Рабочая программа кружка волейбол. Рабочая программа кружка «Волейбол

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ямашская ООШ»

Альметьевского муниципального района.

Согласовано: Утверждаю:

зам. директором по УВР директор школы

« »________________ 2014год « »______________2014 год

____________________________ ___________________________

Г.М Швецова М.М Мингазов

Рабочая программа дополнительного образования

кружок по волейболу.

Составила: учитель по физической культуре Варламова А.В

2014 год.

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на основе требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

Рассчитана на 1 часа в неделю.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

Цели и задачи

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

укрепление здоровья;

содействие правильному физическому развитию;

приобретение необходимых теоретических знаний;

овладение основными приемами техники и тактики игры;

воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

привитие ученикам организаторских навыков;

повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;

подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы : создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.

Наглядные методы : применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы :

метод упражнений;

соревновательный;

круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально-техническое обеспечение занятий.

Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.

Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

сетка волейбольная- 2шт.

стойки волейбольные- 2 шт.

гимнастические скамейки-10шт.

гимнастические маты-6 шт.

скакалки- 5 шт.

мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.

мячи волейбольные - 5 шт.

рулетка- 1шт.

Учебно-тематический план

(38 часов).

Тематика занятий:

Теория (2 часа ). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

Техническая подготовка (20 часа).

Овладение техникой передвижения и стоек.

Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой

(овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

Тактическая подготовка (10 часов)

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования (2 часа)

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Контрольные испытания.

общефизическая подготовка .

Бег 30 м 6х5м. на расстоянии 5 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Техническая подготовка.

Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

Испытание на точность передачи через сетку.

Испытания на точность подач.

Испытания на точность нападающего удара.

Испытания в защитных действиях.

Тактическая подготовка.

Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.

Поурочное планирование по волейболу.

Тема занятия

Дата проведения

По плану

Фактически

Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного волейбола.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оснащение спортсмена. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности.

Правила соревнований по волейболу. Судейская и инструкторская практика. Перемещения и стойки.

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Передача сверху двумя руками над собой.

Контрольные нормативы: ОФП.

Упражнения для развития мышц ног и таза. Передача сверху двумя руками в парах.

Упражнения с набивными мячами. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

Бег с препятствиями. Кросс. Прием мяча снизу двумя руками над собой.

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками над собой.

Прием мяча снизу двумя руками в парах. Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Нижняя прямая подача.

Нижняя прямая подача. Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Нижняя боковая подача.

Упражнения для развития мышц ног и таза. Верхняя прямая подача

Упражнения для мышц шеи и туловища. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передача мяча сверху двумя руками в зоны 4,2 после приема мяча снизу в зонах 1,6,5 в зону 3.

Акробатические соединения. Нападающий удар по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу, установленному в держателе.

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Нападающий удар после передачи партнера.

Правила игры в волейбол. Учебно-тренировочная игра с заданиями. Инструкторская и судейская практика.

Контрольная игра.

Упражнения с резиновыми мячами. Одиночное блокирование прямого нападающего удара, стоя на подставке.

Упражнения для развития гибкости. Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Верхняя передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению).

Упражнения для развития выносливости. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости об нее.

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча сверху двумя руками после подачи в зонах 6,5,1 и зону 3(2).

Нижняя прямая подача на точность. Прием мяча снизу двумя руками на точность в зоны 3,4,2.

Нижняя боковая подача на точность.

Верхняя подача на точность. Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

Одиночное блокирование прямого нападающего удара. Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Двойной блок прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2.

Тактика нападения: индивидуальные действия. Тактика нападения: групповые действия. Упражнения для развития ловкости.

Тактика нападения: командные действия.

Контрольная игра

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4. Прием мяча сверху двумя руками после подачи в зонах 6,5,1 и зону 3(2).

Контрольные нормативы: ОФП.

Инструкторская и судейская практика. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

Инструкторская и судейская практика. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

Контрольная игра. Тактика нападения: командные действия.

Резервный урок.

Тематическое планирование кружка «Волейбол»

(1 час в неделю - 34 часа в год.)

