить ряд.

Найди закономерность в расположении фигур и предметов и про­должи ряд.

12.

Цель. Выявление сформированности объемно-про­странственного мышления, наблюдательности, особенностей речевого развития.

Двери замка закрыты на три замка. Помоги Коту в сапогах подо­брать к ним ключи. Вспомни сказку. Расскажи, чем закончилась ис­тория для Кота и его хозяина.

13

Цель. Выявление умения устанавливать законо­мерности в расположении фигур, определение спо­собности удерживать инструкцию, особенностей самоконтроля. (Задание выполняется в опреде­ленном темпе, отмечается наличие ошибок.)

Найди закономерность в расположении фигур и продолжи ряд.

14.

Цель. Определение уровня развития образного мышления, понимания нелепости ситуации.

Внимательно рассмотри картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Все ли правильно нарисовал художник?

15

Цель. Формирование приемов соотносительного и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим соотнесением их пространственного расположения), умения работать в соответствии с образцом.

Нарисуй справа лису, как показано на образце, и раскрась героев сказки. Из какой сказки эти персонажи? Вспомни и расскажи тот фрагмент сказки, который изображен на рисунке.

16.

Цель. Формирование приема совмещения двух и более признаков, развитие зрительно-моторных навыков.

Найди в нижней части страницы и нарисуй в пустом квадрате подходящую по цвету, форме и рисунку бабочку.

17

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа, развитие тонкости анализа.

Ученик, складывая геометрический рисунок из отдельных квадратов по образцу, допустил ошибки. Рассмотри работу ученика. Какие квадраты выложены неправильно?

Выбери из предложенных квадратов такие, которые позволят исправить ошибки ученика.

Помощь : 1 вид помощи - раздели образец и работу ученика на четыре квадрата. Для этого соедини точки сверху вниз и слева направо.

2 вид помощи - вырежь нужные квадраты и наложи их на рисунок в том месте, где допущена ошибка.

18

Цель. Формирование приемов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку.

Рассмотри рисунки. Назови, что изменяется от одного рисунка к другому. Не нарушая данного условия, дорисуй ряд.

* Те признаки, которые не чередуются, а изменяются, дети изменяют произвольно, по своему усмотрению.

19

Цель. Формирование приема соотносительного анализа, умения руководствоваться в работе образцом.

Найди ошибки в работе ученика. Обведи их красным карандашом.

Рассмотри рисунки. Дорисуй недостающие части в каждом рисунке так, чтобы они стали одинаковыми. Что у тебя получилось?*

20

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, умения работать по многозвеньевой инструкции.

Раскрась цветы в вазе разными карандашами так, чтобы в середине букета был желтый цветок, а красный находился между желтым и голубым.

Нарисуй ниже такие же фигуры так, чтобы квадрат был между ромбом и треугольником, а круг - справа от ромба.

21

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков.

Рассмотри ряды фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови и напиши над стрелкой признак или признаки, которые изменяются.

Признаки следует обозначать так: ЦВЕТ - Ц; ФОРМА - Ф; РАЗМЕР - Р; ТОЛЩИНА - Т.

22

Цель. Формирование приема восприятия объекта как целого, умения устанавливать причинно-следственные отношения, понимать эмоциональные состояния людей.

Определи эмоциональное состояние людей на каждом рисунке. Подбери подходящее по смыслу слово и закончи предложение.

Измени каждое предложение по образцу:

«Из-за того, что Миша...., он....».

Слова для справок: 1) рада, расстроен, сердита, зол;

    обрадовалась, расстроился, разозлился, рассердилась;

    радостная, сердитая, злой, расстроенный.

23

Цель. Формирование приемов синтезирования объекта (восполнение недостающих звеньев целого), восприятия объекта как целого.

Рассмотри внимательно картинку. Догадайся, что на рисунке закрыто листом бумаги. Объясни свой ответ.

Составь рассказ по картинке.

24

Цель. Формирование приема обобщения на основе выделения признаков предъявленного объекта (конкретного или абстрактного), различения существенных и несущественных признаков, объединения понятий по существенному признаку.

Из шести картинок выбери две такие, которые можно объединить в группу и дать ей одно общее название. Объясни свой ответ.

Из шести слов выбери два таких, которые можно объединить в одну группу по существенному признаку.

