Средний вес борца сумо. Будьте всегда в настроении. Приятные гастрономические радости

Оригинал взят у bloggmaster в СУМО

Давайте возьмем какую нибудь интересную тему и узнаем про нее побольше. Посмотрим интересные "живые" фото. Вот, к примеру, СУМО. Для нас это экзотика, а для кого то - это неотъемлемая часть культуры.

Будучи в Японии, английский фотограф Паоло Патрици (Paolo Patrizi) снял серию фотографий “Sumo”, иллюстрирующую повседневную жизнь борцов Сумо.

Из всех известных в мире единоборств сумо без всякого преувеличения можно назвать самым зрелищным. При всей своей культурной самобытности нет, наверное, на нашей планете борьбы, более популярной и притягательной. Хотя для множества непосвященных поклонников сумо является чем-то загадочным и необъяснимым. Впрочем, наверное, так же, как и сама непостижимая для европейцев Страна Восходящего Солнца.



Не только точной, но даже хоть сколько-нибудь приблизительной даты возникновения разновидности борьбы, подобной сумо, назвать не сможет никто. Но вот сами японцы считают, что первое упоминание их национальной борьбы появилось в одном из первых письменных источников древнеяпонской литературы, основной книге синтоистского троекнижия «Кодзики» («Записки о деяниях древности»), увидевшей свет в 712 году и охватывающей период от «эры богов» до 628 года. Там можно встретить описание поединка между богами Такэминоката-но ками и Такэмикадзути-но ками за право обладания Японией: «...и взял его руку словно тростник, обхватил и смял и отбросил прочь» (свиток 1, глава 28). И хотя относиться к этому эпизоду как к описанию конкретно сумо, наверное, не стоит, поскольку оба бога во время поединка использовали для достижения победы магию, японцы настаивают на обратном.

Еще один эпизод, касающийся борьбы, подобной сумо , можно встретить в другом письменном источнике — «Нихон сёки» («Анналы Японии»), появившемся в 720 году. Там повествуется о поединке двух силачей. Одного из них звали Кэкая, он был жителем деревни Тайма и славился на всю округу непобедимостью. Когда слухи об этом достигли владыки страны, он повелел найти другого силача, чтобы они могли сразиться. Достойный — Номи-но Сукунэ был родом из Идзумо, и тогда в 7-й день 7-го месяца 7 года правления императора Суйнина (29 год до н. э.) «встали они друг против друга и пнули поочередно ногами. И сломал Номи-но Сукунэ ребро Тайма-но Кэхая, а потом и поясницу ему ногой сломал, и так убил его» (свиток 6, глава 4). Как далее повествует книга, все имущество убитого было отдано победителю, сам же он остался служить при дворе, а после смерти стал богом-покровителем борьбы, а также гончарных мастеров.

Однако и первое, и второе упоминание относятся, скорее, к легендам. Само же слово «сумо » (сумахи) впервые встречается в «Нихон сёки» (на 9-м месяце 14-го года (469 год) правления императора Юряку). Слово «сумо» трансформировалось из существительного «сумахи» от древнеяпонского глагола «сумафу» («меряться силами») и за сотни лет превратилось сначала в «сумаи», а затем — в «сумо». Многие считают, что борьба попала на Японские острова из Кореи. И это не удивительно, ведь по образцу Страны утренней свежести и строилось Японское государство. Об этом говорит и этимологическое сходство названия: иное японское чтение иероглифов «сумо» — «собоку» очень похоже на корейское «шубаку». Да и первые достоверные сведения о сумо тоже связаны с Кореей: 22-го дня 7-го лунного месяца 642 года при дворе только что воцарившейся японской императрицы Когёку, в честь корейского посла из Пэкче, Чиджока, были устроены соревнования по сумо, на которых померялись силой императорские стражники и корейские воины.

Перед началом схватки сумотори хлопают в ладоши и, поднимая высоко ноги, с силой ударяют ими об пол. Борцы двух высших дивизионов также полощут рот и обтирают тело очистительной водой, «придающей силу». Некоторые суеверные борцы перед началом соревнований слегка касаются рукой красивой женщины. На время поединка к тори-маваси (пояс для схватки размером 80 см х 9 м) прикрепляются сагари (особые косички).