Наименование тем и разделов программы

Техника безопасности на занятиях кружка

Специальная физическая подготовка

Упражнения с набивным мячом

Броски двумя руками из-за головы с максимальным прогибом

Броски мяча «крюком» через сетку

Упражнения с волейбольным мячом

Верхняя боковая подача у сетки

Верхняя прямая и нижняя прямая подачи

Упражнения для развития выносливости

Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх

Прыжки на одной ноге и обеих на месте и в движении

Техника и тактика игры в волейбол

Прием и передача мяча

Передача мяча сверху двумя руками

Прием мяча снизу двумя руками вверх и назад

Отбивание мяча через сетку в прыжке кулаком и верхней передачей

Прием мяча сверху в падении

Прием одной рукой снизу в падении

Передача мяча, стоя спиной к подаче

Подачи мяча

Прямая нижняя подача

Прямая верхняя подача

Боковая верхняя подача

Подачи подряд одним занимающимся

Нападающие удары

Прямой нападающий удар

Метание теннисного мяча через сетку с места и разбега правой и левой руками

Подбрасывание теннисного мяча вверх и нападающий удар через сетку

Нападающий удар через сетку после подбрасывание мяча партнером

Удары по мячу у стены на месте и в прыжке

Прямой нападающий удар из различных зон

Блокирование

Подводящие и подготовительные упражнения для одиночного

блокирования

Перемещения у сетки

Прыжки у сетки с вытянутыми вверх руками

Блокирование теннисной ракеткой

Блокирование над сеткой легких резиновых мячей

Блокирование, стоя на подставке

Блокирование прямого нападающего удара

Двойное блокирование прямого нападающего удара

Пояснительная записка

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся 11-14 лет. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие во внутри школьных соревнованиях.

Работа секции предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для учащихся посещающих секцию первый год ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.

Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.

Цель: совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно - сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата. Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды.

Задачи: 1. Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию.

    Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям.

    Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям

физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

Программа

кружка «волейбол»

Пояснительная записка.

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на четыре года обучения.

В соответствии с годами обучения все занимающиеся в кружке, в зависимости от возраста, делятся на две учебные группы:

Группы начальной подготовки первого года обучения (11-12 лет)

Учебно-тренировочные группы первого года обучения (15-18 лет)

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Задачи кружка заключаютсяв содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников Родины.

Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьного коллектива физической культуры, по месту жительства и активных помощников в летних лагерях отдыха.

Основной принцип работы кружка по волейболу- выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Основной целью занятий, работы в учебно-тренировочных группах является:

    дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также

    знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

В процессе занятий в учебно-тренировочных группах решаются задачи:

    содействие правильному физическому развитию детей и подростков;

    повышение общей физической подготовленности;

    развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;

    дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;

    приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

    подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Цель занятий:

Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой

и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.

- укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

Обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;

Теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;

Воспитание гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников

Подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей)

по волейболу для школьного коллектива физической культуры.

Формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение необходимых

волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления

на районных соревнованиях.

Задача занятий:

Овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;

Развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту

движений, скоростно-силовые качества, выносливость.

Воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,

дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,

Воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;

Учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.

Участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;

В годичном цикле учебно тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах уменьшается объём общей физической подготовки и увеличивается объём тактической подготовки.

Учебные группы кружка комплектуются отдельно для мальчиков и девочек. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 3 ч.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями кружка совместно с занимающимися.

В кружок принимаются дети, имеющие разрешение родителей и допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Условия реализации программы секции спортивных игр «волейбол»:

Для более успешной и квалифицированной работы кружка рекомендуется на основе распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно: для групп начальной подготовки – на 32 занятия (64ч. в год); для учебно-тренировочных групп – на 32занятия (96ч. в год).

Материально-технические условия:

Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 1 штука.

2. Стойки волейбольные - 2 штуки.

3. Гимнастическая стенка - 6 – 8 пролётов.

4. Гимнастические скамейки - 3 - 4 штуки

5. Гимнастические маты - 3 штуки.

6. Скакалки - 30 штук.

7. Мячи набивные - 12 штук.

8. Гантели различной массы - 15 штук.

9. Мячи волейбольные - 15 штук.

(для мини-волейбола) - 15 штук.

10. Рулетка - 1 штука.

Педагогические условия:

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;

Соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

Создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование

учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:

    программа спортивной секции «волейбол»;

    годовой план - график прохождения материала;

    поурочные планы;

    журнал учёта работы, посещаемости.

Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.

С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.

Руководитель кружка должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.

Вся воспитательная работа в кружке волей бола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Программа кружка «волейбол» адресована: детям – подросткам в возрасте от 10 до 18 лет обучающимся Шекшемской средней школы проживающих в п. Шекшема Шарьинского района Костромской области. Количество обучаемых в кружке - 12-15 человек.

Место и время проведения занятий:

Занятия кружка «волейбол» проводятся в спортивном зале

МОУ Шекшемская средняя школа: 2 раз в неделю, 3 академических часа (по 45мин.)

