Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь вожатым и организаторам досуга

Данные игры будут полезными для организаторов детского досуга, преподавателей младших школьников. Для ознакомления с играми, где персонажами являются животные, а также между их повторами детям можно рассказать интересные факты об этих животных, представленные в приложениях. Предлагаемая информация подходит для ребят интересующихся миром живой природы и по уровню своего развития способных воспринимать данные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заяцы»

Зайцы относятся к зайцеобразным животным. Длинные, до 10-13 см, заостренные на концах уши и очень короткий хвост есть почти у всех видов Зайцевых. Размеры тела у них бывают разные - от 25 до 75 см. Задние ноги намного больше и сильнее передних. Во время бега зверек выносит их далеко вперед и делает мощный толчок. Скорость бега некоторых зайцев достигает 50 км/ч.

Зайцевые обитают на всех континентах, кроме Антарктиды. В России чаще всего встречаются заяц-беляк, заяц-русак и европейский кролик. Русаки предпочитают более теплые края; эти зайцы крупные, уши у них длиннее, а мех зимой светлеет не полностью. Беляки, жители северных районов, вынуждены «маскироваться» основательнее, меняя окраску к зиме с коричнево-бурой на снежно-белую. Лишь кончики ушей остаются черными.

Ни русак, ни беляк не имеют постоянного жилища, каждый день они устраивают себе новые лёжки, где проводят все светлое время суток.

Зайцы - травоядные животные. Летом они лакомятся сочной зеленью. Зимой раскапывают снег и жуют сухую траву или грызут молодые побеги и кору деревьев и кустарников - ивы, осины, березы. Голод вынуждает зайцев пробираться и в сады, обгрызать кору фруктовых деревьев.

В средней полосе у зайцев бывает два-три выводка из двух-пяти зайчат за лето. Самка русака, покормив зайчат сразу после рождения, уходит и возвращается только через три-четыре дня. Все это время зайчата неподвижно сидят в гнезде. На пятый день они уже могут ползать, а в возрасте двух недель, проголодавшись, сами ищут зайчиху. Зайчата беляка хотя и становятся вполне самостоятельными с первых дней жизни, долго держатся поблизости от матери.

«Заяц любит есть морковку»

В зале на небольшом расстояни от стен поставлены дуги, воротики, гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «сторожа», он встает в середину зала - охраняет огород, где растет морковка. Остальные дети - «зайцы» размещаются по его периметру за оборудованием, возле стен.

По сигналу взрослого «сторож» начинает произносить слова:

Заяц любит есть морковку.

Должен делать он все ловко -

Под забором подлезать,
Тихо-тихо проползать,

Перелезть через ограду -
Получить свою награду.

В это время «зайцы» начинают двигаться к центру: ползти, перелезать через предметы и пролезать под ними, а оказавшись в середине зала - продолжают ползать.

После окончания слов «сторожа» дети какое-то время еще ползают. По сигналу взрослого «сторож» очень медленно произносит слова:

Только сторож строгий я!

Разбегайтесь-ка, друзья!

После этого начинается бег с ловлей и увертыванием. Пойманный «заяц» выбывает из игры.

Правила игры. Бег выполняется на ограниченной предметами территории. Ребенок, оказавшийся за ее пределами, автоматически выбывает из игры.

Примечания. Игра может проводиться на площадке на открытом воздухе. Ползание выполняется только при наличии чистой травы. Его можно заменить ходьбой и ограничиться подлезанием, а не проползанием (вместо оборудования натягивают веревку).

Предварительный просмотр:

Мартышки

Мартышки - это обезьяны. Как и человек, они относятся к отряду млекопитающих - приматы.

У обезьян почти лишенное волос лицо, округлые, как у человека, уши, большая голова и крупный мозг. Хвосты у обезьян имеют разную длину - у одних они совсем маленькие, у других - средних размеров, а есть по-настоящему длиннохвостые представители. А у некоторых видов обезьян их совсем нет.

У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки. Обвив хвостом ветку дерева, они повисают на нем, освободив лапы для другого, более полезного дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и подносят ко рту хвостом. Чтобы хвост мог выполнять функцию пятой руки, шерсть становится на нем реденькой, а бывает он и совершенно голым, во всяком случае его кончик, чтобы ничто не мешало им пользоваться.

Обезьяны, как и человек, различают все цвета в отличие от многих животных (например, собак). Опыты это доказали. Обезьян приучали брать пищу из шкафчика, дверца которого была окрашена в определенный цвет, и они никогда не подходили к дверцам, окрашенным в иные цвета и за которыми ничего не было.

Подвижная игра «Мартышки»

На противоположных сторонах зала (площадки) отмечают линии. За одной из них лежат мячи разных размеров, кегли, кубики - это «фруктовый сад». Количество предметов должно превышать количество играющих. «Сад» охраняет «сторож» - выбранный перед игрой ребенок.

Остальные дети - «мартышки», у них за пояс закреплены веревочки или ленточки («хвостики»). Они встают в круг на другой стороне зала (площадки), берутся за руки и по команде взрослого в указанном направлении начинают выполнять подскоки с ноги на ногу, весело произнося:

В далекой жаркой Африке живут стада мартышек.
Огромное количество веселых шалунишек
Набеги совершает на местные сады.

Когда они появятся - уж точно жди беды.

