Как называется дуга с колокольчиком над лошадью. Средства управления лошадью

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века. Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Конная почта Российской империи нуждалась в легкой и быстрой упряжке для преодоления больших отрезков пути между конно-почтовыми станциями с приемлемой скоростью. Двуконная упряжка европейского типа оказалась малопригодной для дальних странствий по российской целине. Три лошади тянули почтовый фургон или дворянский возок гораздо резвее. Тройка оказалась универсальной: летом повозку ставили на колеса, зимой - на полозья. В тех территориях России, где снег лежит более полугода, санные тройки были особенно популярны. Как и любая другая великая традиция, дошедшая до нашего времени практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись в след за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными.

Среднюю в тройке, как ее еще называют, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. При быстрой езде правильным аллюром коренник бежит прибавленной размашистой рысью, тогда как пристяжки скачут галопом. Иногда, снежной зимой, при движении по заметенным снегом дорогам тройку иногда запрягали цугом - след в след.

Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - "лебединые" шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки. Стремительный транспортный снаряд и "музыкальный инструмент" одновременно. Известно, что в старину тройку называли ямской гармонью. И каждый ямщик играл на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент троечной сбруи украшался наборами разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Звон и бряцание предупреждали пешеходов о стремительно приближающейся тройке. Но даже такая утилитарная вещь, как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. От их набора зависела музыкальность тройки. Под расписной дугой может быть от одного до трех т.н. "валдайских" колокольцев, звонкий голос которых можно слышать за несколько километров. Водружали их и на седелке коренника. Причем седелочные колокольцы могли быть одно-, двух- и трехзвонковые. Оснащалась сбруя и бубенцами (шарообразными колокольцами с дробиной внутри). Их помещали на наборных арканах, ошейниках, ожерельях или подгарках. Каждая тройка имела свое, присущее только ей звучание.

Богат был троечный декор. Экипаж т.н. "графского" образца - рессорный тарантас с кожаным верхом или легковые сани с медвежьим пологом. Кожаная сбруя расшивалась посеребренными цепями и художественными розетками, звездами, кожаными кисточками или щетками. Вместе с дугой и оглоблями главной функциональной деталью троечной упряжи является хомут. Этот предмет совершенствовался на протяжении столетий. Деревянные части хомута обычно делаются из ивы или вяза, обшиваются мягкой кожей и войлоком и представляют собой две половины разомкнутого овала. Верхняя часть хомута, наподобие клещей, соединена прочно и гибко ремнями, а нижние концы свободны и стягиваются на шее лошади только после того, как хомут, дуга и оглобли будут связаны ременными гужами. Благодаря пружинящему эффекту дуги и гужевого соединения существенно уменьшается травматическое трение хомутом шеи и плеч лошади, особенно во время движения по ухабистым дорогам.

Лошадей для тройки чаще всего подбирают по мастям, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в тройке серые в яблоках орловские рысаки. Это крупные, нарядные по окрасу и резвые лошади - ярко выраженный упряжной тип. У орловских рысаков хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда достаточно сухие конечности, часто крупные копыта. Грива и хвост густые, длинные. Среди орловцев только половина имеет серую масть, много вороных и гнедых, а вот рыжие встречаются крайне редко. Последние десятилетия до кризиса и развала Росплемконзавода орловская рысистая порода заметно прогрессировалал в резвости.

Заезд лошадей в тройку начинается в возрасте 3-4 года для коренника и 2,5-3 года для пристяжек. Знакомство и заезд лошадей осуществляется сначала верхом - трое всадников ездят рядом и одновременно совершают маневры. Затем, постепенно, всех трех приучают к упряжи и экипажу. Совершенствование ездовых качеств и маневренности современной спортивной тройки может продолжаться до десяти лет. Коренник должен быть более крупным по сложению и на 5-10 см выше в холке, чем пристяжные лошади, и иметь правильное строение тела и уравновешенный характер. Пристяжки должны признавать в кореннике лидера. Троечные скачки всегда были чрезвычайно популярны в России, особенно зимой. Исторические хроники сохранили описание подобных скачек на льду Москвы-реки в 1880 году: "Ледяная дорожка была окружена деревянным забором, а рядом были построен громадный помост для зевак. Помост, набережная, и два моста, под которыми проносились тройки были забиты толпами любителей конского бега. Оглушительный вопль сотен тысяч ртов раздавался, когда побеждающая тройка пересекала финишную черту".

