Уддияна бандха — техника выполнения упражнения для начинающих. Психологическое воздействие на организм. Не получается сильно втянуть живот

Вполне логично затронуть и уддияну — очень важную и полезную практику. Уддияна бандха или брюшной замок — это «символ восходящего полета «; практика несложная, но ее пользу нельзя переоценить. Как вам, например, такое: регулярное выполнения этой бандхи способно замедлить процессы старения в теле, а также наполнить его энергией!

Сила уддияны в ее мощном энергетическом воздействии, важной составляющей которого является сублимация сексуальной энергии, ее перенаправление в высшие центры, что, в целом, способствует омоложению организма, повышению его жизнестойкости.

Техника выполнения

Есть две базовых техники: сидя и стоя — рассмотрим обе.

1. В положении сидя. Примите любую медитативную позу (но колени должны быть на полу). Ладони положите на колени, глаза закрыть, расслабиться. Это исходное положение.

Теперь закройте глаза и глубоко вдохните. На задержке дыхания выполните , после чего втяните (даже, скорее, подтяните) мышцы живота движением внутрь и вверх. Это конечная форма, удерживать которую нужно столько, насколько вы можете задержать дыхание.

Выход из бандхи: медленно расслабьте мышцы живота, прервите джаландхару и поднимите голову, выдохните. После того, как нормальное дыхание восстановится, повторите уддияна бандху.

Основные моменты практики

  • Выполняйте не более 10 повторов уддияны за одно занятие. Поначалу, лучше вообще ограничиться двумя-тремя повторами.
  • Естественно, практиковать ТОЛЬКО на пустой желудок (или через 3 часа после еды).
  • Внимание на манипура-чакре, что расположена на уровне солнечного сплетения.
  • В русле практики йоги уддияна-бандху лучше выполнять перед медитацией, но после поз йоги и пранаям (это, если вы практикуете ее отдельно, не как встроенную технику). Она отлично сочетается с мудрами и дыхательными упражнениями йоги.
  • Помните, что по окончанию практики начинать дышать нужно после того, как прервете джаландхара-бандху.

Кому не стоит делать?

Воздерживаться от выполнения этой бандхи нужно тем, у кого имеются нарушения в работе сердца, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, а также беременным женщинам.

2. Уддияна бандха в положении стоя. Встаньте прямо и расставьте ноги примерно на 30 см. Наклонитесь вперед и упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей; взгляд направлен вперед. Это исходное положение.

Глубоко вдохните, и с шумным выдохом (через рот, со звуком «ха-а-а») наклонитесь еще больше вперед, чтобы на выдохе полностью опустошить легкие. Теперь поднимитесь (но не резко!), задержав дыхание на выдохе; руки все также упираются в бедра. При подъеме с пустыми легкими ваш живот будет естественно втягиваться; если это не особо ощутимо, вы можете помочь ему, приложив некоторые усилия. Однако, не перенапрягайтесь! Это мощная практика, и осваивать ее нужно осторожно. Я, как-то, пренебрежительно относился к ней, и из-за ее сильного воздействия у меня начала болеть печень, т.к. я прилагал чрезмерные усилия для втягивания живота почти с самого начала (видимо, при интенсивном выполнении бандхи происходило сжатие печени, и из нее стали активно выходить токсины, а любое резкое очищение часто болезненно). Если все делать постепенно, то вы сможете избежать возможных негативных последствий.

При втягивании живота смотрите вниз. При выходе, медленно прервите уддияну, затем джаландхару, начните вдыхать (но не резко), и медленно выпрямитесь, после чего полностью расслабьтесь. Остальные детали и ограничения такие же, как и в сидячем варианте.

Уддияна бандха стоя считается более легким вариантом, поэтому обычно рекомендуется начинающим. Правда, она также полезна и могущественна, как и сидячая форма. В идеале, конечно, и ту, и другую форму лучше практиковать под должным руководством на случай, если у вас что-то не будет получаться или будут иметь место неожиданные эффекты практики (хотя, при правильном выполнении, она безопасна).

Согласно Хатха-йога Прадипике (3-54,3-55, 3-56, 3-57, 3-58, 3-59), уддияна считается лучшей из бандх, и дарует освобождение тому, кто регулярно ее практикует. Человек может избавиться от множества болезней (особенно, связанных с брюшной полостью), и даже омолодить свой организм.

