К чему приводит практика раджа йоги. Управление разумом и раджа йога. Упражнения, которые используются в Раджа йоге

Изначально раджа-йога — цепь ученической преемственности (парампара), когда Господь Кришна передал ведические знания богу Солнца Вивасвану, а он за тем своему сыну и далее знание передавались только от царя к царю. Отсюда родилось это название: раджа — царь, йога — связь.

Впоследствии раджа-йогой стали называть тех, кто сумел осознать свою духовную природу и посредством медитации сумел обуздать свой ум, свои чувства, взять над ними контроль, стать царём своего ума.

Возможно, это связано с тем фактом, что данная практика является одной из разделов "Бхагават-Гиты ", которую и передал Кришна богу Солнца на заре эпохи создания Вселенной.

Основной целью практики раджа-йоги является осознание своей духовной природы и восстановление связи с Всевышним посредством медитации и постоянном памятовании о Боге.

Одними из тех, кто наиболее активно занимается данной практикой, является Всемирный Духовный Университет Брахма — Кумариса, правда поклонение у них идёт безличному аспекту Шивы, которого они считают Богом (одно из направлений шиваизма в индуизме).

Частично данное учение изложено в 6 главе "Бхагават-Гиты. Как она есть " и входит в 4 последние ступени аштанга-йоги , которая входит в состав дхьяна-йоги :

  1. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами.
  2. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума.
  3. Дхьяна — медитация.
  4. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы.

Во 2 стихе 6 главы "Бхагават-Гиты. Как она есть " говорится:

"Знай же, о сын Панду: то, что называют отречением от мира, по сути дела, и есть йога, или воссоединение со Всевышним, ибо йогом можно стать, только избавившись от стремления к чувственным удовольствиям".

Для того же, чтобы отказаться от чувственных удовольствий , на первом этапе человек отстраняется от контакта с их объектами. Он принимает отречение (санньясу). Затем, обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Такой человек подчинил свой ум и сделал его своим лучшим другом, так как ум может быть и злейшим врагом, если не контролировать его.

Человек, обуздавший свои чувства, осознавший свою природу, больше не видит разницы между счастьем и горем, между радостью и печалью. Он равно относится ко всему и ко всем.

Третий и четвёртый этап раджа-йоги описывается в 13-15 стихах "Бхагават-Гиты. Как она есть " следующим образом:

"Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога".

После этого, благодаря чистоте ума , человек обретает способность видеть своё истинное "Я ", и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными качествами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает ее и считает, что нет ничего превыше ее. Такой человек уже не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями.

Такой вид самадхи называется на санскрите асампрагьята-самадхи .

Чтобы добиться успеха на этом пути, необходимо идти по нему с решимостью и верой, так как данная практика достаточно сложна для нашего века. Умы людей в наш век слишком обеспокоены из-за того, что постоянно сталкиваются с объектами чувственных наслаждений.

Для занятия раджа-йогой необходима жизнь в уединённом месте, полный отказ от секса и других чувственных удовольствий, постоянное погружение в медитацию. Однако на такое способны единицы. Вот почему данный вид йоги рекомендован не всем и преимущество отдаётся все таки практике бхакти-йоги, конечная цель которой та же, что и в раджа-йоге .

Раджа-Йога в переводе обозначает «царскую йогу». Главная цель Раджа-Йоги – достичь состояния чистого сознания и научиться полностью контролировать свою внутреннюю энергию, то есть достичь глубокой осознанности, овладеть самим собой и стать тем, кем мы являемся в действительности.

В мировой сети интернет вы можете найти много статей, в которых Раджа-Йогу называют практикой царей, королевской йогой и чуть ли не способом достичь абсолютной власти на миром. В действительности подобный подход абсолютно неверен. На самом деле любая разновидность йоги направлена не вовне, на окружающую реальность, а вглубь и призвана обеспечивать внутреннее равновесие и гармонию с самим собой, соединяться с верховным Абсолютом Души.

