Круглый парашют. Подвесная система и ранец. Конструкция и основные параметры парашюта типа "крыло"

Альтиметр — см. высотомер парашютный .

Анероид — герметично запаянная емкость, предназначенная для определения атмосферного давления путем сравнения его с давлением газа внутри емкости.

Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.

База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.

Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.

Веревка — сленг. 1. прыжок на . 2. Вытяжной фал , стягивающий чехол с парашюта.

Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА. Не путать с самотлетом Ан-2 .

Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8 .

Вингсьют специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.

Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.

Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения .

Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.

Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.

Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной .

Вязанка — запутывание двух и более парашютов при работе на купольную акробатику , а также сбивание в кучу формации групповых акробатов.

Газырь — текстильный карман с резинкой. Предназначен для укладки в него пучка строп .

Грудная перемычка — часть подвесной системы , предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.

Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении .

Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло .

Дрог — небольшой парашют, используется при тандем -прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта .

Дуб — ласк. сленг. название среди спортсменов парашюта Д-1-5У (см. также тормозной парашют ).

Дуга — вид отказа . Обычно является следствием зацепления вытяжного парашюта или строп за какую-либо деталь матчасти или конечность парашютиста.

Зависание за летательным аппаратом — вид особого случая , при котором парашютист, попытавшийся отделиться от самолета или вертолета, зацепляется несработавшей штатным образом парашютной системой за него и летит, таким образом, привязанный снаружи.

Зависание на стреньге или медузе — разновидность отказа парашютной системы, когда по какой-то причине вытяжной парашют не смог открыть контейнер основного парашюта.

Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).

Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.

Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.

Затенение — 1. зона турбулентного потока позади быстро движущегося тела. 2. Ситуация, когда вытяжной парашют попадает в турбулентную зону и не может ее самостоятельно покинуть.

Затяжка — капроновая тесьма с заостренными краями, применяемая для зачековки клапанов ранца .

Захват — 1. намеренное удержание спортсменом-парашютистом ногой или рукой купола или части тела другого спортсмена-парашютиста при выполнении групповой или купольной акробатики . 2. Приспособление на объекте, за которое можно схватиться и держаться руками или ногами.

Зацеп — непреднамеренная и нежелательная фиксация снаряжения парашютистов.

Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.

Зона ожидания — область пространства, в которой парашютист под куполом должен находиться до осуществления захода на посадку.

Инструктор — должность в штатном расписании аэроклуба.

Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп . На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).

Карабин — металлическое изделие, предназначенное для разъемного соединения двух объектов между собой. В парашютном спорте — то, что находится на одном из концов фала , которым он пристегивается к тросу в ЛА. Все остальное называется «карабинчики».

Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.

Классика — направление парашютного спорта. Включает в себя индивидуальную акробатику и работу на точность приземления .

Клевант — пластиковый или эбонитовый цилиндр со скругленными концами и поперечным сквозным отверстием в середине. Красного цвета. Закреплен на концах строп управления для их фиксации в верхнем положении и удобства управления. В настоящее время вместо клевантов широкое распространение получили мягкие петли. Не путать с бобышкой .

Клеванта — см. клевант (самка).

Колдун — сленг. конус ветровой .

Комплекс — определенный набор фигур, необходимых для построения в той или иной дисциплине.

Контровка — фиксация взаимного положения контрольных точек взаимодействующих деталей парашюта с помощью специальных нитей (шнуров) определенной прочности.

Конус ветровой — устройство в виде матерчатого сужающегося рукава яркой расцветки, шарнирно установленного на шесте. Служит для определения силы и направления ветра у земли (син. ветроуказатель, колдун).

Конус возможностей купола — область в пространстве, находясь в которой парашютист имеет возможность прийти в цель. Параметры ~ зависят от направления и силы ветра, качества парашюта.

Красная стропа стропа , с которой начинается налистывание парашюта. Не путать с красной строкой.

Кроки — план аэродрома с указанием характерных ориентиров.

Крыло — разновидность парашютов. Купол такого парашюта состоит из двух оболочек и нервюр, имеет профиль и аэродинамические свойства крыла, как у самолета.

Крючок укладочный вспомогательное приспособление для укладки в виде большого металлического крючка с пластиковой ручкой.

Купол — (итал. cupola, от лат. cupula — бочечка) — деталь парашюта полусферической формы или в форме крыла. Именно она замедляет его снижение (круглый купол) или же обеспечивает его планирование (парашют типа крыло ). Выполнена из ткани и силовых лент. Крепится к подвесной системе стропами , к камере и вытяжному парашюту стреньгой .

Купольная акробатика — направление парашютного спорта. Построение фигур группой парашютистов под раскрытыми куполами .

Купольное пилотирование — направление парашютного спорта. Полет вдоль поверхности на высокой скорости, получаемой специальной методикой разгона купола. CP бывает на скорость, точность и дальность.

Летательный аппарат — средство для доставки парашютистов на высоту.

Летчик — лицо, управляющее движениями (в т. ч. кренами) летательного аппарата . Общается знаками с выпускающим . Покидает летательный аппарат крайним, как правило на высоте приземления.

Матчасть — материальная часть, совокупность техники, оборудования, инструментов, применяемая при парашютных прыжках.

Медуза — сленг. вытяжной парашют .

Медуза жесткая медуза с пружинным каркасом. Применяется на запасных парашютах или основных парашютах, вводимых в действие с помощью вытяжного кольца или релиза.

Медуза мягкая — система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта . Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги . Существует коллапсируемая разновидность.

Медуза мягкая коллапсируемая вытяжной парашют , после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах .

Мешок — сленг. купол .

Мясо — специально подготовленный спортсмен-парашютист (реже — перворазник ) средних размеров, прыгающий с нейтральным куполом и предназначенный для уточнения точки выброски . Покидает ЛА после пристрелки .

Наземная подготовка — тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка .

Наполнение парашюта — наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.

Нейтральный купол купол , не имеющий собственной горизонтальной скорости.

Несход чехла / невыход купола из камеры — отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.

Ножные обхваты — очень важная часть подвесной системы . Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.

Обрыв строп — неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.

Обрывная стропа — специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное ).

Особые случаи — название самого занятного раздела скучного инструктажа.

Отделение — покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего .

Отделение на мотор — правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т. е. вперед.

Отказ особый случай , при котором парашютная система не работает должным образом.

Отказ полный отказ , при котором купол парашюта находится в чехле или камере .

Отказ частичный отказ , при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.

Открываться — раскрывать основной парашют произвольно.

Отмашка — характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.

Отцепка — 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски .

Паникер — человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП. Также в формации тот, кто следит за высотой за всех.

Парашют — (франц. parachute, от греч. para — против и франц. chute — падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола , строп и укладочного контейнера (ранца ).

Парашют вытяжной — небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей ) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза .

Парашют стабилизирующий небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно начинающего парашютиста ). Раскрывается сразу после отделения . Фиксирует начинающего парашютиста в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного . Не путать с парашютом вытяжным .

Парашютирование — процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления .

Парашютист живое существо, прыгающее с парашютом.

Парашютный полуавтомат — см. страхующий прибор .

Парашютный спорт — вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления , затяжные , с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР — с 1950; чемпионы мира — с 1951.

Перворазник — человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом.

Перекаты — 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным . 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.

Переносная сумка — приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.

Переукладка — роспуск парашюта и повторная укладка . Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке .

Перехлест отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола . Одна или несколько строп (или стреньг ) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.

План прыжка — алгоритм действий парашютиста во время отделения , свободного падения , парашютирования , приземления . Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорт а он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения , с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)

Планирование — 1. составление плана прыжка . Часть наземной подготовки . 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.

Погода — условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.

Подвесная система — изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе парашютиста .

Приземление — окончание процесса парашютирования (или свободного падения ) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи ).

Принудительная расчековка ранца фал отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют . Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.

Принудительное раскрытие — см. принудительное стягивание чехла .

Принудительное стягивание чехла — способ раскрытия парашюта, при котором фал , пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец , затем вытягивает оттуда чехол (камеру ) с куполом и стропами , затем стропы выходят из сот , вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру ) с купола , купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.

Пристрелка — специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски . Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо .

Прогрессирующая закрутка — вид отказа . Закрутка , сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло . Требует отцепки .

Прыжок затяжной — прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением .

Разбежка — удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.

Рамка укладочная — П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты .

Ранец — тканевая емкость, предназначенная для укладки в нее основного, запасного и вытяжного парашюта , свободных концов подвесной системы , монтажа страхующего прибора . Является единственной частью парашюта, не несущей нагрузки.

Раскрытие по прибору — расчековка ранца и наполнение парашюта в результате срабатывания страхующего прибора .

Раскрытие принудительное — раскрытие парашюта путем применения специальных приспособлений, действие которых не зависит от воли, желаний и эмоционального состояния парашютиста.

Раскрытие ручное — раскрытие парашюта путем ввода в действие вытяжного парашюта непосредственно руками или при помощи вытяжного кольца .

Расчет прыжка — расчет точки выброски и базовой точки при планировании (или парашютировании) под куполом, проводимый для приземления парашютиста или пристрелки в нужном месте.

Риггер — мастер, обслуживающий парашютные системы.

Рыжая — сленг. чекующий шнур. Жесткая стропа , применяемая для предотвращения раскрытия запасного парашюта страхующим прибором в случае нормальной работы основного парашюта.

Сайпрес — электронно-пиротехнический страхующий прибор на батарейках. Раскрывает запасной парашют при помощи петарды. Син. кипрус, сникерс.

Сальто — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в вертикальной плоскости.

Самолет Ан-2 — разновидность летательного аппарата . Не путать с вертолетом Ми-8 .

Свободное падение — особое эмоциональное состояние парашютиста .

Свободный конец — элемент подвесной системы в виде короткой капроновой ленты, соединяющей стропы с подвесной системой. К ~ могут крепиться различные приспособления для управления куполом . Не путать!

Свуп — см. Купольное пилотирование

Силовая лента — высокопрочная капроновая лента (некоторые утверждают, что она изготовлена из нервущейся ткани). Используется для усиления конструкции купола , ранца и пр.

Скайбол (от англ. sky — «небо» и ball — «мяч») — мячик для занятия фрифлаем . Для предотвращения вращения к скайболу приделывают стабилизирующую ленту. Скайбол можно использовать в качестве «базы» и для игры в сифака в небе.

Скайсерф (от англ. sky — «небо» и surf — «прибой») — доска для скайсерфинга .

Скайсерфинг — дисциплина парашютного спорта , в которой спортсмен-парашютист выполняет акробатические фигуры, будучи приделанным обеими ногами к скайсерфу . В настоящее время не практикуется.

Скоростной купол — купол, имеющий в наполненном состоянии повышенную вертикальную (более 6 м/с) или горизонтальную (более 10 м/с) скорость.

Слайдер устройство рифления на парашютах типа крыло в виде прямоугольника с кольцами по углам.

Сота — резиновая петля, пришитая к текстильному корпусу, предназначенная для укладки в нее пучка строп . См. также газырь .

Спираль — элемент комплекса фигур индивидуальной акробатики — разворот на 360° в горизонтальной плоскости.

Спортсмен-парашютист парашютист , выполнляющий прыжки по спортивной программе, ставящий своей целью достижение высоких спортивных результатов, участие в региональных и мировых соревнованиях, установление рекордов.

Способ раскрытия парашюта — совокупность действий, предпринятых парашютистом и окружающими его объектами для введения парашюта в действие. Т. о. существует бесконечное число способов раскрытия, и порой даже сидя в ЛА, парашютист еще не знает, каким именно способом это произойдет, а если и знает, то может ошибаться. Несмотря на многочисленность, ~ делят на основные группы: принудительное стягивание чехла , принудительная расчековка ранца , раскрытие ручное . Можно добавить сюда еще одну большую группу (неофициальную) — раскрытие по прибору .

Срок переукладки — период времени, в течение которого парашют может находиться в уложенном состоянии. После истечения этого времени парашют считается не годным для прыжков и требует переукладки .

Стабилизация — состояние начинающего парашютиста в падении с раскрытым стабилизирующим парашютом.

Створ — вертикальная плоскость в пространстве, проходящая через цель и параллельная направлению ветра.

Створная полоса — проекция КВК на поверхность площадки приземления.

Страхующий прибор — полуавтоматический прибор, предназначенный для раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.

Стренга — высокопрочная веревка, связывающая вытяжной парашют с куполом и камерой (если есть).

Стропа — веревка, соединяющая купол парашюта со свободными концами подвесной системы .

Тандем — 1. разновидность парашютных прыжков, при которой пассажир и инструктор прыгают с одним на двоих парашютом. 2. Парашютная система типа крыло большого размера с подвевсной системой , рассчитанной на парашютиста (тандем-мастера) и человека (начинающего парашютиста ).

Тормозной парашют — 1. парашют, предназначенный для торможения объекта до скорости, допустимой для введения в действие основного парашюта, тормозного парашюта следующего уровня или иных тормозящих систем. 2. Просто очень медлительный во всех отношениях парашют (см. Дуб ).

Точка выброски — точка на земле, над которой производится отделение парашютистов от летательного аппарата .

Точность приземления — дисциплина парашютного спорта . Целью работы на точность приземления является касание ногой парашютиста площадки приземления с как можно меньшим отклонением от заданной мишени диаметром 3 см.

Траверс — плоскость в пространстве, проходящая через цель и перпендикулярная створу .

Трекинг (тречка) — планирование парашютиста в свободном падении, без вингсьюта .

Трексьют — младший брат вингсьюта — специальный костюм, улучшающий качество тречки .

Уздечка — силовой элемент в виде петли или сшитых крест-накрест силовых лент , предназначенный для соединения полюсной части купола основного парашюта, камеры и чехла с другими частями парашютной системы.

Укладка — процесс, состоящий из большого числа последовательных действий, направленных на превращение распущенного парашюта в уложенный и готовый к роспуску. Производится по строгому алгоритму укладчиком.

Укладочная — помещение, предназначенное для укладки парашютов.

Укладчик — человек специально обученный для укладки парашютов для начинающих парашютистов , либо других парашютистов , не обученных этому.

Устройство рифления — конструктивное приспособление, предназначенное для снижения динамических нагрузок в процессе раскрытия парашюта (соты , газыри , камеры , чехлы, слайдеры , ленты рифления и др.)

Фал — та же веревка , но по научному и в смысле предмета. Те, кто еще более продвинут, называют веревку Static Line, что тоже самое, но по-буржуйски.

Формация — стая (часто рекордная) парашютистов в свободном падении или под куполами.

Фрифлай (от англ. free — «свободный(ая)» и fly — «муха») — направление парашютного спорта , в котором спортсмены-парашютисты выполняют свободное падение каким угодно образом за исключением классического положения «пузофлай».

Шланги гибкие — гибкие шланги. Ни с чем не спутаешь.

Шпилька — металлический стержень, применяемый обычно для зачековки клапанов ранца . Вставляется в металлический конус или мягкую петлю.

Шпилька гибкая — шпилька, свитая из проволоки, применяемая в качестве блокирующего приспособления в ППК-У.

Электроноль — электрическое устройство, используемое для точного определения результатов работы на точность приземления .

Наиболее часто встречающиеся в парашютной терминологии сокращения

АПА — аэродромного питания автомобиль
БП — беспорядочное падение
ВЛК — врачебно-летная комиссия
ВПП — взлетно-посадочная полоса
ГСМ — горюче-смазочные материалы
Д — десантный
КВК — конус возможностей купола
КДП — контрольно-диспетчерский пункт
КЗУ — кольцевое замковое устройство
ЛА — летательный аппарат
ЛТП — лечебно-тренировочный прыжок
МКС — многокупольная система
ОП — основной парашют
ОСК — отцепка свободных концов
ОСКД — ОСК с доработкой
ПВ — парашют водолаза
ПДП — парашютно-десантная подготовка
ПДС — парашютно-десантная служба
ПЗ — парашют запасной
ПЛП — парашют летчика-планериста
ПО — планирующая оболочка
ППК-У — полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный (см. страхующий прибор )
ПСН — парашют специального назначения
ПТЛ — парашют тренировочный летчика
ПС — парашютная служба
РП — руководитель полетов, руководитель прыжков
РПП — руководство по парашютной подготовке
СКП — стационарный командный пункт
ТЗК — труба зенитная командирская
ТНК — траектория нейтрального купола
УТ — учебно-тренировочный
ФАИ — Международная Авиационная Федерация
ЧП — чрезвычайное происшествие
ШВП — шаровой вытяжной парашют
GPS — джипиэска (global positioning system)

Таким образом, купольная акробатика является единственной в России спортивной дисциплиной, в которой не применяются страхующие приборы. На­помним, что BASE к спортивным прыжкам пока не относится.

АЭРОДИНАМИКА ОДНООБОЛОЧКОВЫХ ПАРАШЮТОВ

Тело, движущееся в жидкой или газообразной сре­де, испытывает сопротивление этой среды. В зависи­мости от скорости обтекание тела средой может быть ламинарным (плавным) или турбулентным (вихре­вым). Наименьшее сопротивление тело испытывает при ламинарном обтекании, которое возможно на от­носительно небольших скоростях и при форме тела, имеющей плавные обводы. Турбулентное поведение среды свойственно большим скоростям, причем оно возникает быстрее, если форма тела имеет резкие очертания. Сила сопротивления зависит также и от размеров тела, но при равной площади сопротивле­ния (мидель) сила сопротивления будет зависеть от формы тела и характера обтекания - ламинарного или турбулентного.

Перед разработчиками первых парашютов стояла задача добиться максимального сопротивления движе­нию при минимальной площади купола (чем меньше площадь, тем меньше масса самого парашюта). Экспе­риментальным путем было установлено, что при рав­ном миделе максимальное сопротивление движению создает тело полусферической формы, внутренней сто­роной обращенное к набегающему потоку (рис. 24). Та­кая форма и была взята за основу конструкции купола парашюта.

Рис. 24. Схема обтекания средой тел разной формы: а - шар; б - капля; в - полушарие (сферическая поверхность к потоку); г - диск; д - полушарие (плоская поверхность к потоку); е - полусфера

Мидель - максимальное сечение объекта, перпен­дикулярное направлению его движения (вектору ско­рости).

В процессе снижения во внутренний объем купола заходит воздух, создается избыточное давление. Далее этот воздух должен куда-то деваться. Незначительная его часть просачивается сквозь ткань купола. Осталь­ной воздух выходит из-под кромки, поочередно с разных сторон, раскачивая купол. Раскачивание купола - нежелательное побочное проявление, которое может привести к приземлению парашютиста на увеличен­ной скорости снижения.

Для устранения раскачки на вершине купола дела­ется полюсное отверстие, через которое выходит зна­чительная часть воздуха (рис. 25).

Рис. 25. Схема обтекания воздухом купола: а - без полюсного отверстия; б - с полюсным отверстием

Кроме того, на некоторых типах куполов для выхо­да воздуха делаются дополнительные щели и вырезы, проходя через которые воздух создает реактивную силу, и у парашюта появляется возможность горизонтально­го перемещения и разворотов. То есть такой парашют уже не является нейтральным.

Нейтральный купол - купол, не имеющий собствен­ной горизонтальной скорости и в штиль снижающийся вертикально. При наличии ветра горизонтальное пере­мещение нейтрального купола полностью определяет­ся силой и направлением ветра.

Парашюты подразделяются на управляемые и не­управляемые. Управляемые парашюты имеют конст­руктивные приспособления для разворотов купола, тменения скорости горизонтального и вертикально­го перемещения. К таким приспособлениям относят­ся, например, стропы управления, щели и клапаны и куполе (рис. 26).

Рис. 26. Спортивно-тренировочный парашют УТ-15, имеющий аэродинамическое качество около единицы

АЭРОДИНАМИКА КРЫЛА

Парашют типа «крыло» (планирующая оболочка) на­зывается так из-за своей формы. Он действительно имеет такой же профиль и аэродинамические свойства, как крыло самолета. Такие парашюты чем-то сродни пла­неру. Профиль крыла создает подъемную силу, бла­годаря которой парашют снижается медленнее, чем обычный круглый парашют той же площади. К приме­ру, самые маленькие круглые спортивные парашюты имеют площадь 50 м 2 , а самые большие «крылья»-тандемы для прыжков сразу двух парашютистов с одним парашютом - 40 м 2 . Площадь достаточно безопасных и простых в управлении классических куполов-«крыльев» составляет 22-27 м 2 , опытные спортсмены прыгают с куполами площадью 70-80 кв. футов (около 7 м 2).

Самый маленький на сегодняшний день парашют-«крыло», на котором прыгает и безопасно приземляет­ся парашютист, - это Icarus Extreme VX-39, имеющий площадь 39 квадратных футов (3,5 м 2)! С ним прыгает американский парашютист-эксперт Луиджи Кани (Luigi Cani), член команды Team Extreme. Из-за маленькой площади скорость планирования на данном куполе на­столько высока, что он может некоторое время лететь рядом со спортсменом в вингсьюте (см. раздел «Спортивные прыжки»), который еще не раскрывал па­рашюта. Используя такую возможность, парашютист Джеб Корлис (Jeb Corliss) производит полеты на винг­сьюте совместно с пилотом VX-39 и готовится к попытке приземления в этом крылатом костюме без раскрытого парашюта.

Как же возникает подъемная сила? Смотрим схему обтекания крыла (рис. 27). Простейшее крыло имеет плоскую нижнюю и выпуклую верхнюю поверхности. Крыло, двигаясь поступательно, разделяет

Рис. 27. Схема обтекания крыла

встречный воздух на два потока. Поток, обтекающий крыло сни­зу, проходит путь АВ практически по прямой, то есть по кратчайшей траектории. Поток, обтекающий кры­ло сверху, идет по кривой траектории, более длинной. За задней кромкой крыла потоки снова объединяются. Следовательно, за одинаковое время воздух над кры­лом проходит большее расстояние, чем под ним, а зна­чит, двигается с большей скоростью. Тут вступает в силу закон Бернулли, гласящий, что чем больше скорость движущегося газа (или жидкости), тем меньше его дав­ление. Таким образом, давление воздуха над крылом ниже, чем под ним. Разность давлений создает подъем­ную силу. Напомним, что эффект проявляется только при поступательном движении крыла. Чем выше ско­рость, тем сильнее подъемная сила.

Аэродинамические характеристики крыла зависят от профиля крыла (формы нервюры), формы крыла (рис. 28), удлинения. Наилучшее аэродинамическое качество обеспечивает крыло эллиптической формы с большим удлинением и тонким профилем. Удлине­ние - это отношение квадрата размаха к площади кры­ла. Для прямоугольных куполов эта величина равна отношению размаха к длине хорды. Зарубежные производители в характеристиках куполов приводят именно что соотношение, называемое aspect ratio (соотношение геометрических размеров). На рисунке показана фор ма нижних оболочек парашютов-«крыло». Черным цветом изображены «уши» (stabilizers), которые вооб­ще-то являются вертикальными поверхностями, но некоторые производители куполов учитывают их при определении площади купола и значения aspect ratio.

Аэродинамическое качество. Любой не нейтральный парашют (имеющий собственную горизонтальную ско­рость) имеет такой параметр, как аэродинамическое качество, которое характеризует отношение горизон­тального перемещения объекта к его вертикальному пе­ремещению. Например, у большинства современных парашютов-«крыло» аэродинамическое качество око­ло 2,5. Это означает, что парашют, потеряв 1 м высоты, переместится вперед на два с половиной метра. Или что то же самое, при вертикальной скорости 5 м/с такой парашют будет иметь горизонтальную ско­рость 5 х 2,5 = 12,5 м/с. Это, конечно, не сравнимо с качеством парапланов (до 8 единиц) и тем более пла­неров (до 40). Совершенствование аэродинамики па­рашютов имеет некоторые ограничения. Например, по сравнению с парашютом у параплана гораздо большее удлинение, намного меньшая относительная высота профиля, большее количество строп, обеспечивающих правильную форму купола. Все это существенно увеличивает аэродинамическое качество параплана. Однако для парашюта большее значение имеет соот­ветствие следующим требованиям:

    купол, стропы, подвесная система должны выдерживать достаточно большие нагрузки (перегрузка при раскрытии может составлять 16 g, параплан на такие нагрузки не рассчитан);

    компактность в уложенном виде, чтобы не созда­вать помех при работе в свободном падении, и как следствие - ограничения по максимальной площади купола, количеству, толщине и длине строп;

    устойчивая работа в широком диапазоне режимов управления для обеспечения безопасного приземления в различных погодных условиях и на различных пло­щадках;

    относительная простота конструкции, обеспечи­вающая достаточно высокую надежность раскрытия;

    некоторые геометрические ограничения, влияю­щие на стабильное и ровное раскрытие. Например, парашют-«крыло», имеющий удлинение больше тройки, не всегда может наполниться воздухом без каких-либо перехлестов.

Оборотной стороной улучшения аэродинамическо­го качества являются усложнение управления, пони­женная устойчивость, менее стабильное раскрытие.

Рис. 28. Формы крыла, применяемые в парашютостроении

(в скобках указывается значение aspect ratio ):

а - классический прямоугольный купол (1,8); б - скоростной прямо­угольный купол (2,5); « - скоростной эллиптический купол (2,7)

Современные высококлассные купола планируют с высокими горизонтальными скоростями, призе­мляются «по-самолетному», но для управления ими требуется серьезная практическая подготовка. В то же время прямоугольные купола, сшитые из F-111, с толстым профилем и небольшим удлинением демонстрируют высокую устойчивость, в том числе в низкоскоростных режимах, простоту управления и наиболее предсказу­емые раскрытия. По этой причине почти все запасные парашюты-«крыло» имеют именно такие характе­ристики.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ

Все существующие парашюты можно классифици­ровать несколькими способами:

1) По назначению:

    грузовые (однокупольные и многокупольные);

    тормозные;

    вспомогательные (вытяжные, стабилизирующие, поддерживающие);

    пристрелочные;

2) Людские парашюты можно классифицировать по области применения:

    десантные;

    учебно-тренировочные, спортивно-тренировочные;

    спортивные;

    спасательные;

    специального назначения.

3) По конструкции:

    однооболочковые;

    двухоболочковые («крылья»).

4) По характеристикам («крылья»):

    классические (точностные);

    скоростные;

    переходные;

    студенческие;

  • купольне

5) По форме купола («крылья»):

    прямоугольные;

    слабоэллиптические;

    полуэллиптические;

    эллиптические;

    с косыми нервюрами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Грузовые парашюты применяются для Десантирова­ния крупногабаритных тяжелых грузов, как правило, военными и спасателями. Грузы (например, боепри­пасы и продукты в ящиках, боевые машины десанта с экипажем) закрепляются на грузовой платформе, к которой крепят одно- или многокупольную парашют­ную систему. В однокупольной системе используется один большой купол, в многокупольной (МКС) - не­сколько (от 2 до 12) небольших. Выброску производят с транспортных самолетов, например Ил-76, через от­крывающуюся в воздухе рампу. Вытаскивание грузовой платформы из самолета производится с помощью вы­тяжного парашюта, вводимого в воздушный поток. Грузовые парашютные системы для смягчения призем­ления используют пороховые ускорители, включаемые непосредственно перед касанием земли и производя­щие дополнительное торможение. Примеры: многоку­польная система «Кентавр» имеет 5 куполов площадью по 760 м 2 . Однокупольная бесплатформенная парашютно-реактивная система ПРСМ-915 использует один 540-метровый купол и реактивную систему мяг­кой посадки; многокупольная бесплатформенная ПБС-950 «Шельф» - до 12 куполов площадью 350 м 2 и реактивные тормозные двигатели.

Спускаемые аппараты космических кораблей также используют грузовые парашюты, созданные специально для них. Сегодня возвращение экипажа и оборудова­ния таким способом является более дешевым вариан­том по сравнению с многоразовыми кораблями.

Тормозные парашюты используются для быстрого торможения при больших начальных скоростях, когда другие способы торможения малоэффективны. Такие парашюты применяются на реактивных самолетах, некоторых специальных автомобилях, устанавливаю­щих рекорды скорости. Без применения тормозных парашютов на указанных аппаратах приходилось бы строить слишком длинные посадочные полосы. Осо­бенности тормозных парашютов: небольшая площадь, обычно крестообразная форма.

Вспомогательными парашютами можно назвать па­рашюты, обеспечивающие работу других куполов. Вытяжные парашюты служат для раскрытия основ­ных (или запасных) парашютов. Они бывают жест­кие (с пружинным каркасом) и мягкие (без него). Стабилизирующие парашюты также являются вытяж-и id ми, но предварительно выполняют дополнитель­ную функцию - стабилизацию падения парашютиста (или груза). Поддерживающие парашюты, применя­емые на некоторых системах (например, ПЛП-60), нужны для предотвращения неправильного процесса раскрытия.

Пристрелочные парашюты используются, как не­сложно догадаться, для пристрелки, то есть для определения точки выброски парашютистов. При­стрелочный парашют должен обеспечивать скорость снижения под куполом такую же, как в среднем у пара­шютистов, то есть 5 м/с. Так как расчет точки выброски ведется для нейтрального купола, пристрелочный парашют должен быть нейтральным.

Людские парашюты - это все парашютные системы, предназначенные для прыжков людей. Таких систем существует больше всего, и их надо классифицировать отдельно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЮДСКИХ ПАРАШЮТОВ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Десантные парашюты используются в первую оче­редь для выброски бойцов ВДВ. Специфика десант­ных войск - внезапное появление большой группы бойцов в тылу противника, в самом неожиданном месте. В войсках западных стран десантирование на па­рашютах применяется в гораздо меньших масштабах. Чаще всего вместо этого практикуется высадка де­сантников с вертолетов. Преимущество ВДВ в том, что десантно-транспортный самолет не должен призем­ляться и вообще сколько-нибудь задерживаться в зоне высадки, что снижает риск его уничтожения. При этом один Ил-76 может за раз выбросить около 130 десантников. Для сравнения: в американский транспортный вертолет СН-53 вмещается до 64 солдат (в самый боль­шой в мире вертолет Ми-26 - до 85 солдат).

Десантные купола также используются для граж­данских парашютистов-перворазников. Особенность этих куполов - относительная простота и высокая надежность, поэтому для подготовки парашютиста не требуется много времени.

Учебно-тренировочные и спортивно-тренировочные парашюты используются для обучения спортсменов и подготовки к переходу на более сложную спортивную технику. Эти парашюты имеют круглый купол в котором предусмотрены щели и клапаны, обеспечи­вающие возможность горизонтального перемещений и управления. По сравнению с десантными эти парашюты более требовательны к правильному раскрытию, сложнее в управлении, для их использования необхо­дима более тщательная подготовка. Имея опреде­ленные навыки, с данным типом парашютов можно результативно работать на точность приземления.

Спортивные парашюты - парашюты типа «крыло», предназначенные для прыжков спортсменов-парашю­тистов. Сильно различаются по характеристикам и назначению. Самые простые в управлении - студен­ческие, немного сложнее - точностные (классичес­кие), самые сложные - маленькие высокоскоростные косонервюрники.

Спасательные парашюты служат дли спасения эки­пажей летательных аппаратов, а также парапланеристов. Они используются достаточно редко - только и случае аварий, когда невозможно посадить летатель­ный аппарат. Требования к данной категории парашю­тов: возможность применения как на сверхмалых (60 м), так и на больших (несколько тысяч) высотах; применение в большом диапазоне скоростей летательного аппарата. У спасательных парашютов, как правило, круглые купола, отличающиеся более простой конструкцией, а следовательно, максимальной надежностью раскрытия.

Парашюты специального назначения - это парашюты «крыло», используемые спасателями МЧС, некоторыми военными подразделениями специального назначения. В отличие от десантных парашютов они ни позволяют парашютисту выбирать место приземления. Среди других парашютов-«крыло» данная категория выделяется увеличенной площадью (от 27 м2), так как военные и спасатели прыгают с дополнительной нагрузкой - грузовыми контейнерами, оружием, различ­ным снаряжением и спецсредствами. Купола обычно имеют 9 секций и шьются из ткани с небольшой воздухопроницаемостью типа F-111. Подвесные системы могут иметь крепеж для дополнительного снаряжения.

С помощью данных систем силы МЧС могут до­ставлять спасателей и грузы в те места, куда другим спо­собом попасть затруднительно, а войска специального назначения - десантировать небольшие диверсионные группы. При десантировании выброска обычно осуще­ствляется с большой высоты (от 10 000 м), где самолет мало заметен визуально и труднодоступен для назем­ных средств ПВО, с раскрытием парашютов на малой высоте (несколько сотен метров). Другой вариант - выброска с большой высоты с небольшой задержкой раскрытия. Самолет при этом находится на значитель­ном расстоянии от наземной цели, а парашютисты, раскрыв парашюты на нескольких тысячах метров, на­чинают планировать в глубь территории противника, оставаясь малозаметными для наблюдателей и неви­димыми на радарах. За каждый километр снижения они будут перемещаться на 2-2,5 км вперед. Попутный ветер может значительно увеличить пройденное по воздуху расстояние.

КЛАССИФИКАЦИЯ КУПОЛОВ ПО КОНСТРУКЦИИ

Однооболочковые парашюты. Купол обычного па­рашюта с одной оболочкой может быть круглой, квад­ратной (G-3-3) формы, также существуют некоторые специфичные (например, треугольные ПЗ-81) купо­ла. Все эти разновидности куполов относят к круглым из-за одинакового принципа парашютирования. Строго говоря, круглый купол является многоуголь­ником, к углам которого привязываются стропы. На­пример, купол парашюта 3-5, имеющего 24 стропы, является правильным 24-угольником. Заметно отли­чается лишь ПЗ-81 (рис. 29), у которого дополнительными стропами втянута средняя часть от передней до задней кромки.

Рис. 29. Схема запасного парашюта ПЗ-81:

1 - полотнище; 2 - ленты усилительные; 3 - кольцо; 4 - стропы; 5 -

лямка промежуточной подвесной системы; 6 - стропа управления; 7 -

лента рифления; 8, 9 - карманы; 10 - ленты укладки; а - отверстия

Двухоболочковые парашюты-крылья. Купола таких парашютов имеют две оболочки - верхнюю и ниж­нюю, которые соединены вертикальными перего­родками - нервюрами. Верхняя и нижняя оболочки имеют разную площадь, нервюры обеспечивают форму сечения - профиль крыла, за счет которого создается подъемная сила.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ ТИПА «КРЫЛО» ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ

«Крылья» отличаются друг от друга такими свой­ствами, как количество секций, площадь, форма купо­ла, удлинение, ткань купола и материал строп. Сюда же можно отнести особенности введения в действие, управления, некоторые характерные конструктивные элементы. Все эти параметры влияют на летные характе­ристики куполов и определяют область их применения.

Классические (точностные) купола шьются из ткани с небольшой воздухопроницаемостью (F-111 или ана­логичной). Они имеют семь секций, небольшое удли­нение купола (1,8-2,2), относительно большую пло­щадь (22-28 м 2), толстый профиль, аэродинамическое качество около 2 (вертикальная скорость в пределах 5 м/с, горизонтальная около, 10 м/с). Применяются в ос­новном для работы на точность приземления. Семисекционные купола из F-111 отличаются устойчивостью, относительно слабой восприимчивостью к порывам ветра, широким диапазоном контролируемых режимов планирования, в частности устойчивого снижения на минимальной горизонтальной скорости.

Скоростные купола отличаются маленькой площа­дью и, как следствие, высокой скоростью при номи­нальной загрузке. Оболочки этих парашютов шьются из ткани с нулевой воздухопроницаемостью (ZP-0 и аналоги). Скоростные купола бывают семи-и девятисекционными. Каждая секция может делить­ся промежуточными нервюрами как на две, так и на три (при применении косых нервюр) части. Форма купола прямоугольная, эллиптическая, с эллипти­ческой передней или задней кромкой, со слабой эллипсностью (slightly tapered). Площадь - от 170 (для тяжеловесов), до 60 кв. футов.

Переходные купола по своей конструкции представ­ляют собой купола скоростные, но за счет увеличенной площади более просты в управлении. Они имеют ха­рактеристики скоростных куполов, но выполняют все маневры более медленно, позволяя совершенствующе­муся парашютисту освоить сложные приемы управ­ления без большого риска. Ранцы таких парашютов ничем не отличаются от других спортивных систем. Площади куполов находятся в диапазоне от 120 до 220 кв. футов, в зависимости от массы спортсмена.

Студенческие парашютные системы обычно имеют девятисекционные купола большого размера из F-111, площадью 220-280 кв. футов. Они отличаются про­стотой управления и относительно безопасны. Из-за большого хода строп управления такой парашют слож­но свалить или ввести в интенсивное вращение. По­этому студенческие купола можно применять для парашютистов с минимальными навыками управления парашютом. Они используются для обучения студен­тов AFF (см. раздел «Программы обучения») и для прыжков спортсменов, только что закончивших одну из программ обучения. Также эти системы можно ис­пользовать для прыжков спортсменов, имеющих боль­шой перерыв в прыжках.

Студенческие системы предусматривают несколько вариантов раскрытия основного парашюта - кроме мягкой медузы, возможно использование жесткого вы­тяжного парашюта, в этом случае ранец расчековывается с помощью «релиза» (release): петля зачековывается тросиком, к которому приделана бобышка. Раскрытие возможно с двух сторон - на случай необходимости эк­стренного раскрытия основным или резервным инст­руктором AFF. На студенческие системы устанавлива­ется специальный вариант страхующего прибора - Сурres Student, учитывающий возможное поведение обучаемого и особенности студенческого купола.