С окончанием слов дети разъединяют руки и бегут к «фруктам» - мячам, кеглям,- стараясь перенести их за черту на противоположной стороне зала (площадки). Сначала «сторож» передвигается вдоль своей линии, не давая «мартышкам» сорвать фрукт. Если он увидел, что некоторым ребятам удалось взять предмет, он пускается вдогонку и старается выдернуть веревочку (ленточку). Если ему удалось это сделать до пересечения «мартышкой» линии, то она считается пойманной (этот ребенок выбывает из игры). Если ребенку - «мартышке» удалось пересечь линию, то он оставляет там предмет и бежит обратно за следующим. Бег проводится не только по прямой, но с маневрированием по всему пространству, где проводится игра.

Игра заканчивается тогда, когда взрослый досчитает до десяти после того, как последний предмет будет взят со своего места.

Затем определяется количество пойманных «обезьянок» по числу «хвостиков» в руке «сторожа». Ребята, у которых не были отобраны веревочки (ленточки), называют, сколько им удалось перенести предметов.

Правила игры. 1. Каждый раз «мартышка» может взять только один предмет. 2. «Сторож» выдергивает веревочку (ленточку) только у того, кто бежит с предметом в руках.

Примечания

  • Перед игрой особо следует обратить внимание детей на то, что при беге необходимо крепко держать предмет в руках, не допускать его падения, чтобы другие играющие о него не споткнулись.
  • "Так как бег может носить характер челночного (положил за черту предмет - развернулся для бега в обратном направлении), то важно объяснить детям, что в этой игре надо остановиться за чертой, положить предмет, спокойно развернуться в сторону играющих и только потом бежать, если ближайшее, пространство свободно. Это позволит избежать лобового столкновения с другим игроком, приближающимся к черте.
  • Взрослый останавливает игру, если он видит признаки средней степени утомления у ребенка - «сторожа» или детей, которые еще в игре.

Предварительный просмотр:

Медведи

Семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.

Подвижная игра «Медвежонок»

По всей площадке расставлены предметы - «деревья» (высотой 5-15 см - для детей среднего возраста, 5-30 см - для детей старшего возраста). Можно использовать гимнастические скамейки.

Перед началом игры выбирают «медвежат» и «пчелок». Варианты распределения ролей:

2 «пчелки» {для среднего возраста};

девочки - «пчелки», мальчики - «медвежата», и наоборот;

Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «пчелками», а кто - «медвежатами» (старший возраст}.

«Пчелки» встают в круг (пару) на одной стороне площадки, а «медвежата» - около предметов. По сигналу взрослого «пчелки» начинают ходьбу по кругу с произнесением слов:

Сладкий, желтый, вкусный мед медвежонок знает.

Ох, как любит мишка мед! Он в дупло влезает.

Зы-зы-зы, жи-жи-жи - мишеньку кусают.

Это, пчелки в дупле мед свой охраняют.

В это время «медвежата», передвигаясь от одного предмета к другому, выполняют подъем на них и спуск.

С окончанием слов «пчелки» кусают (пятнают) «медвежат». Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Пингвины»

Из птиц, связанных своим существованием с морем, они наиболее приспособлены к жизни в воде. Пингвины выходят на берег только в период размножения, а в остальное время держатся в открытом море. Эти птицы прекрасно плавают и ныряют в поисках добычи - рыбы, мелких ракообразных, но совсем не летают. Плавая, они погружаются в воду почти до шеи и гребут исключительно крыльями, как и при нырянии. Ноги при плавании вытягиваются назад и служат рулем. По льду и снегу пингвины быстро скользят на животе, отталкиваясь крыльями, а также ходят, держа при этом корпус вертикально и опираясь на ноги и хвост. Большинство пингвинов с легкостью выскакивает из воды на высоту метра и более на лед или на скалы. Некоторые виды передвигаются по суше прыжками.

Основные приспособления к плаванию и нырянию заключаются у пингвинов в том, что крылья сильно уменьшены в размерах и имеют форму узких плоских ластов. Пингвины потеряли летные способности в очень отдаленном прошлом в связи с переходом к ловле добычи исключительно в водной среде.

Многие пингвины делают подобие гнезда из мелких камешков, водорослей. Некоторые виды роют норы. В кладке одно или два белых яйца. Насиживают яйца оба родителя поочередно, при этом птицы лежат, покрывая кладку телом. Пингвины обычно гнездятся колониями, там царит шум и гам. Они обитают в Антарктиде и на побережьях материков и островов Южного полушария.

Подвижная игра «Пингвины»

По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы (высотой 10-20 см). Между ними врассыпную располагаются дети, они - «пингвины». На одной из сторон зала (площадки) встает ребенок, выбранный перед началом игры «тюленем». По сигналу взрослого «пингвины» начинают свободно передвигаться по площадке (ходить, медленно бегать), подниматься на предметы и спрыгивать с них, а «тюлень» ходит вокруг них и после знака взрослого произносит слова:

Плавают в воде пингвины,

Забираются на льдины,

Любят в воду с них нырять,

Любят рыбку догонять.

в воду прыгать им не лень.

Только ждет их там тюлень.