Вторник – 18 00 – 20 00 , пятница – 18 00 – 20 00

Контроль за деятельностью по реализации программы кружка «волейбол»:

- Деятельность по реализации программы осуществляет учитель физической культуры Атаханов А.А.,

Ожидаемые результаты работы:

Учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;

Овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);

Учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;

Самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;

Могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;

Умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов;

Участвуют в спартакиаде школы по волейболу;

Выполнение начальных спортивных разрядов,

Тематический план занятий

занятий учебно-тренировочной группы первого года обучения (11-18лет)

п/п

Наименование темы

количество часов

всего

теоретичес-кие занятия

практичес-кие занятия

1

2

3

4

5

1.

2.

3 .

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма

Основы методики обучения в волейболе

Правила соревнований, их организация и проведение

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Контрольные игры и соревнования

Контрольные испытания

Экскурсии, походы, посещения соревнований

1

1

1

1

1

2

31

142

20

6

10

1

1

1

1

1

2

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

30

141

19

6

10

Итого:

160

2

158

Программа

Теоретические занятия 2(часа )

Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств о бщей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Практические занятия – 66 (часов)

Общая физическая подготовка.

Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

Совершенствование навыков естественных видов движений;

Подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения.

-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

-Упражнения для туловища и шеи.

-Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

- Бег.

- Прыжки.

- Метания.

Спортивные игры.

Подвижные игры:

Ходьба на лыжах и катание на коньках.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий

Подвижные игры:

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

Практические занятия по технике нападения .

Действия без мяча. Перемещения и стойки : - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. : - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: -

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

Действия с мячом. Приём мяча:

Блокирование

Практические занятия по тактике нападения .

Индивидуальные действия.

Групповые действия.

Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры . Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Физическое развитие и физическая подготовленность

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Техническая подготовленность

1.

2.

3.

4.

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

4

3

3

8

3

Экскурсии, походы, посещения соревнований. Экскурсии в музеи, на выставки. Многодневные туристические походы. Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.

План - график

п / п

Номер и дата занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Теория:

секции волейбола

Практика

Перемещения и стойки:

Передача мяча сверху двумя руками :

Подача мяча: - верхняя прямая

Нападающие удары.

Приём мяча:

а) снизу двумя руками;

Блокирование.

Индивидуальные действия.

б)

Групповые действие.

Командные действия.

Контрольные испытания

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

Практика судейства

План - график

прохождения учебного материала по волейболу

п / п

Номер и дата занятия

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Теория:

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

Техника безопасности на занятиях

секции волейбола

Практика

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

Передача мяча сверху двумя руками :

а) из глубины площадки для нападающего удара;

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

Подача мяча: - верхняя прямая

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

Приём мяча:

а) снизу двумя руками;

б) нижняя передача на точность;

в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.

Индивидуальные действия.

а) выбор места при приёме нижней и верхней подач

б) определение времени для отталкивания при блокировании

в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные испытания

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

Практика судейства

План - график

прохождения учебного материала по волейболу

п / п

Номер и дата занятия

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

Теория:

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

Техника безопасности на занятиях

секции волейбола

Практика

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

Передача мяча сверху двумя руками :

а) из глубины площадки для нападающего удара;

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

Подача мяча: - верхняя прямая

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

Приём мяча:

а) снизу двумя руками;

б) нижняя передача на точность;

в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.

Индивидуальные действия.

а) выбор места при приёме нижней и верхней подач

б) определение времени для отталкивания при блокировании

в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные испытания

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

Практика судейства

План - график

прохождения учебного материала по волейболу

п / п

Номер и дата занятия

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Теория:

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

Техника безопасности на занятиях

секции волейбола

Практика

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

Передача мяча сверху двумя руками :

а) из глубины площадки для нападающего удара;

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

х

х

х

х

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

х

х

х

х

5.

Подача мяча: - верхняя прямая

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

6.

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

7.

Приём мяча:

а) снизу двумя руками;

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

б) нижняя передача на точность;

х

х

х

х

х

в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

х

х

х

х

х

г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

х

х

х

х

х

8.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.

9.

Индивидуальные действия.

а) выбор места при приёме нижней и верхней подач

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

б) определение времени для отталкивания при блокировании

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

х

х

х

х

х

10.

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

11.

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

12.

Контрольные испытания

х

х

13.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

14.

Практика судейства

х

х

х

х

х

х

х

План - график

прохождения учебного материала по волейболу

п / п

Номер и дата занятия

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Теория:

1.

Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу.

х

х

х

х

х

х

х

2.

Техника безопасности на занятиях

секции волейбола

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Практика

2.

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств.

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты.

3.

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

4.

Передача мяча сверху двумя руками :

а) из глубины площадки для нападающего удара;

х

х

х

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

х

х

х

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

х

х

х

5.

Подача мяча: - верхняя прямая

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

6.

Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.

х

х

х

х

х

х

х

х

7.

