Подвижные игры на детской площадке. Хищник и травоядные. Я садовником родился

Солнце и Луна

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, выработка умения работать в команде.

Ход игры : по считалке выбираются два капитана. Один из них «луна», а другой — «солнце». Остальные игроки либо «лучики» — они встают в команду «солнца», либо «звездочки» — у них капитан «луна». Игроки встают в две колонны за своими капитанами и берут впереди стоящих за талию. «Лучики» и «звездочки» перетягивают друг друга через черту между ними. Часто побеждает дружба между солнцем и луной.

Особые замечания: проигравшей считается та команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Два озера

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, внимания.

Ход игры: выбираются 2—3 «ястреба». Все остальные игроки делятся на «уток», «гусей» и «лебедей» так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. На разных концах игровой площадки вычерчиваются три озера, на которых плавают «утки», «гуси» и «лебеди». По сигналу ведущего начинается перелет «птиц» с одного озера на другое так, чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп «птиц». Во время перелета «ястребы» салят игроков.

Особые замечания : пойманные «ястребами» «птицы» выбывают из игры.

Птичьи бои

Цель игры : развитие двигательных способностей, координации движений.

Ход игры : все игроки делятся на 2 команды: «орлов» и «соколов». Игра ведется парами. Каждая пара встает друг напротив друга, скрестив руки на груди. Начинается бой между «соколами» и «орлами». Игроки должны, стоя на одной ноге, толкнуть плечом соперника так, чтобы он встал на обе ноги.

Особые замечания : руками пользоваться нельзя, толкать соперника можно только плечом.

Круговая лапта

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, сообразительности.

Атрибуты : теннисный мяч, деревянная бита-лапта длиной 70 см, 7 колышков, немного песка.

Ход игры: размеры игровой площадки 30x70 м. В одном из концов площадки проводят круг диаметром 25 м.

В ближней к концу площадки части круга чертят прямоугольник — «ящик для выбивания» размером 2 х 4 м. По линии круга забивают 7 колышков, пронумерованных против часовой стрелки. Вокруг каждого колышка насыпается песок — круг гнезда.

Игроки делятся на 2 команды — «грачей» и «галок» — и выбирают капитанов. По жребию определяется команда бьющих. Она встает в одну шеренгу за ящиком для выбивания на расстоянии 6 м.

Другая команда — водящие — распределяется по площадке. Капитан команды водящих посылает одного из своих игроков подающим. Капитан команды бьющих устанавливает очередность игроков. Подающий и первый бьющий стоят в ящике для выбивания.

По сигналу подающий подбрасывает мяч вверх, а бьющий пробивает его как можно дальше. Если удар удался, бьющий бежит в первое гнездо и касается там колышка. Если водящие еще не взяли мяч, игрок бежит дальше, во второй и третий гнезда, до тех пор, пока мяч не попадет в руки водящего. Если тому удалось попасть в игрока мячом, когда он находился вне гнезда, команды меняются местами.

Игроки не могут перебегать из гнезда в гнездо, когда мяч находится в руках подающего. Когда последнему удалось взять мяч, он кричит: «Стой!», и находящиеся между гнездами игроки должны сразу же занять ближайшее свободное гнездо. В гнезде не должно быть больше одного игрока. Каждый игрок команды бьющих, который по порядку прошел все гнезда и коснулся колышков в них, приносит своей команде очко и становится на левый фланг.

Выигрывает команда, набравшая определенное количество очков (например, 20).

Особые замечания : каждый бьющий может ударить по мячу 3 раза. Он решает, после какого удара ему бежать в первое гнездо. Начав бег, бьющий должен оставить лапту в ящике для выбивания.

Шустрые воробушки

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры: на игровой площадке проводятся три параллельные линии длиной около 5 м. Между первой и второй линиями расстояние 3 м, между второй и третьей — 15 м. Игроки делятся на две равные команды шустрых «воробушков». Первая команда выстраивается за первой линией, а вторая команда — за второй линией в шеренгу. После команды ведущего: «Внимание!» — все игроки-«воробушки» сгибают правую ногу назад и захватывают ее за голень правой рукой. По команде: «Вперед!» — все игроки, подпрыгивая на одной ноге, начинают двигаться к третьей линии. Игроки первой команды стараются запятнать игроков-«воробушков» раньше, чем те успеют перейти за третью линию. За каждого запятнанного «воробушка» первая команда получает 1 очко. После этого команды меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Особые замечания : если один из «воробушков» выпустит из руки ногу, он считается запятнанным другой командой. Если такую же ошибку допустит игрок из второй команды, то пятнание не считается. За третьей линией пятнать игроков нельзя.

Куропатки и лиса

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.

Ход игры : все игроки — маленькие «куропатки». Один игрок по жребию — «мама-куропатка» и еще один — «лиса», спрятавшаяся в логове на краю игровой площадки. «Мама-куропатка» учит своих деток летать. Следом за ней они повторяют разные движения: бегают по кругу, машут руками, приседают, прыгают. «Лиса» неожиданно выскакивает из своего логова и ловит «куропаточек». «Куропатка- мать», завидев «лису», должна присесть, а за ней — и детеныши. «Лиса» не может ловить присевших (т.е. «спрятавшихся») «куропаточек».