; После произнесения последнего слова «пингвины» разбегаются, а тюлень» их ловит.
Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Мыши»

Мыши относятся к грызунам. От других млекопитающих грызуны отличаются строением зубов. У любого из этих животных сильно увеличены верхние и нижние передние зубы - резцы. Нередко они выдаются вперед за пределы рта и придают мордочкам зверьков характерный вид.

Современные грызуны в основном невелики. Длина тела самых мелких (мышь-малютка, мышовки) составляет 5 см. А в прошлом на Земле встречались грызуны величиной с медведя.

Небольшая и юркая, с длинным хвостом домовая мышь - обычный обитатель человеческого жилья по всему свету. Она неприхотливый едок, поглощает любые растительные и животные корма.

Мышь является персонажем сказок разных народов.

Подвижная игра «Мыши и котята»

Перед началом игры выбирают детей, которые будут исполнять роль «котят», остальные - «мыши». Варианты распределения ролей:

2 «котенка» (для младшего возраста)".

девочки - «котята», мальчики - «мыши», и наоборот;

Дети делятся поровну и запоминают, кто будет «котятами», а кто - «мышами» (для старшего возраста}.

«Мыши» распределяются врассыпную по залу (площадке), «котята» встают по его краям. По сигналу взрослого «мыши» начинают ходить на носках (руки на поясе) в любом направлении, а «котята» обычной ходьбой передвигаются по периметру площадки, говоря слова:

Забрались в кладовку мыши,

Ходят тихо, тише, тише…

Но хозяйские котята

Тихо ходят, как мышата

поохотиться хотят

И поймать мышат-ребят.

С окончанием слов «мыши» разбегаются, а «котята» их ловят. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Саранча»

Саранча по внешнему виду очень похожа на кузнечика. Это крупное насекомое, около 5-6 см длиной, с короткими усиками, длинными жесткими передними крыльями, широкими, веерообразно складывающимися задними крыльями и с длинными прыгательными задними ногами. В нашей стране она встречается в южных областях. Размножаясь, она может перелетать на значительные расстояния, опускаясь на посевы культурных растений.

Саранча очень прожорлива: она ест растения любого вида. Чтобы сохранить посевы культурных растений, люди их опрыскивают ядами. Это проводится при помощи специально оборудованных самолетов.

Подвижная игра «Саранча»

Перед началом игры выбирают ребенка - «ловца саранчи». Он встает с одной стороны зала (площадки). Остальные дети - «саранча» стайкой располагаются в любом месте. Среди них выбирают ведущего. По сигналу взрослого «ловец» начинает шагать на месте или по периметру зала (площадки), произнося текст:

Стрекоча, стрекоча, стрекоча,

Черной тучею летит саранча.

Все съедает на своем пути -

Ни листочка, ни травинки не найти.

Надо быстро саранчу переловить!

Ребята стайкой за ведущим в любом направлении выполняют медленный бег или подскоки с ноги на ногу.

После слова «переловить» начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры.

Предварительный просмотр:

«Синицы»

Синички относятся к отряду воробьинообразных птиц. Истребление вредных насекомых во все времена года - вот основная польза, которую они приносят. Правда, осенью птицы пополняют свой рацион семенами растений. Летом синицы малозаметны: держатся в лесах, парках и свое пребывание выдают только звонкой песенкой, один из звуков которой похож на звон колокольчика и характерен для всех синиц. Заметными синицы становятся осенью, когда они собираются в стайки и, постоянно перекликаясь, кочуют в поисках корма. В России наиболее известна большая синица зимой она обычный обитатель городов и поселков. Яркое оперение этих птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны.

В длинные морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла, щели домов) и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками.

Настоящих перелетов синицы не совершают, но кочевки их бывают весьма дальними.

Гнездятся синицы ранней весной, поэтому свои гнезда они тщательно укрепляют перьями и шерстью. Насиживающая яйца синица, боясь их переохладить, покидает свое гнездо очень неохотно.

Синицы - птицы очень сообразительные. Например, если внутри бутылки на нитке подвесить съедобный для птицы кусочек, она сначала попытается склевать его сквозь стекло. Затем сядет на горлышко и будет вытягивать нитку клювом. Однако нитка слишком длинная, и за один раз ее вытянуть невозможно. Тогда птица после каждого подтягивания будет придерживать ее лапкой, пока в конце концов не вытянет корм.

Подвижная игра «Синичка»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль синички-мамы. Остальные дети - «птенцы» встают в круг, берутся за руки и по сигналу взрослого начинают ходьбу, произнося текст:

Покинула мама-синичка гнездо.

Без мамы-синички пусто оно.

Синички -птенцы без мамы скучают,

Один за другим из гнезда вылетают.

Скорее, синичка, найди малышей,

В семейном гнезде будет всем веселей!

«Мама» в это время выполняет за кругом любые движения, имитирующие полет: стоя на месте, поднимает руки в стороны и опускает вниз; выполняет повороты туловища вправо-влево; ходит или бегает в медленном темпе в любом направлении.

С окончанием слов дети разъединяют руки и начинают бегать в медленном темпе врассыпную по площадке. По команде взрослого «Найди малышей!» «мама» ловит «птенцов». Ребенок, которого запятнали, отходит в указанное место, где лежит большой обруч - «гнездо», и выполняет любой вид ходьбы: приставным шагом вокруг обруча липом или спиной к центру; то же, но стоя на ободе обруча; перешагивание через обруч вперед-назад или вправо-влево боком на месте и с продвижением вдоль обруча вправо или влево. Дети, которых также «поймали», договариваются между собой и выполняют вместе любое понравившееся упражнение из числа предложенных или придуманное ими самими движение.

