Виды соревнований по художественной гимнастике. «Художественная гимнастика» доклад. Спорт и Великая Отечественная война

Современная художественная гимнастика - это вид спорта, в котором содержатся элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики, которые выполняются под музыку.

В своём становлении и развитии художественная гимнастика прошла долгий путь. Её танцевальные истоки уходят в глубокую древность, а, как известно, танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества.

Гимнастика как система телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии, была создана и развивалась в Древней Греции. Однако в средние века гимнастика была полностью забыта. Ее возрождение как системы физического воспитания началось в XIVв. Довольно заметную роль в этом возрождении в конце XVIII- начале XIX в. сыграла Германия, где возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделялось развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян.

В России в XVIII веке преподавание физической культуры как учебной дисциплины ввела императрица Екатерина II, руководствуясь философией французских энциклопедистов-просветителей. Гимнастические упражнения, наряду с танцами, преподавались в обоих отделениях Смольного института - «для благородных девиц» и «для представительниц мещанского сословия».

Но всеобщее распространение гимнастика получила лишь на рубеже ХХ века: гимнастика появилась везде - от четырёхклассных городских училищ до частных и государственных гимназий.

На протяжении многих веков танец и гимнастика жили по своим правилам, развивались в своём темпе и ритме, чтобы встретиться на рубеже ХХ века и положить начало развитию одного из самых популярных, изысканных и зрелищных видов спорта - художественной гимнастике.

Основатели художественной гимнастики

В конце XIX - начале ХХ века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, танцевальной гимнастики Жоржа Демени, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.

Франсуа Дельсарт (1811-1871) - французский певец и драматический актёр создал систему выразительной гимнастики, которая охватывала все стороны актёрского мастерства оперных певцов: умение выразительно петь, владеть жестом, мимикой, позами.

Жорж Демени (1850-1917) - французский физиолог и педагог, доказал целесообразность применения динамических упражнений, упражнений на растягивание и расслабление мышц, танцевальных движений и упражнений с предметами (булавами, палками, венками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, хорошей осанки, умению двигаться плавно и грациозно.

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) - швейцарский композитор, профессор консерватории, создатель системы ритмической гимнастики. Далькроз создал свою систему, использую на уроках сольфеджио такой методический приём, как отхлопывание трудно дававшихся ученикам ритмических сочетаний. Эта система стала настолько популярна, что в 1910 году в городе Хеллерау профессор открыл Институт ритма. Аналогичные институты, курсы перед Первой мировой войной открылись во многих городах Европы и Америки. Не обошло это течение и Петербург - в 1912 году искусствовед Сергей Волконский открыл курсы ритмической гимнастики - почти полное подобие Института в Хеллерау.

Айседора Дункан (1977-1927) - известная американская танцовщица, открывшая новое танцевальное направление - выразительный танец в свободной пластике. Опираясь на древнегреческое искусство, изучая позы, запечатлённые на греческих вазах, Дункан отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки.

В первой четверти ХХ века в России существовало множество школ и курсов, практиковавших преподавание самых различных видов гимнастики и художественного движения. С 1925 года представители школ начали искать способы организовать обмен опытом и наладить совместную работу. Всё чаще предпринимались попытки объединения разнонаправленных школ, ритмика и пластика перестали противопоставляться друг другу. Это желание понять, осмыслить и систематизировать накопленный опыт привели к тому, что в 1934 году в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. И в этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой».

В 1934 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения (ВШХД). Научить девушек раскрепощённо и изящно двигаться, свободно владеть своим телом - именно такую цель ставили перед собой создатели школы. Её первыми педагогами стали Роза Варшавская (выпускница Института ритма в Хеллерау), Анастасия Невинская (представительница Петроградского Института Ритма), Елена Горлова, Зинаида Вербова, Александра Семёнова-Найпак (бывшие руководители пластических студий), Паулина Конер (ученица нью-йоркской студии Михаила Фокина), а также ведущие мастера Мариинского театра. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике состоялся в Ленинграде в 1938 году. Юлия Шишкарёва, Анна Ларионова, Татьяна Варакина, Ариадна Башнина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева и другие стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её «генеральным штабом», во главе которого стоял первый заведующий кафедрой гимнастики и педагог Лев Орлов, обладавший тонким вкусом и прекрасно понимавший значение эстетической составляющей гимнастики.

