Психологическая подоплека знаков судьбы

Уважаемые читатели статьи, про психологическую подоплеку многие догадываются ("все болезни от нервов") или, УВЫ, знают на личном горьком опыте...

Мне в этом плане хотелось бы рассказать о , так как я лично с этой проблемой столкнулась.

Мой муж болен псориазом, который потом перерос в псориатический артрит уже более 3-х лет. С начала нашей спокойных, доверительных отношений (мы познакомились в 30 лет) болезнь затаилась, как бы "заморозилась" внутри и ничем себя не выдавала, кроме пятен на ногах. Они не беспокоили его никак. Хорошее домашнее питание, забота жены способствовали этому "замораживанию".

По натуре мой муж человек необщительный, даже я бы сказала замкнутый, боящийся общения с окружающим миром и людьми, держащий "все в себе", как и большинство мужчин. Но первые 2 года наших хороших отношений, внимания и заботы о нем привели в некоторому его "оттаиванию", м
ы делились своими мыслями, планами, и, как следствие, супружеские отношения были регулярны, мы имели общую цель - дать жизнь маленькому бэбику, ходили вместе в храм на Причастие. Психологические "завихрения" в виде нелюдимости, боязни общения меня тогда не пугали. Я верила, что под воздействием хороших условий жизни (доброй. тихой, семейной обстановки, вкусного питания и проч), эти черты характера со временем сгладятся, но, конечно же, не исчезнут, так как это характер.

Однако, на 3-й год совместной жизни, нам пришлось жить порознь - по причине лучшего медицинского обслуживания беременных в моей женской консультации по месту прописки. В итоге муж начал "дичать", питался всякой дрянью типа пельменей, а я проходила всю желанную беременность одна, по всем врачам и больницам. Муж меня нигде не сопровождал и мало видел. Тут-то и появились первые признаки псориаза - пятна, зуд.

Муж терпел, махнул на это рукой, но стал раздражительным (еще бы не стать, когда тело и голова зудят), обиделся на всех и даже на Бога. С рождением ребенка все усложнилось, мне надо было уделять внимание малышу и муж в обязательном порядке стал требовать такого же длительного, разнообразного внимания. Я разрываясь между ними, старалась как могла - нашла Центр эфферентных методов лечения, уже к тому времени, псориатического артрита . Но, увы, было поздно, муж "залез в свою раковину", начал просто пить таблетки Метотриксат, которые ему выписал ревматолог в Центре, соблюдать диету не хотел, как я ни просила его и как бы вкусно по-диетически ни готовила. Наши отношения ухудшились еще больше - он начал срываться, кричать на меня по ерунде (его чашку не на ту полочку в буфете поставила), часто матом, иногда с рукоприкладством. Разумеется, ни о какой интимной жизни (хотя и я старалась как-то этим путем начать реанимацию прежних отношений) уже не могло быть и речи. с Ему было с практической точки зрения не так уж и плохо - с ребенком можно особо не помогать, ведь "я обижен на нее" и "я очень болен", всегда можно сказать, что плохо себя чувствуешь, можно покричать на жену, сорваться на ней, побить на глазах у ребенка,особенно, после приема Метотриксата, кушать можно, что хочешь, ведь пьешь Метотриксат, а над собою работать не надо, с деньгами никто не "пилит".

Последняя моя попытка хоть что-то исправить, наладить - поход с ним вместе к психологу, не удалась. Он пришел не потому, что хотел изменить что-то в наших отношениях, а потому, что привязалась жена со своим психологом. Психолог, проверенный моими знакомыми и лично мной, хороший специалист, посмотрел, послушал нас и резюмировал "Замкнутость в себе мужа, огромный ком невысказанных и, поэтому, непрощенных мне обид привели к псориатическому артриту. Это болезнь типично психосоматическая. Весь негатив на жену, на окружающий мир, обиды "на всех и на вся" организм не в силах был больше копить в себе, выдал в виде псориаза, потом он усугубился в псориатический артрит. Одностороннее, "топорное" лечение - Метотриксат. Надо комплексно подойти к проблеме,т.е. со стороны психосоматики. Я могу Вам помочь разобраться с Вашей женой, с обидами, начать доверять друг другу больше. Псориатический артрит не пройдет, но его проявления могут значительно уменьшиться. Метотриксат дает много побочек- одна из них, неврозные состояния.Если Вы хотите, будем с Вами работать." Муж обхаял психолога, придумал, что больше не пойдет к ней, яко бы, из-за цены (4 т.р.-это по Божески для хорошего психолога, а не для шарлатана) .