Практика Раджа-Йоги направлена на работу с человеческим разумом и представляет собой достаточно важное направление йоги. Тело и разум человека постоянно и неразрывно связаны друг с другом и если вы хотите оказать влияние на ум, то должны уметь идеально контролировать собственное тело. На эту стадию у новичков, решивших заняться йогой, припадает больше всего основных ошибок.

Они начинают чересчур много внимания уделять физическим упражнениям, при этом страдают духовные, к примеру, медитативные практики или упражнения на дыхание. А в Раджа-йоге важны все стадии. Ведь лишь тогда, когда человек научится полностью контролировать своё тело и психоэмоциональное состояние, сможет начать брать под контроль и свой разум. С помощью этого постижения разработали классическую методику для новичков.

В ней все занятия выполняются по системе, образованной восьмью этапами (или уровнями). По этой причине вы можете встретить варианты названия Раджа-йоги «Аштанга-йога» (ведь «аштанга» — переводится как 8 ступенек).

  • Яма – рассказывает о правилах поведения.
  • Нияма – погружает в состояние духовных практик.
  • Асана – на этой стадии выполняются специальные упражнения, призванные гармонизировать дух и тело.
  • Пранаяма – данная практика позволяет контролировать своё дыхание, благодаря чему соединяются духовная и телесная сущность.
  • Пратьяхара – отвлекает внимание от внешних факторов.
  • Дхарана – концентрирует внимание на умственных способностях.
  • Дхьяна – погружает в медитативное состояние.
  • Самадхи – позволяет достичь полного умиротворения, внутреннего созерцания своего единения с Высшим разумом.

Лишь прошествие всех этих восьми ступенек позволяет полноценно осваивать Раджа йогу. Ни в коем случае нельзя пренебрегать ни одним этапом практики или исключать его, ведь совместно они представляют собой единое целое, основное условие освоения йоги разума. Также рекомендуется найти себе опытного учителя, хотя есть много упражнений для новичков, по которым можно работать и самостоятельно.

Книга В. Слейтер – помощник начинающим йогам и йогиням

Указанное издание поможет значительно облегчить процесс постижения практик йоги, ведь оно содержит методы, за основу которых автор взял свой собственный опыт. Техники будут понятны и доступны для наших соотечественников, учитывая наш специфический менталитет. Курс очень упрощён и вполне подойдёт даже для тех, кто никогда в жизни не практиковал йогу.

Так в книге описываются практики для новичков, рассчитанные на 10 месяцев занятий. В общей сложности в издании десять уроков, а значит, на освоение каждой практики отводится всего тридцать календарных дней.

Обучение по этой книге поможет вам освоить упрощённую версию Раджа йоги значительно быстрее, чем если вы бы делали это, отталкиваясь от прочих внешних источников. Помимо этого, грамотный и правильно сформулированный «учебник» поможет гораздо быстрее и в более лёгкой форме освоить эту систему, а ещё – убережёт себя от серьёзных ошибок.

Институт Брахма Кумарис

На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.

Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.

В Брахма Кумарисе предлагается весьма упрощённая и адаптированная для понимания и усвоения современным человечеством практика Раджа-йоги. При этом Брахма Кумарис заимствует часть своих положений из знаменитой «Йоги-Сутр», написанной Пантаджали.

  • Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
  • Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.

Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.

Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:

  • знании;
  • соединении в мыслях;
  • положительных качествах;
  • служении.

Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.

Царь царей

Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

Раджа йога обладает глубокими корнями и очень древней традицией. Она по факту исходит из самых лучших проявлений тантры, а в прошлом столетии её упражнения восстановили, расширили и развили, плюс адаптировали к потребностям современного населения.

Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

Упражнения, которые используются в Раджа йоге

Необходимо всегда помнить про то, что физический аспект всех практик, упражнений на дыхание и медитативных практик не находится в приоритете, это всего лишь средство, которое призвано достичь духовное совершенство.