Особые замечания : пойманные «лисой» детки выбывают из игры.

Птицы—рыбы

Цель игры

Атрибуты : любые предметы для фантов.

Ход игры : все участники будут изображать птиц. Один игрок — вожак, он должен знать как можно больше названий птиц и животных. Вожак начинает игру со слов: «Утки летят!» Все дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Они повторяют громко: «Летят!» и опускают руки. Когда вожак говорит, например, «Караси летят!», игроки не должны махать руками. Тот, кто ошибся, отдает вожаку свой фант.

Особые замечания : в конце игры вожак загадывает всем фантам, что им сделать. Игроки должны изображать жестами и звуками самых разных птиц и животных.

Ласточки и ястребы

Цель игры : развитие двигательных и творческих способностей, внимания.

Ход игры: игроки делятся на 2 группы и становятся в 2 ряда спиной друг к другу. Один ряд — «ласточки», другой — «ястребы». Один из игроков — «мудрый сокол», он ведет игру. «Сокол» ходит между игроками и говорит слова по слогам: «лас»... пауза, или «яс»... пауза, а окончание слова не произносит. Только тогда, когда он произнесет название одной из команд полностью, ее игроки разбегаются в разные стороны, а игроки второй команды догоняют их. Пойманные игроки становятся членами ловящей команды.

Особые замечания: побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Дети и петушок

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, внимания.

Ход игры: все игроки — дети. На площадке для них очерчен домик. Один игрок — «петух». Он выходит из своего дома, ходит по площадке и 3 раза кукарекает. Игроки поют:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь?

«Петух» после этих слов опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей, которые, выйдя из домика, бегают по площадке. Если «петух» кого-нибудь поймает, этот игрок становится «петухом».

Особые замечания : ловить детей в домике нельзя.

Петух и цыплята

Цель игры : развитие двигательных способностей, внимания; тренировка памяти.

Атрибуты : 5—6 стульев, повязка на глаза.

Ход игры : на площадке по кругу устанавливается несколько стульев. Все игроки — «цыплята», они рассаживаются на стулья. Один из игроков — «петух». Он сначала смотрит, как «цыплята» расселись по стульям, а затем ему завязывают глаза. Сидящие «цыплята» вытягивают вперед ноги и немного их приподнимают. «Петух» должен пройти по кругу, перешагивая через вытянутые ноги и. стараясь не задеть за них. Как только «петух» пройдет через всех «цыплят», последний из них становится «петухом», и игра продолжается.

Особые замечания: «петух» может вытягивать вперед руки-крылья, чтобы не натолкнуться на играющих, но ему нельзя руками нащупывать вытянутые ноги «цыплят». «Цыплятам» не разрешается поднимать ноги высоко. Но они могут периодически опускать ноги и поджимать их под себя, тогда «петух» шагает через несуществующие препятствия. Побеждает тот из «петухов», кто ни разу не споткнулся.

Уточки

Цель игры : развитие двигательных и творческих способностей, физической выносливости.

Ход игры : на площадке проводится черта — берег озера — в 15 м от того места, где стоят игроки в начале игры. Игроки-«утки» встают в колонну на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу все начинают в полуприседе быстро продвигаться вперед до берега озера, не меняя положения рук и ног. Побеждает та «уточка», которая первой достигнет озера.

Особые замечания : тот игрок, кто начал движение до сигнала, считается проигравшим и выходит из игры.

Коршун и птицы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры: из числа игроков выбирают «хозяйку» и «коршуна», остальные — «птицы». «Хозяйка» тайком от «коршуна» дает название каждой «птице»: стриж, ласточка, соловей, воробей и т. д. Прилетает «коршун» и спрашивает у «хозяйки»: «Отдашь мне птицу?» «Хозяйка» интересуется: «Какую?» Водящий называет, например, воробья. Если среди игроков есть «воробей», он старается убежать от «коршуна», а тот его ловит. Если названной водящим птицы нет, «хозяйка» прогоняет «коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока «коршун» не переловит всех или большинство птиц.

Особые замечания : водящему можно ловить только угаданную «птицу». В эту игру играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Ястреб и цыплята

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, улучшение реакции и внимания.

Атрибуты : разноцветные ленточки длиной 1 м по количеству участников.

Ход игры : из игроков выбираются «ястреб» и «наседка». Все остальные дети — «цыплята». «Цыплята» повязывают себе на талию цветные ленточки и встают друг за другом, держась за ленточку впередистоящего игрока. «Ястреб» делает вид, что он что-то копает лапами. «Наседка», ведущая за собой «цыплят», подходит к «ястребу» и спрашивает:

— Ястреб, ястреб, что ты делаешь?

— Ямку копаю.

— На что тебе ямка?

— Денежку ищу.

— На что тебе денежка?

— Иголочку куплю.

—- На что тебе иголочка?

— Кошелек сшить.

— На что тебе кошелек?