    мороз снег лед осень дождь коньки

    корень слово подлежащее окончание прилагательное правило

    остановка автобус колесо трамвай билет шофер

    сладкий хитрый яркий красный красивый добрый

25

Цель. Формирование приема синтезирования, восприятия объекта как целого.

Рассмотри картинки. На них изображены начало и конец истории, которая произошла с мальчиками. Придумай, что случилось с мальчиками на реке. Нарисуй две недостающие картинки.

Прочти начало и конец рассказа. Дополни очень коротко его содержание так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ в тетрадь.

Саша и Коля договорились в выходные пойти в кино.

Поэтому Коля остался у Саши и помог другу.

26

Цель. Формирование приемов выделения и совмещения признаков, формирование умения располагать предметы в ряд по какому-либо признаку.

Рассмотри ряды объемных фигур. В каждом ряду от фигуры к фигуре изменяется какой-либо признак. Назови, какой признак изменяется от фигуры к фигуре, а что остается неизменным в каждом из рядов.




Ребенку для изображения толщины фигуры можно предложить использовать ее схематическое обозначение; * JKs * - толстая фигура; А> - тонкая фигура,

например:

27

Цель. Формирование приема выделения смысловых опор в условии задачи, формирование умения устанавливать причинно-следственные зависи­мости.

Прочитай задачу. Подчеркни красным карандашом только те
данные в условии, которые потребуются, чтобы ответить на
вопрос задачи. Зачеркни синим карандашом лишние данные
из условия.

Андрей, Игорь, Сережа и Вова участвуют в соревнованиях по бегу-Андрей бежит за Игорем. Игорь бежит медленнее Вовы. Сережа бежит быстро. Кто из мальчиков бежит впереди всех?

Используя рисунок, реши задачу. Проведи на файле отрезки,
показывающие, как бежал каждый из мальчиков. Убери из
файла лист бумаги, которым были закрыты правильные
ответы, и проверь свою работу.

r -WIlJ |SlVrw

28

Цель. Формирование приема рассмотрения объекта с разных точек зрения, умения выделять скрытый смысл выражения, понимать пере­носный смысл пословиц.

    Прочти пословицы. В каждой тройке пословиц две связаны общим смыслом, а третья к ним не подходит. Найди лишнюю пословицу.

    Рассмотри рисунки. Соедини стрелками рисунок и подходящие ему по смыслу пословицы.

    Наряд соколий, а походка воронья.

    Очи орлиные, а крылья комариные.

    И воробей не живет без людей.

    Пчела жалит жалом, а человек-словом

    Одна пчелка не много меду натаскает.

    Одним конем всего поля не объедешь.

    За двумя зайцами погонишься -одного не поймаешь.

    Трусливому зайке и пенек - волк.

    Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.




29

Цель. Формирование приемов анализирующего наблюдения и пространственного анализа (приема выделения элементов объекта с последующим со­отнесением их пространственного расположе­ния), развитие тонкости анализа.

Какие детали в рисунке справа расположены не так как на рисунке слева?

Какими квадратами нужно заменить детали в узоре справа, чтобы рисунки стали одинаковыми?

Помощь: раздели рисунки на квадраты размером 1,5 см на 1,5 см. Сравни каждый элемент узоров в отдельности и найди несоответствующие части.

30

Цель. Формирование умения правильно использовать (упот­реблять) предлоги, обозначающие пространственные отно­шения.

Покажи котенка внутри шкафа, собаку за коробкой и перед коробкой, абажур над столом, котенка под креслом, за шкафом, в шкафу, на стуле, в ящике стола.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

    Куда спрятался котенок? (В шкаф, за шкаф, под кресло.)

    Где сидит котенок? (На стуле, в ящике.)

    Где находится собака? (За коробкой, перед коробкой.)

Составь словосочетания, отвечая на вопрос «Где находится...?». Напри­мер: Котенок в шкафу .

31

Цель. Формирование с помощью схемы навыков выделе­ния предлогов как самостоятельных отдельных слов.

Я буду читать предлоги, а ты показывай, где находится человечек-предлог (в коробке , под коробкой , на коробке , за коробкой , вылезает из коробки).

Запомни слова-предлоги «на», «за», «под» и др. Составь предложение с любым предлогом.

Цель. Развитие читательского интереса у детей ше-сти-семилетнего возраста в процессе глобального чтения слов, формирование интереса к буквам, разви­тие памяти, внимания, подготовка к аналитико-синтетическому чтению. Закрепление употребления предлогов.

