Полузащитник «Ростова» Александр Павленко: Не прочь повторить путь Погребняка. Первые легионеры

В день рожденияАндрея Тихонова сайт заглядывает в биографии напарников Андрея по«Спартаку» 2000 года - последнего полноценного сезона Тихонова-футболиста закрасно-белых.

Александр Филимонов

Где играл после«Спартака». Да где только не играл: востребованФилимонов был и в «Уралане», и в «Москве», и в «Кубани». Уход в забвение- на Кипре, в «Долгих прудах». В 2011-м вродекак закончил с большим футболом и перешел в пляжный. Выиграв там все трофеи сосборной России, поехал в Тулу, во второй дивизион.

Что делает сейчас. Основной голкипер (и играющий тренер вратарей) в тульском«Арсенале». Выдерживать нагрузки премьер-лиги Филимонову непросто, так что выручаетон уже далеко не всегда. И все же в своем возрасте для команды он значит много- тем более для такой скромной команды.

Андрей Сметанин

Где играл после«Спартака». Игрового времени у Сметанина в «Спартаке»было куда меньше, чем в «Динамо», так что вскоре Андрей покинул красно-белых. Ипозже нигде надолго не задерживался: ни в «Соколе, ни в «Урале», ни в двух«Газпромах» («Волгаре» и «Газовике»). Работал генеральным директором футзального«Динамо-2».

Что делает сейчас. Работает в СДЮСШОР Юность Москвы «Спартак-2».

Дмитрий Ананко

Где играл после«Спартака». Успел съездить во Францию, на Корсику, отыграл полтора десятка матчей за «Аяччо». Но вернуться на прежний уровеньуже не позволяли травмы - краткие визиты в «Торпедо-Металлург» и челябинский«Лукойл» стали для Ананко последними в карьере игрока. В том же«Торпедо-Металлурге» Ананко недолго пробыл гендиректором, а потом попробовалсебя в бизнесе и переключился на игры ветеранов - но не успокоился.

Что делает сейчас. Наконец воспользовался уже давно полученным дипломом ВШТ: помогаетДмитрию Аленичеву тренировать тульский «Арсенал».

Евгений Бушманов

Где играл после«Спартака». Вместе с Андреем Тихоновым отправился в«Крылья Советов» - там и доиграл. Сразу после вплотную переключился натренерство: возглавлял дубли «Шинника» и «Сатурна», в 2010-м помогал АлександруТарханову тренировать «Химки» - а летом того же года принял клуб сам.

Что делает сейчас. Главный тренер успешного нынче «Спартака-2»: фарм-клуб красно-белыхидет первым в своей зоне второго дивизиона.

Юрий Ковтун

Где играл после«Спартака». Оставался верен москвичам даже в самую тугуюпору и покинул клуб только в 2005-м. Провел еще один полноценный сезон в «Алании», побегал с другимиветеранами в ФК «МВД», а заканчивал по спартаковской традиции в тульском«Арсенале».

Что делает сейчас. Ассистировал Юрию Калитвинцеву в нижегородской «Волге», но в этомгоду покинул клуб.

Дмитрий Хлестов

Где играл после«Спартака». В том же 2000-м защитник уехал в «Бешикташ»,через пару лет вернулся в «Спартак», а в 2003-м на пару с Ананко выступал за«Торпедо-Металлург». Еще по паре довольно полноценных сезонов провел за «Сокол» ищелковский «Спартак», а дальше карьера Хлестова утонула в ЛФЛ. Далеко отМосквы Дмитрий старается не отъезжать; самая дальняя точка - конечно же,тульский «Арсенал» в 2012 году. Мелькнулв телепроекте «Спарта», а потом пропал совсем.

Что делает сейчас. Хлестову 43, он лучший игрок «Одинцовомежрайгаза».

Дмитрий Парфенов

Где играл после«Спартака». В собиравших пенсионеров «Динамо», «Химках»,«Сатурне» и тульском «Арсенале». Зарулил на некоторое время и в «Арсенал»киевский.

Что делает сейчас. Главный тренер ивановского «Текстильщика». В помощниках у Парфенова- Вадим Евсеев.

Эдуард Мор

Где играл после«Спартака». Был долгое время востребован в «Сатурне»,откуда отлучался на гол в новороссийский «Черноморец» - тот тогда играл впремьер-лиге и приглашал кое-каких звезд. Дальше менял команды раз в год; изуспешных клубов отметим «Торпедо» (первый сезон после вылет в первый дивизион),и «Химки» (с ними Мор первый дивизион выиграл).

Что делает сейчас. Переехал во Владимир, где выступает за мини-футбольный клуб«SunPetrol».

Жерри-КристианТчуйсе

Где играл после«Спартака». «Черноморец», «Москва», «Терек» - не самыйплохой список. Закончил Тчуйсе в подольском «Витязе». Камерунец обруселнастолько, что имеет российский паспорт, но не имеет камерунского.

Что делает сейчас. Живет в Ле-Мане, тренирует местную глубоко любительскую команду«Ле-Ман Газелек» и радуется безопасной жизни в кругу семьи.

Милан Йович

Где играл после«Спартака». Проведший всего 10 игр за «Спартак» Йовичбыл востребован в российских клубах рангом пониже. Играл в «Ростсельмаше», в«Черноморце» до Жерри-Кристиана Тчуйссе, а в «Сатурне» вместе с ЭдуардомМором.

Что делает сейчас. Уже в 27 лет завершил карьеру из-за хронических травм.

Олег Кузьмин

Где играл после«Спартака». Сыграл всего одну игру за «Спартак». Кузьминвырос в весьма качественного крайнего защитника уровня выше среднего. Самыеславные годы в карьере Кузьмина пришлись на «Москву», оттуда он ушел еще дорасформирования клуба - Олега захотел видеть у себя «Локомотив». Там уровеньКузьмина оказался, впрочем, неоцененным.

Что делает сейчас. Уже четыре года играет за «Рубин».

Отар Хизанейшвили

Где играл после«Спартака». Тоже сыграл за «Спартак» всего-ничего,махнул в «Ростсельмаш», где тоже себя не проявил. Через три года всплыл в«Динамо» Алексея Федорычева, отправился по традиционному для грузин маршруту -в Германию. Затем в третий раз заглянул в Россию, в «Анжи», но тот, которому доприхода Сулеймана Керимова было еще далековато.

Что делает сейчас. Вернулся в Грузию, где выиграл первый с момента ухода из «Спартака»трофей. Сейчас выступает за «Дилу».

Василий Баранов

Где играл после«Спартака». Уходил из «Спартака» поздно, уже вместе сПарфеновым. Что и неудивительно: начавший карьеру на втором десятке Баранов былдушой «Спартака», фигурантом многих клубных легенд того времени - в том числе сучастием алкоголя. После «Спартака» побывал в «Спартаке-Алании», но без особогоэнтузиазма, зато потом уже как следует пылил в «Рязани» - там карьеру изавершил.

