Подвижные игры для развития навыка ловли и передач мяча в баскетболе

Играй, играй, мяч не теряй

Задачи . Учить детей слушать сигнал, дать им почувство­вать качества мяча: вес, упругость и др. Формироватьумения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.

Описание игры . Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.

Методические указания . Воспитатель называет дви­жения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в сте­ну, вверх, вниз и т. д.

Сделай фигуру

Описание игры . Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если воспитатель говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит «ночь», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определенную позу и не шевелиться. Зашевелившийсяребенок получает штрафное очко. Выигрываютдети, не получившие штрафных очков.

Вызови по имени

Задачи. Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, уме­ние согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

Описание игры . Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга - ребенок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

Методические указания . Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

Игры с передачей и ловлей мяча

10 Передач

Задачи. Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами. Воспитывать спра­ведливость и стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры . Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. Но сигналу они на­чинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигры­вают те дети, которые дольше удерживают мяч.

Методические указания . Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди.

Мяч водящему

Задачи . Учить детей передавать мяч двумя руками от гру­ди и ловить его. Развиватьумение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети делятся на 4- 5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

Гонка мячей по кругу

Задачи . Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосре­доточиться при выполнении задания. Воспитывать ответствен­ность перед товарищами по игре.

Описание игры . Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге на­против друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигна­ла игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

Поймай мяч

Задачи . Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умение прийти на помощь това­рищу.

Описание игры . Дети делятся по трое. Двое из них ста­новятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасы­вают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания . Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, на­пример вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

У кого меньше мячей

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры . Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 180-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второ­го свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Займи свободный кружок

Задачи. Учить детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к то­варищам по игре.

Описание игры . На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5 - 2 м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удается это сделать, воспитатель даст свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружка, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счет не принимается.)

Методические указания . Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в нее второй мяч и второго водящего.

Варианты. 1. Водящими выделяются двое детей.

2. В игру вводится несколько мячей.

Обгони мяч

Задачи . Учить передавать, ловить мяч. Воспитывать ответ­ственность перед командой.

Описание игры . Играют 2 (можно 4-6) команды. Игро­ки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, ко­торые имеют мячи. После сигнала воспитателя каждым водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчива­ется, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водя­щему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Подвижная цель

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. По­павший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг.

Методические указания . Мяч можно бросать только в ноги водящего.

Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после пере­дачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

Успей поймать

Задачи . Учить передавать - ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети встают по кругу с водящим в се­редине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на дру­гую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания . Группа делится на 4-6 под­групп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

За мячом

Задачи . Учить передавать ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, вос­питывать ответственность за свои действия перед коллекти­вом.

Описание игры . Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и стано­вятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противопо­ложной колонне ребенку, а сам бежит в конец этой колонны, т. е. вслед за мячом. Поймавший также передаст мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее закан­чивает игру.

Методические указания . Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

Игры с элементами баскетбола, формирующие двигательные умения и навыки при обучении игре в баскетбол.

В играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных видов движений. Игры с мячом необходимо подбирать так, чтобы они содействовали быстрому формированию навыков владения мячом, обеспечивали высокую двигательную активность детей и были доступными, эмоциональными и привлекательными для детей, а также содействовали их всестороннему двигательному развитию. Игра помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок. С помощью игры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным.

Подвижные игры с мячом.

  1. Играй, играй, мяч не теряй”.

Задачи: Учить детей слушать сигнал. Формировать умения управлять мячом.

Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала передача все должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Выигрывают те дети, которые не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала все игроки должны правильно показать технику удержания мяча или принять стойку баскетболиста.

  1. “Вызови по имени”.

Задачи: Учить детей ловить мяч, умение согласовывать действия.

Дети делятся на команды и образуют круги. В центре круга – ребенок с мячом. После сигнала, он бросает мяч вверх и называет по имени того, кому предназначен мяч, тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает команда, меньше количество раз уронившая мяч.

Игры с передачей и ловлей мяча.

  1. “10 передач”

Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищем.

Дети становятся с парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары

по мячу. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

  1. “Мяч водящему”.

