Конспект НОД по рисованию «Мой веселый звонкий мяч. Подвижная игра «Самолёты». Разминка. Игровое задание для

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Hе угнаться за тобой!

С.Я Маршак

Все мы знаем этот стишок с детства. Все мы любили в детстве игры с мячом, и именно мяч делал нашу игру увлекательной и яркой.

Поэтому моя работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками. Я считаю, что при подвижных играх у детей развивается навык владения мячом, что невольно приводит к повышению мышечного тонуса. Игры с мячом положительно влияют на эмоциональный настрой детей. А правильно подобранные упражнения оказывают укрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм воспитанника.

Упражнения, связанные с бросанием или перекатыванием мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного вида затрагивают весь спектр развития мышц ребёнка, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Вследствие чего у ребёнка развивается прекрасная осанка и умение владеть собственным телом.

Игровые упражнения с мячом начинаю использовать еще с детьми раннего возраста, основываясь на постепенном увеличении сложности упражнений, что способствует развитию детей к старшей группе. Один из немало важных аспектов в развитии детей в старшей группе это введение более сложных заданий, а также новых способов их выполнения.

В свою работу я привлекаю воспитателей. Для достижения наилучшего результата, в начале учебного года провожу консультацию на тему: «Роль и возможности использования мяча на занятиях в каждой возрастной группе», в которой рассказываю, что мяч можно использовать для обучения основным цветам, простому счету, развитию речи. Очень важно тактильное ощущение при работе с мячом, ведь мячи очень разные по свойствам (мягкие, массажные, тяжелые, маленькие, большие).

Один из важнейших этапов достижения положительных результатов в развитии детей является непосредственное участие родителей. Они активно принимают участие в мастер-классах, на которых я рассказываю и показываю, как правильно использовать мяч, для достижения той или иной цели. Я считаю, что родители должны знать насколько важно общение родителя и ребенка, а мяч им в этом безусловный помощник.

Наибольших умений и навыков владения мячом можно добиться различными способами. Но мною уделяется много внимания подвижным играм с мячом, так как в коллективной игре воспитанники учатся управлять своими движениями в разнообразных игровых ситуациях. Дети хорошо развитые физически легче вписываются в коллектив школы, а как мы знаем, это дает ему огромное преимущество в дальнейшем развитии.

А моя задача, как инструктора по физической культуре, состоит в том, чтобы вырастить здоровых, сильных и умелых детей.

Так как это наше светлое будущее!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой веселый, звонкий мяч"

Представлен конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Мой веселый, звонкий мяч"....

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!»

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!» (средняя группа)...

Конспект интегрированного занятия «Мой веселый звонкий мяч»

Учить детей составлять короткий, описательный рассказ.- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,- Обогащать словарь детей прилагательными и глагол...


Представляем огромную коллекцию стихов про мячи. Собраны произведения популярных и малоизвестных авторов для детей всех возрастов. Четверостишия детям 3-4 лет представлены отдельной подборкой. Короткие стишки хорошо и легко учатся наизусть.

Мяч. Самуил Маршак

Одним из самых известных считается одноименный стишок из его сборника лучших произведений.

Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?

Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!

Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.

Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,

Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.

Там
Попал
Под колесо. Лопнул,
Хлопнул
Вот и все!


Мячик. Агния Барто

Следующее произведение, пожалуй, знакомое любому ребенку с раннего детства – знаменитый «Мячик», написанный легендарной Агнией Барто.

Мячик


Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Четверостишия самым маленьким деткам

В.Берестов
Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.

Н. Радченко
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок — в уголок,
А потом обратно.
Вок как мы вечерок
Провели приятно!

Т. Прокушева
Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьётся,
В руки не даётся!

Григорьева Е.
Мячик бьют Рукой, ногой,
И он не обижается.
А шарик тронут
Раз, другой,
И тут же он сдувается...

Г. Кузнец
Скачет мячик прыг да скок,
Скачет мячик на порог.
Скачет десять раз подряд
От ладошки и назад.

Лема Б.
Мячик сделан из резины.
Об пол бью его рукой –
Он взлетает, как пружина,
Пляшет, точно заводной.

