Движения для детской польки. такт - Па польки назад с правой ноги

Методическая разработка

Изучение шага польки, основного элемента танца «Полька», в группе начинающих.

«Полька» - родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой.

Состав занимающихся - группа мальчиков 6 - 7 лет, начинающие.

Цель: научить исполнять (танцевать) польку.

Задачи:

разучить движения польки;

познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;

развивать координацию движений, музыкальный слух;

вырабатывать легкость движений, осанку;

развивать физические данные ребенка, память, внимание.

Практическое занятие «Шаг «польки», шаг «заступа», шаг «подскока»,

«совершенствование шага «польки», шага «заступа», шага «подскока»

Мотивация и актуальность темы

Занятия хореографией проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни.

Вопросы для закрепления знаний

1. Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?

2. Почему танец назвали Полькой?

3. Сколько тактов существует в Польке?

Эталоны ответов на вопросы

1. Использование на занятиях хореографии элементов народных танцев развивает координацию движений.

2. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).

3. В танце Полька существует 28 тактов.

Критерии оценки

«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования; «4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок; «3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками; «2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.

Использование на занятиях хореографией элементов народных танцев развивает координацию движений, воспитывает умение сохранять в движении красивую осанку и содействует поднятию эмоционального состояния занимающихся.

Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги (чешск. Pulka – половинка).

Обучающиеся стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение: ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.


Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок вперёд и вернуться в исходное положение.


Такт 2. Выдвинуть вперёд на носок левую ногу.


Такт 3 - 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны.


Такт 5 - 8 . Повторить движение тактов 1 - 4.


Такт 9 - 10 . Выдвинуть правую ногу на носок в сторону (движения повторить дважды).


Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг вперёд в сторону - назад.


Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении (назад в сторону – вперёд).


Такт 13 - 16 . Повторить движение тактов 9 - 12 левой ногой.


Такт 17 - 18. Подняться на высокие полупальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.


Такт 19 - 20 . Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения (одно встряхивание на восьмую долю).


Такт 21 - 28. Повторить движение тактов 1 - 8

(выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полуприседания).

Шаг польки - это переменный шаг, выполненный легкими прыжками. Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.

Шаг польки вперед

Такт

Счет

Описание

«и»

небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед вниз

Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок

«и»

приставить левую в Ш позицию сзади

Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке

«и»

Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед-вниз

1 – «и» -2- «и»

То же с другой ноги

Шаг польки назад

И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс

Такт

Счет

Описание движения

«и»

Небольшой подскок на правой ноге, левая нога назад - вниз

Приставной шаг с левой ноги назад

Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок

  1. «и» -2 - «и»

Повторить движения счета с правой ноги

Шаг польки с поворотом кругом

И.п. - Ш позиция, правая впереди руки на пояс.

Такт

Счет

Описание движения

“и”

Небольшой подскок на левой ноге, правая нога вправо книзу

Приставной шаг вправо

Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на носок

«и»

Поворот направо кругом с небольшим подскоком, согнутую левую ногу скользящим движением разогнуть в сторону

1- «и» -2- «и»

Повторить с левой

Вопрос 1.

Какие двигательные качества развивают элементы народных танцев?

Вопрос 2.

Почему танец назвали Полькой?

Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полуприседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз (встряхивать почти одним пальцем), движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны вниз, затем кладутся на пояс в такте 21.

Вопрос 3.

Сколько тактов существует в Польке?

В польке назад приставные шаги выполняются шагом галопа (также, как и в польке вперед). Тело поворачивают в сторону одноименной ноги, делающей шаг назад, голова поворачивается в обратном направлении.

Учим детей танцевать:
ПОЛЬКА.

Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем. Эту
жизнерадостную и озорную пляску танцуют по всей Европе. И каждая
народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои национальные
черты и колорит.

Происхождение танца
Термин «полька» происходит от чешского слова pоlka, что означает
«половинный шаг». Быстрый темп требует проворного переступания ногами,
из­за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца.
Родиной польки часто считают Польшу из­за созвучного названия, но это не
так. Кроме того, путаницу вносит и шведский народный танец с
музыкальным размером ¾ ­ польска (polska).

История возникновения
Полька – это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской
провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по
достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без
полюбившегося танца. Полька – неотъемлемая часть любого торжества:
народного, светского, официального.
Темпераментный танец оценили и композиторы­классики: Бедржих Сметана,
Антонин Дворжак, Иоганн Штраус­отец и Иоганн Штраус­сын и другие.
Полька быстро вошла в моду в Чехии, затем во Франции, а затем и по всей
Европе. В Россию в 1845 году из Парижа танец привез знаменитый
балетмейстер петербургской императорской труппы Николай Осипович
Гольц. Сначала танец появился на сцене, а затем и в салонах аристократов.
Вскоре ни один великосветский прием не обходился без польки. Томные
дамы из высшего света наконец­то смогли проявить свой темперамент в
веселом и озорном танце.
Сейчас полька распространена по всей территории Европы. В каждом уголке
она вобрала в себя национальные особенности разных народностей, и
каждый, кто танцует этот танец, по праву, считает его своим.
Что такое полька?
Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп – быстрый. Для
того, чтобы танцевать польку, достаточно выучить несколько основных
движений, но быстрый темп требует виртуозного их исполнения. Основной
шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов,
соединенных приставкой и выполненных в кружении пары по кругу по линии
танца или против линии танца. Чтобы придать танцевальным па большей
эффектности, дама может совершить поворот под рукою кавалера. Галоп по
кругу, притопы, ковырялочки и другие па приукрасят танец. Полька – это и
концертный и социальный танец. Балетмейстеры ставят польку для
демонстрации на сцене. А на вечеринках, корпоративах и балах полька
танцуется с любым партнером под подходящую музыку.

Виды
Полька покорила всю Европу. Практически в каждой стране существует
свой вариант этого танца. Польку считают народным танцем в России,
Белоруссии, Украине, Чехии, Польше, Германии, скандинавских странах,
республиках бывшей Югославии и многих других. Зажигательный танец
проник и в страны Северной Европы, на Британские острова, и даже в США
и страны Латинской Америки. Каждая нация внесла в танец свои
особенности: эстонская йоксу­полька танцуется медленно, важно,
молдавская – темпераментно, белорусская – грациозно, украинская и
русская – весело. Войдя в репертуар бальных танцев, полька пополнилась
бальными разновидностями: появились полька­ галоп, полька­мазурка,
полька­котильон.
Этот легкий, веселый танец прошел проверку временем, и еще долго будет
нас радовать своею красотою, изяществом и жизнерадостностью.
Особенности танца
Польку можно танцевать с любым уровнем подготовки. Это один из самых
первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду. Начинающий
танцор может ограничиться одним­двумя движениями, а настоящий виртуоз
может продемонстрировать все грани своего мастерства. Так как основное
движение польки – кружение пары по кругу, танцоры должны обладать
хорошим вестибулярным аппаратом и выносливостью.
Шаг польки
Шаг польки ­ это переменный шаг, выполненный легкими прыжками.
Различают шаги польки вперед, назад и с поворотом кругом.

Такт
Счет
Шаг польки вперед
Описание

«и»
«и»
«и»
небольшой подскок на левой ноге, правая нога вперед
вниз
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носок
приставить левую в Ш позицию сзади
Шаг правой ногой, левая нога сзади на носке
Небольшой подскок на правой ноге, левую вперед­
вниз
1 – «и» ­2­
«и»
То же с другой ноги
Шаг польки назад
И.п. ­ Ш позиция, правая впереди руки на пояс
Такт

«и»
1. «и»
1. «и» ­2 ­
«и»
Описание движения

Небольшой подскок на правой ноге, левая нога
назад ­ вниз
Приставной шаг с левой ноги назад
Шаг левой ногой назад, правая нога вперед на носок
Повторить движения счета с правой ноги
Шаг польки с поворотом кругом
И.п. ­ Ш позиция, правая впереди руки на пояс.
Такт
Счет

“и”
1. «и»
«и»
1­ «и» ­2­
«и»
Описание движения
Небольшой подскок на левой ноге, правая нога
вправо книзу
Приставной шаг вправо
Шаг правой ногой вправо, левая нога в сторону на
носок
Поворот направо кругом с небольшим подскоком,
согнутую левую ногу скользящим движением
разогнуть в сторону
Повторить с левой

«ДОБРЫЙ ЖУК» А. Спадавеккиа
Веселая полька
РАСПОЛОЖЕНИЕ:
Дети стоят парами по кругу, лицом друг к другу. Мальчики обращены
спиной в круг, девочки – лицом в круг, напротив мальчиков. У мальчиков
руки на поясе, у девочек – на юбочке, ноги вместе.
ВСТУПЛЕНИЕ: Слушают музыку
СХЕМА ТАНЦА:
А – «ковырялочка» правой и левой ногой (носок – назад, пятка – вперед + 3
притопа)
В – кружение «лодочкой» на шагах – 2 раза
А – подскоки по кругу, держась за руки
В – кружение «лодочкой»
А – попеременные хлопки в свои ладоши – ладоши партнера
В – кружение «лодочкой»
А – подскоки по кругу, в разных направлениях – мальчики по внутреннему
кругу, девочки по внешнему, руки зафиксированы.
В – кружение «лодочкой»
А – 3 хлопка в ладоши перед собой, 1 быстрый оборот вокруг себя на носках,
руки зафиксировать (повторить 4 раза)
В – кружение «лодочкой»
А – ходьба по кругу, руки соединены «стрелочкой»
Окончание – Остановиться, повернуться лицом друг к другу в своей паре,
выполнить поклон. (Девочки: шаг вправо ­ «пружинка», шаг влево –
«пружинка».Мальчики – шаг вправо – поклон головой, шаг влево – поклон).

Маленькая полька.
Описание. Участники разделены на тройки; по краям –девочки, в центре –
мальчики. Девочки придерживают руками юбочки, свободные руки

Фигура 1

Такт 3-4. Два шага польки по кругу, начиная с правой ноги.
Такт 5-8. Повторить движение тактов 1-4 .
Такт 9-12. Из троек образовать маленькие кружочки, выполнить шесть

Такт 13-16. выполнить шесть движений бокового галопа по маленьким

Фигура 2 [музыка повторяется с начала ].
Такт 1-2. Танцоры перестраиваются; встают друг за другом в тройках
лицом к центру круга, положив руки друг другу на плечи [ у ведущего руки на
поясе ].
Выполняют движения тактов 1-2 к центру круга.
Такт 3-4. Два шага польки по направлению к центру круга.
Такт 5-6. Быстро поворачиваются в тройках спиной к центру круга через
правое плечо, снова положив руки друг другу на плечи
[ меняется ведущий ] и выставляют ноги на носок.
Такт 7-8. Выполняют два шага польки по направлению от центра круга.