Что делает сейчас. Жизнь уроженца скромной белорусской деревни после футбола незаладилась. По некоторым сведениям, работает простым строителем в Гомеле, живеттихо и избегает прессы еще более, чем в годы игроцкой карьеры.

Артем Безродный

Где играл после«Спартака». Не прошел просмотр в «Амкаре», потом уехал вКазахстан - на этом, то есть уже в 2005-м, его следы потерялись. О том, каксложилась карьера одаренного, талантливого полузащитника после, лучше почитатьотдельно: «Советский спорт» провелрасследование и выяснил историю загадочного исчезновенияБезродного с радаров.

Обитает в родныхСумах; вероятно, уже окончательно залечил свою травму, долго время мешавшую емунайти клуб, но сейчас, в 35, возвращаться к футболу не планирует.

Егор Титов

Где играл после«Спартака». Самый славный из последних капитанов«Спартака», предмет воздыханий и грустных воспоминаний болельщиков. КарьеруТитова в «Спартаке» прервал лишь конфликт со Станиславом Черчесовым. После«Спартака» у Титова (как и у Тихонова) были «Химки» и астанинский «Локомотив»,а последние свои матч Егор играл, конечно, в тульском «Арсенале».

Что делает сейчас. «Бывший капитан московского Спартака и сборной России», - значитсяв твиттере Егора . Род текущих занятий Егор не указал.

Виктор Булатов

Где играл после«Спартака». Следующий клуб Булатова после «Спартака» -как ни удивительно, «Крылья Советов», куда он был приглашен вместе с Тихоновыми Бушмановым. Дальше у жесткого опорника еще выдалась пара серьезных клубов - например, «Терек», выигравший Кубок России, владикавказская «Алания». В «Торпедо» Булатов уже думал о тренерстве - завосемь лет она у Булатова уже довольно обильная.

Максим Калиниченко

Где играл после«Спартака». Покидал «Спартак» в 2008-м по тем жепричинам, что и Титов. Калиниченко вернулся на родную Украину, в «Днепр», а в2011-м перешел в «Таврию». До последнего привлекался в сборную Украины и могсыграть даже на домашнем Евро, но не попал в итоговую заявку Олега Блохина.

Что делает сейчас. Последний сезон провел в «Таврии», которая прекратила свое существование.

Сергей Лебедков

Где играл после«Спартака». Тамбовчанин Лебедков провел всего два матчаза «Спартак», как раз в 2000-м году. Оттуда был арендован в «Уралан», позже - в«Нефтехимик», куда вернется заканчивать карьеру. В 2004-м перебрался в «Химки»под патронаж Андрея Червиченко, позже перешел в «Томь», засветился даже в«Торпедо», зато всего пять лет назад провел 20 игр за «Иртыш» во второй лиге.

Что делает сейчас. Неизвестно.

Валерий Кечинов

Где играл после«Спартака». Отыграл два сезона в «Сатурне» и еще три в«Шиннике» - везде довольно успешно. Вместе с Александром Ширко попал вЯрославле в автомобильную катастрофу, но в отличие от форварда карьеру большене возобновлял. Помогал тренировать дублирующий состав «Спартака», потом входилв тренерский штаб «Томи».

Что делает сейчас. Выступает экспертом по разным футбольным поводом - главным образомкасающимся «Спартака».

Максим Бузникин

Где играл после«Спартака». Сменил еще девять клубов, а дольше всего, начетыре года, задержался в «Локомотиве». На приличном снайперском уровнеБузникин держался еще в «Ростове», востребован был и в «Шиннике», и в«Балтике», но нигде не забивал помногу. Доигрывал в «Локомотиве-2».

Что делает сейчас. Работает вместе с Тихоновым в «Краснодар», только Максим входит нев тренерский штаб, а скаутскую службу клуба. В подчиненных у Максима - его отецЕвгений Николаевич.

Александр Ширко

Где играл после«Спартака». Выступал в премьер-лиге, но в клубах всеменьшего и меньшего пошиба - сначала «Торпедо», потом «Шинник», где дрался сярославским болельщиком прямо на трибуне. Заскочил ненадолго в «Терек», а в ФКМВД ссорился с Владимиром Эштрековым - но не более.

Что делает сейчас. Водит мотоцикл, владеет салоном автотюнинга, выступает з акоманду«Артист», а год назад даже принимал участие в Russia Fashion Week.

Робсон

Где играл после«Спартака». Нежно любимый болельщиками бразилец вступилв конфликт с Вячеславом Грозным и покуинл команду в 2001-м. После побывал вЯпонии, во Франции (там довольно долго играл за «Лорьян»), вернулся в Бразилию,а заканчивал вовсе в Китае.

Впервые вернулся вРоссию в 2009-м вместе с Самарони -бразильцы осваивали агентский бизнес и зарулили по делам в самую успешную длясебя страну.

Маркао

Где играл после «Спартака». Не такой жесткий игрок основы, как Робсон,Марко покинул Россию вместе с ним и тоже пристроился в Европе - в заштатном, нобуйном немецком «Санкт-Паули». С перерывом в год оказался еще и Швейцарии, в«Ивердоне», но заканчивал карьеру все же на родине.

Что делает сейчас. «Португезе Лондриненсе» стал последним клубом Маркао.

Андрей Штолцерс

Где играл после«Спартака». Был всего лишь арендован из «Шахтера», ноуспел проявить себя в «Спартаке» - все до сих пор не могут забыть пять головлатыша в шесть стартовых играх. Дальше Штолцерс отправился на повышение, аАнглию. За «Фулхэм», правда, Штолцерс выступал в основном в дубле, зато поездкав провинцию, в «Йовил». Съездив сначала в Азербайджан, а потом в родную Латвию,Штолцерс снова вернулся в Англию, закончив играть в клубах низших лиг.

Что делает сейчас. Живет в пригороде Лондона и «немного работает в «Фулхэме»» - то лизанимается детским футболом, то ли скаутской работой, то ли какими-то ещетехническими обязанностями.

Николай Писарев

Где играл после«Спартака». Уже через год завершил карьеру в«Торпедо-ЗИЛе», а затем переключился на тренерскую работу: она у Писаревауспешнее, чем у всех других спартаковцев 2000-го. Переключился на пляжныйфутбол, где вместе с Александром Филимоновым возвел сборную России к триумфу насамом высоком уровне. В большой футбол Писарев вернулся на пост спортивногодиректора РФС, а после занялся молодежной сборной России.

Что делает сейчас. Год назад прервал бесславную историю российской молодежки и вывел еенаконец на значимое соревнование - на чемпионат Европы. Там Россиябесславно уступила Испании, Голландии и Германии, но Писарев продолжает работу.

