Победа и поражение в годы войны. Электронные учебники по русскому языку

Пример итогового сочинения по направлению «Победа и поражение».

«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя», — в этих словах из книги Виктора Суворова «Аквариум» заложен глубокий смысл. Победы над полчищами противника не даются так тяжело, как преодоление собственных пороков.

Демосфен, великий оратор древности, с детства страдал косноязычием. Однако заветная мечта – выступать перед публикой, вести за собой массы, заставила его неустанно упражняться в красноречии. Победа над собой была одержана – о выступлениях гениального ритора до сих пор ходят легенды, а его имя живёт в веках.

Судьба Демосфена – хороший пример для тех, кто убеждён, что с недостатками бороться бесполезно. Это, безусловно, ошибочное суждение. При сильном желании каждый из нас способен на многое, в том числе и на победу над своими слабостями: ленью, неуверенностью, страхами. Другое дело, что подобные желания нередко остаются лишь желаниями. А ведь для осуществления мечты нужно приложить усилия, и подчас немалые. Зато нет предела для самосовершенствования, и если потрудиться, то результат обязательно будет.

Так и не смог победить самого себя Обломов , герой романа И.А.Гончарова. Илья Ильич привык к полусонному существованию, он ленив и пассивен. В какой-то момент ему захотелось себя исправить, это было во время его романтических отношений с Ольгой Ильинской. Обломов попытался победить себя – и потерпел поражение. Лень оказалась сильнее – герой так и не смог окончательно покинуть любимый диван… Причина, на мой взгляд, заключается в том, что Обломов совершенно не умел трудиться: в имении его детства, Обломовке, это было не принято. Каков же результат? Жизнь Ильи Ильича прошла бесцветно и бесцельно, а мечты, волновавшие его в юности, так и остались мечтами.

Есть в литературе и противоположные примеры. Алексея Мересьева, героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, можно считать истинным героем, Человеком с большой буквы. Самолёт Мересьева, совершавший боевой вылет, был подбит неприятелем. Чудом спасшийся лётчик добрался до своих, однако врачи были вынуждены ампутировать его поражённые гангреной ноги. Алексей не пал духом, не сник, не стал обузой для близких – он заново научился ходить, а затем и вернулся в строй, продолжил воевать с фашистами. Достойный восхищения подвиг Мересьева – это не что иное, как победа над собой – блистательная и грандиозная.

Ф.М.Достоевский в романе «Бесы» писал: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». С классиком трудно не согласиться. Победа над своими слабостями и недостатками непроста. Но тот, кто её одержал, способен покорить мир.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление «Победа и поражение» В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском и психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных.

6 слайд

Описание слайда:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие- душевная подлость» Л.Н Толстой

7 слайд

Описание слайда:

Победа и поражение. Афоризмы по теме Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. э. М. Ремарк Успех-это всегда чьё-то поражение. Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя Эрнест Хемингуэй

8 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Самая главная победа-победа над самим собой. Победы можно быстро добиться, самое трудное-её закрепить. Победа над страхом придаёт человеку силы. Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть «бой». Поражение помогает понять себя.

9 слайд

Описание слайда:

Как написать вступление по теме? Вступление первое. Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом. Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу и закрепить её. Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению. В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как человек находится в сложном положении. Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и умеет всегда закрепить этот успех. Почему же так происходит в жизни?

10 слайд

Описание слайда:

Переход от вступления к основной части сочинения Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения, всегда были интересны мировой литературе. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим, какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь путь исканий, путь побед и поражений. Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через какие неудачи и поражения они прошли.

11 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент к основной части сочинения А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам. Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию, подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством, мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это- сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

12 слайд

Описание слайда:

Заключение к сочинению Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова? Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы, чем терпят поражение.

13 слайд

Описание слайда:

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый? В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими взглядами оказался совсем не ко двору. Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор: сумасшествие. А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать. Что это? Поражение Чацкого? Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка? С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул положение Молчалина. А это и есть настоящая победа!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери» Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора. Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту. Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился итальянский композитор? Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую силу его таланта и великую силу его музыки. Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти, которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня. А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Теория Раскольникова и её крах Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг, подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается. Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя. Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть верный друг-мальчик Манолино. Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда рыбак мужественно охранял рыбу от акул, которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь огромный скелет. «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

21 слайд

Описание слайда:

Что же показал Эрнест Хемингуэй? О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»? Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой! Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал на писателя огромное впечатление. И он решил рассказать о достоинстве человека, о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную слабость, усталость и старость.

Существует своего рода закон: если вы отождествлены с силовым я - тем я, целью которого является быть выше, лучше, иметь власть, сохранять контроль, - тогда каждую вещь, с которой вы имеете дело, будь то материальные предметы, блага или духовные дисциплины и достижения, вы будете использовать как свое ОРУЖИЕ, чтобы контролировать и устанавливать власть над другими людьми.

А только святые и будды не отождествлены со своим силовым я.

Все любят быть победителями, побеждать - почетно. Это мнение широко распространено в нашем обществе. Вы стремитесь побеждать, потому что внутри себя прекрасно знаете, что такое поражение. Внутри вас живёт тот, кто терпел поражения в драках, при решении проблем, на работе, в отношениях с противоположным полом. Вы не любите и презираете себя терпящего поражения. Поэтому вы будете проходить через поражения, пока не примете их, то есть себя, того, кто терпел поражения. Это и есть соединение с собой, любовь к себе. Жизнь учит любви к себе, поэтому проводит вас через поражения.

Вы соревнуетесь и применяете силу в боевых искусствах, - а ведь в них очень редко надо применять физическую силу, на то они и искусства, - потому что ненавидите быть побежденным. Вы боретесь и применяете силу в приёмах айкидо, где в принципе не должно быть никакой силы, кроме силы ума, потому что не любите поражений и стремитесь к победе, потому что презираете себя побежденного. Где тут любовь?

Интересно, вода чувствует себя побежденной, когда пропускает внутрь себя руку или стекает с высоты вниз?

В конце концов, вы когда-нибудь поймете, что поражения - это путь к победе, что ошибки помогают добиться успеха. Любые боевые искусства - это почитание жизни. В них невозможно добиться успеха, если человек не почитает жизнь ближнего.

То, что вы называете победами и поражениями, ведет вас к разделению с жизнью и людьми. Боевые искусства учат соединяться с противником, любить его, но не побеждать. То, что вы называете победой, это ПОБОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ вашей способности соединяться с противником, любить своего врага, почитать жизнь.

Примерные тезисы сочинения

Победа и поражение.

Именно такой будет одна из тем сочинений по литературе на ЕГЭ — 2017.Согласитесь, что тема очень широкая. Человек побеждает сам себя, ставя цели и преодолевая их. И народ побеждает противника в войнах и сражениях. Поражения одних делают сильнее, заставляя идти вперёд, а других они просто могут сломить.

По данному направлению можно ожидать самые различные формулировки тем. Попытаюсь высказать свои предположения, какими могут быть общие тезисы сочинений.

Размышления по теме: «Победа и поражение»

  • Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство. Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями — ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.
  • Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.
  • Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.
  • Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.
  • Победа над собой — это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они — пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.
  • Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность — понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.
  • Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения — вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше — только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное — идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.
  • Победа народа в годы войны — это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.
  • Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.
  • Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.
  • Первые месяцы войны — череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.
  • А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю.
  • Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет — это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.