Я ушла от мужа, поставив ему условие: или лечение у психолога. или исповедь у батюшки, или развод - на его решение. Вот, как психосоматика влияет на наше здоровье и личную жизнь

Популярные новости

После событий 11 сентября 2001 г. по каналу НТВ был показан фильм “Зомби для джихада”. Фильм отчасти документально-хро­никальный, а отчасти - тенденциозно “вразумляющий” соответственно социальному заказу. Но если подумать о показанном в нём, то полезный.

Суть сводится к тому, что в Курганской области жила семья, были дети, родители развелись, мальчик, которого все почитали очень добрым, пожелал стать муллой (как и его дедушка), ушёл из прозябающей в нищете стараниями реформаторов-“демокра­тиза­торов” деревни и поехал в Тюмень. Там попал в сеть ваххабитов, прошёл «базовый курс» арабского языка и текстологической подготовки по Корану в русле определённой традиции его комментирования. Далее - лагерь военной подготовки в Средней Азии на территории СНГ. Потом переход границы одной из среднеазиатских республик бывшего СССР в составе боевой группы «моджа­хедов», бой с пограничниками, в ходе которого группа была частично уничтожена, частично взята в плен. В итоге на выходе - смертный приговор.

Вот он, гражданин России, сидит в тюрьме в бывшей республике своей Родины и дожидается привидения в исполнение смер­т­ного приговора. НТВ-шники, пролезли всюду, получили разрешение на беседу с ним и видеозапись бесед. А потом склеили всё, как хотели, чтобы удовлетворить социальному заказу.

Парень с радостным лицом и, свысока поглядывая на тюремщиков и журналистов, ждёт дня «Х», после которого он, как убеждён, предстанет перед Богом (Аллахом, если говорить арабским языком) и обретёт рай как истинный «моджахед» (участник джихада - священной войны). Он не сожалеет ни о чём, совершённом в прошлом, он не сомневается в истинности той трактовки Корана, которую ему предоставили “учителя” в “медресе” и, если бы его освободили, то он продолжил свой “джихад” далее.

Его судьба - выражение того факта, что исторически реальный ислам содержит в себе изрядную зомбирующую составляющую, которая по своей эффективности в качестве средства программирования психики намного превосходит весь фанатизм, который известен по истории библейской культуры. Программирование психики на готовность к самопожертвованию во имя данного вышестоящими иерархами понимания ислама в культуре исторически реального ислама достигается. Не надо забывать и о том, что боевые зомби-ассасины были в прошлом именно в культуре исторически реального ислама.

Одно из обстоятельств, исключающих возможность победонос­ной реакции Запада на военно-силовое столкновение идеалов и принципов устройства жизни общества, свойственных самому Западу и обществу исторически реального ислама, проникающему в гражданское общество Запада, состоит в том, что в библейской культуре нет ни светской психиатрии, ни богословия, способных освободить психику таких “моджахедов” от внедрённых в неё зо­м­би­рующих программ отношения к жизни (своей, окружающих, Земли в целом) и программ поведения.

В самой же библейской культуре в том качестве, в каком оно достижимо в культуре исторически реального ислама, такого рода зомбирование недостижимо, поскольку библейские культы избыточно эмоциональны для такого рода действий. Избыточно эмоциональны в том смысле, что эмоциональный всплеск - страсти, состояние аффекта - в ней допустимое явление. И А.М.Зимичев прав в том, что в состоянии аффекта пилотов, которое всегда кратковременно, продолжительный полёт лайнеров в качестве са­мо­лётов-снарядов невозможен. Но исторически реальный ислам, в отличие от библейских культов, на протяжении веков культи­ви­ро­вал отрицательное отношение к эмоциональной распущенности и, соответственно, культивировал идеал личностного самообладания, доходящего вплоть до того, что если мусульманину будут медленно - “со вкусом” - отрезать голову, то ни один мускул на его лице не должен дрогнуть.

Поэтому, когда кто-то из палестинцев замыкает контакты и подрывает себя вместе с израильским окружением, то это не действия в состоянии аффекта, а один из способов вооружённой борьбы, который не поддерживается библейской культурой.

А.М.Зимичев в опущенном нами фрагменте интервью пишет о том, что если бы контакты замыкались не мгновенно, а продолжительное время (2 часа полёта и 18 минут захода на цель в случае одного из погибших лайнеров), то среди палестинцев не было бы охотников стать боевыми зомби-самоубийцами. Однако это утверждение справедливо (в статистическом смысле) только в исторически сложившейся библейской культуре и в гражданском обществе индивидуалистов - любителей всевозможных наслаждений, выросших на её основе. Но всё дело в том, что палестинцы-самоубийцы, совершавшие теракты в Израиле, выросли в другой культуре.

Это же касается и утверждений А.М.Зимичева о том, что человек без специальной психобработки психологически не способен целенаправленно вести самолёт на цель до столкновения с нею. В связи с этим утверждением приведём ещё один факт. После гибели Ту-154, сбитого над Чёрным морем 4 октября 2001 г. предположительно ракетой украинских ПВО в ходе учений, очередная программа НТВ “Совершенно секретно” была посвящена аварийности в авиации России. Среди всего «нормально аварийного» набора случаев в том смысле, что в авариях и катастрофах отказывает техника либо ошибается летный или наземный персонал, был упомянут и «ненор­маль­ный» случай. Несколько лет назад во время испытаний, новенький самолёт одного из КБ (его не стали называть с мотивировкой «не бросать тень на известную фирму») врезался в дом. Расследование показало, что это было самоубийство: летчик-испытатель, затюканный женой и бытовухой эпохи реформ, свёл счёты с жизнью таким образом.



И этот случай было бы слишком просто и главное - удобно для психологии гражданского общества индивидуалистов - объяснить шизофренией или врождённой склонностью к суициду, не выявленному множеством медкомиссий, которые регулярно проходил погибший летчик на протяжении своей карьеры. Конечно, медкомиссии действительно могли проглядеть и допустить к работе летчика и даже лётчика-испытателя шизофреника или от рождения склонного к самоубийству человека. Но так могла завершиться жизнь и в общем-то психически здорового по понятиям традиционной европейской школы психиатрии человека. Причина такого поведения не в отсутствии психического здоровья как такового, а в узкопрофессиональном характере образования, которое получает большинство людей. В силу такого - по существу зомбирующего - характера получаемого большинством образования, психически здоровый человек - высокий узкий профессионал, оказавшись в общественно обусловленной ситуации, где освоенные ими знания и навыки бесполезны, а его личностная культура психической деятельности не позволяет выработать и освоить знания и навыки, позволяющие уйти от давления ситуации или выдержать его, может посчитать своё действительно тяжёлое положение беспросветно-безвыходным и принять решение о физической ликвидации себя и о физической ликвидации тех, кто по его мнению, мешает жить нормальным (с его точки зрения) людям; и он может осуществить это решение доступными ему средствами.

Зная о стадно-стайных эффектах в поведении толп, можно порассуждать и о том, что, когда японцы набирали полки «ками­кад­зе», массовость камикадзе была обусловлена безволием и личностной неспособностью каждого из них преодолеть диктат инстинктов стадно-стайного поведения «я - как все по примеру вожака». Но если вспомнить о том, как до начала 1970‑х гг. по островам Тихого океана отдельные японские солдаты продолжали вести каждый свою войну, то такая удобная для политического толкования в библейской культуре схема набора полков камикадзе рассыплется.

Если исключить из рассмотрения маньяков-убийц, составляющих относительно небольшую долю в составе общества, то единолично на протяжении десятилетий вести войну может только либо боевой зомби с психикой, запрограммированной некоторой ограниченностью и невосприимчивостью к информации, чуждой для него с точки зрения его хозяев; либо человек, убеждённый в порочности того образа жизни, которому следует противник, в порочности тех идеалов, которые несёт культура противника при её распространении.

К этому же вопросу о единоличной боевой стойкости на основе идейной убежденности (включая и патриотизм) и отсутствии её вследствие потребительски-скотского отношения к жизни Родины относится и выявившаяся в 1941 г. неспособность бойцов РККА вести бой за Родину в индивидуальных ячейках («один в поле не воин»), к чему была способна японская пехота, у которой эти ячейки высокое командование РККА и позаимствовало в предвоенные годы и которые так всем понравились в ходе предвоенных учений и манёвров РККА. От них пришлось отказаться в ходе боевых действий и вернуться к окопно-тран­шей­ной системе оборудования переднего края именно для того, чтобы стимулировать боевую стойкость бойцов пехоты на основе стадно-стайных эффектов («на миру и смерть красна»). Не вдаваясь в существо дела, способы организации боевых порядков можно списать на особенности национальной психологии. Но если вдаваться в существо, то вещи надо называть своими именами: то, что бойцы РККА не могли усидеть в индивидуальных ячейках, бросали позиции и сдавались в плен, забыв о Родине, - личная трусость каждого из них, которую со времён Чингиз-хана преодолевали при помощи заград-отрядов, вселявших перед собой страх куда больший, нежели противник.

Появившаяся в начале ХХ века картина В.И.Васнецова “И один в поле воин” не смогла изменить реально господствовавшей в обществе психологии, хотя люди, способные спокойно без впадения в состояние аффекта осознанно принять затяжной смертный бой на Руси всегда были и есть, благодаря чему Русь жива и доныне.

Проблемы же патриотически озабоченных политических активистов в России и доныне состоят в том, что в своём большинстве их поведение проистекает из принципа «один - не воин» (ни в поле, нигде). Для того, чтобы они стали “воинами” на краткое время, им необходимо впасть в состояние аффекта; а для того, чтобы стать воинами на длительное время, - должен найтись вожак-воин, который построит их в «боевое стадо». При этом, если такой человек появляется и начинает выстраивать из тех, кто «один - не воин», боевое стадо, то они обычно поодиночке начинают впадать в состояние аффекта и “героически” противиться усилиям будущего вождя тех, кто останется после выстраивания «боевого стада». Такой период выстраивания боевого стада из впадающих в состояние аффекта “героев” был в истории становления так называемой «сталинской диктатуры». Но наступила дру­гая эпоха, которая требует иной нравствено-психо­ло­ги­ческой подоплёки повседневного - с точки зрения обывателя крохобора - героизма… <а по существу - обычной жизни, но на основе иной, а не обывательско-потребительской нравственно-этической мотивации.>

Разница между проявлениями боевой стойкости зомби и человека только в том, что зомби на протяжении долголетней войны не может сам переосмыслить происходящее и измениться ни по организации психики, ни по характеру способов достижения целей (т.е. ведения войны разнообразными средствами), а человек - в своём личностном развитии, переосмысляя жизнь, осваивает всё более широкий спектр средств воздействия на ситуацию и противника и старается действовать, применяя средства воздействия всё более и более высоких приоритетов обобщённого оружия-управления, избегая <по возможности> средств воздействия низших приоритетов.

При этом последовательный переход к средствам управления-оружия всё более высоких приоритетов с течением времени позволяет перевести конфликт (вне зависимости от его чисто военных итогов - шестой приоритет) сначала во взаимоприемлемое взаимодействие на основе «вооружённого нейтралитета», а потом устранить его изначально мировоззренческие причины и перейти к органичному сотрудничеству в объединяющей бывших врагов системе взаимоотношений.

То, что расписывает Зимичев, - лоботомия и прочая «психо­хи­рургия» как средство ликвидации страха за свою жизнь и т.п. у бойцов спецконтингента вооружённых сил и спецслужб + программирование психики на решение определённых задач как разговорами «по душам», так и на основе “медикаментозного” изменения состояния сознания и подсознания, - действительно возможно как технология создания боевых зомби, но зомби единичных, штучного производства, предназначенных для решения каких-то специфических задач. Эта технология в библейской культуре не может быть всеохватывающей. Кроме того она дороже (помимо самой медицины и психологии оплата инфраструктурного обеспечения, включая конспирацию, операции отвлечения внимания и прикрытия и т.п.), нежели какие-то особенности традиционной японской культуры или культуры исторически реального ислама в их массовости.

Но позиции, с которых выступает А.М.Зимичев, наиболее пред­почтительны для заправил современного Запада, взращённого многими их поколениями на основе Библии, и для их сторонников в России. Эти позиции предпочтительны для всех них потому, что при подходе с них к проблематике, которая обнажилась 11 сентября 2001 года перед всем человечеством:

· даётся легкодоступное “пониманию” обывателя-крохобора объяснение механизма организации терактов (коварные спецслужбы и новейшие достижения науки и техники в их руках);

· нет необходимости публично заниматься выявлением и сопоставлением идеалов и исторически сложившихся житейских норм, которые характеризуют каждую из региональных цивилизаций и направленность их изолированного (будь такое возможно) развития, а также каждое из отдельно рассматриваемых наиболее крупных (или так или иначе значимых) государств в составе каждой из них.

В таком подходе и выражается косность, невежество, неумение и нежелание понять нравственно-этические ошибки, свойственные собственному обществу и воспроизводимые его культурой в преемственности поколений, а также нравственно-этические оши­б­ки других обществ.

Если же не ограничиваться психологией личности, господствующей в библейской культуре, которая А.М.Зимичеву должна быть хорошо известна по его узко профессиональной деятельности, а посмотреть пошире, то выяснится, что вне библейской цивилизации есть культурные традиции, способные производить боевых зомби в массовом количестве. Соответственно, при глобальном масштабе рассмотрения сложившейся на сегодня ситуации в мире, наиболее рациональный путь организации терактов такого рода, который был выбран 11 сентября 2001 г. и который ещё может осуществиться при других сценариях:

· взять готовый полуфабрикат (т.е. субъекта, психологически состоявшегося в качестве боевого зомби), способный пойти на смерть и убить множество других людей, но не обладающий необходимыми профессиональными знаниями;

· дать ему необходимые профессиональные знания и навыки и, при необходимости, достигнутый результат закрепить уже в «готовом продукте» средствами современной науки и техники.

Гадалки и маги – это, казалось бы, те люди, которые смогут помочь в ситуации, у которой нет выхода. Их услугами пользуются все больше современных людей вне зависимости от своих мировоззренческих установок. Вот почему на каждом углу ежемесячно (а в некоторых городах и ежедневно) открываются новые фирмы, предсказывающие за деньги будущую судьбу или исход запланированного мероприятия. Однако всегда стоит помнить, что истинные экстрасенсы не берут финансовой платы за свои услуги. А значит, платные гадалки – это всего лишь предприниматели, обладающие знаниями психологии человека. Но почему же тогда их нелепые и порой абсурдные предсказания так часто сбываются?

Как правило, многие популярные гадания базируются на поставленном вопросе и поиске ответа на него. Например, клиент спрашивает мага: «А смогу ли я реализовать разработанный инвестиционный проект с той прибылью, на которую я рассчитываю?». Естественно, гадалка как психолог формулирует образ клиента – это развивающийся бизнесмен, который сомневается в правильности и успешности своих планов. Если сказать ему, что проект не будет реализован, он расстроится и, возможно, даже откажется платить. А если же ему намекнуть (не прямо сказать!), что инвестиции оправдают себя без указаний конкретных цифр, клиент обрадуется, воспрянет духом и, скорее всего, отблагодарит гадалку дополнительными чаевыми. На этом принципе базируется любая платная ворожба – на удачу, на счастье, на любовь, на успех.

С точки зрения мнимых экстрасенсов психологическая подоплека гаданий вроде бы понятна. А как быть с клиентами, у которых почему-то эти, неизвестно откуда взявшиеся, предсказания начинают сбываться. Общеизвестно, что психологи умеют управлять тонкими ниточками сознания человека. О чем думает их пациент, о чем он мечтает, на что надеется и в чем разочарован психолог определяет быстро с помощью ненавязчивых и простых вопросов. Когда основные мысли пациента (а в данном случае клиента гадалки) разгаданы, запрограммировать подсознание — минутное дело. Нужно лишь «надавить на больную мозоль», не уточняя при этом как, где и когда человеку повезет. Подсознание само ухватиться за нужную ему информацию. И, к примеру, когда гадания на картах якобы предсказали удачное замужество, об этом клиент начинает упорно думать. Помимо того, что мысли материальны, многие люди становятся заложником предсказаний. Они приложат максимум усилий, чтобы результаты ворожбы воплотились в жизнь.

Таким образом, любое предсказанное гадалкой явление или мероприятие может реализоваться только в том случае, когда клиент сам желает этого и стремиться к осуществлению задуманного.

Боль в нижней части спины - психологическая подоплека

Боль в нижней части спины - очень распространенное на сегодня явление. Помимо того, что для этого есть ряд причин чисто физического характера, боль в спине может иметь и психологическую подоплеку.

Давайте рассмотрим это явление поподробнее.

Часто боль в низу спины возникает в результате сильного спазма одной или сразу нескольких мышц. Такой спазм может долго не отпускать человека, причиняя ему сильную боль и ограничивая движения. Но почему этот спазм происходит?

Подобный мышечный спазм может являться прямым результатом стресса, пережитого человеком. Это может быть как сильный одномоментный стресс, так и длительная напряженная ситуация, в которой находился человек в течение какого-то времени. В результате психологическое напряжение передается на мышцы спины, что вызывает их сокращение.

Но почему именно спина и именно поясница? - спросите вы.

Потому что именно в нижней части спины встречаются разнонаправленные энергетические потоки, сопровождающие любой психологический импульс.

Сверху на человека давят не только сила тяжести, но и такие психологические факторы как чувство долга, вина, какие-либо требования и т.п. И это не просто аллегория, а почти физически осязаемое давление. Помните выражение «сбросил тяжесть со спины»? Я думаю, вы и сами не раз испытывали подобное чувство. При чем, часто, мы не осознаем его до тех пор, пока от него не освободимся. А так носим за собой мешок грехов, каменную плиту долга и еще пару «сувениров» за себя и за того парня.

