История избранного вида спорта в олимпийском движении. История зарождения олимпийского движения. Список использованной литературы

§ 9. Зарождение олимпийского движения современности

Для того чтобы олимпийская идея овладела умами современников Пьера де Кубертена, необходимы были усилия многих ученых, педагогов, философов, об­щественных и государственных деятелей на протяжении предыдущих пяти веков. Как известно, политические и природные катаклизмы более чем на тыся­челетие обрекли древнюю Олимпию и Олимпийские игры на небытие.

И только лишь в середине XV в. итальянский деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405-1475) в одной из своих политических дискуссионных работ возвращает понятие «Олимпийские игры» в сознание масс.

Итальянский врач Иероним Меркуриалис (1530-1606) в своем шести том­ном труде «Об искусстве гимнастики» первые три книги посвящает истории древнегреческой гимнастики, в том числе и истории древнегреческой агони-стики. Петрус Фабер в работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 г., тоже вспоминает о древнегреческих олимпиадах.

Иоаханнес Аквилл, юрист из Бадена, уже в 1516 г. организовал показатель­ные «олимпийские выступления». Английский драматург Томас Кид в сво­ей работе в театре также обращался к идеям и сценам Олимпийских игр Древ­ней Греции.

Королевский прокурор Роберт Довер (1575-1652) при поддержке короля Англии Якова I организовал в 1604 г. соревнования, назвав их Олимпийскими играми. Многоуровневые соревнования проводились в течение нескольких лет на Троицу как дань традициям английского народа. В них участвовали все желающие вне зависимости от пола и сословной принадлежности. Состязания проводились по атлетике, борьбе, конному спорту, охоте и завершались жаре­ньем быка и танцами. Даже после смерти Роберта Довера Игры продолжались, пока пуритане не прекратили их.

Англичанин Джилберт Вест (1703-1756) написал докторскую диссерта­цию по истории древнегреческих Олимпиад. В послесловии к ней он высказы­вал пожелание о возрождении Олимпийских игр. Идеи олимпизма развивали в своих трудах и Жан Жак Руссо, и Фридрих Шиллер (1759-1805).

Немецкий ученый Иоганн Генрих Краузе наиболее глубоко изучил физиче­скую культуру древних греков. На рубеже 30-40-х годов XIX в. он написал двухтомное сочинение об общеэллинских играх. Первый том посвящен возник­новению, истории и развитию Игр в Олимпии, второй том - Пифийским, Немейским и Истмийским играм. Работы, изданные позднее в Европе, опира­лись в основном на произведение Краузе.

Интерес к истории Греции подтолкнул многих археологов к организации рас­копок, принесших целый ряд новых открытий.

Долгое время археологи не могли определить место древней Олимпии. Пер­вый, кому удалось это сделать в 1766 г.,- оксфордский археолог Ричард Чандлер (1738-1810). В случайном разговоре с одним турецким агой он услышал о том, что «рядом с селением Мирака есть много развалин храмов, а в его окрестно­стях можно найти и скульптуры, изображающие борцов».

В конце 20-х годов XIX в. французская военная экспедиция положила нача­ло раскопкам Олимпии. Были найдены остатки нескольких зданий, а также некоторые предметы, представлявшие художественную ценность. Их отправ­ка в Париж вызвала недовольство греческих патриотов, которые выступили против продолжения раскопок, поэтому экспедицию пришлось свернуть.

Впоследствии попытки отдельных частных лиц давали лишь единичные, ограниченные результаты. Тем не менее это все больше подогревало интерес научной общественности к истории древней Олимпии.

Наиболее результативной была работа немецкой археологической экспеди­ции во главе с Эрнстом Курциусом (1814-1896). Еще будучи студентом, он меч­тал осуществить раскопки Олимпии. Об этом свидетельствует один из фраг­ментов его доклада в университете, с которым он выступил в 1852 г.: «То, что лежит там в темной глубине, - жизнь из нашей жизни, и даже если у бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо пере­нести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культу­ры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя ис­кусства и радость состязаний, превосходящие любые жизненные силы».

Раскопки начались в 1875 г. после длительных переговоров с греками и приготовлений и продолжались семь лет. Все это время общественность по­дробно информировалась о результатах находок и открытий. Был создан музей, в котором экспонировались найденные археологами произведения искусства, построены гостиницы, проложена железная дорога, что позволило Олимпии стать популярным местом для туристов. Курциус написал подробное пяти том­ное произведение «История Древней Греции», в котором останавливается и на истории древнегреческой агонистики («ратоборства»).

Под влиянием успехов археологов идея Олимпийских игр все больше овла­девает умами деятелей физической культуры. В Швеции ученик Пера Линга Густав Шаратау в 1834 г. организовал в курортном местечке Рамлёс недалеко от Xельсинборга состязания, назвав их «Олимпийские игры». В них участвова­ли жители близлежащих селений. В программу входили показательные высту­пления гимнастов, конные состязания, народные упражнения и развлечения, а также дисциплины из программы древнегреческих Олимпийских игр. Пов­торно состязания были организованы через два года, в 1836 г.

Спустя восемь лет, уже в Монреале, организуются соревнования под назва­нием «Олимпийские игры».