Соревнования, правила, чемпионаты

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде.

В них участвовали студентки института и преподаватели различных спортивных обществ. Двумя годами позже преподаватели и выпускники Института разработали первую разрядную классификацию и нормативы по художественной гимнастике. В 1941 году в Ленинграде прошел первый чемпионат города по художественной гимнастике, победителем которого стала Юлия Шишкарёва.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования - 1 Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллине. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала Ариадна Башнина (тренер Е. Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

ПЕРВЫЙ КУБОК ЕВРОПЫ, ОН ЖЕ ПЕРВЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА

В 1961 году на Гимнастраде в Штутгарде была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. К этому был подготовлен доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ (Международная федерация гимнастики) в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид - соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Победила шестёрка гимнасток Советского Союза.

На протяжении своего существования в развитии художественной гимнастики несколько стран всегда занимали лидирующие позиции. В начале появления на мировой арене (с 1960 года) это был СССР, затем Болгария (НРБ). В период с 1960 до 1991 года основная конкурентная борьба проходила в основном между гимнастками этих двух стран.

Современная художественная гимнастика

Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них - художественная гимнастика - подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом.

В 1980 году после завершения Игр XXII Олимпиады в Москве на Конгрессе Международного Олимпийского комитета было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежала Президенту ФИЖ Юрию Титову (ныне Почётный президент ФИЖ).

В 1954 году художественная гимнастика была представлена в программе ХХIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (США). К сожалению, в олимпиаде не смогли принять участие ведущие спортсменки - гимнастки социалистических стран.

Первой Олимпийской чемпионкой стала гимнастка из Канады Лори Фанг. Первым олимпийским призёром в художественной гимнастике в Германии стала Регина Вебер, завоевавшая на Олимпиаде бронзовую медаль.

Настоящий же дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска.

В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева. В 1996 году в Атланте на Играх XXVI Олимпиады художественная гимнастика была представлена уже двумя дисциплинами: соревнованиями по многоборью в индивидуальных и групповых упражнениях.

Начиная с XXVII Олимпийских Игр, состоявшихся в Сиднее в 2000-м году, российские спортсменки не отдавали олимпийское золото. Победителями Олимпийских игр в индивидуальном многоборье стали:

Юлия Барсукова - XXVII Олимпиада в Сиднее

Алина Кабаева - XXVIII Олимпиада в Афинах

Евгения Канаева -ХХIX Олимпиада в Пекине и ХХХ Олимпиада в Лондоне

Одна из самых ярких страниц в развитии художественной гимнастики связана с именем многократной чемпионки Европы и мира, Олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Став уже в 15 лет абсолютной чемпионкой Европы среди взрослых (1998 год), она является единственной гимнасткой в мире, вписанной в Книгу рекордов Гиннесса. С её именем в значительной степени связаны революционные изменения в художественной гимнастике, произошедшие в 90-х годах ХХ века.

Благодаря выступлениям Алины весь мир увидел динамичную художественную гимнастику, с оригинальными авторскими, координационно сложными элементами, артистично выполненными под музыку и создающими выразительный художественный образ.

Вместе со своим тренером Ириной Александровной Винер-Усмановой Алина создавала программы повышенного уровня сложности. Вслед за ней практически все гимнастки начали усложнять свои программы и технический комитет ФИЖ был вынужден отразить это в своих требованиях. Так, в правилах соревнований 2001-2004 основной акцент был сделан на усложнение элементов всех структурных групп.

Успешное выступление российских спортсменок на всех мировых первенствах и Олимпийских играх свидетельствуют о том, что в России сложилась научно-обоснованная система подготовки высококвалифицированных гимнасток, которая обеспечивает удержание лидирующих позиций.

Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры нашей страны - Ирина Винер-Усманова (главный тренер сборной России по художественной гимнастике), Вера Штельбаумс, Ольга Буянова, Вера Шаталина, Наталья Горбулина, Валентина Иваницкая, Наталья Тишина и многие другие.

Популярность современной художественной гимнастики в мире очень высока. Стадионы и залы полны зрителей, которых привлекает уникальный характер этого вида спорта, сочетающего в себе танцевальное, акробатическое и цирковое искусство.

Однако, несмотря на всю выразительность и зрелищность, художественная гимнастика остаётся прежде всего спортом. И не просто спортом, а спортом высших достижений. Рекорды в художественной гимнастике - это максимальное проявление гибкости, координации, равновесия, вращательной подготовки, это также виртуозное владение предметом, творческое усложнение композиций, соответствие характеру, темпу и ритму выбранной музыки.

