Финансовый фаер плей в футболе. В пользу богатых. Как работает финансовый фэйр-плей Какие лазейки нашли европейские клубы в механизме ФФП. Финансовый фэйр-плей угрожает российским клубам

Обострение проблемы «богатых» и «бедных» побудило Мишеля Платини и его команду задуматься над решением данного вопроса. Случилось это ещё даже до того момента, как француз стал президентом УЕФА. Но прицельно над этой несостыковкой начали работать в 2009 году. В чём суть вопроса? Тут всё просто: во-первых, в УЕФА недовольны тем, что из года в год за победу в национальных чемпионатах, в Лиге чемпионов борются одни и те же клубы. Выскочки изредка появляются, но на авансцене находятся недолго, богатеи постепенно растаскивают засветившиеся кадры, на этом сказка кончается.

Во-вторых, если в Европе совершается громкий трансфер, то к нему обязательно имеет отношение один из топ-клубов, коих в Старом Свете не более десятка. Приставка «топ» в данном случае не всегда говорит о высоких результатах клуба, скорее, о бездонном кошельке его владельца. С каждым годом появляется всё больше структур, куда приходят богатые дяденьки и начинают сорить деньгами. Некоторые надеются в дальнейшем извлечь прибыль, но преимущественно таким образом владельцы пиарят свой основной род деятельности. Кому-то просто хочется получить в распоряжение крутую игрушку.

Принципы финансового фэйр-плей:

Сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
снизить инфляционный эффект и давление на зарплаты и трансферные расходы;
поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
содействовать своевременному погашению задолженностей клубами.

УЕФА такая ситуация не устраивает. Платини и Ко стараются защитить благополучие клубов в будущем. В этой связи появилось такое понятие, как финансовый фэйр-плей. С его помощью УЕФА планирует отучить клубы от безрассудной траты денег. Гранды ведь выплачивают огромные зарплаты футболистам, переплачивают за трансферы, и при этом всё равно чувствуют себя вполне неплохо. Всегда найдётся источник появления дополнительных денег. Например, богатый владелец может выделить, в нашем чемпионате всевозможные госструктуры помогают, а то и само государство. Такого быть не должно. УЕФА хочет, чтобы клубы тратили не больше, чем они зарабатывают.

В какой-то мере должна произойти всеобщая уравниловка. Но абсолютно понятно, что всё это не будет походить на систему, которая исповедуется в США. В тамошних лигах задействована система «потолка зарплат», не повсеместно, но, например, в НБА и НХЛ такие ограничения существуют. Лиги сражаются с непомерными аппетитами игроков и обеспечивают прибыль владельцам клубов. В Европе всё иначе, главное – цели у введения финансового фэйр-плей несколько другие.

Сама концепция будет введена в действие с 2012 года. По крайней мере, так предполагают в УЕФА. Но скептиков по части этого вопроса всё больше. Все члены УЕФА будут обязаны её внедрить в своих чемпионатах. За первые три года можно допустить дефицит бюджета в 45 млн евро, то есть по 15 млн за сезон. В дальнейшем планируется снизить планку до 10 млн в год. Дефицит, собственно, это превышение расходов над доходами. По задумке УЕФА в сумму расходов не будут входить траты на детско-юношеский футбол, содержание стадионов, их реконструкции. В первую очередь будут приниматься во внимание траты на трансферы и зарплаты.

Если же клубы начнут нарушать данные правила, то по первоначальной идее они просто-напросто будут исключены из еврокубков. Сейчас, правда, говорится о том, что клубы будут лишаться части призовых либо им запретят приобретать новых игроков. Чёткого понимания санкций нет и по сей момент. Ну а для отслеживания строгого соблюдения выдвинутых требований была создана рабочая группа по финансовому контролю клубов. В мае 2010 года исполнительный комитет УЕФА утвердил правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому фэйр-плей, который был поддержан всеми членами европейской футбольной семьи.

УЕФА намерен застраховать сами клубы от форс-мажоров. Ведь если вдруг богатому владельцу надоест вкладываться и он уйдёт, то клуб останется ни с чем. Если же система финансового фэйр-плей будет работать, то бояться клубам и нечего, они сами себя могут обеспечить, пускай и придётся затянуть пояса.

