Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей. Упражнения для развития речи ребенка

Невнятному лепету малыша удивляться не принято - временами это даже умилительно. Но вот "фефекты фикции" в старшем возрасте вызывают уже недоумение. А взрослый человек с речевыми проблемами - и вовсе грустное зрелище. Тут-то сразу начинаешь понимать, что логопед - очень нужная и востребованная профессия.

При тотальном масштабе речевых проблем ситуация "сам себе логопед" не редкость. Для родителей маленьких детей особенно актуально овладеть навыками исправления речи собственного малыша. Ведь не у всех и не всегда есть возможность прибегнуть к помощи специалиста. Главным вашим подспорьем и инструментом станет логопедическая гимнастика для развития речи ребенка. Сейчас мы объясним, что же это такое.

Играем не просто так, а со смыслом

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка 2-3 лет невозможна без заинтересованности "клиента". Эта задача не из легких, ведь малышу трудно концентрировать внимание, да и непонятно, к чему все эти скороговорки или движения язычком. Поэтому взрослому нужно проявить изобретательность и сделать так, чтобы малыш даже не догадался, что ему предстоит проделать серьезную работу.

Если вам удастся проводить занятия незаметно, за игрой, все обойдется без капризов и истерик. Материал будет усвоен ненавязчиво и вполне качественно. Если же малыш категорически отказывается от выполнения упражнений, настаивать не следует, иначе окончательно отобьете охоту, и вернуться к полезному делу будет ещё труднее.

Логопедическая гимнастика - вовсе не нудная обязанность. Сеансы ее могут и должны быть спонтанными, веселыми. Хорошо, когда дети на них много радуются и хохочут. Положительные эмоции автоматически улучшают усвоение материала и стимулируют ребенка вновь возвращаться к столь интересным стишкам и скороговоркам.

Если что-то не выходит, не спешите огорчаться или, не дай Бог, ругать малыша. Лучше заинтересоваться, отчего это язычок никак не слушается, как же нам это исправить? Откажитесь от роли серьезного педагога и попробуйте общаться с малышом на равных.

Пусть родителей не пугает необходимость занятий с собственным ребенком. Логопедическая гимнастика для детей - звучит очень серьезно, но на самом деле в этом нет ничего страшного. Классические методы здесь сводятся к пальчиковым упражнениям, улучшающим моторику пальцев и рук, артикуляционной гимнастике (то есть упражнениям для губ и языка), развитию слуха путем стихотворных повторов (логоритмике) и запоминанию специальных стишков-скороговорок, улучшающих речь и пополняющих словарный запас. Кроме того, пользу принесет дыхательная гимнастика (логопедическая) и специальный массаж.

Для тех, кто настроен самостоятельно заниматься с сыном или дочкой, дадим несколько основных рекомендаций.

Начинать заниматься надо всего лишь с двух минут. Затем в течение ряда месяцев продолжительность сеансов возрастает до 20 минут. Если вы сумеете заинтересовать ребенка развивающими упражнениями, заставлять и принуждать его уже никогда не придется. Помните, что ни один навык в одночасье не формируется. Успех - в частых и кратковременных повторах. Такую форму обучения легче выдержать как малышу, так и вам. Любую неудачу переводите в шутку, а за успех не забывайте хвалить. Насколько интересной может быть логопедическая гимнастика для развития речи ребенка, фото, приведенные в статье, иллюстрируют вполне достоверно.

Игры с пальчиками

Логопедическая гимнастика обязательно включает в себя такие вот игры-упражнения. Они - прекрасное средство для развития так называемой мелкой моторики, ведущей к улучшению качества речи, стимулирующей внимание и хорошую реакцию. Благодаря им улучшается координация движений, пространственная память и возрастает точность выражений. Как можно играть:

1. Ладошки изображают цветок. Пальчики (полусогнутые) соединяются в форме бутончика. По команде "поднимается солнце" ручки тянутся вверх, словно цветочек.

2. Распускается бутон. Кисти рук разводятся.

3. Закат солнышка. Ладошки следует опустить.