Художественная гимнастика доклад по физкультуре поможет Вам подготовиться к занятию.

«Художественная гимнастика» доклад

Художественная гимнастика является достаточно зрелищным видом спорта. Ее суть в выполнении танцевальных и гимнастических упражнений, которые выполняются с предметами (мяч, обруч, лента, скакалка, булавы) либо без них.

Сегодня художественная гимнастика признана олимпийским видом спорта. Гимнастки обладают растяжкой, гибкостью, высоким толчком, хорошей координацией и стройной фигурой. Все эти качества добиваются путем постоянных тренировок под контролем тренера.

Существует Международная федерация гимнастики, которая занимается разработкой правил, регламентов выступлений и объединяет множественные национальные федерации.

История возникновения художественной гимнастики

Художественная гимнастика является молодым видом спорта, она появилась благодаря Мариинскому театру: в 1913 году открыли Высшую школу художественного движения при Санкт-Петербургском институте им. П.Ф. Лесгафта. Преподаватели школы уже имели опыт по преподаванию ритмической, эстетической и танцевальной гимнастики. Объединив все стили в один, был дан толчок к появлению художественной гимнастики.

Первый чемпионат по художественной гимнастике прошел в Ленинграде в 1941 году. Когда началась Великая Отечественная война, то развитие спорта немного приостановилось. В 1945 году создали первую секцию художественной гимнастики, которую позже преобразовали в федерацию СССР.

В дальнейшем художественная гимнастика развивалась с бешеной скоростью, привлекая все больше желающих в свои ряды. Первый чемпионат прошел в 1948 году. Спустя год их стали проводить ежегодно. Потом был Кубок СССР (с 1965 года) и всесоюзные соревнования среди детей (с 1966 года). Вскоре художественные гимнасты стали выезжать с программами за пределы Советского Союза, и этот вид спорта получил признание Международной федерации гимнастики, получив статус официального.

Первая международная встреча произошла в Софии в 1960 году, участниками которой были Болгария - СССР - Чехословакия. В 1963 году прошли международные соревнования по художественной гимнастике в Будапеште – Кубок Европы. Спустя 4 года появился новый командный вид соревнования: групповые упражнения. В 1980 году художественную гимнастику включили в программу Олимпийских игр. Уже с 1984 году началась ее история.

Краткие правила художественной гимнастики

  • Выступления проходят либо с предметами, либо без. На международных соревнованиях выступления проходят обязательно с предметом.
  • Гимнастическая программа идет под фонограмму.
  • Каждое упражнение длится 75 – 90 секунд на ковре размером 13х13 м.
  • Выступления оцениваются по20-тибальной шкале.
  • Выступления оценивают 3 бригады судей. Две подгруппы оценивают трудность программы (технику), еще 4 судьи оценивают хореографию и артистизм. За ошибки снимаются очки. Также формальную сторону выступления оценивает судья-координатор.
  • Среди предметов, с которыми выступают гимнасты, выделяют: синтетические или пеньковые скакалки, синтетический или деревянный обруч, синтетический или резиновый мяч, каучуковая или пластиковая булава, атласная лента, палочка.

На сегодняшний день художественная гимнастика является самым престижным международным соревнованием, которое проводится раз в четыре года. Первый чемпионат, проводимый Европейским гимнастическим союзом, состоялся в 1978 году.

Художественная гимнастика. История.

Художественная гимнастика - сравнительно молодой вид спорта. Несмотря на это, художественная гимнастика завоевала миллионы поклонников во всем мире. Ее популярность сравнима, пожалуй, только с популярностью более «старого» футбола. Интересна история формирования художественной гимнастики.

Корни художественной гимнастики уходят в глубокую древность. Еще в Древнем Риме каноны женской красоты предписывали женщинам иметь плавную походку и умение свободно и грациозно танцевать. Поэтому создатели и законодатели художественной гимнастики поставили перед собой цель научить женщин красиво и раскрепощенно двигаться, уметь владеть своим телом.

У истоков формирования художественной гимнастики стоял французский педагог и физиолог Жорж Демини (1850-1917гг). Он доказал полезность и целесообразность упражнений на растягивания и расслабления мышц, применение танцевальных шагов, динамических движений и упражнений с предметами.

Большой вклад в разработку теории современной художественной гимнастики внес французский педагог Франсуа Дельсарт (1811-1871гг). Созданная им «Грамматика художественного жеста» применялась в физическом воспитании. Особенно ее использовали при массовых гимнастических выступлениях, в сопровождении музыки.

Принципы, разработанные Дельсартом, воплотились в искусстве известнейшей танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927гг). Ее танцевальные импровизации, свободная пластика движения - во многом прообраз современной художественной гимнастики.

Сам термин «художественная гимнастика» родился в 1934 году. На базе ленинградского института физической культуры им П.Ф Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами-преподавателями по художественной гимнастике стали Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак и Роза Варшавская. Именно они, первый педагогический состав школы, заслуженно считаются создателями и пионерами художественной гимнастики. В Высшей школе благодаря помощи признанных мастеров балета Мариинского театра родился новый, один из красивейших и изящных видов спорта – художественная гимнастика.


Силами педагогов и воспитанников школы в апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. После войны, в 1949 году, прошел первый чемпионат Советского Союза по художественной гимнастике.

Далее развитие художественной гимнастики происходит в ускоренном темпе. Появляются первые мастера спорта. В 1954 году советские спортсменки-«художницы» выезжают за границу, демонстрируя свое мастерство во многих странах.

В 1960 году в Софии проходит первый международный турнир по художественной гимнастике – встреча между спортсменками СССР и Болгарии.

Через три года в Будапеште стартовал первый чемпионат мира. Абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике стала москвичка Людмила Савинкова .

Первая чемпионка Европы - мастер спорта по художественной гимнастике, спортсменка из Омска Галима Шугурова . Стала абсолютной чемпионкой в 1978 году.

В 1984 году художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом спорта. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала гимнастка из Канады Лори Фланг . Основные её соперницы, гимнастки СССР и Болгарии, не принимали участие в этой Олимпиаде из-за политических разногласий в мировом спортивном сообществе.

После распада Советского Союза на спортивной олимпийской арене образовалось несколько сильнейших школ по художественной гимнастике. Это школы бывших союзных республик - Белоруссии, Украины и России. Лидирующие позиции в подготовке спортсменок по художественной гимнастике занимают также Франция, Германия и Испания. В последнее время силу набрала школа по художественной гимнастике Израиля.

В 1988 году на Олимпийских играх в Сеуле чемпионкой по художественной гимнастике стала гимнастка из Белоруссии Марина Лобач.

На Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году, победительницей стала украинка Александра Тимошенко.

На Играх в Атланте в 1996 году её успех повторила другая украинская спортсменка - Екатерина Серебрянская .

В 2000 году на Играх в Сиднее чемпионкой по художественной гимнастике впервые становится россиянка - Юлия Барсукова (воспитанница "МГФСО") .

На Олимпийских играх в Афинах, которые прошли в 2004 году, на пьедестал почета поднялась спортсменка "МГФСО" Алина Кабаева .

Успех российской школы художественной гимнастики закрепляется на двух последующих Олимпиадах - в Пекине (2008г) и в Лондоне (2012г). Здесь победительницей соревнований по художественной гимнастике стала Евгения Канаева (воспитанница "МГФСО") .

Главным тренером сборной России по художественной гимнастике является Ирина Винер-Усманова. Как тренер она подготовила ряд известнейших гимнасток, среди которых победительницы и призеры Олимпийских игр, чемпионки мира и Европы. С 2008 года Ирина Александровна - президент Всероссийской федерации по художественной гимнастике.

Таким образом, период с конца 90-х годов прошлого столетия, когда наши гимнастки стали выступать за национальную сборную России, а руководителем сборной страны по художественной гимнастике является Ирина Винер-Усманова, можно считать поистине «золотым».

Документальный фильм об истории художественной гимнатсики:

Художественная гимнастика - различные гимнастические упражнения (динамические и пластические), выполняемые под музыку. Для выполнения некоторых упражнений спортсменки используют различные предметы (ленту длиной около 6 метров, мяч диаметром 18-20 см, скакалку (цветную и без ручек), обруч диаметром 80-90 см и булавы, длина которых составляет 40-50 см).

На выполнение упражнения гимнастка затрачивает от 57 до 90 секунд, причем завершение выступления должно совпадать с окончанием музыки (если спортсменка использует снаряд - на финальной ноте она должна обязательно его коснуться). Оценивание проводится по 20-бальной шкале.