Польза уддияна бандхи

Практика этой бандхи заставляет прану (жизненную энергию) течь вверх по центральному энергетическому каналу в теле (сушумна), что уже само по себе чрезвычайно благоприятно, т.к. обращает вспять естественные процессы разрушения организма, тем самым омолаживая его. Отсюда и название «символ восходящего полета».

При выполнении бандхи диафрагма подтягивается к грудной клетке, а органы брюшной полости прижимаются к позвоночнику, т.е. происходит массаж всей полости — это избавляет практикующего почти от всех желудочно-кишечных заболеваний (запоры, несварение, диабет, и проч.).

Тонизируется печень, почки, селезенка, поджелудочная железа, увеличивается огонь пищеварения. Секреторная деятельность надпочечников приходит в норму, что возвращает страдающему летаргией жизненную энергию, а беспокойному дает уравновешенность.

Происходит стимуляция симпатических нервов солнечного сплетения, что благоприятно отражается на работе органов тела. Поскольку уддияна воздействует на солнечное сплетение, на уровне которого расположена манипура чакра (она является праническим центром в теле), то происходит гармонизация распределения праны в организме.

Есть схожая с уддияной практика в йоги — агнисара-крийя , которая часто является подготовкой к выполнению первой.


Рубрика: / / ~

Мула бандха - это известное упражнение Йоги, когда волевым усилием сокращаются мышцы ануса. Оно похоже на естественное сокращение мышц при прекращении дефекации. Только при выполнении Мула бандхи нужно продолжить движение, как бы втягивая середину ануса вверх и ощущать это движение по позвоночнику. В другом варианте нужно распространить напряжение вперед через промежность до гениталий. В некоторых школах работу с мышцами ануса называют Ашвини мудра. А когда говорят о Мула бандхе, то имеют в виду ра боту только с промежностной мышцей, или мышцей Ци, в традиции даосской Йоги. Практика Мула бандхи состоит из трех этапов. На первом этапе — работа на физическом уровне с мышцами. На втором — сокращение мышц ритмично синхронизируется с пульсом сердца. На третьем — нужно ощутить биение пульса в области Муладхары без физического воздействия, без сжатия и расслабления. Не придавайте много внимания разночтениям и терминам. Начинайте работать, и через некоторое время у вас появятся собственные ощущения, собственные знания.

Техника выполнения мула бандхи

Основной вариант. Сядьте, пожалуйста, с прямой спиной в любой удобной для вас позе. Руки положите на бедра. Почувствуйте своими ягодицами и анусом сиденье стула или пол. Вдохните на половину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сожмите анус с максимально возможным усилием. Втягивайте мышцы ануса от периферии круга в центр и вверх. Удерживайте напряжение на задержанном дыхании сколько сможете. Затем расслабьте мышцы таза, сделайте небольшой и короткий вдох и мягко выдохните. Возможно и другое продолжение после того, как вы вдохнули и сжали мышцы ануса. Женщины могут распространить усилие вперед от ануса до Виджайны, а мужчины до мошонки. Есть специальные женские и мужские модификации упражнения.

При выполнении Мула бандхи мы имеем дело с энергией и двумя группами мышц. Мышца сфинктера, плотно окружающая анус, сокращается внутрь. Вторая мышца лежит за мышцей сфинктера. Это мышца, поднимающая или втягивающая анус вверх. Латинское название мышцы — «леватор ани». Выполняя Мула бандху таким образом можно почувствовать ее действие во всех частях промежности. У женщин анус и Виджайна опоясываются одной и той же мышцей. Она представляет из себя цифру 8. Перемычка этой мышцы, место перенеума, — это место мистической мышцы Ци в даосской традиции. Осознав расположение мышц, можно добиться сокращения отдельных участков восьмерки. Это мышцы ануса, Виджайны и перенеума.

Мула бандха — Первый женский вариант

На вдохе сильно сожмите анус, как при прекращении дефекации, и затем направьте не столько мышцами, а сколько усилием воли или визуализацией энергию вверх. Удерживайте сокращение до тех пор, пока не появится дрожь и мурашки не побегут по спине. При этом нужно представить, как от этого движения энергия Муладхары быстро поднимается вверх по позвоночнику. Вы можете почувствовать ее у основания черепа или корнем языка. Может быть, вы почувствуете, что слюны во рту стало больше, и она стала сладковатая на вкус. Это тоже является признаком продвижения сексуальной энергии вверх по позвоночнику. На выдохе расслабьте все мышцы, вовлеченные в процесс. Повторите 5—7 раз. Приятное тепло может появиться в области таза и поясницы.