Если бы сегодня каким-то чудом вы, культурист, повстречали живого римского легионера, то, уж поверьте, вы оба сильно удивились бы разительному внешнему несходству друг друга. Римляне не знали супермаркетов с их суррогатной пищей, напичканной солями-консервантами. Они вообще потребляли мало соли. К тому же воины не ведали сладостей. Все углеводы, которые поступали в желудок римского солдата, были «медленными». Умножьте все это на минимальное содержание в пище животных жиров, и вам станет ясно, почему встреченный вами атлетический незнакомец выглядит так, словно только что завершил период отчаянной предсоревновательной «сушки».

Статуи того периода подтверждают: кожа воина была не толще пергаментной бумаги. С другой стороны, и вы поразили бы его наличием на своем спортивном теле 20% жира, типичных для среднестатистического культуриста даже в разгар тяжелых тренировок в межсезонье. Такое римский воин мог наблюдать только у изнеженных, избегающих всякого физического движения патрициев. Между тем, он видел бы солидную мускулатуру, которая заставила бы его тоже признать в вас солдата. Однако чем дольше он будет вглядываться в ваши мышцы, тем больше станет недоумевать. Римлянин колол и рубил. Подобные движения выходят беспомощными, если их делают силой одних рук. Чтобы удар отсек конечность, а то и развалил противника надвое, в него нужно вложить мощь всего тела. Это значит, что к удару нужно добавить молниеносный поворот корпуса. Так что самое главное для боя — это исполинские косые мышцы живота. Талия самого римлянина показалась бы вам несуразно широкой, тогда как ваша эстетски зауженная область пояса всерьез озадачила бы легионера. В самом деле, кто перед ним? Ясно, что не воин, но к чему тогда большие мышцы?..

Вряд ли легионер сумел бы догадаться, что в будущей истории человечества грубая мышечная сила вдруг станет не нужна, и бодибилдинг родится даже не столько для того, чтобы помочь человеку сохранить телесное достоинство, сколько ради достоинства мужского духа, совершенно несовместимого с физической слабостью. Тем более, солдат той поры был бы удивлен, узнав про то, что его воинский подвиг не только не забыт, но и через тысячелетия напряженной человеческой истории остается для нас, далеких потомков, источником вдохновения и воодушевляющим примером.

Когда режиссер Майкл Херст задумал снять эпический сериал про восстание Спартака, то главным условием съемок он сделал бережное отношение к исторической правде. Судьба раба-гладиатора, сумевшего подготовить и осуществить захват столицы Римской империи, потом собрать армию и разгромить отборные римские легионы, слишком велика и страшна, чтобы стать опереточным сюжетом. Честно сказать, ученым до сих пор не понятно, как мог случайный римский пленник, обреченный безвестно умереть на арене Колизея, потрясти Великий Рим до самого основания и поставить грандиозную империю на грань уничтожения? Жестокие римские легионы к тому времени успели покорить мир, а полководцы отточили умение управлять многотысячными войсками в пожаре войн, которые Рим беспрерывно вел многие десятилетия. Что же касается Спартака, то ни одно из сражений не было им выиграно за счет численного перевеса. Первую победу объясняют случайным стечением обстоятельств: главные силы римской армии, выставленной против восставших рабов, состояли из новобранцев. Однако далее Спартак сражался с лучшими римскими легионами, которые всегда превосходили его разношерстное войско, вдобавок обремененное обозами из женщин и детей, числом и умением. Всякий раз Спартак проявлял поразительный полководческий талант, сделавший его имя прижизненной легендой.

Хотя многие исторические источники подробно описывают события тех дней, происхождение Спартака остается загадкой. Его называют фракийцем, т.е. выходцем с тех территорий, которые ныне заселены болгарами, турками и греками. Впрочем, фракийцами называли гладиаторов любой национальности, которые исповедовали т.н. фракийский стиль боя на мечах в отличие от стиля галлов, который эти предки французов вели копьями. Плутарх пишет, что Спартак был образованным и культурным человеком. Будучи гладиатором, он читал греческих философов, что вполне было в духе тех времен, когда люди еще не разделяли потребности духа и тела. Сила ума почиталась наравне с мышечной мощью. Трудно поверить, но финальная сцена известного фильма «Гладиатор», где на арену с мечом выходит сам римский император, не является горячечной выдумкой сценаристов. Правитель Рима Коммод принял личное участие в 735 гладиаторских боях и оставил это занятие лишь потому, что однажды ночью был задушен.

Казалось бы, историческая заслуга Спартака не так уж и велика. Он освободил римских рабов, но разве не затем, чтобы обратить в рабов прежних хозяев? Нет, провозгласив лозунг свободы, Спартак объявил его несовместимым с варварской жесткостью Рима. Он призвал бывших рабов проявить милосердие и не мстить в привычном для тех дней изуверском духе своим бывшим обидчиком.

Когда римские легионеры все же разгромили Спартака, благодаря предательству его близких сподвижников, они захватили его корабли и там, к своему удивлению, обнаружили невредимыми и даже накормленными те самые 3 тысячи новобранцев, которые были взяты в плен восставшими в самом первом сражении. Легионеры были убеждены, что победители по обычаю того времени безжалостно растерзали пленных. Проявленная противником человечность не помешала римлянам живыми распять 6 тысяч плененных рабов на крестах вдоль самой оживленной дороги империи от Капуи до Рима.

Согласитесь, великая историческая фигура Спартака заслуживает самого большого уважения, а потому Майкл Херст начал с того, что призвал на съемочную площадку Тима Вонга, тренера и выдающегося знатока боевых традиций, виртуозно владеющего холодным оружием.

Сериал спартак — актёры и роли

  • Энди Уитфилд - Спартак (Денис Беспалый) — главный актёр Спартак кровь и песок;
  • Джон Ханна - Квинт Лентулий Батиат (Михаил Тихонов);
  • Ману Беннет - Крикс , гладиатор дома Батиата, чемпион Капуи (Олег Щербинин);
  • Люси Лоулесс - Лукреция , жена Батиата (Ольга Зубкова);
  • Дастин Клер — Ганник;
  • Питер Менса - Эномай , наставник гладиаторов в доме Батиата (Александр Новиков);
  • Ник Тарабей - Ашур , бывший гладиатор дома Батиата (Василий Дахненко);
  • Вива Бьянка - Илития , жена Глабра (Ольга Шорохова);
  • Лесли-Энн Брандт и Синтия Аддай-Робинсон - Невия , служанка Лукреции (Юлия Черкасова);
  • Джей Кортни - Варрон , гладиатор дома Батиата;
  • Эрин Каммингс - Сура , жена Спартака;
  • Антонио Те Майоха - Барка , гладиатор дома Батиата (Дмитрий Филимонов);
  • Катарина Ло - Мира , служанка в доме Батиата;
  • Брук Уильямс - Аурелия , жена Варрона;
  • Крейг Паркер - Гай Клавдий Глабр , римский легат (Василий Дахненко);
  • Дэниэл Фьюрригал - Агрон;
  • Таня Нолан - Цецилия.