Предварительный просмотр:

«Совы»

Отряд сов включает в себя два семейства - сипуховых, представленных 11 видами, и настоящих сов, к которым относят 123 вида. Большинство из них обитают в тропических лесах Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В России живут 17 видов этих птиц.

Особенно примечательны огромные круглые глаза сов. Они прекрасно видят и днем и ночью, только мир им представляется черно-белым. Глаза у сов расположены не по бокам головы, а сдвинуты к основанию клюва. Это позволяет птице точно оценивать расстояние до интересующих ее предметов, в первую очередь при нападении на

жертву. Но обзор у сов меньше, чем у других птиц, сзади и с боков они ничего не видят. Чтобы смотреть в разные стороны, они ухитряются поворачивать голову вокруг вертикальной оси на 270° градусов, а вокруг горизонтальной - на 180°.

Основную информацию об окружающем мире совам дает слух. Его уникальные органы способны точно находить источник звука. Это помогает совам в темное время суток, когда многие из них охотятся. Опыты показывают, что совы успешно ловят добычу даже с завязанными глазами.

Интересно, что среди птиц только у сов есть подобие ушных раковин. Образованные специальными складками кожи и перьями, они достигают у представителей некоторых видов немалых размеров. Велики и барабанные перепонки. Но самое замечательное приспособление - так называемый лицевой диск из подвижных маленьких перышков, растущих возле клюва. Он улавливает самые слабые звуки. А похожие на уши пучки перьев на голове филина или ушастой совы - лишь своеобразное украшение и слышать, никак не помогают.

У сов развита способность летать практически бесшумно, что важно во время охоты ночью.

Большинство сов создают семейные пары, причем у некоторых из них они сохраняются на всю жизнь. Гнезда совы не строят, предпочитая устраиваться в дуплах, норах, нишах, на чердаках. Иногда они занимают гнезда хищных птиц без разрешения их законных хозяев. Они приступают к гнездованию рано, когда перелетные птицы еще не вернулись с юга. Обычно в кладке от четырех до семи яиц белого цвета.

Самая крупная и мощная сова - филин живет во всех природных зонах Евразии, кроме тундры. Питается филин мышами и белками, глухарями и чайками, лисами и зайцами.

Ушастая сова - средняя по размерам. Если главное условие выбора места жительства филина - подальше от человека и поближе к корму, то ушастая сова не боится человека, она хорошо освоилась в городской среде. В начале апреля в каком-нибудь старом вороньем гнезде можно увидеть эту гостью. Маскировочная окраска и ушные перья придают сове сходство с веткой или частью ствола.

Самая маленькая сова в Евразии - воробьиный сыч занимает одновременно несколько дупел. Там она ночует и осенью делает кормовые запасы. Как правило, это полевки и другие мелкие грызуны, реже - птицы отряда воробьиных.

Подвижная игра «Сова»

По всему пространству зала (площадки) расставлены предметы для подлезания под них и проползания под ними. Выбирают ребенка, который будет исполнять роль совы. Он садится на стул (скамейку). Остальные дети - «мыши» располагаются

врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок-«сова»

начинает произносить слова:

Днем мышата веселятся,

Днем мышата все резвятся,

Так как спит сова при свете.

Это знают даже дети!

А наступит темнота

Мыши, прячьтесь кто куда!

Ребята в это время передвигаются по площадке: бегают в медленном темпе, ползают, выполняют подскоки, проползают под предметами и подлезают под ними.

С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием.

Правила игры. 1. «Ловишка» не пятнает ребенка, который успел

Подлезть под предмет. 2. Нельзя находиться под предметом дольше

Трех счетов: один, два, три.

Предварительный просмотр:

«Сороконожки»

Если поднять камень в саду, иногда можно заметить выбегающую из-под него гусеницу, будто бы состоящую из нанизанных колец и передвигающуюся с помощью множества лапок. Всего у сороконожки насчитывается 21 кольцо, по две лапки на каждом,- всего 42.

Сороконожка приносит большую пользу в саду, так как поедает вредных насекомых. Но на юге Франции и в тропических странах живет родственница сороконожки - сколопендра. Вот она-то вредна и даже опасна - ядовита.

Подвижная игра «Сороконожки»

Все играющие делятся на две равные по количеству участников подгруппы, в каждой из которых выбирают ведущего - «голову сороконожки». Остальные дети - «ножки сороконожки». Ведущие запоминают ребят своей подгруппы, затем встают в середине зала (площадки) лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные ребята располагаются за ними в колонны, кладут ладони на плечи впереди стоящего.

По сигналу взрослого все дети начинают ходьбу приставным шагом вправо (влево) и одновременно произносят:

Как-то две сороконожки

Разыгрались на дорожке.

В «карусельку» играют,

Всеми ножками шагают.

А потом так закружились -

Друг от друга отцепились.

После слова «отцепились» ходьба прекращается, ведущие остаются стоять на месте, держась за руки, а остальные дети разбегаются.

