Породы лошадей которых разводят в россии. Породы лошадей с фотографиями и названиями

Усилиями российских заводчиков с момента начала коневодства на русской земле было выведено более трех десятков пород лошадей. Мы расскажем лишь о некоторых, самых популярных из них. Какие самые знаменитые русские породы лошадей существуют в наши дни, читайте далее в статье.

Будённовская одна из самых распространенных полукровных пород, которая получила свое название в честь своего создателя – маршала С.М. Буденного. Официально порода была признана в 1948 году, однако работа над её созданием велась с 1920 годов. Создавалась как для езды верхом, так и для катания в упряжке. Поскольку кавалерия в России была упразднена, эта порода лошадей плавно перешла к спортивным, верховым. Для этой породы характерны массивные формы, эталонная стойка, широкая грудная клетка и лоб. Голова у лошади пропорциональная, шея длинная, конечности ровные и сильные.

В селекционной работе по выведению буденновских отдельно отмечается крупность особей, их костистость и широкотелость. Это считается особым признаком качества лошади. в России занимается конный завод имени Первой Конной армии. Рост породистого буденновского жеребца колеблется в пределах 170 см, масть преимущественно рыжая (всевозможные оттенки). Часто у лошадей этой породы встречаются былые отметины на носу и на ногах. Буденновская делится на характерный, восточный и массивный типы.

Характерный тип можно назвать эталонным или классическим, восточный — имеет более плавные формы и мягкий золотистый оттенок шкуры. Массивный тип наиболее простой и даже грубоватый. К тому же, на каждом конном заводе имеют свои особенности. В целом, Буденновская порода — результат скрещиваний донских кобыл и английских жеребцов.

Донская

Донская — это упряжно-верховая порода лошадей. Была выведена донскими казаками в XVIII веке и по праву считается одной из самых известных и самобытных русских пород. Родоначальниками донской породы стали степные ростовские лошади, скрещенные с туркменскими, турецкими и персидскими жеребцами. Донская – суховатая по телосложению лошадь. Имеет длинные ноги, длинное туловище, слегка горбатую голову, уши маленькие, аккуратно завернуты, грива негустая.

Высота особи донской породы в холке – до 165 см, масть – бурая и рыжая с разными оттенками, причем, хвост и грива всегда темнее основной масти. Порода характеризуется добрым нравом, послушанием. прекрасно подходят для обучения детей езде верхом, а также для катания в упряжках.

Орловский рысак

Внешне это крупная лошадь, вес которой может доходить до 560 кг. Популярные и любимые в народе масти – серая, серая в яблоках, светло и темно-серая. Темперамент у лошадок очень активный, они своенравные и резвые. Внутри порода делится на три типа: сухой, массивный, промежуточный. Массивный напоминает , а сухой – наиболее изящный, поджарый.

Русская верховая или Орлово-Ростопчинская

Воссозданная древняя порода русских лошадей, имеющая изящное строение и походящая им на арабских скакунов. Создателем породы в XVIII веке стал граф Орлов-Чесменский на основе уже тогда существующих Растопчинских и Орловских коней. Русские верховые успешно разводились и давали породистое потомство вплоть до 30-х годов XX века. Ко времени ВОВ насчитывалось лишь 165 особей русской верховой. К 1978 году племенная работа была возобновлена и лошади вновь обрели популярность.

Внешность у русской верховой весьма незаурядная. Блестящая короткая черная, коричневая и шоколадная шерсть, пышный густой хвост и грива. Тонко очерченная морда и острые уши. Ноги прямые, длинные, туловище пропорциональное, средней массивности. В современной породе смешаны крови орловских, арабских, тракененских и ахалтекинских особей.

Якутская

Необычная порода лошадей с плотной мохнатой шерстью. Очень устойчива к морозам, средняя длина шерсти доходит до 15 см. Основное преимущество – это способность жить на открытом морозе даже в якутские зимы (когда температура воздуха падает до -60 градусов Цельсия). Масть преимущественно серая, гнедая, бурая, изредка встречаются саврасые и мышастые. Средняя высота в холке – 140 см, ноги короткие, коренастая постановка тела.

Якутская порода и ранее, и сейчас разводилась местным населением с целью получения мяса и молока. Кроме того, эти животные используются в качестве быстрого местного транспорта. Они могут долго бежать по морозу, не чувствуя усталости. Кстати, корм себе якутские лошадки ищут зимой прямо в снегу, разрывая его копытом.

Уникальная и весьма любимая не только в России, но и по всему миру порода, которая имеет поистине сказочную, богатырскую силу. По качествам продуктивности молока и мяса тяжеловозы так же бьют рекорды, как и 60 лет назад, когда впервые были выведены. В генах намешано множество кровей: ардены, брабансоны, першероны, битюги.

Самый известный в мире (и не побитый до сих пор) рекорд в подъеме тяжестей принадлежит советскому жеребцу Форсу. Он вывез груз весом в 22 тысяч 991 килограмм и смог пройти с ним расстояние в 35 метров. Рост коня – около 172 см, а вес доходит до тонны. Голова среднего размера, широкая, грудь и круп массивные, мощные. Чаще всего встречаются рыжие советские тяжеловозы, но распространены и гнедые. Па характеру тяжеловоз очень спокойный, прекрасно слушается и любит общество человека.

Видео «Орловский рысак гуляет на конюшне»

В данном видеоролике мы можем наблюдать, как прекрасный конь породы Орловский рысак резвится на выгуле на территории конюшни.

Лошади на протяжении многих сотен лет считались самыми красивыми и грациозными , которые разводит человек.

В России эта отрасль претерпела несколько этапов развития.

Коневодство: особенности разведения и основные породы – вопросы, на которые стоит ответить перед тем, как начать заниматься этим делом.

До революции 1917 года Россия занимала первое место в мире по количеству лошадей. В стране насчитывалось приблизительно 45 миллионов голов животных. В это время лошади использовались, как тягловая сила, в качестве средства передвижения, как основной источник шкур, молока и мяса.

После Великой отечественной войны ситуация в корне изменилась. Роль коневодства была значительно снижена. Этому было несколько причин:

  • Гибель большого количества голов во время войны (около 10 миллионов голов).
  • Расформирование конницы страны после войны и ее замена мототягачами.
  • Развитие технического процесса, который повлек за собой замену механизированными машинами, тракторами и машинами.
  • В сельском хозяйстве была изменена ставка на лошадей на коров и свиней, как источников мяса и молока. Это связано с тем, что данные животные более продуктивны в разведении.

Все вышеперечисленные причины спровоцировали снижение уровня развития коневодства в России. Количество поголовья, по сравнению с дореволюционными временами, снизилось более, чем на 50 %. Несмотря на это, в 50-е года страна входила в десятку стран лидеров по разведению лошадей.

В наше время лошадей разводят преимущественно в областях, где коренное население продолжало вести кочевой образ жизни (Алтай, Бурятия, Поволжье, Западная Сибирь, Урал, Калмыкия).

Активно идет процесс перераспределения количества поголовья лошадей: значительно уменьшилось поголовье в сельских регионах, в то же время оно увеличилось в частных предприятиях и на приватных конезаводах.

Процесс развития коневодства в России претерпел немало перемен и перераспределений. Несмотря на это красота и грация этих удивительных животных победила, что в результате привело к постепенному росту поголовья лошадей в нашей стране.

Направления сферы коневодства

Современное коневодство имеет несколько направлений своего развития. Каждый из которых имеет свои особенности, достоинства и недостатки.


Среди них можно назвать следующие:

  • Мясное. Современные славяне практически перестали употреблять в пищу мясо лошадей. Чего нельзя сказать о других национальностях. Это автоматически приводит к развитию дисбаланса распределения коневодства в России. Хотелось бы отметить, что такие факторы, как климат и экономика не оказывают существенного влияния на развития этой сферы . Кормовой рацион лошадей и коров практически идентичен. Кроме этого животные требуют одинаковых условия содержания и разведения. Несмотря на это себестоимость конины на несколько пунктов ниже, чем говядины. Это означает, что снижение уровня поголовья лошадей в стране в первую очередь связано с особенностями рынка продовольствия, где конина не пользуется большим спросом. Это касается свежего мяса. В колбасных изделиях конина используется довольно часто.
  • Молочное. Молоко кобыл популярно преимущественно у неславянских областях страны. В центральной части России этот продукт не пользуется спросом. Это стало основной причиной того, что молочное коневодство развивается в основном за пределами Европейской части нашей страны. Кобылье молоко редко употребляют в естественном виде. Его используют для изготовления кумыса. Ему присуща большая калорийность и пищевая ценность. Кумыс специалисты рекомендуют пить при лечении туберкулеза и заболеваний ЖКТ. В связи с этим молочное направление коневодства в России развито еще меньше.
  • Нетоварное (племенное). В связи с тем, что лошадиная тягловая сила уступила свое место тракторам и автомобилям, роль спортивного коневодства в нашей стране растет стремительно. Для участия в скачках разводят племенных лошадей. В наше время заниматься этой сферой разведения лошадей могут себе позволить только богатые люди. Большой популярностью также пользуется конный туризм и охота на лошадях. Это влечет за собой постепенное возрастание поголовья лошадей.
  • Стоит также обратить внимание на такое направление развития коневодства, как спортивное. Несмотря на то, что лошади и нуждаются в практически одинаковых условиях содержания, разведение породистых скакунов – дело не только очень дорогостоящее, но и рискованное. В связи с этим это направление разведения лошадей не является рентабельным, а скорее идет, как хобби или развлечение для богатых.

Существует несколько направлений коневодства в России (молочное, мясное, племенное, спортивное) каждое из которых имеет свои особенности.

Породы лошадей

В мире известны более 250 лошадиных пород, из них в России разводят более 60 разных пород.


Лошади — тяжеловозы

Все они условно подразделяются на такие виды:

  • Верховые. В основном используются на спортивных соревнованиях и на ипподромах.
  • Тяжеловозы. Принимают участие в выполнении полевых работ, а также в перевозке грузов средней и высокой тяжести.
  • Верхово-вьючные. Сочетают в себе качества первых двух видов.
  • Пони. Используются, как декоративные лошади на детских утренниках и праздниках. В некоторых сельскохозяйственных угодьях пони используют для перевозки небольших грузов на короткие расстояния.

В свою очередь, каждый из вышеперечисленных видов имеет особенности строения тела и содержания:

  • Рысистая орловская. Эта порода бреет сове начало с 18 столетия. История ее развития имеет несколько вариантов. Основная характеристика орловских рысаков – это большой рост, резвость, крепкое телосложение и правильный экстерьер. В дореволюционные времена лошади этой породы представляли большую часть в России. Со временем порода претерпела существенные изменения в сторону повышения резвости рыси. В наше время рысаки используются преимущественно на скачках, ипподромах и в конном спорте. Нередко эту породу используют для повышения качества и работоспособности других известных пород путем их скрещивания. Средний рост орловских рысаков достигает 160 см., преобладает серая масть. Орловская рысистая порода лошадей разводится в основном в таких областях, как Воронежская, Московская, Пермская, Тамбовская.
  • Рысистая русская. Была получена в результате скрещивания орловских рысаков с американскими. Отличается большой выносливостью и легкостью в управлении. У представителей этой породы хорошо развита задняя часть тела, что дает им возможность хорошо преодолевать препятствия. Большая часть русских рысаков гнедой масти, имеют хорошо развитую мускулатуру. Высота в холке достигает 1, 62 м., длинная и прямая шея. Разводится в Тамбовской, Осетинской, Саратовской, Московской областях.
  • Тяжеловозная русская. Эта порода была выведена в начале 50-х годов в результате скрещивания бельгийских скакунов и российских рысаков. Отличительной особенностью представителей породы являются небольшой размер с высотой в холке 155 см. Лошади подвижны и чрезвычайно выносливы, имеют большую силу. Русские тяжеловозы известны в мире своей высокой плодовитостью. Имеют хорошие молочные и мясные показатели. В основном рыжей или рыже – пегой масти. Имеют обширную область использования: для перевозки грузов, работы в поле, выезда. Хозяйства по разведению этой породы расположены в Пермской, Вологотской областях.
  • Буденовская. Эта порода лошадей получила признание в начале 50х годов. Была создана для верховой езды, а также для упряжного катания. Для представителей породы характерными являются такие качества, как массивное телосложение, широка грудная клетка и лонная часть, сильные и сухие ноги. Рост лошадей буденовской породы достигает 170 см. Эти животные имеют в основном рыжую масть.
  • Верховая чистокровная. На территории нашей страны лошадей этой породы стали разводить с начала 18 века. Она сала базой для селекции многих других известных пород лошадей. Высота холки достигает 163 см. Конечности сухие и хорошо развиты. Животные отличаются резвостью и выносливостью. Используется преимущественно для скачек на ипподромах и на других спортивных соревнованиях. Разводятся в Краснодарском крае, на Ставрополье, в Осетии и Ростовской области.
  • Арабская. Разводились на Аравийском полуострове, который отличается суровым климатом. Это наложило отпечаток на основных характеристиках представителей породы: крепкое телосложение, неприхотливость условий разведения, выносливость, хорошо развитая мышечная ткань. Имеет рыжую масть. Рост животных достигает 150 см. Используются для спортивных соревнований, на скачках, для скрещивания с другими породами (улучшает их характеристики), для экспорта. Хозяйства по разведению поголовья этой породы находятся в ставропольском крае и Воронежской области.
  • Ахалтекинская. Порода была выведена больше 2 тыс. лет тому. На протяжении этих годов порода совершенствовалась и изменялась. Это привело в результате к таким характеристиками представителям ахалтекинской породы лошадей: темпераментный характер, плотное и сухое тело, экзотический внешний вид. Средний рост лошадей достигает 160 см. Масти разные (буланая, соловая, рыжая, пега и др.). В основном лошадей этой породы разводят в Ставропольском крае, Калмыкии и Дагестане.
  • Верховая русская. Была выведена в результате скрещивания лошадей орловской и ростопчинской пород. Высота холки этих животных колеблется в пределах 160 – 167 см. Они имеют красивое тело вороново масти. Отличаются выносливостью и резвым характером. Используются на спортивных соревнованиях и для выездки. Базы по разведению лошадей верховой русской породы находятся в Самарской, Московской и Рязанской областях.
  • Терская. Лошади этой породы отличаются резвостью характера, темпераментностью, крепким телосложением. Благодаря этому они имеют обширную область применения: спортивные соревнования, выполнение полевых работ, перевозка грузов. Нередко эту породу используют для скрещивания с другими, что способствует повышению их качеств и улучшению конституции. Высота в холке терских лошадей достигает 150 – 159 см. Они имеют хорошо развитые мышцы и крепкие ноги. Лошадей этой породы разводят в основном в Ставрополье.

Что нужно для начала бизнеса

Разведение лошадей – дело сложное и кропотливое, которое требует не только внимания и времени, но и больших материальных затрат.

Перед тем, как начать заниматься этим бизнесом, необходимо точно определиться, с какой целью будут разводиться : для выведения новых пород, для получения мяса, молока или шкур, для занятия конным спортом и т. п.

После определения цели, нужно получить основную базу знаний по разведению лошадей, уходу за ними и общению с животными. Для этого можно закончить довольно дорогостоящие курсы. Здесь будут получены знания о коневодстве в России, породах лошадей и их отличительных особенностях.

Начальный этап бизнеса потребует внушительных капиталовложений и огромного терпения. Разведение лошадей требует прохождения нескольких важных этапов:

  • Составление проекта бизнеса. В нем нужно не только определиться с начальным количеством поголовья, но и с целью, которая преследуется. От этого зависит выбор пород лошадей и условий их содержания.
  • Создание необходимых условий для содержания и выгула лошадей. Для этого не обойтись без дополнительной к конюшне территории дольно большой площади. Кроме этого, нужно продумать место, где будут храниться корма, а также запастись всеми необходимыми приспособлениями и средствами для ухода за поголовьем.
  • В том случае, если предприятие будет довольно большим,следует продумать вопрос о наборе профессионального персонала. Он должен не только обладать необходимыми профильными знаниями и иметь немалый опыт работы с лошадьми. Люди должны быть фанатами своего дела, любить лошадей и чувствовать их.
  • Теперь можно приступить к приобретению лошадей. От качества оголовья зависит успешность бизнеса, здоровое потомство . Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше воспользоваться помощью профессиональных лошадников и ветеринаров.
  • За лошадьми должен проводиться постоянный контроль ветеринара. Для этого можно заключить с надежной ветеринарной клиникой договор о сотрудничестве.

Не стоит ждать дохода от этого бизнеса за короткое время. Для того чтобы вернуть вложенные средства и получить прибыль потребуется не один год. При соблюдении всех правил содержания лошадей, немалых капиталовложениях, терпении и любви к лошадям, через время этот бизнес принесет большую прибыль.


Мы вряд ли ошибёмся, если скажем, что отношение человека к лошади всегда было особенным, не похожим на отношение к другим животным. Несмотря на то, что лошадь одомашнили сравнительно поздно – шестой по счёту среди других животных, – её роль и значение сложно переоценить. Большинство народов мира когда-то были кочевниками, пусть даже вынужденно и непродолжительное время, так что она быстро стала незаменимым спутником в их нелёгкой переселенческой жизни. Ею гордились, её холили и лелеяли, а туркмены даже вели устные родословные своих лошадей, которые передавались от отца к сыну.

Казалось бы, в XXI столетии по мере развития общества потребность в конях должна была исчезнуть. Но действительность полна парадоксов: достижения цивилизации до сих пор проникли далеко не во все уголки земного шара, да и в развитых странах до сих пор есть сферы деятельности (например, пастушество больших стад или гуртовщичество), в которых обойтись без лошади практически невозможно. Никуда не исчезла и индустрия развлечений – конный спорт, туризм и цирк популярны сегодня так же, как и раньше. Не меньшей популярностью пользуются и традиционные конные состязания как часть общей национальной культуры. Что же касается России с её проблемой транспортного сообщения, то даже в центральных областях, где социальная инфраструктура более развита в силу сложившихся исторических обстоятельств, есть местности, куда можно добраться только на старой доброй лошадке. Свою роль в её «воскрешении» в статусе значимого элемента в жизни человека играет и всемирный кризис – цены на топливо автоматически делают его не всегда доступным широким массам населения, а это, в свою очередь, заставляет вспомнить о давно забытых средствах передвижения.

Для городских же жителей увлечение лошадьми зачастую служит способом релакса, отвлечения от суеты мегаполиса и необходимости успеть везде, здесь и сейчас. Так что можно сказать, что современность поставила перед лошадью ещё одну задачу – психотерапевтическую. Известно, что общение с животными благотворно влияет на человека, и такой верный спутник, как лошадь – совсем не исключение.

По состоянию на 1993 год в России насчитывалось около 2 млн. голов лошадей. Много это или мало? Возможно, вопрос надо ставить в несколько иной плоскости: достаточно ли этого количества для обеспечения потребностей российского населения? И здесь стоит признать, что, учитывая неважное положение дел в российском коневодстве, этого количества может быть недостаточно. Традиционные породы всегда нужно поддерживать в чистоте, а в условиях быта это сделать просто невозможно. Если промышленное коневодство не будет востребовано, поддерживать производство в условиях современного рынка станет убыточным делом, а в убыток себе ни одно хозяйство, даже соблюдающее традиции и гордящееся ими, работать не станет. Подобная ситуация имеет весьма печальные перспективы.

Ряд местных пород – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская – находится под угрозой исчезновения не только потому, что ими никто не занимается, но и потому, что в процессе многолетней селекции они оказались поглощены другими, более перспективными видами. Печальна статистика и по таким породам, представлявшим славу и гордость советского коневодства, как владимирский и советский тяжеловозы (каждый из этих видов насчитывает около двух сотен голов), терская, насчитывающая чуть более одной сотни лошадей, и кабардинская – полсотни. Даже знаменитая орловская рысистая порода, «отметившая» в 2011 году 230 лет, переживает сейчас не самые лучшие времена. Конечно, нельзя утверждать, что всё абсолютно плохо – несомненно, есть какие-то отдельные изменения в лучшую сторону, и за это следует благодарить настоящих энтузиастов своего дела, но на фоне общего упадка они почти незаметны. Порой остаётся лишь воспоминание о славных достижениях российского коневодства и вера в то, что рано или поздно всё изменится в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом может сыграть информация – как память о том, что было, и ориентир для тех, кто хочет продолжить историю.

Культурные породы лошадей

По разным данным, в мире насчитывается от 250 до 500 конных пород. Некоторые агентства признают цифру в 427. Из этого количества в СССР по состоянию на 1983 год разводили сорок пять пород и породных групп, а в современной же России разводят около трёх десятков отечественных видов и несколько завезённых, причём для племенного развития используется всего лишь 18% лошадей от общего поголовья. Среди наиболее распространённых видов, которыми ещё занимаются конезаводы, можно назвать следующие:

  1. орловская рысистая.
  2. русская рысистая.
  3. русский тяжеловоз.
  4. советский тяжеловоз.
  5. чистокровная верховая.
  6. арабская порода.
  7. ахалтекинская (или аргамак).
  8. русская верховая.
  9. терская.
  10. буденновская.

Помимо этого, в немногочисленном количестве встречаются лошади таких пород, как ольденбургская, баварская, французская верховая, теннессийская, кватерхорс, андалузская, тракененская, ганноверская, американская рысистая, першеронская, шетландский пони. Из аборигенных лошадей можно выделить амурскую и якутскую.

Знаменитые рысаки

Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).

Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.

Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.

Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки. В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.

Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.

Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.

По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).

Незаметные, но так необходимые стране тяжеловозы

Однако не одними спортивными успехами могло похвастаться в своё время коневодство. Насущные потребности советской действительности требовали адекватной реакции, и конезаводы не остались к ним глухи. Именно целями облегчить жизнь глубинки и было продиктовано создание таких тяжелоупряжных пород,как русский, советский и владимирский тяжеловозы. Их история началась с появления в России во второй половины XIX столетия арденских лошадей, издавна разводимых в Бельгии. Поначалу их разводили в чистоте, а затем начали скрещивать с местными лошадьми упряжного типа. Углублённая селекционная работа привела к созданию вида, превосходившего бельгийских арденов и отличавшегося от всех тяжеловесных европейских видов. В 50-х годах ХХ столетия порода была официально зарегистрирована как «русская тяжеловесная».

Русский тяжеловоз не обладает лёгкостью, быстроногостью и изяществом рысаков, но этого от него никто и не требует. Он ценен другим: выносливостью, подвижностью и достаточной силой для выполнения повседневных тяжёлых работ. На испытаниях эти лошади доставляли максимально допустимый груз весом в 820 кг. на расстояние в два километра (стандартная дистанция для испытаний лошадей тяжеловесных пород) шагом за 14 мин. 21 сек., рысью – за 5 мин. 20,4 сек. Кроме того, они отличаются хорошей плодовитостью, прекрасными приспособительными к любым условиям качествами и зарекомендовали себя как отменные улучшатели даже сибирских аборигенных пород.

На 1980 год в СССР было зарегистрировано 128,8 тыс. голов русского тяжеловоза, из них чистопородных – 8,5 тыс. Стандартная масть породы рыжая, бурая и рыже-чалая. Исторически сложилось так, что во времена Советского Союза самое ценное поголовье было сосредоточено на четырёх конезаводах, два из которых находились в Российской Федерации, один – в Украине и один – в Белоруссии. В настоящее время русскими тяжеловозами занимаются Куединский конный завод Пермской области и некоторые отделения Вологодского, Пермского и Чесменского заводов.

Его «коллега» по категории советский тяжеловоз относительно молод, поскольку получил официальное признание в 1952 году. «Рождение» вида стало ответом на потребность сельского хозяйства в таких лошадях, которых можно было бы использовать в полевых работах на почвах Нечерноземья и при перевозке тяжёлых грузов. С этой целью в хозяйствах Владимирской, Горьковской, Ярославской областей и в Мордовии скрестили породы арден, битюг и першерон с бельгийским брабансоном. Подобные эксперименты начали проводиться ещё до революции, затем их забросили – было не до того, – но после войны возобновили в сочетании с отбором по типу и работоспособности. В итоге получилась очень крупная, с развитыми мускулами и костистыми ногами лошадь весом в 650 кг (жеребцы весят 780). На Всесоюзных соревнованиях советский тяжеловоз установил непревзойдённый пока рекорд для тяжеловесных пород, перевезя груз весом 851 кг. на расстояние два километра за 11 мин. 51,8 сек. шагом. Рысью же это расстояние ему удалось покрыть за 4 мин. 53 сек. Правда, есть сведения о более впечатляющем показателе, который установил жеребец по кличке Форс, перевезя на 35 метров груз весом в 22 тонны 991 кг., но история скромно умалчивает о том, какова его дальнейшая судьба.

Масть советского тяжеловоза рыжая и рыже-чалая. Интересно то, что они, несмотря на свои размеры и вес, обладают высокой молочностью. Также советских тяжеловозов используют для скрещивания в мясном коневодстве, чтобы улучшить скороспелость молодняка и повысить его вес.

На 1980 год в СССР числилось 109,9 тыс. лошадей, из которых чистопородными считались 6,8 тыс. Лучшее поголовье породы сосредоточено на Починковском конезаводе Нижегородской области, в Мордовии, а также на некоторых заводах, занимающихся разведением рысаков.

Было бы несправедливым, говоря о тяжёлых упряжных породах, не упомянуть о владимирском тяжеловозе. Он явился результатом скрещивания шотландских и английских тяжеловозов с аборигенными лошадьми Владимирской и Ивановской областей для тех же целей, что и советский тяжеловоз. В некотором роде они являются конкурентами между собой: именно владимирцу удалось на соревнованиях по перевозке груза рысью поставить рекорд в 4 мин. 34 сек. Четыре жеребца – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – в разные годы получали титул «Абсолютный чемпион тяжеловесов Всесоюзных соревнований».

Владимирский тяжеловоз.

Несмотря на столь впечатляющие успехи, численность поголовья этой породы даже в благоприятные для коневодства советские времена составляла всего лишь 36,8 тыс. голов, из которых 2,3 тыс. числилось чистопородными. Возможно, причина в том, что владимирскую породу разводили только два конезавода – Юрьев-Польский (Владимирская область) и Гаврилово-Посадский (Ивановская). Но как бы там ни было, в постсоветской России владимирский тяжеловоз хоть и не исчез, но переживает далеко не лучшие времена.

Верховые породы

История чистокровной верховой породы окутана такой же тайной, как и история орловского рысака. Сначала он появилась в Англии, причём истории его появления одна невероятней другой, а с конца XVIII столетия – в России. В 1793 году была заведена племенная книга, первый том которой (студбук) закрыли сразу после издания, а в следующие тома стали вписывать только тех лошадей, чьи предки записаны в первом томе. Такая традиция сохранялась и в Советском Союзе, и уже по одному этому факту можно судить о том, какое значение придавалось сохранению чистоты данного вида.

Чистокровную верховую породу разводили для участия в скачках, олимпийских видах конного спорта и состязаниях по стипль-чезу (первоначально – скачкам по пересечённой местности до определённого объекта; сегодня так называют скачки на специально оборудованных ипподромах или по соответствующим местностям). И конезаводчики своей цели добились: по резвости лошади этой породы не имеют себе равных. В своё время в СССР были установлены следующие рекорды: двухлетки преодолевали дистанцию в 1200 метров за 1 мин. 11,1 сек., трёхлетки – 2400 метров за 2 мин.27,2 сек., четырёхлетки – 3200 метров за 3 мин. 22 сек. Советские спортсмены, выступая на чистокровных скакунах, неоднократно завоёвывали Кубок социалистических стран, а жеребцы Анилин и Аден, «рождённые» на конезаводе «Восход» (Краснодарский край), четыре раза одерживали победу в скачках на Приз Европы, проходившем в немецком городе Кёльн. Из этих четырёх побед три принадлежат Анилину. Отметилась порода и на XXII Олимпийских играх 1980 года, где советские спортсмены, выступая на лошадях Гепатит, Галзун и Гелиспонт, получили золотые медали в командном зачёте по преодолению препятствий и в троеборье.

Есть достижения у чистокровной верховой породы и в соревнованиях по Большому Пардубицкому стипль-чезу, по своей сложности и тяжести не уступающему самому престижному на планете Ливерпульскому. В 1957-1959 годах три года подряд скачки выигрывал жеребец по кличке Эпиграф (жокеи В. Федин и В. Прахов), в 1960 и 1961 – Грифель (И. Авдеев), в 1962 – Габой (Р. Макаров), а в 1967 – Дрезден (А. Соколов). Затем череда побед для лошадей верховой породы прекратилась, и лишь через двадцать лет, в 1987 году, советскому жокею Н. Хлуденёву удалось выиграть Пардубицкий стипль-чез на жеребце по кличке Эрот.

Помимо скачек, чистокровные верховые лошади принимали участие в совершенствовании и выведении других конских пород. Однако у породы, кроме несомненных достоинств, есть и несколько существенных недостатков – излишне возбудимая нервная система, требовательность к условиям кормления и содержания, – что осложняет её полноценное выращивание. Учитывая эти особенности, в СССР был выведен целый ряд полукровных видов, приспособленных к различным условиям и пригодных для разных целей. Интересно то, что эти породы, к которым относится, в частности, буденновская, невозможно поддерживать без периодического скрещивания с чистокровной верховой лошадью.

Сложность разведения вида косвенно отразилась в статистике: на 1980 год в Советском Союзе было учтено 6240 чистокровных верховых лошадей, что составляло лишь 1% от общего числа мирового поголовья, поэтому их совершенствование велось при постоянном завозе из-за границы племенных представителей. В настоящее время, кроме по-прежнему действующего краснодарского «Восхода», разведением этой породы занимаются Лабинский завод (Краснодарский край), Ставропольский, Кабардинский и Бесланский.

Будет нонсенсом, говоря о разводимых в России лошадях, не упомянуть о знаменитой арабской породе. Ей посвящено немало литературы – как научной, так и художественной, – её воспевали, начиная с раннего средневековья, и что-либо новое сказать о ней уже невозможно. Но эта лошадь настолько завораживает, что о ней ещё будут говорить долго и долго. Если же отвлечься от поэтических восхвалений, то арабская лошадь славится своей развитой мускулатурой, «компактностью», гармоничностью и изысканностью форм. Возможно, свою роль играют в этом некрупные размеры – её высота в холке всего лишь 150 см. Ещё одно ценное качество породы – хорошая дистанционность: в источниках зафиксирован переход арабской лошади под седоком на расстояние 2650 км. за 18 дней. Нетрудно подсчитать, что в среднем за день она проходила 145-146 километров.

В России арабская лошадь появилась давно, но широко её использовать начали лишь с XVIII столетия, при скрещивании с потомками жеребца Сметанки, о котором упоминалось чуть выше. Благодаря арабской породе были выведены такие виды, как ростопчинская, стрелецкая, орловская верховая. Шло разведение и самой арабской породы. В настоящее время её используют не только как породу-улучшитель, но и для частных владений, клубов верховой езды, участия в соревнованиях. Спрос на неё велик, но высокий статус и дороговизна делают её приобретение актом проявления роскоши, который может позволить себе не каждый человек. И даже несмотря на то, что её разводят в России, количество поголовья ограниченно. Ещё в СССР насчитывалось всего лишь 555 чистокровных арабских лошадей, из которых 437 находилось на Терском конном заводе (Ставропольский край). Можно только представить себе, сколько экземпляров осталось сейчас… Однако порода существует, и кроме Терского, ею занимается Хреновский конезавод, находящийся в Воронежской области.

Как примесь кровь арабского скакуна существует во многих видах и, в частности, в русской верховой породе. Она появилась на свет в начале XIX столетия при скрещивании орловского рысака и ростопчинской породы (в создании обеих, как известно, принимали участие арабские лошади), однако по каким-то причинам не получила такого широкого распространения, как её «родители», и постепенно пришла в упадок. Интерес к ней возродился в СССР, начиная с 50-х годов ХХ века, и в итоге её возродили на Старожиловском конном заводе Рязанской области. Интересно то, что консультировали процесс возрождения сотрудники кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.

Лошадь этой породы наиболее крупная среди всех подобных представительниц – её высота в холке от 164 до 166 см. Она характеризуется нарядным экстерьером – наследие благородной арабской крови, – вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Последнюю характеристику советские коневоды активно разрабатывали вплоть до распада СССР, стремясь, чтобы спортивные достижения русской верховой породы не уступали достижениям «коллег» из других пород. Им удалось добиться много – русская верховая порода не раз была призёром и победителем крупнейших конных соревнований на первенство континента. Достойно представляла она советский спорт и на Олимпийских играх.

Нам, к сожалению, не удалось найти данных о числе зарегистрированных в СССР лошадей этой породы, однако можно констатировать, что она существует и поныне. Кроме Старожиловского завода, ею занимается ряд хозяйств Самарской, Московской, Смоленской и Рязанской областей.

Не менее достойна упоминания и ахалтекинская порода лошадей (или аргамак)– гордость и жемчужина туркменской нации. Именно ахалтекинцы во многом сформировали облик арабской лошади, столь лелеемой во всём мире. Их неповторимая особенность в том, что туркмены воспитывали каждую лошадь – в силу исторических и географических условий они не могли держать большие табуны, – и это привело к формированию таких породистых признаков, как крайняя неприхотливость и выносливость. Ахалтектнцы способны обходиться без воды дольше, чем лошади любых других пород, могут легко переносить голод и жару +50, при этом их резвость и скорость не уменьшаются. Они – своеобразные рекордсмены по прыжкам: на их счету – прыжок на 8, 72 метра в длину и 2,12 метра в высоту.

Эти характеристики в немалой степени сформированы экстерьером. Ахалтекинцы имеют плотную сухую конструкцию, малую оброслость, облегчённое телосложение при стандартном для лошади росте в 160 см., длинное туловище. Масть породы отличается цветовым богатством, однако часто встречаются лошади буланой или соловой масти с золотистым или серебристым оттенком. По своему темпераменту они напоминают чистокровных верховых лошадей – таких же холериков. Также для этой породы характерна привязанность к одному хозяину.

Их с огромным удовольствием использовали в различных дисциплинах конного спорта. В 1960 году жеребец Абсент (жокей С. Филатов) стал чемпионом XVII Олимпийских игр, проходивших в Риме, в соревнованиях по программе высшей школы верховой езды. На XVIII Играх, проходивших в Токио, он получил бронзовую медаль. Не менее знаменит и жеребец Полотли 1965 года рождения, дважды становившийся чемпионом ВДНХ в 1973 и 1977 гг. и не раз бравший почётные призы на скачках в Ашхабаде, Пятигорске и Баку.

На 1980 год численность породы составляла 2100 голов, с поместными же – 6650. Разводили её преимущественно в Казахстане, Туркмении и на Кавказе. В наше же время её разведением занимаются главным образом на Ставропольском конезаводе и в некоторых хозяйствах Калмыкии и Дагестана.

Терская порода лошадей – одна из тех, что находятся на грани исчезновения, поскольку цифра, едва превышающая сотню голов, – это критический показатель. Во многом такому упадку способствовало то, что один из её «родителей» – стрелецкая лошадь – была практически полностью уничтожена во время гражданской войны, и если терская порода всё же исчезнет, это будет непоправимым ударом для российского коневодства. А между тем она хоть и не блистает на спортивных соревнованиях мирового уровня (хотя жеребец Цхети получил золотую медаль за выступление в командном зачёте в соревнованиях по троеборью на Московских Олимпийских играх 1980 года), но является отличным улучшателем для пород в горах Азербайджана и Таджикистана и незаменимым членом цирковых трупп. Также часто их использовали в туризме и в детском и юношеском конном спорте.

С виду терские лошади напоминают арабских (эта порода и к ней успела приложить свою «руку»), по темпераменту же – лошадей старой стрелецкой породы. Масть терского вида серая. В 1980 году в СССР было учтено 2800 лошадей, из которых 830 было чистопородных. О количестве на сегодняшний день мы уже говорили. Сосредоточено поголовье только на Ставропольском конезаводе и в нескольких хозяйствах.

Наконец, замыкает наш обзор будённовская порода, выведенная на основе чистокровной верховой и утвержденная в 1949 году. Возбудимый и требовательно-капризный темперамент знаменитой родительницы разбавлялся уравновешенным характером донских и черноморских лошадей в конезаводах им. Будённого и им. Первой Конной армии (Ростовская область). В итоге получилась порода с широким спектром применения: её используют как улучшателя местных пород, как рабочую лошадь и как лошадь для экспорта и спорта. На последнем стоит остановиться чуть подробнее и снова вспомнить о Пардубицком стипль-чезе, где будённовская порода участвовала наравне с чистокровной верховой и не посрамила «чести мундира»: в 1964 году победителем скачек стал жеребец-«будённовец» Прибой (жокей В. Горелкин). В 80-х и 90-х годах ХХ столетия «будённовцы» также становились победителями Пардубицкого стипль-чеза, но под сёдлами чехов. Успешно показали себя лошади этого вида и на Московских Олимпийских играх, «привезя» «золото» за выступление в состязаниях по преодолению препятствий в командном зачёте (жеребец Рейс) и «бронзу» в личном первенстве (жеребец Пинцет).

В 1980 году было учтено 9, 9 тыс. чистопородных будённовских лошадей, а вместе с примесями – 49,3 тыс. Сведений о количестве этой породы в настоящее время, к сожалению, нет. Разводят её в южных регионах России – Ростовской области и Ставропольском и Краснодарском крае.

Аборигенные породы лошадей

Будет несправедливым не сказать хотя бы пару слов о сохранившихся русских аборигенных породах. К сожалению, из всего их многообразия, когда-то населявших громадные российские просторы, сейчас можно с уверенностью говорить лишь о двух – об амурской и якутской породах. Лишь они благодаря своей приспосабливаемости к тяжёлым климатическим условиям сохранились в достаточном количестве для того, чтобы говорить о существовании их как породы, а не как отдельных экземпляров. Обе отличаются выносливостью, неприхотливостью, морозостойкостью и имеют свои маленькие скромные достижения: например, амурская лошадь в своё время совершила тяжёлый переход из Сибири в Санкт-Петербург, преодолев более 8 тысяч вёрст, а якутская обладает удивительной способностью питаться травой даже зимой, разгребая копытами снег. Только при длительной непогоде ей нужен небольшой запас сена. Якутскую лошадь содержат для практических целей: убоя на мясо и различных работ в суровом климате северных российских областей. Племенных лошадей разводят в ряде совхозов и в опытном хозяйстве Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 80-х годах ХХ столетия численность якутской породы составила 137,9 тыс. голов, что убедительно свидетельствует о её роли в северном и сибирском быте. Примерно такое же значение имеет для населения Сибири и Дальнего Востока и амурская лошадь.

Заключение

К сожалению, очень многие породы остались за рамками данной статьи. Возможно, мы к ним ещё вернёмся – ведь любая порода лошадей достойна хотя бы пары тёплых слов в свой адрес. Даже если она уже не существует на земле.

В современном мире коневодство развито достаточно хорошо: различные породы лошадей, разводимых для спортивных соревнований, развлекательных верховых прогулок и использования в сельском хозяйстве, отличаются экстерьером животных, их физическими параметрами и характером. В России коневодство на протяжении многих лет было одним из наиболее важных для жизни занятий: лошади использовались в крестьянской жизни, армии, на войне, а до начала XX в. именно они выполняли функцию основного транспортного средства, как и во всем мире.

В современном мире коневодство развито достаточно хорошо: различные породы лошадей, разводимых для спортивных соревнований, развлекательных верховых прогулок и использования в сельском хозяйстве, отличаются экстерьером животных, их физическими параметрами и характером

Сегодня список пород лошадей исчисляется сотнями видов, как чистокровных, так и гибридных, выводимых с целью улучшения физических характеристик или сохранения кровей. Большой популярностью пользуются как зарубежные, так и российские лошади, которые стали известны в большинстве стран мира за счет выносливости, грации и прекрасного внешнего вида.

Существует несколько критериев: то, какие из них влияют на формирование породы, становится главным фактором классификации. Согласно распространенным схемам, разделение породных групп проводят по следующим признакам:

  1. Территориальное распространение: выделяют лесные, горные и степные разновидности.
  2. Назначение: верховые, упряжные, верхово-вьючные.
  3. Происхождение: культурного разведения, местные, переходные.
  4. Способ выведения: табунные, заводские, смешанные.

В России в настоящее время действует комплексная классификация, сочетающая основные факторы различия между породами. По этой системе породы коней распределяются по следующим группам:

  1. Заводские, выведенные искусственно и требующие особо строгих условий содержания. В группу входят верховые, легкоупряжные лошади и тяжеловозы.
  2. Местные, имеющие лучшую приспособленность к локальным условиям, но менее успешные по работоспособности. Их плюсом является умение хорошо чувствовать себя при минимальном уходе. Сюда относятся горные, северные лесные и степные лошади.
  3. Переходные, нередко появляющиеся в ходе скрещивания первых разновидностей.

Галерея: русские породы лошадей (25 фото)

























Лучшие зарубежные породы лошадей

В каждой стране есть породы, чьи качества прославили их далеко за пределами родины, и к наиболее известным относят английских, арабских, немецких и французских лошадей. Многие из них приняли активное участие в формировании русских пород, выведенных искусственным путем. Самые обычно относятся к верховым: они отличаются особой грациозностью корпуса, превосходными скаковыми характеристиками и благородным внешним видом. Среди них наиболее известны следующие разновидности:

  1. Ахалтекинская лошадь отличается короткой гривой, тонкокожестью, аристократическим профилем с точеными чертами, длинной шеей, сильными и стройными ногами. Ее манера бега схожа с марш-бросками, а в день она способна преодолевать до 250 км, и такая выносливость делает ахалтекинку идеальной для длительных тренировок.
  2. Арабский скакун — древняя порода лошадей, которую вывели еще в IV в. Такие кони имеют плотное, сухощавое сложение, характерный профиль головы с квадратным лбом, изогнутую шею, скругленный корпус, высоко поднятый хвост и удлиненный круп. Чаще всего арабские скакуны бывают гнедой масти, реже встречаются вороные экземпляры и представители масти сабино. Такая порода интересна не только выдающимися скаковыми характеристиками, но и продолжительностью жизни: породистые кони доживают до 30-35 лет.
  3. Чистокровная верховая лошадь. Порода появилась в Великобритании и распространилась по всему миру. Эти кони не имеют конкурентов в скачках, поскольку отличаются лучшими способностями резвости. Так, нормой бега в галоп считается скорость 1 км/мин, на короткой дистанции средняя скорость английского скакуна составляет 60 км/ч, а при преодолении расстояния в 3 км и больше скорость равна 55 км/ч, поэтому данная порода лучше всего проявляет себя в соревнованиях на быстроту. Примечателен тот факт, что в состязаниях могут участвовать только кони 1 породы: при соревновании англичанин догонит любую иную породистую лошадь. Чистокровные верховые отличаются глубиной подпруги, сильно развитой мускулатурой ног, длинными плечами, свислой крестцовой частью.

Среди верхово-упряжных пород одной из наиболее красивых считается Тракененская: эти лошади выведены в Германии, в разведении используются только чистокровные экземпляры без участия помесей и иных пород. Жеребцы достигают в высоту 166 см, кобылы — 164 см. Самые частые масти — гнедая, вороная, серая и рыжая. На левом бедре коня тракененской породы, выведенного на территории Германии, всегда есть клеймо в виде лосиных рогов. Тракенены отлично подходят для спортивных занятий, в том числе для новичков, отличаются уравновешенностью, свободными движениями в скачке, отлично показывают себя в конкуре и выезде. Еще 1 популярная порода, полученная в Германии — шварцвальдская лошадь, названная по местности выведения. Она отличается красивой выгнутой шеей с длинной и пышной гривой, мощным телосложением, плотными и сильными ногами, ее используют и в упряжи, и для верховой езды.

Сегодня список пород лошадей исчисляется сотнями видов, как чистокровных, так и гибридных, выводимых с целью улучшения физических характеристик или сохранения кровей

Наиболее известный зарубежный тяжеловоз — першерон, выведенный во Франции. Чаще всего першероны имеют серую или вороную масть, хорошо подходят для перевозки тяжелых грузов за счет выносливости, а благодаря мягкому и плавному ходу их часто запрягают в конные прогулочные экипажи. По типу телосложения этих лошадей делят на мелких, средних и больших першеронов, соответствующим образом разделяются и их физические возможности.

Другая популярная порода тяжеловозов — арденская лошадь, использующаяся в основном как тягловая. Она появилась в области Арденнских гор, получила распространение на прилегающих территориях (Бельгия, Голландия, Франция), используется в чистокровном виде и для скрещивания с целью сохранения других пород. Арденские лошади имеют рост 1,60-1,62 см в среднем, их вес варьируется в пределах 700-900 кг. Характерные черты породы — тяжелая широколобая голова, крепкие короткие ноги с утолщением бабок и оброслостью путовых суставов, короткое тело с широкой спиной, пышная и густая грива. Масть арденнских коней обычно гнедая, серая, рыжая, чалая либо буланая, реже встречаются темно-гнедые экземпляры, практически не появляются на свет вороные кони. Несмотря на внушительный размер, арденнская лошадь имеет широкий и легкий шаг и нуждается в небольшой кормовой базе.

Верховые породы российских лошадей

В российском коневодстве наиболее известны такие верховые породы, как донская, русская верховая, кабардинская, терская и карачаевская. Одной из первых была выведена русская верховая: созданием занимался граф Орлов-Чесменский, в XVII в. их начали скрещивать с ростопчинской породой для укрепления физических качеств. Наибольший урон породе нанесло использование лошадей в военные годы в XX в., но благодаря работе ученых Тимирязевской академии поголовье было восстановлено. Сегодня лошади русской верховой используются в спортивных состязаниях, особенно в выездке. Чаще всего они имеют вороную или темно-гнедую масть, отличаются прямым профилем, прямой линией спины, длинными тонкими ногами и густым хвостом. Наличие светлых отметин на теле считается браком.

Не менее популярна донская лошадь, выведенная в степных условиях: казаки, обживавшие прилегающие к Дону территории, получили породу, одинаково хорошо применимую для военной службы, хозяйственных задач и скачек. Со временем донских лошадей стали скрещивать с восточными породами, чтобы улучшить экстерьер, и наиболее ярко они проявили себя в кавалерии во время Первой мировой и Гражданской войны. Донскую породу также использовали для выведения буденновской лошади, скрещивая ее с чистокровной. Отличительные свойства донской лошади — превосходные скаковые качества, выносливость, неприхотливость в содержании и горячий нрав.

Орловский рысак (видео)

Рысистые лошади в России

В рысистом коневодстве лучше всего известны лучшие русские породы лошадей:

  1. Орловский рысак. Порода появилась благодаря скрещиванию датских, арабских, меклебургских лошадей, была названа по имени графа Орлова, который занимался ее выведением. Резвость при беге рысью, отличная производительность — главные черты, благодаря которым рысаки не только популярны во всем мире в чистом качестве, но и используются при выведении новых или улучшении существующих пород. Орловские кони отличаются высоким ростом, гармоничным телосложением, мускулистыми ногами и изогнутой по-лебединому шеей. Чаще всего встречаются светлые масти, от белого до светло-серого, но также можно встретить орловского рысака гнедого, вороного или темно-серого окраса.
  2. Русская рысистая — порода, полученная при скрещивании орловского рысака, американских и фризских лошадей. Это наиболее молодая разновидность, которая используется в конном спорте и для улучшения экстерьерных характеристик других лошадей. Отличительной особенностью является исключительная резвость: по скорости рыси русская порода обгоняет орловского рысака. Телосложение животного сухое, гармоничное, спина удлиненная, шея имеет среднюю длину. Масть в основном гнедая, рыжая или бурая. Редко русская рысистая может быть серой.

Популярные породы российских тяжеловозов

Самым известным тяжеловозом, выведенным в России, является владимирский: его отличает внушительное телосложение, высокий рост, широкая спина и крупные, мощные копыта. Владимирский тяжеловоз был получен при смешении европейских пород с местными лошадьми, вес жеребца варьируется в пределах 600-700 кг. В упряжке они могут протянуть вес до 1,5 т за 5 минут или 4,5 т за четверть часа. И в Советской армии их нередко использовали в военных целях для транспортировки артиллерийских орудий, провианта и других грузов. Максимальный вес, который может сдвинуть владимирский тяжеловоз, варьируется в пределах 20-23 т.

Другая популярная порода — русский тяжеловоз. Описание говорит о том, что эта лошадь невысокого роста, со слабой оброслостью ног, покорным темпераментом, при этом она достаточно энергична и отлично ведет себя в упряжи. Русский тяжеловоз способен тянуть вес до 9 т на протяжении нескольких минут, его нередко использовали для земельной обработки в XIX-XX вв., впрягая в плуг или пропашник.

В современном коневодстве лидерами среди верховых и спортивных пород остаются английские, арабские и русские лошади, которые показывают отличные результаты в выездке, скачках на скорость и вольтижировке. Всемирную известность получили российские рысаки, став лучшими среди таких пород, а из тяжеловозов, которые сегодня используются реже, популярны французские першероны и владимирские породы. Российское коневодство сегодня развито не настолько хорошо, как в европейских странах, однако многие породы по-прежнему популярны как для конного спорта, так и использования в личных целях.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.

Милостивые, сумные, поводные

На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов. Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко. Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Донская лошадь

Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции. Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн. Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».

Орловский рысак

Создатель этой породы - граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей. Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русская верховая

Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно. Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу XIX века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.

Русский рысак

Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской. Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами. Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков. За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Русский тяжеловоз

Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.