Помоги зайчатам спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчи­ка к месту, куда он хочет спрятаться, согласно оставленной им записке.

Предварительная работа . Взрослый читает слова на отдельных карточках, предвари­тельно сделав их ксерокопии с данного рисунка. Прочитав вслух карточку, взрослый размещает ее на рисунке, предлагая ребенку запомнить, что на ней написано. Так отра­батывается каждая карточка.

33 Цель. Профилактика биографии и дислексии. Вы­ бор правильного изображения печатной буквы сре­ ди пар или рядов букв, напечатанных зеркально. Активизация лексикона.

Покажи правильно напечатанные буквы, закрыв зеркальные изобра­жения пальчиком в каждой паре или ряду. Придумай 2-3 слова с каж­дой из этих букв в начале слова.

34

Цель. Обучение детей глобальному чтению слогов и слов. Развитие памяти, внимания, интереса к буквам и слогам. Профилактика дисграфии и дислексии. Раз­витие логического мышления, зрительного и слу­хового внимания, пространственного восприятия. Работа с изографами. Чтение слов, написанных разным шрифтом. Узнавание предметов, изобра­женных буквами. Рассмотри картинки по порядку. Прочитай выделенные слова. Под­бери к каждой картинке соответствующее предложение.

40

Цель. Обучение составлению рассказа по серии последовательных картинок.

Рассмотри картинки. По ним можно составить рассказ. Картинки пере­путаны. Подумай и определи последовательность событий. В малень­ких квадратах поставь нужные цифры. Прочитай карточки с предложе­ниями и подумай, к каким картинкам они относятся. Для какой картин­ки карточки не хватает? Составь предложение по этой картинке.

Цель. Упражнения в выделении и четком произне­сении первого звука слов разной слоговой структу­ры. Расширение запаса видовых понятий по теме «Птицы и насекомые», дифференциация указан­ных родовых понятий. Упражнения в исключении 4-го лишнего предмета, самостоятельная группи­ровка изображений по категориальному принципу (птицы - насекомые).

Рассмотри картинки, помещенные в верхнем ряду. Три из них можно

объединить в одну группу и назвать обобщающим (общим) словом, а

четвертая - лишняя. Назови обобщающее слово. Какой предмет

лишний? Почему?

Назови каждую картинку. Постарайся произносить слово так, чтобы

первый звук в нем был ясно слышен. Чем похожи эти слова? Напиши

в маленьком квадрате букву С.

Рассмотри картинки во втором ряду. Распредели все картинки на две

группы: насекомые и птицы.

42

Цель. Обучение построению высказываний. За­крепление знания названий трудовых обязаннос­тей, соответствующих различным строитель­ным специальностям.

Прочитай каждую карточку и соедини ее с соответствующей картинкой. Расскажи о работе штукатура, плиточницы, монтера, стекольщика, маляра, которых ты видишь на рисунках. Как назвать общим словом все эти профессии?

Составь предложения, соединив карточки с названиями строитель­ных специальностей и карточки с описанием трудовых действий. Кто какую работу должен выполнять?

43

Цель. Обучение построению высказываний о на­значении отдельных предметов (из 2-3 предложе­ний). Формирование обобщающего понятия «меди­цинские принадлежности», введение в активный словарь точных наименований предметов.

Рассмотри рисунки. Расскажи, какие медицинские принадлежности нужны врачу, а какие - медицинской сестре.

ДОПОЛНИ РАССКАЗЫ.

Врач послушал сердце и легкие больного. Измерил давление тономе­тром. Потом измерил больному температуру тела. (Что было дальше?)

Медицинская сестра взяла вату, пипетку и глазные капли. (Что было дальше?)

Врач посмотрел горло больного, узнал, какая у него температура, и ве­лел медицинской сестре срочно принести шприц. (Что было дальше?)

Цель. Исследование импрессивной речи (понима­ние значений слов, обозначающих предметы и дей­ствия). Упражнения в опознании позиции звука в слове.

Найди картинки к следующим словам (предметам и действиям).

Ледоход, берлога, листопад, осень, скворцы, зима, ветер, озимые, поле, стога сена, всходы, льдины, грибы, скворечник, весна, гроздья рябины,новоселы.

Дует, всходят, прилетели, спит, плывут, срывает, висят, тает, зеленеют,

щебечут, кружатся, зимует, осыпаются.

Назови слова со звуком [л] ([л"]). Определи его место в слове.