Мула бандха — Второй женский вариант

Упражнение выполняется стоя, стопы ног на ширине плеч. В начале практики можно положить ладони на ягодицы. Без движения ног, на вдохе крепко сожмите ягодицы, сожмите анус и подтяните его вверх. Нижняя часть туловища тоже может быть напряжена. Верхняя должна быть свободна. Сожмите мышцы Виджайны и почувствуйте, как клитор выдвигается вперед. Осознайте и почувствуйте мышцы, окружающие клитор. Сокращайте и расслабляйте их в течение одной минуты. Расслабьтесь и посмотрите, что происходит в вашей Виджайне. Выполняйте это упражнение несколько раз в день. Это упражнение настолько мощное, что иногда вызывает пробуждение Кундалини. Были случаи выхода в измененное состояние сознания после практики этого упражнения на семинарах.

Мула бандха для мужчин

У мужчин Мула бандха укрепляет основную мышцу, удерживающую Лингам в поднятом состоянии. Эта мышца проходит по всему Лингаму внизу и крепится у его основания к тазовым костям. Для тренировки этой мышцы к обычному варианту Мула бандхи тантрики добавляют еще один. Они выполняют упражнение, когда Лингам возбужден примерно на 50%.

Базовая техника выполнения мула бандхи. Начальная стадия упражнения выполняется так же, как основной вариант: сидя с прямой спиной, руки на бедрах. Почувствуйте пол или сиденье стула своими ягодицами и переведите внимание на анус. Вдохните наполовину объема легких, проглотите слюну и задержите дыхание. Медленно сократите мышцы ануса до предела ваших возможностей. Распространите напряжение от ануса по нижней стороне Лингама вперед и вверх. Нужно почувствовать, как мошонка вместе с яичками поднялись вверх. Удерживайте напряжение сколько возможно. Сделайте дополнительный небольшой вдох, расслабьте все задействованные мышцы и полностью спокойно выдохните.

«Бхастрика» в переводе с санскрита означает «кузнечный мех».

Работа легких при этом виде дыхания сравнивается с работой кузнечного меха.

В бхастрике в фазе вдоха используется , выдох усиливается за счет работы брюшных мышц, как в дыхании .

Скорость дыхания постепенно увеличивается, но не превышает 60 вдохов - выдохов в минуту, при дальнейшем увеличении скорости теряется глубина вдоха и выдоха, что уменьшает положительный эффект от практики.

Глубокое дыхание с форсированным выдохом чередуется с задержкой дыхания на вдохе, с наполненными легкими. Продолжительность задержки индивидуальная, главное, чтобы она не была дискомфортной.

Положительный эффект бхастрики сравним с эффектом от капалабхати: от мечается повышенное насыщение крови кислородом и снижение содержания углекислого газа в крови (его уровень стабилизируется во время выполнения кумбхаки с наполненными легкими).

Бхастрика относится к интенсивным практикам и требует осторожного подхода в период своего освоения.

При неполном выдохе, резком, непривычном увеличении скорости дыхания в ущерб правильности исполнения можно получить достаточно серьезные осложнения, например нарушение ритма сердца во время практики по типу экстрасистолии или мерцательной аритмии.

Регулярные упражнения с неверным выдохом (остаточный объем в легких, создание излишнего давления в них во время вдоха и выдоха) могут привести к серьезным осложнениям со стороны легких, вплоть до развития эмфизематозных явлений.

Бхастрика видео

Посмотирите видео «Пранаяма Бхастрика — Техники Гималайской Сиддха-Йоги.»

Как и другими методиками пранаямы, бхастрикой желательно заниматься под руководством опытного инструктора.

Бандхи

В переводе с санскрита слово «бандха» обозначает «соединение вместе», «сковывание», «зажим».

Фактически она представляет собой разнообразные мышечные замки, выполнение которых влияет на работу нервной системы, эндокринных желез и органов кровообращения.

Бандхи, как правило, направлены на контроль над отверстиями тела. Иногда они определяются как специальные асаны, в которых отдельные органы сокращены и находятся под контролем.