Приём мяча:

а) снизу двумя руками;

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

б) нижняя передача на точность;

х

х

х

в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

х

х

х

г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

х

х

х

х

8.

Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

х

х

х

х

х

х

х

х

Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты.

9.

Индивидуальные действия.

а) выбор места при приёме нижней и верхней подач

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

б) определение времени для отталкивания при блокировании

х

х

х

х

х

х

х

х

в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

х

х

х

10.

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

11.

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

12.

Контрольные испытания

х

х

13.

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

х

х

х

х

х

х

х

х

14.

Практика судейства

х

Рабочая программа кружка

« Волейбол »

5-11 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Магоновой Е.А.

Учителем физической культуры

1 квалификационной

2015- 2016

учебный год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъ-

емлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных на-

правлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Предлагаемое вниманию учителей и методистов пособие предназначено для спортивно-оздоровительной работы с уча-

щимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-9 и 10-11 классах по разделу «Волейбол» школьной программы.

Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.). Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловко-

стью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма,

скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу и в самостоятельных занятиях.

Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.

При написании методического пособия авторы руководствовались: требованиями нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе

новым федеральным государственным образовательным стандартом общего образования; действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных учреждений.

В пособии использованы данные научных исследований и спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры и спорта.

Данаая рабочая программа разработана на основе методического пособия «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.» Москва: «Просвещение» 2011 г.

Краткая характеристика

волейбола

Волейбол (англ. volleyball - отбивать мяч на лету) игра с мячом двух команд по 6 человек на площадке 18_9 м, разделённой пополам сеткой.

Цель игры - ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд.

Задачи игроков - в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или заставить соперника совершить ошибку.

Место для игры. Площадка для игры в волейбол представляет собой прямоугольник размером 18_9 м.

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет её на две равные половины (9_9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина всех линий разметки 5 см. Она входит в размеры площадки. На каждой половине площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (её ширина входит в размеры передней зоны) и продолжена за боковыми линиями дополнительными прерывистыми линиями - пятью короткими 15-сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесёнными через 20 см.

Мяч. Имеет наружную оболочку из мягкой кожи (рис. 1). Окружность мяча 65-67 см, вес 260-280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Наиболее оптимальна комбинированная

бело-жёлто-синяя расцветка мяча.

Основные правила игры

Перед началом игры . Судья проводит между капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сторону упадёт монета (орёл или решка). Команде капитана, от-

ветившего правильно, предоставляется право выбрать сторону площадки или первыми подавать мяч. Проигравший принимает оставшуюся альтернативу.

Начальная расстановка игроков на площадке . В игре участвует шесть игроков от каждой команды. Игроки на площадке располагаются следующим образом: три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний левый игрок),3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок), другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (за-

дний правый игрок). В момент подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

Начало игры . Игра начинается по свистку судьи с подачи, которую выполняет задний правый волейболист, находящийся в зоне подачи. Игрок подаёт мяч, ударяя кистью, чтобы он перелетел через сетку на сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача может быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией

поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы площадки или пока команда не совершит ошибки. Команда, выигравшая розыгрыш, получает очко.

При получении права на подачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну позицию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т. д.

Продолжительность игры . Игра может состоять из 3 или 5 партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра продолжается, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24, 27:25, …). Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч команда получает 1 очко. По окончании каждой партии команды меняются сторонами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин.

При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий, или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) играется решающая третья (пятая) партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. После набора одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, сохраняя прежнюю расстановку игроков. Если играется решающая партия, то должна быть проведена новая жеребьёвка.

Либеро . Это игрок оборонительного плана, который может находиться в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он имеет форму, по цвету отличающуюся от формы других игроков команды. Основная его функция в игре - защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, на страховке. Ему не разрешается выполнять атакующий из любой точки площадки, если на момент удара мяч полностью находится выше верхнего края сетки. Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осуществление попытки блокирования. Ошибки, влекущие проигрыш очка:

мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями; волейболист дважды подряд касается мяча (двойное касание); игрок касается сетки при игровом действии с мячом; волейболист проникает на площадку соперника; игрок задней линии выполняет атакующий удар (т. е. удар, в результате которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если при этом мяч находится

выше уровня сетки; производится касание мяча, приводящее к его «задержке» (т. е. бросок мяча) игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве соперника, касается мяча до или во время атакующего удара соперника; мяч уходит «за»; мяч касается площадки команды.

