Материалы для олимпиады

К сожалению, не у всех молодых людей, желающих сдавать биологию в качестве вступительного экзамена, есть возможность воспользоваться услугами репетитора. У кого-то недостаточно средств, чтобы оплачивать отнюдь не дешевые занятия, другим попросту не хватает времени на регулярные визиты к частному преподавателю. Однако, преисполнившись должного упорства, вы можете и сами подготовиться к ЕГЭ.

Подготовка по учебникам

Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, вы должны в полной мере овладеть материалом, предлагаемым вам школьным курсом биологии. Обратитесь в библиотеку и попросите выдать вам комплект книг за все годы, в которые изучался данный предмет. Перечитайте все книжки, освежите в памяти знания. Вам необходимо понимать сложные механизмы, происходящие в природе. Но при подготовке к ЕГЭ не обойтись и без зубрежки – классы млекопитающих и жизненные циклы микроорганизмов необходимо заучить. Помимо учебников, желательно использовать и дополнительную литературу: пособия для поступления, рекомендуемые ВУЗами, материалы для подготовки к .


Популярные авторы для подготовки к ЕГЭ – Догель, Богданова, Ярыгин.

Курсы

Многие ВУЗы проводят курсы для желающих сдавать ЕГЭ. Их стоимость существенно ниже индивидуальных занятий. Лекции проводят опытные преподаватели, которые постараются донести до вас максимальное количество информации, подробно разобрать сложные темы и ответить на возникшие вопросы.

Регулярная тренировка

При сдаче ЕГЭ сборник тестов за прошлые годы должен стать вашей настольной книгой. Обращайтесь к ней каждый день. Решайте тесты, сверяйте и перечитывайте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили. Желательно успеть сделать задания по всем разделам. Если удастся прорешать тесты дважды – отлично, это поможет вам глубже усвоить материал.


К повторному прохождению теста, который вы в первый раз написали не очень хорошо, лучше вернуться через несколько дней – чтобы буквы правильных ответов забылись, а знания улеглись.

Решение задач

Невозможно готовиться к ЕГЭ по биологии и обойти вниманием задачи. Занимаясь самообразованием, не упускайте их из виду. Выучите законы и формулы, которые понадобятся вам для расчетов длины цепи ДНК и количества съеденных грызунов для хищника, находящегося на вершине пищевой цепочки. Вы должны уметь решать задачи не только правильно, но и быстро, ведь от этого зависит ваш результат.

Научно-популярные фильмы

Подготавливаясь сдавать тестирование без репетитора, используйте все доступные для вас материалы. К примеру, огромное количество полезной информации вы можете почерпнуть из научно-популярных фильмов, которые можно посмотреть на каналах Animal Planet или Discovery. Ленты могут быть как семейно-развлекательного характера, к примеру, о выкармливании детенышей ленивцев, так и на серьезные темы – строении глаз насекомых, эволюции микроорганизмов. Любой вопрос о живой природе может попасться вам на ЕГЭ, поэтому, чем шире будет ваш кругозор, тем выше шанс получить хороший балл.

Единый Государственный Экзамен по истории является одним из вступительных экзаменов в большинстве гуманитарных вузов России. При подготовке к ЕГЭ по истории важно научиться не только запоминать даты и события, анализировать факты внутренней и внешней политики государства, но и обращаться с особым форматом заданий ЕГЭ, знать его особенности.

Инструкция

В 2011 году досрочная сдача ЕГЭ по проводится 29 апреля, основная сдача – 14 июня. Экзамен начинается в 10:00 по местному времени во всех субъектах РФ. На экзамен по истории отводится 210 минут.

Сейчас существует большое количество курсов, предлагающих помощь в подготовке к ЕГЭ. Эти занятия – не краткий курс истории, а помощь именно в освоении формата ЕГЭ. На таких занятиях вам расскажут об особенностях тестовых заданий и их формулировок, вы научитесь распределять на выполнение заданий, узнаете о стандартных ошибках , сможете пройти пробные варианты тестов.

Специалисты считают, что лучший способ подготовиться к ЕГЭ - пройти заранее как можно больше вариантов тестов, которые можно найти как в книжных магазинах, так и в интернете.