Бандхи способствуют правильному распределению праны в организме и помогают управлять ею.

Важное значение придается следующим бандхам, которые часто делаются одновременно:

  • уддияна бандха
  • мула-бандха.

Джаландхара-бандха

Практика джаландхара-бандхи

Эта техника имеет большое значение в практике пранаямы, почти все более или менее выраженные задержки дыхания выполняются в ее сопровождении.

Слово «джала» переводится с санскрита как «сеть», «паутина», «сплетение». Правильность выполнения этой бандхи легко почувствовать при проведении сарвангасаны (поза всех частей тела, стойка на плечах, поза березки), когда подбородок упирается в яремную впадину.

Для обучения технике джаландхара-бандхи используется, как обычно, устойчивая сидячая поза. Позвоночник должен быть выпрямлен, лопатки сводятся вместе и слегка подаются внутрь тела. Подбородок устанавливается в яремную впадину и наклоняется вперед.

В удержании бандхи участвуют грудино-ключично-сосцевидная мышца, лестничные мышцы, челюстноподъязычная мышца, подкожные мышцы шеи и внутренние мышцы гортани.

За счет давления на синокаротидную зону активизируется парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, при этом отмечаются снижение артериального давления, уменьшение сердцебиения.

Мышцы шеи при выполнении джаландхара-бандхи остаются сжатыми, при этом невозможно сделать вдох либо выдох. Если нужно удерживать джаландхара — бандху во время дыхания, рекомендуется слегка уменьшить напряжение мышц шеи и расслабить голосовую щель, чтобы дать возможность для прохождения воздуха. В этом положении дыхание сопровождается характерным для удджайи звуком .

Джаландхара-бандха при регулярной практике очищает носовые проходы, регулирует кровоток головы и эндокринных (щитовидной и паращитовидных) желез, расположенных в области шеи.

Выполнение джаландхара-бандхи мягко растягивает шейный отдел позвоночника, воздействуя при этом на продолговатый мозг, где расположены дыхательный и сосудодвигательный центры.

Оно также замыкает нади, проходящий вокруг шеи, препятствуя холодному потоку энергии иды течь вниз, не дает рассеиваться энергии солнечного потока пингалы.

Эта бандха описана в «Хатха-йога Прадипике» как препятствующая старению и смерти.

Уддияна-бандха


Практика уддияна-бандхи

Данная техника - техника брюшного замка - выполняется только на пустой желудок, с задержкой дыхания после выдоха.

Слово «уддияна» на санскрите означает «полет ввысь», «подъем».

Техника выполнения заключается в следующем: после полного выдоха необходимо поднять диафрагму, которая увлекает вверх органы брюшной полости. Это движение в основном происходит за счет диафрагмы, участие принимают также внешние межреберные мышцы; работа мышц брюшного пресса в этой технике минимальна, в основном задействованы прямые мышцы живота, внутренние и наружные косые мышцы, напряжение которых незначительно (существует вариант выполнения уддияна- бандхи с полностью расслабленным брюшным прессом, только за счет работы диафрагмы).

Выполнять эту бандху следует в устойчивой сидячей позе, лучше в падмасане или сукхасане, колени по возможности развернуты к полу.

Тело расслаблено, корпус слегка наклонен вперед.

После полного выдоха диафрагма поднимется вверх, при этом движении органы брюшной полости также поднимаются вверх и прижимаются к позвоночнику, визуально живот исчезает, как бы «проваливается» внутрь.

Сильно напряженный брюшной пресс противодействует созданию отрицательного давления для полноценного подъема диафрагмы, соответственно, препятствует выполнению уддияна-бандхи.

Брюшной замок удерживается до тех пор, пока сохраняется комфортная задержка дыхания на выдохе, затем мышцы живота расслабляются, диафрагма опускается и производится вдох. Восстанавливается нормальное дыхание, после чего можно повторить бандху. Рекомендуется выполнять эту практику в сочетании с пранаямой и мудрами.

Противопоказания к данной бандхе:

  • наличие болезней сердца,
  • недостаточности кровообращения,
  • заболеваний ЖКТ (язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки),
  • колиты,
  • беременность,
  • менструация.

К положительным эффектам этой практики относится массаж органов брюшной полости (за счет смещения происходит массаж печени, селезенки, поджелудочной железы и почек).

Благодаря улучшению работы надпочечников, стимулируются симпатические нервы солнечного сплетения, иннервирующих органов брюшной полости, восстанавливается равновесие вегетативной нервной системы.

За счет увеличенной амплитуды движения диафрагмы улучшается эластичность легких, что благотворно влияет на функцию дыхательной системы в целом.

Уддияна бандха видео

Вариант уддияна-бандхи - агнисара- дхаути

Слово «дхаути» означает «процесс очистки», «агни» означает «огонь», «сар» - «сущность»; в целом «агнисара» можно перевести как «огонь, получаемый через пищеварение».

Практика агнисара-дхаути - это многократное повторение уддияна-бандхи: во время одной задержки дыхания на выдохе диафрагма поднимается, втягивая живот, и вновь возвращается на место.

Мышцы брюшного пресса во время всего упражнения сохраняются в расслабленном состоянии, не препятствуя движению диафрагмы. Работа диафрагмой производится столько же, сколько удается сохранять задержку дыхания на выдохе. Эта практика оказывает воздействие на все органы брюшной полости, массируя их, улучшая кровоток к ним и нормализуя их функции. Ускоряются также процессы пищеварения, и нормализуется обмен веществ.

Считается, что уддияна-бандха и ее вариант агнисара-дхаути - идеальные средства для коррекции «болезней цивилизации», связанных с сидячим образом жизни.

Йога — на 99% практика и на 1% — знание.

Мула-бандха

Прежде чем рассмотреть эту технику-технику корневого замка, - необходимо ознакомиться со строением тазовой диафрагмы.

Строение тазовой диафрагмы

Дно полости таза состоит из мягких тканей, которые формируют дно брюшной полости, служат опорой и основанием для органов малого таза (мочевого пузыря, уретры, матки и прямой кишки), участвуют в формировании внутрибрюшного давления.

Дно полости таза закрыто диафрагмой таза, которая в передних отделах соединена с мочеполовой диафрагмой.

Мочеполовая диафрагма - продолжение эндотазовой фасции; занимает переднюю часть промежности и отграничена лобковыми и седалищными костями.

Через мочеполовую диафрагму у мужчин проходит мочеиспускательный канал, у женщин - мочеиспускательный канал и влагалище.

Мышцы мочеполовой диафрагмы расположены в два слоя.

К поверхностным относятся поверхностная поперечная мышца промежности, седалищно-пещеристая и луковично-губчатая, к глубоким - глубокая поперечная мышца промежности и сфинктер мочеиспускательного канала.

Диафрагма таза отграничена копчиком и седалищными буграми, через нее проходит конечный отдел прямой кишки. Поверхностный слой мышц представлен наружным сфинктером прямой кишки, глубокий слой состоит из мышцы, поднимающей задний проход, и парной копчиковой.

Мышцы тазового дна укрепляют мула-бандха и ашвини-мудра - упражнение, которое служит подготовительной стадией для выполнения мула-бандхи.

Ашвини-мудра (поза кобылы) состоит в сознательном сокращении мышц тазового дна, сопровождающемся сжатием и подтягиванием ануса; регулярная практика ашвини-мудры учит контролировать мышцы этой области. В выполнении ашвини-мудры и мула-бандхи участвуют мышцы, поднимающие анус, наружный и внутренний сфинктеры прямой кишки, а также сфинктер мочевого пузыря и мочеполовую диафрагму.

Обучаться данной практике проще, используя положение лежа на полу, с прижатой поясницей и согнутыми коленями. Это позволит легко расслабить мышцы брюшного пресса, чтобы они не препятствовали работе мышц тазового дна. Упражнение легче начинать осваивать в ритме дыхания, на выдохе напрягая и подтягивая анус, на вдохе расслабляя его. Освоив ашвини-мудру в таком режиме дыхания, можно усложнить практику, напрягая мышцы ануса на вдохе и расслабляя их на выдохе. Ежедневная практика ашвини-мудры предотвращает опущение органов малого таза и особенно полезна после родов; эта техника также идеальна для коррекции проблем с прямой кишкой и мочеполовой системой. Ашвини-мудра рекомендуется во время беременности, так как эластичность и сила мышц тазового дна обеспечивают правильное течение родового процесса и обезболивают роды. Рекомендуемые позы для выполнения ашвини-мудры: паванамуктасана (поза освобождения ветра), сарвангасана (поза всех частей тела). Выполнять практику всегда нужно с контролем дыхания. Во время мула-бандхи сокращение анального сфинктера более продолжи-тельное. Кроме мышц, сокращающих анальный сфинктер, следует обращать внимание:

На сокращение мышц, поднимающих анус

Сокращение тазовой диафрагмы, как при ашвини-мудре;

Сокращение нижней части брюшного пресса, при этом органы малого таза отодвигаются к крестцу;

Сохранение задержки дыхания с полными легкими.