Первая Высшая школа художественной гимнастики появилась в России, в Ленинграде, при институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, в 1913 году. Как вид спорта упомянутая дисциплина сформировалась в середине прошлого века.

С 1984 года художественная гимнастика причислена к Олимпийским видам спорта, а с 1986 года как индивидуальные, так и групповые состязания входят в программу всех Олимпиад.

Спектр упражнений в художественной гимнастике достаточно обширен. Это действительно так. Ведь кроме упражнений без предметов (прыжки, волны, взмахи, равновесие и т.д.) и упражнений с предметами гимнастки исполняют элементы классических, народных, историко-бытовых и современных танцев, пантомимы, а также элементы основной гимнастики, акробатики, ритмики и упражнения из иных видов спорта.

Художественной гимнастикой занимаются только женщины. Ошибочное мнение. Параллельно с художественной развивается мужская ритмическая гимнастика. Зародился этот вид спорта в Японии, где в конце прошлого века большую популярность приобрели групповые упражнения мужчин-гимнастов, выполняемые под музыку. Из снарядов используются мужские булавы, скакалка и два маленьких обруча. В наши дни группы мальчиков-гимнастов появились во многих странах мира, в том числе в России (тренирует их специально приглашенный для этой цели тренер-японец).

Начать заниматься художественной гимнастикой можно в любом возрасте. Это не совсем так. Лучше всего начинать заниматься данным видом спорта с 4-6 лет, пока опорно-двигательный аппарат не утратил гибкости. Однако бывают и исключения. Например, шестикратная чемпионка мира Амина Зарипова пришла в художественную гимнастику в возрасте 11 лет, но это не помешало ей добиться побед на многих состязаниях.

Художественная гимнастика - одно из ответвлений спортивной гимнастики. Ошибочное мнение. В школе художественного движения (так именовалась первая школа художественной гимнастики, открытая в 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта) работали талантливые преподаватели ритмической гимнастики (Эмиль Жак дель-Кроз), танцевальной гимнастики (Жорж Демини), эстетической гимнастики (Франсуа Дельсарт) и свободного танца (Айседора Дункан). Именно в результате слияния этих направлений возник вид спорта, известный в наши дни под названием "художественная гимнастика".

Соревнования по художественной гимнастике проводятся с 60-х годов прошлого века. Да, первая официальная международная встреча проходила в 1960 году в Софии. В декабре 1963 года в Будапеште были проведены первые международные соревнования по данному виду спорта, названные вначале Кубком Европы, но, во время подведения итогов, переименованные в чемпионат мира (поскольку выяснилось, что в состязаниях принимали участие не только спортсменки из стран Европы). Однако состязания по художественной гимнастике проводились и ранее - вначале только в Ленинграде (в апреле 1941 года), позже - на территории всего Советского Союза. С 1949 года ежегодно проводились чемпионаты СССР, а с 1965 спортсменки состязались за Кубок СССР.

В наши дни чемпионаты мира и Европы по художественной гимнастике проводятся ежегодно. Такое положение вещей имеет место с 1992 года. Ранее чемпионаты мира проводились по нечетным годам, т.е. раз в 2 года (с 1963 по 1991 г.), а чемпионаты Европы - по четным годам, также раз в 2 года (с 1978 по 1992 г.).

Решение о включении художественной гимнастики в число олимпийских видов спорта было принято в 1984 году. Олимпийская история данного вида спорта действительно начинается с 1984 года, когда на XXIII Олимпийских играх в Лос-Анджелесе (США) был разыгран один комплект медалей в индивидуальном многоборье. Однако решение о причислении художественной гимнастики к олимпийским видам спорта было принято на конгрессе МОК после завершения Олимпиады в Москве, в 1980 году.

В конце прошлого века сильнейшими гимнастками были канадки - ведь именно спортсменка из этой страны завоевала золотую медаль на Олимпиаде 1984 года. Нет, в то время наилучшие результаты демонстрировали спортсменки СССР и Болгарии (причем почти все время, исключая период с 1973 по 1977 г. первенство удерживала Болгария). Но из-за того, что московская Олимпиада бойкотировалась некоторыми капиталистическими странами, многие социалистические страны не прислали своих представителей на Олимпийские игры 1984 года, которые проводились в США. Вследствие этого за олимпийские медали состязались спортсменки, демонстрировавшие на других соревнованиях отнюдь не лучшие результаты. Например, обладательница золотой медали канадка Лори Фанг на чемпионате мира в 1985 году заняла всего лишь 9 место.