В 1956 соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме. Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля "Русская Зима" в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники. Позже, во время скачек на резвость к ним были добавлены по два водителя-пассажира, которые управляли пристяжками. Экстерьер лошадей и внешний вид экипажа, совершенство дрессировки, слаженность действий тройки и кучера при преодолении специальных фигур езды, резвость в скачке оцениваются по 10-бальной системе. Лошади оценениваются по подбору мастей, сложению, хотя различие пород позволяется.

Троечная езда особенно была развита в Тамбовской области с 1955 по 1967 год. В это время на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, которые регулярно выезжали на соревнования в столицу. Прославился тамбовский ипподром русскими тройками, принимавшими участие в соревнованиях на Центральном Московском ипподроме, в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх. В 50-е годы на одном из таких столичных супер-торжеств произошла удивительная история, достойная пера романиста. На ВДНХ в павильоне "Коневодство" экспонировалась роскошная тройка рысаков-орловцев из Тамбова. Сладили ее мастера-троечники Тамбовского областного ипподрома Николай Александрович Исаев (представитель одной из старейших в России династий наездников) и Иван Васильевич Устинов. На этой тройке белоснежных русских рысаков катали по Москве Н.С. Хрущева с его заокеанским гостем-миллиардером Сайрусом Итоном. Красавица-тройка восхитила американского гостя и в итоге была ему подарена. В 1966 году серая тройка рысаков-орловцев из Тамбова под управлением Ф.М. Сукорцева завоевала золотую медаль победителей всесоюзных соревнований на ВДНХ в Москве. А на следующий год на торжественном марш-параде по случаю 50 летия советской власти по приглашению министерства обороны Тамбовскую область снова представляла четверка серых рысаков, запряженная в пулеметную тачанку.

После долгого перерыва в 1998 г. тройка рысаков из Тамбовской области (Хрусталь, Осирис, Основной) приняла участие в возрожденном на Центральном Московском ипподроме старинном виде состязаний упряжных лошадей - беге троек. Автором, сладившим тройку, стал известнейший тренер Фирс Михайлович Сукорцев, старший мастер-наездник конефермы Волковского спиртзавода. Кроме тамбовской в показательных выступлениях приняли участие тройки Центрального Московского ипподрома, 1-го Московского конезавода, а также экипажи из Костромы, Орла и Ярославля. Раньше, в 60-е годы соревнования троек включали в себя испытания на правильность хода (рысь с правильного хода, галоп, точность остановки и т.д.), согласованность экипажа и лошадей, фигурная езда и заезд троек на резвость с водителями-пассажирами (управляли пристяжными лошадьми). По сумме баллов экспертная комиссия определяла победителя. В этот раз устроители бегов ограничились катанием пассажиров, фигурным вождением и заездом на резвость. Как и ожидалось, в фигурной езде более подготовленные москвичи заставили тамбовчан "собирать подковы". В этом виде испытаний успех во многом зависит от мастерства кучера-наездника, который в отличии от заезда на резвость, где ему помогают два водителя-пассажира, выступает соло. Мелкие домашние недоработки дали о себе знать. Однако общее впечатление от экстерьера серой тройки из Тамбова оказалось более, чем благоприятным.

Остается только позавидовать настойчивости и бескорыстию руководства Волковского спиртзавода, которое делает все возможное для возрождения традиций коневодства, которыми некогда была богата Тамбовская земля. Традиции эти стоят теперь дорого: фаэтон с кожаным верхом, соответствующий дореволюционному графскому образцу стоит 40000 рублей, наборная сбруя - 11000, чистопородный рысак - от 7000 рублей. Тамбовчане отдают дань уважения и признательности людям, не жалеющим сил и средств в споре за честь родного края. Мало, ох как мало только видеть тройку. Необходимо видеть, слышать и, самое главное, ощущать, сидя в коляске, ее ни с чем не сравнимый полет в чудном перезвоне певкой бронзы, грохоте копыт и свисте ветра. Только самое чуткое ухо может уловить в этом мощном оркестре шепот трав и шелест листвы.


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

При надевании хомута на лошадь его следует обмять; важно также, чтобы грива не попала под хомут. При работе в дождливую погоду рекомендуется покрывать хомут, холку и седелку непромокаемым фартуком. Это предохраняет лошадь от потертостей намокшими частями упряжи.