В дальнейшем нужно научиться удерживать мула-бандху в течение нескольких минут на вдохе и выдохе. Эффективность этой методики зависит от способности сокращать одновременно наружный и внутренний сфинктеры (при определенной практике можно уловить работу внутреннего сфинктера, который расположен на 2-3 см выше наружного анального).

Научившись делать эти бандхи изолированно, можно переходить к практике бандха-трайи (три бандхи, тройной замок), объединяя все три упражнения вместе. Оптимальный режим выполнения бандха-трайи - на задержке дыхания после выдоха. Последовательность выполнения: сначала осуществляется концентрация на выполнении мула-бандхи, затем уддияна-бандхи и в последнюю очередь проводится джаландхара-бандха. Удержание бандха-трайи соответствует времени комфортной задержки дыхания, после чего идет расслабление в обратном порядке: сначала джаландхара-бандха, затем уддияна- и в последнюю очередь мула-бандха.

У ддияна бандха – это брюшной замок, который выталкивает диафрагму вверх и направляет органы брюшной полости к позвоночнику. Она стимулирует пищеварительный огонь, нормализует секреторную деятельность надпочечников, стимулирует симпатические нервы солнечного сплетения. Уддияна бандха расположена в зоне пупка, в праническом (энергетическом) центре тела человека. Поэтому практика этой бандхи позволяет гармонично распределять жизненную энергию в теле.

Польза практики

В результате выполнения Уддияна бандхи:

  • Улучшается работа органов пищеварительной системы.
  • Происходит стимуляция кишечника, печени, поджелудочной железы, почек, селезёнки.
  • Нормализуется деятельность надпочечников, что гармонизирует работу нервной системы. В зависимости от внутреннего состояния человека, Уддияна бандха или успокаивает или тонизирует.
  • Излечиваются запоры, несварения.
  • В комплексной терапии лечится диабет.

Техника выполнения

Исходное положение

Брюшной замок может выполняться как стоя, так и сидя. Для освоения этой техники выберите наиболее удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте удобно. Скрестите ноги и выпрямите спину.Поместите ладони на коленях. Проверьте правильность позы, руководствуясь рекомендациям о .

Исходное положение 2

Встаньте, расставьте ноги на ширину примерно 50 см. Подайте корпус немного вперёд и упритесь ладонями выше колен. Руки должны быть прямыми.

Правила выполнения Уддияна бандхи

Уддияна бандха выполняется только на задержке дыхания после выдоха. При этом пауза между выдохом и вдохом должна быть комфортной: не рекомендуется передерживать её. Проверить это можно, задав себе вопросы: «Сложно ли мне дышать сразу после выполнения Брюшного замка? Моё дыхание сбилось? Я, словно рыба на суше, жадно «глотаю» воздух?». Если ответ хотя бы на один из них положительный, сократите время задержки.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2). Вариант стоя считается более лёгким для освоения и рекомендуется начинающим.
  2. Сначала сделайте глубокий вдох и после этого полный выдох.
  3. Выполните Джаландхара бандху.
  4. Втяните мышцы живота внутрь и направьте их вверх. Это Уддияна бандха.
  5. Удерживайте задержку дыхания комфортное для вас время.
  6. Сначала расслабьте мышцы живота, потом отпустите Джаландхара бандху (при исходном положении стоя – выпрямите корпус). Только после этого совершите вдох.
  7. Восстановите дыхание.

Видео как выполнять Уддияна бандху

Ограничения и противопоказания

  • Данную практику не нужно выполнять во время беременности, а также лицам страдающим нарушениями сердечной деятельности, язвой желудка или двенадцатиперстной кишки.
  • Уддияна бандху разрешается выполнять только на пустой желудок и при опорожнённом кишечнике. Так как перед её практикой недопустимо принятие не только еды, но и воды, лучше всего практиковать её рано утром.
  • Уддияна бандха выполняется только после полного выдоха.
  • Перед практикой Уддияна бандхи рекомендуется сначала освоить Агнисара крию.