Ну а пока что клубы активно ищут лазейки в имеющемся варианте концепции. По правилам жить любят не все. Да и надо признать, что пробелов в документе хватает, в первую очередь это касается части доходов. Грамотное оформление доходной части, и ты уже обходишь закон… О подобных схемах мы поговорим в следующем материале.

Семь лет назад в Монако Мишель Платини произнес пламенную речь, которой суждено было полностью реформировать клубный футбол. В разгар мирового экономического кризиса президент УЕФА призвал футбольные команды выйти на самоокупаемость. «Клубы будут тратить на трансферы столько, сколько принесет им продажа прав на телевидение, билеты, спонсорство и доходы от участия в еврокубках. А такие команды как «Манчестер Сити» или «Реал», чьи расходы значительно превышают доходы, будут исключены из розыгрыша Лиги чемпионов или Лиги Европы», - угрожающе вещал Платини.

С благословения Абрамовича и Берлускони

В том же году УЕФА опубликовал свое исследование, согласно которому более половины европейских футбольных клубов понесли финансовые потери по сравнению с предыдущим годом. При этом 20 процентов клубов находились на краю финансовой пропасти. Подавляющее число задолженностей было зафиксировано у представителей трех сильнейших лиг: английской премьер-лиги, итальянской серии A и испанской ла-лиги. В докладе отмечалось, что общая сумма долга английских футбольных коллективов за сезон 2008/09 составила 3,1 млрд фунтов.

Огромные долги, накопленные топ-клубами, послужили толчком к действиям со стороны УЕФА. Заручившись поддержкой Романа Абрамовича и Сильвио Берлускони, Платини начал воплощать свои планы в реальность.

В сентябре 2009 года исполнительный комитет УЕФА единогласно одобрил новую концепцию финансовой справедливости. Таким образом, c 2013 года клубы должны были подтверждать свою безубыточность - то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для соблюдения заявленных норм был принят соответствующий устав и создана специальная Рабочая группа по финансовому контролю клубов во главе с бывшим премьер-министром Бельгии Жан-Люком Дехане. В мае 2014 года были проанализированы первые результаты работы, в это же время были впервые применены санкции в отношении клубов, не выполнивших требования УЕФА по безубыточности.

Скамейка штрафников

Первыми жертвами нововведений стали девять клубов: российские «Анжи», «Рубин» и «Зенит», турецкие «Бурсаспор», «Галатасарай» и «Трабзонспор», болгарский «Левски», а также европейские гранды - ПСЖ и «Манчестер Сити». Виновные были оштрафованы за нарушения финансового фэйр-плей.

Кроме системы штрафов существует целый список возможных санкций: предупреждение, выговор, снятие очков, лишение призовых в турнирах УЕФА, запрет на регистрацию новичков в турнирах УЕФА, исключение из текущих и будущих турниров, лишение завоеванных трофеев и наград, а также ограничение количества игроков в заявке на турниры УЕФА. Наказания к нарушителям применяется в зависимости от положительной динамики выравнивания расходов и доходов.

Стоит отметить, что расходы на инфраструктуру УЕФА не учитывает. Если клуб имеет отрицательный баланс из-за трат на строительство своего стадиона или футбольной академии, то санкции применены не будут. Также в первые три года клубам было разрешено тратить на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывали. Это позволяло безболезненно выйти на самоокупаемость. Однако, как показала практика, такое удается далеко не всем.

Богатые богатеют, а бедные беднеют

Главная претензия критиков финансового фэйр-плей заключается в том, что данное правило вовсе не уравнивает клубы в своих правах и возможностях. Как правильно подметил Жозе Моуринью, «большие команды, которые уже давно занимают ведущие роли в футболе, остаются теми, кто больше всего тратит. «Реал», «Барселона», «Бавария» и «Ман. Юнайтед» имеют преимущество в этой ситуации. Новые клубы с новыми инвестициями не могут позволить себе быстро выйти на этот уровень».

Богатые топ-клубы действительно нашли лазейки в финансовом фэйр-плей. По логике ПСЖ или «Манчестер Сити», с их хозяевами-миллиардерами с Ближнего Востока, давно должны были понести более суровые наказания со стороны УЕФА, чем просто штрафы в миллионы евро. Но «Ман. Сити» по-прежнему не экономит на трансферах. Как им это удается?