При употреблении шорки с постромками надо следить, чтобы грудной ремень шорки без излома, по прямой линии, переходил в постромки; последние же должны быть одинаковой длины. В противном случае шейный ремень будет излишне давить на шею и холку, а грудь лошади будет испытывать большее давление со стороны укороченной постромки.

Во избежание потертостей от постромок на боках и бедрах лошади постромки в соответствующих местах обшивают мягкой кожей; главное надо следить за тем, чтобы валек был достаточной длины. Чтобы на поворотах при работе в сельскохозяйственных орудиях постромки не путались и лошади не переступали через них, через круп лошади перекидывают ремень, который концами закреплен на постромках и не дает им возможности слишком низко опускаться.

Шлею подгоняют таким образом, чтобы она не была коротка, не натирала зад лошади и не стесняла движений. Считают, что она впору, если между ободочным ремнем и ягодицей можно поместить ладонь ребром. Слишком просторная шлея во время езды будет сползать на сторону, а при спусках не удержит хомут на месте: он может надвинуться на голову лошади; кроме того, накатывающаяся повозка может ударить ее по задним ногам. Все ремни шлеи должны быть всегда мягкими, они должны лежать на лошади плашмя.

Уздечка и вожжи служат для управления лошадью. При правильно подогнанной уздечке удила лежат на беззубом крае десны, слегка касаясь углов рта. Повод уздечки во время работы подвязывают так, чтобы он не слишком ограничивал движений головы лошади во время ее работы, особенно тяжелой. Вожжи должны быть прочны и настолько длинными, чтобы можно было, не выпуская их из рук, обойти сзади плуг, борону или повозку.

Хранение упряжи и уход за ней. В кладовой, где хранится запасная упряжь, не должно быть сырости: вредна также и чрезмерная сухость. От сырости на коже развивается плесень, разрушающая ее. В слишком сухом помещении и при сушке на жарком солнце кожаные части упряжи коробятся, трескаются и портятся.


Во избежание плесени и повреждения молью упряжь нужно почаще выносить на воздух, выбивать из нее пыль и моль из ее войлочных частей. Моль откладывает яички весной, поэтому в это время нужно особенно следить за хранением упряжи. Хранить упряжь надо на вешалах с расправленными ремнями, всегда хорошо смазанными мазью, нефтяным маслом, дегтем березовым в смеси с животным салом.

Упряжь, постоянно используемую, можно хранить или в специальном помещении при конюшне (в шорной) или же в коридоре конюшни около соответствующей лошади. Размещать упряжь следует на деревянных вешалах; нельзя пользоваться железными гвоздями, крюками и т. д. Висеть упряжь войлочными частями должна не ближе как на четверть от стены и на полметра от пола. Металлические части — удила, пряжки и т. п.— следует оберегать от ржавчины; очищают их сначала тряпкой с керосином, затем протирают сухой тряпкой и просаленной суконкой. Смазывать упряжь надо на свежем воздухе, но не на ярком солнце и не на морозе,

После смазки ее оставляют часа 2—3 висеть на воздухе, чтобы смазка хорошо впиталась. Мокрую упряжь не смазывают. Снятую с лошади упряжь нельзя класть на землю.

Ремонтировать упряжь (зашивать распоровшиеся швы, закреплять пряжки и т. п.), как бы ни была мала эта работа, нужно всегда безотлагательно. Новые дыры в ремнях пробивают только пробойником, но не прорезают ножом, так как от этого уменьшается прочность ремня. При сшивании разорвавшегося ремня нужно, чтобы концы его заходили друг на друга более чем на тройную ширину самого ремня.

Запряжка лошадей в повозки и сельскохозяйственные орудия. Виды и способы запряжек разнообразны. По количеству лошадей различают одноконные, пароконные, троечные и многолошадные запряжки, по устройству повозок — оглобельные, дышловые, санные, по виду работ — транспортные, разъездные, сельскохозяйственные для полевых работ в орудиях и машинах, существуют также специальные запряжки — гусем или цугом и т. д.

В северных и центральных районах СССР издавна распространена одноконная оглобельная с дугой запряжка в колесную повозку и сани. В южных и западных районах более обычной является парная дышловая запряжка.