Зачем нужна Уддияна бандха?

На физическом уровне Брюшной замок регулирует работу пищеварительной системы. На энергетическом уровне он помогает накоплению внутренней энергии. Опытные практики могут управлять внутренней энергией и направлять её в нади (энергетические каналы).

Одновременное выполнение бандхи и мудр усиливает их воздействие.

Во время выполнения Мула бандхи мышцы промежности плотно сжимаются, это благотворно сказывается на нервной, дыхательной и эндокринной системах, а самое главное на пране (жизненной энергии).

Мула бандха создает легкость и текучесть, после ее освоения вы почувствуете, что ваше тело стало менее земным и более подвижным, это означает, что мирские проблемы вас станут меньше раздражать, вы станете более осознанным и просветленным.

Какие мышцы нужно сжимать во время Мула бандхи?

Мужчины должны сжимать мышцы, находящиеся в области между анусом и половыми органами. Женщины должны сжимать мышцы в области, окружающей основание шейки матки (похоже на упражнение Кегеля).

Мой йога-гуру говорил мне, что мышцы во время Мула-бандхи сокращаются подобно тому, когда мы сдерживаем себя если хотим в туалет, или пукнуть))

Когда вы полностью освоите Мула бандху, вы будете чувствовать во время выполнения замка подъем под мочевым пузырем, влагалищем и маткой (или предстательной железой) и прямой кишкой.

На начальном этапе Мула бандху следует практиковать после асан и пранаямы. Как только данный замок будет освоен, можно выполнять его совместно с асанами, пранаямой, другими бандхами, мудрами и во время медитации.

Мула бандху можно выполнять с Джаландхарой и Уддияной бандхами , таким образом, работают все три замка, которые называются Маха бандхой.

Техника выполнения Мула бандхи – корневого замка:

Уровень подготовки: начальный

Шаг 1

Примите сидячее положение со скрещенными ногами и прямой спиной, сконцентрируйтесь на Муладхара чакре. Расслабьтесь, дышите спокойно без пауз. Медленно сожмите и расслабьте мышцы в области таза. Повторите упражнение 25 раз. Для начала вам необходимо просто прочувствовать мышцы, которые сокращаются.

Шаг 2

Сожмите мышцы промежности и продолжайте спокойно дышать. Почувствуйте область вокруг ануса, затем перейдите в область шейки матки (для мужчин область между анусом и половыми органами) и наконец в область мочеполовой системы. Зажимайте каждую область, когда фокусируетесь на ней, обратите внимание на ощущения. Медленно отпустите сжатие и расслабьтесь.

Шаг 3

Теперь выполните сжатие мышц промежности совместно с дыханием: на вдохе – сожмите промежность, на выдохе медленно отпустите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях. Повторите упражнение 25 раз.

Шаг 4

Теперь вы готовы для выполнения Мула бандхи. Плотно сожмите мышцы промежности, старайтесь минимально задействовать мышцы ануса и мочеполовой системы.

Совет:

  • При малейшем дискомфорте или головокружении отпустите замок и спокойно дышите.
  • Аккуратно подходите к практикам бандх, желательно воспользоваться помощью опытного инструктора.
  • Как только вы научитесь удерживать Мула бандху в течение некоторого времени, вы можете совмещать ее с асанами, пранаямами и медитацией.

Польза корневого замка Мула бандхи :

  • Помогает людям, страдающим от недержания мочи;
  • Лечение простатита, геморроя и сопутствующих заболеваний;
  • Хорошо влияет на потенцию;
  • Регулярное выполнение Мула бандхи помогают привести в тонус мышцы тазового дна и сделать их короче, что нормализует расположение органов мало таза;
  • Приводит к гармоничной работе эндокринной системы;
  • Улучшает работу нервного аппарата тазовой области и как следствие работу внутренних органов;
  • Излечивает заболевания органов брюшной полости и малого таза;
  • Активирует энергию Кундалини (которая спит в области корня), благодаря чему расширяется сознание человека и раскрывается внутренний потенциал;
  • Стимулирует и поднимает энергию из нижней части тела.