Е. Горбовская
Что такое, что за шум?
Скачет мячик: бум-бум-бум!
Прыг-прыг-прыг и скок-скок-скок,
Укатился под кусток.

И. Оленева
Мячик прыгает – резвится!
Как ему остановиться?
Только руки опустил-
И мой мячик загрустил!

Р. Горенбургова
Мячик круглый —
прыг да скок!
Ты куда деваться мог?
Поскакал и покатился,
в уголочек закатился,
там лежал и ждал меня.
Я искал его три дня!

Е. Долгих
Прыг-скок, прыг-скок
Я, хотя и невысок,
Но зато прыгучий.
И со страшной кручи
Покачусь я вскачь!
Я ведь круглый мяч

Т. Шотт
Мяч большой и толстобокий,
надувает мячик щёки.
Ты не лопни от обиды,
что бока всё время биты.
Тренируется игрок, –
подставляй небитый бок.

Коваль Т.
Речка к берегу волной
Гонит мячик надувной.
Ну-ка, мячик озорной,
Ты поплаваешь со мной?

***
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне бросай.

***
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!

Сапгир Г.
Мяч летает полосатый,
Мяч гоняют медвежата.
— Можно мне? –
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты еще малышка!

***
Мой славный мяч,
Забавный мяч
На месте не сидит!
Возьму его, пущу его,
И снова он летит!

Виеру Г.
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.

***
С утра на лужайку бегу я с мячом
Бегу распеваю, не знаю, о чем
А мячик как солнце, горит надо мною
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.

Полная коллекция

Н. Зубарева
Мяч под кресло закатился
И лежит там, затаился.
Как теперь в футбол играть?
Чем голы мне забивать?
Эй, довольно там валяться,
Мне пора тренироваться!
Вылезай-ка, хитрый мячик,
Здесь тебя заждался мальчик!
Я дружком тебя считал,
Без тебя мне скучновато!
Я бы сам тебя достал,
Жаль, что ручки маловаты!

Н. Родивилина
Круглый я, как колобок.
У меня упругий бок.
Весел очень и прыгуч,
Долететь могу до туч!
Жизнь, конечно, не легка —
Постоянно бьют бока,
Но ударов не боюсь,
В крепкой форме остаюсь
Не давайте мне лежать,
Я могу и убежать,
Без движенья — хоть заплачь! Угадали? Это мяч!

О. Христолюбова
Не стоит на месте Вовка:
И вприпрыжку он,
И вскачь.
«У меня есть мячик ЛОВкий!»
«Как быть может — ловким — мяч?»
«Высоко его бросаю,
Бью с разбега — далеко,
Всё равно его поймаю,
ЛОВкий — ЛОВится легко!»

Иванычева М.
Мячик, мячик
Прыг да скок.
Улетел под потолок,
Высоко взлетел, упал,
В руки мячик я поймал.

Разноцветный и большой
Он с рисунком, мячик мой.
Вышел я во двор гулять,
Предложил я всем сыграть.
Мы в футбол играли,
Мячик все пинали.
То в ворота – вратарю,
Иногда и игроку.
Мы в судью попали,
Счет мы потеряли.

Бедный мячик все терпел
И в ворота он летел.
Били все его подряд,
Мячик был совсем не рад.
Лопнул мячик и лежит,
Грустно так на всех глядит.

Мячик свой с земли я взял
И к себе его прижал.
Дома мячик я надул,
Дырку прочно затянул.
С ним в футбол я не играю,
Только дома я пинаю.


Раннева Е.

Мячик прыгал, баловался,
Не хотел на место встать,
По полу весь день катался,
Начал прыгать и скакать.
Вдруг разбил графин стеклянный
И за дверцей деревянной
Оказался под замком...
Я спасу его тайком.
Понимаю, что ему
Очень плохо
ОДНОМУ.

А. Кузьмина
Прыгал мячик и скакал,
А потом он убежал,
По тропинке покатился
И назад не воротился
Я везде его искал,
А потом искать устал,
Горько я расплакался,
Где же мячик спрятался?
Позову на помощь маму,
Пусть поможет поискать,
Может, закатился в яму,
Нужно мне его достать.