В «царской йоге» нет целей насильно постигать все знания. Чтобы достичь нужную цель, весь процесс разбит на стадии:

  1. устранить негативные чувства и проявления;
  2. развить в себе положительные свойства, умения и чувства;
  3. накопить прану;
  4. пройти разные состояния сознания;
  5. самадхи.

Совместно с обыкновенными видами упражнений, которые, возможно, вы найдёте, как слишком простые, известна также техника по правильному дыханию. Она выступает очень важным этапом, который требует достаточного внимания. Умение брать своё дыхание под контроль появляется не только с опытом, но также для этого потребуется приложение больших усилий.

  • Изначальное упражнение – задержать дыхание. Задержка дыхания по времени должна в два раза превышать выдох и в четыре – вдох.
  • Вторая стадия – максимально замедлить мыслительные процессы до такой стадии, чтобы все лишние мысли просто исчезли из вашей головы. При этом психика сможет отдохнуть, но будет постоянно контролироваться вами. В будущем благодаря этому вы научитесь контролю и своего бессознательного.
  • Третья ступенька – медитативная практика. Выступает глубинным погружением в недры себя и поможет с ходом времени освоить искусство осознания своей духовной сущности.

Чтобы уметь контролировать разум от вас понадобится освоение способов контролировать собственное тело. Например, в Раджа йоге достаточно популярна Эка Пада Раджакапотасана (известная также как «поза царя голубей»). При её выполнении необходимо сильно выдвинуть вперёд грудную клетку, что очень схоже с горделивым поведением данной птички.

Указанная поза может выполняться в разных вариациях, при этом ноги оказываются в том либо ином положении. Для выполнения асаны следует сесть на пол, как правило, одну ногу поджимают под себя, а вторую отводят назад, сгибая в районе колена, и поднимают наверх.

Верхнюю часть тела вытягивают наверх и подтягивают к приподнятой стопе, выгибаясь вперёд, как дуга. Подобное упражнение улучшает снабжение мозга кровью и позволяет «вытянуть» позвоночник, что в свою очередь нормализует умственные процессы.

Теперь вы знаете, чем в действительности является Раджа йога. В завершение данной темы рекомендуем вам просмотреть интересное тематическое видео:

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Заголовки

Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу , приобретает истинное знание своего , а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому. Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания . Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.

Задача Раджа Йоги - это постановка ума , сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке , удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Первое, что утверждает Раджа Йога - это то, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искажённая идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п. - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру. Психика человека, с точки зрения Раджа Йоги - это система искривлённых и затемнённых стёкол (фильтров), через которые сознание получает совершенно не соответствующее действительности изображение. Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать реальным то, что она полагает реальным.

Новое самопознание достигается в Раджа Йоги путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:

  • глубокий сон;
  • сон со сновидениями ;
  • бодрственное состояние;
  • турийя , или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остаётся неизменным, их взаимные отношения также близки к приведённой выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях, изучение снов, изучение полусознательных и бессознательных психических процессов, изучение иллюзий и самообманов, изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу , - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле. Только овладев умением останавливать ход своих мыслей, человек может приблизиться к тому, чтобы слышать мысли других людей, слышать все голоса, непрерывно звучащие в природе, голоса малых жизней его собственного тела, голоса больших жизней , в которые входит он сам. Только умея создавать пассивное состояние своего ума, человек может надеяться услышать голос безмолвия, который единственно способен раскрыть человеку скрытые от него истины и тайны.