— Камешки складывать.

— На что тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Они мой огород помяли.

— А изгородь у тебя высокая?

«Ястреб» поднимает руку и показывает, какой высоты изгородь.

— Нет, мои цыплята через такую изгородь не перелезут.

— А я их все равно ловить буду!

«Ястреб» внезапно кидается на «цыплят», «курица» машет руками, шипит, бежит и тащит «цыплят» за собой. Того «цыпленка», кто в цепочке не удержался, «ястреб» сразу хватает и отводит в сторону.

Особые замечания : если «ястреб» поймал 5 «цыплят», игра заканчивается. Новая игра может начаться, когда игроки выберут другого «ястреба» и «наседку».

Лайки и зайцы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных способностей и ловкости.

Ход игры : на игровой площадке вычерчиваются 2 линии — нора для зайцев и дом для лаек. Игровая площадка — поле. На противоположной стороне от нор обозначается круг — лес. Игроки делятся на 2 неравные группы: большая —. «зайцы», меньшая — «лайки». «Зайцы» должны прыжками преодолеть поле и убежать в лес. «Лайки», тоже передвигаясь прыжками, стараются осалить «зайцев». Как «зайцы», так и «лайки» начинают свое движение только по сигналу ведущего. Если ведущий крикнул: «Зайцы!» — они делают 2 прыжка вперед в направлении, противоположном их норе, и останавливаются; когда ведущий говорит: «Лайки!» — «собаки» делают один прыжок в любом направлении, останавливаются и стараются, не сходя с места, осалить «зайца». Осаленный «заяц» считается добычей и выходит из игры, и «лайки» зарабатывают 1 очко. Если «зайцы» сумеют допрыгать до леса, игра продолжается уже с другими «лайками». Выигрывает та команда «лаек», которая заработает больше очков.

Особые замечания : ведущий кричит: «Зайцы» и «Лайки» по очереди. Если «заяц» прослушает команду и останется на месте, команда «лаек» зарабатывает 1 очко. После команды «Лайки!» «собаки» могут сделать не более одного прыжка в любом направлении.

Пастух, собака и врун

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Ход игры : из игроков выбираются «пастух», «собака» и «врун». Остальные — «овцы». «Пастух» делает вид, что играет на свирели, «собака» сидит в засаде, а «овцы» гуляют по лугу и щиплют травку. «Врун» зовет пастуха: «Эй, пастух!» «Пастух» отвечает: «Чего ты хочешь?»

«Братец пастух, мой дядя говорит, что наша черная овца в вашу отару попала, и просит вернуть ее обратно».

«Пастух» подводит «вруна» к отаре. Тот внезапно хватает одну из «овец» за руку и убегает. «Собака» бежит за ними и старается догнать. Если ей удалось это до того, как «врун» добежит до своего дома, она возвращает «овцу» в отару.

Особые замечания : «собака» бежит за «овцой» тогда, когда «врун» схватил ее.

Собачки и мяч

Цель игры

Атрибуты : большой баскетбольный или волейбольный мяч.

Ход игры : все игроки встают в круг на расстоянии вытянутых рук один от другого. Выбираются 2 «собачки», встающие в центр круга. Игроки, стоящие в кругу, перебрасывают друг другу мяч в разных направлениях по воздуху и по земле так, чтобы «собачки» не могли коснуться их. «Собачки», бегая в середине круга, стараются дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-то из игроков.

Если «собачке» удалось коснуться мяча, на ее место встает игрок, при броске которого «собачка» сумела поймать мяч. «Собачка» занимает место этого игрока.

Особые замечания : мяч можно перебрасывать по воздуху и перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, игроки должны как можно скорее поймать его и, вернувшись на свои места, продолжить игру. «Собачка» имеет право дотронуться до мяча и на земле, и в воздухе, и в руках, и за кругом.

Коты и псы

Цель игры : развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.

Атрибуты: 2 больших резиновых мяча.

Ход игры : игроки делятся на 2 команды — «псов» и «котов». Каждая команда выстраивается шеренгой, одна лицом к другой. Первые игроки в шеренгах держат в руках по мячу.

По команде ведущего «Игра!» первые игроки передают мяч своим соседям, те, в свою очередь, передают следующим игрокам, и так до конца шеренг. Последние игроки, получившие мяч, обегают свои шеренги, становятся впереди и поднимают мячи вверх. Побеждает команда, сумевшая раньше другой выполнить все действия игры.

Особые замечания: передавать мяч можно только своему соседу. Если правило нарушено, мяч возвращается обратно. Если игрок уронит мяч, он должен сам его поднять, возвратиться на свое место и продолжить игру.

Ежики и зайцы

Цель игры : развитие двигательных и коммуникативных способностей.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды — «ежики» и «зайцы». Команда «ежиков» разбивается на пары, которые располагаются на расстоянии двух метров друг от друга.

«Ежики» садятся на траву или ковер по парам, выпрямляют ноги, касаясь ступнями друг друга. Игроки-«зайцы» встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги «ежей». А «ежи», в свою очередь, стараются осалить прыгающих «зайцев». Каждый осаленный «заяц» встает за спиной того «ежа», кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все «зайцы», и игра начинается заново.