Задачи: Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Дети делятся на команды, образуя круги. В центре круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, старясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, быстрее и меньшее количество раз уронившая мяч.

  1. “Гонка мячей по кругу”.

Задачи: Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами.

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу, старясь, чтоб один мяч догнал другой.

  1. “Поймай мяч”.

Задачи: Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча. Воспитывать умение прийти на помощь товарищу.

Дети делятся по трое. Двое друг против друга перебрасывают мяч. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

  1. “У кого меньше мячей”.

Задачи: Учить детей передавать – ловить мяч, развивать умение ориентироваться по площадке.

Дети делятся на две равные команды. Площадка разделена сеткой. У каждого игрока мяч, по сигналу дети перебрасывают мячи на сторону противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Игры с ведением мяча.

  1. “Мотоциклисты”.

Задачи: Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

На площадке размечается дорога шириной 2-3 м. Все дети – мотоциклисты, они свободно ведут мяч. Педагог – регулировщик, с красным и зеленым флажком. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Когда зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки – провести мяч в движении. (Движение по улице проходит в одном направлении).

  1. Скажи, какой цвет”.

Задачи: учить вести мяч правой и левой рукой, приучать детей видеть площадку.

Все дети свободно ведут мяч по площадке. У педагога флажки разных цветов. Ребенок, около которого останавливается педагог и показывает флажок какого-либо цвета, должен ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает педагог. (педагог может показать палочки, а игрок должен сказать, сколько их).

  1. “Ловишки парами”.

Задачи: учить вести мяч бегом. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Дети делятся по двое, каждый из них имеет мяч. Один ребенок в паре – водящий, его цель - ведя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удается, другой ребенок становится водящим, а бывший водящий свободно ведет мяч.

  1. “Ловишки с мячом”.

Задачи: Учить детей вести мяч в правильной стойке правой рукой бегом, меняя направлении и скорость передвижения.

Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, ведя мяч. Цель водящего – ведя мяч, осалить рукой товарища. Если ему это удается, осаленный становится водящим.

Игры с бросками мяча в корзину.

12) “Пять бросков”.

Задачи: Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений.

Дети располагаются возле корзин на расстоянии 1-2 м от корзины. Дети бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадает 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

13) “Метко в корзину”.

Задачи: Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. Воспитывать ответственность и выдержку.

Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке, и становятся в середине ее на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу каждый ведет мяч к щиту, останавливается, бросает мяч указанным способом, ловит и передает его следующему товарищу по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Броски мяча в корзину без ведения мяча.

Игры с ловлей, передачей и ведением мяча.

14) “Мяч ловцу”.

Задачи: Учить детей применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать воспитанию коллективизма, развитию совместных действий.

На площадке чертят 3 круга, один в другом: первый диаметром 1м, второй – 3м и третий 5 м. В первый круг становится ловец, второй круг свободен, в третий становятся защитники (4-6 человек). 2 команда – игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передавать его ловцу. Защитники им противодействуют, не давая ловцу поймать мяч. Выигрывает та команда,

которая большее количество раз перебросить мяч своему ловцу.

15) “Борьба за мяч”.

Задачи: Учить использовать изученные приемы, развивать умение сочетать свои действия с действиями других игроков команды.

Дети делятся на две команды (надевая отличительные знаки). Выбирается капитан. Педагог в центре площадке подбрасывает мяч, а капитаны стараются его отбить своей команде. Игроки команды, овладевшие мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда, сделавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

16) “Мяч капитану”.

Задачи: Учить применять в игре разнообразные движения с мячом. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнера, воспитывать коллективизм.

Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становиться в кружок, отмеченный в конце площадке соперника. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.


Количество игроков: четное
Дополнительно: сарафаны, косынки
Игроки разбиваются на две команды. На стуле лежат два сарафана и две косынки. По одному игроку из обеих команд подбегают к стульям и надевают сарафан и косынку. Кто быстрее это сделает, тот и победитель.