Научившись по желанию не думать, человек получает возможность сократить бесполезную и ненужную трату психической энергии, уходящей на ненужное мышление. Ненужное мышление - одно из главных зол нашей внутренней жизни. Как часто бывает, что в ум попадает какая-нибудь мысль, и ум, не имея сил отбросить её прочь, переворачивает её вновь и вновь бесконечное число раз, как ручей переворачивает лежащий на дне камень. Это особенно часто бывает, когда человек взволнован, обеспокоен или оскорблён, когда он чего-то опасается, что-то подозревает и тому подобное. Люди не знают, какое огромное количество энергии тратится на это ненужное верчение в уме одних и тех же мыслей, одних и тех же слов. Люди не знают, что человек, сам того не замечая, в течение часа или двух может тысячу раз повторить какую-нибудь глупую фразу или отрывок стихотворения, беспричинно поразившие его ум.

Когда ученик научится не думать, его учат думать - думать именно о том, о чём он хочет думать, а не о том, что ему приходит в голову. Это метод сосредоточения. Полное сосредоточение ума на одном объекте и способность не думать в это время ни о чём другом, не отвлекаться случайными ассоциациями даёт человеку огромные силы. Он может тогда заставить себя не только не думать, но и не чувствовать, не слышать, не видеть происходящего вокруг; может не испытывать неудобств - ни жары, ни холода, ни страданий; может одним усилием ума сделать себя нечувствительным к любой, даже самой сильной боли. Это объясняет теорию, согласно которой хатха-йоге легче обучаться, используя методы Раджа Йоги .

Как только мы осознаем свои духовные потребности, приходит понимание, что они не имеют ничего общего с Востоком или Западом. По этой причине йога стала очень популярна во всем Мире. В Центрах и Ашрамах Раджа Йоги проводятся курсы, основанные на детальном изучении сутр Патанджали Махариши , который придал Раджа Йоги ее нынешнюю форму. Изучение этих текстов раскрывает нашу тенденцию к повторению определенных действий, которые укрепляют наши глубоко укоренившиеся привычки. В то же время они указывают нам на возможность меняться. В Раджа Йоги этот процесс называется сублимацией – мы можем сублимировать наши мысли и действия в новую форму. Мы не становимся бездеятельными, но достигаем лучшей и более мирной жизни с помощью новых мыслей и действий. Если мы чувствуем себя психологически пойманными в темный угол, не стоит расстраиваться. Раджа Йога дает надежду и силы.

Свами Вишну-Девананда заложил хорошую основу для нашей практики в пяти знаменитых принципах йоги:

Здоровье – это богатство. Покой ума – счастье. Йога указывает путь через:

  • Правильные упражнения - асаны ;
  • Правильное дыхание - пранаяма ;
  • Правильное расслабление - шавасана ;
  • Правильное питание;
  • Позитивное мышление и медитация - веданта и дхьяна .

В ашрамах мы находим самые благостные условия: природа, занятия йогой, здоровая пища, свежий воздух. Они служат фонтанами силы для продолжения практики в обычной жизни. Выполняйте асаны и пранаямы . Учитесь расслабляться в стрессовой ситуации через отстраненность. Очень постепенно меняйте диету, особенно если вы только начинаете практиковать. Позитивное мышление приведет к медитации . Прекрасный инструмент для медитации - повторение мантр , использование звуковых вибраций, создающих, хранящих и разрушающих все во вселенной. Эти звуки живут и внутри нас, ведь наше тело и ум – часть вечно меняющейся природы. Мы сливаемся с непреходящим духом, оставляя позади все изменяющиеся явления во время практики. В этот момент мы выходим за пределы природного плана и ныряем в чистое бытие. Это наше право по рождению и цель любого йогина или духовного человека.

Практикуйте, изучайте и углубляйте занятия йогой . Они – ваш верный спутник на всю жизнь, даже если в какой-то момент из-за болезни тело будет неспособно выполнять упражнения. У судьбы свои пути, кто угодно может заболеть по кармическим причинам. Но никто не в силах отнять ваши внутренние ценности, через которые вы можете настроиться на Божественную Реальность. Даже если вам кажется, что вы разваливаетесь, просто сядьте и подключитесь к своей космической сути, внутренней энергией, что всегда присутствует в вас. Она просто скрыта от нас из-за постоянного злоупотребления органами внешних чувств.