Традиция проведения дворцовых чемпионатов по сумо сложилась уже в эпоху Хэйан — времени японского ренессанса (794—1192 годы). Для отбора сильнейших придворные глашатаи покидали дворец императора уже весной, чтобы вскоре после праздника Танабата, который приходится в 7-й день 7-го месяца по лунному календарю, борцы со всех концов страны могли померяться силой перед властителем в «столице мира и покоя» Хэйане (Киото).

Судьи, как такового, не существовало, за поединком наблюдали поочередно военачальники дворцовой стражи, пресекавшие использование запрещенных приемов (удары в голову, хватание за волосы, пинание упавшего), а также следившие за синхронным стартом. Если результат схватки был сомнителен, то просили судить человека из аристократии, но в случае, когда и этот судья колебался, верховным арбитром выступал сам император, и его решение было окончательным. Абсолютному победителю присуждался титул чемпиона и вручались ценные подарки. Поскольку в турнире принимали участие борцы крупного телосложения, независимо от сословной принадлежности, случались и довольно парадоксальные ситуации. Например, борцы-крестьяне из-за турнира, приходившегося на период сбора урожая, не занимались своей основной деятельностью, поэтому согласно закону по возвращении домой их ждало заключение под стражу. Доставалось и губернаторам, рекомендовавшим их. Последний турнир был проведен в 1147 году, незадолго до установления в стране власти самураев.

Несколько сотен лет сумо находилось в упадке, но благодаря приверженности японцев к своей культуре и традициям не исчезло. Его подъем начался в период Азути-Момояма (1573—1603). Крупные феодалы Средневековья (даймё) содержали у себя лучших борцов, время от времени устраивая турниры. Тогда же появились первые профессиональные сумотори из числа ронинов — самураев, лишившихся господина.

Установившаяся в начале XVII века власть сёгунов Токугава и последовавшая изоляция страны способствовали росту народных промыслов, развитию изящных и зрелищных искусств. Прославленные борцы были невероятно знамениты, словно актеры театров Ноо или Кабуки. Популярность дошла до того, что типографии начали выпускать списки борцов с перечислением их титулов и особенностей (бандзукэ), дошедшие и до наших дней. Гравюры, изображающие известных сумотори, печатались огромными тиражами и всегда были востребованы. Для сумо наступил Золотой век. Почти окончательно сформировались правила проведения поединков, система рангов и титулы чемпионов, с некоторыми дополнениями все эти установки существуют и поныне. Есида Оикадзэ ввел титул звания ёкодзуны как отличие лучших из лучших. В период Токугава утвердились и 72 канонических приема сумо, называемых кимаритэ.

После реформирования армии и начавшейся вестернизации страны сумотори остались, пожалуй, единственными, кто не утратил своей самобытности и великолепной самурайской прически теммагэ. Некоторые сторонники глубокого реформирования пытались запретить сумо как пережиток самурайской Японии, но, к счастью для всех, этого не произошло. Благодаря поддержке пришедшего к власти в стране императора Муцухито сумо не было упразднено, более того, в 1909 году для проведения ежегодных чемпионатов был построен огромный комплекс Кокугикан.

В современной Японии сумо — это неотъемлемая часть культуры, бережно хранимая поколениями. Настоящий сумотори проходит трудный путь, который по силам немногим. Тот, кто однажды примет решение стать борцом, должен отдать себя этому делу без остатка. Вся жизнь членов японской федерации профессионального сумо строго регламентирована и похожа на жизнь скорее военного, чем спортсмена. Чтобы стать сумотори высшей лиги, нужны годы нелегких тренировок, упорного стремления к продвижению в табели о рангах. Человеку, пришедшему в сумо, необходимо думать о двух на первый взгляд несовместимых вещах: тренировке гибкости и наборе веса. И они этого добиваются — все сумотори, даже те, что достигают веса до 300 кг, могут с необыкновенной легкостью встать на гимнастический мостик или сесть на шпагат. Хотя для победы важен не только вес, не меньшую роль в действиях борцов играют ловкость и сообразительность. Судите сами: в одном из поединков на 8-м чемпионате мира, состоявшемся в 1999 году, 105-килограммовый россиянин Юрий Голубовский сумел одолеть американца Ярброу, весившего 350 кг.