В 2011 году авиакомпания из ОАЭ заплатила за смену названия стадиона «Манчестер Сити» 200 миллионов фунтов. Стадион клуба изначально носил название «Сити оф Манчестер», но был переименован в «Этихад». Не кажется ли цена за подобную услугу слишком завышенной?

Деньги на трансферы можно достать и более хитрым способом, например, разбив зарплату игрока на длительный срок, чтобы сумма не так сильно давила на ежегодный бюджет. Условный игрок N будет получать в клубе «C» 20 миллионов не в течение двух лет, а в течение четырех. Таким образом, клуб может тратить наличные уже прямо сейчас. А деньги на зарплату новичку найдутся в будущем году.

Помимо этого, европейские клубы зарабатывают гигантские суммы за счет продажи телеправ. Например, «Реал» и «Барселона» таким образом получили по 140 миллионов евро за прошлый сезон, а «Манчестер Сити», «Челси» и «Манчестер Юнайтед» так вообще в год имеют больше 165 миллионов. По новому телевизионному контракту, заключенному между английской премьер-лигой, Sky Sports и BT Sports, за три сезона (2016/17, 2017/18, 2018/19) эти крупнейшие бродкастеры покажут 168 матчей АПЛ и заплатят лиге 5,136 миллиарда фунтов. Это значит, что условный «Борнмут» за счет показа матчей команды на телевидении будет зарабатывать больше условного «Наполи», регулярно участвующего в Лиге чемпионов. Нужно ли говорить, что российские клубы фактически лишены такого источника дохода? От этого и возмущается предприниматель и владелец «Краснодара» Сергей Галицкий, называя финансовый фэйр-плей полным безобразием.

После того, как некоторые потенциальные владельцы итальянских клубов пожаловались Платини на невозможность соблюдения правил ФФП, тогда еще президент УЕФА решился на ряд поправок, согласно которым новые владельцы могут поставить наличные до тех пор, пока их бизнес-план не покажет, что клуб достиг самоокупаемости. Новая редакция правил также учитывает ситуации, «когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка».

Расплата за Витселя и Халка

У «Зенита» история взаимоотношений с ФФП долгая и запутанная. Как уже упоминалось в тексте, два года назад клуб был наказан со стороны УЕФА за нарушения правил. «Зенит» оштрафовали на 12 миллионов евро и заставили сократить заявку на следующий розыгрыш Лиги чемпионов с 25 до 22 футболистов. Причина - несоответствие расходов и доходов от операций на трансферном рынке: убытки клубов не должны превышать сумму в 45 миллионов евро, начиная с 2011 года и по настоящий момент. Дорогостоящие покупки Витселя и Халка незамеченными от зорких глаз комитета УЕФА не прошли. И даже солидные по российским меркам доходы от рекламы, спонсорства, мерчандайзинга клуб от санкции не спасли. В эру Андре Виллаш-Боаша сине-бело-голубые , а перед стартом группового турнира . Прощаясь с клубом и болельщиками, Виллаш-Боаш прямо выразился в своем официальном заявлении: «Ограничения из-за ФФП сказались на мечтах «Зенита» о создании чего-то очень большого».

В марте 2016 года генеральный директор «сине-бело-голубых» Максим Митрофанов заявил: «По текущим параметрам «Зенит» полностью соответствует всем требованиям финансового фэйр-плей. У нас заключено с УЕФА специальное соглашение по дополнительным контрольным параметрам, которое наш клуб должен выполнять. В настоящий момент мы оцениваем динамику и достигнутый результат положительно».

Летом, как известно, «Зенит» за рекордные 55,8 миллионов продал главную свою звезду. Нового Халка петербургские боссы покупать не торопятся. А это значит, что новых санкций от грозного УЕФА пока можно не бояться.

|Цифры

«Зенит». Выручка выросла с 6,08 до 9,97 миллиардов рублей, чистая прибыль составила 229 миллионов рублей (против убытка в 5,23 миллиарда рублей в 2014 году). «Зенит» в 2015 году стал лучшим спортивным клубом России по выручке исходя из российских стандартов бухгалтерского учета, сообщает «СПАРК-Интерфакс».

ЦСКА. Выручка составила 2,35 миллиарда рублей против 1,89 в 2014 году.

«Спартак». Выручка увеличилась с 3,47 миллиарда до 4,66 миллиарда рублей, при этом зафиксирован убыток в 250 миллионов рублей против прибыли 562 миллионов рублей в 2014 году.