Затем ведущие вместе произносят:

Свои ножки лови,

На другие - не смотри,

После этого начинается бег с ловлей и увертыванием: каждый ведущий пытается вернуть в свою колонну убежавшие «ножки». Пойманный ребенок отходит в указанное заранее для своей подгруппы место. Выигрывает ведущий, который быстрее своего товарища поймал свои «ножки» и построил ребят в колонну.

Примечания

Если количество детей нечетное, взрослый принимает участие в качестве игрока одной из подгрупп.

Ведущий может запомнить своих игроков, стоящих в произвольном построении, только посмотрев на них. А можно попросить детей построиться в две шеренги или в два круга. В этом случае каждая «голова сороконожки» запоминает свои «ножки», проходя вдоль шеренги или по кругу и произнося вслух имя каждого участника своей подгруппы.

Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Тихо бегают мышата»

Перед началом игры выбирают «кота». Он встает (садится на стул, скамейку) на одной стороне зала (площадки). Остальные дети - «мышата» располагаются врассыпную по залу. По сигналу взрослого «кот» начинает произносить слова:

Тихо бегают мышата

На носках по кладовой. «Цапли»

Болота, заросшие кустарником, - любимые места этих птиц. Цапля имеет длинные ноги, длинную шею, сильный большой клюв. Цапли чаще всего стоят неподвижно, втянув шею в плечи, в тростниках на болоте у самой воды и высматривают добычу. Завидев рыбку, птица быстро выпрямляет шею и схватывает ее клювом. Цапли питаются лягушками, мышами, насекомыми, которых они ловят на суше.

Как многие другие животные, эта птица попала в сказку. Например, широко известна русская народная сказка «Журавль и цапля».

Подвижная игра «Цапля»

Перед началом игры выбирают ребенка, который будет исполнять роль цапли. Остальные дети - «лягушки». Они встают врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого ребенок - «цапля» начинает выполнять ходьбу с высоким подниманием бедра вдоль одной из сторон зала (площадки), произнося слова:

Птица с длинными ногами,

Цапля с тонкими ногами

По болоту шагает и лягушек считает:

«Один, два, три, четыре, пять...

Лучше их поймаю, съем!»

1 класс

1.«Кто быстрей?» - эстафета

(7-8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Варианты:

Прыжки на одной ноге;

Прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.

2.«Донеси – не урони!» - эстафета

(7-8 лет)

Цель:

Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове

Вариант:

Передвигаясь по фигурам, нести теннисный шарик на ракетке.

3. «По местам!»

(7-8лет)

Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета; по сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).

4. «С кочки на кочку»

(7-8 лет)

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Прыжки на двух ногах по фигурам (желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).

Вариант:

- для детей можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т.п.).

5. «Пройди и перешагни»

(7 –8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки через фигуры.

6.«Не задень!»

(7 – 8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба или бег змейкой между фигурами (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки змейкой между фигурами

7.«Быстрая команда» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Варианты:

Эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;

Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;

Прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;

Прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку (только по зеленым или только по желтым); через саму змейку; боковые прыжки;

Две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

8.«Донеси – не урони» - соревнование, эстафета, парный аттракцион

(7– 8 лет)

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).

Вариант:

С мешочками на голове передвигаться двойками или тройками, держась за плечи (пояс) друг друга.

9.«Полоса препятствий» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.

На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

Вариант:

Вместо обручей использовать другие препятствия, которые надо преодолеть (дуги – подлезание; большие кубы – перешагивание с наступанием на куб, огибание, прыжки вокруг каждого куба; малые кубы – перепрыгивание).

10.«По извилистой дорожке» - игровое упражнение, парное соревнование

(7 – 8 лет)

Цель : развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия.

Вариант:

Для детей можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем»).

2 класс

1.«Лови, бросай – упасть не давай!»

(8– 9 лет)

Цель: развивать ловкость, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.

Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней от ведущего части дорожки.

Вариант:

Бросать мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю, из-за головы и т.п.

2.«Добеги и принеси!» - эстафета

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.

Вариант:

Условия те же, но на противоположной стороне напротив каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз, называя разные фигуры.

3.«Найди фигуру»

(8 – 9 лет)

Цель: ориентировки в пространстве.

Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи, как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры (цвета) – дети стараются найти соответствующий рисунок и встать на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие ошибку, считаются проигравшими.

Вариант :

При назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и название (красный квадрат, синий треугольник и т.п.)

4.Игра – эстафета «Пейзаж»

8-9лет

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал.

Перед детьми расположена картинная плоскость с изображением неба и земли и четко выраженной линией горизонта. На столе лежат элементы, относящиеся к жанру пейзажа. Дети, выбирают любой элемент и располагают его на плоскости. Подходят к следующему игроку и передают ход игры. В заключении совместно придумывают название картины.

Одна команда проверяет результаты другой.

5.Игра – эстафета

«Яблонька»

Цель:

Развивать выдержку, быстроту реакции.

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки), встают с двух сторон стола с разложенными листочками и яблоками.

По сигналу дети по одному развешивают яблоки (девочки) и листочки (мальчики) на дидактическом дереве.

Побеждает команда первая выполнившая задание.

6.«По местам!»

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую цифру божьей коровки. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом, прыжками и др.

Вариант:

- каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

7.»Пингвин»

8-9 лет

Цель:

Правила: каждый из участников команд зажимает мяч между коленями, доходит до точки назначения и так же обратно возвращается назад, передает эстафету другому.