Аманов Э.
Свой мяч,
Свой новый мяч
Ты от меня не прячь,
Ведь я его не съем!
Какой чудесный мяч –
Не конь,
А мчится вскачь,
Один,
А хватит всем.

Е. Эрато
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка, —
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.

Поэзия сборника Е. Железновой:
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик — мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю!

Жданова Е.
Лежит на дорожке
И греет бока
Мой мячик.

Завтрак по ложке,
По крошке пока
Хомячу.

Дождись, мой хороший,
Ты не убегай,
Пожалуйста.

Мне пара ложек
Да полпирога
Осталось-то!

Коваль Т.
Бью по мячику ладошкой,
Скачет мячик по дорожке.
Прыг да скок до поворота,
Прыг да скок да за ворота,
Прыгнул в огород соседа —
Вот какой он непоседа!

А. Измайлов
Круглый мяч, упругий бок
Звонко скачет он скок-скок
Бросил я его на пол
Он подпрыгнул — и на стол.
Вот ворота- воротА
Вратарём кого?.. Кота!
Мимо мяч летит ворот,
Под кровать забился кот.

Н. Эпатова
Купили мячик Насте,

Звонко шлепнулся об пол
И скакать, скакать пошел.
Вот чудесная игрушка
Ни кольцо, ни погремушка.
Его стукнешь лишь ладошкой,
А он прыгает, как кошка.
Купили мячик Насте,
Сказал он громко: «Здрасте!».
Я играю им впервые.
Правда мячики живые?

***
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок
Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук
Не уйдёшь от наших рук.

Кацо
Мячик в луже,
мячик в луже,
никому-то он не нужен.
Прыгал, прыгал целый день,
всякий бил, кому не лень.
И с помятыми боками,
ссадинами, синяками
он теперь в большой беде –
он один лежит в воде.

М. Пиудунен
В руки мячик я беру,
Хочешь поиграем?
В развеселую игру
Кто его поймает.
Я кидаю-ловишь ты,
Кинешь-я поймаю,
Только мячик почему-то
Вечно убегает.
Хочет прыгать и скакать,
Прятаться куда-то
То под стол, то под диван,
То нырнет в кровати.

***
Вижу бьют мальчишки мячик:
И с разбегу,
И ногой!
Я спросила бедный мячик:
«Больно, мячик дорогой?»
Показал язык мне мячик
– Так тебе не больно, значит?!
Мяч ответил:
– У мальчишек,
Видишь, сил какой излишек?
У меня излишек тоже!
Мы с мальчишками похожи!
Нам так весело!
Привольно!
Волейбольно!
И футбольно!
И ни капельки не больно!

Т. Гетте
Говорит однажды мячик:
«Бьют меня, а я не плачу,
Улыбаюсь и скачу,
Как положено мячу!
Если вам в бочок ногой,
Вы, конечно, сразу: „Ой!“
Получив в бочок ногой,
Подставляю я другой.
Ну ударьте по мячу!
Я заждался! Не шучу!»

Шатских Т.
Мячик всюду виноват,
Разбивает всё подряд:

И витрину в магазине,
И причёску тёте Зине,

Нос – полковнику в мундире,
И окно в шестой квартире...

Но досталось не ему,
А мальчишке одному.

Фея Сирени
Мячик звонкий и упругий!
Не завидуйте, подруги,
можно вместе поиграть,
можно мячик побросать;
если бить его об стенку —
он вернётся на коленку;
если бросить на дорожку —
он подпрыгнет до окошка,
а быть может и повыше —
подлетит до самой крыши!