Раджа Йога - это самостоятельное изучение своей психики. Не нужно обращаться к другому человеку, чтобы он объяснял, кто я такой. Вместо этого мы смотрим на себя и пользуемся возможностью очиститься без чувства стыда. Когда кто-то указывает нам на недостатки, мы можем чувствовать стыд оттого, что нас разоблачили, выставили напоказ. Раджа Йога включает внутренне очищение, невидимое другим. Практикующие с нами могут знать о нашем очищении, но не будут комментировать это.

Наряду с познанием психики, следует устанавливать связь с чистой духовностью, с божественным. Это намного более личный вопрос, здесь каждый волен выбирать из множества возможностей. Христианин может избрать в качестве объекта концентрации Иисуса , крест, Деву Марию или младенца Иисуса , или читать молитвы по четкам. Подобно птице, отдыхающей на ветке, ум человека нуждается в фокусной точке во время медитации, иначе он рискует упасть в свои старые мысли. Можно выбрать и буддистское, или иудейское, или исламское священное изображение.

Если по какой либо причине ваша душа не лежит к традиционным религиозным формам, можете выбрать какой либо ведический образ. Для понимания этого вопроса необходимо введение в философию веданты. Веданта – высшая из философских систем, известных человеку, так как она утверждает существование единой реальности. Она говорит о непреходящей реальности, неизменной и присутствующей во всех видимых и невидимых проявлениях природы, а также в каждом из нас. Она вечная и всепроникающая.

Чтобы соединиться с космическими энергиями путем повторения мантр , нужно привести свое тело в абсолютно спокойное состояние. Кроме физического очищения мы будем очищаться еще и психически. Поразительно видеть, что только ни выходит из нашего ума: газеты, телевидение, профессиональный рост, личные отношения, работа, проблемы и переживания о будущем. Мы перегружены и не можем найти ни капли покоя в том компьютере, что носим в голове. Нам нужно постоянно удалять его содержимое, чтобы быть способными воспринимать новую информацию.

Удаление всего ненужного происходит во время медитации . Мы не делаем специального выбора, это происходит на основе осознания. На санскрите это называется видья , противоположность которой – авидья , или неведение . Осознание – это не тот вид знания, что мы привыкли получать извне, это знание, происходящее из внутреннего опыта. Этот опыт случается, когда мы соприкасаемся внутри нас с чем-то большим, чем обычные ощущения тела и ума. Возникает некая отстраненность, которая происходит совсем не от безделья, лени или нетерпимости, а от бескорыстной любви. Практикующий осознает, что он несом некой великой силой, и именно это понимание приносит отстраненность. Всего, что идет до этого момента, можно достичь в современных йога-центрах. Именно отсюда начинается истинный путь Йоги , настоящая практика, то, что происходит в ашрамах: глубокая медитация, пение мантр, открытие себя позитивности йоги во время лекций, преодоление таких препятствий как: Я не уверен, действительно ли это возможно для меня . Сатсанг буквально означает Пребывание с Истиной . После участия в сатсанге во время занятий в ашраме персональная практика протекает с легкостью, с новым позитивным настроем и убежденностью продолжать занятия в повседневной жизни.

Основное препятствие на пути к себе – нехватка дисциплины. Поняв это, мы пытаемся постепенно нарабатывать самодисциплину. Свами Шивананда объясняет на многих примерах, как это можно делать: например, с помощью мауны - молчания или дисциплины речи. Это, однако, не означает молчание, когда вы все равно один. Мауну нужно практиковать во время занятий обычными делами, не делая из этого шоу с табличкой на груди: Я выполняю мауну . Она состоит в отпускании происходящего, мы даем свободное течение развитию событий. Это действительно требует большой самодисциплины и является временем доказанным способом развития настоящей самодисциплины.