Как тренировались актёры сериала Спартак кровь и песок?

Полтора месяца на результат!

Херст заранее отобрал для фильма актеров, которые имели соревновательный спортивный опыт, от рэгби до серфинга, ну а теперь Вонг должен был раскачать их и обучить искусству гладиаторского боя.

На выполнение этой задачи Вонг взял полтора месяца, заявив, что дольше этого срока ни одна тренировочная программа не работает. Если вы ведете тренировочный дневник, впишите туда эту проверенную истину нашего спорта. Любой методики, даже самой эффективной, хватает лишь на 4-6 недель. Потом приходит черед глухого застоя, т.е. полной остановки результативности. Для вас это означает, что программу тренировок следует обновить. Причем речь идет о радикальной смене тренировочного стимула. Если прежде вы применяли классическую схему из 8-12 повторений, то далее вам нужно перейти к малоповторному тренингу силы в духе пауэрлифтинга или качать выносливость запредельно большим числом повторов. И вы снова начнете прогрессировать! В случае прямолинейного однообразного тренинга застой станет хроническим, и ваши мышцы попросту откажутся расти.

Поскольку актеры Спартак песок и кровь тренировались в ограниченном времени, Вонг предложил перевести актеров на «казарменное положение». Они должны были поселиться рядом со спортивным центром и приходить на тренировки в 8 часов утра. Первый цикл тренинга продолжался до полудня. Другой начинался после обеда и продолжался до темноты. По мнению Вонга, настоящую отдачу дают только групповые тренировки, когда каждый видит успех другого и не хочет сдаваться.

Вы тоже возьмите это на заметку и попробуйте провести тренировку по жиму лежа на пару с приятелем или красивой подружкой. Гарантируем, ваши рабочие веса подскочат сразу на 10-15%! (Да-да, бодибилдинг — это вовсе не индивидуальный спорт, как принято думать!)

Вонг нанял себе в помощь еще двоих инструкторов, и работа закипела. Обычно в боевых сценах участвуют профессиональные каскадеры, двойники актеров. Однако режиссер Майкл Херст даже не думал идти по такому пути. Жизнь гладиатора была одним беспрерывным боем, и режиссер решил сохранить верность этой исторической правде. Его героям предстояло прожить на экране настоящую жизнь гладиатора, а потому сражаться на арене им предстояло самим.

Главное в бою с холодным оружием — это умение стремительно перемещаться. Взрывную силу нельзя сыграть, если ты ею не обладаешь. В былые времена актеры медленно разыгрывали бой, а потом отснятую сцену ускоряли. Такой старомодный прием Херсту не годился. Будущие гладиаторы под руководством Вонга всерьез качали взрывную силу.

Как позже рассказал Вонг, при любом раскладе он заставил бы актеров выполнять взрывную плиометрику (плиометрика — тип тренировочных нагрузок силовой направленности с динамическим действием). Как известно, самый большой потенциал роста имеют «быстрые» волокна. Взрывные движения активизируют их, и потому они лучше откликаются на традиционные силовые упражнения. «Комбинация плиометрики с «железом» — это единственный способ накачать массу быстро», — говорит Вонг. К тому же он изменил и сами силовые упражнения в духе функционального тренинга. Часть привычных силовых упражнений актеры выполняли на неустойчивой опоре. Такие нагрузки крайне напрягают пресс. Благодаря этому, на животе всех актеров стремительно прорисовались «кубики». Стоит добавить, что «гладиаторов» Вонг с первого дня посадил на суровую диету.

«Я добился максимального реализма боевой формы, — рассказывает Вонг. — Бойцу не нужен избыток мышц. Физика удара мечом такова, что не требует силы молотобойца. Острое лезвие само режет тело противника. Самое важное — это опередить врага и выбрать неожиданное направление атаки. Единственное, над, чем мы работали до изнеможения, так это над гипертрофией ног (гипертрофия [от греч. hyper — чрез, слишком и trophe — пища] — увеличение объёма и массы органа, клеток под влиянием различных факторов), включая икры. Чем больше (и тяжелее!) ваши ноги, тем ниже центр тяжести тела. Вас труднее свалить наземь, к тому же рубящий удар мечом в силу физических законов отбрасывает бойца от противника. Здесь очень важно иметь сильные ноги, чтобы не потерять равновесие и не оступиться».

Когда полуторамесячный тренировочный период, предваривший съемки, закончился, актеры собрались было облегченно перевести дух. Однако тут оказалось, что тренировки продолжатся и дальше, только проводить их придется по окончании съемочного дня. Причем, «убитые» по сценарию гладиаторы продолжали тренироваться, выступая спарринг-партнерами главных героев. В итоге средняя прибавка мышц за полугодовой съемочный период составила у актеров до 5кг!

Сделав ставку на реализм боевых сцен, Майкл Херст выиграл. «Я хотел убедить зрителя в том, что мои герои являются по-настоящему сильными людьми, — говорит Херст. — Их подлинная сила состоит в том, что даже в положении бесправных рабов, ежеминутно ожидающих смерти, они сумели остаться людьми. Непостижимо, но в адских условиях они сохранили веру в себя и не оставили надежды снова обрести свободу!»

Законы жанра поневоле вынудили режиссера многое оставить за кадром. Вот малоизвестные подробности, о которых сообщает один из древнеримских историков. При подготовке восстания нашлись предатели. Чтобы не дать врагу собраться с силами, гладиаторам пришлось восстать раньше срока. Прежний план захватить склад с оружием уже не годился. Все, что оставалось, так это ворваться на кухню и вооружиться считанным числом кухонных ножей. Можно прочесть, будто Спартак начал восстание, возглавив отряд из 70 гладиаторов. Нет. На самом деле, в школе Лентула Батиата содержалось 300 бойцов. Большая часть из них пошла в бой с голыми руками, не желая мириться с отведенной им ролью бессловесных скотов, обреченных на закланье. В схватке с тяжеловооруженной охраной школы они грудью закрывали Спартака, чтобы он вырвался на свободу и дал свободу другим. По свидетельству историка, свыше двухсот гладиаторов были изрублены до неузнаваемости, так что хоронили их в общей могиле, поскольку опознать отдельные части тел не представлялось возможным…

Сегодня мы точно знаем, что свобода — это самое ценное на свете. Спартак через века снова напоминает нам тот единственно верный путь, который ведет к подлинному освобождению духа. Это Путь Силы. Впрочем, в вашем лице Спартак всегда имел заведомого и преданного союзника, ведь вы наверняка уже много лет качаетесь. Вы точно знаете цену слабости. За нее расплачиваются свободой. Благодаря бодибилдингу, это уже не ваш случай…

Данную тренировочную программу исполнители главных ролей сериала практиковали в течение 6 недель. После тренировки проводилось интервальное кардио в виде серии спринтов на дистанцию 50-100м. (В данном разделе картинки увеличиваются. Нажмите на картинку для увеличения.)