В самой Греции также предпринимаются попытки по возрождению антич­ных Игр. Вначале жители деревни Летрино, расположенной недалеко от Олим­пии, пытались в честь освобождения своей родины от турецкого ига проводить раз в четыре года начиная с 1838 г. Олимпийские игры. Первая попытка была осуществлена в форме народного празднества. Дальнейшая их судьба неиз­вестна.

В 1858 г. специальным Королевским олимпийским указом была предпри­нята попытка возродить Олимпийские игры в масштабе всей Греции с целью укрепления национального самосознания греков. Для этого в Афинах восста­новили античный стадион, построили специальное здание - Заппеион, предназначавшееся для проведения поэтических и музыкальных выступлений. И в следующем году (1859) соревнования были проведены. В них приняли уча­стие греки из Малой Азии, Александрии и с Кипра. Программа Игр состояла из беговых дисциплин, прыжков в длину и через препятствия, прыжков с шестом, метания диска в высоту и длину, метания копья, верховой езды, состязаний на колесницах, запряженных лошадьми, гребли, плавания, лазанья и соревнова­ний по удержанию равновесия. Празднества патронировал король Отто I, ко­торый вручал победителям награды: оливковые ветви и денежные вознаграж­дения. Одновременно проводилась выставка произведений изобразительного искусства и изделий народных промыслов.

Вторая попытка провести подобные соревнования в 1863 г. не осуществи­лась в связи со смертью короля и внешнеполитической напряженностью, воз­никшей из-за проблемы престолонаследия. После этого Игры организовыва­лись еще в 1870, 1875, 1888 и 1889 годах, однако они носили случайный, несистематический характер и потому не получили дальнейшего развития.

В некоторых европейских странах (Швеции, Англии) создаются олимпий­ские ассоциации и общества. Олимпийская идея все больше и больше пробива­ла себе дорогу.

Заслуга в становлении олимпийского движения современности принадле­жит прежде всего талантливому французскому общественному деятелю и ор­ганизатору, Пьеру Фреди, барону де Кубертену . Он родился в Париже в 1863 г. в богатой дворянской семье. Образование получил в офицерской школе, но ее не закончил, оставил, чтобы продолжить обучение в Сорбоннском универси­тете. Кубертен увлекался историей, философией и современной политикой. В то же время его занимали педагогиче­ские проблемы воспитания молодежи, в основном физического. Обществен­но-политическая ситуация во Франции была такова, что требовалось улучшать физическую подготовку французской молодежи.

В 1880 г. группа либералов-республи­канцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном для этих целей учреждает Национальную лигу физического воспитания. Лига ставила перед собой задачу охватить все население Франции спор­тивным движением, прежде всего, школь­ную систему. Изучив методы шведской, немецкой, французской гимнастик, Кубертен пришел к выводу, что развитие физического воспитания во Франции должно идти не путем военизиро-ванной физической подготовки, а с использованием английского опыта, включавшего в себя как игровую, так и спортивную деятель­ность.

С целью более глубокого ознакомления с опытом английской спортивной жизни П. Кубертен принимает решение в 1883 г. посетить Англию. Там, в Ии­сус-колледже вблизи Виндзора, он непосредственно познакомился с разнооб­разными спортивными увлечениями студентов. Стремясь перестроить систе­му физического воспитания во Франции по английскому образцу, П. Кубертен в 1887 г. создает для этих целей Комитет по пропаганде физического воспита­ния, ведущую роль в котором отводят министру просвещения Франции Жюлю Симону. Последний с большим энтузиазмом относился к физической культу­ре. Комитет проводил большую пропагандистскую работу по внедрению спор­тивной деятельности в систему физического воспитания во Франции, зани­мался перепиской с французскими и зарубежными учебными заведениями, общественными организациями.

П. Кубертен приходит к выводу, что главным препятствием на пути органи­зации спорта являются замкнутость отдельных сфер физической культуры, на­циональные предрассудки. В 1888 г. он выступает одним из организаторов Союза французских атлетических обществ. Цель, которую ставил перед собой Союз, - объединить все спортивные организации Франции, преодолеть суще­ствующие между ними отчуждение и противоречия.

По инициативе П. Кубертена в 1889 г. в рамках международной выставки в Париже проводится конгресс по физической культуре. На его заседаниях об­суждаются вопросы развития физической культуры в разных странах. В этом же году Кубертен на средства французского министерства образования посещает США с целью изучения американской системы физического воспита­ния. В Париже под его редакцией стал издаваться специальный журнал «Ревю-Атлетик», в котором освещались вопросы физического воспитания.

Большое влияние на формирование взглядов молодого Кубертена оказала его поездка в Грецию, где он посетил и Олимпию. Она его поразила. Позже он говорил об этом: «Ничто в древней истории не произвело на меня большего впе­чатления, чем Олимпия. Это город мечты, созданный людьми для практиче­ских целей, а затем освященный и возвеличенный благодаря понятию "роди­на"». После возвращения из Греции идея возрождения Олимпийских игр полностью овладела умом Кубертена.

Впервые с предложением о возрождении Олимпийских игр Пьер де Кубер-тен публично выступил 25 ноября 1892 г. в университете Сорбонна на торже­ственном заседании, посвященном пятилетней годовщине создания Француз­ского легкоатлетического союза. Как генеральный секретарь Союза, он сделал доклад «Олимпийский ренессанс», в заключении которого сказал: «Давайте пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим на­чало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообраще­ние старой Европы вольется идея мира. Это позволит мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преоб­разованных в соответствии с требованиями современности».