Такт 9-12. В маленьких кружочках выполняют шесть галопа вправо и
притоп.
Такт 13-16. Движение бокового галопа по кружочкам влево и притоп.
Фигура 3
Такт 17-24. Все встают снова тройками и повторяют движение тактов 1-
8 по кругу.



ПОЛЬКА ДРУЖБА
Основное движение ­

Подскоки:




Исходное положение:
Пары располагаются по кругу друг за другом. Дамы образуют внешний круг,
кавалеры ­ внутренний. Правая рука кавалера согнута в локте, кисть
находится впереди корпуса, пальцы подогнуты. Дама берет партнера "под
руку". При этом правая рука дамы в течение танца движется произвольно.
Левая рука кавалера, как и правая дамы, ­ произвольно, либо же все кавалеры
держат свою левую руку за спиной (вариант).
Танец начинается с подскоков вперед по линии танца (против часовой
стрелки) на 8 тактов, далее оба партнера разворачиваются лицом друг другу,
4 подскока спиной: кавалер движется спиной к центру круга, дама ­ спиной от
него, 2 хлопка, 2 притопа.
До за до: дама и кавалер движутся подскоками вперед на 4 такта со сменой
мест, при этом дама относительно партнера проходит справа, как и партнер
относительно дамы. На 4 такта оба партнера движутся спинами назад со

сменой мест, при этом партнер относительно дамы и дама относительно
партнера проходят слева (общее движение по часовой стрелке).
Смена партнеров: Оба партнера движутся к правому (правой) партнеру
(партнерше) подскоками на 4 такта. Дама при этом оказывается во
внутреннем кругу, кавалер ­ во внешнем. На 3 такта партнеры меняются
местами (движение по часовой стрелке) подскоками, на четвертый дама
разворачивается к правому плечу на 1800, берет партнера под руку, все
перечисленные движения повторяются до конца музыки.
Поклон:

головой (корпус прямо).



ПОЛЬКА БЕРЛИНСКАЯ
Основное движение ­

Подскоки:
поднимается максимально
вверх с согнутым коленом, носок вытянут (на один такт); далее прыжок на
правой ноге, при этом левая нога максимально поднимается вверх с согнутым
коленом, носок вытянут (на второй такт).
Пары расположены по кругу друг за другом.
Исходное положение:

стоя лицом к центру (к партнеру). Руки Лодочкой: руки партнера отведены в

Порядок движений:
Зеркально:
1такт
2такт
Правая нога партнера выносится на каблук
вправо
Левая нога дамы ­ на каблук влево.
Правая нога партнера закрещивается на носок

впереди левой
Левая нога дамы ­ на носок впереди правой
Три притопа (партнер: правая, левая, правая
Дама ­ левая, правая, левая)
3­4 такт
Все вышеописанные движения выполняются на "мягких" ногах.
То же с другой ноги (в описании партнер и дама меняются местами).
Три приставных шага по линии танца (против часовой стрелки), хлопок с
одновременным подставлением свободной ноги (левой).
Три приставных шага против линии танца (по часовой стрелки), хлопок с
одновременным подставлением правой ноги.
Партнеры в итоге стоят лицом друг напротив друга, руки свободны.
1­2 такт
3­4 такт
5­6 такт
7­8 такт
Три быстрых хлопка правой рукой (оба)
Три быстрых хлопка левой рукой (Оба)
Три быстрых хлопка обеими руками по своим
коленям (оба)
Три быстрых хлопка двумя руками по рукам
партнера (партнерши)
Партнерша берет партнера под руку, на 4 такта подскоками смена мест по
часовой стрелку.
На 3 такта движение вперед до соседнего партнера (партнерши) с небольшим
смещением на диагональ (дама к центру круга, партнер ­ из центра), при этом
кавалер движется по часовой стрелке, дама ­ против. На четвертый такт ­
разворот лицом друг к другу.
Движения повторяются до конца музыки.
Поклон:
Кавалер: шаг вправо, поклон головой (корпус прямо), шаг влево, поклон
головой (корпус прямо).
Дама: из плие шаг вправо с небольшим скольжением, закрестили левую ногу
позади правой в глубоком плие, корпус слегка наклонен вправо; правая рука
мягко выносится вперед, левая ­ слегка отведена назад. То же с левой ноги.

"Полька Детская"
Исходное положение:
Кавалеры образуют внутренний круг, стоя спиной к центру; дамы ­ внешний,
стоя лицом к центру (к партнеру). Руки лодочкой: руки партнера отведены в
сторону ладонями вверх, руки дамы лежат на руках партнера.
Пары расположены по кругу друг за другом, и движение идет по линии
танца (против часовой стрелки).
Порядок движений:
Два приставных шага лицом друг другу. Проходящий разворот партнера к
левой руке, дамы ­ к правой. Два приставных шага спиной друг к другу, два
приставных ­ лицом. Поворот на трех шагах с продвижением по линии танца
обоих партнеров. При этом даба делает поворот вправо, кавалер­ влево,
кавалер перед разворотом делает даме "посыл" левой рукой как бы
подталкивая ее к повороту.
Движения повторяются 2 раза.
К концу второго раза партнеры расходятся на расстояние полутора ­ двух
шагов друг от друга, руки свободны.
1 такт
2 такт
3 такт
4 такт
Прыжок на левой ноге, при этом правая нога

правой ноги направлена вверх. (1)
Повтор (1):
Прыжок на левой ноге, при этом правая нога
вытягивается вперед на воздух, правая нога
слегка подгибается в колене, средняя часть бедра
правой ноги направлена вверх.

ноги направлена вверх. (2)
Повтор (2):
Прыжок на правой ноге, при этом левая нога
вытягивается вперед на воздух, левая нога слегка
подгибается в колене, средняя часть бедра левой
ноги направлена вверх.

5 такт
6 такт
7 такт
8 такт
(1)
(2)
(1)
(2)
Полька "дрожащая "
Представим, что все фигуры быстро исчезли, оставив только безумное
кружение...
Основной полечный шаг:
на <и> прыжок на левой ноге, правая вытягивается по направлению
движения (например, вперед или вбок), на <раз> правая нога ставится на
полупальцы, на <и> левая нога подтягивается к правой, на <два> правая нога
шагает по ходу движения и ставится на полупальцы, левая подтягивается и
поднимается так, чтобы она касалась пяткой щиколотки правой ноги.
Следующий шаг начинается с прыжка на правой ноге. При исполнении в парах
дама начинает с шага правой ногой (как описано выше), кавалер с шага левой
ногой.
Для кружения во время первого прыжка (<и>перед<раз>) идет поворот
вправо (начиная со второго полечного шага).
Современная полька
Партнеры стоят лицом друг к другу, держатся скрестно за руки: левой за
левую, правой за правую. Все полечные шаги делаются без поворотов.
Сначала оба партнера делают полечные шаг с правой ноги, затем с левой,
снова с правой, снова с левой, снова с правой, снова с левой, снова с правой,
снова с левой (всего восемь полечных шагов). На последнем шаге руки
опускаются.
Делается один полечный шаг вправо, партнеры берутся левыми руками, за
один полечный шаг с левой ноги меняются местами, разворачиваясь лицом к
партнеру. Руки опускаются.
Делается один полечный шаг вправо, один полечный шаг влево.
Партнеры снова подают друг другу руки, танец начинается сначала.

Полька
Описание. Участники стоят в шеренгах в шахматном порядке. Исходное
положение; ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.
Такт 1.Выдвинуть правую ногу на носок в перёд и вернуться в исходное
положение.
Такт 2.Выдвинуть в перёд на носок левую ногу.
Такт 3 ­ 4.Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны
[ на сильную долю каждого такта присесть, на слабую встать ] .
Такт 5 ­ 8.Повторить движение тактов 1 ­ 4.
Такт 9 ­ 10.выдвеныть правую ногу на носок в сторону [ движения повторить
дважды ] .
Такт 11.Описать носком правой ноги полукруг в перёд в сторону ­ назад.
Такт 12.Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении
[ назад в сторону ­ перёд ] .
Такт 13 ­ 16.Повторить движение тактов 9 ­ 12 левой ногой ].
Такт 17 ­ 18.Подняться на высокие полу­­пальцы, переводя руки в третью
позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.
Такт 19 ­ 20.Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая
кистями рук, выполняя мелкие движения [ одно встряхивание на восьмую
долю ] .
Такт 21 ­ 28.Повторить движение тактов 1 ­ 8 [ выдвижение ног на носок
попеременно вперёд и два полу­­приседания ] .
Методические указания. Во время исполнения упражнения следует следить
за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полу­­
приседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте
19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к
другу, затем они поворачиваются вниз [ встряхивать почти одним пальцем ],
движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны в низ
затем кладутся на пояс в такте 21.
Круговая пляска
Фигура 1.
Описание. Участники стоят по кругу, взявшись за руки.
Такт 1 ­ 4.Идут хороводным шагом, начиная с правой ноги, повернув голову
вправо.
Такт 5 ­ 8.Переходят на дробный шаг.
Такт 9 ­ 10.Подбоченившись [ руки в кулаках на поясе ], три раза озорно
притоптывают правой ногой, выставив её немного в перёд, затем приставляют
её к левой ноге.

Такт 11 ­ 12.Три раза притоптывают левой ногой и приставляют её к правой.
Такт 13 ­ 16.Кружаться на дробном шаге, выполняя один поворот [ такты 13 ­
14 ­ половину круга, такты 15 ­ 16 ­ следующую половину ] .
Фигура 2.
Музыка повторяется с начала.
Такт 1 ­ 2.Идут четырьмя шагами к центру круга, постепенно поднимая
сцепленные руки.
Такт 3 ­ 4.Отходят назад четырьмя шагами, расширяя круг и опуская
сцепленные руки.
Такт 5 ­ 8.Двигаются по кругу дробным шагом.
Такт 9 ­ 16.Повторяют движение тактов 9 ­ 16 [ притопы и кружение] .
Методические указания. В соответствии с величественным характером
музыки в тактах 1 ­ 4 хороводный шаг исполняется важно и горделиво. С
тактов 5 ­ 8 в звучащей музыке слышаться подголоски [ за счёт шестнадцатых
долей ], поэтому так удобно переходить на дробный шаг. Плотная аккордовая
фигура в тактах 9 ­ 12, усиление звучания музыки диктует более активные
движения ­притопы, которые исполняются озорно и игриво.
Аннушка
Описание. Участники стоят по кругу, пара за парой, повернувшись к своему
товарищу лицом.
Такт 1.На ``раз`` легко хлопают в ладоши перед грудью, на ``два``, ``три``
ладонью правой руки легко ударяют по ладони правой руки партнёра,
направляя это движение в верх, так, чтобы руки пришлись повыше лица.
Такт 2.Повторяют эти движения, хлопая левой рукой по левой руке партнера.
Такт 3 ­ 4.Шестью маленькими плавными шагами поворачиваются на месте
вокруг себя; стоящий в паре с правой стороны ­через правое плечё, его
товарищ ­через левое. Партнёр кладёт обе руки на пояс, а партнёрша
придерживает края юбочки.
Такт 5 ­ 6.Повторяют движения тактов 1 ­ 2 [ хлопки] .
Такт 7 ­ 8.Кружаться четырьмя плавными шагами и в конце такта 8
останавливаются и берутся за руки крест ­накрест.
Такт 10.Три лёгких прыжка на обеих сомкнутых ногах на месте.
Такт 11 ­ 12, 13 ­ 14.Повторяют движение тактов 9 ­ 10 [ шаги и прыжки ] .
Такт 15 ­ 16.Кружаться на месте в разные стороны четырьмя плавными
шагами и возвращаются в исходное положение [ лицом друг к другу ] .
Такт 17 ­ 24.Повторяют движения тактов 1 ­ 8.
Методические указания. Танец может повторятся два раза со следующей
концовкой; на последние два такта части [ такты 15 ­ 16] в место кружения
партнёры кланяются друг другу; шаг в сторону и поклон.

В другом варианте на эти два такта части вместо кружения партнёры
кланяются друг другу; шаг в сторону и поклон.
Маленькая полька
Описание. Участники разделены на тройки; по краям ­девочки, в центре
­мальчики. Девочки придерживают руками юбочки, свободные руки
соединяют за спиной мальчика, а мальчик кладёт руки на талию девочек.
Фигура 1
Такт 1. Выставить на носок правую ногу, затем приставить к левой ноге.
Такт 2. Выставить на носок левую ногу, затем приставить к правой ноге.
Такт 3­­4 . Два шага польки по кругу, начиная с правой ноги.
Такт 5­­8 . Повторить движение тактов 1­­4 .
Такт 9­­12 . Из троек образовать маленькие кружочки, выполнить шесть
движений бокового галопа вправо [ против часовой стрелки ] и перейти на
такт 12 [ правой, левой, правой ногой ] .
Такт 13­­16 . выполнить шесть движений бокового галопа по маленьким
кружочкам и перетоп на такте 16 .
Фигура 2 [ музыка повторяется с начала ].
Такт 1­­2 .Танцоры перестраиваются; встают друг за другом в тройках лицом
к центру круга, положив руки друг другу на плечи [ у ведущего руки на
поясе ] .
Выполняют движения тактов 1­­2 к центру круга.
Такт 3­­4 . Два шага польки по направлению к центру круга.
Такт 5­­6 . Быстро поворачиваются в тройках спиной к центру круга через
правое плечо, снова положив руки друг другу на плечи [ меняется ведущий ] и
выставляют ноги на носок.
Такт 7­­8 . Выполняют два шага польки по направлению от центра круга.
Такт 9­­12 . В маленьких кружочках выполняют шесть галопа вправо и
притоп.
Такт 13­­16 . Движение бокового галопа по кружочкам влево и притоп.
Фигура 3
Такт 17­­24 . Все встают снова тройками и повторяют движение тактов 1­­8
по кругу.
Методические указания. Самым трудным моментом является чёткое
перестроение, над этим надо поработать отдельно. Могут быть и другие
варианты перестроений по усмотрению педагога. Не обязательно
придерживаться правила, чтобы в тройках было две девочки и один мальчик,
всё зависит от общего состава участников.

Весёлый слонёнок
Описание. Танцующие становятся парами по кругу боком и к центру
[ партнёры по ходу лицом, партнёрши ­по ходу танца спиной ]. Всё
изображают слонят.
Такт 1­­2 .Вступление. Слушают и на последнем звуке такта 2 поднимают
руки, согнутые в локтях [ ладони на уровне уха, пальцы растопырены­­это
слонёнок показывает `` уши `` ] .
Такт 3.На раз делают широкий шаг правой нагой, перенося на неё вес тела,
разводят руки в стороны [ партнёрша двигается от центра круга, а партнёр ­к
центру ]. На ``два`` приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки
сгибают в локтях, пальцы растопырены и направлены вверх.
Такт 4 .Повторяют движение такта 3 .
Такт 5­­6 .Те же движения, но в обратном направлении. Партнёры
возвращаются на своё места.
Такт 7­­10 . Повторяют движения тактов 3­­6 .
Такт 11 . Слонёнок вытягивает ``хобот``. На ``раз`` оставляют правую ногу
назад на носок, одновременно слегка наклонив корпус вперёд, вытягивая
перед грудью обе руки, положив правую ладонь на левую [ ладони смотрят
вниз ] .
На ``два`` приставляют правую ногу к левой, слегка приседая. Руки сгибают в
локтях, пальцы расслабляют.
Такт 12 . Повторяют движение такта 2 .
Такт 13­­14 . Каждый исполнитель поворачивается вокруг себя, переступая с
ноги на ногу и переваливаясь из стороны на сторону. руками показывают ``
уши`` [ растопыренные пальцы держат на уровне ушей ] .
Такт 15­­16 . Повторяют движения тактов 11­­12 .
Такт 17­­18 .Кружатся, как в тактах 13­­14 , с концом такта 16 после
кружения все встают в затылок друг за другом по ходу танца [для этого
партнёрша кружится полтора круга].
Такт 19­­26 . Все идут по кругу, раскачиваясь из стороны в сторону [ первый
наклон туловища от центра круга с акцентом на первую ногу ], с концом такта
26 все пары снова поворачиваются лицом друг к другу [ возвращаются в
исходное положение ].
Такт 27 . Все выполняют полу приседание, повернув голову в право [ руками
изображают ``уши`` ], и, выпрямившись, возвращаются в исходное положение.
Такт 28 . Полуприседание с поворотом корпуса влево и выпрямление.
Такт 29­­30 . Кружатся вокруг себя, переваливаясь.
Такт 31­­34 . Повторяют движение тактов 27­­30 .
Методические указания. Возможно усложнение движений в тактах 29­­30,
33­­34 .В место кружения на месте партнёры обходят друг друга с правой
стороны, не поворачивая корпуса, и возвращаются на свои места [такой обход
носит название до ­ за ­ до].

Тик­­так
Описание. Танцующие стоят в шахматном порядке в двух концентрических
кругах в одном направлении [спиной, к центру круга].
Фигура 1
Такт 1­­4 . Вступление.
Такт 1 . Строят треугольный ``домик`` часов ``кукушка`` над головой. Для
этого четырьмя мелкими рывками поднимают руки через стороны вверх,
повернув ладони с согнутыми пальцами вперёд, и образуют над головой
треугольник [это крыша], а локти рук согнуты и направлены в стороны.
Такт 2 . Четырьмя мелкими рывками опускают руки через стороны вниз.
Такт 3­­4 . Часы ``заводятся`` [начинают тикать]. Выполняют попеременные
движения руками на каждую долю такта; правая рука идёт вперёд, а левая
одновременно отводится назад [ладони повёрнуты ребром, пальцы сомкнуты,
локти выпрямлены]. Затем, наоборот, левая рука идёт вперёд, а правая
отводится назад.
Такт 5. Выполняют четыре высоких шага на месте [носки оттянуты],
продолжая изображать ход часов руками, как описано в тактах 3­­4.
Такт 6 . Показывают ``стрелки часов``. На 1долю такта полу­приседают с
поворотом туловища и головы вправо на 45 градусов, одновременно сгибая
правую руку в локте, а указательный палец ­
`` стрелку`` к левому плечу и выпрямляются, опуская руку.
На 2 долю выпрямляются и опускают правую руку. На 3­­4 доли полу­­
приседают с поворотом туловища и головы влево, подводя его палец ­
``стрелку`` к левому плечу и выпрямляются, опуская руку.
Такт 7­­8 , 9­­10 . Повторяют движения тактов 5­­6 .
Такт 11. ``Часы`` идут, как в такте 5.
Такт12 .Изображают ``бой часов``; Выпрямленными в локтях руками хлопают
вправо от туловища, над головой и влево [всего три хлопка].
Музыка повторяется с начала.
Фигура 2
Такт 1­­4 . Вступление.
Такт 1­­2 . Строят треугольный ``домик``.
Такт 3­­4 . Внешний круг поворачивается вправо, а внутренний­­влево и, стоя
на месте, все ``заводят часы``; взмахивают вытянутыми руками попеременно
вперёд­­назад.
Такт 5 . Идут по кругу четырьмя широкими шагами, размахивая руками
попеременно вперед­­назад [круги двигаются противным ходом].
Такт 6 . Останавливаются и показывают ``стрелки часов``.
Такт 7­­8 , 9­­10 .Снова идут по кругу и показывают ``стрелки`` часов
[ повторяют движения тактов 5­­6 ] .

Исполняя те же самые три шага и встав в ту же самую позицию со своим партнером, попробуйте исполнить танец польку, шагая вправо или влево. Такая техника сделает вашу польку более задорной и ритмичной. Пробуйте танцевать по направлению вперед и назад, по квадрату, а затем вновь вперед и назад.

  • Не теряйте осанки. Сохраняйте ноги в положении по направлению к вашему партнеру, просто передвигая их вправо или влево. Ваша спина должна оставаться прямой, руки поднятыми. Оставьте работу для ног.
  • Начните кружиться в танце. Зачем? Чтобы сделать его более завораживающим. Вы уже попробовали танцевать польку справа налево и вперед назад. Самое время для вращений. Ведущий в танце решит, в какую сторону паре следует вращаться, направо или налево:

    • Начните танцевать простую польку. Через один или два такта ведущему следует начать вращение по направлению влево. Для поворота влево следует начинать вращение в противоположную сторону. Полный оборот в 360 градусов должен быть выполнен в 4 счета. Попробуйте сделайте несколько оборотов подряд!
    • Если вы танцуете по направлению в сторону, сделайте оборот на 180 градусов в два счета, затем смените направление и повторите поворот. Если в танце ведете вы, вы можете вращать своего партнера снова и снова. Главное, смотрите, чтобы голова не закружилась!
  • Делайте повороты, не меняя положения туловища. При повороте каждый из партнеров должен повернуть ступню ноги ближайшей к скрепленным с партнером рукам на 90 градусов. При этом положение вашего туловища должно оставаться недвижимым.

    • Если вас данный жест приводит в смятение, подумайте о танго. В этом танце партнеры стоят напротив друг друга, туловище выпрямлено и недвижимо, в то время, как ноги начинают двигаться в сторону. В польке та же суть, но с чуть меньшим количеством выпадов.
  • Добавьте легкие прыжки. При исполнении танца в выше описанной позиции вашим ногам ничего не мешает, и вы свободно можете добавить к танцу несколько легких прыжков. Если же ваши ступни не развернуты для движения в сторону, а направлены к вашему партнеру, вы можете столкнуться коленями при попытке прыжков.

    • Помните о высоких подскоках на уроках физкультуры в школе? Так вот, в польке нужно выполнять именно такие прыжки, только с чуть большим воодушевлением. На счет 1 и 3 добавьте легкий подскок к вашим шагам. Вам точно понравится, как только вы немного попрактикуетесь!
  • Переключайте ноги. Двигаясь в сторону, вы можете менять очередность ног. Так как им ничего не мешает впереди, как вы, так и ваш партнер, можете начать шагать с внешней или внутренней ноги. Это поможет создать интересный узор танца.

    • Хотелось бы уточнить лишний раз, что вариация ног допускается только при движении в сторону. Если ваши ноги смотрят друг на друга, и вы двигаетесь вперед назад, смена ног не самая лучшая идея, иначе вы рискуете остаться без колен.
  • Название:

    Pas (фр.) - шаг

    Polka - народный чешский танец

    Pas polka (Па польки) - шаг польки, основное движение танца Полька.

    Музыка

    Музыкальный размер 2/4.

    Па польки занимает 1 такт.

    Счет: И-1-И-2

    Подготовительные упражнения

    • Перенос веса тела с двух ног на одну.
    • Выведение ноги на носок - battement tendu – баттман тандю по 3 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
    • Подъем на полупальцы (relevé – релеве) по 3 позиции.
    • Положение ноги в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди и сзади: ступня - у щиколотки опорной ноги с оттянутым носком, колено согнуто и отведено в сторону. Sur le cou-de-pied (фр.) буквально – «на шейке ноги» (на щиколотке).
    • Бросок ноги с выпрямленным коленом и оттянутым носком - jeté (жете).

    ПА ПОЛЬКИ ВПЕРЕД

    Исходное положение:

    1 такт - Па польки вперед с правой ноги:

    Описание движения

    Затакт (И)

    С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком (jeté – жете). Нога поднимается невысоко над полом.

    1-И-2

    Па шассе с правой ноги вперед:

    Счет 1- Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено.

    Счет И- Выпрямляя колено правой ноги, скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу к правой ноге в 3 поз. (позади правой ноги) и подняться на полупальцы обеих ног. Колени почти выпрямлены.

    Счет 2- Второе Па глиссе (скользящий шаг) правой ногой вперед в 4 поз. с носка на всю ступню. Колено правой ноги слегка смягчается. Левая нога остается сзади на носке (в 4 поз.). Колено левой ноги выпрямлено.

    2 такт - Па польки вперед с левой ноги:

    Замечания:

    • При исполнении Па польки вперед бросок ноги вперед на затакт - jeté (жете) должен быть невысоким и сдержанным. Колено выпрямлено, носок оттянут.
    • При исполнении Па польки вперед голова слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет шаг.

    ПА ПОЛЬКИ НАЗАД

    Исходное положение:

    Танцующие стоят в кругу, лицом по линии танца.

    Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди).

    Руки – на поясе или в бальной позиции.

    1 такт - Па польки назад с левой ноги:

    Описание движения

    Затакт (И) Перед началом движения слегка смягчить колено опорной правой ноги.

    С небольшим подскоком на правой ноге, левая нога приподнимается от пола, и остается позади у щиколотки опорной правой ноги с согнутым коленом и оттянутым носком - в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) сзади. Колено левой ноги направлено в сторону.

    1 Выпрямляя левую ногу назад и немного влево (оттянутый носок - на полу), выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.

    Корпус слегка поворачивается влево. Голова остается в положении - анфас.

    И Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы. Вес переносится на правую ногу.
    2 Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой назад в 4 поз. на низкие полупальцы.

    Правая нога носком по полу подтягивается к левой ноге вперед в 3 поз. (перед левой ногой) на низкие полупальцы.

    Вес остается на левой ноге.

    2 такт - Па польки назад с правой ноги:

    Замечания:

    • Па польки назад исполняется на низких полупальцах.
    • При исполнении Па польки назад корпус слегка поворачивается в сторону той ноги, которая выполняет движение (вправо - при исполнении с правой ноги, влево - при исполнении с левой ноги). Голова при этом остается в положении - анфас.

    ПА ПОЛЬКИ В ПОВОРОТЕ ВПРАВО

    Исходное положение:

    Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.

    Ноги – в 3 позиция (правая нога спереди)

    Руки – на поясе или в бальной позиции.

    Движение занимает 2 такта музыкального сопровождения.

    Описание движения

    Затакт (И) Перед началом движения слегка смягчить колено опорной левой ноги.

    С небольшим подскоком на левой ноге, правая нога броском поднимается вперед/в сторону с выпрямленным коленом и оттянутым носком -

    jeté (жете). Нога поднимается невысоко над полом.

    Голова поворачивается направо.

    1 Начиная поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
    И Скользящим движением носком по полу подтянуть левую ногу назад в 3 поз. (позади правой ноги) на низкие полупальцы.
    2 Выполнить второй небольшой скользящий шаг правой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на правую ногу.

    Левая нога остается сзади на носке.

    Слегка смягчить колено опорной правой ноги.

    И С небольшим подскоком на правой ноге заканчивается первая половина поворота вправо на 180 град. (до положения - спиной к центру).

    На подскоке левая нога сгибается в колене и подтягивается к щиколотке правой ноги сзади (оттянутый носок левой ноги почти касается пола). Левая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги.

    Голова поворачивается налево.

    3 Продолжая поворот корпуса вправо, выполнить небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
    И Скользящим движением носком по полу подтянуть правую ногу назад в 3 поз. (позади левой ноги) на низкие полупальцы.
    4 Выполнить второй небольшой скользящий шаг левой ногой вперед/в сторону (по линии танца) на низкие полупальцы. Перенести вес на левую ногу.

    Правая нога остается сзади на носке.

    Слегка смягчить колено опорной левой ноги.

    И С небольшим подскоком на левой ноге заканчивается вторая половина поворота вправо на 180 град. (до положения лицом к центру).

    Правая нога сгибается в колене и подтягивается носком по полу к щиколотке левой ноги спереди (оттянутый носок правой ноги почти касается пола). Правая нога – в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) спереди опорной левой ноги

    Голова поворачивается вправо.

    Замечания:

    • Па польки в повороте исполняется на низких полупальцах.
    • При исполнении Па польки в повороте, работающая нога выполняет движение jeté (жете) только на затакте первого такта (на первом подскоке на опорной ноге). В остальных тактах на затакте (на подскоках) свободная нога должна подтягиваться к опорной ноге в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
    • При этом левая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) позади опорной правой ноги, а правая нога подтягивается в позицию sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье) впереди опорной левой ноги.

      Нога выводится в сторону движения непосредственно перед исполнением шага.

    • При исполнении Па польки в повороте в паре на подскоках свободная нога также находится в позиции sur le cou-de-pied (сюр-ле-ку-де-пье).
    • При исполнении Па польки в повороте большая часть поворота выполняется на подскоке.
    • При исполнении Па польки в повороте голова поворачивается в сторону движения.

    Замечания общие:

    • Во всех случаях при исполнении Па польки предварительно исполняется затактовое движение - подскок на опорной ноге и подготовка работающей ноги к выполнению шага.
    • Подскоки Па польки – небольшие и легкие.
    • Перед подскоком обязательно слегка смягчить колено опорной ноги.
    • Подскок исполняется с небольшим проскальзыванием в сторону движения.
    • При исполнении Па польки не следует подчеркивать пружинистые покачивания вверх/вниз. Движение – горизонтальное, вдоль пола.
    • Свободная нога проводится вперед или назад близко к опорной ноге со слегка согнутым коленом.
    • Все шаги начинаются в носка. Ступни ног – выворотно.

    Литература

    1. "Современный бальный танец ". Пособие для студентов институтов культуры, учащихся культурно-просветительских училищ и руководителей коллективов бального танца. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М., "Просвещение", 1978 г.
    2. "Историко-бытовой танец ". Учебное пособие. И. Воронина. М., "Искусство", 1980 г.
    3. "Бальные танцы". Sarikojumu dejas. Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г.
    4. "Танец ". Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г.
    5. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам . Шутиков Ю.Н. С-Пб, 2006 г.
    6. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры ". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.

    Примечание

    По описанию в литературе Па польки вперед исполняется на низких полупальцах.

    Настоящее описание движения дано в трактовке Кондратенко Г.М., руководителя Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

    Па польки вперед в классических бальных танцах - движение скользящее (не стаккатированное) и исполняется как Па шассе См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ с предварительным Подскоком См. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ на опорной ноге.

    Видео к танцевальному элементу "Па польки"

    Танцевальный элемент Па польки вперед и назад демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

    Записи выполнены семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб, и на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

    Видео записи Па польки вперед, назад и в повороте в паре сделаны на танцевальных Семинарах - практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год, и на Городском конкурсе исполнителей отечественных бальных танцев среди студентов и сеньоров в 2015 г., СПб.