Тибетская йога: янтра-йога и медитация. Курс «Буддийская йога

Буддийская йога (от санскритского корня «йудж » - связывать, сопрягать, соединять; родственно русскому слову «иго » и английскому «yoke »)- наряду с названием ортодоксальной брахманистской системы (даршаны) также общее обозначение индийских психотехнических (психопрактических) методов достижения трансперсональных (измененных) состояний сознания, оцениваемых традицией как высшие и совершенные, ведущие к освобождению от сансарического существования, - переживание единства с безличным Абсолютом, личным Богом, тождества «я» и абсолютного духа и т. д.

Йога в этом широком смысле присуща всем религиям Индии, и поэтому можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т. д.

В буддийских текстах термин «йога» особенно часто используется в махаянских текстах, но расцвет йогической практики в буддизме связан с Ваджраяной (см. ), или тантрическим буддизмом.

Очень важным положением буддизма Ваджраяны является тезис о недвойственности, тождественности тела познания. Вообще, сознание занимает центральное место в учении Ваджраяны: и сансара, и нирвана - не что иное, как два разных состояния одного и того же сознания; пробуждение - постижение природы сознания как такового, то есть как пустотного и недвойственного гнозиса-блаженства. И это сознание провозглашается недихотомичным, недвойственным (адвая ) с телом и единосущным последнему. Отсюда проистекает естественное стремление тантрического йогина работать не просто с сознанием, а с психофизическим целым своего организма, недвойственного по своей природе. Поэтому важное место в методах Алмазной Колесницы занимает работа с различными признаваемыми индийской традицией психофизическими энергетическим («тонкими ») структурами тела.

Согласно тантрической парафизиологии (она признается в общих чертах и индуистскими тантриками), тело на «тонком» уровне наделено особыми каналами (нади), по которым циркулирует жизненная энергия (прана). Три из этих каналов считаются важнейшими.

В буддийской тантре они называются: авадхути , протянувшийся от промежности до макушки головы вдоль центральной части позвоночного столба (в индуистской тантре его называют «сушумна»), лалана и расана, идущие справа и слева от авадхути и символизирующие метод - сострадание и премудрость (это ида и пингала индуистской тантры).

Йогин стремится ввести энергетические потоки боковых каналов в бездействующий у профана центральный канал, сплавить их в единое целое и получить, таким образом, эликсир пробуждения, направляемый в мозг. Для этой цели иногда используются и методы сексуальной йоги, поскольку тантрики считают, что во время оргазма прана сама стремится войти в центральный канал авадхути.

Упражнения такого рода предполагают определенную подготовку, тренировку в двигательной и особенно дыхательной гимнастике, а также умение визуализировать систему каналов.

Данная практика, как и аналогичная индуистская, включает в себя и упражнения с чакрами (дословно - «колесо»), энергетическими центрами организма, локусами схождения каналов-нади. В буддийской тантре обычно используются три чакры, соотносимые с Тремя Телами Будды (иногда к ним добавляется четвертая, «тайная» чакра: видимо, центр у основания позвоночника), а также с Мыслью, Речью и Телом Будд (Тело-верхний, мозговой центр, Нирманакая; Речь - средний, горловой центр, Самбхогакая; Мысль - нижний, сердечный центр, Дхармакая).

Интересно, что, в отличие от индуизма, высшее состояние ассоциируется здесь не с головным (сахасрара, ушниша), а с сердечным (анахата, хридая) центром.

Чакра м и их элементам соответствуют определенные семенные мантры (биджа мантра), буквенная запись которых может визуализироваться йогином в соответствующих центрах (размер, толщина и цвет букв строго регламентируются).

Раскрытие чакр (их активизация), как полагают, и вообще работа с энергетикой организма приводит к овладению йогином различными сверхспособностями (в буддизме они называются риддхи): умение летать, становиться невидимым и т. п. Считается, что средствами дыхательных и физических упражнений, приема алхимических эликсиров и растительных экстрактов, «возврата семени в мозг» (достигается через умение испытывать оргазм без эякуляции) и созерцания йогин может даже сделать свое тело бессмертным и неразрушимым, дабы, исполняя обеты бодхисаттвы, в течение целого космического цикла оставаться с людьми и наставлять их в Дхарме Будды.

Структура тантрической йоги на стадии завершения не определена точно; скорее можно сказать, что каждый текст предлагал свою структуру пути. Так, «Хеваджра тантра», «Чандамахарошана тантра» и «Калачакра тантра» говорят о «шестичленной йоге» (шаданга йога):

1. Отвлечение чувств от их объектов и введение пран из боковых каналов в центральный канал (пратьяхара);

2. Созерцание и достижение однонаправленности сознания (дхьяна);

3. Дыхательные упражнения, контроль над дыханием в сочетании с произнесением мантры для
очищения боковых каналов и введения праны по среднему каналу в чакру области сердца (пранаяма);

4. Концентрация или сосредоточение сознания для интеграции всех пран, окончательного искоренения всех аффектов - клеш и их «следов» - васан, а также для достижения
переживания чувства блаженства во всех четырех чакрах (дхарана);

5. Практика осознанности-памятования (анусмрити) - на этом этапе практикуется
и сексуальная йога на уровне карма-мудры, джняна-мудры или маха-мудры (см. махамудра и джняна-мудра, карма-мудра) для осознания пустотности тела, его трансформации в божественную форму йидама и достижения переживания состояния неизменного блаженства;

6. Предельное сосредоточение, или йогический транс (самадхи), то есть обретение «тела гнозиса» (джняна деха) и реализация в себе всех четырех Тел Будды, то есть актуализация их в непосредственном психическом опыте.

Те же тексты рекомендуют и занятия хатха-йогой (позы-асаны, дыхательные упражнения и т. п.). Считается, что в процессе этой практики йогин не только овладевает своим психофизическим комплексом во всех его аспектах и на всех его уровнях, но и всеми силами и энергиями Вселенной в соответствии с принципом точного подобия (или даже тождества) тела
и космоса.

Особенно известными в Ваджраяне были методы известные как «шесть йог Наропы»:

  1. йога внутреннего тепла,
  2. йога иллюзорного тела,
  3. йога сновидений,
  4. йога ясного света,
  5. йога промежуточного состояния,
  6. йога переноса сознания.

Первая из этих йог предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (антара бхава; тиб. бардо; кит. чжун инь).

Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным. В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть.

В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный
момент переживает пробуждение и созерцает беспредельный ясный свет пустотного Дхармового Тела, тождественный его собственной изначальной природе. Закрепление этого переживания означает обретение состояния Будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти, находясь в состоянии самадхи, в промежуточное состояние и попытаться в нем обрести пробуждение.

Йога внутреннего тепла (чунда йога , тиб. туммо ) особенно популярна в тибетской школе Кагью-па (см. Кагью).

Чунда-йога предполагает работу с психофизиологическими «тонкими» центрами - чакрами и каналами, по которым жизненная энергия (прана) циркулирует по телу (нади), для сублимации праны, что выражается в сильном разогреве тела и трансформации сознания (переживания состояния недвойственности блаженства и пустоты).

Особый интерес представляет йога сновидений с ее техникой «бодрствования во сне», которое постепенно переходит в умение практиковать во сне йогу и дает постижение иллюзорной «сноподобности» всех феноменов.

Йога иллюзорного тела заключается в замене «грубого» физического тела «тонким» энергетическим телом, созданным из энергий-пран и подобным радужному сиянию.

Йога переноса сознания (тиб. пхова ) заключается в «открытии» на макушке головы особого «тонкого отверстия » («отверстие Брахмы ») для выхода через него в момент смерти сознания, окруженного «энергетической оболочкой», и его «переноса» в Чистую Землю Будды Амитабхи.

Буддийская йога

Методы созерцания и контроля праны для развития способностей и устранения препятствий.

Существуют пять основных способностей, которые развиваются на пути: интерес, усердие, присутствие, стабильность ума и различающая мудрость. Два основных типа препятствий это страсти и ложные идеи, первые преодолеваются стабильностью ума, вторые - различающей мудростью. Существуют также вторичные препятствия для развития созерцательной практики, такие как сонливость, возбуждение и другие. Есть множество методов, связанных с работой ума, а также методов контроля энергии-праны, которые позволяют быстрее развить нужные способности и устранить препятствия. В данной программе использованы созерцательные методы сутр, связанные как с постепенным, так и непостепенным подходом и идущие непосредственно от Будды Шакьямуни, а также методы контроля дыхания через движение, связанные с системой «Янтра единства солнца и луны», которой Гуру Падмасамбхава обучил Вайрочану в VIII веке.

Программа состоит из цикла обучающих семинаров, регулярных практических занятий и выездного практического семинара.

Построение курса позволяет присоединиться к нему в любой момент.

Презентация 13 января в 20:00 в беседке «Белых облаков»

Цикл однодневных ежемесячных семинаров по созерцательным практикам

Подробнее

Развитие состояния покоя (шаматха) и однонаправленного сосредоточения.

Практика состояния покоя позволяет развить способность ясно и отчётливо различать то, что происходит в уме, а способность однонаправленного сосредоточения позволяет без отвлечения удерживать свой ум на выбранном объекте. Это становится основой для развития всевозможных созерцательных практик.

2) Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна) - 14 февраля.

Подробнее

Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна).

Не бывает внимательности вообще, абстрактно: мы всегда наблюдаем некую предметную область, представляющую для нас интерес. Традиционная буддийская практика внимательности, это вовсе не параноидальное слежение за всем происходящим с последующей рефлексией и рационализацией, но умение прежде всего наблюдать различные срезы явлений своего внутреннего опыта, а затем - и это самое главное - различать в многобразии данного опыта то, что действительно важно. В частности, различать непостоянство явлений не интеллектуально, не как предметов в некоторой «реальности», но как феноменов психического опыта, проявляющихся в нашем восприятии. Такое различение важно для устранения привычных ошибочных схем работы нашего разума, создающих разнообразие иллюзии, вводящих нас в заблуждение.

Постепенная тренировка внимательности (смрити) проходит через четыре этапа, начинаясь с осознавания своего тела как непостоянного, временного, преходящего. Мы движемся дальше через наблюдение привычных реакций на стимулы и учимся действительно понимать, что «хорошее» и «плохое» не качества объектов, но наши собственные мимолётные ощущения. Мы учимся различать непрестанную смену настроений, состояний и режимов работы ума. И, наконец, переходим к прямому наблюдению содержимого ума, обнаруживая обманчивость категориального мышления и начиная понимать природу множества мыслей, возникающих в нашем уме.

Семинар посвящён изучению практики четырёх основ внимательности в первом приближении и поддерживается занятиями серии «Медитация и мудрость» 17 и 24 февраля, 2 марта.

3) Практика развития четырёх безмерных эмоций.

4) Практика развития различающей мудрости (праджняпарамита).

5) Непостепенный подход и созерцание.

Цикл однодневных ежемесячных семинаров по янтра-йоге

Ведёт Виктор Крачковский.

Подробнее

Полное йоговское дыхание, очищение дыхания, метод раскрепощения суставов циг-джонг для устранения препятствий в практике шаматхи.

Полное йоговское дыхание это навык гармоничного, безусильного, объёмного и непрерывного дыхания. Очищение дыхания - особый метод устранения застойного дыхания, подготавливающий к глубокому опыту йоги и медитации. Метод раскрепощения суставов циг-джонг не только готовит тело к движениям янтра-йоги, но и улучшает функции органов чувств.

2) Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны - 28 февраля.

3) Метод управления каналами ца-дул для устранения препятствий в органах чувств.

4) Метод янтр первой группы для устранения расстройства первоэлементов.

5) Метод янтр второй группы для очищения пяти совокупностей индивидуального существования.

Медитация и мудрость

Подробнее

Ум и прана

Серия обучающе-практических занятий по методам янтра-йоги и медитации

Ведёт Виктор Крачковский по понедельникам 19:30-21:30.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих методы янтра-йоги, включающие в себя работу с движением физического тела, дыханием и осознаванием.

Подробнее

Адрес

Стоимость

Один семинар 2500 ₽

Отдельное занятие 600 ₽

Абонемент на 8 занятий 4000 ₽ (скидка 800 ₽)

Пакет 2 семинара + 8 занятий = 8 000 ₽ (скидка 1800 ₽)

Пакет 1 семинар + 4 занятия = 4 400 ₽ (скидка 500 ₽)

Дополнительно

В культурном центре «Просветление» (ул. Черняховского 5 с1, м. Аэропорт) проходят занятия по медитации (четверг), янтра-йоге и гармоничному дыханию (вторник и четверг).

В буддийском центре Рипа (Аптекарский пер. 9, м. Бауманская, м. Красные Ворота) проходит «Курс по основам буддизма»

Подробности

Медитация и мудрость

Серия обучающе-практических занятий по созерцательным практикам

По средам, ведёт Игорь Берхин.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих объяснение основных принципов и саму практику различных методов медитации.

Будда учил не просто верить своим словам, но проверять их на собственном опыте. Медитация это не просто средство развития покоя, сосредоточения, терпения, сострадания и других благих качеств, но прежде всего метод получения своего собственного знания. Это знание, которое позволяет распознать свои иллюзии, служащие источником наших проблем, страхов, терзаний. Наш собственный ум является нашим главным мучителем, но этот же самый ум раскрывает и наши возможности. Для того, чтобы обуздать свой ум, чтобы превратить его из безжалостного тирана в верного друга и искусного помощника, существует много разнообразных методов медитации. Мы используем эти методы, чтобы развить в себе мудрость, обладающую потенциалом освобождения.

Мудрость развивается через слушание, размышление и практику, поэтому занятия содержат теоретические объяснения, размышления или дискуссии для прояснения смысла услышанного, а также практику медитации для реализации понятого.

Продолжительность занятий 2 часа. Умение сидеть на полу не требуется. Рекомендуется одежда, которая не стесняет дыхание. Занятия могут быть полезны всем интересующимся независимо от уровня подготовленности.

Ум и прана

Серия регулярных обучающе-практических занятий по методам янтра-йоги и медитации

По понедельникам, ведёт Виктор Крачковский.

Данный цикл состоит из еженедельных занятий, сочетающих объяснение и практику движений и пранаям янтра-йоги.

В учениях йоги говорится о нераздельности ума и праны: куда двигается прана, туда двигается ум, а куда двигается ум, туда двигается и прана. Поэтому невозможно обуздать ум, не обуздав прану, и наоборот. Но прана не является объектом, к которому можно приложить силу, управление праной требует особых искусных методов непрямого контроля через движение тела и концентрацию ума. Особенностью янтра-йоги является координация движения тела, дыхания и концентрации ума, причём все эти три аспекта применяются с самого начала, а не постепенно. Результатом практики янтра-йоги является гармонизация всех систем организма - тела, энергии и ума, - приведение в равновесие всех аспектов жизненной энергии-праны, а также развитие способностей для практики созерцания и устранение к ней препятствий.

Занятия построены в соответствии с особым текстом VIII века, который рассматривает упражнения янтра-йоги как методы устранения препятствий и развития способностей для различных видов медитации.

Адрес : Москва, культурный центр «Белые облака», ул. Покровка 4 (м. Китай-Город).

15
Пн
19:30-21:30
Ум и прана (БЙ)
Белые облака
600
ВК
16
Вт
18:00-20:00
Принципы контроля дыхания
Просветление
500
ВК
16
Вт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
16
Вт
19:00-21:00
Основы буддизма. Четыре осознавания и другие тренировки ума, которые готовят к вступлению на Путь. Практика медитации.
Рипа
свободное подношение
ИБ
17
Ср
19:30-21:30
Медитация и мудрость (БЙ)
Белые облака
600
ИБ
18
Чт
18:00-20:00
Медитация
Просветление
500
ИБ
18
Чт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
19
Пт
19:00-22:00
Бронислав Виногродский и Игорь Берхин «Смыслы и времена. Когнитивное шулерство»
Открытый мир
999
ИБ
20
Сб
18:00-20:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
21
Сб
12:30-14:00
Янтра-йога
Dao-Wellness
500
ВК
22
Пн
19:30-21:30
Ум и прана (БЙ)
Белые облака
600
ВК
23
Вт
18:00-20:00
Принципы контроля дыхания
Просветление
500
ВК
23
Вт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
24
Ср
20:00-22:00
Медитация и мудрость (БЙ)
Белые облака
600
ИБ
25
Чт
18:00-20:00
Медитация
Просветление
500
ИБ
25
Чт
20:00-22:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
27
Сб
10:00-12:00
Янтра-йога
Просветление
500
ВК
27
Сб
13:00-15:00
Янтра-йога
Dao-Wellness
500
ВК
27-28
Сб-Вс
10:00-19:00
«Ясный ум: Наука, практика и культура осознанности»
1-я международная конференция
Digital October (Берсеневская наб. 6с3) crystal-mind.ru
3950
28
Вс
12:00-18:00
Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны. (БЙ)
Белые облака
2500
ВК
29
Пн
19:30-21:30
Ум и прана
Белые облака
600
ВК

БО - «Белые облака» - Покровка 4 (Китай-Город, Чистые Пруды)
Прос. - «Просветление» - Черняховского 5к1 (м.Аэропорт)
Рипа - Центр Рипа - Аптекарский 9 (Бауманская, Красные Ворота)
DW - Dao Wellness - Бол.Власьевский пер. 10 (Кропоткинская, Смоленская)

Йога – это практика для многих восточных теорий. Её используют индуисты и буддисты, а теперь взяли на вооружение и европейские эзотерики. Из Индии к нам пришла привычная хатха-йога. Но ещё в древности в других районах Азии практиковались иные виды практики. Тибетская йога, также называемая янтра-йогой, столетиями преподавалась буддийскими монахами в пещерах.

Тибетская йога движения: корни уходят в древность

Это и есть янтра – движение

Тибетская йога – это буддийская параллель индуистской хатха-йоги. Второе её название – янтра-йога. Слово «янтра» — это, прежде всего, изображения для медитаций наподобие мандалы. Но так же оно значит «движение», потому эту практику восточных монахов называют ещё «тибетская йога дыхания и движения». Она представляет собой комплекс физических и дыхательных упражнений, наподобие хатха-йоги. Но янтра отличается тем, что всё внимание здесь сосредоточивается на движении.

Хатха-йога базируется на статичных асанах. В ней есть динамические крийи и виньясы, но основа, всё-таки, в статике. Тибетская йога дыхания и движения основывается на том, что в упражнении ценно каждое мгновение. Значит, нужно одинаково внимательно относиться к входу в асану, нахождении в ней и к выходу из неё, всем этим этапам уделяется равное количество времени.

В книге «Тибетская йога тела, речи и ума» говорится о том, что янтра была создана в VIII веке. Она содержала комплекс ца лунг, и многие другие упражнения. Всё это могло остаться тайной практикой буддийских лам, но в середине прошлого века Тибет был охвачен войной. Многие учителя оказались в изгнании в Европе. Так янтра, ца лунг и другие практики стали доступны и нам. Сейчас даже можно найти видео, обучающее тибетской йоге.

Хатха и янтра: основные различия двух видов йоги

Тибетская йога дыхания и движения – это комплекс из 108 асан. Цифра немного надуманная, ведь количество упражнений было «подогнано» под число томов в сборнике высказываний Будды. Тем не менее, ламам хватает. Янтра имеет и другие особенности.

Как уже было сказано, главное в этом виде йоги – не статика, а движение. Здесь нет длительного удержания какой-либо асаны. И в его основе упор, скорее, не на позы, а упражнения.

  • Здесь меньше внимания уделяется физическим нагрузкам. Например, упражнения ца лунг гораздо легче, чем сурья намаскар из хатха-йоги. Почти весь тибетский комплекс можно выполнить сидя. В индийской традиции считается, что физические нагрузки помогут нам сконцентрироваться и сосредоточиться. Тибетская йога тела, речи и ума предлагает достичь этой концентрации, используя несложные упражнения и усилие воли;
  • В янтра-йоге не соблюдается принцип симметрии. То есть, сделав упражнение на одну сторону, не нужно повторять его в зеркальной аналогии. Женщины и мужчины выполняют их с разных сторон. Это объясняется тем, что энергия в их телах течёт по-разному;
  • Долгое время тибетская йога тела, речи и ума была доступна только единицам. Поэтому её упражнения овеяны флёром мистицизма. Их часто берут на вооружение модные европейские эзотерики. Вот почему так трудно отделить зёрна от плевел, и разобраться, где древняя традиция, а где – новомодные мистические веяния.

Тибетская йога: показания и противопоказания

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте

Янтра – это вид йоги, который легко освоит даже новичок. По крайней мере, это касается физического аспекта практики. Предполагается, что во время него мы проделываем глубокую духовную работу. Например, внимание здесь нужно концентрировать исключительно волевым усилием. Большое время уделяется медитативным практикам. А во время медитации, как известно, не накачаешь пресс или бицепс.

Поэтому, если вы ожидаете большой физической работы, вам лучше выбрать хатха-йогу, или аштанга-виньяса-йогу. В остальном у тибетской йоги нет противопоказаний. Ей можно заниматься даже дома, используя видео.

Этот вид йоги подходит беременным женщинам, людям с ограниченными физическими возможностями и пожилым. В каждом конкретном случае её упражнения можно адаптировать для нужд практикующего.

Считается, что янтра больше всего подходит активным энергичным людям, которые не могут долго усидеть на месте (или устоять в одной асане). Она снимает накопившееся напряжение. Но при этом вы не устаёте и не тратите сил.

Практикуем ца лунг, или как пустить ветер в энергетические каналы

Раньше ца лунг практиковался только в уединённых тибетских монастырях. Теперь видео этого комплекса можно легко скачать в интернете, или записаться на семинар по этой практике.

Ца лунг значит «ветер течёт в каналах». В ходе этого комплекса упражнений мы учимся управлять дыханием. Энергия в нашем теле здесь называется ветром, отсюда и поэтическое название. Освоив ца лунг, можно изменить свой взгляд на повседневность, уменьшить негативные эмоции и накопить энергию в теле.

В тибетской медицине утверждается, что эти упражнения помогают не только с духовными проблемами, но и с физическими. Если посвятить комплексу ца лунг хотя бы 15 минут в день, можно укрепить сердечно-сосудистую систему, поддержать позвоночник, наладить работу пищеварения и репродуктивной системы. При ежедневном выполнении результаты будут видны через два месяца.

Итак, с утра выпиваем стакан горячей воды и принимаемся за асаны. Ноги нужно сложить по-турецки или в позу лотоса. В начале каждого упражнения делаем вдох, задержку дыхания, выполняем описанное и выдыхаем. Чтобы было понятнее, можно использовать видео.

  1. Наклоны головой. 5 раз резко и неглубоко выполняем их вправо, влево, затем – вперёд и назад. Если у вас проблемы со щитовидной железой или носоглоткой, следует особое внимание уделить этому упражнению;
  2. Положите руку на низ живота. Большим пальцем другой руки резко опишите над головой круг. Повторите для остальных пальцев. Выполняйте чаще, если у вас есть проблемы с позвоночником или сердцем;
  3. Сложите кисти рук на правом колене и вращайте туловищем 5 раз справа налево. Повторите в зеркальном варианте. При необходимости, используйте видео-инструкции. Выполняйте каждый раз, когда чувствуете проблемы с пищеварением;
  4. Скрутитесь 5 раз вправо, затем 5 раз влево. Голова продолжает движение позвоночника. Если вы чувствуете дисбаланс или неуравновешенность, выполняйте чаще;
  5. Обопритесь на кулаки и попытайтесь как бы подпрыгнуть, 5 раз оторвав таз от пола. Это улучшает кровообращение в области половых органов, избавляет от проблем с почками.

Постарайтесь концентрироваться на дыхании и движении — и тогда всё получится, и возможно, вы приблизитесь к состоянию медитации и тибетская йога станет частью вашей жизни!

С октября месяца в нашем центре стартует курс Виктора Крачковского «Буддийская йога»!

Существуют пять основных способностей, которые развиваются на пути: интерес, усердие, присутствие, стабильность ума и различающая мудрость. Два основных типа препятствий это страсти и ложные идеи, первые преодолеваются стабильностью ума, вторые - различающей мудростью. Существуют также вторичные препятствия для развития созерцательной практики, такие как сонливость, возбуждение и другие. Есть множество методов, связанных с работой ума, а также методов контроля энергии-праны, которые позволяют быстрее развить нужные способности и устранить препятствия. В данной программе
использованы созерцательные методы сутр, связанные как с постепенным, так и непостепенным подходом и идущие непосредственно от Будды Шакьямуни, а также методы контроля дыхания через движение, связанные с системой «Янтра
единства солнца и луны», которой Гуру Падмасамбхава обучил Вайрочану в VIII веке.

Источник йоги, которую можно считать эквивалентом Хатха-йоги в рамках буддийской традиции – древняя страна Удияна, откуда Гуру Падмасамбхава в 8 веке принес буддийскую йогу в Тибет, где чистая непрерывная линия преемственности сохранилась до наших дней. Современный держатель этот традиции – мастер Чогьял Намкай Норбу. Курс предназначен для тех, кто интересуется йогой, буддийской культурой, буддизмом, а также всем кому интересны созерцательные практики и методы контроля энергии. Программа состоит из цикла обучающих семинаров. Построение курса позволяет присоединиться к нему в любой момент.

ПРОГРАММА КУРСА
Программа курса включает еженедельные занятия (1 раз в неделю), а также семинары (1 раз в месяц). Занятия построены в соответствии с особым текстом VIII века, который рассматривает упражнения янтра-йоги как методы устранения препятствий и развития способностей для различных видов медитации.

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ

Семинар №1
«Развитие состояния покоя (шаматха) и однонаправленного сосредоточения». Полное йоговское дыхание, очищение дыхания, метод раскрепощения суставов циг-джонг для устранения препятствий в практике шаматхи.

Семинар №2
«Практика четырёх основ внимательности: тело, ощущения, ум и явления (випашьяна). Метод очищения праны лунг-санг и устранения препятствий в практике випашьяны».

Семинар №3
«Метод управления каналами «ца-дул» для устранения препятствий в органах чувств. Практика развития четырёх безмерных эмоций».

Семинар №4
«Метод янтр первой группы для устранения расстройства первоэлементов. Созерцание стихий (дхату)».

Семинар №5
«Метод янтр второй группы для очищения пяти совокупностей индивидуального существования. Практика развития различающей мудрости (праджняпарамита)».

Семинар №6
«Метод янтр 3-й группы для устранения препятствий связанных с пятью эмоциями».

Семинар №7
«Метод янтр четвёртой группы для устранения пяти привязанностей к объектам органов чувств. Медитация на процессы ума шести внутренних и внешних сфер чувств (аятана)».

Семинар №8
«Метод янтр пятой группы для развития пяти способностей на пути. Непостепенный подход и созерцание».

Янтра йога – одна из древнейших систем йоги в Тибете, описанная в 8 веке в трактате великого мастера и переводчика Вайрочаны. Это абсолютно уникальная форма йоги, где 108 упражнений-янтр неразрывно связаны с дыханием. Янтры иногда похожи на асаны Xатха йоги, но способ их выполнения значительно отличается. Один из основных моментов состоит в том, что различные положения тела не столь важны сами по себе, скорее важно то, как эти позы влияют на дыхание. В большинстве систем Хатха-йоги вы принимаете позу, а затем в той или иной степени работаете с дыханием. В Янтре, напротив, сами движения тела таковы, что они помогают управлять дыханием.

Янтра йога включает в себя физические движения, упражнения с дыханием и методы сосредоточения.
- Янтра йога лечит путем очищения и раскрытия энергетических каналов и тесно связана с тибетской медициной.
- Уравновешивает пять элементов человеческого тела: пространство, воздух, огонь, воду и землю.
- Основная цель всех практик янтра йоги - это гармонизация нашего дыхания в повседневной жизни.
- Наше дыхание связано с умом, который часто находится в беспорядке и замешательстве. Контролируя дыхание, мы контролируем ум.
- В янтре сами движения тела помогают управлять дыханием, в результате наша жизненная энергия гармонизируется и позволяет уму обнаружить спокойное, расслабленное состояние.

Подготовка к занятиям по Янтра йоге
Для занятий Янтра йогой не требуется специальная физическая подготовка и особая гибкость тела – все необходимые качества постепенно приобретаются в ходе практики.

Традиционно для занятий Янтра йогой выбирают удобную одежду, не стесняющую движений, чтобы можно было свободно дышать. Кроме того, необходим коврик для йоги, при желании можно использовать подушки для медитации – для большей устойчивости в основной позе для выполнения пранаям, позиции Вайрочаны. В качестве места для занятий лучшего всего подходит просторная, чистая и хорошо проветриваемая комната.

Заниматься нужно на неполный желудок, хорошо, если после последнего приема пищи прошло 2 – 3 часа. Но также не очень правильно практиковать Янтра йогу голодным и сильно уставшим - жизненная энергия, прана может прийти в расстройство.

Если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем, прежде чем приступать к занятиям Янтра йогой, обязательно посоветуйтесь с врачом!

Польза от Янтра йоги
Основная цель всех практик Янтра йоги – это гармонизация нашего дыхания в повседневной жизни. Конечно, каждый знает, как вдыхать и выдыхать, но обычно мы делаем это неправильно, поскольку наше дыхание связано с умом, который часто находится в беспорядке и замешательстве. Можно понять это, наблюдая за дыханием человека, который очень раздражен, или за кем-то спокойным и мирным.

По этой причине необходимо гармонизировать наше дыхание с помощью точных и эффективных методов Янтра йоги. И когда наше дыхание и неразрывно связанная с ней жизненная энергия, прана, скоординированы и усилены, тогда, как следствие, улучшается состояние элементов и телесное здоровье. А благодаря приведению в равновесие энергии элементов ослабевают препятствия в жизни и усиливаются благоприятные обстоятельства. Наконец, и ум приходит в спокойное, ясное и удовлетворенное состояние.

Занятия проходят:каждый понедельник и четверг с 20:00 до 21:30. Необходима предварительная регистрация на сайте.

О преподавателе:


Яна Бекшибаева

Инструктор 1-го уровня Янтра йоги – Тибетской йоги движения, авторизована тибетским мастером – Чогьялом Намкаем Норбу. Имею сертификат международного института Шанг Шунг о получении статуса инструктора.

Практикую Янтра йогу с 2003 года, преподаю с 2012 года.

Стараюсь четко и без искажений передавать тонкости древней традиции Янтра йоги. Преподавание делает мои познания более глубокими. Стремлюсь к тому, чтобы не разделять преподавание и личную практику. Когда практикую наедине, сохраняется ощущение, что рядом находятся ученики, также в момент преподавания всегда есть место личной практике.

Я занимаюсь многими вещами – тибетской йогой, увлекаюсь музыкой и дизайном. Присутствуя в моей жизни, йога помогает гармонично объединять все эти вещи и сохранять присутствие.