Весной 1893 г. П. Кубертен с помощью секретарей английского и американ­ского атлетических союзов (Ч. Герберта и У. М. Слоана) создает комитет по под­готовке к созыву учредительного конгресса. П. Кубертен проводит много­численные переговоры с общественными и государственными деятелями различных стран, рассказывает им о целях и задачах предстоящего конгресса, обращается за помощью к представителям дипломатических миссий, аккреди­тованных в Париже, ведет переписку с известными людьми, занимающимися проблемами физической культуры в своих странах.

Большая организационная работа дала свои плоды. 16 июня 1894 г. в Пари­же в университете Сорбонна открылся международный конгресс. В нем приня­ли участие 72 делегата от 39 спортивных обществ разных стран - Франции, Ве­ликобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Греции и Нидерландов. Такие удаленные страны, как Австралия и Япония, прислали письменное подтверждение о поддержке идей конгресса. Работа конгресса ши­роко освещалась во французской печати и газетах других стран мира. В официальных приглашениях этот форум назывался «Конгрессом по возрож­дению Олимпийских игр».

Конгресс открылся торжественным заседанием в старинном здании Сор­бонны в присутствии почти 2 тыс. человек. С докладом выступил известный французский исследователь античности Теодор Райнах. Xор парижской госу­дарственной оперы исполнил найденный при раскопках в Дельфах француз­ской археологической экспедицией древний гимн богу Аполлону.

В ходе конгресса проводились торжественные встречи и приемы. Союз французских атлетических обществ устроил состязания велосипедистов, а также чемпионат по игре в мяч «лонж-пом». Общество любителей парусного спорта организовало для участников конгресса прогулку на лодках по Марне.

Работа конгресса проходила в двух секциях. В первой обсуждались пробле­мы любительского и профессионального спорта. Решение гласило, что любите­лем мог считаться тот спортсмен, который «не состязался за получение какой-либо награды или денежной суммы, не соревновался с профессионалом и ни­когда не был платным учителем физкультуры».

Во второй секции было принято главное постановление конгресса - о воз­рождении Олимпийских игр. В основном документе - Xартии - излагались цели, принципы и программа будущих Олимпийских игр. Xартия гласила:

1. В интересах морали Международного конгресса отдельные страны счита­ют необходимым возродить на международной основе Олимпийские игры в со­временной форме, но с соблюдением древних традиций.

2. К участию в Играх следует приглашать спортивные объединения всех стран. Каждая страна может быть представлена только своими гражданами. Перед Олимпийскими играми, которые будут праздноваться каждые четыре года, отдельные страны должны проводить отборочные и предварительные со­ревнования с тем, чтобы их представляли только лучшие спортсмены.

3. В программу международных Олимпийских игр будут включены следую­щие виды спорта:

а) собственно атлетические: бег, прыжки, метание диска, тяжелая атлетика;

б) водные виды спорта: парусный спорт, гребля, плавание;

в) конькобежный спорт, фехтование, борьба, бокс, конный спорт, спортивная стрельба, гимнастика, велоспорт.

4. За исключением фехтования во всех других видах спорта в олимпийских соревнованиях могут участвовать только любители. Те, для кого спорт являет­ся профессией, не могут принимать участия в состязаниях.

5. Комитет, отвечающий за организацию Олимпийских игр, имеет право не допускать к участию в соревнованиях тех, кто когда-либо выступал против олимпийской идеи или против идеи современных Олимпийских игр.

6. Для легкоатлетов необходимо организовать главное соревнование под названием «пятиборье».

П. Кубертен предложил провести первые Олимпий­ские игры современности в 1900 г. в Париже, знаменуя этим начало нового XX века. Делегаты конгресса гото­вы были поддержать это предложение, но слово попро­сил представитель Греции, известный поэт и перевод­чик Деметриос Викелас. Он призвал конгресс не ждать целых шесть лет и провести первые Олимпийские игры в 1896 г. «Пусть Париж станет ареной Игр в 1900 г., - за­явил он. - Но разве земля эллинов, колыбель античных Олимпиад, не заслуживает права провести Олимпий­ские игры за четыре года до этого?» Таким образом, было решено провести первые Олимпийские игры со­временности в 1896 г. в Афинах (Греция).

Для их подготовки был создан Международный олимпийский комитет (МОК) со штабом в Париже из представителей четырнадцати государств. Первым президентом МОК избрали Деметриоса Викеласа , учитывая то, что он представлял страну, где будут проводиться первые игры, и с надеждой, что эта почетная должность поможет ему успешно провести подготови­тельные работы в самой Греции. Пьера Кубертена из­брали генеральным секретарем МОК.

Членами МОК были избраны также: Э. Калло (Франция), генерал А.Д. Бутовский (Россия), генерал В. Бальк (Швеция), профессор У.М. Слоан (США), лорд Амптхилл (Великобритания), Ч. Герберт (Вели­кобритания), Ференц Кемень (Венгрия), И. Гут-Яр-ковский (Богемия), X.Б. Субиар (Аргентина), Л.А. Кафф (Новая Зеландия), граф Луккези Палли (Италия). В 1895 г. в состав МОК ввели В. Гебхардта (Германия), хотя он и не принимал участия в Париж­ском конгрессе.