Инвентарь: 2 мяча.

8. «Бег со скакалками».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: частники команд со скакалками в руках, добегают до нужной точки назначения, и также возвращаются обратно.

Инвентарь: 2 скакалки.

9. «Бег в мешках».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: прыгая в мешках, участники доходят до точки назначения и возвращаются обратно, передают эстафету другому.

Инвентарь: 2 мешка.

10. «Обручи»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: каждый из участников команд, вращая обруч на руке, доходит до цели и возвращается обратно быстрым бегом.

Инвентарь: 2 обруча.

3 класс.

1.«Словесная дуэль».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: необходимо капитанам команд называть по очереди названия спортивных игр. Например: теннис, хоккей, футбол … Тот, у кого не будет вариантов, проигрывает.

2. «Бег на скорость».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: обе команды бегут вокруг школы и последний, кто прибежит, тот и завершает эстафету.

3.«Болото»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.

4.» ПРОЙДИ, НЕ ЗАДЕНЬ»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8–10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.

5. БУМАЖНАЯ СТРЕЛА

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Для игры нужна бумажная стрела типа голубка, которую может сделать любой школьник. Играть лучше в безветренную погоду. Ребята делятся на две равные команды. На земле проводится прямая, на которую становится первый игрок, бросающий стрелу. С того места, на которое упала стрела, игрок второй команды мечет в противоположную сторону. И снова с этого места, где упала стрела, игрок первой команды бросает ее опять в противоположную сторону. Так поочередно, один за другим игроки разных команд мечут стрелу изо всех сил в две противоположные стороны. Если при последнем броске стрела упала на проведенную по земле черту, обе команды метали одинаково. Если же стрела оказалась в том направлении от черты, в каком бросала одна из команд, то победила эта команда.

6. СОРОКОНОЖКИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.

7. ЭСТАФЕТА С ШАРИКАМИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В эстафете могут участвовать две-три команды по пять-семь человек. Этапы эстафеты: Первый этап – пронести шарик на голове. Если упадет, остановиться, поднять и вновь продолжать движение. Второй этап – бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху. Третий этап – нести два шарика, прижав, их друг к Другу, между ладонями. Четвертый этап – гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки). Пятый этап – пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги. Шестой этап – нести шарик от настольного тенниса на ракетке или в большой ложке. Седьмой этап – зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.

8. ОХОТА НА ДИКОГО СЛОНА.

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Перед командами игроков на расстоянии 5 v 10 м стоят стулья. По сигналу руководителя первые скауты бегут к стульям и привязывают веревку заданным узлом, вторые участники привязывают к этой веревке новую и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее свяжет канат и вытащит стул к себе.

9. БЕГ СОРОКОНОЖЕК

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Это групповое соревнование. Играют 2 v3 команды по 15 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой. По сигналу группы. Lсороконожек│ начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, не упавшая по пути и пришедшая первой.

10. РУКИ ВВЕРХ!

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В игре принимают участие 3 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а затем говорит: LРуки вверх!│ игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: LРуки вниз!│ v и игроки должны положить руки на стол ладонями вниз. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет v остается у той же самой команды.

4 класс

1. СТАИ РЫБОК.

Игроки делятся на 2 v 3 равных команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22 v 25 сантиметров, ширина 6 v 7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1 v 1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки из разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки Lпротивника│. Касаться рыбок и ниток руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

2. КАПИТАНЫ.

Роли: капитаны, адмирал, судьи.

Играющие разбиваются на две равные команды, два экипажа морских кораблей, скажем крейсер LЗадира│ и эсминец LЗабияка│. Ведущий (адмирал) выстраивает игроков в две шеренги друг против друга и говорит им примерно следующее: LСейчас мы проведем маневры двух кораблей. С этой минуты всем вам присваиваются звания капитанов. Я v адмирал. Мои приказы и распоряжения выполнять безоговорочно, если только- я обращаюсь к вам по званию v капитаны: LКапитаны, сесть!│, LКапитаны, встать!│, LКапитаны, налево!│ и т. д. Если же я подам команду без обращения, например: LВстать!│, LСесть!│, вы ее выполнять не должны. Кто выполнит эту команду, выбывает из игры. Побеждает тот экипаж, в котором осталось больше капитанов. Итак, начинаем:

    Капитаны, руки на пояс!

    Капитаны, руки вниз!

    Руки вверх!

Данная игра требует наличия боковых судей, каждый из них следит за своим экипажем. Участники могут надеть бескозырки, воротнички разных цветов.

В финале адмирал выстраивает всех и объявляет благодарность экипажу-победителю.

3. ПОБЕДИ ТРОИХ.

Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2.5 v 3 метра связываются посредине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается Lкрест│. Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу (на земле) кладется приз (игрушка, мешочек с орехами, конфеты и т. д.). По команде участники тянут свой конец веревки, пытаясь первыми схватить приз.

4. КТО БЫСТРЕЕ.

Ставятся два стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Посредине веревки привязан мешочек с орехами (конфетами, печеньем, семечками). По команде ведущего, сидящие на стуле должны вскочить, обежать кругом стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достается тому, кто первым сможет это сделать.

5. ПАУК.