«Краснодар». Выручка составила 3,36 миллиарда рублей, чистая прибыль - - 49 миллионов рублей.

|Кстати

Кого и как наказывал УЕФА за нарушения ФФП:

2014 год

«Анжи» (Россия) - штраф в 2 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 21 футболиста

«Рубин» (Россия) - штраф в 6 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 21 футболиста

«Зенит» (Россия) - штраф в 12 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

«Бурсаспор» (Турция) - штраф в 200 тыс евро

«Галатасарай» (Турция) - штраф в 200 тыс евро

«Трабзонспор» (Турция) - штраф в 200 тыс евро

«Левски» (Болгария) - штраф в 200 тыс евро

«ПСЖ» (Франция) - штраф в 60 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 21 футболиста

«Манчестер Сити» (Англия) - штраф в 60 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 21 футболиста

2015 год

«Краснодар» (Россия) - штраф в 4 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

«Бешикташ» (Турция) - ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

ЦСКА (Болгария) - штраф в 200 тыс евро, предоставить безубыточную отчетность и оптимизировать расходы

«Карабюкспор» (Турция) - штраф в 200 тыс евро, предоставить безубыточную отчетность и оптимизировать расходы

«Ростов» (Россия) - штраф в 200 тыс евро, предоставить безубыточную отчетность и оптимизировать расходы

«Локомотив» (Россия) - штраф в 5 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

«Спортинг» (Португалия)

«Монако» (Франция) - штраф в 13 млн евро

«Рома» (Италия) - штраф в 6 млн евро

«Интер» (Италия) - штраф в 20 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 21 футболиста

«Динамо» (Россия) - отстранение на один год от участия в еврокубках

2016 год

«Астана» (Казахстан) - штраф в 2 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

«Динамо» (Хорватия) - штраф в 200 тыс евро, ограничение заявки в еврокубках до 23 футболистов

«Фенербахче» (Турция) - штраф в 7,5 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

«Трабзонспор» (Турция) - штраф в 2 млн евро, ограничение заявки в еврокубках до 22 футболистов

Фэйр-плей

Правило финансового fair play определяет сейчас многие футбольные решения. Да и такая глобальная идея, как Объединенный чемпионат, возникла во многом из-за введения УЕФА в 2011-м данной нормы. Пока, правда, длится так называемый переходный период, предусматривающий смягчение до 2015 года всех вводимых правил. Но в чем их суть на самом деле, знают немногие. Попробуем разобраться - хотя бы в общих чертах.

Идея родилась у руководителей УЕФА из-за постоянного роста расходов клубов. Так, в 2009 году они составили 13,3 миллиарда евро, а в 2010-м - уже 14,4. При этом даже в условиях экономического кризиса доходы тоже росли (12,8 против 12), но за расходами явно не успевали.

Финансовый fair play не стал отдельной системой, а включен в качестве дополнительного требования в систему лицензирования клубов - участников еврокубков. То есть главное наказание за его нарушение - как раз отлучение от главных клубных турниров Старого света.

Основное требование новых правил - безубыточность клуба, причем "футбольная", которая рассчитывается путем вычитания так называемых релевантных (то есть футбольных) расходов из релевантных (футбольных) доходов. Положительную разность команды должны продемонстрировать по итогам трех предыдущих сезонов.

Финансовый fair play , скорее всего, положит конец эре гигантских трансферов - таких, как переходы Торреса в "Челси" за 50 миллионов фунтов, Это"О в "Анжи" за 20 миллионов евро или Халка и Витселя в "Зенит" - 100 миллионов евро на двоих. После 2015 года лишь немногие клубы, получающие сверхприбыль от коммерческой деятельности, смогут позволить себе подобные покупки.

Согласно статье 58 "Руководства по лицензированию УЕФА", к релевантным доходам относятся поступления от следующих операций:

Продажа билетов;

Коммерческая деятельность;

Прибыль от трансферов футболистов;

Прибыль от выбытия (продажи) основных средств (к примеру, баз или стадионов);

Финансовый доход.

Релевантные доходы не включают неденежные статьи или поступления от деятельности, не связанной с футболом.

Релевантные расходы определяются как:

Производственные затраты;

Расходы на оплату труда;

Затраты на приобретение футболистов либо продление их контрактов;

Дивиденды.