Система оценивания выступлений гимнасток менялась несколько раз. Это действительно так. Изменение технического регламента было призвано подчеркнуть технические элементы и свести к минимуму возможность субъективности выставления оценок. Вплоть до 2001 года выступления спортсменок оценивались по 10-бальной шкале, в 2003 году была введена 30-бальная шкала, замененная в 2005 году на 20-бальную.

Гимнастки не принимают допинги - ведь им нельзя увеличивать мышечную массу. Да, наращивать мышцы для занятий этим видом спорта не нужно. Но допинг-контроль спортсменки все же проходят. Дело в том, что для того, чтобы быстро похудеть перед соревнованиями, гимнастки часто принимают мочегонные средства (диуретики), считающиеся допингом и запрещенные антидопинговым комитетом.

Занятия с юными гимнастками начинаются с растяжек, чаще всего очень жестких и болезненных. Растяжки действительно имеют место, но, во-первых, каждый тренер определяет уровень гибкости маленькой спортсменки и рекомендует те или иные упражнения для улучшения растяжки. Во-вторых, работу с юными гимнастками с жестких болезненных растяжек никогда не начинают - увеличение гибкости происходит постепенно. Однако с самого начала следует готовить ребенка к тому, что на тренировках придется прикладывать некоторые усилия, без которых серьезные достижения в данном виде спорта (как и в любом другом) попросту невозможны.

Лучше всего отдавать ребенка в серьезную школу художественной гимнастики, тренеры которой подготовили немало чемпионок в этом виде спорта. Многое зависит от поставленной цели. Если родители мечтают о спортивной карьере для своего ребенка и уверены в способностях будущей гимнастки (без наличия которых даже с самым опытным тренером сложно добиться выдающихся результатов), действительно, следует отдать предпочтение серьезной школе с опытными тренерами. А заодно приготовиться к тому, что для достижения поставленной цели понадобится длительная кропотливая работа тренера, родителей и, конечно, самой юной спортсменки. Если же во главу угла ставится только развитие пластичности, координации движений, гибкости, обретение красивой осанки, а стремление к победе отодвигается на второй план - подойдет любая секция, например, при районном дворце культуры и спорта, где и требования, и нагрузки, и оплата меньше.

Если юная гимнастка обучается в непрестижной секции художественной гимнастики - у нее нет шансов попасть в большой спорт. Ошибочное мнение. Если юная спортсменка продемонстрирует на соревнованиях хорошие результаты, на нее могут обратить внимание тренеры из серьезных школ художественной гимнастики или училищ, готовящих будущих олимпийских чемпионок.

Снаряды и экипировка для занятий художественной гимнастикой стоят немалых денег. Да, если речь идет о купальниках для выступлений, расшитых стразами, и качественных мячах, булавах, лентах, обручах и т.д. Однако на первых порах приобретать вышеуказанные вещи совсем не обязательно. Достаточно купить обычный удобный купальник и чешки, а снаряды школа художественной гимнастики чаще всего предоставляет свои.

В секции художественной гимнастики можно развить гибкость и пластичность, а также выработать красивую осанку. Это действительно так. Кроме того, юные спортсменки развивают чувство ритма, координацию движений, что легко позволяет им, к примеру, перейти к занятиям танцами. Во время занятий и особенно выступлений в художественной гимнастике (как и во всех зрелищных видах спорта) девочки учатся преподносить себя в наиболее выгодном свете, отрабатывая уверенные и красивые жесты, позы и мимику. Эти навыки необходимы каждой женщине и не только на соревнованиях, но и в повседневной жизни.

Наиболее перспективен национальный вариант художественной гимнастики. Нет, по мнению тренеров для того, чтобы добиваться больших успехов на соревнованиях, следует не только развивать национальные черты данного вида спорта, но и учиться у соперников, обогащая выступления различными новыми элементами и техниками. Кроме того, для более глубокого обмена опытом серьезные школы художественной гимнастики порой приглашают тренеров из других стран. Например, в Россию приезжали тренеры из Болгарии (обучавшие гимнасток некоторым особенностям работы с предметами) и Японии, а русские тренеры вели занятия в Англии, США и т.д.

Гимнастки стараются быть как можно стройнее и изящнее, питаются всегда недостаточно. Потому голодные обмороки в этом виде спорта - не редкость. Да, стройность и изящество фигуры в этом виде спорта чрезвычайно важны. Но о недостаточности питания не может быть и речи - ведь график тренировок спортсменок довольно напряженный, при таком уровне физической активности чересчур умеренный рацион может навредить организму. Потому для гимнасток (как и для всех спортсменов) разработана диета, позволяющая удерживать массу тела в пределах нормы и легко переносить большие физические нагрузки на тренировках и выступлениях.

Даже в повседневной жизни гимнасткам приходится соблюдать целый ряд ограничений и запретов. Да, некоторые запреты действительно имеют место. Например, нельзя ходить на высоких каблуках, находиться слишком близко к кондиционеру, сразу после посещения бассейна выходить на улицу и т.д. Эти ограничения продиктованы исключительно заботой о здоровье и спортивной карьере юных гимнасток - ведь если спортсменка простудится или подвернет ногу, она не сможет посещать тренировки, а уж о выступлениях не может быть и речи.

При большой интенсивности тренировок у гимнасток попросту не остается времени на личную жизнь. Да и тренеры против того, чтобы время и мысли спортсменок было занято чем-либо, не имеющим отношения к спорту. Ошибочное мнение. Тренеры стараются предоставить своим подопечным возможность посещать театры, кинозалы, различные вечера и т.д. Да и против влюбленности ничего не имеют - ведь взаимные чувства делают девушек более эмоциональными, открытыми, яркими.

Чем чаще и продолжительнее тренировки - тем выше результаты. По мнению специалистов, наилучших результатов можно добиться, если юная гимнастка будет посещать тренировки 3 раза в неделю. Продолжительность занятий варьируется с учетом возрастной категории: дети дошкольного возраста занимаются не дольше 45 минут, школьники - 1,5 часа. Максимально допустимые нагрузки - занятия по 1,5 часа 5 раз в неделю.

На соревнованиях гимнастки выполняют упражнения как с предметами, так и без оных. Да, если речь идет о состязаниях на первенство области или страны. Однако на соревнованиях мирового класса в последнее время выступления без предметов не предусмотрены.

Если вам необходимо знать точную дату и место официального возникновения художественной гимнастики то это 3 сентября 1934 года, когда в Ленинграде Институт физической культуры имени Лесгафта открыл Высшую школу художественного движения. Но подоплёки данного события возникли несколько раньше.

Занятие в Высшей школе художественного движения 1935 год.

Почти за век до этого, в 1839 году, в центре мира того времени — Париже, состоялось открытие курсов сценической выразительности Франсуа Дельсарта. Этот педагог дал словесное описание и классифицировал движения актрисы (танцовщицы), с помощью которых она выражает различные эмоции. Так, например, для рук было определено 243 разновидности движения, каждое что-либо обозначающее. По его мнению, выразительный танец обязательно:

  1. Задействует как можно больше суставов человеческого тела, а движения вытекают одно из другого, таким образом, «рассказывая историю» героя танца;
  2. Содержит понятную зрителю связь, между переживанием человека на сцене и его телодвижениями;
  3. Насыщен противопоставленными движениями. Сейчас это называют разноименным положением рук и ног.

Несколькими десятилетиями спустя Жорж Демени стал преподавать искусство танцевальной гимнастики во Франции. Его вклад заключается в научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой физического воспитания:

  1. При изучении упражнений нужно начинать с более простых и постепенно переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
  2. Движения физических упражнений должны быть плавными и естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;
  3. Также, стоит исключить статические упражнения и больше практиковать динамические;
  4. Динамические упражнения должны выполнятся с полной амплитудой;
  5. Мышцы, которые ну участвуют в упражнении должны быть расслаблены.

Тренировки для девушек проходили под музыку из классических произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и венками - прототипами современных снарядов художественной гимнастики.

На многие танцевальные направления, в том числе и на художественную гимнастику, повлияло появление свободного танца американской артистки Айседоры Дункан. Её главный посыл заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу импровизации, произвольных (но красивых) движений, заимствовании пластики, форм и нарядов античного танца. Артист сначала должен услышать музыку, а потом выразить её телом. В художественной гимнастике закрепились базовые элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса. Впоследствии Дункан приехала в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год).

В 1905 году в Женеве под влиянием нового направления Айседоры Дункан, появились курсы ритмической гимнастики (ритмики) под руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в Петербурге

В 1913 году (Александра Семенова-Найпак, Елена Горлова, Роза Варшавская и Анастасия Невинская) стали педагогами в Высшей школе художественного движения в Санкт-Петербурге. С 1917 года при заводах, производствах и техникумах активно формируются группы женской гимнастики.

Вербова Зинаида в окружении своих воспитанниц. 1923 год.

Через 4 года были выпущены первые(Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева) . На следующий год, в 1939 их силами были организованны первые соревнования по художественной гимнастике. Участники (студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель"). Апрель 1941-ого стал месяцем проведения первого чемпионата Ленинграда по художественной гимнастике, а в июне началась Великой Отечественной войны.

В военное время развитие спорта в СССР остановилось, многие преподаватели и студенты ушли на фронт, не все вернулись. Однако уже в 1947 году в Таллине был проведён конкурс по художественной гимнастике, на котором участницы показывали вольные выступления. На следующий год в Тбилиси был проведён конкурс гимнасток по обязательным упражнениям без предмета с элементами акробатики. Победители определялись по командному зачёту без проведения личного первенства. Личное первенство стало выделяться на чемпионате СССР 1949 года в Киеве, его выиграла Л. Денисова. В это время идёт активное формирование и развитие программы выступления, утверждение правил соревнований, введение Единой классификации по которой для присвоения каждого гимнастического разряда нужно было выполнить программу состоящую из упражнений без предмета, с предметом, выбранным по жребию, акробатических элементов и гимнастического прыжка.

Классификация постоянно изменялась, но уже в 1954 году появились первые мастера спорта по художественной гимнастике в мире. С этого момента советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями, первоначально в ФРГ, Югославию, Бельгию, Чехословакию и Францию. Этот вид спорта начинает активно набирать популярность за границей, и в 1960 году проходят первые международные соревнования по художественной гимнастике среди команд Чехословакии, Болгарии и СССР в городе София.

Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия Назмутдинова из г. Свердловск на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.

Через 3 года из Всесоюзной секции художественной гимнастики была образована Федерация художественной гимнастики СССР. Тогда же, прошёл первый Кубок Европы, победительницей которого стала Людмила Савинкова. По завершению турнира выяснилось, что участие принимали не только европейские страны, что позволило считать эти соревнования первым чемпионатом мира по художественной гимнастике. Вплоть до 1991 года чемпионаты мира стали проводится раз в 2 года, с 1992 он стал ежегодным.

Со временем самый эстетичный спорт развивается, правила совершенствуются и в 1967 году в Копенгагене прошёл первый чемпионат мира, на котором учитывались групповые упражнения. В 1978 г. учреждается регулярный чемпионат Европы по художественной гимнастике, сначала проходящий, как и чемпионат мира, раз в два года, а с 1992 — ежегодный.

После московской олимпиады 1980 года Международный олимпийский комитет включает художественную гимнастику в программу следующих Олимпийских игр. Таким образом, в 1984 году в Лос-Анжелесе прошли первые олимпийские соревнования по художественной гимнастике, но только по индивидуальным упражнениям. С 1996 года, с Олимпийских игр в Атланте, в программу соревнований был включён и групповой зачёт.

Отдельного упоминания заслуживает Кубок мира по художественной гимнастике, проходивший в Токио в 1985 году. Тогда впервые в истории выступила мужская команда в этом виде спорта. Западным гостям этот перфоманс не особо пришёлся по вкусу, а вот японский зритель был в восторге. Вскоре был учреждён отдельный чемпионат по мужской гимнастике, на котором россияне появились только в 2005 году, завоевав сразу 5 медалей.

Хоть художественная гимнастика и считается исключительно женским спортом, у её истоков стояли мужчины: Далькроза, Демени и Дальсарт. Их взгляды на искусство танца нашли большую популярность в России, что не удивительно: Россия всегда славилась сильной школой классического танца и балета и красивыми женщинами. Советский Союз активно поддерживал художественную гимнастику как внутри страны, так и на международном уровне. Результатом стало включению этого спорта в программу Олимпиады. Теперь мы можем гордиться, что художественная гимнастика это единственный вид спорта, который Россия подарила Олимпийским играм и до сих пор удерживает в нём абсолютное лидерство.