Другая сила воздействует на нас в противоположном направлении - с низу вверх, не только позволяя человеку поддерживать физически вертикальное положение, но и помогая ему противостоять вышеперечисленным психологическим нагрузкам. Именно в поясничной области и встречаются эти две силы.

Когда давление извне усиливается, и, соответственно, увеличивается стрессовая нагрузка на организм, то человек может противостоять ей двумя способами - либо попытаться сгладить, «разрулить» ситуацию с минимальным для себя ущербом, либо жестко противостоять ей, пытаясь выстоять во что бы то ни было.

Если говорить о физической составляющей первого из указанных путей выхода, то здесь значимую роль играют колени. Именно они призваны смягчать любой удар, будь то с низу или сверху, который нам приходится выдерживать. В этом и состоит их амортизационная (смягчающая) функция. Они как бы гасят то давление, которое мы испытываем на физическом или психоэмоциональном уровне. Поэтому расслабленные не жесткие колени - это необходимое условие для мягкого противостояния стрессам и профилактики боли в низу спины.

Жесткие, постоянно выпрямленные колени автоматически ведут к увеличению напряжения в низу спины, а также снижают устойчивость. Попробуйте проехаться в транспорте с жесткими прямыми коленями и слегка согнутыми - почувствуйте разницу.

Если же человек идет по второму пути, пытаясь противостоять любым нагрузкам, то рано или поздно его организм не выдерживает, и человек становится перед выбором: сохранить физическое здоровье в ущерб личности (убеждениям, желаниям, установкам) либо же сохранить личность, но пожертвовать здоровьем. Чаще всего мы выбираем второе, поскольку сохранить целостность личности нам гораздо важнее. Вот и страдаем за это.

Вообще, состояние спины достаточно точно отражает нашу психологическую гибкость, умение приспосабливаться к изменяющимся ситуациям. Чем более жесткая у человека спина, тем более он сам костен, не гибок в своих взглядах и установках.

Отсюда вывод - часто личностные изменения приводят не только к улучшению отношений и достижению больших успехов, но и на прямую обуславливают улучшение состояния здоровья. И наоборот.

В память о тебе я построю город,
В память о тебе стены и стекло,
В память о тебе я возьму немного,
Холод фонарей и камней тепло в память о тебе…
©Р.Рябцев

В квартире стоит странный, незнакомый запах. Какая-то иссушенная дорогим табаком смесь запахов старого кошачьего лотка, химического наполнителя, похожего на розовое битое стекло, духоты, старой кожаной обивки и ещё более старого ДСП, замороженная в щелях старого, давно не мытого окна, прокалённая на старой газовой плите.
Хозяин отходит в сторону, пуская внутрь, собирает хвостом длинные, засаленные у корней и сухие на кончиках волосы и снова распускает их по обтянутым чёрным пуховым платком плечам.
- Проходи на кухню, - голос хрипит как заезженная пластинка, от чего болезненно сводит, казалось, замороженное сердце.
На кухне всё ещё больше похоже на логово колдуньи из какого-то фильма, одного из тех ужастиков, которые смотрели когда-то, так давно… С потолка свисают пучки трав, на плите кипит что-то с угрожающим бульканьем. Невыносимо пахнет карри, перцем, чесноком… И глухой к непреходящей, тупой и сильной депрессии желудок недовольно ворчит от запаха хоть условно съедобной, но горячей еды. Так странно… Ведь готовишь ребёнку каждое утро, хотя она уже сама может не то что яичницу себе пожарить - неделю в тайге прожить!
- Соль, яйца? - вернувшись к готовке, Тв3 как-то особенно болезненно дёрнул перекошенными плечами, сгорбившись, будто пытаясь подавить приступ тошноты. - Бери, что нужно…
И почему-то забываешь, зачем пришёл. Через завесу собственной боли и обиды точно впервые видишь, как страдает кто-то другой. Словно наяву видишь, как человек безо всякого желания встаёт по будильнику, на автомате чистит зубы. Делает зарядку расчёсывает свалявшиеся за ночь волосы, дёргая так, что выдирает старой щёткой огромные клоки. Без аппетита ест, без воли собирает документы. В самую последнюю очередь сыплет в большую фиолетовую миску корм для кота… Чувствуешь, как, сталкиваясь в офисе, каждый раз чувствует острую огненную иглу в груди, чувствуя отблеск безразличия в круглых стёклах немодных очков некогда любимого и любящего…
- Погадай мне? - слова даются с большей болью, чем могло показаться. Чувствуется, будто где-то в области сердца начинает проклёвываться семя или яйцо. И то, что должно вылупиться, пугает до потери чувств.
Хозяин квартиры спокойно садится за стол, берёт за руки, какое-то время смотрит на ладони, как-то слишком чувственно и аккуратно расправляя замёрзшие год назад, иссохшие пальцы.
- Давай сначала поедим? - голос тихий, глубокий, слишком низкий для такого худого и высокого парня. - Вегетарианское карри из нута со шпинатом, чай с лотосом и шоколад. Будешь?

***
Довольно странное чувство - узнать, что человек кроме мантр и классики слушает и разухабистое кантри, и тяжёлый рок, и прогрессивное по состоянию на конец 90х техно. Ещё, наверно, более странное, чем чувствовать, как понемножечку, миллиметр за миллиметром отогреваются пальцы, как с чешуйками кожи, с отмершими волосками сходит панцирь боли и отчаяния… Менее странное, чем обнаружить себя лежащим на чужом продавленном диване с полотенцем на голове, в окружении подзабытого запаха краски. Почти такое же, как плакать, пока кто-то другой тщательно и медленно расчёсывает ещё мокрые, но уже такие же как раньше яркие волосы.
- Что ты скажешь, если я приглашу тебя на концерт?
Этот странный день ранней весной заканчивается тем, что они остаются в гостях. Пока в ванной шумит душ, они сидят в комнате. Кот дремлет у Ю на коленях, готовясь в душе провести ночь на белой футболке Че. Что поделать, чёрная кошка всегда спит на белых вещах, а белая - на чёрных.
- Не уверен, что хочу…
Тв3 молчит. Ему бесполезно говорить, что нельзя курить в квартире. Это его квартира. Это его воздух. Это его жизнь… И кажется кощунством зачем-то невольно врастать в неё, тянуть в неё свои щупальца, погружать медленно руки в ледяное озеро его дыхания, чувствуя, как кончики пальцев понемногу теплеют. Впервые за целый год. Полтора года, - поправляет себя Ю. И в оцепенении понимает: с той точки, когда он впервые пришёл сюда, отчаявшись найти настоящую помощь и поддержку, просто перестал считать.
- Всё в порядке, - густой вишнёвый дым обнимается с серым потолком. В ванной стихает душ. - Ещё сходим…
Его футболка, внезапно обнаруженная в шкафу, иронично-душераздирающая серо-белая футболка с надписью «I want to believe», смотрится на Че как длинное платье.
А засыпать, держа его за руку, впервые за всё это время совсем не страшно…

***
К лету к ладоням возвращается чувствительность и тепло. Тв3 говорит, всё это произошло от того, что Ю слишком долго пробыл рядом с мёртвым телом. Слишком долго звал. Слишком долго просил о смерти для себя…
В начале лета врач ставит диагноз. Велит отдохнуть. И Ю не успевает моргнуть глазом, как оказывается в Греции. Белоснежные развалины. Чистое голубое небо, тёмные леса. Чистейшее, но ещё холодноватое море. И снова навалившаяся боль и тоска.
- Ты чувствуешь себя виноватым в чём-то?
На улице ещё прохладно, но вылезать из подсвеченного изнутри бассейна с морской водой не хочется совершенно. Пока двигаешься, не так сводит сердце. Пока двигаешься, не думаешь о том, что вообще происходит и почему не…
- Я виноват в том, что жив…
Красивый. Свет от воды играет на его белоснежной коже, перебирает седые - действительно седые, господи! - волосы. Ему идут зелёные аладдины и фиолетовая майка. Не меньше, чем белые брюки и «космический» лонгслив. Не меньше, чем пушистый белый халат на голое тело. И чёрные плавки. Без ничего…
- Ты не должен так говорить…
- Нет, должен! - срезав ладонью по водной глади, Ю обхватывает себя руками, чувствуя пронизывающий холод. Опять. - Мне так надоело слушать ото всех «Ты должен быть сильным, Ю!», «У тебя ребёнок, Ю!»… Не должен! Да, я эгоист, но, знаешь… - выбравшись из воды, он толкает с силой сидящего на полу Тв3 в плечи, придавливает его коленкой в грудь к чёрному кафелю. - Я действительно виноват в том, что остался жив!
Белые волосы, потемневшие до фиолетового от усталости глаза, спокойное, медленное дыхание и сильное сердце, стучащее прямо в мениск. Безразличие? Нет… В глазах не только усталость от слишком яркого дня и тяжёлой ночи, нет. Там - боль другого рода. Там боль и нежелание бороться. Усталость от нежелания глупого пациента жить…
- Близкие люди после смерти так часто становятся нашими ангелами-хранителями, что наши слова о смерти, наши сожаления и молитвы о лёгком конце действительно причиняют им физическую боль, - негромко проговорил Тв3. - А по-настоящему близким будет уготовано встретиться снова в следующей жизни. Если ты не укоротишь текущую какой-нибудь глупостью, - с лёгкостью спихнув с себя оцепеневшего парня, Тв3 поднялся на ноги, откинул от лица намокшие волосы. - Не делай больно. Ни ему, ни себе, ни мне, и всем станет легче… Отпусти, но помни, он рядом всегда. И, знай, он желает тебе счастья!
Ю пролежал на холодном чёрном кафеле, наверно, около часа. Душа была полностью опустошена. Только что-то в районе солнечного сплетения лопнуло как скорлупа проклёвывающегося яйца, вытекло в лёгкие, вызывая приступ кашля. И на сердце вдруг впервые за полтора с лишним года становится тепло…
- Сходи со мной на Нойза, - тихо просит он, залезая под одеяло.
Не открывая глаз, Тв3 кивает и обнимает продрогшего Ю.