Примечания: 1 — Примите положение лежа на скамье. Руками крепко возьмитесь за торец скамьи у себя за головой. Ноги распрямите. Сохраняя тело абсолютно прямым, поднимите его силой пресса кверху, как можно выше. В верхней позиции контакт со скамьей сохраняют только голова и плечи. 2 — Нагрузите штангу с одного конца. Другой конец прочно зафиксируйте на полу. Поднимите нагруженный конец штанги и держите обеими рунами за самый торец грифа на высоте ключиц. По дуге опустите штангу вбок до касания пола сбоку от ваших ступней. Вернитесь в исходное положение. Опустите штангу в другую сторону.

Тренировочная программа, разработанная Тимом Вонгом, включала два блока упражнений. Актёры сериала Спартак сначала выполняли первый комплекс, потом обедали и переходили ко второму.

Комплекс 1

» Динамическая растяжка

Баллистические движения с утяжеленным мячом, маховые упражнения, бег с высоким подниманием коленей, перенос мешков с песком, броски мешков; 10-15 мин.

» Динамическая растяжка в стиле йоги 20 мин.
» Базовые гимнастические навыки

Обучение безопасному падению, кувыркам, перекатам, освоение боевых акробатических элементов; 45 мин.

» Работа на выносливость в боксерском стиле

Скакалка, плиометрические запрыгивания на опору, выпрыгивания с места в высоту и на дальность; 30 мин.

» Боевые навыки

Понедельник, среда, пятница: работа с мечом, ножом, копьем и пр. Вторник, четверг: бокс, джиу-джитсу, крав мага, май тай, кикбоксинг; 120 мин.

» Прием пищевых добавок

Приготовление белкового коктейля, прием «быстрых» углеводов, креатина, витаминов и пр.; 15-25 мин.

Комплекс 2

» Классический силовой тренинг

Тренировки проводятся по сплит-методу. Тренировки имеют разную направленность. Две тренировки посвящены увеличению мышечных объемов и взрывной силы. Другие тренировки развивают функциональные силовые навыки и выносливость. Один день целиком отдан активному восстановлению сил за счет легких беговых и силовых нагрузок. В целом тренировочная программа нацелена на «быстрые» мышечные волокна. 60 мин.

» Развитие силовой выносливости

Круговая тренировка включает 8-10 упражнений, выполняемых в быстром темпе. Каждое упражнение длится 30-60 секунд. Между упражнениями нет интервала отдыха. «Круги» повторяются 2-3 раза. Отдых между «кругами» составляет 1-1,5 мин. Упражнения включают отжимания от пола, подтягивания, броски утяжеленного мяча, скручивания, перебрасывание мешка с песком с партнером.

Историческая справка

Бытует мнение, будто судьбу побежденного гладиатора решала публика. На самом деле это право принадлежало только римскому императору. Впрочем, помимо Колизея были и другие арены, где народ голосовал большим пальцем сжатого кулака. Независимо от того, куда показывал палец, он означал меч, который надлежало вонзить в поверженного гладиатора. Разгоряченная публика чаще переворачивала палец книзу и делала энергичные повторяющиеся движения сверху вниз, призывая побыстрее покончить с неудачником. Вопреки распространенному заблуждению, чтобы даровать гладиатору жизнь, следовало спрятать большой палец внутри кулака.

Мало кто знает, что под боком у Рима существовала не менее развитая и куда более древняя цивилизация этрусков. У них римляне и переняли гладиаторские бои. Считается, что у самих этрусков бой с применением настоящего, а не имитационного оружия, стал заменой обряда человеческого жертвоприношения на похоронах знатного вельможи. Похоже, такой обряд перекочевал этрускам от древних египтян, которые, как известно, умерщвляли вслед за умершим фараоном его многочисленных слуг.

Чтобы придать гладиаторскому бою зрелищность, бойцов обучали по-разному. Согласно историческим источникам, существовало свыше двух десятков специализаций или ролей. Кто-то обязан был сражаться мечом, кто-то — кинжалом, кого-то вооружали сетью и трезубцем.

Колизей вмещал не менее 40-45 тыс. зрителей. Еще 5 тысяч стояли на самом верхнем ярусе. О размахе кровавых зрелищ говорят следующие цифры. В ознаменование только одной своей победы за 4 месяца непрерывной бойни римляне умертвили на арене 10 тыс. гладиаторов.

Наш сериал добрался до лидера премьер-лиги.

Стипе Плетикоса

Ковалевски, Плетикоса, Дикань. Можно выбирать любого. Все трое любимы фанатами и все трое играли за «Спартак» меньше, чем болельщикам (да и им самим) хотелось. По разным причинам. Один мужчина стал ошибаться. Второй поздно пришел в клуб. У третьего – самая странная причина разрыва со «Спартаком». Плетикосу поразил особый вирус. До того, как расправиться с целым поколением русских футболистов, лимит опрокинул российские карьеры нескольких заметных иностранцев. Плетикоса – в их числе.

Через пару лет Стипе вернулся и неплохо провел время в «Ростове». Но если бы не вирус, хорватский осьминог мог остаться в воротах «Спартака» еще лет на шесть. И таких эпичных эпизодов было бы больше.

Будущий вратарь красно-белых Александр Селихов: «Когда был в «Спартаке», там играл Стипе Плетикоса, вот ему я старался подражать, подсматривал какие-то его «фишечки». Во время матчей мы стояли за воротами, подавали мячи и я, честно говоря, кайфовал от его игры».

Дмитрий Комбаров


Наверняка вы уже видели аналогичные сборные , и . Заметили там слева в защите Роберто Карлоса, Алабу, Риисе? У нас не так.

Но это данность. Дмитрий Комбаров – абсолютно лучший левый защитник «Спартака» в XXI веке. Почти 7 лет в старте, 20 голов, 30 голевых передач. У Комбарова уже 208 матчей за «Спартак». Больше, чем у Черчесова и Аленичева. Еще девять, и по этому показателю он официально будет более мясным, чем Бубнов и Романцев. Жаль, нет статистики количества навесов.

Неманья Видич


Видич – легенда. А еще – показатель уровня большинства центральных защитников «Спартака» в XXI веке. Полуторогодичная история выздоровления и становления серба ярче, чем спартаковская жизнь всех людей, пробовавшихся затем на его место.

Не зря пару лет назад болельщики «Спартака» верили в приезд Видича на помощь из Италии. Уже переломанного и провалившегося в «Интере». Не зря Кутепова за хладнокровие осторожно сравнивают именно с сербом.