Релевантные расходы не включают в себя:

Износ основных средств;

Затраты на развитие молодежного футбола;

Затраты на социальные программы;

Неденежные статьи;

Расходы на уплату налогов или определенные виды расходов на деятельность, не связанную с футболом.

Обсуждение этой темы в России, где самостоятельные заработки клубов стремятся к нулю, а бюджетное финансирование профессионального спорта - обыденное явление, часто сводится к поиску путей, которые позволят финансовые законы обходить. Но УЕФА тоже держит ухо востро и пытается все такие возможности предусмотреть. В частности, в его "Положении о лицензировании" есть понятие "связанная сторона".

Физическое лицо может быть связано с клубом в случае, если:

Осуществляет над ним контроль или совместный контроль;

Оказывает существенное влияние на клуб;

Входит в состав основного управленческого персонала клуба или его головного предприятия.

Юридическое лицо считается связанным с клубом, если:

Организация и клуб являются собственностью одной и той же группы лиц;

Одна из организаций является ассоциированной компанией или совместным предприятием другой организации;

Обе организации являются совместными или ассоциированными предприятиями одного и того же третьего лица;

Организация представляет собой пенсионный фонд, созданный в интересах сотрудников клуба;

Организация контролируется связанным с клубом физическим лицом или находится под совместным контролем с участием такого лица, или физическое лицо, осуществляющее контроль над клубом, оказывает существенное влияние на эту организацию.

Более того, как следует из документов УЕФА, при определении того, являются ли стороны связанными, основное внимание будет уделяться существу дела, а не только правовой форме. То есть в случае, если отношения клуба и какого-то лица не укладываются в перечисленные выше примеры связанности, эксперты все равно могут признать их таковыми по сути.

Особому контролю будут подвергаться следующие сделки между связанными лицами:

Продажа клубом спонсорских прав;

Продажа билетов, относящихся к корпоративным представительским расходам или предоставление VIP -ложи.

Есть в положении о лицензировании и пункт о том, что если сделки окажутся совершены не по "справедливой стоимости", размер полученных доходов будет скорректирован экспертами в сторону уменьшения до рыночных, а все средства, полученные свыше, не попадут в релевантные доходы.

В качестве примера можно привести такой случай. В июле 2011 года "Манчестер Сити", владельцем которого является холдинг из ОАЭ во главе с шейхом Мансуром бен Хайедом аль-Нахьяном, заключил спонсорский контракт с авиакомпанией Etihad (входящей в холдинг и, соответственно, связанной с клубом), по условиям которого за 10 лет клуб получит около 400 миллионов фунтов. Никогда прежде компании не платили столь большую сумму за размещение рекламы. По предварительному мнению УЕФА, соглашение было заключено не по справедливой цене и преследовало цель обеспечить клуб "футбольными" деньгами в преддверии введения финансового fair play . Если к такому выводу комиссия союза придет и официально, то доходная часть контракта, учитываемая в релевантных доходах "Сити", будет сокращена.

Также в состав релевантных доходов не включаются денежные средства связанной стороны, полученные клубом в качестве безвозмездного пожертвования или направленные на исполнение обязательств команды.

Резюмируя, можно сделать вывод, что обойти установленные жесткие ограничения будет значительно сложнее, чем это кажется критикам системы fair play. И думать о своем будущем сейчас надо многим.

С 2011 года в европейской федерации футбола (УЕФА) работает программа «Финансовый фейр-плей ». Программа направлена на долгосрочное развитие футбола, улучшение финансовых аспектов в деятельности футбольных клубов, играющих под эгидой УЕФА.

Начиная с 2011 года клубы обязаны подтверждать отсутствие долгов перед своими футболистами, другими клубами и прочими организациями за текущий сезон.

Принципы «финансового фейр-плей» УЕФА?

Суть правил сводится к тому, что футбольные клубы не имеют права тратить больше денежных средств, чем они . Но здесь имеются свои нюансы и лимиты правил безубыточности:

  • При наличии у клуба богатого собственника, ему разрешается вкладывать денежные средства, но не более чем 45 млн. евро.
  • С сезона 2015/2016 до окончания сезона 2017/2018 данный максимальный лимит был установлен на отметке 30 млн. евро, а в будущем планируется его дальнейшее снижение вплоть до самоокупаемости клубов.
  • Данное ограничение не касается трат, связанных с вложением в детско-юношеский футбол, тренировочные базы и стадионы

Поначалу УЕФА обращала внимание лишь на долги клубов, а начиная с сезона 2013-2014, принялась в полной мере изучать их бюджеты. Особенностью «финансового фейр-плей» является то, что УЕФА имеет влияние лишь на клубы, принимающие участие в еврокубках. Что касается остальных команд, то они находятся под контролем национальных футбольных федераций.