Общественность Греции с большим воодушевлени­ем восприняла весть о проведении первых Олимпий­ских игр современности в Афинах. Однако греческое правительство в связи с затруднительным финансовым положением отнеслось к идее проведения Игр достаточно прохладно и не высказало желания помочь организаторам игр. Выдвигалась идея провести первые Игры в Будапеште.

И только благодаря большим дипломатическим усилиям Пьера де Кубертена удалось убедить вначале наследного принца Константина, а через него и грече­ского короля в возможности проведения игр в Афинах.

К подготовке спортивных сооружений были привлечены средства богатых греков, живших за пределами родины, а также пожертвования простых грече­ских граждан. Проведение игр стало вопросом национальной чести. Ускорен­ными темпами было построено несколько спортивных объектов. В начале апреля 1896 г. все подготовительные работы были завершены.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ Олимпийские игры - это праздник мира, дружбы и взаимопонимания молодежи разных стран и континентов, это музыка, танцы и песни, это красочность и многоцветье толпы. Олимпийские игры. " За этими словами полная драматизма борьба на беговых дорожках и зеленых полях стадионов, в спортивных залах и на водной глади бассейнов, «взрыв» спортивных достижений, как в зеркале отражающих прогресс человечества. Олимпийские игры - именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает, что нет предела человеческим возможностям, нет предела совершенству. На каждых Играх реально воплощается олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее!»

3 слайд

Описание слайда:

Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых празднеств в Древней Греции. у древних греков была традиция: имена олимпийских чемпионов они высекали на мраморных колоннах, установленных вдоль берега реки Алфей. Благодаря этому стали известны дата первых олимпийских игр древности (776г. до н.э.) и имя первого победителя. Его звали Корэб, он был поваром из Элиды.

4 слайд

Описание слайда:

На протяжении двенадцати веков каждые четыре года спортсмены собирались на олимпийские игры. В 394 г. римский император Феодосий I провозгласил христианство официальной религией и, объявив олимпийские игры главным источником язычества, запретил их.

5 слайд

Описание слайда:

Лишь в самом конце XIX века французское правительство поручило Пьеру де Кубертэну претворить в жизнь идею о возрождении олимпийских игр.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Древняя Греция Традиции современных Олимпийских игр были заложены еще в Древней Греции. Об их зарождении рассказывают легенды и мифы Древней Греции, предлагающие нам разные версии. По одной из них, Игры основал бог Зевс. Победив своего злого отца Крона, он стал властелином мира и в честь этого устроил в Олимпии празд­ник, в программе которого были соревнования по бегу.

8 слайд

Описание слайда:

Согласно другой легенде, греческий герой Пелопс полюбил красавицу Гиподамию - дочь царя Эномая. Победив хитростью царя, убивавшего всех женихов своей дочери, Пелопс взял Гиподамию в жены, завладел всем царством Эномая и по этому пово­ду устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года. Пелопс увозит Гипподамию.

9 слайд

Описание слайда:

Есть и еще одна легенда. Шестым из двенадцати подвигов великого героя Геракла стала чистка авгиевых конюшен - скотного двора Авгия - царя Элиды. Геракл вычистил конюшни, однако царь Авгий не дал обещанной награды. Тогда обиженный Геракл собрал большую армию и расправился с Авгием. В честь этой по беды он принес жертвы олимпийским богам и основал Олимпий­ские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года в Олимпии. Это были уже вторые игры, основанные Гераклом. Пер­выми были немейские игры - в честь победы над немейским львом.

10 слайд

Описание слайда:

Историки склоняются к тому, что основателем Олимпийских игр был Ифит - реальная историческая личность, царь Элиды, (небольшого греческого государства, на территории которого на­ходился религиозный центр Олимпия и два крупных города ­Элис и Писа). По легендам, Ифит, получив от Дельфийского ора­кула совет, основать для укрепления мира Игры, угодные богам, договорился с царем Спарты Ликургом и другими соседями о не­зависимости Элиды. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в 884 г. до н.э. в Олимпии большой праздник, который и решил повторять раз в четыре года (олимпиада в переводе с греческого означает «период, равный четырем годам»).

11 слайд

Описание слайда:

Первые игры в Олимпии прошли в 884 г. до н. э. это были соревнования в беге на 1 стадий (1 стадий = 192 м). Стадий - спе­циальная мера длины, равная шестистам ступням жреца Зевса. Длина стадия отмерялась разными жрецами и поэтому была при­нята разной в разных городах Греции. Легенда рассказывает, что в Олимпии стадий отмерял сам Геракл. Один олимпийский стадий равнялся 192 м 27 см. Именно от слова «стадий» И произошло название «стадион». Игры родились из религиозного ритуала - с давних времен на празднествах в честь бога Зевса люди состяза­лись в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре. Роль судьи выполнял жрец, который, подготовив жертву богам, вручал победителю забега факел для зажигания жертвенного огня. В играх тогда участвовали только жители Элиды, а состязания в основном сводились к религиозной церемонии. До нас не дошли имена победителей самых ранних игр.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Олимпийские игры и в древности были важнейшим событием. На это время в Греции объявлялось перемирие для всех воюющих армий. Оно продолжалось три месяца и защищало участников Игр не только в процесс е соревнований, но и при подготовке к ним. Олимпийский праздник включал религиозные церемонии, спор­тивные состязания, конкурсы искусств, выступления поэтов и философов. Программа Игр постоянно расширялась.

14 слайд

Описание слайда:

Виды состязаний и даты их появления на Играх № п/п Вид состязания Дата включения состязания в программу Игры (г. до н.э.) 1 Бег на 1 стадий () 776 2 Бег на 2 стадия () 724 3 Беговое двоеборье 720 4 Пятиборье 708 5 Борьба 708 6 Кулачный бой 688 7 Гонки колесниц (4 лошади) 680 8 Панкратион 648 9 Скачки 648 10 Бег для юношей 628 11 Борьба для юношей 628 12 Пятиборье для юношей 628 13 Кулачный бой для юношей 616 14 Бег в доспехах 525 15 Гонки повозок с мулами 500 16 Скачки на лошадях 496 17 Гонки колесниц (две лошади) 408 18 Соревнования герольдов 396 19 Соревнования трубачей 396 20 Гонки колесниц (четыре молодые лошади) 384 21 Гонки колесниц (две молодые лошади) 268 22 Скачки на молодых лошадях 256 23 Панкратион для юношей 200

15 слайд

Описание слайда:

Интересно, что царь Македонии Филипп II - отец Александра Македонского - трижды становился олимпийским чемпионом. На Олимпиаде в 356 г. до н.э. он выиграл скачки (сам участвовал в соревнованиях!), а на следующих двух Играх (352 и 348гг. до н.э.) был первым и в гонке колесниц (возможно, уже не сам). В честь первой победы его жена сменила имя и стала зваться Олимпиадой.

16 слайд

Описание слайда:

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, могли ли женщины участвовать в Олимпийских играх. Точно уста­новлено, что замужним женщинам было запрещено даже присут­ствовать на стадионе. Но девушки, возможно, допускались на ста­дион и гипподром и могли участвовать в гонках колесниц. Среди бронзовых статуй олимпиоников, сохранившихся до на­ших дней, есть и женские. Все победительницы выступали в раз­ных видах программы на гипподроме. Победительницами Игр были Цинисея из Спарты (дочь царя Архидама) - сильнейшая на Олим­пиадах в 396 и 392 гг. до н. э., Эврилеония из Спарты - сильнейшая на Олимпиаде в 368 г. до н.э., а также знаменитая фаворитка египетского фараона Птолемея II Велестихия из Македонии ­сильнейшая на Олимпиадах в 268 и 264 п. до н. э. Неизвестно, правда, сами ли эти дамы, имевшие могущественных покровите­лей, участвовали в соревнованиях, или их заменяли «дублеры».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

В 146 г. до н. э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались, но те­перь в них участвовали и римляне, а сами игры все больше теряли религиозный смысл, превращаясь в демонстрацию могущества Рима. На Играх появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.

19 слайд

Описание слайда:

Современные олимпийские игры Создателем современных Олимпийских игр и олимпийского движения стал выдающийся французский педагог и организатор Пьер де Кубертен (1863-1937). Ему принадлежит не только идея современного олимпийского движения, но и план его развития и структуры. Именно Куберте­ну обязаны своим появлением на официальных церемониях Олим­пиад олимпийский флаг, олимпийский огонь, олимпийская клятва. Олимпийский музей тоже был создан на основе его идеи. Кроме того, Пьер де Кубертен придумал интересный и необычный вид спорта - современное пятиборье. Олимпизм определялся Кубертеном как философия жизни, вобравшая в себя и соединившая в одно целое все качества тела, ума и воли.

20 слайд

Описание слайда:

Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе - Олимпийской хартии. В хартию включены основопола­гающие принципы, подробные правила и официальные разъяс­нения, принятые мок. Олимпийская хартия управляет организа­цией и функционированием олимпийского движения и устанав­ливает условия проведения Олимпийских игр. Хартия состоит из пяти глав.

21 слайд

Описание слайда:

В вводной главе основными задачами олимпийского движения названы укрепление мира и соединение спорта с культурой и об­разованием. Говорится, что цель олимпизма - становление спорта на службу гармоничного развития человека, создание лучшего мира, воспитание молодежи средствами спорта, взаимопонима­ние, дружба, атмосфера солидарности и честной игры. Олимпий­ская хартия - первый в истории документ, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека. Олимпийским принципом стал лозунг: «Главное не победа, а участие». Хотя эти слова приписывают Кубертену, в действитель­ности их произнес священник, епископ Пенсильванский в 1908 г. под впечатлением случая с бегуном Д. Пьетри.Олимпийский девиз состо­ит из трех латинских слов - «Citius! Altius! Fortius!» «Быстрее! Выше! Храбрее!». Однако более распространен перевод «Быстрее! Выше! Сильнее!» (от англ. - Faster, higher, stroпger). Автор этих слов ­тоже священник француз Анри Мартин Дидон

22 слайд

Описание слайда:

Отсчет современных Олимпиад ведется с I Олимпийских игр в Афинах в 1896 г. Олимпиады принято нумеровать римскими циф­рами. Если по каким-то причинам Игры не проводятся, то их по­рядковый номер, год, а также запланированный город все равно не меняются. За 100 лет (1896-1996 гг.) состоялось 23-летие Олим­пиады, трижды (1916, 1940, 1944 гг.) они были отменены из-за Первой и Второй мировых войн.

23 слайд

Описание слайда:

Как и в древности, современ­ные Игры представляют собой огромный праздник и сопровождаются торжественными церемо­ниями. В параде стран первой всегда выходит Греция. Далее ко­манды идут в алфавитном порядке. Замыкает торжественное от­крытие страна - хозяйка Игр. Глава города или государства объявляет их открытыми. На праздничной церемонии выступают президент Оргкомитета олимпиады и президент МОК, про­водится большой концерт и выступления артистов, показываю­щие национальные особенности страны, принимающей Игры. Церемония открытия впервые была проведена на внеочередной Олимпиаде 1906 г., а если считать только официально признанные Игры - в 1908 г. в Лондоне. Церемония открытия на внеочередной Олимпиаде 1906 г

24 слайд

Описание слайда:

Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпий­ского гимна. Флаг представляет собой белое полотнище без окай­мления. В его центре расположен олимпийский символ в пяти цветах. Олимпийский символ разработан Пьером де Кубертеном в 1913 г. Кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов переплетаются слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое - внизу. Вся фигура представляет собой правильную трапецию, ее нижняя сторона короче верхней. Пять колец - символ пяти континентов (Евро­пы, Азии, Австралии, Африки и Америки), а их сцепление ­знак прочного союза. На флаге любого государства мира можно найти, по крайней мере, один цвет из представленных на олим­пийских кольцах. Белое поле флага символизирует чистоту олим­пийского движения, мир и дружбу.

25 слайд

Описание слайда:

Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажигания олимпийского огня. Олимпийский огонь - один из главных символов Олимпийских игр. Его идея также принадлежит Кубертену. Впервые олимпийский огонь на стадионе был зажжен в 1928 г. в Амстердаме. Эстафета олимпийского огня впервые состо­ялась в 1936 г. На зимних Играх олимпийский огонь впервые по­явился в 1952 г. в Осло. Он симво­лизирует чистоту олимпийского движения, а передача факела - пе­редачу олимпийских традиций следующим поколениям. Факел, зажженный от лучей солнца в Олимпии (его зажига­ют направленным пучком солнечных лучей, полученным с по­мощью вогнутого зеркала), день и ночь несут факелоносцы. Время эстафеты рассчитывается так, чтобы последний из них доставил факел на стадион города-хо­яина Олимпиады во время церемонии открытия. От олимпий­кoгo факела в специальной чаше зажигают олимпийский огонь, который продолжает гореть до закрытия Игр. Честь зажечь олим­пийский огонь обычно предоставляется одному из наиболее известных спортсменов страны, где проводятся Олимпийские игры. Например, на Играх 1980 г. в Москве огонь зажег Сергей Белов­ баскетболист, чемпион мира, олимпийский чемпион.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Для зимней Олимпиады в Солт-Лейк Сити 65-дневная эстафе­та олимпийского факела по территории США обошлась в 25 млн. долл. Путь олимпийского огня был проложен через 46 штатов США. На Американский континент огонь олимпийского факела передали с помощью спутниковой системы - световой сигнал, полученный многократным усилением огня факела, был принят спутником и передан в Америку, где снова зажгли огонь.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

В летние Игры могут быть включены только виды спорта, рас­пространенные не менее чем в 75 странах на четырех континен­тах, - для мужчин и не менее чем в 40 странах на трех континен­1"ax - для женщин. В зимние Игры могут быть включены только виды спорта, распространенные не менее чем в 25 странах на трех континентах. Обязательное условие - соблюдение Антидопинго­вого кодекса олимпийского движения, и в частности тестирова­ние вне соревнований в соответствии с правилами Всемирного антидопингового агентства. Виды спорта в программе Олимпийских игр определяются не менее чем за семь лет до их проведения, после чего изменения не допускаются. По таким же правилам вво­дятся новые спортивные дисциплины олимпийских видов. Для исключения вида спорта или дисциплины из олимпийской про­граммы тоже должно пройти семь лет после принятия решения.

30 слайд

Описание слайда:

Летние игры Академическая гребля - с 1886 г. (ФИСА). Бадминтон - с 1992 г. (ИБФ). Бейсбол - с 1992 г. (ИБА). Исключен из программы на 2012 г. Баскетбол - с 1936 г. (ФИБА). Бокс - с 1904 г. (АИБА) Борьба: греко-римская - с 1896 г., вольная - с 1908 г. (ФИЛА). Велоспорт: гонки на шоссе - с 1886 г., гонки на треке - с1920 г., маунтинбайк - с 1996 г. (УСИ). Водные виды спорта: плавание – с1896г., прыжки в воду – с 1924г., синхронное плавание - с 1984 г., водное поло - с 1900 г. (ФИНА). Волейбол - с 1964 г. (ФИВБ). Гандбол - с 1936 г. (ИГФ). Гимнастика: спортивная - с 1886 г., художественная - с 1984 г., прыжки на батуте - с 2000 г. (ФИЖ). Гонки на байдарках и каноэ - с 1924 г., слалом - с 1972 г. (ИКФ). Дзюдо - с 1964 г. (ФИД). Легкая атлетика - с 1886 г. (ИААФ). Как олимпийский вид включает в себя самое большое число спортивных дисциплин, которые объединяются в четыре группы: трековые (разные виды бега по стадиону), полевые (прыжки и метания), дорожные (ма­рафонский бег, спортивная ходьба) и комбинированные (легко­атлетические многоборья). Конный спорт: выездка - с 1912 г., конкур - с 1900 г., троеборье - с 1912 г. (ФЕИ). Настольный теннис - с 1988 г. (ИПФ). Парусный спорт - с 1900 г. (ИСАФ). Современное пятиборье - с 1912 г. (УИПБМ). Софтбол - с 1996 г. (ИСФ). Исключен из программы на 2012 г. Стрельба - с 1896 г. (УИТ). Стрельба из лука - 1900-1920 гг., затем - с 1972 г. (ФИТА). Тэквондо - с 2000 г. (ВТФ). Теннис - с 1896 г. (ИТФ). Триатлон - с 2000 г. (ИТУ). Тяжелая атлетика - с 1886 г. (ИВФ). Фехтование - с 1896 г. (ФИЕ). Футбол - с 1900 г. (ФИФА). Хоккей на траве - с 1908 г. (ФИХ).

Появление и развитие олимпийского движения до сих пор остается интересной для многих ученых. В этом вопросе постоянно обнаруживаются новые аспекты и грани.

Олимпийское движение во многом обязано своим возрождением и развитием Пьеру де Кубертену. Этот социолог и педагог разрабатывал идейные принципы, теоретические и организационные основы Олимпийского движения. Он был ключевой фигурой в длительном процессе возрождения этого течения. Он заложил в основу олимпийской идеи соперничество и состязательность по правилам честной игры. Кубертен считал, что Олимпийское движение должно осуществляться под рыцарским флагом. На протяжении многих лет оно развивалось в духе пацифизма, что Кубертен объяснят невероятной потребностью человечества в братстве и мире.

Кубертеновские принципы для Олимпийского движения могли быть смело применены к любой отрасли деятельности общества, так как они были основаны на единении и мирном решении споров. Согласно мнению Кубертена, Олимпийское движение должно провозглашать принципы взаимного уважения, толерантности по отношению к политическим, религиозным, национальным взглядам оппонента, уважения и понимания другой культуры и точки зрения. Как педагог он надеялся, что Олимпийские принципы пронижут процесс семейного и общественного воспитания

.

Пьер де Кубертен смог осуществить грандиозный замысел - возродить И хоть идея эта витала в воздухе на протяжении всего столетия, этот целеустремленный общественный деятель смог ухватить исторический момент и претворить его в жизнь. Он не только ввел спорт в широкую практику, но и глубоко осмыслил его теоретические аспекты, предугадывая все возможные проблемы этой области.

Впервые полная концепция Кубертена, касающаяся олимпизма, была изложена в 1892 году в Сорбонне. На тот момент Кубертен являлся генеральным секретарем Французского легкоатлетического Союза. Тогда и было внесено официальное предложение о возобновлении проведения Олимпийских игр.

В июне 1894 года Олимпийское движение было возрождено по согласию 10 стран. Начал свое существование Международный олимпийский комитет, была принята Олимпийская хартия. Первая Олимпиада была назначена на 1896 год в Афинах.

Древнегреческие агон

ы и современное олимпийское движение очень схожи. Во-первых, без существования в древности агонов не могло быть и речи об их возрождении. Само название движения полностью повторяет наименование древних состязаний. Современные Игры проводятся с той же периодичностью - раз в четыре года. Не изменилось и назначение Игр: они проводятся для поддержания мира и спокойствия, для укрепления дружбы народов. Соревнования, которые организовываются на современных Играх, во многом совпадают с соревнованиями древнегреческих агон: метание диска и копья, бег на короткие и средние дистанции, пятиборье, борьба, и пр. Большую роль играют ритуалы, которым следует Международное олимпийское движение. Эти ритуалы также имеют древнегреческие корни: Факел, Олимпийская клятва. Даже некоторые правила и термины пришли к нам вместе с древнегреческими агонами.

Зародившись как попытка сохранения мира, Олимпийское движение продолжает поддерживать эту функцию и в современном мире. По крайней мере, возрождение Олимпийских Игр имело целью сближение нардов и достижение всемирного взаимопонимания.

Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевших место в 16 -19 веках. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.

Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки:

1. Первые Олимпийские Игры никогда не забывались. О них помнили. Особенно после опубликования книги археолога Виккельмана И. о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э. Куртисом в 1875 году

2.В этот период времени в разных странах складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А. Шписс, Ф. Ян и др.), английская (Дж. Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-Ж.Руссо, Д. Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я. Линг). Чешская (М.Тырш), русская (Е.Покровская, Е.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

3.В 1860-1880 годах начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и международные спортивные объединения.

4.С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований.

Идею возрождения современных Олимпийских игр смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863 – 1937 г.г.). Сын живописца из древнего рода с детства занимался фехтованием, греблей, любил ездить верхом, читал книги, переведенные с английского «Школьные годы Тома Брауна» о боксе. Большое влияние оказал на него профессор Карон в Свободной школе политических наук в Париже, где учился Кубертен после окончания университета. Карон многое рассказывал о греках и древних олимпийских играх.