На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, по 15 v 20 человек, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы веревками, получилось два Lпаука│. По команде Lмарш!│ оба Lпаука│ начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. LПауки│ спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть или в ботинках или босыми.

6. ЛОВКИЙ ХОККЕИСТ.

Участники строятся в колонну по одному за лицевой линией площадки. В 3-х м от нее на земле устанавливается первая вертикальная стойка (набивной мяч, кирпич, ведро с песком, толстые деревянные чурки), затем на таком же расстоянии на одной линии устанавливается еще пять стоек, последняя из них находится на противоположной лицевой линии.

Направляющий, удерживая хоккейную клюшку, ведет волейбольный мяч (можно теннисный, футбольный и т. д.) и встречающиеся на пути препятствия (стойки) туда и обратно обводит змейкой. Поравнявшись с командой, останавливает мяч и передает клюшку очередному играющему, а сам уходит в конец команды. Эстафета заканчивается, когда все участники проведут мяч и клюшку и передадут капитану. Победителем выходит команда, сумевшая быстрее всех это сделать.

7. ЭСТАФЕТА С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ.

Каждая команда делится на две равные подгруппы. Игроки всех подгрупп строятся в колонны по одному, одна против другой на расстоянии 15 м. Между ними посредине площадки устанавливаются препятствия: веревочка, натянутая поперек площадки на высоте 40 v 50 см, ров шириной 1,5 м, обозначают двумя линиями (расстояние между препятствиями 5 м). По сигналу руководителя, первые игроки подгрупп, стоящих по одну сторону площадки, с флажком в руках бегут вперед по направлению к вторым подгруппам своих команд, по пути преодолевают одно за другим оба препятствия, после чего передают флажок игрокам, стоящим первыми в противоположных подгруппах. Эти игроки бегут в противоположном направлении, преодолевая препятствия в обратном порядке. Выигрывает команда, первой закончившая передачу флажка. Количество препятствий и их характер можно варьировать.

8. НЕ УРОНИ МЯЧ

Большой надувной резиновый мяч кладут на маленький деревянный кружок с небольшим углублением, прикреплённый к разъёмной палочке, которая состоит из трёх частей. Играющие должны сначала разъединить палочку на части, а затем собрать её. Сделать это, не уронив мяч, очень трудно.

9. СОРЕВНОВАНИЕ «ШТАНГИСТОВ»

На концах палки приделываются два бутафорских диска - это будет «штанга». Концы резинового многожильного жгута (или резинового бинта) привязываются к концам палки. Ребята по очереди наступают на середину жгута, а палку стараются поднять выше головы и возможно большее число раз. Для каждого участника соревнования устанавливается длина жгута, соответствующая его росту.

10 ВОКРУГ ОБРУЧА

Участники игры по очереди сильным движением рук направляют гимнастический обруч по ровной дорожке. Затем стараются догнать его и успеть проскочить через него туда и обратно. Кто сделает это большее число раз, тот победитель. Можно провести соревнование по-другому. Два обруча кладут в трёх шагах один от другого. Двое соревнующихся стремятся в течение минуты большее число раз пролезть сквозь обруч, надевая его сверху вниз. Два самых быстрых игрока в финале соревнуются между собой. Ещё один вариант игры с обручем: берут его одной рукой и движением пальцев заставляют вращаться на месте. Судья засекает время вращения до тех пор, пока обруч не упадёт. Соревнуются поочерёдно, а если есть два обруча - парами. Тогда в финальном поединке встречаются два лучших игрока.

Разделите игроков на равные команды. Первый участник команды берёт в зубы яблоко и оббегает с ним маркер. Вернувшись, игрок без рук передает яблоко в зубы следующему участнику. Тот так же оббегает с яблоком маркер и передает эстафету следующему участнику и т. д.
Падение яблока или поддержка руками приносит команде штрафное очко. Побеждает команда, которая первая выполнит задание.

Соскоплюи

Попади в корзину

Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по большому мячу. Участники в порядке очереди начинают бросать мяч в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину.

Велогонки

Велосипед в этой эстафете заменит гимнастическая палка. Палку нужно оседлать сразу двум участникам. Они велосипедисты. Каждому вело-дуэту, удерживая между ногами палку, предстоит доехать до поворотной отметки и обратно. Побеждают самые быстрые.

Наряди елочку

Делают несколько елочных игрушек из ваты (яблочки, груши, рыбки) с проволочными крючками и удочку с таким же крючком. Нужно с помощью удочки повесить на елку все игрушки, а потом той же удочкой снять их. Выигрывает тот, кто сумеет сделать это за установленное время, например за две минуты. Елочкой может служить укрепленная на подставке еловая ветка и даже какая-нибудь сухая ветка с сучками.

Прыжки в длину

Первый участник команды встает на линию старта и совершает прыжок с места в длину. После приземления он не двигается с места, пока место посадки не будет зафиксировано судьями (с помощью черты, проведенной по носкам обуви прыгуна). Следующий участник ставит ноги прямо перед чертой, не заступая за нее, и тоже совершает прыжок. Таким образом, вся команда совершает один коллективный прыжок в длину. Прыгать надо аккуратно и при посадке не падать - иначе аннулируется результат прыжка. Самый длинный командный прыжок и становится победным.