Организация и проведение занятий

по волейболу

Во внеурочной деятельности учащиеся общеобразовательной школы занимаются волейболом в школьной спортивной секции, участвуют во внутришкольных и внешкольных соревнованиях по волейболу. Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по волейболу являются: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха; формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; обучение технике и тактике игры в волейбол;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у учащихся необходимых теоретических

знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Занятие по волейболу состоит из трёх взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

Подготовительная часть (разминка) обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.

Примерное содержание подготовительной части занятия:

1. Ходьба в колонне по одному: обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук (круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями); на носках; на внешней и внутренней стороне стоп; в полуприседе; приседе.

2. Медленный бег в колонне по одному (1,5-2 мин): лицом вперёд; приставными шагами левым и правым боком вперёд; спиной вперёд; «змейкой».

3. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

4. Общеразвивающие и специальные подготовительные

упражнения.

5. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки вверх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперёд, боком и спиной вперёд; с поворотом на 180o.

Методическое указание. Координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включёнными в основную часть занятия.

В основной части занятия решаются следующие основные задачи: обучение технике и тактике игры, их закрепление и совершенствование; формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре; развитие физических способностей. В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока. Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно сложные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед

началом освоения новых движений. Упражнения на совершенствование технических приёмов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, с перемещением в противоположную колонну. Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные, скоростно-силовые, координационные

упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость. В связи с тем что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и со-

ревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования - кто лучше, точнее, быстрее). Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой. Перед двусторонней игрой учитель распределяет учащихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимающихся. При необходимости следует останавливать игру, давать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приёмов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые

учащимися ошибки.

В заключительной части занятия подводят итоги, отмечают положительные моменты и допущенные недочёты, дают задание для самостоятельной работы. Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания: по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей); по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе); по тактической подготовке (изучение тактики по игровым функциям, решение тактических задач)

Основные требования к уровню

подготовленности учащихся по разделу

«Волейбол» школьной программы

В результате изучения раздела «Волейбол» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:

знать

значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; правила безопасного поведения во время занятий волей-

болом; названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники; наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, вынос-

ливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; основное содержание правил соревнований по волейболу; жесты волейбольного судьи; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

уметь

соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом; выполнять технические приёмы и тактические действия; контролировать своё самочувствие (функциональное со-

стояние организма) на занятиях волейболом; играть в волейбол с соблюдением основных правил;

демонстрировать жесты волейбольного судьи; проводить судейство по волейболу.

Физическая подготовка в волейболе направлена на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей систем организма, несущих основную нагрузку в игре.

Физическая подготовка является важным условием успешного освоения технических приёмов и тактических действий, а также надёжности игровых действий волейболистов в про-

цессе соревновательной деятельности. Она является как бы фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство волейболиста. Эффективность физической подготовки зависит от правильного выбора средств (общеразвивающих и специально подготовительных упражнений), которые характеризуются определённым тренировочным эффектом и позволяют целенаправленно воздействовать на развитие физических способностей, специфических для волейбола (прыгучесть, быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, прыжковая выносливость и др.), а также от умелого применения

методов выполнения физических упражнений. Приобретаемый в процессе физической подготовки уро-

вень развития физических способностей называется физической подготовленностью .

Скоростные способности

Скоростные способности - возможности человека, обеспечивающие выполнение им двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Основы физической

Подготовки

В волейболе к числу основных скоростных способностей относятся: 1) быстрота двигательной реакции на движущийся объект; 2) быстрота одиночного движения; 3) быстрота перемещения. Основными средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, т. е. скоростные упражнения .

Двигательная реакция - это умение быстро и точно реагировать в различных условиях двигательной деятельности.

Реакция на движущийся объект - это реагирование на движущийся объект (мяч, перемещение игроков своей команды и команды соперника и т. д.). Волейболист должен увидеть мяч, посланный соперником

или игроком своей команды, оценить направление и скорость его полёта, выбрать план действий и начать незамедлительно и эффективно действовать. Особенно ярко эти требования проявляются в игре у сетки и приёме подачи.

Упражнения

1. В парах. Встречные неточные передачи мяча с перемещением игроков вправо, влево, вперёд, назад.

2. Четыре-пять занимающихся становятся по кругу диаметром 4-5 м примерно на равном расстоянии друг от друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый из школьников поочерёдно выполняет передачу мяча над собой и делает ускорение вперёд; следующий за ним партнёр занимает его место

и осуществляет приём и передачу мяча над собой и т. д.

3. Подвижные игры с быстрым реагированием на движущийся объект или предмет: «Салки», «Подвижная цель»,«Охотники и утки», «Перехвати мяч», «В одно касание» и др.

Методическое указание. При выполнении упражнений следует постепенно увеличивать скорость полёта мяча, внезапность его появления, сокращать путь полёта.