Уверен, в вашем городе на каком-нибудь невзрачном здании найдется табличка: «В этом доме жил и работал Иван Бунин» или «Здесь в 1923 году трудился Осип Мандельштам». Кто-то заметит и удивится: «Такой обычный двор, а сам Мандельштам тут работал!»

Видич в «Спартаке» – это невероятно. Настолько, что на футболках защитников клуба можно вышить памятную надпись: «В этой защите с 2004 по 2006 год жил и работал выдающийся сербский футболист Неманья Видич». Кто-то заметит и удивится: «Обычный проходной двор, а сам Видич тут работал!».

Мартин Йиранек


Подобрать второго центрального защитника было довольно нелегким делом. Хотя, казалось бы, сколько человек прошло через оборону «Спартака» после Видича. Столько качественных иностранцев. Должен же быть кто-то очень достойный!

Кому сразу «Нет»: Йенчи, Дедура, Погатец, Жедер, Тамаш, Фати, Сухи, Рохо, Пареха, Родри, Инсаурральде, Жоао Карлос, Ташчи.

Уффф, это был несомненно очень-очень странный список защитников. (Эту же фразу должны были сказать, но не сказали, ребята из Министерства культуры, когда братья Андреасяны пришли за деньгами для своих «Защитников»).

Кто был близок, но тоже услышал «Нет»: Ковтун, Штранцль, Боккетти.

Юрий и Мартин – футболисты видные, но не слишком техничные. А Сальве авансов делать не будем. После подписания нового контракта у итальянца еще есть время, чтобы стать железным кандидатом в пару к Видичу.

Поэтому – Мартин Йиранек. Брутальный чех отпахал в «Спартаке» почти 7 сезонов и накопил за это время 5 медалей серебром: 4 в чемпионате и 1 в Кубке. Йиранек играл там, где было нужно: справа и центре. Капитанил. Единственным выходил на весеннюю игру в Томске с закатанными рукавами.

– Лучший клатчер лиги. Глушаков берет на себя инициативу в важнейшие моменты трудных матчей.

– Футболист, который забивает реально красиво .

А еще Глушаков второй раз стал отцом и в родном Миллерово. Это тоже очень хорошо.

Егор Титов


Лучший человек в «Спартаке» на рубеже веков. Что тут еще говорить?

442 матча за «Спартак» (223 – в XXI веке)

106 голов (50)

6 чемпионств (1)

2 Кубка страны (1)

Плюс три серебра (все в XXI веке) и две бронзы.

Большинство побед Титова пришлись на вторую половину 90-х, но и в нулевые Егор был сильнейшим. После кошмарных 2003-2004 годов Титов

«Поначалу мне реально было тяжело взаимодействовать и с Боярой, и с Быстровым. Особенно с Вовкой. Спасибо Владу Радимову, дал мне дельный совет по поводу своего бывшего партнера по «Зениту». Егор, – говорит, – у тебя есть мяч, так ты не ломай голову, бей просто вперед ему на бровку, он всех обгонит. Я попробовал раз, два, три, и действительно, Быстрову только вовремя отдать нужно, а он-то зацепится сам как-нибудь. Я ему так и сказал: ты беги, я первым же касанием буду тебе на ход отдавать. То ли в «шестом», то ли в «седьмом» году мы всех рвали после комбинаций «на третьего» с Вовкиными забегами. Пенальти, штрафные, желтые карточки – соперник только и успевал всего этого нахватывать.

Я понимал, что Бояра – игрок иного плана, чем тот же Тихонов, у него свои сильные качества, у Быстрова свои, Торбинский жил одним-двумя касаниями – это его конек. Если мяч у Димки, я всегда к нему бежал, чтобы подстроиться, потому что он обязательно отдаст передачу и тут же откроется. «Стенка» с ним проходила наверняка. Моцарт – человек умнейший! Он как только пришел в «Спартак», я выдохнул с облегчением. Наконец-то, думаю, появился парень, который умеет все, да еще с такой клюшкой в виде левой ноги! Только за три года Моцарт постепенно себя запустил до полного неприличия».

Алекс


Алекс – это как сериал «Очень страшные дела» для тех, кто взрослел на фильмах Спилберга и другом культовом кино из 80-х. Купив Алекса, клуб приобрел не только умнейшего футболиста и самую светлую голову «Спартака» за последние десять лет, но и кусочек ностальгии для миллениалов, выросших на ламповом «Спартаке» 90-х. Когда бразилец вел игру, интуитивно хотелось найти на поле Кечинова, Тихонова, Аленичева, Цымбаларя.

Подарить болельщикам чемпионство Алекс не смог, но зато подарил воспоминания.

Квинси Промес

Квинси в детстве мечтал о красно-белой футболке «Аякса» и чуть не закончил с футболом, когда клуб его забраковал. Сейчас он дорвался до любимых цветов и кайфует.

Почти 70 матчей подряд без передышки. Уже 52 балла за «гол+пас». И впервые после Робсона иностранца в «Спартаке» называют русским именем.

Антоха Промес – это три сезона идеального сериала, который от серии к серии остается на уровне. Нам осталось посмотреть развязку, и голландец максимально подогревает к ней интерес. В своем инстаграме выкладывает мощные трейлеры ко второй половине чемпионата.

Квинси говорит, что не уйдет из «Спартака», пока не сделает его чемпионом. Всем: и болельщикам клуба, и самому Промесу очень важно, чтобы в этом сериале было ровно три сезона.

Веллитон


Карьера Веллитона в «Спартаке» пронеслась суперскоростью самого бразильца. Вот он дебютантом выскакивает на «Селтик» и кошмарит шотландских защитников. Вот он делает хет-трик за 6 минут. Вот реализовывает очередной выход один на один, разделывая на скорости Гильерме. Вот проталкивает мяч головой в ворота на Петровском. Вот после очередного гола бежит к Карпину за поцелуем в макушку. Вот с сумасшедшим проворством несется на Рыжикова и перекидывает его. Вот летит в Акинфеева.

На своем пике, который продолжался два сезона, Веллитон выдавал сумасшедшие цифры, особенно для нашего тягучего чемпионата. 40 голов в 53 матчах. Это очень круто.

Роман Павлюченко


Скажите, какие отличия бросаются в глаза, когда мы переключаемся с матча российской премьер-лиги на игру АПЛ? Болельщиков на трибунах чуть больше и поля немного лучше? Согласен. Темп игры слегка выше? Нуууу, может быть. Георгий Черданцев нещадно критикует футболистов, а не восторженно кричит после любой мягкой обработки мяча. Да-да, это тоже. А еще?

У нас не умеют бить! Со средней и дальней дистанции все особенно плохо. Представьте: футболист АПЛ в 25 метрах от ворот освобождается от опеки, выходит на ударную дистанцию и замахивается. И у зрителя есть уверенность в оправданности этого решения. Будет опасно.