Перемена мест с гимнатическими палками

Игроки 2 команд строятся друг против друга на расстоянии 2 м. Каждый игрок поддерживает рукой гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью), поставленную вертикально на пол за обозначенной линией. По сигналу игроки каждой пары (участники, стоящие против друг друга, составляют пары) должны поменяться местами. При этом игрок должен подхватить палку свего партнера так, чтобы она не упала (свою палку каждый оставляет на месте). Если у какого - либо игрока палка упадет, его команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут меньше штрафных очков.

Спортивная ходьба

Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.

Бег «сороконожек»

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.

Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Эстафета с палками и прыжками

Играющие делятся на 2 - 3 равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в 3 - 4 шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, а в руках игрока, стоящего впереди, гимнастическая палка. По сигналу первые номера до установленной в 12 - 15 м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают один из концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, отталкиваясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а другой бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с 3 номером и т. д. Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает ее вверх.

Гонка мячей над головами и под ногами

Участники игры строятся в колонны по одному. Расстояние между игроками 1 м. Первым номерам раздаются мячи. По сигналу руководителя первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше, но между ногами, третий - опять через голову, четвертый - между ногами и т. д. Последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад. Так каждый из игроков передает мяч один раз через голову, а один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передает мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернется на свое место.

Бег

По сигналу 1-ый участник бежит до поворотного флажка и обратно, добежав до команды, хлопает по руке следующего участника – передает эстафету.

Кружилка

Эта игра – эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают ее под ногами горизонтально.

Модница

На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы взять сумочку и добежать до противоположной стены зала. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

Шайбу!

Команда состоит из 10 – 12 человек. Команды становятся в колоны по одному. В руках у направляющих хоккейные клюшки и на полу по шайбе. Перед каждой командой стоит по 1 - 2 стойке, а на другой стороне площадки расположены ворота. За сигналом первые игроки бегут с шайбой и начинается игра.

Конкурс художников

Мамы с завязанными глазами рисуют подарок для своих детей. Выигрывает та мама, чей подарок выглядит красивее.

Прилепи нос

Нарисуйте на большом листке бумаги смешное лицо (без носа), отдельно вылепите из пластилина нос. Прикрепите лист на стену. Игроки отходят на несколько шагов. По очереди завязывают глаза, подходят к портрету и стараются прилепить нос на место. Выигрывает тот, кто прилепит нос точнее.

Донеси листок бумаги

Нужно заготовить 2 листа бумаги. Игроки делятся на две команды. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе - его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на ладонь следующего участника. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

Перемена мест

2 команды выстраиваются в шеренги друг против друга на площадке. По команде руководителя игроки команды меняются местами. Побеждает команда, которая быстрее выстроится в шеренгу на противоположной стороне площадки.

Построй крепость

Играющие распределяются группами, по 3 - 5 человек в каждой. Группы получают задание: в течении 5 - 6 мин. построить снежную крепость. Все группы по сигналу руководителя бегут в разные стороны площадки, где им легче выполнить задание. Выигрывает группа, которой выполняют задание к указанному сроку.

Эстафета зверей

Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину

Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.

Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.

Машинами могут быть коробки, стулья; овощами -- кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!

Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.

Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай

Количество игроков: 2 команды по 4 человека

Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

  • 1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
  • 2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
  • 3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
  • 4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.

Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

Количество игроков: четное
Дополнительно: сарафаны, косынки
Игроки разбиваются на две команды. На стуле лежат два сарафана и две косынки. По одному игроку из обеих команд подбегают к стульям и надевают сарафан и косынку. Кто быстрее это сделает, тот и победитель.

Квадрат - игра для детей

Количество игроков: 4
Дополнительно: мяч
Игровое поле представляет собой начерченный на земле или асфальте квадрат произвольного размера (как правило - порядка 4х4 метра), разделенный на четыре меньших квадрата, каждый для отдельного игрока. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи.
Игра ведется до пяти штрафных очков (голов) одному из игроков. После чего игроки сдвигаются на одно поле по часовой стрелке, проигравший, при наличии возможности - заменяется на другого (игра на вылет).
Игра начинается с подачи. Первую подачу осуществляет игрок, определяемый жребием. Последующие, после голов, осуществляет игрок, пропустивший гол. Мяч бросается руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали.
Любое касание мяча считается ударом.

Пионербол - спортивная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 4 волейбольных мяча
Играющие делятся на 2 команды и строятся на 2 половинах волейбольной площадки в 2 -3 ряда. Каждая команда получает два волейбольных мяча. По сигналу играющие стараются как можно быстрее перебросить мячи через сетку на сторону соперника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся все мячи одновременно. Игру останавливают, и команда, на стороне которой оказались мячи, проигрывает очко.

Футбольный тир - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: щит, мяч, веревка
В центре игровой площадки устанавливается щит, оформленный под футбольные ворота; размер щита-ворот 1,5 метра на метр. Посредине щита прорезано отверстие диаметром на 10 сантиметров больше мяча. На шнуре длиной четыре метра привязан футбольный мяч, который ударом ноги требуется забить в отверстие.

Ходули - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: ходули
Участники должны пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Эстафета с яйцом - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: яйца, ложки
Все игроки разбиваются на две команды. Затем игроки должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.
Можно использовать одну ложку на всю команду, а можно каждому члену команды дать по ложке.

Спичечный турнир - игра для детей

Спортивная ходьба - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.