То, что обычно понимается под дисциплиной, движимо сильными эгоистическими мотивами, как например, утреннее вставание оттого, что иначе я могу потерять работу. Следить за машиной, иначе я не смогу на ней нормально ездить. Поддерживать нормальный вес путем умеренного питания, чтобы хорошо выглядеть и найти партнера. Это все мотивированная дисциплина, не имеющая ничего общего с духовным ростом. Каждый делает это. Самодисциплина означает внутренний отказ от чего-то, отречение без какого либо ощутимого результата, кроме более высокого уровня контроля над умом. Это совершенно другая мотивация, намного более трудная, чем дисциплина, ведущая к видимому, конкретному результату. В конце концов, можно прожить жизнь и без асан , медитации , мауны и пр. Мы же как-то справлялись с грузом жизни и без них. Только если мы очень серьезно спросим себя, как преодолеть эти трудности, появится мотивация для настоящей самодисциплины. Постепенно приходят результаты, и мы убеждаемся в необходимости такой дисциплины – тогда все становится намного проще.

Мауна – простое и эффективное лекарство, даже если практиковать его хотя бы по часу в день. Свами Шивананда предлагает практиковать мауну в субботу или воскресенье, когда вы не работаете, иначе можно очень быстро потерять работу. Есть множество маленьких упражнений для тренировки самодисциплины. Если вы привыкли класть сахар в чай, оставьте эту привычку ненадолго, не заменяя сахар медом или другими подсластителями. Вы почувствуете, как ваш ум привык к сахару – он будет счастлив, только если получит сахар. Значит, наше счастье зависит от ложки сахара. Если вы и так не едите сахар, вы скажете: Я уже саморелизовался, мне не нужен сахар . Тогда откажитесь от привычки смотреть телевизор, слушать музыку, читать газету или звонить по телефону по вечерам. Все эти упражнения в наше время являются тапасом, или аскезой. Заместите ваши привычки практикой йоги, медитацией. Бросьте чрезмерное планирование, постоянно занимающее вас какой-нибудь деятельностью и не позволяющее вам просто побыть с собой. Какой бы вид самодисциплины вы ни выбрали, через какое-то время ум понимает, что кто-то проверяет его движения, и ему это совсем не нравится.

Тогда ум начинает вести себя якобы очень интеллигентно, но это чисто инстинктивная реакция: ум толков, как собака, кошка, птичка, инстинктивно знающие, где найти пищу и приют. Мы говорим: Посмотрите, какое сообразительное животное! . Но это лишь инстинкт, который есть и внутри нас, и который проявляется со всеми своими трюками, как только мы начинаем сознательно обуздывать свой ум. Осознание своих инстинктов – это часть самопознания, оно позволяет постепенно сублимировать их, не впадая в крайности, избегая революционных настроений, и поддерживая внутренний покой. Как только мы впадаем в крайность, внутри вспыхивает революция – и нам придется начинать все сначала. Это происходит, если мы плохо осведомлены и пытаемся быстро продвинуться вперед. В таком случае происходит обратная реакция, проявляющаяся в виде какого-либо пристрастия.

С тапасом , или самодисциплиной, нужно работать очень осторожно, в соответствии со своими способностями. Это так же как принятие теплой ванны – нужно сначала потрогать воду, прежде чем залазить в ванну – вдруг она окажется слишком горячая. Проверив температуру воды, можно добавить еще горячей или холодной воды. Это относится и ко всем упражнениям в аскезе. Не бросайте все свои привычки разом: ни алкоголя, ни мяса, ни рыбы, только салаты, асаны по 2-3 часа каждый день, подъем в 5 утра, медитация в 6, а потом на работу. Вскоре ваши коллеги спросят:

Что с тобой? Ты такой бледный, еле дышишь – что ты делаешь?

О, я занимаюсь йогой .