Порядок запрягания лошади в одноконную оглобельную повозку примерно следующий. В конюшне на лошадь надевают уздечку, а недоуздок вешают на место, затем накладывают седелку несколько выше того места, где она должна находиться во время работы, и сдвигают по шерсти на место. Подпругу подтягивают гак, чтобы седелка плотно лежала на спине, и застегивают с левой стороны лошади. Затем надевают хомут со шлеёй, предварительно перевернув его клещами вверх (хомутовой подкладкой к лошади) и расправив шлею. Просунув хомут на шею лошади, поворачивают его около головы вокруг шеи и по шее опускают на свое место на плечи. Поворачивать хомут следует в ту сторону, куда зачесана грива; последнюю надо тщательно выбрать из-под хомута. Надев хомут, тут же надевают и paсправляют шлею. Супонь все время должна оставаться собранной и вложенной в гужи так, чтобы она не волочилась по земле и лошадь не могла на нее наступить. Лошадь с надетым хомутом и седелкой подводят к повозке и, двигаясь с лошадью по направлению от кузова к оглоблям, осторожно заводят ее между оглоблями. Надев повод на левую руку, чтобы не упустить лошадь, поднимают левую оглоблю и кладут ее на левый гуж так, чтобы в его петлю можно было вложить конец дуги. Вложив конец дуги в петлю левого гужа и держа ее правой рукой, перекидывают дугу через лошадь и опускают так, чтобы левый вложенный в гуж конец дуги оказался спереди гужа, а оглобля легла в выемкулунку на дуге. После этого берут чересседельник и подбрюшник, которые перед запряжкой должны быть прикреплены к левой оглобле, и продевают первый через ушки седелки, второй через шлевки подпруги. Перейдя на правую сторону и держа теперь повод на правой руке, поднимают ею правую оглоблю, прикладывают к ней конец дуги, а сверху на оглоблю кладут гуж. Придерживая грудью оглоблю, а левой рукой, подсунутой под хомут, притягивая его к себе, правой рукой (ладонью) надевают петлю гужа на конец дуги под оглоблей. Правый гуж также должен проходить сзади дуги.

Поставив дугу перпендикулярно к оглоблям, приступают к засупониванию хомута. Обмотав торцы клещей в два ряда супонью так, чтобы второй ряд несколько зажимал первый, и намотав свободный конец супони на правую руку, затягивают супонь до полного соприкосновения клещей друг с другом (при этом упираются ногой в торец клещей) и завязывают ее особым способом (чтобы хомут не мог рассупониться, но чтобы ее одним движением быстро и легко можно было развязать). В тех случаях, когда лошадь упадет в запряжке, провалится в глубокий снег и т. п., необходимо быстро распустить супонь и выпрячь лошадь, иначе она может задохнуться в засупоненном хомуте.

Закрепив супонь, берут свободный конец чересседельника, подводят его под правую оглоблю и подтягивают им последнюю так, чтобы хомут принял правильное положение на лошади. Конец чересседельника завязывают на правой оглобле так, чтобы его можно было легко развязать. Подбрюшник подтягивают несколько слабее и также закрепляют петлей на правой оглобле.

Теперь остается подвязать к дуге повод и завожжать лошадь. Вожжи пропускают поверх чересседельника и гужей и пристегивают к кольцам удил так, чтобы пряжка была снаружи кольца, а не касалась губ лошади. Лошадей, склонных задирать голову кверху и трудно управляемых, завожживают так, чтобы вожжи были поверх чересседельника, но проходили под гужами или через специально ввинченные в клещи хомута (несколько выше гужей) кольца.

После запряжки следует проверить, одинакова ли длина обоих гужей, а также на одном ли уровне на оглоблях они наложены. Концы оглобель впереди дуги должны выступать на ширину ладони или немногим больше.

Полезное действие дуги как амортизатора толчков и ударов на дорогах с асфальтовым покрытием или шоссе не проявляется, сама дуга здесь становится излишней (вес ее является даже отрицательным фактором в работе лошади). Поэтому в городском транспорте теперь все чаще встречается запряжка без дуги. Гужи в таком случае заменяют ремнями с пряжками или даже железными брусочками, шарнирно соединяющимися с хомутом и между собой. Встречается также вариант запряжки с оглоблями и постромками с вальком, укрепляемым на крюке передка повозки. Тяга при этом передается главным образом через постромки; оглобли же служат для поворота и торможения.