***
День рождения отмечают тихо. Сидя на полу в маленьком зале корейского ресторана в кругу самых близких. И странно видеть среди них Рена, жмущегося с неулыбчивому НТВ, уже полгода не звонившего 2×2, Первого и повисших на Че Бибигона и Карусель. И будто нет причин для слёз. И будто так было всегда. И будто нормально - слышать Фрэнка Синатру обоими ушами. И, танцуя, не наклоняя головы, смотреть в глаза партнёра.
Под Хэллоуин снова начинают мёрзнуть руки. От холодных и мокрых пальцев до сердца с венозной кровью добегают импульсы боли. На сей раз он не ждёт.
Несколько недель страшных бомбёжек во всех новостных лентах проходят вдали от людей. Настои, тишина, массаж. Всепоглощающая забота, на которую может быть способен только тот, кто пережил что-то, наверное, сродни, наверно, где-то рядом… Возможно, что-то ещё хуже, больнее… И в голове с того самого дня, уже почти год назад, свербит смутное ощущение, что каждый день видеть и слышать того, кто бросил, разлюбил, куда больнее, чем день ото дня чувствовать гнетущую пустоту рядом с собой… И тем непонятнее и невыносимее становится эта забота.
- Зачем?
Он только пожимает плечами. Чёрное озеро облизывает мокрые ледяные камни. Горный воздух пронизан последними прощальными лучами солнца. И от того, как они проникают, кажется, не только под одежду - под кожу, начинаешь сожалеть уже о совершенно других вещах.

***
К Новому году начинает хотеться гнать время вперёд. Хочется заглянуть в будущее, узнать, что будет там? Когда закончится война? Когда перестанет по ночам так сильно ныть всё внутри? А, впрочем, уже почти и не ноет. Это открытие Ю делает, проснувшись в кои-то веки раньше сожителя. За окном идёт густой пушистый снег. В тёмном небе - большие тяжёлые облака. Ни одного горящего окна в доме напротив. И воспоминание о том, что, собираясь на эфир примерно в это время, Перец, бывало, говорил, что чувствует, будто кто-то укрыл город большим серым шарфом и не пускает время в весну, кажется не каплей раскалённого свинца, высекающей поток слёз, а тёплым, чуть жгучим воском жёлтой свечи на кончиках пальцев. А следом приходит понимание, что, кажется, уже привык. Что, наверно, не так всё и плохо. Что настоящее здесь и сейчас. Спит, отнюдь не голым и не в позе вампира, но в странной толстовке-борцовке с коротким рукавом цвета кроличьей шкурки и шортах с верёвочками, разметав по постели длинные белые волосы. Что у настоящего дурная привычка смотреть по утрам мультики и выключать новости в любое время суток кроме девяти часов вечера. Что в доме свечей и ароматических палочек больше, чем блюдец и чашек, не пропахших отварами немыслимых трав. Что к нему парадоксально тянется ребёнок, с которым общие темы находятся в области истории кино. Что чувство вины окончательно расползлось по швам. Умерло вместе с прошлым закатом, когда - раз в году по обещанию - он целовал руки, губы, лоб…
В одном из подъездов в доме напротив зажглось окно. Взглянув на телефон - среда - Ю, наверно, впервые за последние два с лишним года, расправляет плечи. Ещё что-то хрустит, ломается и тянет… Но главное - сделать первый шаг. Разве нет?..