Кампания П.де Кубертена за возрождение Олимпийских игр началась в августе 1887 года. Весной 1893 года Кубертен принимает участие в Международном конгрессе по физическому воспитанию, а уже в августе 1893 года поставил в повестку дня своего клуба вопрос о возрождении Олимпийских Игр. 16 июня 1894 года состоялось заседание онгресса возрождения Олимпийских игр, где выступил Кубертен с обсуждением принципов олимпизма: проведение игр каждые 4 года, участие взрослых спортсменов, принцип «любителей», «передвижные» Олимпийские игры. Был создан МОК, первым президентом которого стал греческий поэт и филолог Димитриус Викелас, принята Олимпийская хартия и определен первый город, Афины, где будут проводиться в 1896 году Олимпийские игры. Олимпийским девизом стало латинское изречение: « Быстрее! Выше! Сильнее!»

Современные Олимпийские Игры. ТУРИН. Февраль 2006 год.

- Олимпийские игры длятся 17 дней;

15 видов спорта: назовите их (биатлон, бобслей, лыжное двоеборье, керлинг, конькобежный спорт, санный спорт, скелетон, сноуборд, прыжки на лыжах с трамплина, шорт-трек фристайл, фигурное катание, хоккей).

Соревнования проводились в 7 городах Италии.

Разыграно 84 комплекта медалей.

85 стран принимали участие в Олимпиаде,

2500 спортсменов боролись за награды.

650 судей обслуживали Олимпиаду.

1 миллиард 200 миллионов евро – бюджет Игр в Турине.

Российские спортсмены – победители и призеры Олимпийских игр в Турине:

1 место: Биатлон, жен. эстафета: Анна Богалий (Волог. уроженка), С.Ишмуратова, А.Ахатова,(Волог. ур.), О. Зайцева.

Биатлон 15 км – С. Ишмуратова

Парное катание: М.Тотьмянина, А.Маринин.

Фигурное катание: танцы, Т. Нафка и Р. Костомаров, Е. Плющенко.

Дуатлон: Дементьев Е.

Коньки 500м - Журова С.

Эстафета 4 х 5 км девушки Баранова, Чепалова, Медведева, Куркина. 2 место: бобслей - 4-ки, сани-Демченко, коньки-Дорофеев, биатлон-муж.сборная, лыжные гонки - Ю.Чепалова, 30 км,

Фристайл – 3 место – В.Лебедев, ф/к – И.Слуцкая, трамплин- Матвеев.

Страница 10 из 25


Тенденции развития современного олимпийского движения

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, может служит коммерческим, низменным страстям. Но в то же время они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

Спорт джентльменов – это прежде всего занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет - и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.

Однако уже к 1930-м годам любительский спорт исчерпал себя и на смену ему пришел профессиональный спорт.

Профессиональный спорт – это физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, - извлечение прибыли. Он существовал во все времена и никогда не скрывал своей коммерческой сущности. С изменением престижа и в связи с резким взлетом социального статуса спортивной деятельности в 1930–1960-е годы профессиональный спорт стал быстро расширять свою сферу. Он опирался и на любительство, и на олимпизм, черпал из них свои ресурсы и, в конце концов, слился с ними, хотя некоторые организационные формы его остались.

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса. Он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов.

Олимпийское движение занимает значительно место в социальной жизни, в культуре современного общества. Основоположники современного олимпийского движения хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов.

Наиболее полно эти противоречия определились в период после XI Олимпийского конгресса 1981 года в Баден-Бадене, когда президент МОК Х.А. Самаранч провозгласил свою доктрину. Монополист мирового спортивного развития МОК избрал открытый путь коммерциализации олимпийского движения. Это привело к искажению воспитательных ценностей спорта, необратимому процессу разрушения здоровья спортсменов в результате сверхчеловеческих тренировочных перегрузок. Непременными атрибутами современного олимпизма стали допинги.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.

Руководители МОК сдвигают ценностные ориентиры спортивной политики разных стран исключительно в направлении спорта высших достижений, косвенно подавляя массовое развитие спорта, его воспитательное и оздоровительное значение. Национальные олимпийские комитеты как структурные компоненты МОК призваны осуществлять компрадорскую политику поглощения национальных ресурсов, выделяемых на спорт как составную часть социальной сферы. Во многих странах на подготовку элитных спортсменов из средств налогоплательщиков расходуются сотни миллионов долларов, а массовому спорту выпадают жалкие остатки. Это хорошо видно и на примере нашей страны.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма.

Конечно, новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, как считают исследователи, создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру и сознание человека (Л.И. Лубышева).

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Целеустановка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: «В учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой»

В другом важном международном документе – Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», принятом на 8-й конференции европейских министров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, отражена направленность занятий спортом:

На развитие психических, физических и социальных качеств;

Обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

Воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

Обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;

Воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

Пропаганду здорового образа жизни.

Современное олимпийское движение переживает кризис. Этот кризис является отражением тех событий, которые происходят в мире. Но это не означает, что олимпийское движение постепенно утрачивает свои позиции. Специалистам, обществу в целом необходимо находить варианты решения возникающих проблем, разрабатывать новую стратегию и приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму развития олимпизма.



Оглавление
Современные социологические проблемы физической культуры и спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социологические проблемы физической культуры и спорта
Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры
Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения
Коммерциализация современного спорта
Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем
Универсальность спорта как фактора общения