Особые замечания: осаленный «заяц» не должен прыгать дальше той пары «ежиков», которые его осалили. «Еж» салит «зайца» только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног.

Дети очень любят играть на детской площадке. Здесь для них есть и песочница, качели, лестницы и турники, а также другие спортивные снаряжения.

Игры на детской площадке очень полезны для детей. Помогают стать крепкими, сильными, ловкими.

Рассмотрим, в какие игры могут играть дети.

Детская площадка-игры для детей

Вариантов игр много, но взрослым надо контролировать, чтобы в процессе игр дети соблюдали правила, не были агрессивными друг к другу, а также были внимательными и помнили о правилах

В какие игры могут играть дети на площадке:

  • подвижные игры;
  • спортивные игры;
  • спокойные игры.

1.Подвижные игры

Дети любят активные игры. Они с удовольствием бегают, прыгают, догоняют друг друга. Подвижные игры очень веселые, интересные, полезные для физического развития детей. Игры помогают детям стать выносливыми, сильными и ловкими.А также учат быть внимательными и повышают скорость реакции.

Подвижные игры бывают разные:

  1. Игры с бегом -»У медведя во бору», »Птичка и кошка,» »Лошадки», »Ловишка».
  2. Игры с прыжками-»Зайцы и волк», »Лиса в курятнике.»
  3. Игры с лазаньем-»Перелет птиц»
  4. Игры с бросанием и ловлей-»Сбей кеглю»,» Мяч через сетку», »Кольцеброс».
  5. Игры на ориентировку в пространстве-» Кто ушел?» »Найди и промолчи»,»Прятки».

Прятки

Это очень старая игра, в которую играли наши бабушки, дедушки, мамы и папы. Но она нравится детям и они охотно в нее играют. Правила игры очень простые.

Солнце, отличное настроение и дружный отряд – это повод для активных игр на свежем воздухе!

«Волна»

Команды выстраиваются параллельными колоннами. Игроки стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки, ноги на ширине плеч. По сигналу судьи первые номера берут двумя руками лежащие перед ними мячи и через голову передают их вторым номерам. Вторые номера, наклонившись, передают мяч следующим игрокам между ногами. Третьи вновь передают мячи через голову и т. д. Побеждает команда, которая, не сделав ни одной ошибки и не уронив мяч, быстрее других передала его от первого номера до последнего. В жаркий день на берегу реки вместо мяча можно использовать котелок с водой. Победит команда, быстрее выполнившая задание, у которой в котелке осталось больше воды.

«Мяч соседу»

Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

«Стой»

Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом в руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!». Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, а взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды: одна – «охотники», другая – «утки». Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игру можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

«Что там за спиной?»

Двум соперникам на спины прикалываются четкие картинки и бумажные кружки с цифрами, например, 96, 105 и т.д. Игроки сходятся в круге, становятся на одну ногу, другую поджимают под колено и придерживают рукой. Задача заключается в том, чтобы, прыгая на одной ноге, заглянуть за спину соперника, увидеть цифру и разглядеть, что нарисовано на рисунке. Побеждает тот, кто первым «расшифровал» противника.

Защита крепости

Все играющие образуют круг, в центре которого ставятся 3-4 булавы, здесь же стоит «защитник». Ребята, стоящие в кругу, стараются мячом сбить булавы; «защитник» должен отбивать мяч. Одну или две булавы «защитник» может поставить вновь. Однако когда будут сбиты все булавы, на место «защитника» встает тот, кто сбил последнюю булаву. «Защитник» не имеет права ловить мяч, а должен только отби¬вать его, играющие не должны переходить линию круга.

Ножной мяч в кругу

Ребята образуют круг. В центре его становится водящий, который пытается выбить мяч из круга. Остальные не выпускают мяч за пределы круга. Пропустивший мяч становится водящим.

Круговая лапта

Отмечается веревкой круг (диаметр - 15 шагов). Можно вместо круга начертить прямоугольник или квадрат. Группа делится на две команды. По жребию одна команда находится в кругу, другая - за кругом.

Игроки за кругом перебрасывают (или иногда делают вид, что бросают) друг другу мяч. Они должны попасть в игроков, находящихся в кругу. Каждый осаленный выходит из круга. Игра продолжается.

Заставь мяч прыгать

На расстоянии 8-10 метров от стены проводится линия: (старт-финиш), на которой с интервалом 1-1,5 метра кладутся 3-5 мячей (баскетбольных, волейбольных, футбольных). Возле каждого мяча стоят игроки.

По сигналу руководителя соревнующиеся ударами рук по мячу ведут его баскетбольным дриблингом, направляясь к стене. Коснувшись стены рукой, участники возвращаются. Достигнув финиша, они ловят мяч и поднимают его вверх. Побеждает игрок, первым выполнивший задание.