Родиночного движения. Проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные действия (например, удар рукой по волейбольному мячу; выпад вперёд (в сторону) при приёме быстролетящего мяча и др.).

Упражнения : одиночные движения рукой, ногой на скорость выполнения.

Быстрота перемещения. Проявляется в способности преодолевать определённое расстояние в наиболее короткий отрезок времени и своевременно выходить к быстролетящему мячу.

Упражнения

1. Пробегание с максимальной скоростью коротких отрезков 5-10 м с места и с ходу.

2. Стартовый рывок на 6-9 м из различных исходных положений: стойка волейболиста; стоя боком к направлению движения; стоя спиной к направлению движения; из приседа; из упора присев; из упора лёжа; из упора лёжа на бёдрах; из положения лёжа на груди, сед согнув ноги и др.

3. Бег от лицевой линии волейбольной площадки к средней линии (сетке) из различных исходных положений: стойка волейболиста; выпад вперёд; выпад в сторону; полуприсед; присед; сед; сед согнув ноги; упор на коленях и др. по звуковому сигналу (свисток, команда «Марш!» или хлопок ладонями) и зрительному ориентиру (подброшенному вверх волейбольному мячу).

4. Из основной стойки волейболиста выпад вправо (влево), назад (вперёд) и стартовый рывок 6-9 м.

5. Быстрые перемещения (влево, вправо, вперёд, назад) с последующей имитацией технического приёма или выполнением его.

6. В парах. После передачи мяча обежать партнёра и вернуться на исходную позицию. Партнёр одну передачу выполняет над собой и повторяет действия первого.

7. Передача мяча над собой в 3 м от сетки. По сигналу рывок до сетки, коснуться её рукой и вернуться на исходную позицию, продолжая выполнять передачи над собой.

8. Игры и эстафеты с бегом на короткие дистанции: «День и ночь», «Рывок к мячу», «Встречная эстафета», «Кто первый» и др.

Скоростно-силовые способности

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Для волейболистов наиболее важное значение имеют:

прыгучесть - способность к выполнению прыжков с большой высотой подъёма ОЦМТ или с высокой дальностью; скоростная сила (скорость и сила одиночного движения) - атакующий удар, подача мяча.

Прыгучесть зависит от развиваемой в отталкивании мощности, что, в свою очередь, связано с уровнем взрывной силы - способности проявлять большие величины силы в наименьшее время.

Специфическими особенностями проявления прыгучести

в волейболе являются: быстрота и своевременность прыжка; выполнение прыжка с места или небольшого разбега, преимущественно в вертикальном направлении (блокирование, нападающие удары);

выполнение прыжка с высоко поднятыми руками (блокирование); неоднократное повторение прыжков (при блокировании атакующих ударов соперника). Уровень развития прыгучести зависит от силы мышц бедра, голени, стопы. Однако у большинства учащихся, занимающихся волейболом, эти группы мышц остаются наиболее слабым звеном опорно-двигательного аппарата. Для развития прыгучести необходимо систематически применять специальные прыжковые упражнения:

1) с преодолением веса собственного тела;

2) с внешним отягощением (гантели, гири, диски и гриф от штанги и др.);

3) с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря (гимнастические скамейки, стенки, гимнастический конь, легкоатлетические барьеры, разновысокие тумбы, набивные мячи, скакалки и др.);

4) игры и эстафеты с прыжками.

Прыжковые упражнения с преодолением веса собственного тела

1. Прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками. Прыжки выполняются толчком двух ног, приземление - на упругую стопу.

2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа толчком двух ног и взмахом рук. Упражнение выполняется сериями по 10-15 повторений.

3. Прыжки с места вперёд толчком двух ног с последующим быстрым отталкиванием вверх.

Методическое указание. Для проявления максимальных усилий в отталкивании желательно подвесить на разной высоте ориентиры (например, волейбольные мячи), которые надо достать руками.

4. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед - прыжок.

5. Выпрыгивания волейболистов из полуприседа и глубо-

кого приседа после одного приставного шага (имитация блокирования).

Прыжковые упражнения с внешним отягощением не-

большого веса

1. Выпрыгивания вверх с гантелями в руках из: а) полуприседа; б) приседа.

2. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа с выносом набивного мяча вверх на прямые руки.

3. Прыжки вверх на месте и с продвижением вперёд на двух ногах, удерживая набивной мяч на прямых руках над головой.

Прыжковые упражнения с использованием вспомогательного оборудования и спортивного инвентаря

П р ы ж к о в ы е у п р а ж н е н и я с о с к а к а л к о й

1. Прыжки через скакалку поочерёдно на одной и двух ногах.

Методическое указание. Упражнение выполняется на передней части стопы (не касаясь пяткой опоры) с незначительным сгибанием ног в коленных суставах.

2. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах на гимнастическом мате.

Прыжковые упражнения с использованием повышенной

опоры

1. Многократные напрыгивания и спрыгивания с повышенной опоры 40-50 см и выше (тумба, сложенные гимнастические маты) толчком двумя ногами.

2. Напрыгивание на возвышение (40-50 см) с последующим быстрым отталкиванием вверх обеими ногами.

3. Спрыгивание с повышенной опоры (40-50 см) с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги с последующим быстрым и мощным прыжком вверх с имитацией:

блокирования; атакующего удара.

Методическое указание. Прыжковые упражнения выполняются с максимальными усилиями в отталкивании.

Для развития скоростной силы необходимо применять специальные упражнения с быстрыми движениями и небольшими внешними сопротивлениями.

У п р а ж н е н и я с н а б и в н ы м м я ч о м

1. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз, стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимна стический мат, через сетку).

2. Броски набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками: а) стоя на одном колене; б) стоя на коленях; в) сидя.

3. Броски набивного мяча (1 кг) одной рукой в прыжке в стену и ловля стоя на площадке.

4. Спрыгивание с повышенной опоры (30-50 см) с набивным мячом в руках с последующим прыжком вверх и выполнением броска набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками с сильным завершающим движением кистями рук.

Координационные способности

Координационные способности определяют быстроту освоения новых движений, а также умения точно, целесообразно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, перестраивать двигательную деятельность при неожиданных (постоянно меняющихся) ситуациях. Основным средством развития и совершенствования ко-

ординационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны .

В волейболе к числу основных координационных способностей относятся:

способность занимающегося к ориентированию в пространстве; способность к быстрому перестраиванию своих двигательных действий при изменении ситуации на игровой площадке.

Способность к ориентированию в пространстве проявляется в умении точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении.

Упражнения

1. Прыжок вверх после поворота на 90, 180о.

2. Челночный бег от лицевой линии волейбольной площадки к сетке лицом вперёд и обратно спиной вперёд.

Методическое указание. Упражнение выполнять в быстром темпе в течение 10-15 с.

3. Челночный бег с касанием рукой линий на волейбольной площадке: лицевой (стартовой) и на расстоянии 3, 6, 9 м от неё.

4. Бег к набивным мячам в исходном положении спиной вперёд.

Методическое указание. Занимающийся стоит на линии нападения волейбольной площадки перед набивным мячом. Позади него расположены ещё 4 набивных мяча - два на пересечении средней и боковой линий (с обеих сторон) и два на линии нападения на противоположной половине площадки на расстоянии 3 м друг от друга с пронумерованными цифрами от 1 до 4, но не по порядку. Как только преподаватель (тренер) называет цифру, занимающийся быстро поворачивается и бежит к мячу с указанным номером, касается его и бежит назад к мячу, расположенному на лицевой линии. Как только занимающийся касается мяча, преподаватель (тренер) называет новую цифру и т. д.

5. Подбросить волейбольный мяч вперёд-вверх, выполнить кувырок вперёд, быстро встать и поймать летящий мяч (или выполнить передачу партнёру). Способность к перестраиванию двигательных действий

проявляется в умении быстро переключаться от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Упражнения

1. Скоростной рывок от лицевой линии до линии нападения, далее боком до сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки, далее спиной вперёд до лицевой линии.

2. Выпрыгивание вверх с быстрым переходом на бег спиной вперёд после приземления.

3. Выпрыгивание вверх, быстрый поворот на 180о после приземления и скоростной рывок на 6-9 м.

4. Скоростной рывок от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх - перемещение назад спиной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх.

5. Скоростной рывок до сетки, имитация нападающего удара, бег спиной вперёд к лицевой линии площадки.

6. Скоростной рывок от лицевой линии до сетки, три прыжка, имитирующих постановку блока, бег спиной вперёд до лицевой линии.

7. В парах. Партнёры стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается

приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия.

8. В парах. Партнёры («нападающий» и «блокирующий») стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. «Нападающий» с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно выбрать место и преградить блоком путь мячу.

9. В парах. Один выполняет кувырок вперёд, второй набрасывает мяч в сторону или впереди первого. Передачей возвратить мяч партнёру.

Выносливость

Выносливость - это способность организма человека противостоять развивающемуся утомлению или снижению работоспособности. Выносливость характеризуется предельным

временем выполнения заданной работы. В волейболе большое значение имеет специальная вынос-

ливость (игровая и прыжковая выносливость).

Специальная (игровая) выносливость - способность эффективно выполнять технические приёмы и тактические действия, несмотря на возникающее утомление.

