Традиционный русский кулачный бой. Русские кулачные бои: Главное мужское развлечение Масленицы. Стеношный бой, или «стенка на стенку»

В Древней Руси часто проводились кулачные бои . Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела. »

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Русские бойцы использовали только удары кулаками - что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна. После Крещения Руси началась борьба с языческими обрядами, под которые попадали и ратные состязания в честь Перуна.

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и печенега.

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Сте́нка на сте́нку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях “стенка на стенку”, свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года “О кулачных боях”, определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ “О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии”. В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.
« Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:
« Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются. »

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название “стенка” произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на “противника”. Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два “лагеря”. Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У “стенки” был предводитель. В разных областях России его называли по разному: “башлык”, “голова”, “староста”, “боевой староста”, “предводитель”, “старый чоловик”. Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей “стены” для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию “стены”, намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе “Широкое плечо” приведено наставление башлыка своим бойцам:
« Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

– Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

В Древней Руси часто проводились кулачные бои.Существовади они в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.»

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности - самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя - «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя.Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного. Бойцы использовали только удары кулаками - что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой. Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»).Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьбa в партере). Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать». Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом и наказывало участников по церковным законам.Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках. Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам:«Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачные бои на Руси Кулачные бои, история, стенка на стенку

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями... выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом...»

Стенка на стенку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стоношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы всего мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку - старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет. Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года "О кулачных боях", определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

«Местные власти, кажется, смотрят на этот... обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

«Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются.»

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название "стенка" произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на "противника". Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два "лагеря". Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У "стенки" был предводитель. В разных областях России его называли по разному: "башлык", "голова", "староста", "боевой староста", "предводитель", "старый чоловик". Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей "стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию "стены", намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе "Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.»

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 32 - МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КУЛАЧНЫЕ БОИ)

Признаюсь, что драки не люблю, и бокс, как вид спорта, не понимаю. Но поскольку День защитника Отечества празднуется в этом году на масляной неделе решил рассказать о старинной русской забаве - кулачных боях. Своеобразная связь между этими праздником и увеселением все же есть.

Эпиграф:
«Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Максим Горький
роман «Жизнь Матвея Кожемякина»

Кулачный бой - праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками.
Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками.
Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера. После обильных застолий народ отправлялся, как говорили, «блины вытряхивать», и мужская часть населения с удовольствием показывала перед всеми свою удаль и молодечество. Кулачные бои также называли «кулачки», «бойовище» или «бойка».

Евгений Штыров Масленица.

Кулачный бой

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке 1897 г.

История

Кулачные бои сопровождали празднества на Руси с глубокой древности и практически до начала XX века. Первые упоминания о таких поединках сделал летописец Нестор в 1048 году, причем написал он, что игрища с множеством людей, которые «упихати другъ друга и позоры деюще» и что все это «от беса замышленаго дела». Слова «от беса» являлись после основным доводом запрета этих игрищ.

Кулачные бойцы. Русский лубок конца XVIII века.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века.

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна, которому и посвящали «показательные выступления» и ратные состязания. После крещения Руси началась борьба с этими языческими обрядами. В 1274 году митрополит Кирилл на Соборе во Владимире призывал «позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты» и постановил участников кулачных боев отлучать от церкви, а убитых не отпевать.
Тем не менее, традиция народная продолжалась. В Новгороде кулачные бои часто проходили на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной, в Москве с XIV века был известен Великий луг, а с XVI века кулачные бои устраивались в Государевом саду за Москвой-рекой, напротив Кремля, на месте знаменитого Царицына луга.
Широко распространёны были кулачные бои при царе Иване IV Грозном, хотя духовенство по-прежнему считало кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» наказаниями. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

9 декабря 1641 года царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому если «всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе, тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Указы о запрете кулачных боев были изданы также 2 ноября 1684 года и 19 марта 1686 года. В них участникам назначались наказания в виде денежных штрафов, битья батогами и даже «ссылка въ украйные городы на вечное житье». Однако кулачные бои продолжали существовать, но участники стали выбирать сотских и десятских, которые следили за правилами боя.
Императору Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
Историки считают, что рукопашный бой сыграл важную роль в победе над шведами под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года.

Кристиан Готтлиб Гейслер Кулачный бой (гравюра).

Его внук Пётр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.
Но и после этой победы церковь указом от 24 июля 1726 года запретило бои, как «зловредную потеху». Императрица Елизавета Петровна, узнав о жестоких боях на Миллионной улице, в 1751 году приняла постановление, запрещающее проведению боев в Санкт-Петербурге и Москве.
А при Екатерине II кулачные бои вновь стали пользоваться большой популярностью. Ее фавориты, братья Григорий и Алексей Орловы постоянно участвовали в кулачных боях и часто выходили победителями.
Николай I в 1832 году вновь запретил кулачные бои «как забавы вредныя», а после 1917 года эти бои отнесли к пережиткам царского режима и совсем исчезли. В 1990-х годах XX века стали возрождаться школы славянских боевых искусств, которые включали в свою программу и кулачный бой.

Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.

Подготовка

Команды «кулачников» составлялись по социально-территориальной принадлежности людей, в них принимали участие обычно простой народ и торговцы. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного села, жители разных слободок, улиц или мануфактур, заводов.
К бою готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. А «кулачники» тем временем тщательно готовились к бою – парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.

Кулачный бой. Русский лубок конца XVIII века

Многие использовали различные магические приемы, в том числе советы ворожей и заговоры, для увеличения храбрости и мощи. В одном из русских старинных лечебников историк А. Грунтовский нашел вот такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».
Разгул боёв начинался обычно во время Масленицы.

Виктор Васнецов Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Кулачный бой

Так во все бывало времена -
Без сражений жизнь казалась скучной,
Мужикам всегда нужна война,
Если не война, то хоть "войнушка".

На Руси народною борьбой,
Лучшей молодецкою забавой
Слыл всегда лихой кулачный бой,
Проводимый с соблюденьем правил.

Правил было в общем-то не много:
Драться можно лишь на кулаках,
Бить "лежачих" запрещалось строго
И не наносить ударов в пах.

Нет, не из корысти или мести
Мужики встречались там в бою,
Бились благородно, честь по чести,
Чтобы удаль показать свою.

Федор Солнцев Кулачный бой. 1836 г.

Виды

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.

«Сам на сам» был самым почитаемым видом боя, он мог организовываться специальным человеком, а мог быть и стихийным. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность проходила обычно во время ярмарок и праздников, там, где собирался народ. Иногда такие поединки при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и был упразднен после смерти Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов описал один из таких боев в своей «Песне о купце Калашникове».

Михаил Малышев "И опричник молодой застонал слегка, закачался… упал замертво…" Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Рисунок XIX века

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага».

Вячеслав Морокин Купец Калашников. 1972 г.

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Л.А. Фомичев Песня про купца Калашникова. 1983 г.

Правила

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил.
Использовали только удары кулаками - «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Запрещалось также продолжать поединок на земле (борьба в партере).
Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Но, несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, и бывали даже смертельные исходы.

В.Тараканова Калашников убил Кирибеевича. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.
Бой начинался с прохода бойцов в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле участники становились двумя стенками - командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время на середине поля дети и подростки устраивали "сцеплялку-свалку", показывая свою готовность к будущим боям.
Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: "даешь боя" и начинался сам бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия кулачников и давали советы. После боя традиционно устраивалась общая веселая попойка всех участников.

Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Кулачный бой

В зимний праздник в отведенном месте,
Собрался на бой честной народ,
Были здесь и взрослые, и дети,
И простые люди, и "бомонд".

Поначалу, на "затравку" просто
Выбежала в поле ребятня,
И под смех и поощренье взрослых
Разгорелась детская возня.

Несмотря на ветер и мороз,
Постепенно страсти накалились
И уже не в шутку, а всерьёз,
За мальчишек взрослые вступились.

Городской народ и слобода
Стенкой против стенки встали плотно,
Каждая из стенок в три ряда,
В каждом из рядов - бойцов до сотни.

Хоть бойцы азартны и бесстрашны,
Но еще в заминке силачи,
Прежде, чем сцепиться в рукопашной,
Надо им себя разгорячить.

Начал горожанин-пересмешник,
Бойко зачесал он языком,
Выдавая шутки и насмешки,
Вперемешку с сочным матерком.

Слобожанин дал ему по шее,
Ну, а тот - тычком ответил всласть,
Сразу же пришли ряды в движенье,
Сдвинулись и битва понеслась...

Всю картину не окинешь взглядом,
"На грудки" сцепились мужики,
Это сотни поединков сразу,
Лишь мелькают лица, кулаки...

Здесь борьба без жалости и страха,
Потому участник каждый бьет
Своего противника с размаху
В голову, под ребра и в живот.

Кровь из носа, выбитые зубы
И увечья здесь совсем не редки.
Это - ожидаемая грубость,
Битвы неизбежные издержки.

Главная задача поединка -
С поля боя вытеснить "врага",
Разорвать его рядов единство,
Обратить противника в бега.

Каждый из бойцов силен и смел,
И в боях поднаторел, но все же
Самые умелые из всех
Те, кого зовут "боец-надежа".

Держат до поры их про запас,
Берегут на самый крайний случай,
Лишь, когда в сражении стенка сдаст,
В бой вступают лучшие из лучших.

Фёдор-Каланча - задира редкий
(И дана же сила мужику!)
Борода до пояса у Федьки,
Кулаки пудовы - по горшку.

Как пошел крушить он влево-вправо,
Просто любо-дорого смотреть,
Для него сраженье лишь забава,
Право слово - истинный медведь...

Что за развеселая потеха
Наблюдать лихой "стеношный" бой,
Сколько криков, свиста, взрывов смеха
Меж толпы, следящей за борьбой!

Наконец, бойцы угомонились,
(слабожанам в схватке повезло)
Сразу же "враги" и помирились
Без обиды и не помня зло.

Снегом лица потные обмыли,
Бой повспоминали - что, да как,
Дружно самокрутки посмолили
И толпой направились в кабак...

Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.

Послесловие

Историки пишут, что кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в таком бое считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
В «Повести временных лет» рассказывается история Кожемяки, убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и самого печенега.
В литературе тоже встречаются описания кулачных боев. Тот же Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает кулачный поединок между любимым опричником царя Ивана Грозного Кирибеевичем и купцом Калашниковым, который победил, отстояв честь жены, оскорблённую опричником, но был казнён. Сергей Тимофеевич Аксаков описал в «Рассказе о студенческой жизни» увиденные им кулачные бои на льду озера Кабан в Казани, а Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» описал кулачный бой, который видел в Нижнем Новгороде.

Иван Елусов Кулачный бой. 2007 г.

Источники - Википедия и сайт Российского этнографического музея.

Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.

Основные правила

Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю - никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.

Экипировка бойца

Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось - лишь бы не голый - но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.

Подготовка к бою

К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион - его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.

Пляска горбатого

Русский кулачный бой - явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.

Проход и задирание противника

Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции - глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.

Как и куда били

Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.

Надежи

Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.

Сцеплялка-свалка

Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей - здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.

Стенка на стенку

Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.

Сам на сам

Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе - то есть гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.

Запрет кулачного боя

Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств (о вере наших и не только наших предков вы можете почитать в ). Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима - что было равносильно прямому запрету.

Теория атаки и защиты

Русские кулачные бои берут свое начало в языческой Руси. Нельзя точно узнать дату и даже век их зарождения, однако летописец Нестор упоминает кулачные бои в «Повести временных лет» (1048 г.), осуждая участников подобных побоищ. В связи с этим отдельные историки выдвигают гипотезу о зарождении этого «развлечения» в IX веке или гораздо раньше. Подтвердить или опровергнуть такие предположения пока невозможно.
Несмотря на отрицательное отношение к этой традиции христианской церкви, устоявшейся на Руси с X века, кулачные бои продолжали существовать, как и многие другие русские обычаи, связывая язычество с христианством.
О развитии кулачных боев с первого упоминания в летописи до настоящего времени сохранилось достаточно свидетельств, чтобы судить о том, какие изменения претерпела эта состязательная игра.
Западные историки, изучающие спорт, иногда утверждают, что кулачные бои существовали только в античности, а позднее появились на Британских островах в XIII веке. Подобные заключения неверны, ведь достоверно известно, что кулачные бои на Руси существовали задолго до XIII века.
Кроме того, изображения кулачных боев найдены в иероглифах и росписях древних цивилизаций: Древнего Египта, Вавилона, Эгейской культуры. На них можно увидеть воинов, бьющихся между собой именно на кулаках.

Несмотря на разнообразие видов русских кулачных боев, уникальность их в состязании с привлечением большого числа людей одновременно. Эта забава и в наши дни ассоциируется скорее с большими игрищами, нежели со спортивным поединком: большое число людей может соревноваться командами или каждый сам за себя.
Следующей страницей развития кулачных боев уже можно назвать Древнюю Грецию, где имелись описания самих боев и легенды, связанные с их божественным происхождением. В античности кулачные бои считались эстетически приятным видом физических упражнений, пригодным только для сильных и смелых мужчин. Уже тогда в кулачных боях участвовали известные личности: поэты, писатели, ученые и даже государственные деятели. Известно, что Пифагор участвовал в Олимпийских играх и практиковал этот вид спорта.
В древних цивилизациях бои проводились на голых кулаках или с кожаными бинтами на кистях (прототип перчаток). Русский кулачный бой также ведут в рукавицах, которые смягчают удары, хотя это правило было распространено не сразу.

Виды русского кулачного боя

Кулачные бои издревле делились на несколько видов по количеству участников и обширности сообществ, выходящих друг на друга.
Многим знакомы выражения «улица на улицу», «слобода на слободу», «деревня на деревню». Все они связаны с историей кулачных боев. Кроме того, существовали и бои-поединки («один на один», «сам на сам») нескольких разновидностей. Среди массовых боев наиболее популярны «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Стенка на стенку

Стенка на стенку (стеношный бой) - самый зрелищный и наиболее известный вид массовых кулачных боев, которые проводились по праздникам или для решения каких-то вопросов между жителями разных улиц, работниками различных профессий и т. д.
Каждая сторона вставала в стенку (сплошную линию из людей), которая могла состоять из нескольких рядов, лицом к другой стенке и по команде старалась побороть противника: заставить отступать, обратить в бегство, проредить стенку или заставить сдаться. Проигрывала та команда, которая отступала за пределы обозначенной для боя территории или стенка которой «рвалась» в одном или нескольких местах. Возможен был и другой вариант определения победителей и проигравших. Бой продолжался, пока одна из сторон не сдастся (например, когда выведена из строя большая часть бойцов). Тогда после каждого отступления, во время небольшого перерыва, «отстающие» меняли участников, тактику и постановку в стенке, а затем вновь выступали против своих соперников, пока какая-то стенка не одерживала окончательную победу. Последний описанный вариант был более жестоким, часто приводящим к тяжелым травмам и даже смертям участников, особенно до введения смягчающих игру правил. Однако именно такие игры давали закалку и готовили к настоящим сражениям.
Атаку вели с применением разных военных приемов: свиньей (клином), с заменой бойцов первого ряда на бойцов последнего и т. д.
Иностранные дипломаты уже с XVI века отмечали пользу стеношных кулачных боев для формирования выносливости и силы русских воинов. В стенках участвовали все, от юношей до пожилых мужчин. При этом бой мог проходить в три этапа: сначала, с обеих сторон схлестывались подростки; затем к схватке присоединялись неженатые юноши; наконец, в бой вступали взрослые мужчины. Этапы могли продолжаться вместе или идти по очереди, один после окончания другого.

Сегодня этот вид кулачных боев является наиболее распространенным, его можно увидеть не только в клубах по исторической реконструкции или этнических поселениях, но и во время народных гуляний, больших праздников, свадеб, после зрелищных спортивных мероприятий в качестве дополнительного развлечения, тренировки и показа физических способностей. А вот спорные вопросы путем кулачной стеношной борьбы в наши дни уже не решают: подобные состязания «стенка на стенку» напоминают скорее бои без правил.

Сам на сам

Сам на сам (один на один) - кулачный поединок, самый почитаемый на Руси вид кулачных боев. Два соперника сходились друг с другом, чтобы решить, кто из них прав, или просто помериться силой.
Кулачные поединки бывали организованными и стихийными. В первом случае бой могли назначить заранее, за несколько дней, или на тот же день, но с участием организатора, который выполнял функцию судьи. Стихийные бои проводились, как правило, на ярмарках, во время народных гуляний, реже - в повседневных ситуациях.
Русский бой «сам на сам» очень походил на традиционный английский бокс с голыми руками, популярный примерно в то же время. Однако на Руси несколько раньше были установлены смягчающие правила: не бить лежачего, не использовать металлические предметы и т. д. В Англии подобные запреты появились только в 1743 г.
Интересен вид кулачного поединка под названием «удар на удар». В этом варианте участники наносили друг другу удары по очереди. Кому бить первому, определяли по жребию или взаимному согласию (более сильный мог уступить право первого удара сопернику, если считал его слабее себя). Такие кулачные бои имели характер развлечений и практически не использовались для выяснения отношений. При этом нередки были случаи, когда весь бой заканчивался после первого удара: соперник не мог встать из-за тяжелой травмы или по причине скоропостижной кончины. Поэтому бой «удар на удар» включал в себя более строгие правила, чем обычное противостояние «сам на сам». Принимающему удар нельзя было защищаться (разрешалось только прикрывать обращенными к противнику ладонями уши и виски), но и нападающий, к примеру, не должен был бить в висок. Оба участника стояли на месте и не уклонялись от ударов.
Еще одна разновидность кулачных поединков - охотницкие бои. Участники этих боев часто боролись в рукавицах с нашитыми на них металлическими бляхами. Уходы от ударов запрещались, как и удары ногами. Можно было подсекать соперника, но в основном бой велся в открытых стойках, без блоков и уклонов. Главным преимуществом, помимо быстрой реакции, в таком бое была физическая сила и выносливость, способность устоять на ногах и вытерпеть боль.
Иногда кулачные бои принимали более серьезный оборот, становясь вариантом законного суда: проигравший считался виноватой стороной, будь он ответчиком или истцом. Такой суд назывался «поле» и просуществовал вплоть до смерти Ивана IV (Грозного) в 1584 году. Поединок-поле мог происходить как непосредственно между истцом и ответчиком в тяжбе, так и между их представителями - договорными бойцами. К «полю» прибегали, как правило, только тогда, когда вынести приговор было сложно.
Бои «сам на сам», проходившие ради забавы, а не для выяснения отношений, начинались с объятий и целования: соперники показывали, что между ними нет личной вражды, и бой идет только «на интерес».

Свалка-сцеплялка

Этот вид массового кулачного боя считается самым древним и самым опасным. Его отличие от «стенки» в том, что каждый участник «стоит» за себя, а не за команду, и против всех остальных бойцов. Победителем остается последний выстоявший. За неразбериху во время боя это состязание и получило свои названия: сцеплялка-свалка, сцепной бой, свалка врассыпную, свальный бой, сцепельная схватка.
К дюжей силе и особой ловкости (в хаотично дерущейся толпе даже устоять на ногах сложно) здесь добавляются другие требования: хладнокровие и скорость реакции. Два участника могут вместе побороть попавшегося им бойца, но затем им придется драться друг с другом.
В свальном бою хороши были любые тактики: «прилепиться» к противнику и прикрываться им от остальной драки; увиливать от ударов; постоянно перемещаться от одного соперника к другому, стараясь дезориентировать их.
Сегодня свалка-сцеплялка непопулярна, она фактически не существует. Причина - в повышенной опасности этого вида кулачных боев и сложности уследить за выполнением правил всеми участниками.
Иногда свалку-сцеплялку из-за последней озвученной причины не относят к разновидностям кулачных боев, а выделяют как самостоятельный вид борьбы в стиле боев без правил. Действительно, в этом виде схватки могла применяться любая ударная и борцовская техника.
Для бойца в свалке-сцеплялке большое значение имеет умение удержаться на ногах. Для этого приходится выполнять серии ударов во все стороны. Промедлить здесь нельзя, так как удары и толчки следуют со всех сторон. К свалке-сцеплялке можно приравнять современный вид рукопашного боя «один против трех». Бойцу приходится постоянно перемещаться и выполнять множество разнообразных приемов.

Правила кулачных боев

Правила, постепенно вводимые в это состязание на протяжении всего его существования, были нацелены на то, чтобы участники не образовывали хаотичную свалку, не применяли нечестные приемы (то, что является демонстрацией не силы, а хитрости), не наносили сопернику опасных ударов. Побежденная сторона должна остаться «функциональной», хотя этот принцип проявился лишь несколько веков назад.
Основное общее правило кулачного боя - использовать только удар кулаком. При этом можно бить костяшками (головками пястных костей), нижней торцевой частью сжатой кисти (со стороны мизинца) или головками основных фаланг. Другие части тела было разрешено использовать ограниченно: ногами - подсекать, плечами или обеими руками сразу - толкаться.
Изначально не воспрещалось сжимать в кулаке то, что в нем умещается, а также наносить удар несжатой ладонью, но постепенно и эти моменты были учтены. Категорически запрещено прятать что-либо в рукавицу, даже небольшой кусочек свинца.
Бой традиционно заканчивался тогда, когда одна из сторон признавала поражение, или в случае падения одного из соперников (присевший и лежачий автоматически считались признавшими поражение). Бить лежачего, отступающего или присевшего запрещалось, как и противника с кровотечением, если он сам не мог остановить кровь («мазку не бьют»). Серьезное увечье без кровотечения тоже было причиной остановки боя. Нельзя было также хватать соперника за одежду, нападать сбоку или со спины, наносить удары ниже пояса. Эти правила распространялись на все виды кулачного боя, хотя их соблюдение в свалке-сцеплялке проследить было сложно.
При благополучном исходе битвы (без жертв), что после ужесточения правил не было редкостью, противоборствующие стороны часто устраивали совместное пиршество у костра или у водоема.

Призом за победу в кулачном поединке или свальном бою было всеобщее уважение или признание правоты. В некоторых областях имелась интересная традиция: после поединка «сам на сам» девушка проигравшего молодого человека дарила победителю букет сорванных ею полевых цветов.
Современные правила в наиболее популярном сегодня бою «стенка на стенку» следующие.
1. Нельзя нападать на соперника со спины. Если один из участников прорвался сквозь стенку противника, он должен оббежать вокруг обеих стенок и снова встать в свою. Бой идет только «лицом к лицу».
2. Удары разрешено наносить только руками. Ноги могут быть задействованы в подножках и подсечках.
3. Запрещено наносить удары в лицо; выше кадыка; ниже солнечного сплетения в живот (в том числе ниже пояса). Для сравнения, на Руси бойцы старались нанести удар именно по голове, в микитки (под ребра) и в солнечное сплетение.
4. Бой сразу прекращается, если один из участников упал. Поединок никогда не продолжается на земле («в партере»).
Кроме этого, в стеношном бою следует беречь товарищей по команде, стараясь им помогать, ориентируясь на командные действия.
Непрерывный бой в стенке продолжается, пока одна из команд (хотя бы один ее участник) не переступит черту условной разметки, т. е. выйдет за пределы поля. Такой выход называют соступом. Для победы одной из стенок необходимо добиться трех соступов противника. На праздниках и показательных выступлениях между заходами, т. е. после каждого соступа, устраивают перерывы, во время которых проводят другие, непродолжительные, состязания.
Участие в кулачных боях предусматривает обязательное обмундирование: меховые или кожаные рукавицы и толстые шапки. При исторической реконструкции и в стихийных боях это правило не выполняется.
Помимо концовок «по правилам», т. е. в случае признания за одной из сторон победы, бой мог быть прекращен с началом колокольного звона или прибытием какого-либо уважаемого человека. Иногда бойцов разнимали крепкие парни или останавливал священник. Если у одного из бойцов начиналось кровотечение, но соперник не прекращал сражения, раненого могла заслонить собой женщина из зрителей, тогда бой считался завершенным.
Поскольку кулачные бои были соревнованием, победителю обычно полагался приз. В одних случаях это было помилование (по исходу поединка «поле»), в других - внимание девушки, в третьих - что-либо шуточное (например, вареные яйца) или символическое (венок на голову, платье побежденного). Но главным призом, разумеется, был всеобщий почет и уважение.

Где и когда проходили кулачные бои

Считается, что в дохристианской Руси основными датами проведения кулачных боев были поминальные дни усопших (тризны), а также Масленица (проводы зимы) и Красная горка (встреча весны). С принятием христианства бои стали устраивать с Масленицы (неделя перед Великим постом) до Троицы (пятидесятый день после Пасхи). Иногда период боев растягивался: с Коляды (Рождественского сочельника) до Петрова дня (день первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля (н. ст.).
Особенный ажиотаж приходился на Масленицу: перед Великим постом народ старался не только вдоволь поесть блинов, встречая весну, но и нагуляться. В остальное время описанного периода бои проводились чаще по воскресным и праздничным дням (особенно, в большие праздники).
Место для забавы или спора выбиралось просторное. Массовые бои проводили на площадях, а зимой - на льду рек или озер. В Великом Новгороде местом для игрищ был мост, соединяющий детинец (кремль) со слободой (торговой частью города); в Москве - Москва-река, Воробьевы горы и площади у Новодевичьего и Симонова монастырей; В Петербурге - реки Нева и Фонтанка, Нарвская застава; в Казани - озеро Кабан. Словом, в каждом населенном пункте, где проводились кулачные бои, для них были свои постоянные места. Замерзшие реки и озера выбирались не только как удобное место сражения, но и символически: они часто разделяли город или его часть на две разные слободы, которые и выходили на лед «стенкой на стенку».
Широкое место было необходимо не только для бойцов, но и для зрителей. Вокруг сражения затевались народные гуляния, к которым после состязаний присоединялись участники битвы.
Стихийные бои могли возникнуть где угодно, но это были, как правило, поединки, а не массовые игрища.
До принятия христианства кулачные бои в поминальные дни проводились на кладбищах, отсюда старинное русское название кладбища - буевище (от слова «буй» - кулачный бой).

Участники кулачных боев

В кулачных боях участвовали выходцы из «простого народа», купцы и даже высшие сословия. Хотя последние чаще решали споры оружием, все же в боях-развлечениях многие из них участвовали с удовольствием.
Разнообразным был и возрастной состав участников - от мальчишек-подростков до стариков. При этом существовало негласное правило, которое почти никогда не нарушалось: в одном сражении участвуют мужчины примерно одинакового возраста. Кулачные бои, сначала, абсолютно потешные, а затем все серьезнее, входили в жизнь каждого мальчика вместе с другими детскими забавами. Остальные развлечения так и оставались в детском возрасте, а кулачные бои превращались во взрослую, и подчас весьма опасную, потеху. Иногда в одной стенке, в разных ее «этапах» участвовало сразу несколько поколений одной семьи: от деда до внука.
С ростом территории русского государства входящие в него народы тоже приобщались к кулачным боям, которые перестали тем самым быть исключительно русской забавой.
В боях «стенка на стенку» кулачники делились на «должности». Руководитель (вожак, атаман, боевой староста, предводитель, старый чоловик, башлык, голова) выбирался из опытных бойцов и должен был определять тактику своей команды, укреплять общий дух. Бойцы-надежы (надежды) старались прорвать строй противника. Особенно их роль была заметна в боях, где за победу считался разрыв строя, но в других видах боя надежа мог быть остановлен ответной тактикой соперника: стенка размыкалась, впускала бойца внутрь, и смыкалась обратно. Надежа в тылу «вражеской» стенки драться не мог, ему было необходимо оббежать строй и встать снова в свою стенку, однако это ему не давали сделать несколько специальных бойцов противника, сдерживающих надежу у себя в тылу. Эти специальные бойцы непременно были мастерами кулачных поединков. Существовали резервные бойцы, необходимые для решающих атак, а также бойцы-вышибалы, выбивающие из строя ценных участников команды соперника.
В каждой губернии, уделе, городе всегда были свои именитые бойцы, бившиеся «сам на сам». Иногда купцы и другие богатые люди сводили друг с другом таких бойцов из разных волостей, или своих удальцов с заграничными боксерами. Такие поединки били рекорды по количеству зрителей, желающих увидеть действие своими глазами.

Попытки искоренить кулачные бои

Из-за частых войн мужчины на Руси должны были быть подготовлены к сражениям морально и физически, поэтому запрещать кулачные бои никто долгое время даже не пытался, закрывали глаза и на жестокость отдельных состязаний. С другой стороны, массовые побоища. (с применением кастетов, кистеней и даже ножей), в которые зачастую превращались кулачные бои, вызывали опасения у власти и духовных лиц.
В рамках борьбы с языческими обрядами, христианская церковь пыталась искоренить кулачные бои, путем их осуждения не только как кровавых побоищ, но и как ритуала поклонения языческим богам (до христианства состязания устраивались в честь Перуна). Митрополит Кирилл в 1274 году на всеобщем соборе верховного духовенства постановил отлучать всех кулачников от церкви, в том числе убитых (их не отпевали, как положено). Такие меры постепенно привели к действенному, хотя и непродолжительному результату: с 1584 по 1598 гг. (время правления Федора Иоанновича) ни один поединок официально зафиксирован не был.
В 1641 году царь Михаил Федорович издал указ, запрещающий кулачные бои под угрозой суровых наказаний. Указ 1686 года подтвердил этот запрет и назначил участникам кулачных боев конкретные наказания (штрафы, бичевание, ссылка).
Эти указы не привели к полному уничтожению кулачных забав. Считается, что Петр I сам любил устраивать кулачные бои для демонстрации силы русских людей.
Однако после указов XVII века участники состязаний стали выбирать судей (сотских, десятских), которым поручалось следить за выполнением правил.
В 1726 году указом Екатерины I были созданы предписания для проведения кулачных боев, по которым правила ужесточались (в указ, в числе прочего, был включен запрет на применение в боях оружия и нанесение ударов лежачему), а сама традиция становилась менее опасной. За боями стали следить полицейские и городовые.
Елизавета Петровна в 1751 году после жестоких боев в столице запретила проводить кулачные состязания в Петербурге и Москве.
В годы правления Екатерины II (1762 - 1796) кулачные бои опять попали в милость. Сам граф Григорий Орлов был хорошим кулачником и часто организовывал состязания.
При Николае I в 1832 году был издан свод законов, вновь включающий в себя полный запрет кулачных боев на всей территории страны как «вредных забав». Та же формулировка присутствовала в последующих редакциях этого свода законов. Но даже после таких запретов кулачные бои, особенно по праздникам, продолжались. В 1917 году они были отнесены к пережиткам царского режима, состязание не включили в признанные виды спорта, и постепенно этот вид борьбы стал менее популярным.
Невольные шаги по искоренению традиций русского кулачного боя предприняли в XX веке почитатели восточных единоборств. Модные тенденции и набирающая популярность философия вытеснили бои «стенка на стенку» из области внимания молодежи. То же самое происходит в результате развития бокса как вида спорта. Однако кулачные бои не забыты и по-прежнему собирают зрителей и участников, во многом благодаря общему возрождению народных традиций, которое началось в 90-е гг. XX века.

Кулачные бои в русском искусстве

В кулачных боях участвовали многие писатели, поэты и художники, другие из них наблюдали за игрищами со стороны. Все это нашло отражение в их произведениях и мемуарах. Наравне с церковными поучениями, подобные источники - кладезь информации об истории кулачного боя.
Первое произведение, которое приходит на ум при упоминании кулачных боев, - это «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1837 г.). Здесь описывается «поле» - разновидность кулачного поединка для решения тяжбы. Купец побеждает, отстояв в честном поединке честь жены, но в борьбе убивает соперника (что случалось в этом виде кулачного боя очень часто), и царь велит казнить купца.

Изображенный художником М. И. Песковым «Кулачный бой при Иоанне IV Васильевиче Грозном» (1862 г.) показывает нам момент чествования победителя, одновременно с которым несколько человек оплакивают проигравшего. Внимание зрителя сначала обращается к гордому мужчине, который приосанился в центре картины, и только затем можно заметить группу людей, склонившихся над телом, по всей видимости, второго участника боев.

Во времена Ивана IV летальный исход кулачного поединка был довольно частым явлением, и не порицался царем, несмотря на возмущение Церкви. При таком исходе зрители состязаний, в первую очередь, поздравляли победителя, а не горевали о проигравшем.
В сказе П. П. Бажова «Широкое плечо» (1948 г.) имеется описание наставлений боевого старосты своим бойцам. Он расставляет их так, как ему кажется лучше, и наказывает биться не для своей потехи, а заодно со всей стенкой, «широким плечом».
Писатель С. Т. Аксаков описывал в своем произведении «Рассказ из студенческой жизни» (1806) кулачные бои, проходившие на озере Кабан в Казани. Ф. И. Шаляпин (1837 - 1901) почти век спустя участвовал в кулачных боях на озере Кабан, в которых сходились татарская и русская сторона. Он благоговейно относился к могучим кулачникам, сравнивая их со сказочными русскими богатырями. Самому Федору навыки кулачных боев пригодились в жизни, когда на него попытался напасть соперник в любви.

Б. М. Кустодиев в 1897 г. написал картину «Кулачный бой на Москва-реке». В произведении чувствуется динамика события, хотя эпизоды, на первый взгляд, разрозненны. Кто-то живо наблюдает за происходящим со стороны; кто-то, смахнув шапку, собирается ввязаться в бой; кто-то горячо обсуждает побои одного из участников. Вдалеке на льду реки кипит борьба. Эта картина очень красочно передает эмоции народа, собравшегося на кулачные бои.
В романе «Жизнь Матвея Кожемякина» (1909 г.) Максим Горький (А. М. Пешков) описывает тактические приемы кулачных боев. Одна из хитростей - выдвинуть против стенки противника несколько крепких бойцов, и, когда соперники, напирая на этих бойцов, вытянутся клином, обхватить их стенкой с боков, сминая соперника. В ответ на такой ход была придумана другая хитрость - быстро отступить в центре и обхватить стенку схитрившего противника с его крепким авангардом в полукольцо, сминая с боков его так же, как он хотел поступить сам.
С. А. Есенин в автобиографических заметках «О себе» (1925 г.) писал, что дед поддразнивал его на кулачные бои, когда Сергей был еще мальчишкой, говоря бабке, что так мальчик будет крепче.
Писатель Л. М. Леонов с романе «Вор» (1927 г.) говорит о том, что только в кулачных боях и можно найти надежного товарища: в схватке «вся людская повадка насквозь видна».
Этот перечень не исчерпывает всех имеющихся сведений об упоминании кулачных боев в русском искусстве, но в то же время дает полную образную картину старинной русской состязательной игры.