Быстрей перенеси

Все имеющиеся хоккейные, теннисные или малые резиновые мячи сложить в одном месте. В 10-15 метрах от него чертятся два круга диаметром 1 метр, в каждом из которых находится участник. По команде руководителя оба игрока устремляются к мячам и, захватив как можно больше, переносят в свой круг. Затем, уже без дополнительной команды, они выполняют перебежки до тех пор, пока не будут перенесены все мячи. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его. Побеждает тот, кто перенесет больше мячей.

Не задень мяч

Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10-12 мячей, связанных парами. Участник, запомнив расположение мячей, должен пройти спиной вперед, не задев ни один из них. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами. Побеждает игрок, выполнивший задание.

Попади в летящий мяч

Руководитель подбрасывает мяч (волейбольный или баскетбольный). Участник, стоящий в 5-10 метрах от него, стремится попасть теннисным мячом в летящую цель. Количество попыток определяет руководитель. Побеждает самый меткий.

Вращающийся мяч

Руководитель становится на гимнастического козла, коня, поставленного широкой стороной по отношению к играющим. В руках у проводящего аттракцион веревка, на конце которой привязан волейбольный мяч. Играющие выстраиваются в колонну по одному в двух шагах от руководителя, лицом к нему. По команде участник должен пролезть под снарядом так, чтобы его не задел мяч, который вращает руководитель в вертикальной плоскости. Игрок, своевременно не выполнивший команду или задетый мячом, выбывает. Колонна постепенно редеет. Кто останется последним, тот и победитель.

Поворот в воздухе

Игрок с мячом в руках стоит под баскетбольным кольцом. Его задача - подпрыгнуть и, повернувшись в воздухе, забросить мяч в кольцо. Побеждает участник, забросивший больше мячей. Не опоздай

Участник с мячом в руках находится в центре круга диаметром 3-8 метров (в зависимости от возраста). Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется никого.

Прыгни через палку

Выбей шайбу

Вращающийся обруч

Попади в след

Участник стоит на полу. Руководитель очерчивает мелом (с некоторым запасом) его стопы. Игрок, прыгнув вверх и сделав в воздухе поворот на 360 градусов должен приземлиться на прежнем месте.

Прыгни через палку

Игроки держат палку горизонтально впереди себя. Их задача - перепрыгнуть через палку, не выпуская её из рук. Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.

Выбей шайбу

На полу чертятся два круга диаметром 1 метр. Расстояние между ними - длина гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба или мяч. Игроки с гимнастическими палками в руках находятся за пределами круга. По сигналу руководителя они пытаются выбить шайбу противника, защищая свою. Входить в круг запрещается. Проигравший выбывает из игры. Ученик, победивший в 3-5 сражениях подряд - победитель.

Вращающийся обруч

Участники с гимнастическими обручами в руках располагаются на площадке или в зале. Поставив обручи на пол, соревнующиеся по сигналу руководителя правой или левой рукой сообщают им вращательное движение. Чей обруч вращается дольше - тот победитель.

Прошли годы, правила любимых когда-то игр позабылись, да и собрать на нынешних площадках компанию, подходящую, скажем, для «Казаков-разбойников» кажется невыполнимой задачей.
Но и сегодня для детей на улице есть кое-что поинтереснее обычных салок.
Впрочем, и салки тоже могут быть необычными!
Разбудите свои воспоминания, расскажите детям о том, во что вы играли, когда сами ходили пешком под стол. Разнообразьте ваши летние прогулки. Незатейливые уличные забавы оставят в душе малыша несмываемые воспоминания о вашем общем с ним детстве - беззаботном, развеселом, легком и абсолютно счастливом.
Салки разные нужны, салки всякие важны!

Соблюдайте простое правило - обозначьте границы участка, за которые нельзя выбегать. когда носиться друг за другом станет не так интересно, предложите новые варианты игры.

«Салки - ножки на весу»
Если игрок поднял обе ноги над землей, например, повис на перекладине или кольцах, сел на скамейку или просто на землю, водящий не имеет права его осалить в этот момент и должен бежать за другим игроком.

Развивающие игры для детей от 1 года с плюшевым зайкой

«Салки с хвостиками»
Всем игрокам, кроме водящего, за пояс заправляются небольшие веревочки или ленточки. Водящий должен догнать игрока, вытянуть у него ленточку-хвостик и заправить его себе. Теперь игрок без хвостика становится новым водящим, и игра продолжается.

«Салки-домики»
На площадке для игры заранее обозначаются (например, чертятся мелом на асфальте или палочкой на земле) домики, в которые ненадолго могут прятаться играющие, убегая от водящего.

« В игре «Я знаю пять…(имен девочек, названий животных, фруктов, цветов и т.д.) нужно, ударяя мячом по земле, «Маша - раз, Настя - два…» Задумался, замешкался, повторился - передаешь мяч другому. Побеждает тот, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся. Елена Гируцкая, главный редактор

«Салки с мячом»
Нашим бабушкам эта игра известна под названием «Штандер». Игроки встают в круг, один из них, держа в руках мяч, становится в середину, подбрасывает мячик вверх и называет имя кого-то из участников игры. Этот игрок должен поймать мяч, а остальные быстро разбегаются прочь. Тот, кто поймал мяч, кричит: «Стоп!» Все игроки должны сразу же остановиться. Теперь задача водящего попасть мячом в любого игрока, который при этом не может сходить со своего места, но старается увернуться от мяча - присесть, подпрыгнуть, наклониться. Маневр не удалось и мячик все-таки осалил игрока? Он становится новым водящим - должен поймать мяч, крикнуть «стоп» и осалить мячом кого-нибудь еще. Если водящий промахнулся, он сам снова ловит мяч, и игра продолжается. Пока мяч не находится в руках водящего, дети могут свободно перемещаться по площадке, занимать наиболее выигрышные позиции.