С. Островский

Мой мяч, футбольный мяч, — он кругл.
Ему противен тёмный угол,
Где он пылится на полу.
Мяч слишком кругл,
Чтоб жить в углу.
Зато какое счастье вволю
Скакать по травяному полю,
Ногам подставивши бока,
Легко взлетать под облака!
Какое это наслажденье
Быть в центре,
Быть в пылу сраженья!..
Жаль, поле боя -тесный двор.
И ограничен твой простор.
Какое всё же счастье с лёта
Внезапно поразить ворота!..
Р-раз! — Неудачный поворот —
И мяч в окне вместо ворот.
И на асфальт летят осколки...
И арестованы футболки...
А мяч пылится на полу
Он провинился, он в углу

Мецгер А.
Папа подарил мне
Новый мяч футбольный,
И теперь хожу я,
Гордый и довольный.
Мне какое дело,
Что горят глаза
У ребят соседских?
Им кричу: «Нельзя
Мяч футбольный, новый
По земле гонять —
Можно поцарапать
Или ободрать».
И теперь мне скучно
С мячиком моим.
Почему остался
Я совсем один?

***

Круглый, мягкий, полосатый
Нравится он всем ребятам
Может долго он скакать
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его –
Он подпрыгнет высоко
Скучно не бывает с ним
Мы играть в него хотим.

Н. Кечатова
Подарили Дане мяч —
Мяч к нему пустился вскачь.
Он весёлый и упругий:
Прыг да скок — и прямо в руки!
Прыг да скок, прыг да скок —
Замечательный дружок!
Что такое? — Даня плачет,
В уголке притихший мячик
Даня, Данечка, не плачь!
Кто тебя обидел? — Мя-а-ач!
Я его об стенку — хлоп!
Отскочил и прямо в ло-об
Просто шутит твой дружок —
Прыг да скок, прыг да скок!
Зря не дуйся, милый Данька —
Вон и мячик грустный, глянь-ка!

Ладонщиков Г.
Ускакал от Кати мяч
И пропал куда-то.
Нет нигде его, хоть плачь,
Скрылся, вот беда-то!
За диваном, под столом,
В печке, под кроватью
И в углу за сундуком
Мячик ищет Катя.
Ищет, ищет – не найдет.
А того не знает,
Что Барбос и серый кот
В волейбол играют.

Кошкина А.
Лето. речка. Таня. мяч.
и повсюду громкий плач:
плачет брошенный в кювет
сломанный велосипед,
с хрустом слезы утирает
спрятанный в шкафу скелет,
у соседей на виду
пестрый мяч идет ко дну.
уж такой он, этот мяч!
тише, Танечка, не плачь.

Леонид Родич
На поле он один бывает.
Его все бьют, ногой пинают,
Толкают, ловят и бросают,
За ним бегут и пропускают.

Порою трескается кожа,
Кусками отлетая позже.
Он на воде держаться может,
И состязание подытожит.

Он за ворота вылетает,
И от удара зависает.
Его в минуту надувают.
По швам от злости разрывают.

Над головой его поднимут,
И в дальний уголок задвинут.
Бывает, просто грубо кинут,
И у кого-нибудь отнимут.

Его клеймят и украшают,
Об стенку жёстко разбивают.
На праздниках его вручают,
И необдуманно ругают.

Нечасто в руки можно брать.
Но по поляне можно гнать,
При всём свистеть, вопить, орать,
Реветь, ругаться и стонать.

Здоровым быть он помогает,
С ним с удовольствием играют.
Его по весу различают,
О нём когда-то забывают.

Он отличается по цвету,
И в каждом есть свои приметы.
Похож на нашу он планету:
Хрупка, округла сфера эта.

Блажен, кто забивает гол...
Вся жизнь похожа на футбол:
Стремительно несется вскачь
И ты в ней как футбольный мяч.

Физкультурный досуг

«Мой веселый, звонкий мяч»

(игры с мячом)

Подготовила и провела инструктор по ФК Снигирева Н.Н.

Цель: доставить детям удовольствие при выполнении физических упражнений; развивать ловкость и глазомер при катании мяча; закрепить умение продвигаться по кругу; развивать ловкость; повторить игровые упражнения с бегом, прыжками и в равновесии; развивать ловкость и глазомер в ловле и бросании мяча, совершенствовать двигательные умения и навыки; приобщать детей к здоровому образу жизни.