Когда большинство отечественных футболистов делает тоже самое, то хочется закрыть глаза и заклинать: «НЕТ, ЧЕЛОВЕК, НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО. Я ВИДЕЛ ТАКОЕ РАНЬШЕ. БУДЕТ ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ПЛОХО. МЯЧ ПРОЙДЕТ СИЛЬНО ВЫШЕ. ОТДАЙ ЛУЧШЕ ПАС НАЗАД. ВЫБЕЙ В АУТ. ПОЖАЛЕЙ КОТЕНКА, КОТОРЫЙ СИДИТ НА 48-М РЯДУ»

У Павлюченко всегда был удар. Даже Удар. С левой и с правой. С 25 метров и из штрафной. Когда последний русский бомбардир «Спартака» замахивался, котята на дальних ярусах трибун были спокойны. А еще он много забивал головой. Иногда красиво: пяткой и через себя. Не жадничал и отдавал пасы. Улыбался и ленился. Ощущение, что я описываю Оливье Жиру. Типаж тот же самый. Жаль, что карьеру как у француза Павлюченко в АПЛ сделать не смог.

Но у нас история о «Спартаке». А Павлюченко в каждом своем полном сезоне за «Спартак» становился лучшим бомбардиром клуба. Дважды забивал больше, чем любой другой игрок чемпионата России. С 87 голами Роман надолго в десятке лучших снайперов за всю историю «Спартака».

5 человек, которые не поместились в эту символическую сборную:

Радослав Ковач

Делал примерно то же, что сейчас Вернблум в ЦСКА. Иногда и больше. Армеец не забивал «Баварии» с остановкой мяча яйцами.

Рафаэл Кариока

Не в то время, не в том месте. По мнению тренеров, талантливейший опорник. По мнению одноклубников , обладатель лучшей техники в команде. По мнению Бубнова, двойка.

Максим Калиниченко

Неоднозначный, так и не нашедший себя в стабильном стартовом составе. Почти что Гути. Лучшие штрафные своего времени.

Владимир Быстров

Лучший русский вингер «Спартака» XXI века. Представим, что августа 2009-го не существовало.

Дмитрий Сычев

Тут должен быть любой другой нападающий. Но папка «Сычев – 2002» до сих пор хранится на моем компьютере. Ярчайшее появление молодого футболиста в российской истории.

Фото: Gettyimages.ru /Dima Korotayev/Epsilon, Jeff J Mitchell, Sandra Behne/Bongarts, Epsilon; РИА Новости /Александр Вильф, Антон Денисов, Алексей Филиппов; /Michael Dalder; EPA /Vostock- photo/DANIEL DAL ZENNARO

Нам бы межсезонье взять и отменить! Предложение Николая Роганова

Чемпионат России, как и положено всякому футбольному действу, ушел на перерыв. Не на 15 шустрых минут, на три тягомотных месяца.

Первый тайм мы уже отыграли и одно лишь сумели понять - в этом году сбывались мечты тех, кто долго ждал. После 16-летнего перерыва стал чемпионом «Спартак» , спустя 14 лет мучений и борьбы может исполниться желание болельщиков «Локомотива».

Ни те, ни другие не играли на уровне «Реалов» и «Барселон», чаще брали характером, а кое-где везением. В этом простая хорошая правда нашей нынешней премьер-лиги - золото достается не самому богатому, а тому, кто его больше хочет.

Со «Спартаком» все понятно - там и тренер-дебютант Массимо Каррера, и вся его веселая банда за годы без титулов нагуляли такой до них аппетит, что слопали конкурентов с потрохами. Дорвавшись до первого места, устроили пир и пляс, после которых кое-где, как в Туле, пришлось менять «полы».

В этой разухабистой безудержности «Спартак» вполне соответствовал своей всегдашней сути команды-праздника. Народный же коллектив? Ну и жил, как русские люди - спал на печи, смешил честной люд, а потом встал, врагов одолел и - пировать! Так что нет ничего неожиданного в 1:5 с «Зенитом» , 5:1 с «Севильей» и 0:7 с «Ливерпулем». Чем круче соперники, тем сильнее красно-белых штормит, сам-то «Спартак» не сильно меняется. Может, и не надо? Глядишь, так через пару-тройку лет еще золотишко намоет.

Главное же - оставаться самим собой. Только тогда есть шансы оставить всех позади, показав им кукиш. Оскар Уайльд , который сам был большой мастер по этой части, дал отличный совет: «Будьте собой, все остальные места уже заняты». Касается, кстати, не только футбольных команд, но и каждого человека. Когда ко мне приходят студенты на практику, говорю: «Делать нужно только то, чего больше всего хотите, в этом добьетесь наибольшего успеха! То, что готов исполнять даже бесплатно, от чего душа поет - твое! Не тратьте жизнь на все остальное».

«Спартак» нашел замену «Промесу», а «Зениту» опять помогли судьи (видео)

Именно в этом козырь нынешнего «Локомотива», который будет красоваться на первом месте минимум до марта. Команда стала похожа на тот старый добрый «Локо», который мы узнали в начале нулевых. Она не играет слишком уж ярко, железнодорожники никогда такими и не были. Они пляшут, как и в 2002–2004 годах, от надежной обороны. Часто дожимают соперников в конце матчей. Им везет, а фарт не такая уж неуловимая материя - когда искренне и от души занимаешься своим делом, рано или поздно подфартит, к бабке не ходи!

Ну и те самые характер, желание. Вы, конечно, знаете, в ком из локомотивцев этих качеств больше всего. В Палыче, разумеется! Он такой голодный до побед, что просто жуть. Приходил не так давно в редакцию - свежий, бодрый и задорный раскрасавец. Юрьпалыч не то что не натренировался, он, мне кажется, даже не наигрался еще.

Семин - борец, причем не только на поле. В начале лета перед советом директоров клуба слухи про главного тренера «Локомотива» ходили разные. Я взял у него тогда интервью, в котором Палыч объяснил, что не получилось в сезоне 2016/17 и почему в следующем будет лучше. Хорошо, что не отмалчивался, что услышали его не только большие боссы.

За год до этого он дал интервью «ССФ» под заголовком: «Я такой же, как раньше, спокойнее не стал». Вот почему у этого тренера растут и умнеют братья Миранчуки, вновь расцветает Фарфан, становятся жестче и надежнее Кверквелия с Пейчиновичем, феерит Фернандеш.

Все они, как и Палыч, долго ждали.

Роман Зобнин рассказывает о переходе в «Спартак», русском духе легионеров, своей травме и о том, чем заменить пельмени.

15 июня 2016 года вы переходите из «Динамо» в «Спартак». Что больше всего удивило в новом клубе?

Наверное, число болельщиков прежде всего. Больше ощущается давление со стороны болельщиков, журналистов, экспертов. В плане организации не могу сказать, что были кардинальные отличия.