Взойдя на низшую ступень иерархической лестницы, борцы начинают продвижение к вершине, ежегодно выступая на турнирах профессионального, так называемого «большого сумо» — оодзумо. Несмотря на то что в нем не существует строго обозначенных весовых категорий, к соревнованиям допускаются борцы не легче 70 кг, ростом не ниже 173 см (кстати, до 1910 года ограничения на рост не существовало, вес же должен был быть не менее 52 кг, но уже в 1926 году правила ужесточили до 64 кг и 164 см).

Каждый из шести чемпионатов по сумо (хомбасё) — это незабываемое, красочное зрелище, всякое действие которого неукоснительно подчиняется ритуалу, установившемуся в древности. За 13 дней до его начала Японская федерация сумо выпускает бандзукэ (табель о рангах), в котором по нисходящей вписаны все сумотори. Этот документ рисуется от руки, особым шрифтом, причем чем выше заслуги борца, тем крупнее написано его имя. Имена начинающих вписываются чуть ли не иголкой. До выпуска документа в свет вся информация держится в строжайшем секрете, лица же, ответственные за нее, находятся под «домашним арестом».

Во время турнира, длящегося 15 дней, каждый борец высшей лиги проводит по одному поединку в день. Сумотори низших дивизионов должны провести 7 поединков. Таким образом, для того чтобы стать обладателем любого приза, каждый сумотори должен одолеть от 8 до 4 противников. Существуют призы за техническое мастерство, за боевой дух, за лучшие показатели. Каждому призу соответствует денежное вознаграждение, эквивалентное примерно 20 тыс. долларов. Самый главный приз — 30-килограммовый Императорский кубок вкупе с призовыми деньгами (около 100 тыс. долларов). Кубок победителю вручается временно, до следующего турнира, у него же остается уменьшенная его копия. Предусмотрены также подарки от спонсоров. Если на поединок были сделаны ставки, рефери подносит конверты с выигранными деньгами победителю на веере.

Непосредственно перед схваткой оба борца синхронно выполняют ритуал «смывания грязи», затем встают в исходную позицию на стартовые линии. Широко расставив ноги и опустив руки, сжатые в кулаки, борцы сосредоточенно смотрят друг другу в глаза, пытаясь психологически победить противника еще до схватки. В прошлые века этот психологический поединок (сикири) мог длиться неограниченное время, и иногда случалось, что один из участников сдавался без боя. Эти «гляделки» повторяются 3—4 раза.
Профессиональное сумо делится на 6 дивизионов: дзё-но кути, дзёнидан, сандаммэ, макусьта, дзюрё и высший — макуути, в нем выступают лучшие борцы с рангами маэгасира, комусуби, сэкивакэ, оодзэки (по нарастающей).

Все перечисленные звания завоевываются и подтверждаются на регулярных чемпионатах, проходящих 6 раз в год: три раза — в Токио и по одному — в Осаке, Нагое и на острове Кюсю. Звание абсолютного чемпиона (ёкодзуны) присуждается по представлению Японской Ассоциации Сумо крайне редко — только самому успешному сумотори, сумевшему два раза подряд завоевать титул оодзэки и зарекомендовать себя среди товарищей с самой лучшей стороны. Титул этот пожизненный, однако, чтобы держать высокую марку, получивший его должен постоянно радовать поклонников красивым и не знающим поражений выступлением. За всю историю Японии этого звания удостоились всего несколько десятков человек.

Сначала на ринге (дохё) появляются два сумотори и рефери (гёдзи). Еще 4 судьи (симпан) следят за схваткой с 4 сторон за границами ринга. Поединок чемпионов судит главный рефери (татэ-гёдзи).

Схватка начинается по знаку рефери. Борцы должны начать борьбу одновременно, коснувшись ринга рукой. В случае фальстарта (если один из них не дотронулся до ринга) начинают все заново, а на виновника накладывается штраф на сумму от 500 до 1 000 долларов.

Как только результат поединка становится очевидным, рефери поднимает веер и произносит «Сёбу атта!» («конец схватки»), и после этого происходит утверждение победившего и объявление результата с указанием примененного приема, причем вместо имени сумотори называют сторону, с которой выступал победивший — «запад» или «восток» (этот обычай пошел со времени исторического периода Эдо, когда главными противниками в поединках были сумотори запада страны (из Осаки и Киото) и востока (из Токио).