На настоящий момент существует и множество печатных , которые могут полезными. Например:
1) Соловьев Я.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2011. История

2) Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания. История

Вы, наверняка, хотите по результатам ЕГЭ поступить в ВУЗ на бюджетное отделение. Бюджетный конкурс в большинстве престижных университетов начинается свыше 75 тестовых баллов. Иногда без специальной подготовки практически невозможно добиться таких результатов на ЕГЭ по русскому языку .

Инструкция

Можно следующими средствами для подготовки к ЕГЭ по русскому языку : используйте бумажные пособия, мультимедийные CD, содержащие массу информации, походите на занятия подготовительных курсов для поступающих в вузы, наймите репетитора для индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ .

Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ :
Будьте упорны, честолюбивы, и настройтесь на максимального тестового балла. Так как вашей воли вас никто и не сможет научить вас. Честно ответьте себе на вопрос: что вы знаете хорошо, что средне, а что не знаете вообще. Приобретите учебники, специальные для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку .Выполняйте пробные , то есть проверяйте себя. Но при подготовке к ЕГЭ по русскому языку запомните, что важно не количество выполненных тренировочных заданий, а их качество. Ответьте на вопросы 2-3 пробных ЕГЭ , проверьте по ключам их на ошибки, там, где они есть, берите правило и учите, и так пока не будет ошибок.Все правила не только повторяйте, но и систематизируйте. При применении правила осмыслите его, чтобы не допускать ошибки по правилу, нужно выполнить подобные несколько раз.

Залогом при выполнении на ЕГЭ по русскому языку является соблюдение критериев, которыми руководствуются при выставлении оценок эксперты. Вот эти критерии:
- Формулировка проблем исходного текста;
- Комментарий к формулировке исходного текста;
- Позиция автора исходного текста;
- Собственное мнение экзаменуемого по проблеме;
- Речевая связанность, смысловая цельность, последовательность изложения;
- Выразительность и точность речи;
- Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, этических норм.Соблюдение всех этих и норм, упорная и систематическая подготовка позволит вам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку .

От сессии до сессии живут студенты весело - всем известная истина. Если вы действительно весело прожили до сессии и о предстоящем экзамене узнали только накануне, то у вас есть одна ночь , чтобы к нему подготовиться. Утопия или...?

Инструкция

Что кривить душой – даже у самого ответственного студента бывает ситуация, когда завтра экзамен, а у него еще «и конь не валялся». А у некоторых такая ситуация вообще норма (что, конечно, но кого это останавливает?). И тогда знакомая картина: за кружкой кофе, чтение конспектов в попытках взвалить на мозг непомерную ношу в виде огромного количества информации, красные глаза утром, и напряженное молчание в ответ на вопросы экзаменатора. Меж тем, если подойти к делу грамотно, то даже за одну ночь можно подготовиться к . На « » вы его, конечно, не сдадите, но и не провалитесь.

Первым делом создайте себе рабочую обстановку и настройтесь на то, что придется потрудиться. Никаких шумных гостей, громкой музыки, телевизора, ICQ и телефона. Выключите все это, ибо всегда есть соблазн «глянуть почту одним глазочком», а потом оказывается, что за окном уже утро. Теперь достаньте все лекции по нужному предмету и билетов. Идти нужно строго по списку, так самим же будет легче.

Итак, читаете задание первого билета. Теперь читаете (про себя или вслух – кому как лучше запоминается) лекцию по теме этого билета. А теперь выделяйте из лекции 3 (да, именно 3) основных предложения. Это могут быть определения, теоремы или что-либо еще. Но пунктов должно быть три. Запоминайте их. Проговорите вслух. В идеале – в одном из этих должен содержаться вопрос экзаменационного билета, так будет еще проще. Аналогичным же образом поступаете со всеми остальными билетами. Вам кажется, что три пункта из каждого билета – это очень мало? Можно поспорить: основную суть вопроса вы ухватили – это раз. Сказать пару слов по каждому из трех пунктов сможете – это два. Ни в коем случае не произведете на преподавателя впечатление , вообще не слышавшего про его предмет – это три. А эти три фактора не позволят вам получить «неуд» за экзамен.

Источники:

  • как подготавливаться к экзамену

Единый государственный экзамен по обществознанию относится к наиболее сложным, поскольку включает в себя ряд дисциплин: социологию, экономику, правоведение, политологию. Его выбирают, как правило, выпускники, желающие поступать в гуманитарные вузы по специальностям, связанным с философией, юриспруденцией, торговлей, маркетингом, управлением и др.

