Удивительные "бородатые" женщины маори из новой зеландии. Племя маори и их высушенные головы. Интересные исторические факты

"Всего 20 километров до города Пегас" - пронеслась табличка за окном машины. "Пегас – кофе и кое что ещё..." - гласила следующая. "На следующем повороте можно развернуться и посетить город Пегас". И, наконец: "Пегас – приезжайте ещё!". "До свидания Остров Южный," - подумал в последний раз я, ожидая самолёт до Острова Северного, - "Жалко только в городе Пегас я так и не побывал."

Как всем хорошо известно, Новая Зеландия состоит из двух островов, называемых, довольно прямолинейно Южный и Северный. Всего несколько сотен лет назад эти острова назывались совершенно по-другому. Te Wai Pounamu или Воды Жадеита назывался Южный Остров, Te Ika-a-Māui или Рыба Мауи назывался Северный. А потом пришли британские колонизаторы и как бы сказали, да, это всё очень красиво, но чёрт ногу сломит, так что теперь это все будет называться Остров Южный и Остров Северный.

Так как у антиподов всё наоборот, то климат на Северном Острове более мягкий и тёплый чем на южном и соответственно больше людей, больше дорог, больше машин и домов. Да, под аэропортом Окленда всё ещё , но уже не понятно: то ли они пасутся под аэропортом, то ли под австралийским торговым центром Вестфилд. Цивилизация!

Первое, что замечаешь на Северном Острове по сравнению с Южным – это маори. Конечно маори, аборигены Новой Зеландии, появившиеся на островах около 800-1000 лет назад, и на Северном Острове составляют сейчас лишь национальное меньшинство, но самое большое из меньшинств. Отношения между аборигенами и европейскими колонизаторами сгладились не сразу. "О! Сколько хорошей земли для выпаса овец!" - подумали первые европейцы только увидев Новую Зеландию. "О! Сколько еды приплыло!" - подумали маори, которые, как известно, были каннибалами. В общем, сначала мнения разделились.

К счастью, пройдя через период конфликтов и даже войн, маори смогли найти себя полноценными членами современного новозеландского общества и, несмотря на остающиеся проблемы, их положение всё-таки лучше, чем у соседних аборигенов в Австралии или, например, индейцев в Канаде. Культура маори – большая и важная часть современной новозеландской культуры и в частности национальная сборная Новой Зеландии по регби всегда исполняет перед началом соревнования боевой танец маори хака. С особым усердием, если игра против англичан .

Так как Новая Зеландия – очень туристическая страна, то в основных туристических центрах, вроде Роторуа, популярно следующее: днём маори носят европейские одежды и ходят в торговые центры, а по вечерам одеваются в традиционные одежды и идут работать маори в зоопарк. Зрелище абсолютно фальшивое, но забавное. Мы же не расстраиваемся, что в Диснейленде Спящая Красавица не настоящая.

Классическое развлечение предполагает из себя симуляцию визита одного племени к другому. Чтобы всё получилось готовить "племя туристов" начали заранее. Согнали в автобус, выбрали вождя, разучили основные слова на языке маори и спели хором племенные песни. От нас это была: "Катюша". Под знаком "круговое движение" автобус прокрутился за это время раз 30.

Представление включает в себя встречу.

Боевой танец хака.

Песни о жизни.

Следом за шоу шёл традиционно приготовленный обед. В данном контексте то, что обед был "традиционно приготовленный", а не "традиционный" является существенным различием по той простой причине, что в "традиционный" обед маори входили такие блюда как крысиное мясо и человечина. К счастью обе эти кулинарные традиции отошли в современном мире на второй план с появлением в Новой Зеландии сети Макдональдс. Последняя, как хорошо известно, хорошо удовлетворяет одну из этих потребностей, а вот традиционная новозеландская крыса, нынче попавшая в красную книгу, говорят, была жирнее, толще и вкуснее современной норвежской корабельной крысы прибывшей с европейцами и практически полностью .

"Вождь маори", мужчина раскрашенный особенно внушительно, сопровождал приготовление обеда на земляной плите из раскалённых огнём камней щедрыми комментариями. "Запоминайте. Еду пора класть, когда камни побелели от жары. При этой температуре готовое мясо с кости взрослого мужчины начинает отваливаться примерно через два часа. Или кабана." В общем, нагонял аппетит. "А я – вегетарианец", - сказал я и получил в ответ такой взгляд, что мне пришлось срочно исправиться, - "Но это значит только то, что мне свинину нельзя".

На десерт дали знаменитую на весь мир новозеландскую "Павлову" с киви.

Часть 6. Маори (Новая Зеландия).

Длинная и загадочная история происхождения коренного народа Маори прослеживается до 13-го века. В ней фигурирует мифическая земля Гаваики (Hawaiki), расположенная в Восточной Полинезии. Благодаря многовековой изоляции, Маори создали самостоятельное общество со своеобразным искусством, собственным языком и уникальной мифологией.

«Мой язык – моё пробуждение, мой язык – это окно моей души».

Определяющими аспектами традиционной культуры Маори являются живопись, танцы, легенды, татуировки и общение. Хотя приход европейских колонистов в 18 веке оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились вплоть до наших дней.

Водопады Харуру (Haruru), Северный остров

Как адепты многобожия Маори поклоняются различным богам, богиням и духам. Маори верят, что предки и сверхъестественные существа вездесущи и в состоянии помочь племени в случае необходимости. Мифы уходят корнями в далекое прошлое. Они повествуют о происхождении вселенной, богов и людей.

Мифологией пронизаны природные явления, погода, звезды и Луна, рыбы в море, птицы в лесу и сами леса. Понимание развития вселенной выражено у Маори в генеалогической форме.

Та Моко (Ta moko)

Определяющие аспекты традиционной культуры Маори включают искусство, легенды, татуировки (Та Моко), сценические постановки (так называемые Kapa Haka), обычаи, гостеприимство и общение.

Татуировка всегда была важной частью культуры Маори. Получение татуировки является важным шагом в процессе возмужания, поэтому существует множество обрядов и ритуалов, связанных с этим событием. Каждый член племени Маори играет особую роль и занимает особое место в социальном порядке.

Роберт Дэвис

Беспрерывно путешествуя, Маори проявили себя смелыми и находчивыми авантюристами и одними из величайших мореплавателей всех времен. Благодаря многовековой изоляции от остального мира, Маори создали уникальное общество с характерным искусством, оригинальным языком и своеобразной мифологией.

Хука Фолс

В то время, как приход европейцев оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились и в 21 веке.

Маори в полной мере участвуют во всех сферах культурной и общественной жизни Новой Зеландии, ведя, в основном, западный образ жизни и в то же время не утрачивая связи со своими многовековыми традициями.

Традиционные родственные связи активно поддерживаются. В частности, неотъемлемой частью жизни Маори остаётся так называемая «расширенная семья» (Whanau). Хотя многие Маори мигрировали в более крупные сёла и города, они продолжают жить почти исключительно в удалённой сельской местности.

Деревня Таупо (Taupo)

Кай (Kai) – так на языке Маори называется еда. Диета Маори основана на птице и рыбе и дополняется приправами из дикорастущих трав и корней. В своих племенных садах Маори также выращивают корнеплоды и овощи – в том числе ямс, тыкву и кумару (сладкий картофель).

Маори обычно готовят еду в подземных печах, называемых «ханги» (hangi). По сей день этот традиционный способ используется в особых случаях, позволяя создавать праздничные деликатесы, изготовленные из традиционных ингредиентов.

Др. Пита Шарплс (Dr. Pita Sharples)

Маори – коренные жители Новой Зеландии. Их история длинна и загадочна. На основании устных сказаний, археологических находок и генетического анализа мы можем приурочить появление Маори в Новой Зеландии к тринадцатому веку нашей эры.

Происхождение Маори уверенно прослеживается до островов Восточной Полинезии. Их переселение в Новую Зеландию из мифической земли Гаваики произошло в процессе нескольких эпических вояжей на лодках «вака» (разновидность каноэ) в течение довольно длительного срока. Легенда гласит, что двенадцать больших каноэ перевезли 12 племён (iwi), составлявших народ Маори. Даже сегодня большинство представителей Маори помнят, потомками какого именно оригинального племени они являются.

Завещание Танивха (Taniwha)

К концу 19-го века последствия ранней колонизации, войн и эпидемий сократили численность Маори до 40000. В начале 20-го века численность Маори начала восстанавливаться. Культура Маори возродилась.
В настоящее время в Новой Зеландии проживает около 650 тысяч Маори.

Простые

Ранние Маори были очень миролюбивы по сравнению с более поздними поколениями, воинственность которых выработалась в процессе стычек между племенами.

Ранние поселенцы не называли себя Маори до прихода европейских колонистов в 18 веке. Им понадобилось собственное имя, чтобы отличать себя от вновьприбывших – и они назвали себя Маори («простые»). В их религии боги делятся на простых («маори») и могущественных.

Деревня Таупо, Северный остров

Общество Маори особенно заметно на марае (marae). В прошлом марае являлось центральным местом встреч в традиционных деревнях. Там часто проводились такие мероприятия, как свадьбы, похороны и крупные собрания, с обязательным протоколом и соблюдением этикета. Такие события являются большим праздником, где можно блеснуть красочной национальной одеждой, ювелирными изделиями, замысловатыми татуировками, танцами и песнопениями – иными словами, показать традиции Маори во всей их красе.

Война Хака (Haka)

Воинственный танец Хака, созданный с целью устрашить противника, является одной из самых известных культурных традиций Маори. Этот танец сопровождается песней и телесной перкуссией: хлопаньем в ладоши, топаньем ногам и ударами по бёдрам. Сам танец включает в себя выразительные позы, символизирующие воинственность и агрессию.

Пение Маори следует очень строгим правилам. Прервать пени на полуслове – значит навлечь бедствие или даже гибель на сообщество. Эти песнопения часто повествуют о
семейных преданиях или подвигах предков.

Конни Адам (Connie Adam)

Место индивида в обществе часто обозначалось их одеянием и татуировками. Люди высокого социального статуса всегда покрывали себя татуировками, в то время как соплеменники, не имеющие татуировок, считались людьми никчемными.

У края ойкумены, на самом дальнем юге лежат острова Новой Зеландии. Их коренное население - племена маори. По легендам, их предки тысячу лет тому назад приплыли сюда с прародины Гаваики на семи каноэ. И прозвали новую землю Аотэароа - «страна белого длинного облака».

Поначалу всё шло неплохо. Новые территории, невообразимо гигантские по полинезийским меркам, по тем же меркам были прохладны. Местные непуганые звери и птицы являлись лёгкой добычей, да и съедобных растений хватало. Племена расселились по обоим островам и многократно размножились. Совмещая земледелие с поеданием всего, что движется.

Понемногу аборигены схомячили подчистую всю крупную и питательную живность на островах. Надо полагать, местные духи разобиделись на них за эдакие аппетиты, и с начала XVI века климат на островах становился холоднее и холоднее. А Южный остров с его горами - хорошо знакомыми всем по кинотрилогии «Властелин Колец» - вдобавок забился в конвульсиях мощных землетрясений.

Голод и холод, разрушительные подземные толчки и цунами превратили острова Новой Зеландии в ад.

Маори решили соответствовать.

До начала периода катастроф археологи почти не видят в Новой Зеландии следов войн и оружия. Зато с приходом века ужаса всё резко изменилось.

Выжили те племена, которые превратились в банды яростных, бесстрашных рейдеров, способных ловить и пригонять много пленных. Которых затем ритуально резали и пожирали всем племенем.

Спустя считанные десятилетия острова Новой Зеландии превратились в арену вечной войны за земли и пищу. Вся культура маори пропиталась войной, агрессией и каннибализмом, подобно выдуманному миру орков или клингонов.

Мрачные деревянные крепости-городища в дыме костров оглашались воплями жертв и грозными ритуальными песнопениями.

Как мориори стали хиппи

Ещё в конце XIV века - когда на острове Новая Зеландия появились первые признаки приближающегося кризиса и рост населения замедлился, потому что еды становилось всё меньше - люди маорийского племени Нгаи Таху покинули Южный остров и отправились искать новые земли.

Ими стали острова Чатем в 690 километрах к юго-востоку от Новой Зеландии. Почти тысяча квадратных километров ещё более холодных, сырых и холмистых пустошей. Но море вокруг кишело рыбой и птицей - и переселенцы сумели закрепиться на этой не очень приветливой земле. Прозвав её Рэкоху - «Туманное солнце».


Маленькая экосистема архипелага не могла прокормить много людей. А социальные конфликты при такой скученности обернулись бы катастрофой. Но первые вожди нового народа, наречённого «мориори», разработали кодекс религиозного пацифизма - Законы вождя Нунуку.

Мориори стали полным антиподом воинственных каннибалов‑маори.

Убийство человека, драка и тем более война стали жесточайшим табу. Самые непримиримые конфликты разрешались путём ритуальной дуэли на тонких палочках строго до первой капли крови.

Девять племён мориори общим числом около 2000 человек бедно, но мирно жили на своих островах веками. За 24 поколения они совершенно забыли множество технологий, полностью перешли на собирательство, охоту и рыболовство. Одна мысль об убийствах, оружии и даже драках приводила их в ужас.


Мирные мориори

Мориори едва ли не первыми в истории человечества создали действующую модель пацифистского общества.

За что жестоко и страшно поплатились.

О пользе картошки для военного дела

Тем временем на Новую Зеландию проникли англичане. Маори узнали о прекрасных изобретениях белого человека: картошке и ружьях. Первое позволило прокормить гораздо больше членов племени, а второе… и вовсе стало подарком небес для рейдеров-каннибалов, привыкших к вечной войне всех со всеми.

А ещё можно было выращивать картошку и продавать её англичанам в обмен на всё те же ружья!

Тем более, что мясо у белых людей, по мнению маори, совсем невкусное. Торговать с ними было во всех смыслах полезнее.

Взрывной рост численности населения за счёт картошки позволил выставлять тысячи воинов с ружьями там, где раньше и сотня с дубинками была грозным войском. «Это же просто праздник какой-то!» - подумали хором все маори и острова погрузились в ещё большее безумие всеобщей резни.

Вот до чего картошка людей доводит.

Одно из племён маори - Нгати Мутунга - было не раз крепко бито соседями. Им даже пришлось ритуально сжечь кости предков и уйти со своих коренных земель. Бить других маори как-то не очень получалось. И Нгати Мутунга обратились к более-менее дружественным соседям из Нгати Тама с богатой идеей: а не отправиться ли нам за море и завоевать там новые земли?


Маорийская лодка для набегов за море

Но куда именно за море? Сначала вожди и ведущие аналитики племён на собраниях планировали вторжение на архипелаг Самоа или остров Норфолк. Но Самоа слишком далеко, а воинственные княжества соседей вполне могли дать отпор самозваным викингам-каннибалам. Остров Норфолк, в свою очередь, слишком мал. К тому же население его к тому времени составляли самые неисправимые и отмороженные каторжники британской короны. Которых «из ирландской банды за буйность выгнали».

Так что ещё вопрос - кто бы там кого сожрал в случае высадки десанта маори.

И тут кто-то из соплемнников вспомнил рассказы об острове на востоке, где живут какие-то совершенно восторженные хиппи. К тому времени там уже была маленькая колония маори, занимавшаяся рыболовством и особо никого не трогавшая.

План сложился. Маори захватили стоявший у одного из причалов британский бриг «Лорд Родни» и сделали команде предложение, от которого было сложно отказаться: совершить пару рейсов или стать не очень вкусным, но торжественным ужином.

«Великий ужас, которому имени нет»

19 ноября 1835 года «Лорд Родни», в который набилось 500 воинов-маори с ружьями и дубинками, появился у берегов Чатема.

В тот день мир мориори рухнул.

Захватчики хлынули на берег - один опытный воин на четырёх мориори, включая женщин и детей. Они рассыпались по островам, стали избивать и убивать жителей. Объявив, что теперь это земли племён Нгати Мутунга и Нгати Тама. А мориори теперь их рабы и будут растить картошку, которую предусмотрительные маори складировали в трюме брига.


Населявшие Чатем аборигены ужаснулись такой неспровоцированной агрессии. Их вожди собрались в селении Те-Апаватики. Молодёжь потребовала ответить на вторжение войной. Пусть даже самоубийственной.

«Нет!», - ответили старейшины Тапата и Тореа. «Мы, мориори, свято чтим заветы товарища Нунуку! Мы ответим этим варварам ненасильственным сопротивлением, и пусть им будет очень стыдно!».

Кампания ненасильственного сопротивления в лучших традициях современных борцов с оружием и пацифистов помогла не больше, чем таблички про зоны, свободные от оружия против террористов и психов с автоматами.

Маори попросту озверели, когда мориори отказались работать и стали пытаться рассказывать о своих правах. Каннибалы устроили чудовищную резню.

Три четверти жителей островов погибли. Тем, кто умер от пули, ножа или удара дубинкой в затылок ещё очень повезло. Ведь маори для запугивания устраивали казни с показательной жестокостью.

Практически все выжившие были избиты, изнасилованы, искалечены. Спасения не было: опытные воины-маори прочёсывали самые отдалённые территории Чатема. Не менее трёхсот человек демонстративно зарезали и съели.


Оставленных мориори держали в загонах как скот и использовали в качестве рабов. Им запретили разговаривать на своём языке, жениться, заставили осквернить все святилища. Побывавший на архипелаге несколько лет спустя английский исследователь описал жизнь мориори как самое жуткое рабство, которое гораздо хуже смерти.

«Мы вступили во владение в соответствии с нашими обычаями и поймали всех. Ни один не сбежал. Сбежавших мы убили, некоторых других тоже, но что из того? Это было в соответствии с нашим обычаем!» - спокойно рассказывал один из маори.

Стыдно им совершенно не было, ни чуточки.

Ну, а в силу живости национального характера маори пять лет спустя Нгати Мутунга на Чатеме напали на бывших союзников Нгати Тама. Началась гражданская война, и в процессе взаимных набегов маори перебили и съели ещё несколько сотен рабов‑мориори.

Последствия? А никаких последствий.

К тому времени, когда на Чатеме в 1863 году худо-бедно начали действовать британские законы, рабов освободили. В живых к тому времени осталось немногим более сотни мориори.


Мориори в 1880-м году

Чистокровных аборигенов до нашего времени не сохранилось. Только люди, предки которых одновременно были и мориори, и маори, и европейцами.

Мориори признали коренным населением Чатема… А заодно и маори.

«Потому что они уже полтора века тут живут, и значит тоже коренные».

При этом на самом архипелаге живут всего 36 человек, считающих себя мориори. И ещё более 600 - на острове Новая Зеландия, куда маори отвезли часть захваченных рабов.

Потомки мирного и гуманного племени с переменным успехом пытаются возрождать свою культуру.

Ну, а маори в общем-то и сейчас не очень стыдно.

Тем более, что самих Нгати Мутунга и Нгати Тама другие маори тоже потом убили и съели. Ибо традиционные ценности такие. Клингонские.

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.