Пароконная запряжка в дышловую повозку несколько проще дуговой, но требует хомутов с нагрудными ремнями и нашильниками, постромок с вальками; повозки же должны быть с дышловым передком. При дышловой запряжке всегда надо соблюдать привычный для данной пары лошадей порядок их мест относительно дышла (правая и левая лошадь). Поставив лошадь на свое место у дышла, надевают сперва постромки на валек, затем натягивают и застегивают нашильник — ремень, идущий от грудного ремня хомута к концу дышла. То же проделывают и с другой лошадью.




При такой запряжке важно, чтобы длина всех постромок была одинакова (во избежание перекоса хомутов) и чтобы нашильники по длине также были одинаковы у обеих лошадей (они должны находиться на равном и достаточном расстоянии от дышла). Более правильная запряжка достигается, когда у дышла имеется ригель — небольшой валек, подвижно укрепленный на конце (шило) дышла. К концам ригеля и прикрепляются нашильники от хомутов каждой лошади. При этом легче избежать перекоса хомутов, лошадям же удобнее двигаться вперед.

Под вьюком лошади теперь используются очень ограниченно: в горах, таежных или пустынных районах и других труднопроходимых местах, недоступных даже гужевому транспорту. Перевозить вьюком можно различные грузы как в мягкой таре, так в ящиках и другой упаковке. Для перевозки жестких деревянных или металлических предметов требуется надевать на лошадь специальное вьючное седло.

Лошадям труднее перевозить на спине вьюк, чем человека того же веса, так как всадник, особенно умеющий ездить верхом, согласует и приспосабливает свои движения к ходу лошади. Вьюк на лошади надо размещать так, чтобы его вес симметрично распределялся по бокам лошади, а груз не возвышался над холкой лошади более чем на 35 см. Важно, чтобы во время движения вьюк прочно держался на лошади, не болтался, не ерзал, а при подъемах и спусках — не сползал ни вперед, ни назад. Неумелое или небрежное навьючивание может вызвать на теле лошади потертости, побитости и тем вывести ее из работы. Чтобы передняя подпруга вьючного седла не мешала движению передних ног лошади, она должна находиться от них примерно на 10 см кзади.

Для работы под вьюком выбирают лошадей соответствующего, «вьючного» типа, ростом не выше 144 см с глубокой грудью, крепкими спиной и поясницей, на коротких и широко поставленных конечностях.

Вес вьюка устанавливается в зависимости от веса лошади и условий предстоящего маршрута, в частности крутизны подъема, высоты над уровнем моря и состояния самого пути (тропы). В предгорьях при крутизне подъема не более 10° предельный вес вьюка с седлом составляет 1/3 веса лошади (33%). В этих условиях лошади за рабочий день проходят до 36 км со средней скоростью 4,5 км в час. При очень крутых подъемах (от 25° до 40°) вес вьюка не должен быть более 24% от веса лошади; скорость движения при этом снижается до 2 км в час, а длина дневного пути не превышает 16 км.

На привалах продолжительностью даже в 10—15 мин. следует снять вьюк с лошади и дать ей отдохнуть без груза. Вьючных лошадей куют на все четыре ноги, при этом передние подковы должны быть с шипами, а задние без шипов.


Литература: Коневодство и конеиспользование. Под ред. проф. В. О. Витта. М., Издательство «Колос», 1964. 383с. (Учебники и учеб, пособия для высших с.-х. учеб, заведений).

Самое простое средство управления лошадью - это оголовье . Оголовья бывают трензельные, т. е. уздечка - с удилами разных конфигураций и мундштучные - с мундштуками для выездки или предназначенные для более строгого управления лошадью.

Начинающие и неопытные всадники работают на трензельном, простом, оголовье - уздечке, - которое по сравнению с мундштучным более мягкое. Трензель (удила, «железо») менее травмирует в неумелых руках рот лошади, щадит его.

Для управления используются особенности строения челюстей лошади. В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.

Для того чтобы давление металлических удил на рот лошади не было болезненным, трензельное железо изготавливают достаточно толстым. Более толстые трензеля менее болезненно воздействуют на рот лошади, и поэтому их называют менее строгими. Тонкие удила называют более строгими. Такие удила нельзя использовать для лошадей с мягким (то есть с очень чувствительным) ртом. Строгие удила используют для тугоуздых лошадей, у которых слабо развита чувствительность рта.


Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила - захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику.

Плохо приученная к удилам лошадь может доставить множество проблем. В таком случае следует попробовать подобрать удила из материала, который будет более приемлем лошади. Медь, к примеру, ощущается на вкус кислой и она теплее, чем сталь, а железо сладким, но легко ржавеет. Ржавчина имеет красноватый цвет и может встревожить хозяина, если он увидит ее со слюной лошади, так как это может напомнить кровь.

Резиновые кольца защищают губы лошади от повреждений и защемлений. Также можно использовать эти кольца, если необходимо подогнать по размеру слегка великоватое железо.

Для передачи команд через удила всаднику служат поводья . Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.

Оголовье состоит из системы ремней: нащечных ((4) - нащечный ремень мундштука, (5) - нащечный ремень капсюля, (6) - нащечный ремень трензеля), суголовного (затылочного) (1) , налобного (2) , подбородного (3) , переносного (нахрапного) капсуля (7) .


(8) - мундштук; (9) - трензель; (10) - трензельные поводья; (11) - мундштучные поводья. В различных конструкциях уздечек те или иные ремни могут отсутствовать.

Повод, удила и оголовье вместе составляют уздечку. Капсюль , называемый еще строгим нахрапником - это приспособление из нескольких ремешков, ограничивающее раскрывание рта лошади. Капсюль состоит из двух щечных ремней, переходящих в суголовный, и наносного ремня (переносья), который может быть различной толщины и формы. Он позволяет усилить контроль над лошадью, главным образом когда она пытается ослабить действие удил, широко открывая рот и перекашивая челюсти. Капсюли различают по степени строгости: чем тоньше ремешки и чем ниже расположены наносные ремни, тем жестче действие капсюля.

Различают следующие типы капсюлей:

(обычный, английский) состоит из широких ремней. При его использовании наносный ремень располагаю немного ниже скулового гребня.

Состоит из узких ремней, причем наносный ремень плотно охватывает рот лошади под трензелем над ноздрями и в подбородочной ямке.

Ирландский и Мексиканский капсюли имеют по два наносных ремня, то есть представляют собой как бы комбинацию английского и ганноверского. У ирландского они просто скреплены на переносице.

А у мексиканского перекрещены. Разница - и в толщине наносных ремней, охватывающих храп (часть носа лошади выше ноздрей) и рот лошади. Ирландский капсюль с его более широкими ремнями менее жесткий, чем мексиканский.

Наряду с мексиканским капсюлем для сильно тянущих лошадей используют строгие веревочные капсюли с мелкими узелками на наносном ремне (переносье).

Для участия в двоеборье надо уметь выполнять элементарные упражнения в манеже, пользуясь мундштучным оголовьем. Оно отличается от уздечки тем, что имеет дополнительную пару нащечных ремней и поводьев, к которым присоединяется второе "железо" - мундштук .

Мундштук - это неподвижно соединенное со щечками одногрызловое удило, прямое, без свободы для языка, или имеющее посредине изгиб (дугу), который оказывает усиленное воздействие на рот лошади. Дуга должна быть тем выше, чем толще язык лошади, а размер мундштука должен соответствовать ширине рта.

Мундштук служит для усиления действия повода, но действовать им надо очень осторожно и мягко и лошадь к нему приучать постепенно. Резкое и грубое действие мундштуком приводит к порче лошади и дурноезженности. При подгонке железа мундштук располагают на два пальца ниже трензеля на беззубом крае челюсти лошади, но так, чтобы он не касался клыков.

Грызло мундштука бывает разной толщины. Чем чувствительней рот, тем мягче (толще) должно быть грызло и короче рычаги щечек мундштука. При натягивании поводьев мундштук не должен слишком заваливаться. Его положение по отношению к нижней челюсти не должно превышать 90°. Чтобы это положение не нарушалось, за верхние кольца щечек мундштука прикрепляют соединительную цепочку или ремешок, проходящий по подбородку лошади. При работе без цепочки или ремешка мундштук пригоняют немного выше, и рекомендуется надевать переносной ремень, проходящий через мундштучные нащечные ремни. Он не будет давать мундштуку становиться в неправильное положение.