Идея этого раздела, уважаемый читатель, весьма оригинальна. Я помню, насколько значимыми были для меня советы Вячеслава Минина и Дмитрия Ефимова (ныне кандидата биологических наук) на заключительном этапе Всероссийской олимпиады, ведь они тогда уже учились в одиннадцатом и десятом классах! Потом я заметила, какое сильное влияние оказывают старшие опытные участники на начинающих неоперившихся юниоров.

Я считаю этот момент наиважнейшим в нашей работе - момент преемственности. Для себя я определяю это как «импритинг» - юные птенцы слышат песню взрослых птиц, и их «колена» становятся такими же четкими и уверенными. Мои старшие ученики (иногда того не подозревая) воспитывают младших, являются примером для подражания. Многие крылатые слова и выражения, советы и легенды передаются олимпиадниками «из поколения в поколения».

Послание новым олимпиадникам от Кутихина Антона, выпускника 2008 года, победителя областного этапа Всероссийской олимпиады по биологии 2008 года.

Советы олимпиадных динозавров или Мост между прошлым и будущим

От авторов:
Несколько лет назад (а кажется, только вчера), когда мы даже еще не успели почувствовать вкус мяса мезозойского периода, пробил час X. Всевышний Создатель (в лице всеми нами любимой и уважаемой Натальи Павловны) вызвала нас в свои, прямо скажем, небольшие, но такие уютные чертоги, и сообщила нам крайне приятное известие. Во-первых, нам отныне разрешалось (о, святые суслики!) ПОСЕЩАТЬ ЭТУ ТАИНСТВЕННУЮ КОМНАТУ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ДНЯ (а ежели понадобится, то и ночи). Во-вторых, мы переходили на индивидуальный график охоты и травоедения. В-третьих, мы так и не узнали, что же за зверь – «зимняя сессия» - ожидает нас каждый год перед самым праздником (наверное, он здорово обозлился).

С чем же это было связано? Все объяснилось очень просто - юным динозаврикам предстояла самая ответственная миссия, возможная в нашем Лицейском биогеоценозе - защищать его честь. И не где-нибудь, а во вражеском лагере! (то бишь, в соседнем биогеоценозе, известном под названием «84»).
Наморщив чешую на лбах, обнажив клыки и закусив чьими-то лежавшими рядом удилами, мы принялись за подготовку к столь ответственному мероприятию!

И так весь триас, юру и мел… (т.е. 9-ый, 10-ый, 11-ый классы)

Теперь мы охотимся в других местах (а куда попадают старые динозавры на пенсии, сами потом узнаете). Но мы видели подрастающую нам достойную смену. Хоть и была она совсем зеленой и неокрепшей, но, тем не менее, обладала большим потенциалом действия (да и покоя, в общем-то, тоже). И вот, в очередной раз, наморщив лобную чешую, из которой уже к этому времени песок сыпался, мы решили написать вам, наши преемники, весточку - прочертить мост между прошлым и будущим.

Посвящается всему хорошему, что связано с олимпиадами по биологии Prof.Dr.Med. Anton Kutichin (ну ладно, так и быть, для вас я всего-навсего Профессор) and MC DIABLO (в миру просто Максимус)
МОЛОДЫМ ДИНОЗАВРИКАМ, ПИШУЩИМ СВОЮ ПЕРВУЮ ОЛИМПИАДУ.

Посмотрите на количество оставшегося до олимпиады времени и на имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Соответственно, определите себе индивидуальный объем информации, которую вам необходимо осиливать за один день. К примеру, до олимпиады месяц (!!!) Здесь может быть два варианта:
Читать какие-либо новые книги. Если вы считаете, что ваши зубы явно недостаточно остры для хорошей охоты, то этот вариант будет для вас наилучшим.

Поднимать старые (принцип мобилизации). Если на ваших зубах пожелтела эмаль, то ее надо отбелить. «Вспомнить все» - принцип, который может очень хорошо закрепить ваши знания. Результат будет того стоить.