Кажется, нет позиции, на которой вы не играли в «Спартаке». Любимая, вы говорили, это бокс-ту-бокс. А если не в центре полузащиты, то где?

Я уже привык играть слева в полузащите. Достаточно много сыграл на этой позиции.

Год назад на вопрос, в чем надо прибавлять, вы ответили: «Левая нога, отбор, игра головой». Что удалось улучшить за год?

Всего по чуть-чуть прибавил. Голы головой я забивал уже. Чуть-чуть вырос как футболист во всех отношениях и во всех своих качествах.

Кто дольше всех остается после тренировок?

Артем Ребров. Постоянно вижу его в тренажерном зале — до тренировки, после тренировки. Денис Глушаков — то же самое. Наши опытные ребята. Илья Кутепов тоже постоянно работает как до, так и после тренировки.

Кто в команде моднее всех одевается?

Моднее всех? Наверное, [Квинси] Промес.

Вы как-то рассказывали, что легионеры в парилке могут выдержать не больше минуты. Кто-то из них с тех пор полюбил баню?

Нет. Не могу сказать что кто-то полюбил баню. Заходя в парилку, вижу только наших ребят. Очень редко появляются там иностранцы.

Кто из спартаковских легионеров больше всего проникся русским духом?

Наверное, надо назвать тех, кто уже долго в команде. Кто уже разговаривает на русском языке. Человек пять-шесть могу назвать. [Сальваторе] Бокетти, например. [Ивелин] Попов. Тот же Промес. Фернандо, который играл в «Шахтере». Они уже освоились и адаптировались здесь, в России. Можно, наверное, назвать их даже русскими.

Вашим кумиром был Тьерри Анри, вы старались брать себе 14-й номер, но в «Спартаке» он занят. Не просили Георгия Джикию уступить вам?

Когда я переходил в «Спартак», Джикии еще не было и у меня была возможность взять 14-й номер. Но в «Динамо» был заигран под 47-м номером и ничего не стал менять, оставил себе 47-й.

Лига чемпионов и Лига Европы

Вы мечтали сыграть в Лиге чемпионов, и вот 21 ноября в Москве дебютировали против «Марибора». Мечта сбылась?

Да, мечта сбылась, безусловно. Но полным дебютом можно назвать матч с «Ливерпулем» наш неудачный. Я вышел в стартовом составе и полностью почувствовал атмосферу Лиги чемпионов.

При каком счете захотелось, чтобы матч в Ливерпуле поскорее закончился?

Не думал, чтобы матч побыстрее закончился. Понятно, это была неудачная игра. Но негативный опыт он тоже полезный, даже больше, чем любая победа. Нужно из любого матча какие-то плюсы для себя [выносить]. Плюс в том, что [мы четко поняли, что] отличается уровень нашей команды от уровня топ-команды. Это большой плюс.

Академия и запреты

Вы оказались в академии в Тольятти в 11 лет, один. Было страшно?

Было, да. Первый год было страшно. Не то что страшно, тоскливо просто. Новый город, новая команда, без родителей, без поддержки, никого не знаю. Было тяжело первые полгода-год. Когда уже со всеми познакомился, стало полегче, конечно.

Хотелось все бросить и уехать домой?

Не было такого. Может быть, глупо так говорить, но я уже в том возрасте хотел достичь чего-то в футболе.

Ваш первый тренер Сергей Духовников сказал про вас: «По характеру он неразговорчивый, злой и очень сконцентрированный». Злой? В чем это проявляется?

Может, он имел в виду, по-спортивному злой? Быть злым на футбольном поле, не жалеть соперников. В жизни я не злой. Добрый!

А Массимо Каррера?

Добрый. Добрый человек. Всегда поддержит. Всегда спросит, как дела. Достаточно общительный.

Как он относится к сибирским пельменям? Вы как-то говорили, что любите их.

Пельменей у нас нет. Но я и не тоскую. Есть много другого, что заменяет пельмени. Что входит в состав пельменей? Тесто можно заменить макаронами, наверное. Мясо — любой котлетой, говядина, там, свинина.

Какие еще запреты действуют в «Спартаке»?

Мы все профессионалы, у нас нет каких-то правил. В одно время приходить кушать, в одно время уезжать на тренировки, банально. Питаться правильно, взвешивание. Как в любой команде. Ничего такого нет у нас.

Травма

Матч со сборной Венгрии 5 июня 2017 года, 32-я минута, вы рвете кресты. Первые мысли после того, как прошла острая боль?

Я понимал, что серьезная травма. Хотя ходил первое время свободно без костылей. Но все же понимал, что у меня хрустнуло колено, что это серьезная травма. Уже думал, как побыстрее сделать операцию и начать восстанавливаться.

Ваша цитата: «Мне дали автомат, который разгибал и сгибал колено через боль». Как эта штука выглядит, и как она работает?

Кинетик называется. Ставишь колено, он его сгибает и разгибает. Ставишь градусы, сколько тебе нужно, и с каждым разом увеличиваешь. Лежишь, кладешь ногу на этот аппарат, он тебе сгибает ее.

Физически вы восстановились полностью. А психологически?

Психологически восстановился после того, как вышел на первую официальную игру с «Краснодаром». Перешагнул через этот барьер.

Вы сказали, что не смотрели видеозапись вашей операции и не планируете делать это до конца карьеры. Почему?

Не знаю, неохота смотреть. Неохота залезать себе в организм. Я слишком впечатлительный в этом плане. Не хочется вспоминать все те моменты, которые были у меня в тот день.

Сейчас Джикия выбыл из строя. Вы сами не так давно через все это проходили. Что сказали ему в поддержку?

Сказал, чтобы слушал физиотерапевтов, которые будут заниматься с ним. Все интересующие вопросы — пусть звонит мне и пишет, я ему всегда помогу, посоветую.

Семья

Ваш отец и брат пилоты. Сами сидели за штурвалом самолета?

Нет. Нельзя.

Что ответственнее — пилотировать «Боинг» или бить пенальти в финале домашнего чемпионата мира?

Пилотировать «Боинг». Потому что ответственность огромная за жизни людей, которых пилот везет. От пенальти никто не умрет, а от… сами понимаете.

Вы говорили про себя: «Я разносторонний человек». На что-то хватает времени, кроме футбола и семьи?

Сейчас, пока сын маленький, ни на что. Надеюсь, когда он подрастет, мы будем ходить, как раньше ходили, в театр, в кино, в парки гулять.

Когда в последний раз были в театре?

Наверное, до рождения сына. Достаточно много ходил, на мюзиклы в основном. «Призрак оперы», «Граф Монте-Кристо». После рождения сына все прекратилось.

Что читаете?

Читаю сейчас Томаса Рюдаля, «Отшельник». Пока нравится. Детективчик такой, интересный.