Упражнения

1. Быстрые передачи волейбольного мяча о стену в течение 1 мин: на месте; в движении в правую и левую сторону.

2. Челночный бег 10_6 м, 10_9 м.

3. Челночный бег 4_6 м и две подачи на точность после бега, 2-3 серии.

4. Челночный бег 4_3 и 3-4 передачи мяча на точность в мишень на стене, 2-3 серии.

5. Челночный бег на 9-3-6-3-9 м с приёмом мяча в конце каждой дистанции.

6. Бег «ёлочкой».

7. Приседание и резкие разгибания ног с взмахом рук вверх в течение 30 с.

8. Двусторонняя игра с повышенной интенсивностью уменьшенными составами: 4_4; 3_3; 2_2.

Методическое указание. Игра проводится без пауз и остановок. Как только мяч выходит из игры, тут же вводят второй и т. д. В игре «четыре на четыре» применяются два способа расстановки игроков: первый - два игрока у сетки, зоны 4 и 2, два игрока на задней линии, зоны 1 и 5; второй - один игрок у сетки, зона 3, три игрока на задней линии, зоны 1, 6, 5. В игре «три на три» применяется следующий способ размещения игроков на площадке: один игрок у сетки, зона 3, и два - на задней линии, зоны 1 и 5. Все игроки могут уча-

ствовать и в блокировании, и в нападении. В игре «два на два» игроки размещаются в зонах 1 и 5.

9. Двусторонняя игра 1_1.

Методическое указание. Игра проводится только в передней зоне игровой площадки. Игрок может владеть мячом от одного до трёх поочерёдных касаний подряд, после чего мяч следует направить

через сетку.

Прыжковая выносливость - способность к продолжи-тельному выполнению прыжковых упражнений.

Упражнения

1. Прыжки через скакалку на двух ногах в быстром темпе 1-3 мин.

2. Прыжки толчком одной и двумя ногами влево-вправо через 4-5 скамеек (установленных без промежутков по длине): на месте (1 мин); с продвижением вперёд.

3. Прыжки через скамейки с продвижением вперёд на обеих ногах.

Методическое указание. На площадке устанавливается 10 гимнастических скамеек на расстоянии 1-1,5 м одна от другой.

4. Стойка ноги врозь на двух параллельных скамейках, в руках гиря 8-16 кг (или диск от штанги 5-10 кг). Многократные выпрыгивания из глубокого приседа вверх толчком двух ног и приземлением на скамейки.

Методическое указание. Следить, чтобы спина и руки (в локтевых суставах) не сгибались.

5. Многократные прыжки у сетки с имитацией блокирования.

6. Челночное передвижение вдоль сетки приставными шагами 4_9 м - через каждые два шага имитация блокирования.

7. Челночный бег у сетки 4_6 м, при каждой остановке (смене направления движения) имитация блокирования, 2-3 серии.

Методическое указание. При беге и прыжках усилия максимальные.

8. То же, но после одной остановки выполнить имитацию нападающего удара, после другой - блокирование.

9. Игры и эстафеты с многократными прыжками.

Дозировка упражнений для прыжковой выносливости: не менее 15 прыжков в серии (3-4 серии).

Гибкость

Гибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Применительно к отдельным суставам применяется термин «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых суставах».

В волейболе наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, плечевого, тазобедренного и коленного суставов. Она обеспечивает быстроту движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении технических приёмов. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела волейболиста.

В качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, их называют упражнениями на растягивание. Упражнения на гибкость включают в подготовительную часть занятия. Их следует выполнять до появления ощущения лёгкой болезненности.

Календарно-тематическое

№ п/п

Тема урока

Дата

Стойка игрока (исходные положения)

Перемещения в стойке приставными шагами: правым,

левым боком, лицом вперёд

вороты, прыжки вверх)

опорном положении)

Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сет-

ки и через сетку)

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в на-

правлении передачи

Нижняя прямая

Верхняя прямая

Приём мяча снизу двумя руками

Приём мяча сверху двумя руками

Приём мяча, отражённого сеткой

Одиночное блокирование

Групповое блокирование (вдвоём, втроём)

Страховка при блокировании

Индивидуальные тактические действия в нападении

и защите

Групповые тактические действия в нападении и защите

Двусторонняя учебная игра

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

Судейство игры в волейбол

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, по-

вороты, прыжки вверх)

Прямой нападающий удар(по ходу)

Командные тактические действия в нападении и защите

Нижняя прямая

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в

опорном положении)

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

Игры, развивающие физические способности

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

Одиночное блокирование

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в

опорном положении)

Литература

1.Внеурочная деятельность учащихся: «Волейбол»; Москва: «Просвещение» 2012г.

Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов