Роль правильной осанки в жизни человека и методы ее коррекции. Характеристики правильной осанки. Правильная осанка у детей

Формирование правильной осанки следует начинать с обследования позвоночного столба. Необходимо исключить органические поражения, которые не позволят выполнить поставленную задачу. Перед тем как формировать правильную осанку проводится коррекционное лечение остеохондроза позвоночного столба и его последствий в виде грыжи и протрузии. Затем можно следовать рекомендациям, которые приведены в этой статье.



Как сделать правильную осанку человека?

Правильную осанку лучше начинать выстраивать, стоя боком к зеркалу. Перед тем, как сделать правильную осанку необходимо выявить существующие дефекты. Правильная осанка человека в идеале должна соответствовать описанным далее принципам.

Правильная осанка шеи

Для начала расслабьте плечи и шею и затылком потянитесь назад до создания вертикальной линии от макушки до нижнего угла лопаток. При этом в задней стенке шеи будет чувствоваться растяжка. Так определяется правильная осанка шеи и её положение относительно грудного отдела позвоночника.

Важно, чтобы передняя и задняя стенки шеи были одинаковыми по длине, поэтому не запрокидывайте голову, а просто тянитесь затылком назад в горизонтальном направлении.

Грудная клетка

Второй шаг - потянитесь центром груди вверх и вперед, не поднимая ребра, так, чтобы в области центра груди и ключиц чувствовалась растяжка. Далее на выдохе потянитесь еще больше лопатками вниз и как можно ниже опустите плечи. В результате вы должны почувствовать растяжку шеи, плеч и груди, а также ощутить растяжение позвоночника от затылка до уровня низа лопаток.

При вытяжении центра груди вперед и вверх важно, чтобы вы прогибали позвоночник в грудном отделе, а не поясничном. Проверить себя легко: если ребра подняты вверх и заметен сильный прогиб в пояснице, значит, вы неверно выполняете упражнение. А если реберные дуги ровные и ребра не торчат вперед и вверх, плечи и шея расслаблены и при этом в позвоночнике в области между лопатками чувствуется небольшое напряжение - значит, вам удалось выстроить правильное положение верхней части туловища.

Поясница и таз

Третий шаг - опустите копчик вниз, как будто хотите дотянуться им до пола, а низ живота и паховую область таза, наоборот, направьте максимально вверх.

Визуально в зеркале вы должны при этом увидеть, что линия таза (или линия ваших штанов/шорт) параллельна полу. В пояснице и в передних паховых областях бедер должна чувствоваться растяжка.

Развитие правильной осанки

Развитие правильной осанки необходимо начинать с поиска физиологического положения тела. При опускании копчика вниз в области нижней части спины должна ощущаться растяжка. Если вы не ощущаете растяжения поясницы, то согните ноги в коленях, потянитесь тазом максимально вперед, расслабьте бедра и ягодицы. При этом округлите верхнюю часть спины и потянитесь к коленям. В положении, когда округлена верхняя часть спины, а таз сильно подкручен вперед, поясница обязательно должна почувствоваться. После возникновения ощущения растяжки поясницы в данном положении снова верните таз в правильное положение, сохраняя ощущение растяжки в области поясницы.

Опустите оба плеча вниз так, чтобы они находились на одном уровне, и от основания шеи у головы и до плеч чувствовалось растяжение.

Последний штрих - корректируем линию бедер. Необходимо найти область подвздошных костей: ее можно с легкостью выявить путем прощупывания участка подвздошных тазовых костей, выступающих наружу в области низа живота. Выравниваем нижнюю часть тела так, чтобы обе линии боков от подмышек до таза были одинаковыми по длине, а тазовые кости оказались на одной линии.

Нарушение осанки: что делать?

Если выявлено нарушение осанки: что делать в этом случае, какие необходимы действия по развитию нормального положения позвоночника. Для начала необходимо приучить себя сидеть и ходить правильно. А теперь, внимание: те зоны, в которых вы сейчас чувствуете растяжение, требуют большей гибкости и расслабления (к примеру, области шеи, поясницы и плеч), а те, которые вы сейчас напрягаете, чтобы удержать правильное положение спины (к примеру, живот, ягодицы и низ лопаток), требуют укрепления посредством специальных силовых упражнений. Запишите свои ощущения в таблице «Ощущения при построении правильного положения спины».

Эта таблица - одна из самых важных для вас. С помощью ее данных в дальнейшем вы будете составлять план тренировок для развития правильной осанки.

Таблица «Ощущения при построении правильного положения спины»:

Часть тела

Средняя часть

Нижняя часть

Верхняя часть

Как исправить нарушение осанки?

Почему же в местах, где есть искривления, чувствуется либо сильное напряжение, либо растяжка? Как исправить нарушение осанки простыми и доступными для всех физическими упражнениями? При нарушениях осанки, таких как искривление позвоночника и, как следствие, смещение лопаток, таза и конечностей от их естественного положения, одни мышечные группы вблизи искривленного участка спины оказываются укороченными, а другие - перерастянутыми относительно своей нормальной длины. Соответственно там, где мышцы укорочены, вы, выстраивая правильную осанку, чувствуете растяжку, так как возвращаете мышцы к их естественной длине, а там, где мышцы перерастянуты, вы в положении правильной осанки будете чувствовать, что данную область необходимо напрячь. К примеру, мышцы пресса - нижняя стенка живота должна быть напряжена, так как за счет ее напряжения и укрепления обеспечивается правильное положение таза.

Таблица «Список укрепления, растяжения, расслабления частей тела для формирования правильной осанки»:

Часть тела

Ощущения

Необходимые действия

В боковых стенках шеи чувствуется растяжение. В задней стенке шеи чувствуется растяжение, а в передней - напряжение

Требуются упражнения на растяжку шеи

По линии верхней части лопаток ощущается растяжение

Требуются упражнения на растяжку лопаток

В центре груди и в области ключиц чувствуется растяжка

Требуются упражнения на растяжку груди

Между лопаток ощущается напряжение, а в позвоночнике от основания головы до нижних углов лопаток - вытяжение

Требуются упражнения на укрепление низа лопаток

В пояснице чувствуется растяжка, а в животе (прессе) - напряжение

Требуются упражнения на растяжку поясницы

В ягодицах - напряжение, а в области паха - растяжка

Требуются упражнения на укрепление ягодиц и растяжку паха

В коленях отсутствуют какие-либо контрастные ощущения

Не требуется специальных упражнений

Стопы расслабились, и чувствуется опора на большую площадь стопы. Отсутствует давление на пальцы

Требуются упражнения на разработку и растяжку стоп

Таблица «Итоговая таблица ощущений и действий для построения правильного положения спины»:

Часть тела

Ощущения (растяжение или напряжение)

Необходимое воздействие, тип упражнений (растяжение/ укрепление)

Средняя часть

Ощущение и растяжки, и напряжения

Растяжение и укрепление

Нижняя часть

Ощущение растяжки

Растяжение

Верхняя часть

Ощущение напряжения

Укрепление

Ощущение растяжки

Растяжение

Таким образом, вы самостоятельно выстроили правильное положение спины и выявили, какие части тела вам необходимо укрепить, а какие растянуть, чтобы ваша осанка стала правильной, а фигура подтянутой и привлекательной. Очевидно, что, построив один раз правильное положение спины, вы его не запомните, и вам просто в нем будет некомфортно. Поэтому для развития правильной осанки потребуются время (около месяца-полутора) и регулярные тренировки 2-3 раза в неделю, которые будут состоять из комплексов упражнений, подобранных для вас индивидуально с учетом вашего психотипа, характера и физической подготовки.

Различные нарушения осанки и искривления позвоночника служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств в детстве и оказывают отрицательное влияние на здоровье взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

Процесс формирования осанки


В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из основных показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или неправильное физическое воспитание, или чрезмерное увлечение однообразными физическими упражнениями.
Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабостью мышц, удерживающих это положение, с ог раничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной сколиоза могут быть также стесняющая движения одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Однако, нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад) и кифоза (изгиб вперед) в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.
Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.


Осанка – привычное положение тела человека.

Позвоночный столб состоит из: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков. После рождения заметно изменяются размеры и форма позвоночного столба. Наиболее быстро позвоночник растет в первые два года. Позвоночник имеет физиологические изгибы. Первоначально, в 3-4 месяца, когда ребенок начинает держать голову, формируется шейный лордоз. К 6 месяцам, когда ребенок уверенно сидит, появляется грудной кифоз. И несколько позднее, когда ребенок начинает ходить у детей образуется поясничный лордоз и крестцовый кифоз . К 6-7 годам формируется типичная форма позвоночника. Окончательное формирование естественных изгибов происходит к 18-20 годам.

Для нормальной осанки характерно: перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры, симметричность очертаний шеи, надплечий (плечи на одном уровне), нахождение на одном уровне лопаток, физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы, одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук, горизонтальный уровень гребней подвздошных костей, одинаковая длина ног, симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп. Вертикальная ось проходит через середину темени, мочку уха, поперечную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой.

Правильная осанка обеспечивает высокие амортизационные свойства позвоночника, благодаря которой головной мозг в процессе движения не испытывает значительных сотрясений. Толчки при движении направляются снизу вверх и смягчаются в конечном итоге в 25-30 раз за счет естественных изгибов позвоночника. Помимо рессорной функции, осанка выполняет ряд других положительных функций: улучшает условия для работы внутренних органов и двигательного аппарата. Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности.

Основными причинами нарушения правильной осанки являются:

1. Несоблюдение гигиенических условий режима дня, питания, гигиены обуви, одежды.

2. Болезни, из-за которых человек вынужден лежать долгое время.

3. Перегрузка позвоночника во время работы.

4. Недостаточная освещенность рабочего места.

5. Слабое развитие мышц спины, таза, брюшного пресса.

6. Подражание взрослым.

7. Отсутствие самоконтроля и контроля со стороны взрослых.

8. Ношение тяжести в одной руке.

Нарушения осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника. Наиболее частыми являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина, ассиметричная осанка.

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночника. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощения ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, раннее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночном столбе, слабость связочного аппарата позвоночника, мышц спины и мышц – сгибателей тазобедренных суставов.