Текст: Кирилл Самурский

1. Тренировка борцов сумо в летнем лагере на недавно отстроенной базе в Сома, в префектуре Фукусима на севере Японии. Снимок сделан 6 августа 2011 года. REUTERS/Yuriko Nakao

2. Для многих японцев приезд сумоистов стал символом того, что жизнь в регионе продолжается, и радиация все-таки не так страшна, как казалось раньше. REUTERS/Yuriko Nakao

3. Основатель тренировочной базы Хаяо Шига (в центре, спиной к камере), наблюдает за тренировкой спортсменов. REUTERS/Yuriko Nakao

4. Борец сумо Оцзума (в центре) бросает своего противника. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

5. Металлическая крыша - это единственное, что осталось от летнего спортзала на "манеже" после страшного землетрясения мощностью в 9 баллов, которое спровоцировало цунами и превратил Сому в груду мусора. REUTERS/Yuriko Nakao

6. Но специально к приезду сумоистов, которые вот уже 20 лет приезжают в тренировочный лагерь, спортивный манеж отстроили заново. REUTERS/Yuriko Nakao

7. Подготовка борцом сумо круга для проведения поединков. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

8. Возвращение борцов сумо в этот регион утверждает жизнь и поднимает настроение выживших людей. Это должно способствовать более быстрому восстановлению и обновлению жизни, разрушенной масштабной катастрофой. REUTERS/Yuriko Nakao

9. Младший борец сумо наблюдает за трапезой старшего товарища. REUTERS/Yuriko Nakao REUTERS/Yuriko Nakao

10. Основатель тренировочной базы Хаяо Шига, наблюдает за тренировкой спортсменов. REUTERS/Yuriko Nakao

11.Борцы сумо на отдыхе после тренировок. REUTERS/Yuriko Nakao

12. Борцы сумо до обеда. REUTERS/Yuriko Nakao

13. Подготовка к обеду на тренировочной базе в Сома. REUTERS/Yuriko Nakao

14. Борец сумо на тренировке в летнем лагере. REUTERS/Yuriko Nakao

15. Борцы перед обедом после тренировки. REUTERS/Yuriko Nakao

16. Борец Таманьбеля Юшима дает мальчику автограф после тренировки. REUTERS/Yuriko Nakao

17. Тренировка борцов на улице в летнем лагере. REUTERS/Yuriko Nakao

18. Тренировка в летнем лагере борцов сумо на восстановленной спортивной базе в городе Сома, в префектуре Фукусима. REUTERS/Yuriko Nakao

19. Борец сумо делает растяжку. REUTERS/Yuriko Nakao

20. Возвращение спортсменов к месту их обычных летних занятий японцы рассматривают как знак победы жизни над стихией. REUTERS/Yuriko Nakao

24. Напомним, землетрясение у берегов Японии произошло 11 марта, а вызванное им цунами унесло жизни более 13 тыс. человек. Еще столько же пропали без вести. Землетрясение также вызвал аварию на атомной станции "Фукусима-1". REUTERS/Yuriko Nakao


1. Только чуть более десятилетия назад иностранцы дошли до такого уровня мастерства, что смогли захватить лидерство в соревнованиях по сумо. На недавнем турнире в городе Нагоя, в соревнованиях в двух самых высоких разрядах принимал участие только один японец. Борец самого высокого разряда, Баруто, на фото справа, родом из Эстонии.

2. Киоск с сувенирами. На банных полотенцах, которые продают в Ногая Башо в июле, изображены новые герои сумо. Вместе с эстонцем Баруто на полотенцах можно увидеть двух монгольских борцов высшего дивизиона. По словам 67-и летнего Коя Мизуна, зрителя соревнований в Нагое, иностранные борцы очень стараются и заслуживают победы, однако японский зритель, который смотрит соревнования по своему национальному виду спорта, чувствует обиду за то, что в настоящий момент в Японии нет таких сильных борцов, которые могли бы составить им конкуренцию.