Наказание клубов за несоответствие критериям финансового «фэйр-плей»

За несоответствие критериям «финансового фейр-плей » на клуб могут быть наложены следующие санкции:

  1. Вынесение предупреждения
  2. Вынесение выговора
  3. Наказание в виде штрафов
  4. Снятие заработанных клубом очков
  5. Лишение призовых за участие в турнирах под эгидой УЕФА
  6. Установление запрета на заявку новых футболистов в турнирах под эгидой УЕФА
  7. Установление лимита на количество футболистов в заявке на участие клуба в еврокубках
  8. Запрет на участие в текущих или грядущих турнирах УЕФА
  9. Лишение завоеванных клубом наград и трофеев в еврокубках

Клубы, которые получили право на участие в или Лиге Европы обязаны получить лицензию от национальной федерации футбола. После этого оценку показателей и документов клуба осуществляет УЕФА.

За время работы данной программы удалось достигнуть ряда положительных моментов:

  • Просроченные долговые обязательства клубов УЕФА сократились с 57 до 8 млн.евро
  • Убытки футбольных клубов УЕФА снизились с 1,7 до 0,8 млрд. евро
  • Финансовые показатели клубов стали более открытыми и прозрачными.
  • Финансовое планирование стало осуществляться не на короткие сроки, а на длительный период.

Штрафы, взысканные с клубов-нарушителей, УЕФА в полном объеме направляет на выплаты солидарности командам, полностью соответствующим установленным требованиям.

Вопросы и ответы: пояснение к финансовому "фэйр-плей"

1) Как объяснить суть финансового "фэйр-плей" одним предложением?

Финансовый "фэйр-плей" направлен на улучшение общей финансовой стабильности европейского клубного футбола.

2) Когда возник финансовый "фэйр-плей"?

Финансовый "фэйр-плей" был одобрен в 2010-м и действует с 2011 года. С тех пор клубы, которые получают право на участие в турнирах УЕФА, должны доказывать, что не имеют просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными/налоговыми службами. Иными словами, они должны подтвердить, что у них оплачены все счета.

С 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность - то есть, что они не тратят больше, чем зарабатывают. Для оценки этого УЕФА создал Инстанцию по финансовому контролю клубов (ИФКК), которая каждый год проверяет показатели всех участников еврокубков за последние три года. Первые санкции в отношении клубов, не выполнивших требований по безубыточности, были применены после первой оценки финансовых показателей в мае 2014 года. Первые санкции, вызванные несоответствием с критериями безубыточности, вступили в силу с сезона 2014/15.

В июне 2015 года в правила финансового "фэйр-плей" были внесены поправки. Главная цель - обеспечение более стабильного финансирования клубов при сохранении контроля над чрезмерными тратами. Новая редакция правил ФФП учитывает ситуации, когда клубы подверглись недавней реструктуризации или поглощению, а также неблагоприятные условия, в которых могут оказаться клубы из-за экономических потрясений или тяжелого положения их регионального рынка. С этого момента в поле зрения ИФКК впервые попали не только участники еврокубков, но также клубы, которые только собираются играть в еврокубковых турнирах в будущем.

3) Клубам больше не позволяется иметь убытки?

Клубам разрешено тратить за расчетный период (три года) на пять миллионов евро больше, чем они зарабатывают. В определенной степени они могут тратить даже больше этого лимита, если только все траты полностью покрываются напрямую вложениями/платежами владельца (или владельцев) клуба или связанной с ним компании. Это помогает клубам избежать неконтролируемого роста долгов.

Пока существует следующие лимиты:
45 миллионов евро в сезонах 2013/14 и 2014/15
30 миллионов евро в сезонах 2015/16, 2016/17 и 2017/18

Для стимуляции инвестиций в стадионы, тренировочные базы, развитие детско-юношеского и с 2015 года женского футбола траты в этих сферах не учитываются при подсчетах безубыточности.

