Гимнастика для ребенка 1 год 4 месяца. Физические упражнения для детей первого года жизни

Маленькие дети не могут долго удерживать свое внимание на одном занятии и быстро устают от этого. Поэтому годовалому малышу вполне достаточно 6-7 минут зарядки. Если мама не может позаниматься с малышом утром, это не повод отказываться от упражнений. Разминку можно сделать и немного позже.

Гимнастику для детей 1 года нужно проводить ежедневно

Гимнастику для годовалых детей ни в коем случае нельзя превращать в скучное занятие, иначе малыши будут категорически отказываться от такого времяпровождения. Зарядку нужно делать весело, превращая каждое упражнение в интересную игру. Отлично, если мама может сопровождать зарядку задорными стишками. Малышу понравится такое общение.

Ребенок в год должен уметь:

  • ползать на четвереньках;
  • ходить с опорой или самостоятельно;
  • проползать сквозь обруч и под препятствие;
  • доставать игрушки с высоты;
  • поднимать ноги в положении лежа до 90 градусов;
  • бросать мячик обеими руками;
  • ходить на месте, высоко поднимая коленки.

На основе этих умений можно придумать немало интересных упражнений. В них можно использовать мячики, обручи, ленточки или фитбол.

В качестве разминки можно просто походить с малышом по комнате. Затем можно предложить ребенку:

  • потопать ножками на месте;
  • поприседать;
  • выложить несколько дорожек из кубиков и перешагивать через них;
  • проползти под стулом и достать мячик;
  • побросать и половить мячик.

Для годовалого ребенка такой зарядки более чем достаточно. Мама или папа должны повторять все упражнения вместе с ребенком.

Как делать массаж и ЛФК

Лечебную физкультуру в сочетании с массажем нужно проводить ежедневно и в одно и то же время, чтобы малыш привык к этим процедурам. Заниматься нужно за 40 мин до еды или после нее.

Перед физкультурой нужно сделать мягкую разминку в виде поглаживаний, чтобы подготовить мышцы к нагрузке. Малыш в 1 год уже способен понимать несложные команды взрослого и выполнять их. Полезные упражнения в положении лежа на спине:

  • потопать ногами по столу;
  • поднять руки и вдохнуть, опустить руки и выдохнуть;
  • согнуть и разогнуть руки;
  • повернуться на живот.

Помещение должно быть хорошо проветренным, а в теплое время года все процедуры лучше проводить на свежем воздухе.

Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка.

Для малыша в возрасте от 1 года до 3 лет самая эффективная форма проведения гимнастики, как и любого вида деятельности, конечно же, игра!

Сначала это будут простые и интересные задания: подойди ко мне и посмотри, что я спрятала в руке, под подушкой, за спиной, за креслом. Кроха, пока ищет любимую игрушку, будет преодолевать препятствия, расположенные на его пути. Препятствием может быть низкий столик, под которым надо проползти, или подушка, через которую необходимо перелезть, чтобы добраться до Вас.

Упражнения можно показывать самим, а ребенок будет повторять, ведь в этом возрасте они все такие повторюшки! Сравнивайте упражнения с движениями животных, персонажей из сказок. По мере того, как малыш овладевает простыми движениями, их следует усложнять.

Должна быть увлекательным занятием, ни в коем случае не заставляйте его делать упражнения без желания. Упражнения хорошо сопровождать , чтобы было веселее. Продолжительность занятия 10 – 12 минут, ведь детки раннего возраста быстро утомляются. Проводить занятия можно каждый день или через день, сразу после дневного сна или через 30 – 40 минут после завтрака. Во время выполнения упражнений ребенок должен дышать носом и не задерживать дыхание, проследите за этим.

Для проведения гимнастики оденьте малыша в свободную легкую одежду из натуральных тканей, на ногах оставьте только носочки. Комната, где вы занимаетесь должна быть хорошо проветрена (зимой) и открыта форточка (летом).

Приготовьте все необходимое: любимые игрушки, большой мяч, палка или доска, коврик, ящик.

Итак, все у нас готово можно приступать к гимнастике для малыша . Из предложенного комплекса упражнений Вы можете выбрать именно те, которые понравятся Вам и вашему ребенку.

1. Работаем над ходьбой.

Ребенок стоит на полу, держась за мебель, а Вы недалеко от него и держите в руках яркую игрушку. Поманите малыша игрушкой, если он уже научился ходить то, меняйте направление ходьбы ребенка, отводя игрушку то в одну, то в другую сторону. Так Вы улучшаете его ориентацию в пространстве.

Ходим по «узкой дорожке».

На полу обозначьте палочками (веревочками, мелом, либо узор ковра) дорожку шириной 30 см. Ориентируясь на успехи ребенка, постепенно сужайте дорожку до 20 – 10 см.

Ребенок должен самостоятельно пройти по дорожке, сохраняя равновесие. Обратите внимание на положение стоп малыша при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходим по наклонной поверхности (с поддержкой).

Потребуется гимнастическая скамейка или доска, которую необходимо укрепить так, чтобы один конец был приподнят на высоту 20 -25 см. Ребенок с Вашей помощью должен пройти вверх по доске, и обратно в низ.

Ходим боком.

Покажите малышу, как ходить боком мелкими приставными шажками. Научите его ходить в обе стороны и в левую, и в правую. Ходить можно сначала по полу, потом усложните задачу, пусть малыш пройдет по доске, или гимнастической скамейке.

Ходим и бегаем в различном темпе.

Сначала подготовим ребенка к заданию. Усадите его перед собой и попросите показать Вам ножки. Когда малыш это сделает – скажите: «У тебя ножки маленькие, но бегают они быстро!

Маленькие ножки бежали по дорожке!


А у слоника – большие ноги, и ходит он медленно.

Большие ноги шли по дороге!»

Теперь предложите ребенку поиграть – покажите, как ходит он легко и быстро, и как ходит слон: тяжело и медленно. Малыш с удовольствием будет ходить, и бегать в соответствии со словами и ритмами припевок.

Перешагиваем препятствие.

Покажите малышу, как ходить, высоко поднимая ноги, приговаривая:

До чего трава высОка,

То крапива, то осока,

Поднимай повыше ноги,

ведь идешь не по дороге!

Теперь предложите крохе перешагнуть через высокий предмет (10 – 15 см). Постепенно упражнение усложняйте, размещая на полу несколько препятствий.

Игра «по ровненькой дорожке»

«По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки. (кроха идет обычным шагом)

По камешкам, по камешкам (перешагивает через воображаемые камешки, высоко поднимая ноги)

И в ямку за товарищем.» (приседает)

Затем встает и снова идет:

«Встали мы на ножки

на ровненькой дорожке»

2. Упражнения на развитие чувства равновесия

Раскачиваемся

Качайте малыша на качелях, игрушечных лошадках-качелях. На улице качайте ребенка на качелях и каруселях. Такая игра поможет малышу учиться держать равновесие.

Пускаем мяч с горки

На прогулке предложите малышу забраться на невысокую горку, скатить с нее мяч и догнать его.

Залезаем на предмет (ящик, диван)

Сначала попросите малыша залезть на ящик высотой 10 – 15 см, а потом и на диван высотой 40 см. для этого задания подойдет игра: «Найди зайку». Спрячьте игрушку за спинку дивана, но так чтобы ее было видно ребенку. «Где зайка?» Увидев его, малыш радостно будет пытаться залезть на диван. Если диван высокий, положите перед ним подушку или коробку.

3. Упражнения в лазанье

Как только малыш научиться залезать на диваны и кресла, можно в квартире установить небольшую шведскую стенку или лесенку. Полезно учить ребенка залазить и слазить по такой лестнице.

Пролезаем в окошко

Держите обруч, через него ребенку должна быть видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш пролезает через обруч и выпрямляется.

Перелазим через скамейку

Задача упражнения научить ребенка правильно перелазить через скамейку. Малыш встает к скамейке боком, опирается на нее руками и перелезает. Упражнение повторяйте по нескольку раз в обе стороны.

4. Упражнения в ползании

Некоторые детки не ползают на первом году жизни, если Ваш малыш к ним относиться, то самое время научить его ползать. Такое упражнение хорошо укрепляет мышцы всего тела, ног, рук, развивает координацию движений.

Игра: «Собачка, бычок, козлик»

Пусть малыш ползает на четвереньках подражая собаке. Потом ползает также, но при этом бодается как бычок и произносит «Му-му». Затем, передвигается мелкими шажками, подражая козлику, и произносит «Ме-ме!»

Ползаем по скамейке

Задача ребенка проползти по скамейке, а Ваша его подстраховывать.

Проползаем под препятствием (низким столиком, стулом, палкой)

Препятствие должно быть на высоте 30 – 50 см.

5. Общеукрепляющие упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Бабочка

Ребенок стоит, опустив руки вдоль тела. Затем, поднимает руки в стороны и помахивает кистями – бабочка порхает. Можно походить по комнате – бабочка летает.

Покажи ладошки

Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, ступни параллельно друг другу, ручки опущены. Попросите его: «Покажи ладошки!» — ребенок вытягивает руки вперед ладонями вверх. А теперь «Спрячь ладошки!» — малыш прячет ручки за спину.

Часы

Исходное положение, такое же, как в предыдущем упражнении. Затем, малыш начинает размахивать руками назад – «тик», и вперед — «так!»

Смотай клубок

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены. Руки сгибает перед грудью, пальца собраны в кулак. Совершаем круговые движения кистями, как будто наматываем нитки на клубок.

Вырасти большим!

Малыш стоит прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела. Затем, он поднимает руки вверх и тянется.

Колесо

Упражнение выполняется точно так же, как «часы», но движения руками круговые.

Самолет

Малыш стоит, расставив ноги на ширине плеч. Разводит руки в стороны, как крылья у самолета и совершает наклоны в стороны. При этом руки делают большие махи.

Помоги маме — подмести пол

Ребенок ходит по комнате немного наклонившись вперед и размахивает руками, как будто подметает пол. А можно дать ему веник и он с радостью покажет, как надо подметать пол!

Паровозик

Кроха бегает по комнате и делает согнутыми в локтях руками круговые движения вперед-назад. При этом приговаривает: «Чух-чух-чух!»

Напилим дрова

Сядьте с малышом на пол лицом друг к другу и возьмитесь за руки, одна рука впереди. По переменно разгибайте руки, приговаривая «вжик — вжик».

Упражнения для ног

Приседание (с обручем)

Возьмитесь с ребенком за обруч и по команде сели приседайте, не отпуская обруч.

Подними игрушку

Положите несколько игрушек в разных концах комнаты. Попросите ребенка присесть или нагнуться, чтобы поднять игрушки.

Покачай ногой

Малыш стоит у стула, держась за него одной рукой. Дальней от стула ногой покачивает вперед – назад. Повторяет упражнение другой ногой.

Догонялки

Ребенок бегает по комнате, а Вы его ловите. Потом наоборот.

Цветочки распустились

Расскажите малышу, что ночью некоторые цветочки закрываются, а утром, после восхода солнышка – раскрываются. Суть игры: когда Вы говорите «ночь» — малыш изображает, как цветочек закрылся, т.е. приседает и сворачивает листики (руки). Когда Вы произносите «день» — цветочек распускается, т.е. кроха встает и распускает лепестки.

Упражнения для туловища

Поднимаем ноги

Положите ребенка на спину и держите над его ногами палку. Малыш должен поднять прямые ноги и дотронутся ими до палки.

Наклоняемся с прямыми ногами

Сначала Вам следует помочь малышу выполнять упражнение. Поставьте его спиной к себе, попросите нагнуться и поднять игрушку. Сами держите его ноги за колени, не давая им сгибаться.

Потом ребенок сможет нагибаться сам, не сгибая колени.

Велосипед

Лежа на спине, ребенок сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде.

Присаживание

Исходное положение лежа на спине. Придерживайте малышу ноги и попросите его сесть. Сначала можно ему помогать, придерживая то за одну, то за другую руку.

Напряженное выгибание («Возьми игрушку с пола»)

Вы садитесь на стул, на колени лицом вниз укладываете ребенка так, чтобы его грудь и плечи были на весу. Теперь малыш должен наклониться вперед, поднять с пола игрушку и вернуться в исходное положение. Придерживайте его за ноги.

Теперь положите ребенка спиной вниз, его задача также поднять игрушку, но выгибаясь назад, потом вернуться в исходное положение.

Упражнение достаточно трудное, поэтому достаточно 1-2 наклонов в каждую сторону.

Ежик

Ребенок лежит на спине, после Ваших слов:

«Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог» — он должен обхватить руками колени и прижать согнутые ноги к груди.

«Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся» — малыш снова ложится на спину, руки выпрямлены, потягивается.

Повороты в стороны

Кроха стоит на коленях, попросите его брать игрушки с одной стороны от себя и перекладывать на другую.

Ласточка

Лежа на спине с разведенными руками, ребенок слегка прогибается назад, при этом поднимает голову и руки.

Рыбка

Малыш лежит на спине, руки согнуты под грудью. Выпрямляя руки, он прогибается назад.

Кошечка

Стоя на четвереньках, ребенок попеременно выгибает спину вверх, голова при этом опущена и прогибает спину, потягиваясь.

Бревнышко

Ребенок ложиться на спину и вытягивается в одну струну, т.е. руки подняты вверх. Таким бревнышком необходимо перевернуться на живот, и обратно не сгибая ни рук, ни ног.

Тачка

Ребенок стоит на четвереньках, Вы аккуратно берете его за ноги, ноги должны быть прямыми. Малыш передвигается на прямых руках, получилась тачка.

Упражнения с мячом

Упражнения с мячом прекрасно развивают ловкость рук и общую моторику.

Катание мяча

Садитесь с малышом на пол друг напротив друга, ноги широко разведите. Катайте мяч друг другу в любом направлении.

Бросание мяча

Ребенок стоит и держит мяч двумя руками, задайте ему направление, куда бросать мяч. Бросать также можно в какую-то цель.


Физические упражнения для детей первого года жизни. 3

Примерные комплексы гимнастики и массажа для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев. 4

Комплекс упражнений и массажа для детей первого года жизни. 6

Список литературы: 15

Массаж и гимнастика

Начиная с полуторамесячного возраста с ребенком можно проводить гимнастику и массаж. Основные приемы массажа – поглаживание, растирание, разминание, вибрация. При проведении массажа надо иметь в виду, что кожа у ребенка очень нежная, тонкая. Вначале массаж должен быть щадящим – поглаживание, затем постепенно можно включать и другие приемы – легкое растирание, похлопывание, разминание.

Массаж надо делать на специальном столе, застеленном сложенным вчетверо одеялом, клеенкой и пеленкой. Перед массажем надо снять кольца, часы. Ногти должны быть коротко подстрижены, руки теплые, смазанные детским кремом. Массаж и гимнастику следует проводить спустя 40 – 60 минут после кормления.

Поглаживание делают ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению движения лимфы (от периферии к центру), обходя суставы и костные выступы. Поглаживать надо легко и плавно с небольшим нажимом. Растирание воздействует не только на кожу, но и на подкожную жировую прослойку, связки, сухожилия, поверхностно расположенные мышцы. Этот прием выполняется ладонью в виде кротких круговых движений с небольшим нажатием. Растирание действует на глубоко расположенные мышечные группы, простейший прием разминания проводится следующим образом: прямые пальцы плотно обхватывают мышцу, затем сжимают ее и вместе со всей рукой делают вращательные движения, одновременно скользя вдоль мышцы и захватывая новые ее участки.

Вибрационный прием в домашних условиях применять не следует, он имеет специальное назначение.

Физические упражнения для детей первого года жизни.

С полуторамесячного возраста упражнения носят в основном рефлекторный характер, то есть представляют собой движения по типу безусловных рефлексов. При помощи рефлекторных движений можно упражнять и ноги и руки, мышцы живота и спины, вызывать общую реакцию организма ребенка на мышечные движения.

При пассивных упражнениях следует добиваться полного расслабления мышц, такие упражнения лучше начинать с четырехмесячного возраста, когда исчезает физиологическая гипертония мышц конечностей, мешающая производить движения в более раннем возрасте.

Пассивные упражнения включают в себя сгибание и разгибание ног в коленях, голеностопных и тазобедренных суставах, разведение рук в стороны, скрещивание их на груди, поднимание и опускание рук (развивающие дыхательные функции легких) и другие.

Активные упражнения ребенок выполняет самостоятельно (ползание, вставание, ходьба). Для стимулирования самостоятельных движений рекомендуются простейшие сооружения. Активные упражнения возможны после пятимесячного возраста, когда ребенок начинает присаживаться, подтягиваться. К 6-7 месяцам малыш способен выполнять большое количество активных упражнений.

Выбор гимнастических упражнений, число повторений каждого упражнения, длительность занятия зависят от индивидуальных особенностей ребенка и состояния здоровья. Поэтому перед началом занятий следует проконсультироваться с врачом лечебной физкультуры в детской поликлинике.

Продолжительность первых занятий с ребенком должна составлять не более 6-8 минут, постепенно время занятий следует увеличивать до 10-15 минут, ориентируясь на реакцию малыша – он должен быть спокоен, в положительном эмоциональном состоянии, тельце и конечности должны быть теплыми. Чтобы упражнения приносили пользу, заниматься следует ежедневно.

Примерные комплексы гимнастики и массажа для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев.

Для детей 1,5 – 3 месяцев

    Дыхательный массаж.

    Массаж рук и ног (поглаживание).

    Вызывание слухового и зрительного сосредоточения в положении лежа на спине.

    То же самое, в положении лежа на животе.

    Рефлекторное ползание.

    Массаж спины (поглаживание).

    Массаж живота (поглаживание).

    Массаж стоп (растирание).

    Упражнение для стоп (рефлекторное сгибание и разгибание).

    Разгибание позвоночника на правом и левом боку – упражнение рефлекторное.

    Дыхательный массаж.

На рисунке № 1 представлены основные элементы массажа живота: круговое поглаживание, растирание косых мышц, круговое разминание, поколачивание; массаж ягодиц – растирание; массаж ног и стопы; массаж спины – поглаживание и поколачивание.

Для детей 3 – 5 месяцев

    Вызывание улыбки, гуления.

    Массаж рук и ног.

    Попытка к присаживанию за руки.

    Активные повороты с помощью (2-3 раза).

    Ползание с помощью (1-3 раза).

    Захватывание игрушки в положении лежа на спине одной, двумя руками (1-3 раза).

    Упражнение на сопротивление для ног (1-3 раза).

    Дыхательный массаж, дыхательные упражнения.

На рисунке № 2: вызывание слухового и зрительного сосредоточения в положении лежа на спине и на животе; хватание игрушки из положения лежа на животе; попеременное и одновременное сгибание ног; доставание игрушки из положения лежа на спине; активный поворот со спины на живот (с помощью).

Для детей 5 – 8 месяцев

    Вызывание реакции оживления, гуления, улыбки.

    Захватывание игрушки полусогнутыми и вытянутыми руками в положении лежа на спине (по 2-3 раза).

    Упражнение на сопротивление для ног (3-4 раза)

    Активные повороты за игрушкой вправо-влево (2 раза).

    Ползание за игрушкой на животе (3 раза).

    Дыхательный массаж.

    Захватывание игрушки в положении лежа на животе попеременно правой, левой рукой (по 2 раза).

    Упражнение на сопротивление для ног в положении лежа на спине.

    Неполное присаживание за руки, за предмет (кольцо).

    Дыхательный массаж.

На рисунке № 3: отведение плеч назад и сведение лопаток; приподнимание ног из положения лежа на животе; рефлекторное ползание (отталкиваясь ногами от ладони взрослого); сгибание туловища, ног; присаживание за отведенные в стороны руки; разгибание позвоночника, ног, поднимание головы;сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах; доставание ногами игрушки (мяча).

Для детей 8 – 12 месяцев

    Вызывание улыбки, громкого смеха.

    Повороты за игрушкой, находящейся на расстоянии из положения лежа на спине (2 – 3 раза в разные стороны).

    Вставание на ноги из положения лежа на животе (3-4 раза).

    Ползание на четвереньках.

    Вставание на ноги из положения лежа на спине с небольшой поддержкой (3-4 раза).

    Присаживание, сопровождаемое словом «Сядь!»

    Доставание игрушек, лежащих на столе (3-4 раза).

    Вставание на большие кубики с незначительной поддержкой (3-5 раз).

    Доставание игрушки из положения стоя (3-4 раза).

    Залезание на наклонную плоскость (1-2 раза).

    Доставание игрушки с разных расстояний из положения лежа на спине (3-5 раз).

    Дыхательный массаж.

Комплекс гимнастических упражнений может выполняться полностью или частично, а некоторые упражнения могут заменяться по указанию врача. Прежде чем приступить к занятиям с ребенком, каждая мать должна пройти курс обучения при детской поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере.

На рисунке № 4: вставание на ноги из положения лежа на спине (помощью); напряженное сгибание позвоночника; ползание за игрушкой; напряженное выгибание позвоночника; упражнение на сопротивление для ног.

Но если мать регулярно занимается с малышом физическими упражнениями, после 4 – 6 месяцев, когда потребность в движениях у него возрастает, этого недостаточно. Неплохо оборудовать для ребенка манеж или специальный уголок в хорошо освещенной, проветриваемой части комнаты. Для этой цели можно реконструировать и оборудовать самый обыкновенный манеж: укрепить перекладину с качелями и маленьким канатом, лесенками, разновысокими площадками, катальной горкой. В разных углах манежа прикрепить яркие и контрастные по цвету игрушки, чтобы привлечь внимание малыша и побудить его передвигаться по всему пространству манежа (игрушки периодически менять). Дети, даже самые маленькие, любят играть с мячом, поэтому в манеже должно быть несколько ярких разного размера мячей. Даже 5 - 6-месячный ребенок охотно ползает за мячом.

Дети с большим удовольствием проводят время в таком манеже, он может быть полезным до 1,5 – 2-х лет.

Проследить уровень психомоторного развития ребенка, соответствие его возрасту можно по ориентировочным таблицам психомоторного развития.

Вашему малышу исполнился год. Он много уже умеет, и каждый день радует вас новыми открытиями. Кажется, что самое тяжелое уже позади, но поверьте, все самое интересное только начинается. Потребуется немало усилий, чтобы вырастить ребенка крепким и здоровым.

Для укрепления иммунитета и физически гармонично развитой личности годовалому малышу необходимы ежедневные физические упражнения и массаж.

Гимнастика и массаж для детей 1 года

На втором году ребенок продолжает совершенствовать навыки двигательных функций. Скорее всего, он уже умеет ходить и выполнять множество различных движений, но вот координация их еще не четкая. Поэтому гимнастика для детей 1 года включает в себя комплекс упражнений для развития координации движений, улучшения работы суставов и мышц. При выполнении гимнастики и массажа для детей 1 года необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка.

Методика гимнастики для детей 1 года

Современные методики предлагают «нескучные» занятия гимнастикой для годовалых малышей. В них присутствуют упражнения по совершенствованию ходьбы – «узкая дорожка», ходьба по наклонной плоскости, ходьба боком, различный темп ходьбы, упражнения на чувство равновесия и другие. Если ваш ребенок начал ходить, не ползая перед этим, то необходимо научить его в игровом режиме ползанию, что позволит укрепить его мышцы туловища, рук и ног. В этом вам помогут такие игровые упражнения, как ползание, подражая знакомым домашним зверям – собачке, кошечке. Можно ползать по скамейке – это поможет развить у ребенка чувство равновесия, только его обязательно надо подстраховывать.

Гимнастика для детей 1 года предусматривает так же различные упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Можно включать такие упражнения, как «бабочка», т.е. взмахи руками, имитирующие движение крыльев, или «часики» – вращение рук по кругу. Обязательно нужно делать приседания и наклоны. Для выполнения этих упражнений мама может предложить ребенку собрать «грибочки» или игрушки с пола.

Попробуйте также поиграть с ребенком в «догонялки» или «рыбки». Малыши очень любят ходить по полу на руках, когда мама держит их за ножки. Есть еще множество прекрасных упражнений в системе гимнастики для детей 1 года.

Для занятий гимнастикой малыша нужно одевать как можно комфортней для него, чтобы одежда не стесняла движений. Проводить занятия в теплое время года желательно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Заниматься упражнениями желательно не более 10-15 минут. Начинать занятия можно не раньше, чем спустя 45-60 минут после еды.

В комплекс занятий по гимнастике для детей 1 года необходимо включать упражнения на развитие всех мышц и суставов. Каждый день следует предлагать выполнять новые упражнения, т.к. за одно занятие выполнить их все, не утомив кроху, просто невозможно.

Массаж для детей 1 года

Для улучшения обменных процессов, повышения иммунитета и стимуляции кровеносной системы малышу необходим массаж. Он помогает формировать костную и мышечную ткань, регулировать нервную систему, улучшать кровоснабжение и лимфообращение организма. Гимнастика и массаж для детей 1 года должны сочетаться между собой, дополнять друг друга.

При массаже детей используют такие приемы, как разминание, похлопывание, растирание, легкое растяжение, а также точечный массаж. Движения всегда начинают от периферии и снизу вверх. Заканчивают массаж обычно поглаживанием. Лучше всего, конечно, чтобы массаж выполнялся специалистом. Но и любая мама, пройдя недолгий курс в детском центре, сможет делать его сама.

Пальчиковая гимнастика для детей 1 года

Все знают, что развитие речи маленьких детей находится в прямой зависти от мелкой моторики, т.е. от развития мелких мышц кистей и пальцев рук. Это связано с тем, что речевой центр в коре головного мозга находится рядом с центром, управляющим движением кистей рук, и развитие одного центра стимулирует и развитие другого.

Для того чтобы ускорить и облегчить этот процесс, существует специальная пальчиковая гимнастика для детей 1 года. Она ускоряет умственное и эмоциональное развитие малыша, а заниматься ею можно каждый день. Упражнения должны подбираться с учетом особенностей ребенка. Для малышей подойдут такие варианты упражнений, как игры в «пальчик-мальчик», «ворота», «мост», «паук» и многие другие. Полезна пальчиковая гимнастика еще и тем, что она успокаивает малышей, отвлекает их от капризов и раздражительности.

Гимнастика для детей 1 года, массаж и пальчиковая гимнастика делают нашего малыша здоровеньким, веселым, болтающим без умолку и весело бегающим под нашим голубым и добрым небом.

Физические упражнения для детей второго и третьего года жизни следует подбирать, учитывая индивидуальные особенности их физического и психического развития. Основа гимнастики для детей этого возраста должна состоять из ходьбы, различных игр с мячом, флажками, другими игрушками, также в упражнения должно входить лазание, преодоление препятствий. И конечно же, самой эффективной формой проведения гимнастики с ребенком раннего возраста является игра.
В начальном этапе игра с ребенком может представлять собой простые и интересные задания, например: "Подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке (за спиной, за подушкой, за креслом)". Малыш, отыскивая свою любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия,которые расположены у него на пути: перелезть через подушку, проползти под низким столиком и т.д. Постепенно игры должны становиться сложнее. Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет очень восприимчив и склонен к подражанию, поэтому надо показывать ему упражнения самим, при этом сравнивать эти упражнения с движениями животных, с персонажами из сказок. Причем сразу усложнять задания нельзя, это надо делать постепенно - только после того, как малыш овладеет более простыми движениями.
Очень важно знать, что детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Чтобы ребенок с радостью и удовольствием выполнял предложенные ему упражнения, надо постараться превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую можно играть и дома, и во время прогулок. Можно выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия гимнастикой следует проводить каждый день или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут. Так как дети раннего возраста довольно быстро утомляются, занятия должны быть не очень долгими (5-6 упражнений - каждое надо повторять 3-5 раз) и обязательно включать в себя небольшие паузы отдыха.
Во время выполнения гимнастики необходимо следить за правильным дыханием - ребенок должен дышать носом, при этом не задерживая дыхание.
Для того, чтобы малышу было комфортно заниматься гимнастикой, надо надеть на него свободную легкую одежду из натуральных тканей, если занятия проводятся дома, на ногах должны быть только носочки. Лучше, если занятия будут выполняться при открытой форточке (летом) или в проветренной комнате (зимой). И еще, очень важно - правильно подобрать упражнения именно для своего ребенка, зная его возможности, и не забывать, что малыша нельзя переутомлять.
Для детской гимнастики может понадобиться следующий инвентарь: коврик, игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска.

Гимнастика для ребенка от 1 года до 3 лет:
I. Упражнения для совершенствования ходьбы
Взрослый стоит на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Надо поманить ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя. Если малыш уже научился ходить, то можно менять направление ходьбы ребенка - отходя с игрушкой то в одну, то в другую строну. Повторить 2-4 раза.
1) Ходьба по "узкой дорожке".
Для этого упражнения нужно на полу обозначить мелом или палочками, веревочками и т.п. дорожку, шириной 30 (в дальнейшем эту дорожку надо будет постепенно сужать до 20-10 см, при этом ориентируясь на возможности ребенка). Затем надо предложить малышу пройти по этой дорожке самостоятельно. При выполнении этогго упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы при ходьбе - линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, а внутренний край стопы должен быть слегка приподнят.
2) Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой)
Нужно укрепить гимнастическую скамейку или доску, приподняв один конец на высоту 20-25 см. Затем надо предложите ребенку пройти по скамейке вверх, затем повернуться и спуститься вниз. При этом малышу нужно помогать, поддерживая его за руку.
3) Ходьба боком
Нужно научить малыша ходить боком мелкими приставными шажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Он должен научиться ходить боком одинаково хорошо, и в правую, и в левую сторону.
4) Ходьба и бег в различном темпе
Надо предложить малышу поиграть в догонялки. Сначала ловить друг друга быстрым шагом, затем перейти на бег. Можно при этом петь какие-нибудь детские веселые песенки. Дети обычно с удовольствием перенимают игру - ходят и бегают в соответствии со словами и ритмами припевок.
5) Перешагивание препятствий
Нужно научить малыша ходить, высоко поднимая ноги, для этого:
Надо предложить ребенку перешагнуть через какой-нибудь невысокий предмет (10-15 см.), если малыш справляется с заданием, то можно разместить на полу несколько препятствий.
На прогулке нужно обязательно следить, чтобы ребенок поднимал ножки хорошо, не шаркал ими, надо учить его перешагивать через невысокие бугорки, камешки.

II. Упражнения для развития чувства равновесия
1) Раскачиваемся
Для выполнения этого упражнения нужно посадить малыша на игрушечную лошадь–качалку или на качель. Затем, подстраховывая его – раскачивать. При этом можно приговаривать какую-нибудь детскую потешку. Во время такой веселой игры малыш будет учиться удерживать равновесие, и это значительно поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице можно качать малыша на качелях и каруселях.
2) Мяч с горки
Это упражнение следует выполнять во время прогулки. Надо чтобы ребенок поднялся на невысокую горку, повернулся, затем скатил мяч вниз и побежал за ним.
3) Залезание на предмет (ящик, диван)
Сначала надо предложить малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а затем на диван высотой 40 см. Для этого можно предложить ему найти его любимую игрушку. Надо спрятать игрушку, к примеру, за спинкой дивана так, чтобы она немного выглядывала из-под спинки. Затем спросить малыша, где его игрушка. Увидев ее, малыш будет стараться залезть на диван, чтобы добраться до своей цели. Если диван слишком высок для ребенка, то можно подставить ему под ноги подушечку или какой-нибудь другой вспомогательный предмет.

III. Упражнения в лазанье
Кстати, предыдущее упражнение (№3) прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.
Если ребенок уже научился залезать на диваны и кресла, то пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Надо приучать малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Также полезно учить малыша залезать на наклонную лесенку-доску.
1) Пролезь в окошко
Взрослый держит в руках обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш должен пролезть через обруч и выпрямиться. Затем надо положить игрушку повыше, таким образом, чтобы ребенку пришлось тянуться за ней.
2) Перелазание через скамейку
Надо научить ребенка правильно пролезать через препятствие (скамейку). Малыш должен встать боком к скамейке, опереться об нее руками и перелезть. Нужно повторить это упражнение несколько раз в обе стороны.

IV. Упражнения в ползании
Если ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не поздно, чтобы он научился этому. Ведь благодаря ползанию прекрасно укрепляются мышцы всего туловища, рук, ног, а также развивается координация движений.
1) Собачка, бычок, козлик
Вместе с ребенком надо встать на четвереньки и ползать, подражая собаке. Затем - подражая бычку - ползать, поворачивая голову направо и налево (как-будто бычок бодается), при этом можно мычать. Далее - как козлик - передвигаться мелкими шажками, произнося: "Ме-е-е-е!".
2) Ползание по скамейке
Ребенок должен походить на четвереньках по скамейке, при этом сохраняя равновесие. Взрослый все время должен быть рядом и подстраховывать малыша.
3) Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком)
Нужно установить препятствие на высоте 30-50 см. После проползания под этим препятствием малыш должен встать и достать игрушку, положенную, например, на стол.