«Салки на дорожке»
Начертите большой круг, в который поместятся все игроки, и разделите его на четыре равные сектора - это игровое поле. Водящий встает в центр круга, игроки в произвольном порядке размещаются в кругу. По сигналу водящий начинает перемещаться по кругу, стараясь осалить игроков, но с одним ограничением -
хотя бы одна его нога должна всегда оставаться на линии (внешней, очерчивающей круг, или внутренних, разделяющих его). Рисовать круг удобно мелом на асфальте, но можно играть и на лужайке, выложив игровое поле веревками или расчертив палочкой.

«Салки-Змейка»
В этой разновидности салок осаленный игрок берет водящего за руку (в другом варианте - за пояс) и они продолжают бегать за другими ребятами вместе, не расцепляя рук. Постепенно змейка становится все длиннее и неповоротливее, а смех малышей все громче.

А еще в салки можно играть, прыгая на одной ножке, катаясь на самокатах или роликах, передвигаясь гусиным шагом или на четвереньках!

« В игре «Лягушки»
участвуют две команды (у нас всегда включался весь двор, человек двадцать, но теперь такого не встретишь!). Игроки выстраиваются на одной линии, садятся и по сигналу прыгают к «кочке». Кто первый достиг ее, команда того и победила. Весело и спортивно!

Проявляем смекалку и сообразительность

Эти игры позволят как следует подвигаться небольшой компании ребятишек
на ограниченном пространстве.

«Зайцы и капуста»
Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой на земле или песке, выложить веревочкой) - это будет огород. Диаметр круга определите исходя из количества участников и возраста детей. На середину круга каждый из малышей должен положить какой-то свой предмет (кепку, игрушку, заколку для волос и т.п.), а можно положить в круг маленькие игрушки, сувениры для детей. Это - капуста. Водящий сторожит огород. По команде (это может быть короткий стишок, строчка из песни) игроки стараются забежать в круг и утащить капусту, не попавшись при этом сторожу. За один раз можно брать только один предмет из круга. Побеждает тот, кто утащит с огорода больше капусты. Игроки, которых поймал сторож, могут выбывать из игры либо переходить на сторону сторожа и помогать ему ловить шустрых зайцев - как договоритесь.

« Любимой игрой у нас с подружками были «Секретики ». В укромном месте на земле делается небольшое углубление, туда кладутся сокровища - красивый камешек, цветочек, все что угодно. Сверху - стеклышко. Задача - отыскивать секретики и рассматривать сокровища.

Обозначаем дорогу шириной несколько метров. Водящий встает посередине дорожки спиной к игрокам, игроки - за линией дороги. Водящий называет любой цвет и поворачивается ко всем лицом. Те, у кого на одежде есть названный цвет, держась за эту одежду, спокойно переходят дорогу. Те же, у кого такого цвета нет, должны перебежать дорожку, а водящий пытается их осалить. Осаленный игрок становится новым водящим. Если все игроки благополучно перешли дорогу, водящий еще раз отворачивается и называет новый цвет. Можно ли придумывать цвета (серо-буро-малиновый) и называть оттенки (светло-лиловый, темно-синий)? Это как договоритесь!

«Чей домик?»
Эту игру можно затеять и на детской площадке, и на аллее в парке, и на пляже. Нужно выбрать водящего и обозначить домики по количеству участников минус один. Домиками могут стать деревья, скамейки, нарисованные мелом круги, пляжные полотенца и т.д. Игроки занимают места у домиков и по сигналу начинают перебегать от одного к другому, а водящий должен стараться занять любой освободившийся домик. Тот, кому домика не досталось, становится новым водящим. Можно играть на выбывание, тогда в каждом круге самый нерасторопный игрок выходит из игры вместе со своим домиком, то есть домиков всегда должно быть на один меньше, чем детей.

« А я любила «Море волнуется» . Это та, где ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» И все замирают в немыслимых позах: попробуй угадай! Мы и сейчас в нее с сыном играем, только в тюнингованную версию: чаще бывает «дино-фигура замри».

Развиваем ловкость, тренируем меткость

Когда детки устали от беготни (да-да, такое иногда тоже бывает!), самое время предложить им одну из игр чуть поспокойнее.

«Картошка»
Для нее понадобится небольшой легкий мяч (можно взять резиновый надувной). Игроки встают в круг диаметром 5–6 метров и начинают перебрасывать мяч друг другу. Пропустивший передачу садится в середину круга на корточки, остальные продолжают игру. Они могут «выручить» сидящих в кругу, попав по ним мячом. Однако в случае промаха игрок тоже должен будет сесть в круг. Если игрок в круге поймал летящий над ним мяч (вставать при этом нельзя, но можно подпрыгивать на корточках), все сидящие возвращаются в игру, а в центр круга садится тот, кто неудачно бросил мяч. Игра продолжается до тех пор, пока за кругом не останется один игрок - он и будет победителем.

« Ну какое детство без пряток! Это - мега игра. Помню, как мы с друзьями играли в прятки в моей квартире. В сумерках, не включая свет. И тут на шкафу заворочалось и завыло что-то большое. Восторг и ужас! Вот как Вовка туда забрался? Загадка. Слезть самостоятельно он не мог.

«Палочки»
Для игры нужно собрать несколько ровных (от 10 штук) палочек примерно одинакового размера и бросить их на землю кучкой. Игроки по очереди вытаскивают из кучки по одной палочке так, чтобы не задеть другие палочки. За каждую вытянутую палочку игроку начисляется одно очко. Если же задета (пошевелилась, упала) другая палочка, очки за ход не начисляются. Победителя определяют по количеству набранных баллов.

«Камешки »
Обозначьте на земле круг и положите в него мелкие камешки (или шишки, каштаны) по 5 штук на одного игрока. Плоский камень побольше (или палка) будет битой. Игроки по очереди бросают биту в круг, стараясь выбить мелкие камешки за его пределы. Все камешки, оказавшиеся за кругом, игрок забирает себе. Побеждает игрок, собравший камешков больше всех.

А еще камешки, шишки, желуди можно бросать в нарисованные на стене или земле мишени (и начислять баллы в зависимости от того, в какой сектор мишени попали), в емкости (ведерки, банки), в выкопанные в песке ямки, сбивать камнями расставленные стаканчики, формочки для песочницы, куличики. Такие нехитрые игры легко увлекают детей, развивают настойчивость и глазомер.

« Мы всем двором любили «Резиночку ». Правило простое: длинную бельевую резинку сшивали, натягивали на щиколотки стоящих друг напротив друга девочек, чтобы она не болталась. По очереди прыгали через нее, с каждым разом усложняя задания и поднимая резинку выше.

Уютное лето

Лето - прекрасная пора для путешествий. Но не у всех есть возможность выбраться в этот период к морям. Весело провести три самых жарких месяца года помогут проверенные временем идеи.

Прячем клад
Что может быть интересней поиска клада? Только его закапывание! И неважно, что настоящими сокровищами вы вряд ли пожертвуете. Пластиковая брошка, заколка, мелкие монетки, браслеты, детские книги - это сейчас они не представляют никакой ценности, а через пятьсот лет… Сама мысль о том, что кто-то, возможно, найдет эти вещицы через много веков взбудоражит воображение ребенка. Наверняка, к этому увлекательному делу он подойдет со всей серьезностью. Предложите малышу сложить «клад» в красивую жестяную коробку, попросите нарисовать картинку или написать письмо нашедшим, перевяжите коробку бечевкой и заройте. Хотите, чтобы клад нашли потомки? Придется рисовать карту, которая будет передаваться из поколения в поколение.

Устраиваем домик или шалаш на дереве

Кто из нас в детстве, читая книгу про Пеппи ДлинныйЧулок, не мечтал о собственном доме на дереве, в котором можно играть с друзьями либо мечтать в одиночестве? Построить его вполне реально. Чтобы растение выдержало конструкцию, выберите крепкое дерево с мощной корневой системой и раздвоенным стволом. Составьте чертеж (сами или с помощью Интернета). Стены и крыша могут иметь произвольную форму и быть выполнены из любых подручных средств (щиты, ветки, доски), а вот лестница должна быть максимально надежной.

Мастерим огородное пугало

Все, конечно, прекрасно понимают, что огородным пугалом современных птиц не напугаешь, но смастерить забавный элемент садового декора приятно и просто для души. Даже, если нет дачи, чучело можно поставить в ближайшем палисаднике. Для основы подойдут два черенка от лопаты или палки разной длины - сколотите их крест-накрест. Чтобы сделать голову, возьмите обыкновенный полиэтиленовый пакет и набейте его соломой. Сформировавшийся шарик обтяните старыми капроновыми колготками. На месте глаз пришейте две большие синие пуговицы, рот вышейте стежками, используя толстую красную шерстяную нить. Таким же образом оформите ресницы и брови, а в качестве носа пришейте кусочек фланели. Волосы легко сделать из мочалки, ниток, соломы. На голову пугалу наденьте старую шляпу, вставив в нее гусиное перо. Принарядите вашего «страшилу» в старое платье с заплаткам из мешковины, на шею повяжите шарфик, в руки дайте ведерко.