Круглая спина отличается от нормального дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад. Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом шейный и поясничный лордозы почти отсутствуют. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыраженный поясничный лордоз. Грудная клетка у них впалая, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Этот дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Причинами развития круглой спины является перегрузка позвоночника во время работы (за партой, у станка), а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость. Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой.

Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т.е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед, туловище отклонено назад. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса.

Ассиметричная осанка представляет собой диспропорцию правой и левой половин туловища. Она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево. Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Причинами ассиметричной осанки чаще всего являются неправильная поза за столом, особенно во время письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.

Методика формирования правильной осанки.

Средства формирования правильной осанки.

Для формирования правильной осанки используют следующие упражнения:

1. Статические упражнения у стены.

2. Упражнения с предметами на голове.

3. Общеразвивающие упражнения, строевые и вольные.

4. Корригирующие упражнения.

5. Упражнения с элементами жонглирования.

6. Упражнения в равновесии на умеренной опоре.

В процессе коррекции осанки выделяют два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нормальной выраженности физической кривизны путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены. Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку.



Сразу после рождения ребенок начинает борьбу со многими внешними воздействиями. И самым главным стимулом, который будет формировать его осанку, является гравитация. С момента рождения и до формирования осанки, присущей взрослому человеку, каждый ребенок должен пройти следующие уровни формирования движений:

уровень А – ребенок лежа на животе поднимает голову. При этом за счет шейно-тонических рефлексов формируется уровень, обеспечивающий равновесие тела и базовый порог напряжения мышц;

уровень В – формирование мышечно-суставных связей, предопределяющих развитие автоматизма двигательных циклов. Этот период соответствует этапу обучения ползанию и сидению. Начинает формироваться механизм одностороннего, а затем и разностороннего включения мышц конечностей, что в дальнейшем обеспечивает формирование оптимального стереотипа ходьбы и стояния;

уровень С – формируется к концу первого года жизни и позволяет ребенку хорошо ориентироваться в пространстве с использованием имеющегося арсенала двигательных навыков;

уровень Д – создается вертикальная модель тела, при которой мышечный баланс в положении стоя обеспечивается при минимальных мышечных затратах.

По мере изменения уровней формирования движения изменяется и форма позвоночника. Для внутриутробной позы ребенка характерен тотальный кифоз. К моменту рождения, когда ребенок лежит на горизонтальной плоскости, у него имеется лишь одна кривизна позвоночника – крестцово-копчиковый кифоз. На уровне А происходит формирование шейного лордоза. При переходе ребенка на уровень В формируется грудной кифоз. Поясничный лордоз возникает, когда ребенок начинает вставать и ходить – уровень С и Д. Таким образом, уже к 7 годам здоровый ребенок приобретает нормальную форму позвоночника с лордозами в шейном и поясничном отделах и кифозами в – грудном и крестцовом.

Однако длительное время до 5-7 лет эта форма позвоночника не закрепляется. У подростков в пубертатном периоде снова происходит изменение осанки, вследствие чего походка юноши и девушки становится неопределенной, вразвалку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка, свойственная данному человеку.

Итак, один какой-либо тип осанки не может удовлетворить все периоды её формирования, так как в разные возрастные периоды изменяются пропорции тела ребёнка. А в связи с этим изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку. В результате фигура ребёнка меняет свои общие контуры, а осанка приобретает свои особенности.

Поэтому традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки, в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку. Особенности осанки определяются положением головы и пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей.


Оптимальная осанка дошкольника: голова немного наклонена вперёд, туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развёрнуты, лопатки слегка выступают, живот выдаётся вперёд, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза – от 22 до 25˚.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы выражены умеренно, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчёркнутый лордоз, у юношей – кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и др.).

Для сохранения симметрии тела в положении стоя (осанки) требуется известный мышечный тонус. Но, кроме того, при этом действуют также пассивные эластические структуры – связочно-сумочный аппарат суставов. При биомеханическом анализе внутренних сил различают (рис. 3):

1) заднюю систему костно-суставной опоры, мышц и связок, включающую дужки, остистые, поперечные и межпозвонковые сочленения и соответствующие связки;

2) систему переднего отдела позвоночника, образованную телами позвонков и соединяющими их связками вместе с межпозвонковыми дисками.

Если отделить переднюю часть позвоночника (тела позвонков) от задней его части, образуемой дужками, то длина позвоночника, образуемого дужками, увеличится примерно на 14 см вследствие расслабления связок (Стейндлер).

Физиологическая осанка зиждется на основных законах симметрии человеческого тела. Существует физиологическая (временная) и патологическая асимметрия человеческого тела.

Основная особенность нормального позвоночника заключается в его способности к быстрому активному и полному возврату из асимметричного положения к полной симметрии.

Для определения патологической асимметрии существуют ориентировочные плоскости. Центр тяжести, расположенный на уровне второго крестцового сегмента, является исходной точкой, по которой можно определить всякое отклонение тела от нейтрального положения. Для этого следует провести через эту точку три ориентировочные плоскости под прямым углом друг к другу (рис. 2).