3. Фотоархив. На фотографиях команда борцов средней школы Сайтама Сакаэ, которая гордится своей самой лучшей командой борцов по сумо в Японии .

4. Территория школы. Участники школьного клуба по сумо Сайтама Сакаэ развешивают свои пояса, пока другие ученики школы учатся играть на тромбоне.

5. Мичинори Йамада, справа, является тренером успешной команды средней школы Сайтама Сакаэ. Одновременно он является учителем и заменяет отца своим подопечным. Он говорит, что раньше в японских семьях детей отправляли в секции по сумо, так как заботились о том, чтобы они хорошо питались. У современных детей в Японии есть все возможности кушать все что они захотят, они ходят в колледж и не хотят усердно заниматься.

6. Обучение. Сумо является воплощением национального духа Страны Восходящего Солнца, больше чем другие атлетические виды спорта. По словам учителя средней школы Йамада, само по себе сумо - это не утонченный вид спорта, его изящность заключается в сохранении традиций. Это то, что придает Японии ее неповторимость.

7. На ринге. Тренировочный бой учеников во время утреннего занятия.

8. Главные надежды. 18-летний Дайки Накамура весом в 132 кило тренируется в Сайтама Сакаэ. Он говорит, что, видя как много иностранных борцов в сумо, в нем, как истинном японце, пробуждается желание стать успешным в этом виде спорта.

9. Удары судьбы. После нескольких тренировочных схваток у одного из учеников рассечена губа, в то время как у другого кровоточит локоть. Как говорит Йамадо, ежедневные тренировки борцов сумо сродни ДТП.

10. Фитнесс. Гибкость является ключевым фактором, от которого зависит продолжительность нахождения в этом виде спорта, поэтому в программе Сайтама Сакаэ растяжке уделяется большое количество времени.

11. Юный борец подметает ринг после тренировки, это одна из повседневных задач ученика. "Когда мы навещаем дома престарелых, старикам нравится потрогать нас, а иногда у них на глазах наворачиваются слезы, - говорит Иошхинори Таширо, борец сумо в отставке, выступавший под именем Тойойама, - В сумо есть какое-то духовное начало."

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

Синтоистские ритуалы

Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

Площадка для борьбы

Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.


Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

Организация

Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.


Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.


Общий выход на ринг

Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

  • хватание за волосы;
  • выдавливание глаз;
  • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
  • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
  • захват части маваси противника в области промежности.

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Участие иностранцев и женщин

Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.


Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).

Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).

Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.

Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.

После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.

Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.

У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.

В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.

Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.

Выбрав стезю борца, многие молодые и не совсем молодые люди нередко встают перед сложным выбором: самбо или дзюдо? Или, быть может, греко-римская борьба? Оставьте сомнения, в наш век стремительной глобализации самое время стать борцом сумо.

Одним из самых распространенных заблуждений по поводу этой борьбы является то, что для получения почетного статуса необходимо быть, якобы, безразмерным гигантом, занимающим не менее трех мест в общественном транспорте. Японские сумо-звезды первой величины действительно весят 130-180 килограммов. А абсолютным чемпионом по физическим данным является проживающий в США борец с ростом 230 см. и весом 313 кг. Но не отчаивайтесь! Официально установленные Федерацией сумо параметры спортсменов весьма демократичны: нужно иметь рост более 167 см. и вес не менее 67 кг. Изначально требования были чуть строже, но один из кандидатов, которому не доставало двух сантиметров до минимального показателя по росту, пошел на хитрость, вошедшую в историю этой дисциплины. Молодой человек буквально настучал себе на голове шишку и добавил недостающие сантиметры. И после этого сделал успешную карьеру сумотори (так называется боец этого сурового единоборства). С тех пор и поныне - 167 сантиметров. Вы должны быть не старше 23-х лет отроду и иметь базовое образование.

С родимым домом придется на время попрощаться, тайны борьбы откроются перед вами только на "стационаре". Если вы отслужили в Вооруженных Силах, процесс обучения вас не сильно удивит. В школе сумо - так называемых "комнатах" - царит строгая иерархия с претензией на вежливую "дедовщину". Старшие помогают младшим постигать азы и тонкости, а благодарные младшие прислуживают более опытным товарищам. Независимо от желания. Учтите: в комнатах существует гибкая система продвижения в ранге. Если вы перешли в число старших учеников, но показали низкий уровень подготовки на турнирах, то вас всенепременно вернут в группу начинающих. Что означает вновь уборку, стирку и прочие хозяйственные работы. Поэтому молодые борцы изо всех сил стараются удержать достижения.