Задачи оздоровительные: учить элементарному массажу и дыхательным упражнениям; формировать правильную осанку.

Задачи обучающие: обучать основным приемом владения мячом; знакомить с историей возникновения мяча, его свойствами и формами; учить согласовывать движения с музыкой.

Задачи развивающие: развивать ловкость и координацию через индивидуальные, групповые, командные, народные подвижные игры с мячом.

Задачи воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к занятиям физической культурой.

Оборудование: мячи, воздушные шарики, музыкальный центр.

Ход физкультурного досуга

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в детском саду спортивное мероприятие, посвященное играм с мячом.

На спортивную площадку

Мяч веселый нас позвал.

Чтобы каждый с ним сдружился

И сильней и крепче стал.

Ребята, отгадайте мою загадку:

Он лежать совсем не хочет,

Если бросишь, он подскочит.

Бросишь вновь – пойдет он вскачь.

Отгадали? – Это мяч!

Мяч – любимая игрушка не только детей, но и взрослых. Какие спортивные игры с мячом вы знаете?(дети перечисляют). Правильно, молодцы! Для всех перечисленных вами игр нужен свой мяч. Давайте проверим, знаете ли вы, какие мячи используются в спортивных играх?

Игра-эстафета «Выбери мяч для игры». Игроки делятся на две команды и строятся в две колонны, впереди на расстоянии 8-10 м в обруче расположены спортивные мячи (массажный, баскетбольный, волейбольный, футбольный, теннисный и др.). По команде инструктора, нужно добежать до обруча и выбрать правильно названный мяч.

Ведущая:

Те времена умчались вскачь,

Когда у нас в саду

Лежал на полке Танин мяч

Что не тонул в пруду.

Не ставим сложных мы задач

И на вопрос ребят

Ответим, как играли в мяч

Мальчишки и девчонки век назад.

Ведущая: Ребята, мяч не всегда выглядел так, каким вы видите его сейчас. Резиновым, упругим и прочным он стал не так давно. А раньше мячи мастерили из подручных и природных материалов. Например, из тряпок и лоскутков, набивали их шерстью, тряпками, мхом или перьями птиц, зерном, горохом, пуговицами. Мячи делали из бересты и набивали песком, они были похожи на погремушки и очень нравились детям.

Вот вам первое задание: скажите, чем набит этот мяч? (детям показывают и дают в руки набивной мяч).

Ведущая: Сегодня мы с вами поиграем с мячом, сами превратимся в мячики. А кто-нибудь знает стихи о мячиках?

Дети рассказывают стихотворения о мячиках.

Ведущая: Молодцы! А хотите узнать, как все-таки мяч научился прыгать?

Произошло это так: один известный мореплаватель Колумб причалил свой корабль к берегу неизвестной ему страны. Путешественники сошли на берег и увидели, как местные жители играют круглым черным мячом. Они удивились, как высоко этот мяч взлетал над землей. Местные жители (индейцы)повели гостей в рощу, где росли высокие деревья с пятнистой корой. Они надрезали кору, по стволу потекла белая, густая жидкость – смола. В ней они «выкупали» свои сшитые мячики, которые на воздухе затвердели и потемнели. А называлась эта смола – каучук, это и есть резина. Вот так появились первые резиновые мячи, которые научились высоко прыгать и стали популярны во всем мире.

Ведущая: А сейчас все наши ребята будут мячами. Они как мячики легко попрыгают на двух ногах и легко покатятся.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Синий, красный, голубой –

Не угнаться за тобой.

Выполняется упражнение «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег).

Ведущая: Ой, какие мячики! И большие, и маленькие, и все разных цветов. Какой же мне выбрать? Выберу тот, который лучше скачет.

Положив руки на пояс, дети подпрыгивают, ведущий слегка касается руками их голов.

Синий мячик, желтый мячик,

Ну какой же лучше скачет?

Синий – скок! Желтый – скок!

И пустился на утек!

Инструктор хлопает в ладоши, «Мячики» разбегаются.

Ведущая: А теперь хочу узнать я, в мяч умеете играть вы?

Игра «Летит мой мяч». Дети становятся в большой круг, передают мяч по кругу друг другу. Ведущий дает детям 2 мяча, справа и слева.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам.

Дети под музыку передают мяч по кругу, когда музыка останавливается, выходят те дети, у которых в руках остались мячи.

Ведущий достает большой мяч. Один ребенок с ведущим прячет мяч, а остальные ребята его ищут.

Ты скорее, Таня, спрячь

Наш большой красивый мяч.

Этот мячик мы найдем

И тебе принесем.

Дети отворачиваются или закрывают глаза, ребенок прячет мяч. По сигналу ведущего дети идут искать мяч.

Ведущий: Мячик наш веселый

Не может так лежать.

Он просит ребятишек

Еще с ним поиграть.

Проводятся игры с мячом:

    «Прокати мяч» - дети делятся на две шеренги и прокатывают мяч друг другу.

    «Собери мячики в корзину»

    «Кто быстрее допрыгнет до ориентира, с зажатым мячиком между ног»

    «Забрось в ворота гол»

    «Кто быстрее догонит мяч».

В конце занятия проводятся упражнения с мячами, которые дают возможность детям отдохнуть и расслабиться.

Мячик с нами поиграл

И стихи нам рассказал,

Но мы с ним не прощаемся,

Еще с ним повстречаемся.

Наш мячик отдыхает

И счастья нам желает.

Чтоб сил набраться хоть чуть-чуть

И нам бы нужно отдохнуть.

Детям вручаются сок и фрукты.

Ведущая: Мне наш физкультурный досуг очень понравился, а в этом нам помог наш мячик! Вы все были активные, быстрые, ловкие. До свидания, до новых встреч!

Текст: Фёдор Косичкин

Детские считалочки, потешки, колыбельные и прочие детские стихи встречают всякого человека буквально в колыбели. И они же, как правило, сопровождают до самой смерти. Конечно, восхищение вызывают те немногие образованные люди, которые способны в «минуту жизни трудную» процитировать Мандельштама или Рильке (в оригинале), но куда больше тех, кто подумает про себя:

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

А попав в неловкую ситуацию, подтрунит:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Или, чтобы подбодрить себя, скажет:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мороз и солнце! День чудесный!

Конечно, эту строку, приходящую в голову пригожим зимним днем, мог написать только русский поэт. Но и у Пушкина больше памятно другое:

Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!

Детские стихи — вот настоящие «духовные скрепы», соединяющие население в народ. Наверно, не единственные. Но уж точно — самые прочные. И самые естественные.

Агния Львовна Барто

МИШКА


У ронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.

БЫЧОК

И дёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

МЯЧИК

Н аша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Самуил Маршак

БАГАЖ

Д ама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, Корзина, Картонка…
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь
И стали носить в экипаж
Приехавшей дамы багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку,
А сзади вели собачонку.


Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
Отдайте мою собачонку!

Позвольте, гражданка, на станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку…

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
1

Самуил Маршак

ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Ж ил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!


Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Вожатый удивился -
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
- Это что за полустанок?
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка -
Бологое иль Поповка? -
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
- Что за станция такая -
Дибуны или Ямская? -
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.

Закричал он: - Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

МОЙДОДЫР

О деяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.


Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!


Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

МУХА-ЦОКОТУХА

М уха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!


«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару -
Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!


Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Федорино горе


1

С качет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»


Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.

Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!


6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:


«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»


7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Николай Некрасов

Крестьянские дети

О днажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, подымается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…-
«Так вот оно что! А как звать тебя?» — Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мёртвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Наиболее распространенной формой патологии глаз у детей дошкольного возраста является косоглазие и амблиопия. Они характеризуются разной степенью нарушения зрительных функций.

Ведя поиск эффективных способов развития подвижности зрительного анализатора у детей с косоглазием и амблиопией, мы обратили внимание на то, что любимой игрушкой для многих детей является мяч. Дошкольники с удовольствием прослеживают его движения, участвуя в различных играх. Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Ребята играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но организация игр имеет определенную специфику.