Строим сказочное королевство
На прогулке предложите малышу соорудить из веточек сказочный домик для гномов и эльфов. Размеры этих существ совсем крошечные, поэтому и жилище им необходимо соответствующее. Помогите карапузу из палочек выстроить маленький шалашик, накройте его листочками, украсьте мелкими цветочками, ягодками, перышками. Если такое занятие придется по душе, можно выстроить и целый городок, огражденный по периметру керамзитом. Колодец выложите из спичек, дорожки - мелкими камушками, посадите прутики-деревья, озеро смастерите из пластиковой формочки, запустите лодочку - скорлупу грецкого ореха.

Любуемся звездным небом

Звездопад можно наблюдать каждый август. Своего апогея он достигает в двадцатых числах месяца, но рассматривать ночное небо интересно всегда. Объясните ребенку, что медленно двигающаяся «звездочка» - спутник либо самолет. Настоящие звезды, а, точнее, метеориты, падают стремительно. Научите определять растущую и убывающую луну (если она похожа на букву «с», то стареющая, если приставить воображаемую палочку и получится буква «р» - растущая). Отыщите Полярную звезду, покажите созвездия - Большую Медведицу и Кассиопею. Обратите внимание на скопление звезд - это Млечный Путь, наша галактика.

« Отличная игра - «Вышибалы» . Играть можно даже втроем, а уж если соберется большая компания… Правила простые - все бегают по игровому полю, пытаясь увернуться от мяча, который кидают двое ведущих. Тот, в кого попадают, выбывает. Но его можно вернуть, поймав «свечку». Светлана Сорокина, арт-директор

Горячая десятка идей

— Проводите утреннюю зарядку на свежем воздухе.
— Отправьтесь с ребенком на рыбалку.
— Обустройте балкон: вынесите хлам, посадите цветы, поставьте кресло.
— Погуляйте с зонтом под теплым летним дождем.
— Запеките картошку в углях от костра.
— Устройте праздник мыльных пузырей.
— Сходите в поход.
— Устройте завтрак на лоджии.
— Заройтесь на пляже в песок.
— Устройте пикник на свежем воздухе.

Детская площадка — идеальное место для индивидуальных и социальных игр. Здесь малыш делает свои первые, пусть неуверенные, шаги навстречу сверстникам. Это общение и «дружбу» можно назвать условными, но с чего-то нужно начинать...

СОВМЕСТНАЯ ИГРА. Всему ребенка нужно учить, ненавязчиво и «как будто». Это касается и общения со сверстниками. Приучайте кроху к детской компании с раннего возраста. Хорошо, если вы посещаете школу раннего развития. Можно также встречаться на детской площадке, гулять с малышами одного возраста, ходить друг к другу в гости, играть в совместные игры .

ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ . Многие родители, наблюдая «диковатость» своего крохи и видя в нем все задатки Маугли, переживают, как сложатся его социальные отношения. Как научить ребенка общению? Во-первых, не надо спешить. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента вашего ребенка. Во-вторых, сделайте процесс сближения с другими детьми постепенным, осторожным, но регулярным.

ИГРА «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» . Эта игра-визуализация поможет вашему крохе адаптироваться к миру других детей, довериться им, сделать «своими». Особенно она полезна робким малышам, которые боятся даже подойти к другим детям, не то, что играть с ними. Вам понадобятся детские журналы или журналы для родителей. Вырезайте из них изображения, где есть дети, и вклеивайте их в специальный альбом. Выбирайте самые разные картинки: ребенок смеется, плачет, играет, спит, ест. Среди «чужих» детей вклеивайте фотографии своего ребенка. Листайте вместе с малышом альбом, рассматривайте изображения (можно подписывать картинки), находите себя. Эта игра поможет малышу увидеть себя среди других.

КАК ОНИ ИГРАЮТ?

◈ До года малыши могут испытывать друг друга на прочность: потаскать за волосы или толкнуть. Не упускайте такие «выходки» без внимания, но и не перегибайте «воспитательную» палку.

◈ На втором году жизни начинается период подражания. Дети еще не ведут совместную игру, они всего лишь наблюдают друг за другом и копируют действия других детей (хорошие, и не очень). Другие могут расширить их представления о том, как можно играть с предметами. Пока что дети живут в параллельных мирах (даже в пределах узкой песочницы). У них нет желания делиться своими игрушками и своим пространством. Это абсолютно естественный процесс. Психологи говорят о том, что дети утверждают свои личностные границы. Это длительный процесс, который, в принципе, протекает всю жизнь.

◈ В конце второго года жизни начинается что-то похожее на игру. Дети учатся общаться. На первых порах у них свой интерес: ведь надо отстаивать свои права, враг в виде карапуза в коротких штанишках не дремлет. Детям пока что трудно принять правила игры. Робкие и закрытые малыши «проигрывают» по всем фронтам. Сильные и активные уже могут завоевать авторитет с помощью своей скромной харизмы или физической силы. Слабые следуют за сильными. Этот социальный закон уже работает в детской среде.

Если ребенок не кочет делиться игрушкой?

Не спешите обвинять его в жадности, не пытайтесь рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предложите выгодный взаимообмен: обменяйтесь игрушками с другим малышом на время игры! Если ребенку трудно делиться, научите его меняться. Этот метод испробован не одной мамой и дает свои положительные результаты. Обмен — первое взаимодействие со сверстниками.