4) Будет ли несоответствие критериям финансового "фэйр-плей" означать автоматическое исключение клуба?

Если клуб не соответствует критериям, решение о санкциях принимает Инстанция УЕФА по финансовому контролю клубов.

Нарушение критериев не означает автоматическое исключение клуба, но санкции будут применяться ко всем. В зависимости от различных факторов, в том числе положительной динамики выравнивания расходов и доходов, к нарушителям будут применяться конкретные дисциплинарные меры. Ниже приведен список возможных санкций:
a) предупреждение
b) выговор
c) штраф
d) снятие очков
e) лишение призовых в турнирах УЕФА
f) запрет на регистрацию новичков в турнирах УЕФА
g) ограничение количества игроков в заявке на турниры УЕФА, в том числе ограничение общих расходов на игроков в заявочном списке А
h) исключение из текущих и/или будущих турниров
i) лишение завоеванных трофеев и наград

При этом существует целый ряд случаев, когда ИФКК склоняется к применению не конкретных санкций, а заключает с нарушителями мировые соглашения, оговаривающие финансовые взносы и ограничивающие условия, что помогает клубам достичь безубыточности с будущем.

5) Могут ли владельцы инвестировать в клуб на свое усмотрение или посредством спонсорских контрактов?

Если владелец клуба делает инвестиции посредством спонсорского соглашения со своей компанией, компетентные органы УЕФА проведут проверку и, если это необходимо, сравнят соотношение расходов и доходов от данного соглашения с рыночными ценами.

Согласно поправкам, если юридическое лицо или несколько таких лиц, имеющих отношение к одному и тому же владельцу или одной и той же государственной структуре, обеспечивает более 30% от всех поступлений в клуб, то такое юридическое лицо автоматически попадает в категорию заинтересованной стороны.

6) Кто выдает лицензии, разрешающие клубам выступать в турнирах УЕФА?

Каждому клубу, попавшему в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА, требуется лицензия, выданная национальной ассоциацией (либо в некоторых случаях - лигой). Такой порядок установлен Правилами УЕФА по лицензированию клубов и финансовому "фэйр-плей". Затем УЕФА проверяет документы и показатели всех клубов, зарегистрированных в том или ином турнире УЕФА.

7) Некоторые клубы имеют огромные долги или не платят свои долги. Могут ли такие клубы, несмотря на это, соответствовать принципам финансового "фэйр-плей"?

Иметь определенные долги - нормальная практика в любом бизнесе. Однако рост долгов контролируется правилами безубыточности, которые требуют от инвесторов рекапитализации и погашения любых потерь. Вдобавок, клубы, заключающие соглашения с ИФКК, должны изыскивать средства на погашение планирующихся задолженностей заранее, а не постфактум. Плюс, за определенными долговыми обязательствами (вроде зарплат игрокам и сотрудникам, социальных и налоговых обязательств) ИФКК следит регулярно.

8) Уже были случаи, когда клубу отказывали в участии в турнире УЕФА из-за несоблюдения принципов финансового "фэйр-плей"?

Система клубного лицензирования была введена в сезоне 2003/04. С того момента 53 клубам, в 57 эпизодах получившим путевки в Лигу чемпионов УЕФА или Лигу Европы УЕФА согласно спортивным принципам, было отказано в участии в связи с тем, что они не соответствовали критериям лицензирования. Финансовый "фэйр-плей" был введен и добавлен в качестве критерия лицензирования в 2011 году. С того момента шести клубам было отказано в участии в турнирах УЕФА из-за того, что они не заплатили своим игрокам или же другим клубам за трансферы. Один клуб был исключен из еврокубков из-за несоответствия критериям безубыточности.

9) Укладывается ли финансовый "фэйр-плей" в европейское законодательство?

УЕФА ведет непрерывный диалог с Европейской комиссией о финансовом "фэйр-плей" и ощущает с ее стороны постоянную поддержку в этом вопросе. Президент УЕФА и комиссар ЕС по вопросам конкуренции выступили с совместным заявлением, подчеркивающим соответствие между правилами и целями финансового "фэйр-плей" и политикой Еврокомиссии в области государственной поддержки.

10) Не приведет ли финансовый "фэйр-плей" к тому, что малые клубы будут не в состоянии соперничать с большими в плане финансов?