Во многих мирских радостях придется себе отказать. Начинающие сумотори встают до восхода солнца. Вместо кофе и бутербродов следует длительная тренировка. Спортсмены отрабатывают броски, захваты, упражняются на специальных снарядах. Неожиданностью для вас может стать сильный уклон в занятиях на гибкость и растяжку. Большинство массивных борцов с легкостью садятся на шпагат! Также вам придется изучать историю сумо, спортивную медицину, каллиграфию и искусство декламации древней поэзии. Зато после обеда спортсмены тренировками не утруждаются. То есть вообще. Это наши местные самбисты готовы накануне соревнований не вылезать из зала до темноты; сумотори должен бережно относиться к своему здоровью, быть отдохнувшим, бодрым и... набирать вес. Поэтому после обильного обеда, подающегося в общем котле, постояльцы "комнат" отходят ко сну. Пища, а это мясо, морепродукты, рис, овощи и особые травы, должна правильно усвоится организмом и распределиться по телу. После не менее обильного ужина, приходящегося на 6 часов вечера, спортсмены пользуются личным временем, которое рекомендовано проводить в прогулках и беседах. Засыпают "комнаты" в 22.30, и не позже. Любителям интернет-посиделок до утра придется несладко.

Когда обучение в "комнатах" останется за вашими могучими плечами, вы станете настоящим "рикиси", что переводится с японского как "богатырь". Будьте готовы к следующему удару: после аскетизма ученической жизни борцы сумо продолжают придерживаться строжайших правил поведения в быту и обществе. Количество запретов, готовых свалиться на вашу голову, поистине огромно. Жизнь сумотори всегда в центре общественного внимания, поэтому придется соответствовать высочайшим стандартам морального облика. К примеру, одного из известнейших борцов Страны восходящего солнца за малым не дисквалифицировали за расторжение помолвки... Очень важная для сумотори славянского происхождения деталь: употребление спиртного вполне себе разрешено. А вот наркотики в любом, даже самом легком, виде запрещены строго-настрого. Правила Ассоциации сумо не позволяют сумотори даже садиться за руль автомобиля! Правда, в качестве основной причины здесь значится не аморальность вождения как такового, а риск, которому подвергает борец свою драгоценную для нации и всего человечества жизнь. Вообще, став полноценным сумотори, приготовьтесь к несколько навязчивой опеке. К примеру, причесывает борца только специально обученный персональный парикмахер, и никак иначе.

Ступая на дохё - площадку для поединка, - учтите несколько важных особенностей. Это вам не борцовский ковер из местной ДЮСШ! Дохё покрыта песочком, и, что немаловажно, возвышается на добрых полметра. И никакие канаты не удержат ваше падающие в случае поражения тело, ведь одним из условий победы является вытеснение противника с площадки. При большой (очень большой) массе тела хорошего рикиси силу падения с полуметровой высоты вполне можно измерять в тротиловом эквиваленте. Ведь недаром в древней Японии считалось, что борцы сумо во время поединка отгоняют злых духов, сотрясая землю. Нужно быть готовым к травмам. Вы ошибаетесь, если думаете, что сумо - это что-то вроде толкотни двух суровых толстяков. На дохё проводятся очень жесткие броски, захваты и мощные толчки открытой ладонью, способные сбить трамвай с рельсов. На заре сумо бойцам разрешались применять против соперника практически любые силовые действия. Но, видимо, количество рикиси стало стремительно сокращаться, и Ассоциация привела поединок в более цивилизованный вид.