4. Цветочек ложится спать. Пальчики вновь соединяются в бутончик.

Другая пальчиковая игра называется "Гроза". Смысл ее - учиться согласовывать текст и движения руками при разных ритмах звучания. Взрослый зачитывает условия, задача детей - выполнить соответствующие движения: капают капли (легкий стук по крышке стола поочередно каждым из указательных пальчиков), пошел дождик (негромкое постукивание четырьмя пальчиками на обеих руках), дождь полил, как из ведра (то же самое как можно громче), град идет (костяшками пальцев сильно ударить), гром гремит (кулачками дети барабанят по столу), сверкнула молния (рисунок в воздухе следует изобразить указательным пальчиком с одновременным проговариванием звука "ш-ш-ш"), все домой побежали (хлопаем в ладоши и прячем за спину руки), утром солнышко взошло (двумя руками описываем большой круг).

Логопедическая артикуляционная гимнастика

Главным из органов речи является, конечно же, язык. Его гибкость и подвижность нуждаются в обязательных тренировках, иначе он не сможет качественно служить своему назначению. Хорошее звукопроизношение - одно из важнейших свойств нормально развитой речи, поэтому и язык, и губы обязаны быть сильными и достаточно гибкими.

Цели артикуляционной гимнастики - развитие языка и губ - достигаются тренировкой определённых мышц. Заниматься упражнениями следует напротив зеркала. Глядя в него, малыш наглядно видит работу собственных губ и язычка. К автоматизму в выполнении приведет лишь постоянный повтор. Внимательное отслеживание того, что делают губы и язычок, очень важно для ребенка.

В результате артикуляционной гимнастики должно улучшиться произношение необходимых звуков и слов.

Что именно делать?

Вот примерный перечень, составляющий упражнения логопедической гимнастики для органов речи:

1. Предложите ребенку покачать на качелях собственный язычок. По команде малыш широко открывает рот, улыбается, высовывает язык изо рта, поочередно касается им верхних зубов, неба и нижних зубов.

2. Чистим зубки. Улыбнувшись своему отражению в зеркале, ребёнок язычком проводит по внутренней стороне верхнего и нижнего ряда зубов, имитируя их чистку, затем "полоскает" рот. Движение стоит повторить около 10 раз, взрослый в это время может сопровождать действия подходящими по смыслу детскими стишками или скороговорками.

3. Под скороговорки либо стихи о вкусных лакомствах (например, блинах с вареньем), декламируемые взрослым, малыш улыбается, открывает рот и круговыми движениями язычка облизывает верхнюю, после чего нижнюю губу - якобы убирает остатки варенья.

Развиваем слух

Фонематическим (речевым) слухом называется способность к правильному распознаванию звуков. Как развивать слух? Спрятавшись за ширму, попробуйте постучать поочередно предметами из металла, стекла или дерева. Ребёнок должен угадать, чем именно вы стучите - стаканом, деревянной либо металлической ложкой и т. п.

Попробуйте сымитировать звуки, которые издают птицы или животные, или найдите соответствующие аудиозаписи. Пусть малыш угадывает, кто именно из зверюшек его "приветствует".

Попробуйте такое упражнение: малыш закрывает глаза (ещё интереснее, если использовать настоящую повязку), а вы с небольшим колокольчиком перемещаетесь в разные углы комнаты. Задача ребенка - не глядя угадать по звуку, где именно вы находитесь.

Ещё вариант - рычание мотора. Детям следует определить, мотоцикл это, трактор или автомобиль. Можно поиграть в игру "Светофор", для этого следует заранее подготовить аудиозапись с шумами, характерными для оживленного уличного движения. Слыша гудки различных видов транспорта, шум толпы и т. п., ребёнок называет то, что происходит на улице. Это способствует развитию его слухового внимания.