Квадрат - игра для детей

Количество игроков: 4
Дополнительно: мяч
Игровое поле представляет собой начерченный на земле или асфальте квадрат произвольного размера (как правило - порядка 4х4 метра), разделенный на четыре меньших квадрата, каждый для отдельного игрока. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи.
Игра ведется до пяти штрафных очков (голов) одному из игроков. После чего игроки сдвигаются на одно поле по часовой стрелке, проигравший, при наличии возможности - заменяется на другого (игра на вылет).
Игра начинается с подачи. Первую подачу осуществляет игрок, определяемый жребием. Последующие, после голов, осуществляет игрок, пропустивший гол. Мяч бросается руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали.
Любое касание мяча считается ударом.

Пионербол - спортивная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 4 волейбольных мяча
Играющие делятся на 2 команды и строятся на 2 половинах волейбольной площадки в 2 -3 ряда. Каждая команда получает два волейбольных мяча. По сигналу играющие стараются как можно быстрее перебросить мячи через сетку на сторону соперника. Переброска мячей продолжается до тех пор, пока на одной стороне не окажутся все мячи одновременно. Игру останавливают, и команда, на стороне которой оказались мячи, проигрывает очко.

Футбольный тир - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: щит, мяч, веревка
В центре игровой площадки устанавливается щит, оформленный под футбольные ворота; размер щита-ворот 1,5 метра на метр. Посредине щита прорезано отверстие диаметром на 10 сантиметров больше мяча. На шнуре длиной четыре метра привязан футбольный мяч, который ударом ноги требуется забить в отверстие.

Ходули - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: ходули
Участники должны пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Эстафета с яйцом - игра для детей

Количество игроков: четное
Дополнительно: яйца, ложки
Все игроки разбиваются на две команды. Затем игроки должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.
Можно использовать одну ложку на всю команду, а можно каждому члену команды дать по ложке.

Спичечный турнир - игра для детей

Спортивная ходьба - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Делая каждый шаг, необходимо пятку одной ноги вплотную приставлять к носку другой. Дистанцию для такой ходьбы можно определить в 5 метров туда и обратно. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды вернется на исходную позицию.

Подвижные игры

для развития навыка ловли и передачи мяча

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а игра позволяет отработать необходимые задания на фоне утомления. Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и дав игрокам соответствующие инструкции.

«Гонка мячей по кругу»

Игроки, заранее разделившись на две команды, выстраиваются в круг, встав через одного. Два игрока с мячами из разных команд располагаются на противоположных концах. Команды передают мяч через одного, то есть внутри своей команды. Задача: выполняя быстрые и точные передачи, обогнать мяч команды соперника. Для удобства лучше использовать разные по цвету мячи.

Вариант: две команды образуют два разных круга и передают мяч последовательно каждая в своем кругу. Чья команда быстрее пройдет передачами 5 кругов? То же самое можно делать в шеренгах или колоннах.

«Салки передачами»

Два водящих игрока с помощью передач друг другу должны осалить одного, другого, третьего из участников, увертывающихся при движении по площадке от мяча водящего. Осаленным считается лишь тот участник, к которому приблизился водящий и коснулся его мячом, находящимся у него в руках. Как только все участники игры будут осалены, пары водящих меняются.

«Десять передач»

Игра проводится на половине площадки. Соревнуются две команды по 4–6 человек. Игроки команды, владеющие мячом, передают, двигаясь в любом направлении по площадке, мяч друг другу. Соперники пытаются этот мяч перехватить и, если им это удается, уже сами его контролируют. Побеждает команда, которой удалось продержать мяч с помощью 10 передач подряд. Как только команде с мячом удалось это сделать, ей присуждается одно очко.

Варианты: можно играть не до 10, а до 20 передач подряд; не на половине, а на всей площадке, набирать например, наибольшее общее количество передач (а не подряд); выполнять броски в корзину соперника после того, как команда набрала необходимое количество передач.

«Живая цель»

В середине круга диаметром 8–10 метров находится водящий, а играющие – за кругом. Игроки, перебрасывая мяч, стараются «запятнать» водящего (можно целиться только ниже пояса). «Запятнавший» игрок идет на место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания) в пределах круга.

Вариант : водящий охраняет «крепость», расположенную за его спиной (небольшое сооружение из гимнастических палок или кеглю), в которую и стремятся попасть играющие. Для большего азарта можно ввести ограничение времени (например, 24 секунды).

«Передал – садись»

Равные команды в колоннах за чертой. Капитаны впереди на расстоянии 4–5 метров лицом к командам с мячом. По сигналу капитаны команд передают мяч первым игрокам своей команды. Те, поймав мяч, передают обратно и тотчас приседают. Затем передача следующему игроку и т. д. Игра завершается в тот момент, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

Вариант : после того, как капитан поймал мяч от последнего присевшего в колонне игрока, место капитана занимает игрок, стоящий в колонне первым, а капитан встает в конец колонны и т. д. Игра заканчивается, когда капитан вновь займет свое место.

«Мяч капитану»

Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).

«Нетбол»

Эта игра очень популярна в Великобритании, Австралии и других странах (особенно среди девушек). Порой ее называют «женским баскетболом». Зарубежные тренеры считают нетбол неплохим подспорьем для обучения баскетболу.

В нетбол играют мячом, по размеру схожим с мини-баскетбольным. Цель игры – забить мяч в кольцо соперника. Кольцо диаметром 39 см крепится к вертикальной стойке на высоте 305 см (без щита ), которая расположена в полукруге радиусом 4,9 метра. Это – площадь ворот (кольца). Размер площадки: 30,5 метров в длину и 15 м 25 см в ширину. Вся площадка разделена на три равных доли (трети игрового поля): треть защиты, центральную треть и треть нападения. В центре площадки расположен центральный круг радиусом 90 см (см. рисунок).

Игра состоит из четырех периодов по 15 минут «грязного» времени. Перерыв между первым и вторым периодом, равно как и между третьим и четвертым, – 3 минуты, по окончании половины встречи – 5 минут. В случае травмы или иной крупной задержки встречи судьи добавляют 2 минуты игрового времени.

В составе каждой команды 7 человек (с запасными может быть 12). Каждый игрок может играть только в своем амплуа, и у него есть своя площадь, где он может играть. Амплуа игроков написаны на форме участников спереди и сзади их начальными буквами (GS , GA , WA , C, WD, GD, GK).

Треть защиты Центральная треть Треть нападения



Goal Shooter (GS ) – снайпер. Зона игры – треть нападения и площадь ворот соперника.

Goal Attack (GA ) – нападающий. Зона игры – центральная треть площадки и треть нападения, включая площадь ворот соперника. Только эти два игрока могут наносить броски по кольцу соперника.

Wing Attack (WA ) – фланговый нападающий. Зона игры – центральная треть и треть нападения, исключая площадь ворот соперника.

Center (C ) – центральный игрок (не путать с центровым в баскетболе). Это главный связующий игрок. У него самая большая зона охвата – он может играть везде, кроме площадей ворот.

Wing Defense (WD ) – фланговый защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты.

Goal Defense (GD ) – защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты, включая площадь ворот.

Goal Keeper (GK ) – вратарь. Зона игры – площадь ворот и треть защиты.

Нетрудно заметить, что зона игры защитников пересекается с зоной игры нападающих. В нетболе применяется личная система защиты. Фланговый защитник опекает флангового нападающего, центральные игроки – друг друга, вратарь – снайпера, защитник – нападающего и наоборот.

В игре применяются основные правила баскетбола, но главное отличие – запрещается ведение мяча. Мяч можно передавать между игроками своей команды, в том числе и с отскоком от площадки, а бросать в кольцо – только из площади ворот. За каждое попадание начисляется одно очко. Во время броска опекающий защитник должен находиться на расстоянии 90 см от бросающего, выпрыгивать и накрывать мяч он может лишь после того, как мяч «оторвется» от руки форварда. За технические нарушения (задержка мяча, пробежка, ведение, нарушения границ зоны игры определенным игроком) владение мячом передается другой команде. За неспортивные нарушения (фолы игровые и дисциплинарные) назначается штрафной бросок или пас с места нарушения. В этом случае игроки команды соперника не имеют права препятствовать броску или передаче до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

Вариант: у нас в стране эта игра не сыскала популярности, однако, учитывая то, что правила игры, ее продолжительность, размеры площадки очень близки к баскетбольным, нетбол можно взять на вооружение специалистам при обучении передачам мяча и взаимодействиям игроков. Опираясь на вышеизложенные правила, можно допустить любой возможный синтез этой игры в тренировочный процесс. Например, при игре 5 на 5 выделить двух нападающих (центровой и тяжелый форвард), которые могут совершать броски без отскока от щита, находясь внутри линии дальних бросков; двух защитников их опекающих, и одного разыгрывающего. При этом ведение мяча полностью исключается. Можно также разрешить дальние броски игрокам задней линии.

Баскетбол без ведения

Две команды играют по правилам баскетбола, исключая ведение мяча.

Вариант: ведение можно исключить на половине площадки соперника или, наоборот, на своей половине площадки. Можно играть в одно кольцо 5 на 5 или 3 на 3. Можно также использовать ведение мяча лишь после того, как команда набрала определенное количество (5 или 10) передач.

Зонный баскетбол

Играют три команды по правилам предыдущей игры. Одна команда (белая, см. рисунок) нападает, а две других защищаются. При этом одна из команд контролирует одну половину поля, вторая – другую. Игроки команд защиты не могут переходить на половины площадок друг друга.



Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы в том, что передачам мяча следует уделять большое внимание в процессе технической подготовки баскетболистов.

На начальном этапе этот технический элемент является стержнем всех групповых взаимодействий игроков. Поэтому не случайно, что многие авторы (Костикова Л. В., 2002 г.; Кузин В. В., Полиевский С. А., 1999 г.) рекомендуют большой подбор упражнений, направленных на укрепление навыков ловли и передач мяча. На начальном этапе обучения следует больше включать упражнений игрового плана, а также подвижные игры с передачами мяча. Это позволит начинающим спортсменам быстрее перейти к следующему важному моменту методики – быстрому и точному выполнению передач и ловли мяча. Многие подвижные игры с передачами мяча будут также полезны и при обучении определенным групповым взаимодействиям игроков.

Не следует также забывать об отработке техники передач мяча и в группах спортивного совершенствования. Безусловно, подбор упражнений будет другим, чем в группах начальной подготовки. Но не следует пренебрегать и игровыми заданиями. Ведь игра – это не только средство выплеснуть свои эмоции игрокам, но это ещё и способ отработки определенных тактических схем и взаимодействий игроков.

Следует принять во внимание, что лучше всего использовать упражнения в передачах и ловле мяча в первой части занятия, после разминки, хорошо разогрев при этом кисти и пальцы рук. После этого можно переходить к отработке взаимодействий игроков, в основе которых всё равно лежит точная, своевременная и быстрая передача мяча! Удачи Вам!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры под общей редакцией Ю. М. Портнова. Москва, 1997 год.

Зернюк Н. А. Реферат. Методика обучения техническим приемам игры в баскетбол. Москва, 2000 год.

Кузин В. В, С. А. Полиевский. Баскетбол. Начальный этап обучения. Москва, Физкультура и спорт, 1999 год.

Костикова Л. В. Баскетбол. Москва, Физкультура и спорт, 2002 год.

Спортивные игры на уроках физкультуры / Под общей редакцией О. Листова. Москва, СпортАкадемПресс, 2001 год.

Интернет-сайт о правилах игры в нетбол.

Одним из самых важных и наиболее технически сложных элементов баскетбола является передача мяча . Это самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. Основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре это точная передача мяча. Результативные передачи, то есть пас игроку, который поражает кольцо соперника, учитываются при составлении финального протокола игры.

Игрок, который отдает пас, отвечает за своевременность, точность, быстроту передачи, ее внезапность для соперников и за удобство обработки мяча. При передаче мяча уверенность является очень важным фактором. При этом следует придерживаться основного правила - "Не уверен - не отдавай" и "Виноват дающий." Игрок, который передает мяч, несет ответственность за то, чтобы передаваемый мяч точно дошел до адресата. Согласно статистике 95% случаев перехватов и потерь виноват игрок, который передает пас.

Простота это ключ к умению делать точные передачи. Хороший пас должен быть легким и лишенным напряжения. Такие пасы выполняются с расстояния 1,5 - 5,5 м, более дальние пасы могут быть перехвачены соперником. Выполняя передачу и прием мяча необходимо иметь полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Хороший игрок должен обладать тактическим мышлением и отличным периферическим зрением.

Основные способы передачи мяча в баскетболе:

Пас от плеча;
- пас от груди;
- пас из-за головы;
- пасы снизу, сбоку, из рук в руки.

Передача от груди является самым эффективным и наиболее распространенным способом передачи мяча партнерам, пока между игроками по команде нет соперников. Держать мяч следует близко к груди и толкают его вперед, выпрямляя запястья таким образом, чтобы кисти рук развернулись. После выполнения броска большие пальцы рук должны оказаться внизу, а тыльные стороны ладони должны быть повернутыми друг к другу. Бросок следует выполнять так, чтобы мяч летел в направление груди принимающего. Обычно мяч направляется по прямой - это самый быстрый способ передачи мяча своему партнеру.

Передача с отскоком. При этой передаче мячом ударяют об пол игровой площадки, перед тем как он достигнет партнера. Не всем защитникам удается перехватить мяч, который ударяется об пол, поэтому во многих случаях очень полезна передача с отскоком. В ситуации, когда нападающий оказался в невыгодном положении или не хочет делать передачу рядом с защитником, а партнер по приему мяча оказывается в выгодной позиции для результативного броска, передача с отскоком может оказаться самым лучшим вариантом. Такая передача заставляет защитника принимать неестественную позу, при которой он вынужден согнуть корпус, чтобы достать мяч, который проносится рядом с ним.

Передача над головой. При выполнении такой передачи принимающий игрок должен получить мяч на уровне своего подбородка или выше. Если передача выполнена сверху вниз, то мяч опускающийся до пояса принимающего сильно сковывает движения рук принимающего, которому трудно решить каким образом принять мяч - держа большие пальцы рук вверх или вниз.

Передача из-за спины. В этом случае выполняется передача, при которой передающий берет мяч в руку, обычно это бросающая рука и обводит его вокруг своего корпуса за спиной. И после этого выполняет передачу своему игроку, при этом в то время пока мяч переносится назад, пасующий успевает заблокировать принимающего.

Существует также ряд "скрытых" передач, которые целесообразно использовать в условиях активной защиты противников, и они дают возможность замаскировать истинное направление паса. Движения, которые выполняет игрок, для передачи мяча своему игроку частично скрыты от глаз опекающего противника и в некоторой мере являются для него полной неожиданностью. В игре применяются такие виды "скрытых" передач: передача за спиной, передача из-за спины, передача под рукой, иногда даже передача из-под ноги. Для выполнения "скрытых" передач характерен короткий замах, для выполнения которого требуется минимум времени, и мощное завершающее движение кисти и пальцев рук. В зависимости от игровой ситуации, расстояние, на которое надо послать мяч партнеру, расположения или направления движения игрока по команде, способов и характера противодействия соперников игрок должен сам решить каким способом передачи мяча ему воспользоваться.

Лучшие игроки по результативным передачам. Такие признанные мастера, как Оскар Робертсон, Джон Стоктон , Мэджик Джонсон и Боб Коузи, считаются самими лучшими расфасовщиками в НБА. Так Джон Стоктон установил рекорд по количеству результативных передач за время своей карьеры – 15,806. Рекорд по количеству результативных передач за игру – 11.2 удерживает Мэджик Джонсон, а Джон Стоктон удерживает второе место с результатом 10.5. Ток тону также принадлежит рекорд по количеству сделанных результативных передач за сезон – 14.5. Джексон, Стоктон и Джексон по амплуа являются атакующими защитниками.

По результативным передачам в Суперлиге А лидером на сегодняшний день является Джаннеро Парго (Динамо Москва) – 5.4 передачи в среднем за игру.

Лучшими игроками по результативным передачам на текущий момент в НБА считаются: Стив Неш, Крис Пол, Джексон Кидд,