Нужно будет озаботиться выбором достойного псевдонима-сиконы; редкий сумотори выступает под собственной фамилией. Хороший борец сумо носит поэтическое прозвище, например ""Ветер с горы" или "Полный месяц". Так что, если вы хотели, чтобы вас знали как "Гришку Воронежского", немедленно оставьте эти пережитки шансона и обратитесь к японской поэзии. Плохие новости для будущих сумотори, которые от природы стеснительны: на бой спортсмены выходят, будучи одетыми только в "маваси". Маваси - эдакий средневековый вариант стрингов спортивного покроя. Полоса ткани обматывается вокруг талии и пропускается между ног. Маваси завязываются узлом сзади, и имейте в виду - если узел развяжется, кроме позора вы получите еще и дисквалификацию. В таком минимуме одежды борцы ходят на занятия под открытым небом даже в зимнее время. И еще один нюанс: не вздумайте стирать вашу маваси! Борцы верят, что таким образом могут лишиться удачи, и после тренировок просто сушат повязку на солнце...

Если вам удастся пройти тяготы и лишения ученика, а затем добиться успеха в турнирах, вы пожнете действительно сладкие и обильные плоды. Ассоциация сумо выплачивает преуспевающим рикиси огромное жалование. К этому добавляются солидные суммы премиальных за разовые достижения и денежные вознаграждения от спонсоров. Борцы сумо в Японии являются, без преувеличений, национальными героями, кумирами детворы и завидными женихами. И сделать шаг в мир сумо совсем просто, даже не проживая на Японских островах. В Москве, к примеру, успешно функционирует Федерация сумо. А если вы задались целью стать звездой Японии и никак иначе, то имейте в виду: даже консервативные японцы официально признали право иностранцев заниматься в национальных "комнатах". Правда, не больше одного гайдзина на группу.

Сумо - традиционный японский вид спорта, в котором два спортсмена пытаются вытолкнуть друг друга за пределы круга или заставить коснуться земли любой частью тела, кроме стоп. Кроме боевой составляющей, сумо сочетает в себе элементы шоу и традиций.

Японская ассоциация сумо - организация, которая контролирует профессиональную борьбу сумо в Японии.

История возникновения и развития сумо

Археологические находки свидетельствуют о том, что сумо было распространено в Японии уже в III-VI веках (глиняные фигурки ханива в виде борцов сумо), а первые письменные упоминания о сумо датируются VII-VIII веком (книга «Кодзики»). В книге говорится о том, что 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. Победу в поединке одержал Такэмикадзути. Другое упоминание о борьбе сумо можно найти в книге «Нихон сёки», которая датируется 720 годом. В ней также идет речь о поединке, который состоялся между двумя силачами.

Слово “сумо” образовалось от японского глагола “Сумафу” (меряться силами). От данного глагола было образовано существительное “сумахи”, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово “сумаи”, а затем и в “сумо”.

В эпоху Хэйан сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Специальных судей не было, обычно за боем следили военачальники дворцовой стражи, основными их задачами были пресечение запрещенных приемов и контроль синхронности старта. Если возникал спорный вопрос, то обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император. Победителю соревнований присуждался титул чемпиона, а также вручались ценные призы.

Конец XVII века в Японии был для сумо “Золотым”. Страна находилась в изоляции, это дало толчек к развитию народных промыслов и боевых искусств. Отличившиеся борцы и актеры театра очень быстро становились знаменитостями. Заводились специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все их титулы. В этот период практически полностью сформировались правила сумо и определились основные приемы (72 приема или кимаритэ).

В 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан для проведения соревнований и турниров по борьбе сумо.

Сумо является неотъемлемой частью японской культуры, которая бережно хранилась целыми поколениями. Каждый борец сумо должен пройти очень тяжёлый путь, жизнь такого

Правила сумо

Продолжительность схватки составляет 3 минуты для возрастной группы 13-15 лет и 5 минут для возрастной группы 16 лет и старше. Если после отведенного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Поединок в сумо начинается по команде гёдзи (судья) после выполнения необходимых ритуалов. Гёдзи вправе остановить поединок один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника. Схватка заканчивается, когда судья, определив исход схватки, объявляет: "Себу атта!" — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  • не может продолжать схватку из-за травмы,
  • использует запрещенные действия,
  • самостоятельно заканчивает схватку,
  • умышленно не поднялся из исходного положения,
  • игнорирование команд гёдзи,
  • не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  • если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

В сумо запрещается:

  • наносить удары кулаками или делать тычки пальцами;
  • наносить удары ногами в грудь или живот;
  • делать захваты за волосы;
  • делать захваты за горло;
  • делать захваты за вертикальные части маваси;
  • заламывать пальцы соперника;
  • кусаться;
  • наносить прямые удары в голову.

Площадка для сумо

Соревнования по сумо проводятся на специальной квадратной площадке со стороной 7,27 метра, которая называется дохё. Существует 2 вида таких площадок:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Сама арена ограничена по периметру жгутом из рисовой соломы и представляет собой круг диаметром 4,55 метра. В центре круга на расстоянии 70 сантиметров друг от друга нанесены 2 линии (сикирисэн) длиной 80 сантиметров.

Экипировка

У борцов сумо из экипировки только специальная набедренная повязка (маваси), повязанная на талии через пах. Ширина маваси составляет 40 см, а её длины должно хватать, чтобы повязку можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз. Спортсменам запрещается иметь при себе предметы, которые могут травмировать противника (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены.

Судейство в сумо

В судейскую коллегию входят:

  • главный судья соревнований,
  • заместитель главного судьи,
  • главный секретарь,
  • судьи,
  • информаторы и другой обслуживающий персонал.

Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад. Судейская бригада состоит из: руководителя бригады — симпанте, рефери — гёдзи, 4 боковых судей — симпаны.

2017-05-31

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Сумо".

Сумо – это спорт людей с самым неспортивным в мире телосложением. Но неправы те, кто думают, что ради веса сумоисты жрут все, что попало. На самом деле набор огромной массы (в данном случае и мышечной, и жировой) – это целая наука со своими многовековыми традициями и законами.

Важность веса в сумо

В отличие от других единоборств в профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому масса бойца зачастую становится решающим преимуществом. Так, легендарные бойцы Мусасимару и Акэбоно, достигшие статуса ёкодзуна – высшего ранга в сумо, весили 235 и 225 кг соответственно. А рекордсменом по весу считается 275-килограммовый Конисики Ясокити, более 6 лет удерживавший статус одзеки – второе звание после ёкодзуна.

Но огромная масса означает также высокий риск травм и плохую подвижность, поэтому у легковесных бойцов всегда есть шанс победить за счет маневренности и блестящей техники. Так, в 2012 году самый тяжелый из действующих бойцов 265-килограммовый Орора Сатоси сенсационно проиграл сумоисту, вес которого составлял всего 70 кг.

Что едят сумоисты

Основой рациона сумоистов испокон веков является тянконабэ – высококалорийный суп, ингредиентами которого могут стать практически любые продукты. Его готовят в огромном котле, в котором сначала варится бульон с добавлением соевого соуса, чеснока, имбиря, куриных костей, мисо, кунжутного масла и водорослей. Затем в бульон кладут фарш из свинины, говядины или курицы и морепродукты, а под конец закидывают лапшу, грибы, тофу, лук, баклажаны, морковь, шпинат и любые другие овощи. Едят суп японцы по-своему – гущу вытаскивают из тарелки палочками, а затем запивают бульоном. Тянконабэ считается очень полезным и высокобелковым блюдом. Для увеличения калорий к нему зачастую подают рис и пиво. Да-да, пиво! Японские мастера борьбы не брезгуют употреблять алкоголь в умеренных количествах.

Перед соревнованиями бойцы исключают из рациона свинину и говядину, поэтому похлебку готовят только из курицы. Однако японцы исходят не из того, что птица менее жирная, объяснение намного оригинальнее – дело в том, что сумоисты всегда должны стоять на двух ногах, как курица, а не на четырех, как корова или свинья.

Распорядок дня: поел – поспал

Чтобы набирать побольше веса, сумоисты следуют определенному распорядку дня – бойцы просыпаются с рассветом и проводят изнурительную пятичасовую тренировку на голодный желудок, чтобы нагулять аппетит. Только после этого они могут поесть, причем набивают живот так, как только могут. Говорят, что сильнейшие борцы на завтрак могут съесть пару килограммов еды.

После обильного приема пищи идет послеполуденный сон, за которым вновь следует тренировка, на этот раз более легкая, и огромная порция тянконабэ. И так по кругу. В день борцы съедают не менее килограмма тянконабэ и по меньшей мере полкило риса, средняя калорийность их рациона составляет от 5 до 8 тысяч калорий.