Логопедическая гимнастика для развития речи ребенка: подражаем всему, что слышим

Звукоподражание сводится к повторению ребенком за взрослым различных гласных. Например, как человек вздыхает "О-о-ох!", как кричит ослик "И-и-и!", как звучит гудок парохода "У-у-у!". После гласных переходим к согласным - лес шумит "Ш-ш-ш", комар пищит "З-з-з", ежик фырчит "Ф-ф-ф". Кроме того, пусть малыш звуками изобразит "голоса" бытовых предметов - водичка капает "кап-кап", часы идут "тик-так", молоток забивает гвозди "тук-тук".

Подражать голосам птиц и животных можно, используя игрушечные фигурки или картинки с изображениями лесных обитателей (как взрослых, так и детенышей). Попросите малыша показать, как громко квакает мама-лягушка, и как тихо - маленький лягушонок. Откройте ему иллюстрацию к сказке "Три медведя", и пусть он перечисляет, как рычит папа-медведь, мама-медведица, как пищит малыш-медвежонок.

К логоритмике относятся упражнения по повторению действий и стишков за обучающим под музыкальное сопровождение. Можно, например, поиграть в прогулку, имитируя движения. Ходим на месте, высоко поднимаем ноги и колени, размахиваем руками, "падаем в ямку" (садимся на пол) и так далее.

О стишках и скороговорках

Скороговорки - очень эффективный вид упражнений. Подбирать их следует к таким буквам и звукам, в произношении которых у малыша самые серьёзные пробелы. Пользы от них много - она и в улучшении дикции, и в развитии речевого слуха, и в расширении словарного запаса. К тому же коротенькие веселые рифмованные строчки малышу произносить интересно и весело.

Логопедическая гимнастика находит свое продолжение в стихах, задача которых - увеличивать количество понимаемого и произносимого. Активный словарь, как известно, это то, что ребёнок говорит, пассивный - то, что понимает. Второй - всегда на порядок обширнее. Для общего развития и перехода от пассивного к активному словарю следует много общаться с малышом в любых обстоятельствах - на прогулке, по дороге в садик, за столом и т. п.

Если не лениться и использовать малейшую возможность для такого общения, творчески вплетая в повседневный быт скороговорки, игры для рук и пальчиков, упражнения на артикуляцию, то результат будет обязательно.

Домашнему логопеду на заметку

На чистоте произношения зацикливаться совершенно не стоит. Незначительные имеют тенденцию со временем проходить сами собой. Порой они связаны с анатомическими особенностями устройства гортани, носоглотки и языка, и логопедическая гимнастика помогает не всегда. С ростом ребенка большая часть таких проблем ликвидируется автоматически.

Не следует приступать к занятиям с ребенком, если вы почему-либо не в духе и не в состоянии обеспечить легкую веселую атмосферу игры, лучше отложите это до более удачных времен. Всегда верьте в своего малыша и показывайте, как вы рады малейшему успеху. Кроме непосредственного логопедического эффекта, такие занятия способны еще больше сблизить вас и вашего кроху и подарить множество интереснейших мгновений.

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Светлана Комарова
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст)

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

младший возраст

1. Упражнение на дыхание

2. Упражнение на слуховое внимание

4. Развитие артикуляционного аппарата

5. Произнесение потешек, скороговорок, чистоговорок, загадок.

6. Хоровод

7. Упражнение на координацию речи с движением.

1 – 2 НЕДЕЛЯ «А»

1. Упр. «Бегемотики» (открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять» , потом закрыть рот). Повторить упражнение 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем :

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

А потом раскроем рот – отдыхает бегемот.

2. Упр. «Детки спят» Вдох и выдох носом.

3. Упр. «Листья» :

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на ципочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо и влево)

Будто опять закружится хотят (поднимаются, кружатся)

4. Упр. «Где позвонили?» (глаза открыты, показать направление рукой)

5. Упр. «Покачай куклу Таню, она плачет (а-аа) » (тихо, громко) .

6. Упр. «Аня потеряла маму в лесу, кричит «Ау» . Все позовём Аню «Ау, Ау – у!»

7. Игра «Каравай» .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «У»

1. Упр. «Змея» (улыбнуться рот открыть, высунуть язычок изо рта, затем спрятать) . Повторить 3 -4 раза.