Предлагаем вашему вниманию картотеку подвижных игр и упражнений с мячом, которые могут быть использованы в совместной деятельности педагогов с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией. Эти игры могут быть рекомендованы инструкторам по физической культуре, тифлопедагогам, воспитателям и родителям.

Картотеку легко использовать в работе: ее надо распечатать и разрезать на карточки, которые удобно брать с собой на прогулку или в физкультурный зал.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

для детей 3-4 года

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, обра­зуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем на­рисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ре­бенку, которого назвали по имени, и т.д.

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОКАТИ И ДОГОНИ »

для детей 3-4 года

Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился),

А теперь его догоним . (бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Правила: ребёнок ­смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СБЕЙ КЕГЛЮ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.

Ребенок приседает накорточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначен­ном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый)сопровождает свой показ таки­ми словами:

Посмотри, какие кегли. (педагог указыва­ет на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)

Правила: энергично оттал­кивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.

Дозировка: 3-4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «САЛЮТ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с деть­ми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Дозировка: 3-4 раза.

И.М. Вотолкина «Физкультурно — оздоровительная работа в ДОУ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

для детей 3 – 5 лет

Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.

Вот распрыгались мячи, разыгрались Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

Дозировка: 3-4 раза.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

для детей 3-4 года

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообрази­тельность.

Вариант: кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место.

Дозировка: 2-3 раза.

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 3 — 4 лет».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРА В МЯЧ»

для детей 4-6 лет

Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый произносит слова:

Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч! и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

Дозировка: 2-3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

для детей 3-5 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый - в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нeдавай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

Дозировка: 30 сек.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

для детей 4-5 лет

Цель.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем пой­мать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя рука­ми (см. рисунок)

6. Ударить мяч о стену, хлоп­нуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на зем­лю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « БЫСТРЫЙ МЯЧИК»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят.

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто, низко, низко. Отбивают о землю.

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят.

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук, Отбивают о землю.

Не уйдешь от наших рук.

Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

Дозировка: 2-3 раза.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Группа упражнений 1.

1) Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

2) Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

3) Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

4) Ударить мяч о землю и поймать двумя руками (рис)

5) Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

6) Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он пере­дает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

Группа упражнений 2 (у стены).

1) Ударить мяч о стену и пой­мать двумя руками.

2) Ударить мяч о стену и пой­мать одной рукой.

3) Ударить мяч о стену и пой­мать одной левой рукой.

4) Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и от­скочит, поймать его двумя руками.

5) Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, пой­мать его одной правой, затем левой рукой.

Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

Т.И. Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

для детей 5-6 лет

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и вы­полняет любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнитель­ное задание.

Дозировка: 2 – 3 мин.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ « У КОГО МЯЧ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Взрослый дает кому-либо мяч (диаметр 6-8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»- и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и стано­вится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

Дозировка: 2- 3 раза.

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три - мяч скорей бери!

Четы­ре, пять, шесть - вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить раз­бегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с рит­мом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

Дозировка: 3-4 раза.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ МЯЧ»

для детей 5-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость,зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играют втроем. Двое игроков располагают­ся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняет­ся местами с тем, кто бросил мяч. Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

Правила:

Дозировка: 2- 3 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!»

для детей 6-7 лет

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на пло­щадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

Дозировка: 2-3 мин.

Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

Дозировка: 4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА « У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила.

Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

Дозировка: 4 раза.

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым мячом. Он подбрасы­вает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только назван­ный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их за­стала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-ни­будь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» - и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра про­должается.

Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

Дозировка: 1- 2 мин.

А.И. Фомина «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход. Дети ходят или бегают по площад­ке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и сно­ва бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

Дозировка: 2-3 мин.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВЕДУЩЕМУ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развиватьвнимание, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети объединяются в 2-3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга – ведущий с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВДОГОНКУ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!» - и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

для детей 6-7 лет

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход. На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бро­сает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

Дозировка: 2- 3 раза.

Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ — САДИСЬ»

для детей 6-7 лет

Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за ли­нией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 — 2м от нее.

По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем- третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок пос­ле передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капита­ну последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.