От вас отвернутся с мыслью: ну вот, еще один фантик. Он, наверное, в секту попал . Потом ваш коллега идет к боссу, а через месяц вы получаете дружелюбное письмо, сообщающее, что в связи с развитием фирмы Ваша должность закрывается.

Пожалуйста, будьте очень осторожны! Самодисциплину следует практиковать через одно из пяти чувств: слух, зрение, вкус, обоняние или осязание. К счастью, их только пять, иначе бы у нас было больше проблем. Избегайте крайностей.

Наименование статьи Автор
Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма Васильев Т. 27274
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25595
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 14835
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 9515
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6342
Управление мышлением через Йогу 5913
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 5750
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5254
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3419
Что такое карма? 2708
Бог в системе Йоги 2393
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2109
Йога - современная концепция древнего учения 2066
Айенгар о Йоге Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1881
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1742
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1720
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1579
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1446
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1411
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1394
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1341

Практика этого пути йоги предполагает восемь ступеней или уровней, причем к каждому следующему можно переходить только тогда, когда полностью освоен предыдущий. Естественно, для новичка упражнения будут самыми простыми – ступень Яма. Практика заключается в отказе от плохих поступков, ограничении себя. Направлена на борьбу с алчностью, ленью и другими пороками. Постепенно, проходя все ступени, вы дойдете до пятого – здесь начинается непосредственная работа с разумом.

Раджа йога предполагает ограничение самого себя, отказ от плохих поступков и слов, то есть полностью направлена на создание «чистого человека».

Упражнения в йоге называются асанами. Они схожи по сути и технике выполнения с буддийскими пранаямами, включают в себя телесные упражнения и дыхательную практику. Считается, что в прошлом система йоги была намного более сложной, однако знания к нашему времени частично утеряны. Собственно, раджа йога относится к заключительной ступени познания человека. Тот, кто прошел этот путь, обладает пониманием мира и навыками глубокого анализа себя и других. Конечно, главная часть Раджа йоги - это медитации, но это не означает, что в ней не используются асаны. Первый шаг на пути духовного развития – обучение специальным практикам ума и медитативным техникам.

Каждое упражнение раджа йоги представляет собой своеобразное переосмысление мира и анализ самого себя.

Йога проста для понимания, начинающему следует осмысливать себя и освобождать ум от лишних мыслей. Первое упражнение проводится в максимальном комфорте, в тишине дома. Расслабьтесь и сосредотачивайте внимание внутри себя. Постепенно замедляйте движение мыслей, пытайтесь осязать каждую мысль и останавливать её. В идеале мыслей вообще не останется. В практике йоги считается, что контроль собственных мыслей – один из способов влияния на бессознательное.

Следующее упражнение – сосредоточение. Когда вы научитесь контролировать мысли, настает пора вызывать положительные мысли и думать о важных вещах, а не о тех, которые приходят сами собой. Садхан должен избавиться от ненужной памяти и ассоциаций, он подчиняет мысль себе, а не наоборот. Тот, кто постигнет эту технику, не нуждается в контроле тела. Никакие окружающие воздействия не повлияют на него, в том числе – жар или холод. Такой человек может называться властелином собственного сознания.

Третье упражнение для практикующих раджа-йогу - это медитация. Новичкам лучше всего подходит дза-дзен, но это не стопроцентное правило. К примеру, мастер может указать на совершенно другую технику. В простейшем варианте – выпрямите спину и сядьте в позу лотоса, если можете. Руки складывают космическую мудру. Практикующий постепенно избавляется от мыслей, следит за дыханием и погружается во вдох и выдох. Связь с реальностью постепенно ослабевает, медитирующий не помнит времени и забывает себя. Практика медитации – одна из главных в йоге. Именно с её помощью можно добиться вершины постижения себя и принятия бессмертного «я».

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

ВВЕДЕНИЕ

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое - положительное мышление, второе - исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги - сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги - это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога - интеллектуальная йога, и главное в ней - постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте - и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение - и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога - это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт - триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы - Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл -