Об опыте по обеспечению правопорядка и безопасности при проведении футбольных матчей в европейских государствах. Безопасность болельщиков во время проведения футбольных матчей

Органами внутренних дел Республики Беларусь в определенной и достаточной степени наработана и претворяется в жизнь система мер по обеспечению безопасности и охране общественного порядка во время подготовки и проведения футбольных матчей.

В течение одного футбольного сезона проходит более 300 футбольных матчей, многие из которых требуют принятия повышенных мер безопасности во время их проведения. На выездные матчи своих команд постоянно выезжает значительное количество болельщиков. Для охраны правопорядка при их передвижении железнодорожным транспортом, ежегодно задействуется более 18 тыс. сотрудников ОВД на транспорте МВД.

На примере Англии и Германии рассмотрим взаимодействие всех заинтересованных государственных органов в вопросах безопасности.

Футбольное хулиганство на стадионах, как правонарушение, впервые появилось в Англии в 1963 году. Толчок быстрому развитию этой проблемы дало телевидение, начавшее с 1965 года трансляции футбольных матчей и происходящих во время их проведения событий, побуждая зрителей к активизации подобных действий в целях самоутверждения.

Проблемное поведение болельщиков выражалось в выбрасывании различных предметов во время футбольной игры, одиночном и групповом выходе на поле. Одновременно в среду футбольных болельщиков стали вливаться преступники, которые создавали беспорядки и панику во время прохода на матчи, совершая при этом кражи вещей. Чтобы не быть замеченными, они не носят атрибутику футбольных клубов. Возникает сложность их выявления, т.к. полиция не всегда знает их в лицо.

Особенностью английских болельщиков является то, что они постоянно выезжают за своей командой в разные страны (так называемые "патриоты"). Их количество иногда превышает 20 тыс. человек.

Не редки случаи, когда болельщики, не имея билетов на матчи, за несколько минут до начала матча сплачиваются в большую «орущую» толпу, пропустив вперед нескольких человек, размахивающих билетами, искусственно создают давление на стоящих впереди и прорываются на стадион.

Часто, находясь в другой стране, болельщики заходят в ближайшее к стадиону кафе, расставляют там национальные флаги Великобритании, распевают песни на английском языке, создавая, таким образом, "маленькую Англию". Как правило, это раздражает жителей страны пребывания и является причиной конфликтов. Отличительные характеристики английских хулиганствующих болельщиков - возраст 30 - 40 лет, короткая стрижка либо лысые, татуировки на открытых частях тела, сережки в ушах, в носу. Они принципиально не изучают другие языки. Примечательно, что в Англии проблемы с противоправным поведением среди болельщиков из числа молодежи и несовершеннолетних практически отсутствуют.

Полицией болельщики разделены на три категории:

А - лояльные;

B - при определенной ситуации могут совершить правонарушения;

С - ярые фанаты, хулиганы, зачинщики скандалов и правонарушений.

Свое противоправное поведение английские болельщики "экспортировали" в другие страны при выезде с национальной командой за рубеж, где оно получило название "английская" болезнь.

Правительство Великобритании проявило озабоченность в связи с ущербом, наносимым национальной репутации путешествующими хулиганствующими болельщиками английских футбольных команд. Около одной тысячи таких болельщиков получили запрет на выезд за границу с футбольными командами. Одновременно возникла еще одна внутренняя проблема - междоусобица между болельщиками и футбольными клубами.

Решению возникших проблем, а также системе безопасности на стадионах и других спортивных площадках было уделено пристальное внимание на государственном уровне.

Правительством Великобритании был принят ряд нормативно-правовых актов, перечень требований которых способствовал созданию системы надежной безопасности при проведении футбольных и спортивно-массовых мероприятий. В частности, федеральный Закон «О безопасности на стадионах» (1975г.), «О пожарной безопасности и безопасности в местах проведения спортивных мероприятий» (1987г.), «О футбольных болельщиках» (1989г.).

В целях обеспечения безопасности зрителей более жесткие требования были предъявлены к конструкциям футбольных стадионов и спортивных сооружений. Особое внимание уделено пропускной системе и системе оповещения, пожарной безопасности и путям эвакуации, санитарному состоянию, осуществлению видеослежения и контроля за поведением болельщиков и спортсменов, как на спортивной площадке, так и на прилегающей территории. Законами предписано меры безопасности граждан закладывать при строительстве спортивных сооружений (оборудование трибун, ограждение секторов сетками, создание пункта наблюдения и управления силами полиции, мест парковки автотранспорта во время проведения мероприятия и др.).

Составной частью управления силами безопасности стали создаваемые пункты управления футбольными стадионами. Если раньше они рассматривались исключительно как место работы полиции, то теперь считаются клубными объектами, доступными для всех экстренных служб.

В Министерстве внутренних дел создано подразделение для координации деятельности, связанной с болельщиками. Оно подчиняется Министру внутренних дел и осуществляет надзор за «футбольным законодательством», деятельностью органа по исполнению запретов на посещение футбольных матчей (Football Banning Authoriti), а также изучает причины и условия хулиганского поведения футбольных болельщиков. За каждым футбольным клубом закреплены два сотрудника полиции, один из которых ведет оперативную работу, 2-й - осуществляет связи с футбольным клубом и фанатами. В работе широко используются возможности скрытой съемки, негласные связи. Подразделение поддерживает тесные связи с футбольным разведывательным отделом NSIC (Национальная служба криминальной разведки) и обеспечивает финансирование полицейских и научных исследований в этой области.

Футбольный разведывательный отдел NSIC осуществляет сбор, анализ и передачу оперативных сведений о серьезных, «закоренелых» и организованных футбольных хулиганах, которые ездят по Соединенному Королевству и в другие страны. Сотрудниками в работе используются как личное наблюдение, так и материалы, полученные в ходе съемок скрытыми камерами, камерами наблюдения на стадионах и спортивных площадках, а также полученная информация в ходе общения с гражданами. Негласная съемка за действиями хулиганствующих болельщиков внутри и за пределами стадиона, признается в суде вещественным доказательством.

Указанная информация накапливается и обобщается с учетом конкретных лиц. Все получаемые данные сохраняются в компьютерах в соответствии с требованиями Закона "О защите информации". Она передается отдельным службам и ответственным за матч должностным лицам, которые принимают решение относительно принятия мер полицейского контроля. Отдел проводит также централизованный сбор статистических данных о количестве лиц, арестованных на стадионах Футбольной лиги и удаленных с этих стадионов.

Важную роль в обеспечении безопасности на футбольных матчах играет формирование и использование компьютерной базы данных "Люпус", которая была создана специально для полицейских управлений. Она имеет широкий спектр применения, начиная от запроса и вывода данных о правонарушителе и заканчивая руководством нарядами подразделений полиции при проведении широкомасштабных массовых мероприятий.

Активное участие в позитивном освещении деятельности полиции по обеспечению безопасности проведения футбольных матчей принимают средства массовой информации. Действия хулиганствующих болельщиков всегда резко критикуются, указываются негативные стороны их антиобщественного поведения.

Сотрудники NSIC выезжают за границу с национальной командой, проводят разведывательную работу среди болельщиков, оказывают помощь английским полицейским детективам.

С 1991 года в Великобритании действует Лицензирующий футбольный орган (FLA - независимый общественный орган), созданный в соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 г.). FLA осуществляет лицензирование футбольных стадионов Англии и Уэльса, предназначенных для проведения матчей национальной лиги и международных соревнований, контроль за деятельностью местных властей по выдаче сертификатов безопасности, а также надзор за обеспечением безопасности на этих сооружениях местными властями.

Цели FLA - обеспечение разумной безопасности и управления зрителями посредством использования стадионов высшей категории и первого звена с сидениями для всех зрителей, использование безопасных террас для стоящих зрителей, возложение на клубы полной ответственности за безопасность и выполнение адекватных требований местных властей.

Эти цели были сформулированы после несчастья, произошедшего в апреле 1989 года на стадионе Хилсборо, где в давке на трибунах погибло большое количество английских болельщиков. Они призваны устранить основные недостатки, в частности, плохую организацию пространства на стадионах, неудовлетворительные управление безопасностью и контроль со стороны местных властей.

Стандартизация мест для стоящих зрителей была внесена после принятого в июле 1992 года решения правительства о снятии обязанности с клубов двух нижних дивизионов по обеспечению на своих стадионах мест для посадки всех зрителей.

В своем подчинении Лицензирующий футбольный орган имеет девятерых региональных инспекторов, которые поддерживают связь с клубами и местными властями в своих областях. Инспектора обязаны присутствовать на всех заседаниях консультационных групп по безопасности и регулярно посещать свои клубы. Консультационные группы по безопасности возглавляются председателями местного органа власти, которые отвечают за лицензирование стадионов, расположенных в их областях. В консультационную группу также входят представители футбольного клуба, местного органа власти, полиции, пожарной бригады, служб скорой и первой медицинской помощи.

В соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 года) футбольные стадионы на территории Англии и Уэльса, на которых проводятся соревнования клубами, входящими в Премьер-лигу, Футбольную лигу и международные соревнования, получают в Комиссии по лицензированию в футболе (КЛФ) лицензию для приема зрителей. Такая лицензия не содержит каких-либо требований в области обеспечения безопасности зрителей. Это предоставляет местным органам власти свободу действий в вопросе о необходимых условиях для обеспечения разумной безопасности зрителей для включения их в сертификат безопасности. Однако, в целях гарантийного обеспечения безопасности, без учета того, что стадион располагает лицензией, они имеют право закрыть или снизить допустимый уровень его вместимости.

Роль Комиссии по лицензированию в футболе не сводится только к формулированию местными органами власти таких условий и норм, которые являются необходимыми и достаточными для поддержания разумной безопасности зрителей. КЛФ вместе с этим пропагандирует, поддерживает и развивает культуру безопасности, дает рекомендации и делает достоянием гласности примеры конкретных достижений в области обеспечения безопасности. Заседания консультативных комиссий по безопасности, зачастую, являются трибуной, с помощью которой Комиссия достигает понимания и оказывает содействие местным органам власти, демонстрируя активную и конструктивную позицию.

Начиная с 1992 г. основное внимание переместилось на процесс сертификации и усиление роли органов местного самоуправления в деле оформления, ревизии, контроля и введение в действие сертификата безопасности. Теперь уже повсеместно признано, что, несмотря на некоторые неизбежные различия спортивных площадок, основные принципы обеспечения безопасности зрителей остаются едиными для всех спортивных сооружений.

В соответствии с федеральным Законом "О безопасности на стадионах" (1975 г.) совет графства, унитарная организация, метрополия или совет Лондона (местные органы власти) несут ответственность за выдачу и введение в действие сертификата безопасности в отношении выделенных спортивных площадок (стадионов).

Сертификат безопасности надлежит рассматривать как часть общей интегрированной системы управления безопасностью на стадионах и спортивных площадках. Несмотря на то, что местные власти единолично выдают сертификаты безопасности, сама безопасность не может быть достигнута и обеспечена одной организацией. По закону они обязаны вступать в контакт и проводить необходимые консультации с местной полицией, пожарными службами и строительными управлениями. Одновременно органы местного самоуправления поддерживают контакты со службой скорой медицинской помощи и призваны считаться с мнением держателя сертификата, других постоянных пользователей спортивной площадки и, в случае необходимости, с представителями болельщиков клубов о чьей спортивной площадке идет речь.

В сертификате безопасности отражены условия, которые местный орган власти считает необходимым и целесообразным для обеспечения разумной безопасности зрителей, принимаемые действия держателем сертификата для безопасности эксплуатации спортивной площадки (стадиона). Тем не менее, основная обязанность по обеспечению безопасности на спортивной площадке всегда возлагается на ее управляющих (владелец, арендатор, футбольный клуб). Эта ответственность ни при каких обстоятельствах не может быть переложена на какой-либо другой орган или организацию. Местный орган власти не правомочен принимать участие в управлении мероприятием, проводимым на спортивной площадке или предпринимать такие действия, которые могут быть расценены как участие (причастность).

Условия, изложенные в сертификате безопасности, охватывают все сектора и зоны спортивной площадки, в которые зрители могут иметь доступ во время проведения спортивных соревнований или мероприятий иного характера, включая рестораны, бары, работающие по лицензии, и открытые пространства. Фирмы, работающие по договору агентского соглашения на территории спортивной площадки, должны следить за тем, чтобы условия договоров и соглашений не противоречили условиям сертификата безопасности. Держатель сертификата безопасности несет полную ответственность за любое нарушение условий сертификата безопасности, допущенное сотрудниками фирм.

Вместе с тем держатель сертификата не несет ответственности за любые обстоятельства, не поддающиеся его контролю. Например, за ограниченный доступ для машин скорой медицинской помощи вследствие большого скопления людей на дороге. Даже в тех случаях, когда это может напрямую ухудшить состояние безопасности зрителей на спортивной площадке. Тем не менее, органам местного самоуправления следует предусматривать возможность возникновения таких факторов и совместно с руководством спортивного сооружения разрабатывать меры по борьбе с ними при определении допустимого уровня вместимости. Необходимо отметить, что обеспечение безопасности зрителей за пределами спортивной площадки не подпадает под действие Законов 1975 и 1987 годов и потому не предусмотрено в сертификате безопасности.

Границу между безопасностью зрителей, за которую несет ответственность держатель сертификата, и соблюдением общественного порядка, за который отвечает полиция, зачастую провести довольно сложно. Поэтому важно для обеих сторон достигнуть договоренность и распределить ответственность. Органы местного самоуправления могут потребовать от держателя сертификата приложить все усилия для достижения договоренности с силами полиции. Однако в сертификате безопасности может быть прописана обязанность держателя сертификата уведомлять полицию о проведении конкретных соревнований и консультироваться по вопросам присутствия полицейских. При этом только начальник полиции вправе решать, какое количество полицейских может присутствовать на спортивной площадке. Сертификат безопасности не может содержать рекомендации в адрес начальника полиции в отношении исполнения им и его подчиненными своих функций.

Выдаче сертификата безопасности для выделенной спортивной площадки предшествует определение местными органами власти компетентного лица, представляющего интересы его держателя. В соответствии с положениями Закона 1975 года это лицо, которое в состоянии и компетенции предотвратить любое нарушение условий сертификата безопасности. Владельцем сертификата может быть только человек, занимающий ответственную должность в менеджменте спортивной площадки, т.е. председатель, генеральный директор, секретарь клуба, менеджер спортивной площадки, менеджер по вопросам безопасности или директор. Аналогичные правила действуют в случае, если заявитель просит не о выдаче сертификата безопасности, а о передаче последнего другому держателю.

Местным органам власти вменяется в обязанность проводить официальную ревизию общего сертификата безопасности после любого имевшего место на спортивной площадке происшествия, в котором безопасность зрителей была подвергнута риску, или же в случае возникновения сомнений в отношении состояния или управления спортивной площадкой. Ситуация близкая к аварийной приравнивается к чрезвычайному положению.

Ревизия не ограничивается только изучением обстоятельств ЧП, вскрываются и анализируются недостатки, приведшие к происшедшему. Такие ревизии проводятся, по меньшей мере, раз в год, даже если за год не произошло никаких происшествий. В случаях, когда спортивная площадка функционирует в сезонном режиме, ревизия проводится в сроки, достаточные для проведения каких-либо ремонтных или восстановительных работ до начала сезона. Это, в свою очередь, позволяет органам местного самоуправления внести поправки или заменить соответствующие разделы сертификата до начала нового сезона.

От местных органов власти требуются незамедлительные меры в связи с любым происшествием, которое может создать угрозу безопасности зрителей, или любыми выявленными в ходе проведения инспекторской проверки недостатками в системе обеспечения безопасности. Вместе с тем, действия должны быть адекватны срочности и серьезности создавшейся ситуации.

Существуют следующие варианты действий:

Уменьшение вместимости спортивной площадки или отдельной ее части;

Издание уведомления о запрещении;

В случае нарушения условий сертификата безопасности - предупреждение, официальное предупреждение или возбуждение дела в суде.

Следует сказать, что уведомление о запрещении является крайней мерой. Прежде, чем его оформить, местные органы власти должны убедиться в том, что "пропуск зрителей на спортивную площадку или в какой-либо сектор представляет или может представить настолько серьезный риск для них, что пока не будут приняты надлежащие меры по уменьшению этого риска до приемлемого уровня, допуск зрителей на спортивную площадку или какой-либо ее сектор должен быть запрещен или ограничен".

Уведомление о запрещении вступает в силу немедленно с момента оформления, если местные органы власти указывают в нем о наличии или возможности возникновения непосредственного риска для зрителей. Во всех остальных случаях - в конце срока, указанного в уведомлении. Кроме того местные органы власти имеют право вносить поправки в уведомление или отзывать его в любое время.

Потерпевшая сторона может обратиться в суд по поводу вынесенного уведомления о запрещении в течение 3-х недель действия уведомления. Обращение в суд, само по себе, не останавливает его действие или каких-либо поправок к нему.

Нарушение условий сертификата безопасности или уведомления о запрещении со стороны любого ответственного лица, не обязательно держателя сертификата безопасности, является правонарушением. В случае постоянных или грубейших нарушений условий сертификата безопасности или иных условий, могущих привести к серьезному ухудшению безопасности зрителей, органы местного самоуправления вправе рассматривать возможность преследования в судебном порядке.

Руководящим футбольным органом в Великобритании является Футбольная ассоциация, которая поддерживает связь со всеми вышеупомянутыми организациями. На время выезда английских команд за рубеж Футбольная ассоциация предоставляет консультанта по контролю за болельщиками с целью оказания помощи клубам в правильной подготовке к их приезду. Предварительные визиты представителями ассоциации совершаются во все страны, где должны играть на выезде английские команды.

Для оказания помощи зарубежным властям в осуществлении полицейского контроля, в зависимости от уровня сотрудничества, предлагаются услуги футбольных полицейских (детективов). Об их работе дается предварительная информация. Детективы используют в работе видеокамеры, переносные компьютеры, в которых имеются обширная база данных на болельщиков футбольных клубов и хулиганствующих болельщиков, а также связь со Скотланд-Ярдом и его базами данных.

Как правило, на время клубных игр в Европе направляются два старших сотрудника полиции. Для игр с более высоким уровнем риска число детективов может доходить до восьми. Когда за рубежом играет национальная сборная Англии, в зависимости от степени риска футбольного матча и пожеланий зарубежных властей, направляется от восьми до четырнадцати полицейских. Решение финансовой стороны вопроса деятельности английских детективов за рубежом (зарплата, оплата поездки за границу, использование автомашин, проживание в отелях, возникающие в связи с этим иные необходимые услуги) возлагает на себя футбольный клуб.

Детективы всегда работают в парах, в штатской одежде и в сопровождении местных полицейских. Деятельность осуществляется в рамках законов страны присутствия.

На период работы принимающая страна должна обеспечить детективов автотранспортом, их гарантированную безопасность, предоставить им возможность присутствия на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах, морских (речных) портах до приезда групп болельщиков и при прохождении ими таможенного контроля.

Детективы осуществляют патрулирование городских районов, где собираются английские болельщики, наблюдают за подходами к стадиону перед началом матча. Используя возможности имеющейся база данных выявляют известных хулиганов, оказывают помощь в прогнозировании поведения разных групп футбольных болельщиков, информируют о местах их возможного появления.

На выездных играх клубные болельщики и фанаты, как правило, знают о присутствии в своей среде своего местного английского полицейского, в связи с тем, что большинство знает его в лицо и он этого не скрывает. Фактор присутствия детектива оказывает профилактическое воздействие на болельщиков - дисциплинирует поведение их на стадионах, стимулирует законопослушание. Это подкрепляется еще и страхом перед тем, что о противоправном их поведении будут поставлены в известность футбольный клуб и английская полиция, а также боязнь арестов и денежных штрафов. Принимаемые меры полицейскими обеих сторон позволяют избежать арестов английских болельщиков за рубежом, чтобы не причинить вред имиджу страны.

Таким образом, выработанная и испытанная временем система совместных действий, в совокупности, весьма выгодна для использования принимающей страной.

В Великобритании широко развита система членства футбольных клубов и иных спортивных организаций. Например, футбольная команда "Ливерпуль" насчитывает около 20 тысяч официальных членов клуба. Принадлежность к тому или иному футбольному клубу оказывает позитивное влияние на законопослушное поведение и дисциплину его членов на футбольных и других спортивных мероприятиях.

Полноправным членом клуба может стать любой гражданин Англии, достигший 16-летнего возраста и заплативший вступительный взнос в размере 25 английских фунтов стерлингов. Кандидаты в члены футбольного клуба сами предоставляют сведения о себе. В тоже время они проходят строгие процедуры проверки по всем учетам полиции на наличие судимости или совершенных различных правонарушений. По тем или иным причинам около 3% заявок отклоняется.

Членство дает первоочередное право на приобретение билетов, как на внутренние матчи, так и на выезд совместно с футбольной командой за рубеж, в том числе за счет средств клуба. Полиции известны владельцы билетов, т.к. их покупка осуществляется через клуб по именным клубным членским карточкам, в которых указывается сектор, ряд и место на стадионе. Вся эта информация вносится в базу данных. Перепродажа билетов другим лицам категорически запрещена.

За нарушения на стадионе болельщик Советом клуба может быть лишен членства. За три года такое решение было принято в отношении 1% членов клуба. Одновременно выносится решение о запрещении выезда на матчи за рубежом. Принимаются другие меры упреждающего характера. Нарушители из числа болельщиков-членов клуба лишаются сезонных абонементов на все проводимые футбольные матчи внутренних чемпионатов. Решение принимается Советом клуба по ходатайству полиции.

Футбольные клубы сами оказывают активную помощь в выявлении хулиганствующих болельщиков.

Необходимо отметить, что в связи с улучшением в Великобритании системы безопасности при проведении футбольных матчей, членство в клубах и посещение спортивных мероприятий приняло семейный характер. Дети до 14 лет могут проходить на стадионы в сопровождении родителей. Для этого имеются семейные и специально отведенные места. Это дает возможность родителям показать детям пример поведения и необходимость самим вести себя достойно в присутствии детей. Получается обоюдная польза.

При обеспечении общественной безопасности проведения футбольных и спортивно-массовых мероприятий существует четкое взаимодействие органов местной власти, футбольного клуба, полиции и частного охранного предприятия спортивного сооружения (стадиона).

Основа организации обеспечения безопасности проведения футбольных матчей заключается в планировании. В начале сезона Премьер-Лига направляет письмо в полицейское управление, где информирует о планируемом календаре игр, с таким расчетом, чтобы не совпало двух матчей в один день. Матчи категории "С" (повышенного риска и сложности) не рекомендуется проводить во второй половине дня, т.е. позже 14.00 час. В письме указывается категория риска каждой игры и требуемое количество полиции для обеспечения безопасности.

Начальник по матчам - координатор полиции составляет график присутствия полицейских на матчах футбольных чемпионатов, производит с личным составом отработку упражнений и задач с обязательным участием каждого. Осуществляет тесное взаимодействие полиции с футбольными организациями для успешного решения общей задачи - обеспечение безопасности.

В соответствии с правилами безопасности на спортивных площадках руководство стадионов принимает меры к тому, чтобы сотрудники и персонал, связанные с безопасностью, были обученными и компетентными, разрабатывает и согласовывает планы действий и поведения в чрезвычайных ситуациях.

В день игры проводится совещание офицерского состава, а также инструктаж полицейских, входящих в группы по осмотру парковок автотранспорта, кафе, баров и прилегающей территории к стадиону. Основное внимание уделяется предупреждению и пресечению проявлений расизма, проведению определенной политики в отношении болельщиков, толерантному отношению к ним, а также ответственности за спокойствие местных жителей в домах, расположенных вокруг стадиона. Доводится информация о предстоящем футболе, проблемах обеспечения безопасности и правопорядка прошедших матчей, досмотре автотранспорта и болельщиков. Обращается внимание на экипировку (обычная форма одежды - в желтых курточках со вставками из светоотражающего материала), оправданное применение специальных средств. Необходимо отметить, что при обеспечении правопорядка на футбольных матчах и других спортивно-массовых мероприятиях полиция не обеспечивается огнестрельным оружием. В своей деятельности полицейские используют три основных критерия - твердость, разум дружелюбие (Fair, Firm, Friendly).

Перед каждой игрой полиция инструктирует футболистов о корректном поведении во время матча, чтобы они ни в каких случаях не покидали пределы футбольного поля до конца игры, не приближались к толпе, не провоцировали своим поведением болельщиков на антиобщественное поведение и противоправные действия. Если такие факты будут выявлены, игроку выносится предупреждение в ходе профилактической беседы и полиция информирует о них руководство футбольного клуба.

Особое внимание уделяется индивидуальной предварительной работе с клубными болельщиками, а также фанатами, не состоящими в них. В период подготовки футбольных и иных спортивно-массовых мероприятий проводится операция "Порт", целью которой является выявление и нейтрализация хулиганствующих зрителей, создающих проблемы на соревнованиях.

Во избежание конфликтов между футбольными болельщиками сотрудники полиции встречают прибывающие группы на железнодорожных и автовокзалах, в аэро, морских (речных) портах, осуществляют их сопровождение до стадиона. Для этого, а также для обеспечения безопасности и правопорядка на прилегающей к стадиону территории привлекаются силы полиции ближайших районов и городов. Оплата их работы в день проведения футбольного игры производится из государственных средств.

Полиция территориальных органов осуществляет контроль за поведением болельщиков и иных граждан во время футбольного матча на прилегающей к стадиону территории и стоянках автотранспорта. Задействуется 8 нарядов полицейских по 7 чел., 14 - 18 конных полицейских и 16 чел. резерв. Всего около 100 человек.

Администрацией стадиона и клуба при проведении матчей "повышенного риска" для оказания распорядителям (стюардам) помощи в обеспечении безопасности на стадионе нанимаются 25 частных охранников (работают на входе), а также от 60 до 100 сотрудников полиции. Имеется письменное соглашение с разделением обязанностей клуба и полиции в обеспечении безопасности и правопорядка на стадионе. Деятельность полиции осуществляется на почасовой платной основе из расчета 33 английских фунтов стерлингов за час, но не менее чем за 4 часа.

Стюарды работают на договорной основе, т.е. только на время проведения игры. Они проходят обучение по семи часовой программе в течение трех дней, затем сдают экзамены (тесты). Для них установлены определенные критерии: возраст от 18 до 60 лет, обязанность посещения в сезон не менее 65% футбольных матчей. При положительном обеспечении безопасности 80% футбольных игр - клуб оплачивает им очередной отпуск.

Одновременно на матч нанимается до 500 стюардов. Стюарды располагаются на разных участках стадиона: на проходах вокруг поля, входах и выходах с него. Службу несут в униформе, каждый отвечает строго за свой сектор, наделен определенными обязанностями, ответственность закреплена законодательно.

Старший стюард за матч получает до 100 английских фунтов стерлингов, рядовой стюард - 25 английских фунтов стерлингов. Перечисление осуществляется через банк с вычетом налогов.

Клубом также нанимаются 100 человек для осуществления контроля на турникетах по проверке билетов (1 оператор на турникет). Пропускная способность турникета не более 1 человека при предъявлении билета оператору. Турникеты снабжены электронной системой подсчета, что дает возможность сравнивать количество проданных билетов и число присутствующих на матче, не допуская превышения вместимости стадиона.

Для оказания первой медицинской помощи задействуется около 40 медработников (Сен Джонс), три бригады скорой медицинской помощи, два врача.

Во время матчей основной контроль за поведением болельщиков осуществляется с использованием видеокамер, охватывающих полностью все трибуны по секторам и фиксирующих происходящее. Отдельно по 2 детектива ведут оперативную работу среди болельщиков футбольных команд, а при необходимости, негласную съемку.

В целях избежания провокации скандалов и массовых беспорядков полиция осуществляет задержание за нарушения порядка, правил поведения на стадионах и проявления расизма только во время перерывов или после окончания футбольных матчей.

После окончания футбольного матча организаторами и руководителями мероприятия подводятся итоги.

Указанная организация системы безопасности в Великобритании позволяет должным образом обеспечивать порядок и общественную безопасность на спортивных сооружениях. С 1989 года на футбольных стадионах Англии не было массовых правонарушений болельщиков.

Несколько иные меры обеспечения порядка и общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий применяются в Германии .

Это связано с ситуацией, возникавшей в последнее время в указанной стране.

В футбольном сезоне 2002 года в ФРГ при массовых правонарушениях на стадионах 265 граждан получили телесные повреждения, в том числе 45 сотрудников полиции. По окончании матчей хулиганствующие болельщики беспричинно избивали граждан, разбивали витрины объектов торговли, стоящие на улицах автомобили.

Особенно стала проявляться агрессивность болельщиков в ходе игр команд 1 и 2-й лиги, однако тенденция применения фанатами противозаконных насильственных действий перемещается уже и на стадионы команд третьей лиги (низшего уровня).

Наиболее активны фанаты-правонарушители в Германии в возрасте 18-25 лет.

Условно болельщиков в ФРГ, как и в Англии, подразделяют на три категории - А, В и С. А - законопослушные любители футбольных игр; В - могущие совершить правонарушения при возникшей ситуации, например, при неверном судейском решении, проигрыше любимой команды, неадекватном отношении к игрокам "своей" команды; С - воинствующие фанаты (в Италии их также называют "тифози"), которых не интересуют происходящие события на футбольных полях, их основная цель устроить массовые погромы, драки в присутствии прессы и большого скопления граждан, а затем постараться скрыться.

В Германии имеются сведения о 9,5 тыс. "фанатиках", относящихся к категориям болельщиков В и С, причем 2/3 из них - воинствующие фанаты. Чаще всего они объединяются с правыми силами и поддерживают их. Среди них выстраиваются четко очерченные структуры-организаторы, финансисты, обеспечивающие сбор денег на поездки хулиганов в другие города, поставщики наркотиков, "подогревающих" фанатов, и непосредственные исполнители.

В целях предупреждения массовых правонарушений на футбольных стадионах Германии создан Информационный Центр по спортивным мероприятиям. Его задачами являются координация деятельности полицейских и других правоохранительных органов, взаимодействие с футбольными клубами, учет и отработка информации о фанатах, передача ее в необходимых дозах в средства массовой информации.

Для обеспечения международного информационного взаимодействия создан Национальный футбольный информационный пункт.

Издан Справочник рекомендаций для международного сотрудничества полиции по предупреждению футбольного хулиганства, в котором имеются рекомендации о создании и деятельности Информационного центра, продаже билетов на футбольные матчи, предупреждении насилия на стадионах и другие.

В органах внутренних дел созданы специализированные подразделения, называемые "информационной разведкой среди фанатов", либо введены отдельные должности - "спотеры", выполняющие эти функции. Полученная информация о возможных правонарушениях на стадионах, передвижениях фанатов и их намерениях незамедлительно направляется в правоохранительные органы для реализации.

Среди болельщиков также работают гласно полицейские "инцайдеры". Это психологически воздействует на них и является сдерживающим от правонарушений фактором.

В большинстве земель Германии приняты законы об обеспечении безопасности зрителей. Согласно этим законам полиция имеет значительные возможности предупреждать массовые и иные правонарушения на стадионах. Так, например, за нарушения на стадионах, связанные с причинением ущерба, решениями клубов может быть вынесен правонарушителю запрет на посещение футбольных матчей до 5 лет. В 2002 году такая мера была применена примерно к 1,5 тыс. фанатам. В случае невыполнения данного запрета правонарушитель может быть осужден судом к лишению свободы на срок до шести месяцев.

Если будет получена информация о выезде фаната в другой город, где будет проводиться футбольный матч, и намерении совершить там преступление, судья может наложить на него арест на время футбольного матча (до 2 суток). В году такой мере подвергались 16 человек.

В целях предупреждения выезда воинствующих фанатов зарубеж на международные футбольные матчи полиции Германии предоставлено право выносить фанатам категории В и С предупреждения об ответственности за самовольный выезд, а также объявить, что за ними будет установлен официальный контроль.

Одной из предупредительных мер является временное изъятие паспорта в целях исключения возможности приобретения билета на поезд или самолет. Законом предусмотрен и такой способ, как приглашение на профилактическую беседу «фаната» в полицейский участок во время проведения футбольного матча. В 2002 году приглашались 2260 лиц, 129 из них официально вынесен запрет на выезд за рубеж для просмотра футбольного матча. В случае неявки в полицейский участок фанат может быть оштрафован на сумму до 500 евро или подвергнут административному аресту. Информация о лицах, которым вынесено такое ограничение, передается в пограничные службы для контроля.

После введения такого закона поступали многочисленные жалобы от болельщиков на нарушение их конституционных прав о просмотре футбольных матчей на стадионах. По всем жалобам и искам к полиции судами были приняты отрицательные решения.

В период проведения футбольных матчей в других странах Европейского Союза в 2 и более раза увеличивается в приграничных районах число контрольных пунктов на авто, железнодорожных и водных магистралях. Осуществляется гласное и негласное сопровождение болельщиков, на приграничных территориях создаются совместные КП (двух стран). Для работы с выезжающими за границу болельщиками выезжают также сотрудники полиции, специалисты по предупреждению правонарушений на стадионах.

Создаются специализированные оперативно-следственные бригады и группы немедленного реагирования, которые имеют навыки сбора, обработки, передачи информации при совершении правонарушений на стадионах и быстрого документирования противоправных действий, так как дальнейшая работа следователя, прокурора и суда строится в основном на информации сотрудников полиции и видеозаписи.

Разработана специальная система взаимодействия со СМИ.

При обращении органов внутренних дел в футбольную лигу о необходимости переноса игр на другое время, иные дни или футбольные поля их обоснованные предложения, как правило, удовлетворяются.

В ФРГ разработана Концепция безопасности на стадионах, которая предусматривает определенные требования к строительным конструкциям, взаимоотношению участников обеспечения безопасности при проведении футбольных матчей и даже водителям общественного транспорта, перевозящих болельщиков.

Кроме того, существует Концепция социального предотвращения объединения фанатов. Она предписывает формы и методы работы социальных работников с фанатами дома, на работе, на стадионах. При этом социальные работники зачастую исполняют роль психологов.

Для исключения условий совершения правонарушений иностранными болельщиками, прибывающими в Германию, разработана система уменьшения причин конфликтных ситуаций. Она предусматривает программу знакомств, удобного и дешевого размещения, питания, приобретения билетов, информационного и телефонного обслуживания, проводятся мероприятия по ознакомлению прибывших лиц с культурой страны, музыкой, образом жизни, организуется их туробслуживание.

ПРАВИЛА поведения болельщиков на НСК «Олимпийский» во время посещения футбольных и других массовых мероприятий.

Общие положения.

1.2. Вход на стадион предусматривает принятие и соблюдение болельщиками этих Правил, которые действуют в течение всего срока пребывания на Стадионе.

1.3. Администрация не несет ответственности за утерянные и забытые во время нахождения на Стадионе вещи.

Болельщики имеют право:

2.1. Попасть на территорию Стадиона при предъявлении одного из следующих документов:

Билета на один матч (мероприятие)

Сезонного абонемента;

Приглашения;

Аккредитационной карточки установленного образца, которая дает право прохода;

Пропуска для въезда автотранспорта на территорию стадиона и его парковки, а также, в случае необходимости, документа, удостоверяющего личность;

2.2. Допуск болельщиков на стадион разрешается не ранее чем за 2 (два) часа до начала матча (массового мероприятия), время начала которого определяется заранее и доводится к сведению болельщиков через средства массовой информации;

2.3. Занимать места на трибунах Стадиона согласно билетам, абонементам и документами, которые их заменяют;

2.4. Пользоваться услугами расположенных на стадионе камер хранения, ресторанов, заведений быстрого питания, киосков, гардеробов, пунктов медицинской помощи, туалетов;

2.5. Поддерживать лично избранный футбольный клуб (команду), отдельных игроков и тренеров всеми незапрещенными средствами и формами поведения;

2.6. Без ограничений проносить на трибуны Стадиона и использовать для поддержки участников матча:

Официальную клубную атрибутику;

Баннеры и флаги размером 2х1,5 м и менее, изготовленные из нелегковоспламеняющихся материалов на пластиковых гибких пустотелых древках, размеры которых не превышают 1,5 м в длину и 5 см в диаметре;

2.7. Получать дополнительную информацию относительно хода событий на стадионе, за его пределами, а также, относительно соревнований в других городах.

Болельщики обязаны:

3.1. Соблюдать общественный порядок и общепринятые нормы поведения;

3.2. Предъявлять сотрудникам, которые осуществляют контрольно-пропускной режим на Стадионе следующие документы: билеты, абонементы, приглашения, аккредитационные карточки, дающие право прохода на стадион, пропуска для въезда автотранспорта на территорию Стадиона и его парковки, а также, в случае необходимости, документ, удостоверяющий личность;

3.3. С целью обеспечения безопасности и препятствования вноса запрещенных на стадион предметов, при входе болельщики признают право и соглашаются на проведение сотрудниками служб безопасности Стадиона их личного досмотра;

3.4. Занимать места на трибунах Стадиона согласно билетам, абонементам и документами, которые заменяют;

3.5. Проявлять уважение к национальным гимнам, флагам, символики государств, ФИФА, УЕФА, ФФУ, УПЛ и клубов;

3.6. Бережно относиться к имуществу Стадиона и клубов (команд), которые принимают участие в футбольном матче;

3.7. С уважением относиться к другим болельщикам и участникам футбольного матча, лицам, обеспечивающим безопасность и обслуживание матча;

3.8. Информировать представителей служб безопасности Стадиона, стюардов, сотрудников МВД и других лиц, ответственных за обеспечение правопорядка, о нарушении настоящих Правил, а также о совершении и возможных нарушениях правопорядка, о лицах, которые своими действиями или поведением вызывают подозрение в намерении совершения правонарушения и т.д.;

3.9. Немедленно сообщать лицам, обеспечивающим безопасность, об обнаружении подозрительных предметов, задымления или пожара;

3.10. Выполнять требования лиц, обеспечивающих безопасность, относительно соблюдения этих Правил;

3.11. При получении информации о чрезвычайной ситуации действовать по плану эвакуации в соответствии с указаниями лиц, обеспечивающих безопасность, соблюдая мира, и не создавая паники;

3.12. Сдавать в камеру хранения Стадиона громоздкие или запрещенные для вноса на территорию Стадиона предметы. Громоздким предметом считается любой объект, размеры которого превышают 25х25х25 см.

Болельщикам запрещается:

4.1. Вход на стадион и просмотр матча (массового мероприятия) в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также употребление наркотических или психотропных веществ на территории Стадиона;

4.2. Курить на территории Стадиона, за исключением специально отведенных мест;

4.3. Бросать на футбольное поле, в футболистов, арбитров, тренеров, лиц, обеспечивающих безопасность, или болельщиков и их транспортные средства любые предметы;

4.4. Разжигать факелы или костры, использовать пиротехнические изделия независимо от их типа и назначения, поджигать любые предметы;

4.5. Использовать грубые, нецензурные, оскорбительные выражения, жесты, песни, политические лозунги, скандировать нецензурные и унижающие лозунги, а также применять угрозы и запугивания других болельщиков, участников матча, лиц, обеспечивающих безопасность;

4.6. Дискриминировать футболистов, тренеров, арбитров, других официальных лиц и болельщиков по национальному признаку или цветом кожи, а также проводить агитацию, разжигая социальную, межрасовой, национальную или религиозную рознь;

4.7. Выходить на футбольное поле, к местам расположения команд, арбитров, делегата матча, заходить в комнату допинг-контроля, в помещение для официальных лиц и корпоративные ложи или другие специальные помещения Стадиона;

4.8. Стоять во время проведения футбольного матча у своих мест, в проходах, на лестницах, создавать помехи передвижению участников футбольного матча и болельщиков;

4.9. Вставать на кресла, взбираться на забор, парапеты, несущие конструкции Стадиона;

4.10. Приходить на стадион с животными и птицами, за исключением собак-поводырей для инвалидов;

4.11. Использовать профессиональную фото- и видеоаппаратуру;

4.12. Наносить ущерб имуществу Стадиона, клубов (команд), футболистов, официальных лиц, болельщиков и их транспортным средствам;

4.13. Наносить надписи и рисунки на конструкциях, зданиях, сооружениях Стадиона, а также располагать возле них посторонние предметы без разрешения руководства Стадиона;

4.14. Приносить на стадион:

Любые алкогольные напитки, наркотические и токсические вещества, другие стимуляторы;

Напитки в любой упаковке;

Оружие и предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия;

Колющие и режущие предметы;

Предметы, которые могут быть использованы как метательные: зонтики типа «трость», шлемы, бутылки, чашки, стаканы, в т. ч. консервные, как и другие предметы из полиэфира, стекла и другого хрупкого, или наоборот, слишком твердого материала, а также упаковки «Тетрапак»;

Дымовые шашки, флайера и другую пиротехнику;

Красители и краски;

Огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и едкопахнущие вещества;

Радиоактивные материалы;

Газовые баллончики нервно-паралитического и слезоточивого действия;

Лазерные устройства;

Вещи, размеры которых превышают 25х25х25см;

Барабаны, дудки, мегафоны и другие подобные предметы, профессиональную фото- и видеотехнику, средства для трансляции через Интернет.

В случае нарушения болельщиком Правил, по решению руководства Стадиона, к нему могут быть применены следующие меры ответственности:

5.1. Выдворение со Стадиона без компенсации стоимости билета, абонемента, пропуска на въезд автотранспорта;

5.2. Временное приостановление действия (на определенное количество матчей) без компенсации стоимости следующих документов:

Приглашение или документа (аккредитационной карты) установленного образца, который дает право прохода;

5.3. Полное аннулирование без компенсации стоимости следующих документов:

Сезонного абонемента болельщика, который нарушил Правила;

Пропуска на въезд автотранспорта;

Приглашение или документа (аккредитационной карты) установленного образца, который дает право прохода.

Ответственность за нарушение Правил:

6.1. Лица, совершившие нарушение Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины;

6.2. Организаторы соревнований или уполномоченные лица Стадиона и / или футбольного клуба-хозяина, представители органов внутренних дел имеют право вывести за пределы Стадиона лицо, не соблюдает требования Правил, и принять решение относительно недопущения такого лица на стадион в будущем

В случае, если органами МВД при задержании лица, осуществлявшего перепродажу билетов, будут изъяты билеты на футбольный матч, приобретенные на сезонный абонемент, то руководство Стадиона имеет право аннулировать такие сезонные абонементы без компенсации стоимости и навсегда запретить их владельцу посещать стадион.

На время чемпионата мира по футболу в России вводится ряд правил, которые призваны обеспечить безопасность болельщиков. Так, в дни проведения матчей ограничивается продажа алкоголя. Кроме того, власти будут строго контролировать цены в отелях, а въезд агрессивных фанатов на территорию страны запрещён. Какие ещё нововведения будут стоять на защите футбольного праздника - в материале RT.

До главного спортивного события года в России — чемпионата мира по футболу — остаётся две недели. На финишной прямой на первый план выходят качественная организация и обеспечение безопасности во время масштабного мероприятия. В связи с этим власти страны приняли ряд мер, которые должны способствовать успешному проведению турнира. Соответствующий закон вступил в силу с 25 мая и будет действовать вплоть до 25 июля.

Приезд хулиганов

Одна из главных угроз — возможный приезд в Россию , главная цель которых не просмотр матчей мундиаля, а организация столкновений с болельщиками соперника.

В МВД России приняли ряд мер для предотвращения провокаций агрессивных фанатов на территории страны — хозяйки ЧМ.

Согласно новым правилам, российские стражи порядка имеют право препятствовать въезду в РФ любого болельщика, записи о котором содержатся в базах данных Интерпола или национальных футбольных федераций (при условии что эти страны входят в состав Совета Европы).

Кроме того, все иностранные болельщики, прибывшие в город проведения матчей ЧМ, обязаны в течение суток обратиться в территориальные органы МВД и встать на учёт. Исключением является временное проживание в больницах, гостиницах, санаториях, домах отдыха и кемпингах. Для российских фанатов срок регистрации составит три дня.

Здоровье персонала

На время проведения чемпионата мира предусмотрен особый контроль за качеством пищи в ресторанах и кафе. Теперь их сотрудникам необходимо не только иметь медицинские книжки: работники общепита должны сдать анализы на кишечную палочку и прочие возбудители заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Увеличится объём работы санитарных врачей, которые будут проверять блюда на наличие листерии и сальмонеллы.

Проверку состояния здоровья будут также проходить волонтёры, официанты и работники отелей. Персонал обязан сделать прививки от гепатита A, дизентерии и пройти флюорографию. Те, кто откажется от диспансеризации, не будут допущены к работе на стадионах мундиаля.

Продажа алкоголя

Серьёзные ограничения коснутся . Так, в городах — организаторах первенства составлены списки мест, в которых будет запрещено торговать спиртными напитками. К ним точно будут относиться стадионы и расположенные в непосредственной близости кафе и рестораны. Это также касается городских парков, развлекательных центров и других точек города, где может собираться большое количество людей.

Отмечается, что разработанное ограничение затронет исключительно алкогольные напитки, которые продаются в стеклянной таре. Временные рамки запрета — двое суток (накануне футбольного матча и в день его проведения).

Ограничение движения транспорта и проведения митингов

Усиленный контроль будет осуществляться за автотранспортом. Отмечается, что в 11 городов чемпионата мира будет запрещён въезд туристических автобусов. Причём в Волгограде, Екатеринбурге, Саранске и Калининграде он будет ограничен на срок с 1 по 30 июня, а в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону — с 1 июня по 17 июля. Также работу придётся ограничить туроператорам, которые будут вынуждены приостановить перевозку клиентов на время мундиаля.

Однако это правило тоже имеет исключения. Оно не коснётся автобусов, которые курсируют между соседними городами, и современных транспортных средств, оборудованных системами навигации. Кроме того, право на въезд даёт специальное разрешение МВД.

Будет ограничено попадание людей и транспорта на территории контролируемых зон. К ним относятся стадионы чемпионата мира, тренировочные площадки, базы команд, гостиницы, предназначенные для размещения национальных сборных, судейских бригад, а также штаб-квартир Международной федерации футбола (ФИФА).

Под усиленный контроль возьмут проведение митингов и демонстраций. В городах, принимающих матчи турнира, согласовывать организацию публичных мероприятий придётся с местными властями или с территориальными органами МВД и ФСБ. Все остальные публичные собрания будут считаться незаконными, если они не имеют отношения к чемпионату мира.

Оружие и средства связи

В силу вступил разработанный ФСБ указ президента, который ужесточает контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, а также патронов. Помимо этого, под запретом — взрывчатка, химикаты и яды. Будет остановлена работа крупных химзаводов и других потенциально опасных предприятий.

Также по теме

«Пошли навстречу болельщикам»: как будет работать российско-белорусское соглашение о «спортивном безвизе» во время ЧМ

С 4 июня по 25 июля между Россией и Белоруссией будет действовать специальный безвизовый режим для иностранных футбольных фанатов. Те...

Росгвардия будет следить за соблюдением усиленных мер безопасности, которые предполагают ужесточение правил ношения, транспортировки и использования оружия во время чемпионата мира.

Примечательно, что эта мера действует не только в 11 городах, в которых пройдут матчи мундиаля, но и в ряде субъектов РФ, где находятся объекты инфраструктуры, используемые для проведения первенства. Таким образом, указ будет действовать практически на половине европейской части России.

Запрет не распространяется на оружейные выставки, перевозки и использование спортивного оружия. Не коснётся ограничение и охранников, которые занимаются обеспечением безопасности жизни, имущества, ценных грузов и корреспонденции.

Помимо этого, серьёзное внимание уделят использованию раций на стадионах. Все подобные средства связи должны быть маркированы организационным комитетом. Устройства без соответствующего разрешения будут изыматься при входе на арену. Все другие гаджеты (смартфоны, USB-модемы, навигаторы) можно будет свободно проносить на матчи.

Билеты

Власти будут также пресекать незаконные манипуляции с билетами на игры чемпионата мира. Штрафом облагается как спекуляция, так и подделка. Размер санкций будет зависеть от того, кто именно совершил правонарушение. Физические лица будут оштрафованы на сумму, в 20—25 раз превышающую стоимость билета и составляющую не менее 50 тыс. рублей. Юридическим лицам придётся выплатить от 500 тыс. до 1 млн рублей, а их деятельность будет приостановлена на 90 дней.

Выявление подобных нарушений будет находиться в компетенции Роспотребнадзора и полиции, а самые жёсткие санкции грозят за подделку билетов. Обычные граждане будут оштрафованы на сумму 50—70 тыс. рублей, должностные лица — на 150—200 тыс. рублей, а юридические — на 1,5 млн рублей.

Отели

Чтобы не допустить многократного увеличения цен на жильё, с которым недавно пришлось столкнуться, в частности, желающим попасть на , кабинет министров РФ утвердил постановление о запрете на завышение цен в гостиницах. Примечательно, что подобная практика уже действовала во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году.

Согласно постановлению, цена за номер серии «апартамент» или «сюит» в пятизвёздочном отеле не должна превышать 650 тыс. рублей за сутки. Проживание в трёхзвёздочном отеле обойдётся не более чем в 12 250 рублей за сутки, а самый бюджетный вариант, жильё в беззвёздной гостинице, — не более чем в 3480 рублей.

© РИА Новости

На минувшей неделе, как уже сообщал «Ридус», Россия и еще 13 стран подписали .

Новый документ в перспективе заменит Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, составленную в 1985 году после трагедии на стадионе «Эйзель» в Брюсселе, в которой погибли 39 болельщиков.

Разбор закона

Как говорится в заявлении Совета Европы, коллективный договор обязывает, в частности, страны-подписанты соблюдать ряд мер по предотвращению и наказанию футбольных хулиганов, в числе которых: запрет на вход на стадионы, наложение санкций на них в тех странах, где они учинили беспорядки, или же в тех странах, где они проживают, а также ограничения на выезд таким фанатам за границу на футбольные турниры.

Сообщество болельщиков и профессиональные эксперты в целом позитивно восприняли усовершенствование нормативной базы. Вопросы и претензии касаются правоприменения.

В какой-то мере эта конвенция была навеяна событиями в Марселе , - выразил уверенность в беседе с „Ридусом“ спортивный журналист, экс-советник Виталия Мутко . - На мой взгляд, в ней закрепили то, что уже было принято ранее на местном законодательном уровне практически во всех странах Европы. Получается, мы просто включились в общеевропейскую борьбу с околофутбольным насилием.

При этом собеседник агентства отметил, что все эти положения, которые прописаны в конвенции, «уже были приняты ранее на нашем - российском - законодательном уровне».

«Естественно, в свете грядущего чемпионата мира, который состоится в России в 2018 году, это решение пойдет на пользу, поскольку значительно сократит поток всевозможных хулиганов, - продолжает Малосолов. - Но есть и минусы».

Глава Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин (слева) и Андрей Малосолов (справа)

В частности, по словам эксперта, таким несомненным минусом является требование легализации билетов на матчи по паспортам.

«Это может привести к оттоку болельщиков, - полагает Малосолов. - У нас и без того повышенные меры безопасности пропуска на стадион, что отнимает достаточное количество времени. А если мы будем сверять билеты с паспортами, то это займет дополнительно 1−2 минуты на человека. Таким образом, процедура прохождения на стадион становится еще более изнуряющей».

В Италии, например, благодаря таким мерам посещаемость матчей сократилась в два раза. А в Венгрии это привело к тому, что от матчей вынуждены были отказаться ведущие организации болельщиков. Потому давайте не будем забывать, что подобные решения могут привести к конфликтам.

Председатель Объединения спортивных болельщиков Всеволод Алексеев (на фото справа)

Председатель Объединения спортивных болельщиков также выразил озабоченность возможной топорной реализацией принятых норм.

«На самом деле секрет в том, что продажи билетов по паспорту преследуют только одну цель: внедрение единых карт болельщика, - уверен Алексеев. - Но, если бы люди хотели работать, то можно было бы создать действительно качественный продукт, с гибкой линией скидок и преференций, и болельщик сам бы захотел приобрести себе такую карту».

Собеседник «Ридуса» привел в пример, как «в нормальных клубах с грамотной системой лояльности подавляющее число зрителей перед началом каждого нового сезона приобретают себе именные абонементы».

Но у нас гораздо проще не развивать маркетинг, а гнуть зрителей в бараний рог, вынуждая на приобретение совершенно непонятных карт, - заключил Всеволод Алексеев. - К сожалению, с таким подходом и отношением к зрителям, превратить поход на матч в праздник мы не сможем еще долго.

Разбор Марселя

Эксперты из мира футбола, «околофутбола», а также сферы безопасности уверены, что уже и без дополнительных правовых норм Россия и сейчас вполне готова пресечь футбольный хулиганизм. Во всяком случае, события, подобные тем, что случились во Франции, в наших краях попросту невозможны.

«Ридус» уже писал про беспорядки в порту Марселя, которые, очевидно, и привели к закручиванию гаек. Но сегодня мы решили подробно разобрать с экспертами вопросы организации безопасности в день матча - как на стадионе, так и в городе.

«Лично мне смешно читать, когда недружелюбные к России СМИ травят байки про беспорядки, устроенные чуть ли не нашими силовиками по спецзаданию, - сказал в беседе с „Ридусом“ Александр Киреев, ветеран отряда специального назначения „Витязь“. - Это такой же абсурд, как и то, что и подданные ее Величества белые и пушистые. Это совсем не так, но еще больше у меня вопросов к французским стражам порядка».

По мнению Киреева, англичане провоцировали наших болельщиков, распевая обидные для них кричалки и показывая неприличные жесты. Другие эксперты также считают, что поведение гостей с Туманного Альбиона джентльменским трудно назвать. Кроме того, налицо явный просчет французской жандармерии.

Ошибка в Марселе была допущена еще накануне игры Россия - Англия, когда начались первые стычки между болельщиками. Французские блюстители порядка проявляли лояльность, чем еще больше раззадоривали дерущихся. Когда за участие в драке тебя через 15 минут уже отпускают со словами: «Больше не дерись» - потом ничего удивляться, что драки разгорятся с новой силой, уверен Дамир Аликберов,
руководитель союза предприятий безопасности «Русская охрана»
.

Прорыв российских фанатов на домашний сектор в Марселе

«Французский спецназ запомнился разве что своей экипировкой, - комментирует „Ридусу“ ситуацию Денис Гоманов, эксперт комплексной безопасности, руководитель группы компаний безопасности „Витязь“. - На спины бойцам были нанесены на форму названия групп, к которым имел отношение тот или иной сотрудник. По задумке, группы должны были объединяться и выполнять слаженные коллективные действия по предотвращению беспорядков. В зависимости от угрозы должно было варьироваться и число сотрудников. Но это в теории, а на практике у них ничего не получилось».

По словам Петра Фефелова, ветерана спецподразделения, в Марселе «царил самый настоящий хаос». «Кто только не дрался в тот день в порту: англичане, русские, сербы, французы - и все это на глазах у блюстителей порядка, - говорит Фефелов. - Так, безусловно, работать нельзя, это провал, и в этом виноваты не российские фанаты, а плохое обеспечение безопасности во время массового спортивного события».

По словам экспертов, вопрос организации безопасности на стадионах во Франции также не был тщательно проработан. В том месте, где начались беспорядки на секторе, две толпы разделяла всего лишь скромная линия из стюардов.

«Никто не пытается никого обелить и выгородить, но когда две негативно настроенных друг к другу толпы разделены лишь скромной линией из стюардов, это полный провал, - негодует Валентин Коршунов, директор официального фан-клуба ФК „Спартак“ Москва. - Не было буферной зоны, дополнительного усиления. Подход к обеспечению безопасности, словно это школьная дискотека, но никак не матч повышенной группы риска».

Российские фанаты за решеткой во Франции

© Twitter.com::::

«Нужно не Россию условно дисквалифицировать после беспорядков, нужно адекватно проанализировать события, - считает Валерио „Амиго“, фанат московского „Спартака“, лидер ультрас-группы Supporters Group. - Надо, скорее, задать вопрос организаторам, почему они не подготовились должным образом?».

По мнению болельщика, дело не в том, какие именно стороны участвовали в беспорядках, а каковы их причины. Ведь уже доказано, что провоцирующей стороной являлись пьяные английские болельщики. «Британцы получили ровно то, что заслуживали, - резюмировал Валерио. - Раз полиция была не способна контролировать ситуацию, охранительные функции на себя взяли фанаты из другой страны».

Разбор полетов

Как уже отметили эксперты, приведение в порядок законов, соотнесение их с европейскими нормами - мера необходимая. Однако важнее работа в практическом русле, а в этой сфере большие проблемы.

«Если чиновники от спорта и думают об укреплении безопасности на стадионах и около них, то явно не тем, чем надо, думают», - уверен экс-юрист фан-клуба ФК «Спартак» Иван Шыш.

Полиция постоянно вступала в конфронтацию со столичными фанатами в ходе апрельского матча премьер-лиги в Ростове, где хозяева принимали «Спартак»

© fanat1k.ru::::

По его словам, если в столице в данном вопросе ситуация на должном уровне, то в регионах с организацией безопасности большая беда.

«Можно порадоваться, что с появлением спартаковской „Арены“ хождение на футбол стало столь же комфортным, как, например, в театр, - говорит Шыш. - Можно надеяться, что подобным образом все сложится и после открытия стадиона ЦСКА и долгожданной реконструкции „Динамо“, ведь можно вспомнить „нулевые“, а тем более 90-е, когда болельщики ходили на футбол как на войну, а о походе на стадион с женой или ребенком вообще лучше было не думать».

Но во многих регионах ситуация в вопросе организации массовых мероприятий за последние 20 лет никак не изменилась.

Юрист привел в пример весенний матч в Ростове-на-Дону, когда местный клуб принимал столичный «Спартак». «Территория стадиона в Ростове огорожена по периметру железным забором, в котором есть несколько ворот, открыты только одни, - рассказывает Шыш. - И в эти ворота пропускают малыми группами зрителей, которых столпилась у ворот тьма тьмущая».

Пропускной режим, по словам очевидца, происходил следующим образом: шестеро полицейских держали ворота закрытыми и периодически впускали небольшие группы, пытаясь отсортировать самых пьяных.

При этом болельщиков все прибывало, и пьяных, само собой, тоже. Последние, естественно, вели себя наиболее шумно и агрессивно, массы болельщиков напирали на ворота, и в какие-то моменты этим шестерым полицейским не удавалось справиться с толпой, зрители силой открывали ворота и прорывались через кордон.

Прорывались, естественно, толкаясь и наступая друг на друга. «Один раз упавшую девушку едва не затоптали, - рассказывает Иван. - Едва вытащили ее из-под ног пьяных безумцев».

© fanat1k.ru::::

Затем полицейские собирались с силами и снова закрывали ворота, пока снова не набиралась толпа. Потом снова прорыв. И так раз за разом. За этим всем молча и отстраненно наблюдал полковник полиции. В итоге один из болельщиков не выдержал.

Ты ведь тут самый главный по безопасности?! - задал утвердительный вопрос неизвестный.

А что? - уклончиво и агрессивно ответил полковник.

Да то, что у тебя полная задница с организацией прохода на матч!

Ты кто вообще такой? - затянул традиционное в таких случаях полицейский.

Да неважно кто, важно, что я вижу, что у тебя прорываются на стадион толпы пьяных, которые попадать туда не должны, а нормальные люди страдают…

И что? - задал неопределенный вопрос полковник.

А то, что у тебя шестеро ворота держат, еще столько же им пытаются помочь, а толку ноль. Вместо этого надо поступить просто, открыть ворота совсем, своих людей разделить, чтоб входящие на стадион разделились на три группы. Далее, твои сотрудники, разделенные по трое-четверо, быстро пропустят желающих из этих групп и отсекут пьяных.

В тот раз случилось невероятное, полицейский начальник проявил адекватность и последовал совету, в итоге люди, которые не могли попасть на стадион в течение часа, оказались там за 15 минут, - рассказывает Иван Шыш. - Получается, что проблемы не было, просто не было понимания и опыта.

В итоге, стоит напомнить, совокупность действий правоохранителей в Ростове привела к беспорядкам. Скверная организация матча довела до кипения проехавших полторы тысячи километров за командой фанатов.

По словам экс-юриста фан-клуба «Спартака», в вопросе безопасности на стадионах нужно думать о практике организации мероприятий в первую очередь. «Нужно не бороться с мифологизированными футбольными хулиганами, а привлекать к работе сведущих людей, чтобы работа в итоге строилась на взаимном уважении зрителей и организаторов.

По мнению главы Объединения спортивных болельщиков, для сотрудничества в вопросе организации матчей нужно привлекать как можно больше людей из фанатской среды, которые как никто понимают, как можно предотвратить те или иные проблемы - с одной стороны, а с другой - знают, как сделать посещение футбола максимально комфортным для зрителей.

Андрей Малосолов и Всеволод Алексеев на «Бессмертном полку — 2016»

Достаточно создать не на бумаге, а в реальности совет болельщиков при Министерстве спорта, куда бы могли войти представители спортивных регионов и действительно начать посредством него работать со средой, - сказал Всеволод Алексеев. - А во-вторых, определить критерии этой работы, наконец создав программу работы с болельщиками на несколько лет вперед и четко определив все субъекты этой работы: их полномочия и зону ответственности.

Одним из таких шагов, по словам, Алексеева, станет создание международного координационного совета болельщиков, который займется обеспечением контроля за строительством объектов к ЧМ-2018, оказанием содействия в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан - посетителей предстоящего мундиаля, развитием международных болельщицких связей, разработкой и реализацией совместных программ и планов в сфере спорта и туризма, направленных на формирование здорового образа жизни.

30.03.2015, 15:02

В рамках подготовки специального номера журнала редакции удалось побеседовать с двумя прекрасными специалистами. Это люди, которые на протяжении многих лет считают себя неотъемлемой частью футбола, любят его и свой клуб «Зенит» и точно знают, что нужно сделать, чтобы каждый матч для болельщиков и спортсменов прошел комфортно и безопасно. Юрий Васильевич Федотов, заместитель генерального директора ФК «Зенит» по безопасности, и Игорь Николаевич Павлович, сотрудник службы безопасности ФК «Зенит», поделились с нами своим подходом к обеспечению реальной безопасности такого уникального объекта, как футбольный стадион во время матча. Многие вопросы состоявшейся беседы никогда не освещались на страницах нашего журнала. Модели нарушителя и режимы наблюдения имеют ряд уникальных признаков, к техническим средствам безопасности часто предъявляются требования, неожиданные даже для их производителей, действия персонала требуют максимальной синхронизации, сценарии развития нештатных ситуаций выверяются поминутно... Это и много другое стало темой материала, предлагаемого сегодня читателям.

Для читателей нашего журнала совершено естественно знакомиться с достоинствами (а иногда и недостатками) разных технических средств и систем. Конечно, эта информация неразрывно связана с целым комплексом задач обеспечения охраны и безопасности для конкретных объектов. И основная забота любой службы безопасности - реакция на действия нарушителя. В настоящий момент существует огромное количество методик, создающих модели нарушителя, рассчитывающих вероятность вторжения, оценивающих эффективность применения тех или иных мер. Все это основы основ безопасности. Готовясь к долгожданной и многообещающей встрече со специалистами футбольного клуба «Зенит», я, на базе своего многолетнего опыта работы, составила список вопросов по критериям выбора технического оснащения систем безопасности стадиона «Петровский» и строящейся площадки на Крестовском острове. Могу сообщить, что очень малая часть «домашних заготовок» мне пригодилась. Первое, что я уяснила из беседы с Юрием Васильевичем и Игорем Николаевичем - стадион, предназначенный для проведения матчей международного уровня, это уникальное сооружение с особой спецификой эксплуатации. А сценарии возникновения и развития острых ситуаций не имеет никаких аналогов на стационарных объектах любого другого назначения. Второе. Во время футбольного матча не служба безопасности является оператором систем безопасности - это средства безопасности являются «глазами и ушами» многочисленной, слаженной и хорошо подготовленной системы реагирования. И весь комплекс мероприятий строится не из общих понятий безопасности, он весь из футбола и только для футбола.

Начнем с того, что футбол - действие, происходящее в достаточно короткий промежуток времени: около 7 часов, включая подготовку, вход и выход зрителей, и собственно сам матч. И вся огромная система безопасности, включающая видеонаблюдение, контроль доступа, досмотровое оборудование, охрану периметра, пожарную автоматику, на 90% работает только в это время. В перерывах между матчами, а тем более в межсезонье, она отключена. Слово «отключена» в этом случае не аналог «обесточена». Видеокамеры могут быть развернуты, средства ручного пожаротушения демонтированы, большая часть пультов и серверных обесточена, проходные и досмотровое оборудование отключены, на объекте минимальный штат наблюдателей и операторов. Запуск системы перед матчем строго регламентирован. Неважно, сколько есть времени на подготовку - за сутки вся система должна быть в «боевой готовности», запущена в рабочем режиме и не подлежит изменению. Не нужно объяснять, какая ответственность лежит на руководстве службы безопасности футбольного клуба такого уровня, как «Зенит». Система безопасности, включая каждый ее элемент, выбирается только надежная, с длительным сроком службы. Она должна быть легко и просто настраиваемой, иметь доступное и оперативное сервисное обслуживание. По признанию Игоря Николаевича, он рассматривает предложения самых разных производителей, но конечным критерием при выборе оборудования являются собственные испытания в реальных условиях эксплуатации. И даже во время нашей беседы на стадионе «Петровский» были подключены в существующую систему видеонаблюдения несколько разных видеокамер, и только по окончанию отведенного срока испытаний можно будет рассматривать возможность их использования. Замечу, что эти испытания преследуют цель не только проверки надежности, но и контроль заявленных технических характеристик, и удобство работы оператора, и проверка соответствия поставленным задачам - хотя об этом немного позже.

Если уж зашла речь о видеонаблюдении, то начнем с особой специфики именно данной системы. И прежде чем обсуждать требования к видеокамерам, сетям и программным продуктам, я задала вопрос: «А можно ли коротко сказать, какова конечная цель установки системы видеонаблюдения для службы безопасности стадиона?». Ответ Юрия Васильевича Федотова прозвучал так: «Идеальное проведение футбольного матча - без единого инцидента со стороны болельщиков. И единственное, что может реально остановить «горячие головы» от любых нарушений - неотвратимость наказания. И помочь осуществить эту задачу на практике призвана система видеонаблюдения. Отсюда и формируются критерии выбора». И опять мы вернулись к специфическим особенностям безопасности стадиона. В системах видеонаблюдения обычных объектов 90% времени отведено наблюдению за «статической» картинкой, а если и присутствует динамика, то в рамках стандартных «нормальных» сценариев. Задача операторов и многочисленных детекторов видеоаналитики - вовремя выявить нештатную ситуацию. Но на большинстве объектов алгоритмы реакции, также как и сценарии нарушений, универсальны и прописаны в не очень объемных инструкциях.

А теперь вернемся к видеонаблюдению во время футбольного матча. Условно можно разделить контроль поведения зрителей на три этапа: вход на территорию стадиона, выход и собственно пребывание на трибунах. Эти три этапа разделены и по времени. Первые два этапа хотя и имеют свою специфику, но от матча к матчу мало меняются. И большая часть острых ситуаций может быть стандартизирована на базе огромного опыта службы безопасности. Но это не значит, что применение стандартных видеодетекторов спасет ситуацию, хотя исключать их применение не стоит. Главная особенность в интенсивности событий. 21 000 зрителей проходит зону контроля и холлы в течении 1,5 часа (а большая часть и в последние 15 минут). И, соответственно, скорость изменения ситуации такова, что сложно представить приемлемые математические модели принятия решения. Как ни странно, но именно хорошо обученный и опытный оператор, вооруженный видео высокого разрешения и управляемыми камерами, в этом случае более эффективен. Конечно, при условии достаточного количества рабочих мест с четкой зоной ответственности по зонам обзора. И это весомый аргумент в сторону увеличения количества видеокамер и использования специально разработанных для этих задач детекторов.

А теперь рассмотрим поведение зрителей в чаше стадиона. Во-первых, очень мала вероятность повторения поведения болельщиков от матча к матчу (во всяком случае такая, которую можно описать математически). По словам Игоря Николаевича Павловича, даже самый опытный оператор должен еще хорошо знать и понимать футбол. Эффективность его работы не только в быстроте реакции, внимательности и управлении видеоизображением. Прежде всего - предугадывание ситуации. А ситуация на трибунах впрямую зависит от того, что происходит на поле. Так, опытный оператор на каждое действие судьи уже знает, где должна быть зона его внимания, и готов дать нужную команду стюардам. Он досконально знает свою зону ответственности, и на каждую, например, голевую ситуацию на поле реагирует быстро и адресно. Требуется виртуозное владение системой видеонаблюдения: быстрый просмотр предыдущего периода, управление видеокамерами, управление фокусов, работа в режиме видеоидентификации -и все это в считанные минуты. Без системы, специально предназначенной для такой работы, это невозможно, даже самые замечательные видеокамеры не спасут. Как пример такой специализированной разработки можно привести запатентованную технологию Panomera®, которая является мультифокальной матричной системой. Применение данной системы как на стадионе «Петровский», так и на стоящейся площадке на Крестовском острове - значительное расширение возможностей оператора.

Возвращаясь к главной цели системы видеонаблюдения, с прискорбием можно сообщить - никакие, самые профессиональные действия операторов и стюардов не решают вопрос безопасности в перспективе. Только идентификация лиц нарушителей, фиксирование нарушений и предъявление видеодоказательств соответствующим органам позволяют надеяться на постепенное снижения преступности. К счастью, современные технологии позволяют создавать достаточно точные и полные базы данных нарушителей. И в интеграции с пропускными и кассовыми системами позволяют клубам не допускать на матчи зрителей, которые приходят совсем не ради футбола. Выбор такой системы очень индивидуален и зависит от многих особенностей каждого конкретного стадиона, принятых сценариев работы персонала, оснащения видеокамерами. По словам Юрия Васильевича, было протестировано значительное количество предложений, и для нужд стадиона «Петровский» оптимальной оказалась специальная разработка компании «Центр речевых технологий». Сам факт наличия таких систем, их эффективная работа создают ту самую неотвратимость наказания, которая одновременно является и карательной, и профилактической частью работы службы безопасности.

Еще один видеопомощник пользуется все большей популярностью. Это индивидуальные видеосистемы стюардов. Система состоит из видеокамеры и небольшого устройства записи. Самый простой, практически бытовой прибор может иметь решающее значение для предъявления доказательств нарушителю, разбора ситуаций, решения спорных вопросов между стюардом и болельщиком.

И если уже мы коснулись интеграции с пропускными системами, то стоит сказать, что и здесь мои собеседники обратили внимание на еще одну особенность стадиона. И вся она выражена в одном нормативе: пропускная способность любой точки доступа зрителей на стадион не менее 70 человек в минуту. И любые, самые смелые фантазии разработчиков систем контроля доступа, контрольно-кассовых систем, комплексных и интегрированных систем, сетей передачи данных должны укладываться в этот норматив. Кто хоть раз был на футболе, прекрасно понимает - критическое скопление людей в зоне прохода может произойти очень быстро. А это потенциальная нештатная ситуация, которая может иметь очень серьезные последствия. И опять стандартные алгоритмы доступа на базе сверки с удаленными базами данных редко реализуются, особенно учитывая работу сетей и оборудования в условиях наружного периметра. В данной зоне происходит не только преграждение входа безбилетным персонам. Это и досмотр, и видеосъемка входящих зрителей, и оперативное перераспределение потоков. Представить себе пропуск 21 000 зрителей в ручном режиме невозможно. Но и автоматизация всех процессов нереальна. Так, например, нельзя полностью полагаться на результаты видеосъемки лиц на входе даже при самых дорогих видеокамерах. Достоверности часто мешает не только ракурс, но и освещенность, осадки, преднамеренное уклонение. И использовать автоматический запрет доступа не всегда корректно. То же самое и с интеграцией с кассовыми системами - постоянный обмен данными с сервером однозначно замедлит пропускную систему. И в этой части оснащения стадиона должен быть гибкий подход: выбор в сторону специально разработанных систем, обязательное тестирование оборудования и ПО, индивидуальные алгоритмы совместных действий с персоналом.

Последний вопрос, который мы обсудили, на самом деле является самым важным для обеспечения безопасности стадиона. Речь идет об эвакуации зрителей во время пожара или других чрезвычайных ситуаций. Оба моих собеседника единодушно утверждают, что не существует никаких оправданий для невыполнения этой задачи. Какова бы ни была архитектура объекта, численность зрителей - служба безопасности должна быть готова к любому развитию событий. Здесь не может быть никаких «авось». Сценариев эвакуации должно быть столько, сколько должно быть и никак не меньше. Конечно, каждый начальник службы безопасности обязан досконально знать свой стадион и предполагать определенные сценарии. И в случае небольшого стадиона, для профессионала своего дела этого достаточно. Напомню, мой разговор происходил в футбольном клубе «Зенит» и, значит, это не наш случай. Любой автомобилист знает, что в большом потоке самая незначительная авария приводит к многочасовым пробкам. На стадионе перекрытие одного эвакуационного выхода может привести к очень серьезным последствиям, и без оперативного внедрения заранее отработанных альтернативных сценариев, ситуация будет усложняться очень быстро. Современные специализированные программы с 30-моделированием - обязательная принадлежность профессиональной службы безопасности. И каждый сотрудник стадиона должен точно знать свое место при любом развитии процесса эвакуации. Впрочем, для массовых мероприятий эти программы могут пригодиться и для организации обычного выхода зрителей.

В заключение хочу еще раз поблагодарить моих собеседников. Для меня главным выводом стало понимание, что любой стадион можно сделать безопасным. Конечно, при неограниченном финансировании это проще, но без уникальных знаний и опыта, без постоянного обучения персонала, без изучения новых технологий глобальная система может стать неповоротливым или неработающим «монстром».

Всем болельщикам мы желаем красивого футбола!

Беседу вела Анна Поликанова.

    Долгие годы вопрос документирования взаимодействия различных противопожарных и других инженерных систем оставался не освященным в нашем законодательстве и стандартах. Данная же статья призвана дать ориентир проектировщикам, их заказчикам и сотрудникам служб эксплуатации каким образом этот вопрос решить, используя с одной стороны передовой, а с другой - уже хорошо проверенный на практике инструмент. «Пожарная матрица» подходит для описания взаимодействия элементов противопожарной защиты между собой и смежными инженерными системами зданий.

  • Источники питания: как выбрать лучший? / А отвечать кто будет? Пушкин? О комплексном подходе к оборудованию объекта / Тепловизоры: реальность и ожидания. Мнения экспертов / Методология портирования и выбор технологического стека...

    Нестандартный взгляд на датчики угарного газа и дыма / Сетевое видеонаблюдение – новая высота аэропорта. Обзор оборудования и решений / Как инфракрасное излучение используется для биометрической идентификации / Какие задачи решает система видеонаблюдения на крупных складах...

    Компания PERCо - производит комплексные системы безопасности, системы контроля доступа и учета рабочего времени, электронные проходные, электромеханические турникеты и замки. Продукция компании продается в 90 странах. PERCo во многом определила развитие рынка безопасности России. Выпустила первый в России турникет-трипод, считыватель бесконтактных карт, первой организовала серийное производство оборудования безопасности. Сегодня продукция компании производится на собственном заводе с высокоточным оборудованием и проходит тесты на электробезопасность, ресурсные и климатические испытания.