Существуют огромные различия между благосостоянием различных клубов и государств. Такое положение дел сложилось ранее и не зависит от финансового "фэйр-плей", цель которого не в том, чтобы уравнять клубы в размерах и достатке, но в том, чтобы стимулировать их к планомерному развитию для достижения успеха вместо постоянного поиска "быстрых решений". Футбольные клубы нуждаются в условиях, при которых имеют больше уверенности в отдаче долгосрочных инвестиционных проектов и в которых инвестиции в будущее более плодотворны.

Система оценки безубыточности выстроена так, что имеет меньше ограничений для малых и средних клубов, так как поощряет инвестиции в юношеский футбол и развитие инфраструктуры, а также устанавливает объем допустимого дефицита бюджета в абсолютных показателях (миллионах евро), нежели в относительных (процентах). Со временем для большего числа малых и средних клубов откроется потенциал для роста.

11) Почему ИФКК пошла на мировые соглашения с клубами?

Следственная палата ИФКК может предложить клубам мировое соглашение - это общепринятый инструмент для финансовых регуляторов, которые таким образом способствуют достижению компромисса. Статья 15 процедурного регламента Инстанции УЕФА по финансовому контролю клубов говорит, что мировые соглашения могут устанавливать предписания, которые должны быть выполнены ответчиком, включая возможные дисциплинарные меры и (где необходимо) специальные временны е ограничения. Главный следователь ИФКК следит за тем, чтобы мировое соглашение исполнялось должным образом в оговоренные сроки. Если ответчик не выполняет условия соглашения, главный следователь ИФКК должен передать дело в арбитражную палату.

12) Можете пояснить механизм наложения штрафов и определения их величины?

Штрафы взыскиваются в индивидуальным порядке и зависят от суммы бонусов за участие в еврокубках в рамках рассматриваемого периода.

13) Можете ли вы объяснить, почему также были введены лимиты на регистрацию футболистов и как определялась их величина?

По замыслу ИФКК, клубы, которые не стремятся соответствовать нормам финансового "фэйр-плей", должны наказываться не только в финансовой плоскости, но также в спортивной. Следствием этого стали ограничения на регистрацию новых футболистов в списки А, что снижает положительный эффект от избыточных трансферов для клубов-нарушителей. Это подталкивает их к улучшению финансовой среды, поскольку таким образом клубы смогут повлиять на размер ограничений или полностью от них избавиться. Согласие на реализацию условий мировых соглашений должно помочь клубам в достижении безубыточности.

14) Каким образом клубы могут оспорить решение?

Любое решение главного следователя ИФКК о подписании мирового соглашения или вынесении дисциплинарного наказания может быть пересмотрено Арбитражной палатой по запросу одной из заинтересованных сторон, оформленному в течение десяти дней после обнародования решения.

15) Как клубы, которые нарушили правила финансового "фэйр-плей", подталкивают к тому, чтобы становиться безубыточными?

Клубы должны привести свои показатели в соответствие с правилами финансового "фэйр-плей" в кратчайшие сроки. Если этого не происходит, дела автоматически передаются в Арбитражную палату.

Напротив, если клуб выполняет какое-то требование мирового соглашения, с него могут снять запрет по заявке игроков на следующий розыгрыш еврокубков. Если клуб становится безубыточным в соответствии с оговоренным в мировом соглашении курсом, с нового сезона с него снимаются все санкции, исключая финансовые.

16) Куда уходят штрафы, взысканные с клубов-нарушителей?

Все деньги УЕФА использует для выплат солидарности европейским клубам в соответствии с принятым механизмом. Конкретная формула перераспределения утверждается Исполнительным комитетом УЕФА в оговоренные сроки.

17) Как правила финансового "фэйр-плей" относятся к кредитам?

Управляемые кредиты, взятые под проекты долгосрочного развития (строительство стадиона, академии, инфраструктуры и т. д.), являются эффективной частью финансового планирования и остаются стандартной практикой для большинства отраслей. А вот кредиты под будущие доходы, которые берутся для поддержания ежедневной активности, выплат заработной платы и трансферных сумм, а также погашения краткосрочных обязательств, могут оказаться проблемными и нуждаются в чутком менеджменте.

Правила финансового "фэйр-плей" и стремление к безубыточности ограждают клубы от роста долгов и неуправляемых кредитов.