2. Упр. «Чем пахнет?» (Вдох носом - выдох ртом)

3. Упр. «Что ты слышишь?» (озвученные предметы за ширмой)

4. Упр. «Паровоз гудит» - У-У-У (громко) ;

«Мальчик плачет» -УУУУ (медленно, тихо)

«Голубь воркует» У-У-У-У-У (короткие, отрывистые звуки)

«Воле воет» УУУУУУУУУ (грозно протяжно)

5. Дети спрятались, а Оля ищет «Ау!» . Все зовут Олю «Ау!»

6. Игра «Зайка серенький сидит» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «О» «И»

1. Вдох носом - выдох ртом (бегали и устали) .

2. Игра «Кто позвал?» Взрослый подражая крику животных

росит угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подаёт голос, подражая одному из животных. Ребёнок угадывает, кто это.

3. У мальчика болят зубы. Как он стонет? «О-О-О»

(тихо – громко) .

4. Упр. «Лошадка ржёт» . Чья лошадка ржёт дольше? «И-И-И-

И» (Колина? Сашина? Ксюшина?)

5. Чистоговорка «Ко-ко-ко, не ходите далеко» .

6. Игра «Эхо» (Две подгруппы. Одна – произносит слово,

другая воспроизводит его. Слова с согласными звуками [аист, Аня, Инна, аптека, азбука].

3 - 4 НЕДЕЛЯ «Э»

1. Вдох и выдох ртом (позеваем)

2. Игра «Телёнок»

Бу-Бу (два прыжка)

Я рогатый. («Рожки» из пальчиков на голове)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я хвостатый. («Хвостик» из руки- за спину)

Бу-бу, (Два прыжка)

Я ушастый. («Ушки» из ладошек - на голову)

Бу-бу, (Два прыжка)

Очень страшный. («Рожки» на голове, бодаются)

Бу-бу, Испугаю. Бу-бу, забодаю.

3. Игра «Эхо» (воспитатель называет гласные поочерёдно :А У

О И Э, а дети хором повторяют тихо (на условный знак рукой

воспитателя- громко (рука вверху, тихо (рука внизу) .

артикуляцию звуков А,О,У,И,Э, затем дети воспроизводят.

5. Чистоговорка «Мылом Мила куклу мыла»

6. Игра «Пузырь» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Б» «П»

1. Упр. «Кормление птенцов» (Дети – птички сидят открыв рот. Вос-ль «кормит» ).

2. Упр. «Чем пахнет?» (глубокий вдох носом) .

3. Упр. «Помощники» :

Раз, два,три, четыре.

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой другую )

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (опять трут, ладошка о ладошку )

Только чашку мы разбили. (загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали. (сжимаю и разжимают кулачки)

4. Упр. «Кто кричит?» (овечка бе-е, баран бэ-э-э, автомобиль би-би-би, цыплята пи-пи-пи, барабан бум-бум-бум).

5. Упр. «Говорим тихо, громко» (на условный знак рукой вос-ля – громко (рука в верху, тихо (рука внизу)

6. Чистоговорки : «Уп-уп-уп, мама варит суп»

«Бы-бы-бы, идёт дым из трубы» .

7. Игра «Паровоз» (выбирается ребёнок. Все произнося «Паровоз пускает пар, топку топит кочегар» . Ребёнок едет и произносит «пф, пф,пф» ).

3 – 4 НЕДЕЛЯ «В» «Ф»

1. Упр. «Кто умеет улыбаться?» (обнажать сжатые зубы) .

2. Упр. «Подуем на снежинку» (имитация или положить на ладошку маленький кусочек от салфетки).

3. Упр. «Лает собачка» (громко – большая «аф-аф-аф» , тихо – маленькая «гав-гав-гав» , медленно, быстро, высоко, низко).

4. Игра «Угадай, что я сказала?» (вос-ль негромко, затем шёпотом произносит слова – дети повторяют. Во-ва, Фе-дя,фи-лин, Ва-ся, Фе-ня, ва-та, и-ва, тык-ва).