По характеру воздействия промежуточное положение между мундштуком и трензелем занимает пелям . Это удило по форме напоминает мундштук, но с подвижным грызлом. При взнуздывании им трензель не требуется.

К уздечке иногда пристегивают мартингал . Так называют приспособление, которое не дает лошадям, очень высоко задирающим голову, поднимать ее выше определенного уровня. Если лошадь задирает голову, ею трудно управлять, а откинув голову назад, она может ударить затылком всадника. Лошади с привычкой задирать голову очень трудны в управлении, а порой с ними справиться вообще невозможно. Этим-то и пользуются изобретательные животные, чтобы отделаться от всадника, не подчиняться ему. Мартингал дисциплинирует лошадь и не требует от всадника особого напряжения. Это приспособление состоит из трех ремней и двух колец. Один ремень с петлей на конце прикрепляют к наружной подпруге (на кавалерийском седле - к первой подпруге), а два ответвления от него, оканчивающиеся кольцами, соединяют через эти кольца с поводьями - вот вам и рычаги, удерживающие через трензель голову лошади на желаемом уровне. Такой мартингал, с двумя кольцами на раздвоенном ремне, называется охотничьим . Более строгий - мертвый мартингал . Он надевается петлей на переднюю подпругу, а раздвоенными концами при помощи пряжек пристегивается непосредственно к трензельным кольцам.

Мартингал не оказывает сильного воздействия на лошадь, но при натяжении повода оголовья животное вынуждено опускать голову. При резком воздействии поводьями неопытного всадника мартингал способствует смягчению действия на рот лошади.

Для фиксации головы лошади в определенном положении используют вспомогательные поводья: развязки , шпрунт и гог .

Действие различных видов вспомогательных поводьев основано на смещении центра тяжести лошади от его нормального положения вперед или назад, что в свою очередь зависит от того, в какой дисциплине лошадь будет выступать. Применение таких приспособлений говорит о том, что животное еще не достаточно подготовлено к какому-либо виду соревнований и правилами использование этих приспособлений в ходе состязаний запрещено.



Два тесмяных или кожаных, или из тугой резины повода, один конец которого застегивается на кольце трензеля, а другой прикрепляется к седлу или подпруге. Их используют для фиксации головы лошади в определенном положении, при котором шея принимает округлую форму, а нос лошади опускается вниз. Это единственное из вспомогательных поводьев, используемых при выступлениях. Но не в спорте - в цирке.

Шпрунт бывает верхним и нижним. препятствует опусканию головы лошади вниз и надевается на «козлящих» животных. «Козлом» называют резкий прыжок лошади вверх при низко опущенной голове, взбрыкивание задом с целью избавиться от груза на спине. надевают для опускания головы лошади вниз и применяют для таскающих лошадей, т.е. стремящихся пуститься вскачь (скакать удобней с поднятой головой и вытянутой шеей).

Шпрунт и развязки могут использоваться как при работе лошади на корде, так и под всадником.

Шамбон используют исключительно при работе на корде. Он препятствует задиранию головы вверх, но не ограничивает вытягивание головы и шеи лошади вперед-вниз, поэтому используется как на самых ранних этапах подготовки молодых лошадей, так и в более поздние периоды - для лошадей с напряженной, скованной мускулатурой.

Гог имеет подобное шамбону действие. является приспособлением, надеваемым для успокоения лошадей при обучении верховой езде начинающих, неопытных всадников, при работе на корде таскающих лошадей, для животных с сильно загруженным «тяжелым» передом. «Прямой» гог надевают при специальной подготовке конкурных лошадей.

Шамбон и гог позволяют лошади укрепить определенные группы мышц, не закрепощая остальную мускулатуру, что делает их использование более предпочтительным перед развязками и шпрунтом.

Американский недоуздок типа можно надевать на лошадь, для которой трудно подобрать подходящие удила или у которой какие-то проблемы со ртом или зубами. Этот тип уздечку работает по принципу рычага путем давления на нос и подбородочный желоб лошади. Чем длиннее щеки уздечки, тем сильнее ее действие. Пользоваться такой уздечкой могут себе позволить только опытные конники - тормозить с ее помощью хорошо, но делать повороты намного сложнее, чем с обычной уздечкой. При использовании хакамора капсюль не применяют.

Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелкой и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной – больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе – «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи , являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.

С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.

Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.

В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.

Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.

С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.

Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.

В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.