На наш взгляд, для успеха достаточно досконально знать:

I. Трехтомник Г. Билича. Он вас не укусит, а лишь заползет в ваши мозговые извилины и весьма уютно там устроится. Мой темп - 100-150 страниц в день (эквивалентно 3-4 часам). Итого по 5 дней на ботанику и зоологию и 8 дней на анатомию. Да, если встретите ошибки, то это В. Крыжановский;

II. А. Рувинский. Общая биология. Не стесняйтесь читать школьные учебники! На самом деле он достаточно серьезный, но при этом легкий для восприятия. Темп - 100 страниц в день (тоже около 3 часов), но, если легко идет, то можно и до 150-200 поднимать, особенно во второй половине учебника. Итого 3-4 дня.

III. Книга, перед которой я просто преклоняюсь. Б. Медников (ну да, Наталья Павловна, а вы что думали?). «Формы и уровни жизни». Истинно олимпиадная книжка. Многообразие растений и животных вы лучше не найдете нигде. И очень много данных, которые есть на олимпиадах и которые можно найти только там. К прочтению обязательна. Темп - 100 страниц в день, 4 дня. Обратить особое внимание.

IV. Ботаника для учителя в двух томах. Обитает в храме Натальи Павловны. Вот не помню, сколько там страниц, но темп обычный. Прочитайте, поможет поднять ботанику - самую противную область биологии (Максим этого не видел).

V. Микробиология. Пяткин. Если есть у кого-то связи в медакадемии - достаньте обязательно! Прочитаете и получите иммунитет к микробиологии на всех олимпиадах, вплоть до России.

VI. Все ваши конспекты по лицейской биологии и спецкурсам. Они будут пополняться. По конспекту в день.

VII. Барабанная дробь - Вилли-Детье! (это такая толстая коричневая пухлая в центре шкафа стоит) Моя личная олимпиадная Библия на пару с Б. Медниковым. Книга архисложная для первой олимпиады. Но в ней есть то, чего нет нигде.

X. Грин-Стаут-Тейлор. Трехтомник. Прочитайте, по уровню сложности примерно равен Вилли-Детье.
Дополнительные области знания, на которые стоит обратить внимание:
Биофизика и биохимия. Конспект по биохимии у вас будет в меловом периоде, биофизика штука противная, но хотя бы в общих чертах знать надо.

Ученые и терминология. Культура медицины и биологии, потом пригодится очень и очень сильно. И на олимпиадах вопросы и задания на это есть стабильно. Терминологию знать на ять обязательно. Конечно, список может расширяться. Но это база, которая вам поможет достойно писать любые олимпиады, вплоть до России.

2. Обязательно посещайте все подготовки. Цена каждой из них очень велика, так как там вы непосредственно занимаетесь самими олимпиадами. Если получится, уговорите Наталью Павловну начать с областных, а то она питает слабость к всероссийским (их долго разбирать).

3. Есть неплохой сайт www.rusolimp.ru . Там находится несколько олимпиад по биологии разных уровней - от района до России. Скачайте, прорешайте.

Лирическое отступление: не ленитесь после каждой прорешанной олимпиады смотреть процент правильно выполненных вопросов в каждом задании и в среднем по олимпиаде. Так интересней, ведь олимпиада, как ей и положено, это вид спорта, только интеллектуального. Олимпиад решайте как можно больше.

4. Делитесь знаниями между собой, мы все одна команда - Лицей.

5. Очень важно быть в тонусе на самой олимпиаде. От этого зависит очень много, поверьте. Выспитесь (убил бы людей, придумавших писать олимпиады в 10 утра), перекусите, зарядитесь хорошей музыкой, приведите себя в состояние полной боевой готовности. Ничего не бойтесь, теперь вам осталось только показать ваш высокий класс.

6. Вы все успеете. Каждый вопрос рассматривайте в отдельности, если чувствуете, что можете нащупать в обозримом будущем дорогу к ответу - думайте. Если мыслей нет совсем (а такое бывает, увы, нередко) - отложите вопрос, не забивайте свой мозг. Потом к нему вернетесь. На худой конец, 25% у вас никто не отнимет.

7. Когда думаете над вопросом, сразу определяйте для себя область знания, то, где вы об этом читали, знакомую информацию. Можно провести терминологический ряд (если речь идет о незнакомом/малознакомом термине, разбейте его на терминоэлементы и прокручивайте в памяти, думая, где они могли вам встретиться и что это может быть), можно визуально вспомнить конспект, можно мысленно составить себе возможную картину смысла вопроса. Много чего можно. Обобщите все это и смело включайте логику, вы на верном пути.

8. Если почувствуете, что мозг «забился», то отдохните минут этак десять. На посторонние темы при этом лучше не думать, но вот оценить обстановку вполне можно. Этот отдых абсолютно нормален. Потом принимайтесь за олимпиаду заново и с обновленными силами.

9. Задания можете выполнять в любом порядке, это индивидуально. Правда, есть тонкости их оценивания, но такое ощущение, что они разные на каждой олимпиаде. Если вам они известны, то это очень хорошо.

10. Совет имени Натальи Павловны: после того, как напишете олимпиаду, расслабьтесь, возьмите финальную паузу, отдохните. Время это обычно позволяет. Представьте, что вы Наталья Павловна, и проверьте свою олимпиаду. Помогает.

Ну вот, и подошел к концу наш краткий курс юного динозаврика. После первой олимпиады вы станете молодым динозавром. Пройдете ювенильный период. Надеемся, что эти советы помогут вам достойно справиться с вашим первым испытанием. Если возникли какие-то вопросы, всегда будем рады вам помочь.

Per aspera ad astra, sapere aude! Удачи!
С огромным уважением, старые динозавры.

Правила Анастасии Окуневой (дважды призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады) в чем то перекликаются с выше изложенным, я ценю их за краткость и конкретность.

  1. Обязательно выспись. На олимпиаду как на праздник надо идти бодрым, красивым и уверенным в себе.
  2. Шпаргалок не бери. Победи достойно.
  3. Одевайся теплее – не лето.
  4. Получил задание – спокойно. Не суетись. Просмотри все листы от начала до конца. Оцени время написания.
  5. Выбери ответы, на твой взгляд самые правильные, отметь их карандашом. Закрой глаза, отвлекись немного, потом выполни задание на чистовик.
  6. Никогда не оставляй вопрос без ответа, даже если ни одно слово тебе в нем не знакомо. Такие вопросы нужны для проверки силы твоего характера. Не поддавайся.
  7. Повторите все лабораторные работы и практические задания, которые имеются в учебниках по биологии, не исключено, что что-то похожее встретите и на лабораторном практикуме.
  8. После выполнения последнего задания встань, разомнись, выйди прогуляться (на любой олимпиаде это допустимо). После возвращения представь, что ты Наталья Павловна и попробуй проверить свою работу как ученическую.
  9. После олимпиады встречаемся в лицее «выпустить пар».

ЗАДАНИЯ

теоретического тура школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

10-11 классы

Время выполнения: 90 минут

Максимальный балл – 105

ЧАСТЬ I

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждый верный ответ).

1. Какая наука занимается проблемами связи организмов между собой и со средой обитания?

2. К какому уровню организации живого можно отнести хромосомные мутации?

3. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому её рассматривают как единицу

4. Для хламидомонады и эвглены в вегетативном состоянии общим признаком является:

6. У человека жгут может быть использован при:

7. У человека, пострадавшего при пожаре, имеется безболезненная ожоговая рана на правом плече. Отсутствие болевой чувствительности в данном случае обусловлено повреждением:

8. После упражнений с гантелями мышцы становятся «каменными», руки плохо разгибаются. Это связано с:

9. Личинки земноводных (головастики) имеют наружные жабры, которые утрачивают в ходе метаморфоза. По отношению к жабрам рыб они являются органами:

10. Эволюция в некоторых группах динозавров пошла по пути увеличения размеров. Это явление следует рассматривать как результат:

11. К модификационной изменчивости организмов можно отнести изменчивость:

12. Главными направлениями биологического прогресса являются:

13. У взрослой асцидии, ведущей прикрепленный образ жизни, отсутствует хорда и нервная трубка. В то же время у её свободно плавающей личинки они имеются. Их утрата при переходе во взрослую стадию развития – это проявление:

14. Наибольшее число кодонов для одной аминокислоты составляет:

16. При смешивании молока с кока-колой происходит выпадение значительного количества хлопьевидного осадка. Наиболее вероятно, этот осадок состоит из:

17. Рецепторный аппарат уха находится в

18. Растения рода Росянка получает из пойманных насекомых:

19. Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:

20. Щёки млекопитающих образовались как:

21. Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:

22. Гормоны щитовидной железы не оказывают влияние на:

23. Способностью к фиксации атмосферного азота обладают:

24. Фотосинтез открыл:

ЧАСТЬ II

Вам предлагаются задания с множественными вариантами ответа. Выберите три верных ответа. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 3 балла за каждое тестовое задание).

1. Всем очевидны преимущества опыления растений насекомыми. А чем это может быть выгодно для самих насекомых?

2. Из перечисленных организмов чередование двух многоклеточных стадий с различной плоидностью (гаплоидной и диплоидной) демонстрирует:

3. Начиная создавать российский флот, Пётр I ввёл в практику голландский рацион для моряков, который включал лимоны и апельсины. Это делалось для того, чтобы предотвратить развитие цинги. Цитрусовые доставлялись в Россию из Европы. Однако, эту проблему можно было решить, используя российские продукты. Для этого достаточно было включить в рацион моряков:

4. Какие признаки характерны для насекомых?

е) шесть ходильных конечностей

а) слабое развитие органов чувств

б) членистость тела

в) раздельнополость

г) сложные циклы развития со сменой хозяев

д) нервная система лестничного типа

е) высокая плодовитость

6. Какими органами управляет вегетативная нервная система?

7. Какие биологические науки изучают растения?

8. Пастбищная пищевая цепь (цепь выедания) может начинаться с:

9. Перечислите признаки наследственной изменчивости:

10. Какие структуры кровеносной и выделительной систем участвуют в образовании первичной и вторичной мочи?

ЧАСТЬ III

Установите правильность утверждений (за верное утверждение ставьте «+», за неверное «-»). Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (1 балл за каждый правильный ответ).

1. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации.

2. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

3. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в затылочной части мозга.

4. Основную массу древесины сосны составляют сосуды.

5. Клетки спороносного слоя грибов являются диплоидными.

6. В образовании корнеплода моркови участвует только корень.

7. Бивни слона – это видоизменённые клыки.

8. Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо человека с носоглоткой.

9. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.

10. Впервые термины «ген» и «генотип» ввёл в науку американский генетик Т.Морган.

11. Плазма крови имеет слабощелочную среду.

12. Карбгемоглобин – это соединение гемоглобина с угарным газом.

13. Мимические мышцы лица, дополнительные соски, зубы мудрости и аппендикс – рудименты человека.

14. В плевральной полости отмечается отрицательное давление.

15. Первичная моча образуется в результате фильтрации крови.

16. Численность популяций большинства видов из года в год колеблется вблизи одной и той же средней величины.

17. Лимфатическая система выполняет защитную и дренажную функцию, участвует в обмене веществ, обеспечивая всасывание продуктов расщепления жиров.

18. Афферентные нейроны обеспечивают передачу нервных импульсов из центральной нервной системы к рабочему органу.

19. Скелет человека выполняет функцию кроветворения.

20. В состав внутренней среды организма входят кровь, лимфа и внутренние органы.

IV ЧАСТЬ

Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (3 балла за каждое тестовое задание).

1. Установите соответствие между организмами и клетками:

Организмы:

а) клеточная стенка

б) гликокаликс

1. растительная

в) центриоли

г) пластиды

2. животная

д) гранулы крахмала

е) гранулы гликогена

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей:

Особенности:

Растительные ткани:

а) обеспечивает рост растения

б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей

1. образовательная

в) имеются устьица

г) имеются чечевички

2. покровная

д) обеспечивают газообмен

е) клетки интенсивно делятся

3. Установите соответствия между способами деления клеток и их особенностями:

Особенности:

Способы деления:

а) редукционное деление

б) обеспечивает рост, регенерацию

в) дочерние клетки идентичны родительской

г) образуются четыре гаплоидные клетки

д) увеличивает генетическое разнообразие

е) непрямое деление

4. Установите соответствия между классами рыб и их особенностями:

Особенности:

Классы рыб:

а) тело покрыто плакоидной чешуёй

б) рот расположен на брюшной стороне

1. хрящевые

в) есть жаберные крышки

г) плавательный пузырь отсутствует

2. костные

д) внутренний скелет и чешуя костные

е) есть гидростатический орган

5. Установите соответствия между отделами кишечника человека и их особенностями:

Особенности:

Отделы кишечника:

а) имеются бактерии, которые синтезируют витамины

б) происходит всасывание питательных веществ

в) перевариваются все группы пищевых веществ

г) осуществляется передвижение непереваренных остатков пищи

2. толстый

д) длина составляет 5-6 см

е) слизистая оболочка образует ворсинки

6. Установите соответствия между видами изменчивости и их особенностями:

Особенности:

Вид изменчивости:

а) возможна в пределах нормы реакции

б) фенотип изменяется под действием факторов внешней среды

1. определённая

в) непредсказуема и необратима

г) носит массовый характер

2. неопределённая

д) по наследству не передаётся

е) изменяется генотип

7. Установите соответствия между признаком растений и их отделом:

Признак растений:

а) листостебельные растения, не имеющие корней

б) имеют хорошо развитую проводящую систему

1. моховидные

в) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода

г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен

2. папоротниковидные

д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)

е) спорофит преобладает над гаметофитом

8. Установите соответствия между кровеносными сосудами человека и видом крови в них:

Кровеносные сосуды:

Вид крови:

а) артерии большого круга кровообращения

б) вены большого круга кровообращения

1. артериальная

в) артерии малого круга кровообращения

г) вены малого круга кровообращения

2. венозная

е) левый желудочек

9. Установите соответствия между классами покрытосеменных растений и их признаками:

Признаки:

а) мочковатая корневая система

б) двойной околоцветник

1. однодольные

в) стержневая корневая система

г) простой околоцветник

2. двудольные

д) параллельное или дуговое жилкование листьев

е) сетчатое жилкование листьев

10. Установите соответствия между животными и их экологическими группами:

Животные:

Экологические группы:

а) косуля

б) ондатра

1. гидрофилы

в) суслик

2. мезофилы

2. ксерофилы


Отличное углубленное знание теории важно для успешного прохождения и теоретического, и практического тура Всероссийской олимпиады по биологии. Поэтому чем раньше вы начнете ее изучать, знакомиться с дополнительными, выходящими за рамки школьной программы материалами, – тем выше будут ваши результаты.

Представляем вам список учебных пособий, которые помогут получить необходимые знания.

Ботаника

  • Федоров А. А. «Жизнь растений в 6 томах». – М.: Просвещение, 1974-1982.
  • Алексеев Ю. Е., Новиков В. С., Скворцов В. Э., Ловягин С. Н. «Определитель растений нечерноземного центра Европейской России по вегетативным признакам». - М.: Русский университет, 2000. - 192 с.
  • Чуб В. В. «Ботаника. Часть1. Строение растительного организма». – М.: МАКС Пресс, 2005. – 116 с.
  • Зитте П., Вайлер Э. В., Кадераит Й. В., Брезински А., Кернер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Хмелевской Н.В., Тарасова К.Л., Глазуновой К.П., Сухорукова А.П. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.». - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Васильев А. Е. и др. «Ботаника: Анатомия и морфология растений: Учебное пособие». – М.: Просвещение, 1988. – 480 с.
  • Тахтаджян А. Л. «Мир растений». – М.: Просвещение, 1980. – 475 с.
  • Федоров А. А., Кирпичников М. Э., Артюшенко З. Т. «Атлас по описательной морфологии высших растений. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 304 с.

Физиология растений

  • Хелд Г. – В. «Биохимия растений». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 473 с.
  • Зитте П., Вайлер Э. В., Кадерайт Й. В., Брезински А., Кёрнер К.; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.]; пер. с нем. Артемьевой О.В., Власовой Т.А., Карнаухова И.Г., Колесовой Н.Б., Чередниченко М.Ю.. Под ред. Чуба В. В.. «Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т.: Т. 2. Физиология растений». – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
  • Алехина Н. Д., Балнокин Ю. В., Гавриленко В. Ф. и др. / Под ред. Ермакова И. П. «Физиология растений». – М.: Москва. "Academia", 2005. – 640 с.
  • Медведев С. С. «Физиология растений». – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 336 с.
  • Eduardo Zeiger, Lincoln Taiz «Plant Physiology. 6th Edition ». – М.: Sinauer Associates, 2010.

Зоология беспозвоночных

  • Шарова И.Х. «Зоология беспозвоночных» - М.: Владос, 2002. – 593 с.
  • Догель В.А. «Зоология беспозвоночных» - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.

Зоология позвоночных

  • Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах». – М.: Высшая школа, 1979. - 333 с.
  • Шмальгаузен И.И. «Происхождение наземных позвоночных». – М.: Наука 1964. – 273 с.
  • Дзержинский Ф.Я., Васильев Б.Д., Малахов В.В. «Зоология позвоночных» - М.: Академия, 2013. - 465 с.
  • Дзержинский Ф.Я. «Сравнительная анатомия позвоночных животных» - М.: Аспект Пресс, 2005. - 304 с.

Анатомия человека

Гистология

  • Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология, цитология и эмбриология; изд.5». - М.: Медицина, 2002. – 800 с.
  • Заварзин А.А. «Сравнительная гистология». - С. -Петерб. ун-та, 2000. - 520 с.
  • Юрина Н.А., Радостина А.И. Практикум по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во УДН, 1989. - 253 с.
  • Кузнецов С.Л. и Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В. Л. «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» - М.: Медицинское информационное агентство, 2002. – 374 с.
  • Ченцов Ю.С. «Введение в клеточную биологию». - М.: ИКЦ "Академкнига", 2004. - 495 с.
  • Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки». – М.: Мир, 1986. – 312 с.

Физиология человека и животных

  • Шмидт Р., Тевс Г. (ред.) «Физиология человека в 3-х томах». – М.: Мир, 1996. - 323 с.
  • Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности». – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.
  • H.H. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
  • Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Билич Г.Л., Кржижановский В.А. «Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия». – М.: ОНИКС, 2005. – 544 с.
  • Камкин А.Г., Каменский А.А. «Фундаментальная и клиническая физиология». – М.: «Академия», 2004. – 1073 с.
  • Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека. Том 1-3». – М.: Мир, 1996 – 330 с.
  • Дубынин В.А. «Регуляторные системы организма человека». – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

Эмбриология

  • Токин Б. П. «Общая эмбриология». – М.: М.: Высш.ая школа, 1987.- 480 с.
  • Гилберт С. «Биология развития в 3-х томах». – М.: Мир, 1995.
  • Белоусов Л.В. «Основы общей эмбриологии». – М.: Наука, Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.

Микробиология

  • Шлегель Г. «Общая микробиология». – М.: Мир, 1987. – 567 с.
  • Гусев М.В., Минеева Л.А. «Микробиология». – М.: МГУ, 1992. – 448 с.
  • Поздеев О.К. «Медицинская микробиология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с.
  • Воробьев А.А., Быков А.С. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии». – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 236 с.

Молекулярная биология

  • Под ред. Льюина Б. и др.. перевод с англ. Филипповича И. В. Под ред. Ченцова Ю. С. «Клетки». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.
  • Льюин Б., пер. с англ. Кофиади И.А. [и др.]. Под ред. Ребрикова. Д.В. «Гены». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.
  • Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки. В 3-х томах». – М.: Мир, 1993. - 539 с.

Биохимия

  • Уайт А., Хендлер Ф. и др. «Основы биохимии: в 3-х томах». – М.: Мир, 1981. - 534 с.
  • Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах». – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 694 с.
  • Кольман Я., Рем К. «Наглядная биохимия», - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 509 с.
  • Казимирский А. Н. «Витамины и коферменты».

Генетика

  • Инге-Вечтомов С.Г. «Генетика с основами селекции». – М.: Высшая школа, 1989. – 592 с.
  • Курс лекций по общей и молекулярной генетике И. Ф. Жимулева, 2007.
Внимание! Не стоит пытаться вызубрить все их полностью. Имеет смысл делать акцент на ключевых идеях, законах, логике.

Для того чтобы понять, на какие разделы стоит обратить особое внимание, решайте олимпиадные задания прошлых лет. А лучше записывайтесь на очные курсы и проходите обучение в выездных школах «Коалиции», где преподаватели помогут вам систематизировать подготовку и изучить все необходимые темы, которые встретятся на олимпиадах.

Иванова Альфия Минхафизвна учительбиологии –из выступления на секционном совещании учителей биологии-химии в рамках августовской педагогической конференции учителей Рыбно-Слободского района на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные : хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению биологии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольк их принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.