5. Чистоговорки : «Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф» ,

«Ва-ва-ва – у Вани есть сова» .

6. Хоровод «Водит Ваня» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Т» «Д»

1. Упр. «Шарики» (надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.

2. Упр. «Ароматный цветок» (сделать глубокий вдох, сказать «Ах, как пахнет» - выдох).

3. Упр. «Гномики - прачки» :

Жили-были в домике

Маленькие гномики (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (правой рукой загибают пальчики левой руки)

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают пальчики на левой руке)

Стали гномики стирать (трут кулачками друг о друга)

Токт – рубашки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

Микки умница был, всем водичку носил.

4. Игра «В гости» (ребёнок стучит и произносит «тук, тук, тук» . Другой отвечает «да, да» . Вос-ль стучит, отвечают все дети.)

5. Упр. «Идут часы – тик, так» (тихо, громко, медленно, быстро)

6. Игра «Оркестр» (играет один ребёнок на дудочке»Ду-ду-ду», затем по подгруппам).

3 -4 НЕДЕЛЯ «М» «Н»

1. Упр. «Покажи верхние зубы, спрячь»

2. Упр. «Надуть пузырь» (имитация)

3. Упр. «Кто позвал Мишку?» (у ребёнка игрушка, он отворачивается, кто либо из детей зовет «Мишка» . Ребенок должен отгадать, кто позвал).

4. Игра «Мамы и детки» (мяу, му-у, аф-аф, бе-е, ко -ко, высота звучания.

5. Игра «Заводные игрушки» (дети стоят друг за другом. Хозяин «зоводит» игрушку лошадку «хр-хр-хр» , потом едет, произнося «но – но - но» ).

6. Чистоговорка «Ан – ан – ан – папа чинит кран» (тихо,громко, быстро, медленно)

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Г» «К»

1. Упр. «Поиграй на губках пальчиками» .

2. Упр. «Надуем шарик» (имитация) маленький, побольше, большой.

3. Упр. «Снегири» :

Вот на ветках, посмотри, (по 4хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири. по 4 наклона головы на строку)

Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки- частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам) .

Головой вертят, (по 2 поворота на каждую строку)

улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе,

За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями).

4. Упр. «Кукушка созывает деток» (высота и сила голоса, детки в одном конце комнаты,кукушка в другом и зовёт (тихо, громче, очень громко) : «Ку - ку» . Дети отзываются. Кукушка меняет место.

5. Чистоговорки : «Гуляют гуси на горе» , «Куры квохчут во дворе» (тихо, громко, медленно, быстро, чётко) .

6. Повижная игра «Гуси, гуси…»

3 -4 НЕДЕЛЯ «Х» «Ы»

1. Упр. «Слон» (сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять» , вернуться в исходное положение). Выполнить 4-5 раз.

2. Упр. «Дует ветер» (слабый, сильнее, сильный) .

3. Упр. «Повтори, что я сказала» (вос-ль называет слова со звуками «х» и «ы» , названный ребёнок повторяет (двое детей, вся группа и т. д.) . Дым, холм, сыр, мышь, пастух, мыло, сын, пыль, халат.

4. Чистоговорка : «Муха – горюха села на ухо» .

5. Игра «Поезд» (пыхтит – пых, пых, пых; идёт – пух, пух, пух; замедляет,ход – пыф, пыф, пыф).

1 – 2 НЕДЕЛЯ «С» «З»

1. Упр. «Подуй на воздушный шарик» (имитация) .

2. Упр. «Где позвонили комарики» (два ребёнка, взявшись за руки «звенят» «З-З-З-» , остальные дети отгадывают где).

3. Упр. «Мячик» :

Раз, два, прыгай мячик, (взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу) .

Раз, два и мы поскачем. (ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

4. Упр. «Комар далеко летит з-з-з-з-з» , долго, тихо. Подлетел ближе, стал громче з-з-з-з-з, совсем рядом з-з-з-з-з. Замахали руками, прогоняем комара, стал комар улетать (в обратном порядке) .

5. Упр. «полакайте как кот, собака, котёнок» .

6. Чистоговорки : «Са-са-са – бегает лиса» , «За-за-за – вот идёт коза» .

7. Стихотворении «Гуси» :

Старый дедушка Евсей ан лугу пасет гусей.

Гуси белые как снег, лапы красные у всех.

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ц»

1. Упр. «Слон набирает водичку» (вытянуть губы вперед трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом, повторить 4 – 5раз.

2. Упр. «Подуй на мыльные пузыри» , игра «Пузырь» .

3. Игра «Кто это?» , ребёнок за ширмой звукоподражает животным, птицам (кошке «мяу» , собаке «аф-аф» , птицам «чик-чирик» , лошади «и-и-и-го-го» и т. д.) – дети отгадывают, кто там.

4. Упр. «Лошадка идёт далеко, цокает копытцами» - дети выполняют также, как с комаром (см. выше) .

5. Упр. «Позовите цыпляток зернышки клевать – цып, цып,цып» (тихо, громче, совсем громче)

6. Чистоговорка «Бегают курицы прямо на улице» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Й»

1. Упр. «Подуй на одуванчик» (длительно) .

2. Игра «Где позвонили в колокольчик?» .

3. Подвижная игра «Лошадка» :

Я люблю свою лошадку, поглаживание ладонью по голове воображаемой лошадки, потом по спине и хвостику.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колен.

4. Упр. «Ослик кричит – И-а, и-а» (близко, дальше, далеко) .

5. Упр. «Вкусное варенье» (улыбнуться, открыть рот, облизывать языком верхнюю и нижнюю губу) .

6. Чистоговорка «Чище мойся, воды не бойся» (чётко, медленно, быстро) .

7. Игра «Пчелиный рой» (2 подгруппы, пчёлы идут говорят : «Вот летит пчелиный рой, убегайте дети!» ; вторая отвечает : «Ой, ой, ой!» и убегают.)

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Ю» «Я»

1. Упр. «Улыбка» , «Трубочка» , чередование.

2. Упр. «Подуй на ладошку » (У Зины замёрзли руки-слабо, сильнее, сильно) . Повт. 3 – 4 раза

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – «Ю» , «Я» , тише, громче.

4. Чистоговорка «Я-я-я поймай воробья» ,

«Ю-ю-ю я песенку пою» .

5. Игра «Каравай» .

1 – 2 НЕДЕЛЯ «Е»

1. Упр. «Бегемотики» (улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять» , затем вернуться в исходное положение). Повтор 3 раза

Подражаем мы лягушкам : тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки, а я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем и нисколько не устанем.

2. Упр. «Подуй на большой пальчик» (У Тани болит, у Коли болит…. с усилием) .

3. Пальчиковая гимнастика «Алёнка - Малёнка» :

Алёнка – Малёнка, шустра и быстра : (хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Сарафан дошила, носок довязала,

Ягод насобирала, песню допела.

Везде поспела, в охотку ей дело. (повтор с первых строк)

4. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Е-е-е» (тише, громче) .

5. Игра «Отгадай, кто позвал» (один ребёнок звукоподражает козлёнку «Ме-е-е» или ягнёнку «Бе-е-е» , а другой отгадывает).

6. Скороговорка «Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб» . (медленно, быстро) .

3 – 4 НЕДЕЛЯ «Е» «Ё»

1. Упр. «Часики» (улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Для облегчения упражнения можно поставить пальчики на левый и правый угол рта).

2. Упр. «Гармошка» : и. п. - стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 1-2 сек. Выдох через рот.

3. Упр. «Вытяни длинную ниточку – Ё-ё-ё» (тише, громче) .

4. Упр. «Постучите, как я» (вос-ль простукивает ритм ладошками по коленям , дети повторяют):

а) О О; д) О о О;

б) О о о; е) о о о О О;

в) О О о о; ж) О о о О.

(большой круг – длинный звук, маленький круг - короткий)

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.