Тандемные парашютные системы предназначены для прыжков двух человек с одним парашютом. Таким образом человека знакомят со свободным падением и планированием под современным парашютом-«крыло», избавляя от длительного и дорогого процесса обу­чения и в то же время обеспечивая высокий уровень безопасности прыжка. Один из парашютистов - тан­дем-мастер. Второй - клиент без опыта прыжков. На клиента надевают подвесную систему без парашю­та. С помощью карабинов она пристегивается к под­весной системе тандем-мастера. Так как один из пара­шютистов не имеет опыта прыжков, к надежности и безопасности тандем-системы предъявляются повы­шенные требования. Купол рассчитан на вес двух человек и имеет увеличенные прочностные характери­стики и площадь. Тандем-купола обычно делают девятисекционными прямоугольными и эллиптическими. У некоторых из них нестандартная конструкция, на­пример одиннадцать секций, две крайние секции из трех частей. Из-за специфики тандем-прыжка систе­мы имеют нестандартное устройство некоторых узлов, например, кольцо запасного парашюта и подушка от­цепки смотрят наружу, так как иначе они были бы за­крыты телом клиента. В составе системы есть дрог - вытяжной парашют на длинной стренге, выполняющий также роль стабилизирующего парашюта. Обычно тандем-системы оборудуются системой транзитного раскрытия запасного парашюта после отцепки отка­завшего основного парашюта.

Купольные системы - отдельный класс «крыльев». В принципе, «закуполиться» (построить одну из фи­гур купольной акробатики) можно на любых типах куполов, близких по летным характеристикам. Но пол­ноценно работать по дисциплинам купольной акроба­тики можно только со специальными парашютами. Это скоростные прямоугольные семисекционные купола, немного отличающиеся от стандартных. Купольные парашюты предназначены для раскрытия сразу после отделения от самолета и должны открываться макси­мально быстро. Поэтому на них нет камер, в уложенном виде купол находится непосредственно под клапана­ми ранца; вместо слайдера установлена крестовина, часто отсутствуют резиновые соты для укладки строп. Стропы укладываются в распашной чехол в задней ча­сти верхней оболочки. Таким образом, эти парашюты не рассчитаны на длительное падение, максимальная допустимая задержка раскрытия для них - порядка пяти секунд. При больших задержках возникают слиш­ком большие перегрузки, вызывающие повреждение парашюта и опасные для парашютиста.

В отличие от других современных куполов куполь­ные не имеют вилок на передних двух рядах строп. Две внутренние и две внешние стропы первого ряда (так называемые маячковые) делают другого цвета, напри­мер красными, чтобы парашютисту, принимающему подачу, проще было взять нужную стропу. С этой же целью цвет центральной секции часто отличается от цвета остальных секций.

Чтобы минимизировать возможность зацепления куполыциков за стренгу чужого вытяжного парашюта, в таких системах применяется система втягивания этой стренги. Втянутая стренга располагается либо на верх­ней оболочке, либо под нижней. В последнем случае в центре купола (в обеих оболочках) делается отверстие и устанавливается люверс. При работе на ротацию (см. раздел «Спортивные прыжки») или скоростное постро­ение между передними свободными концами может быть установлена перемычка, за которую принимающий куполыцик может быстро схватиться ногой и которая в сжатой «этажерке» (см. раздел «Спортивные прыжки») не позволяет ногам парашютиста соскальзывать со сво­бодных концов на стропы.

Развичают несколько видов прыжков с парашютом: фри-флай, фристайл, прыжки на точность приземления и некоторые другие. Стиль прыжка зависит только от профессиональной подготовки и личных предпочтений парашютиста.

Старейший вид парашютного спорта - прыжки на точность приземления . Для них используют особые парашюты, которые позволяют управлять куполом. Парашютисту надо приземлиться точно в середину размеченного на земле круга диаметром 100 м.

Индивидуальная акробатика , или классический парашютизм, и фристайл - это такой вид прыжков, когда спортсмен во время свободного падения выполняет акробатические трюки, различные фигуры. Часто прыжок снимает параллельно летящий оператор.

Групповая акробатика - выполнение в воздухе несколькими парашютистами в горизонтальном положении большого количества фигур. Обычно команда состоит из четырех-восьми человек, но это не предел.

Самый зрелищный вид парашютного спорта - фри-флай . Команда выполняет большинство упражнений в вертикальном положении на высокой скорости свободного падения - 250-300 км/ч, выступление длится примерно 45 с.

Скайсерфинг - прыжки с лыжей, на которой спортсмены в свободном падении выполняют красивые фигуры.

Набирают популярность свуп - спуск на эллиптическом куполе с длинным пролетом над землей (затея очень опасная и зрелищная).

Пара-ски - сюда входят отдельные дисциплины: спортсмены сначала соревнуются на горнолыжной трассе, а затем прыгают с парашютом на точность приземления.

Блейд-раннинг - прыжки с небольшой высоты с длинным пролетом над землей.

В парабалунинге пилот сначала сбрасывает маркер (160-метровую ленту с грузиком), стараясь попасть в наземную цель, а затем парашютиста, который тоже должен приземлиться в нужной точке.

Парашютные рекорды

Один из самых экстремальных видов спорта - бейеджам-пинг , или прыжки с парашютом с высотных зданий, антенн, мостов, в горах. Этим опаснейшим делом во всем мире увлекаются всего лишь несколько тысяч человек. Шанс погибнуть - 5 из 95 %, ежегодно это как минимум 2-3 человека.

Еще более экстремален бан-зай-парашютизм - прыжки с самолета без парашюта. Сначала из самолета выбрасывают парашют, а следом прыгает человек. Его задача - догнать парашют, надеть и открыть купол до критической высоты, а то разобьется. Впервые это сделали японцы в 2007 г ., уж очень им хотелось попасть в книгу рекордов Гиннесса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Бывший президент США Джордж Буш-старший впервые прыгнул с парашютом еще во время Второй мировой войны, а последние свои прыжки сделал на 80-летний юбилей и в возрасте 83 лет во время открытия после реконструкции Президентского музея в Техасе.

Прыжки групповых акробатов тоже требуют огромного мастерства. В 2011 г. в небе над Коломной сразу восемь самолетов подняли 186 скайдайверов на высоту свыше 6000 м, где российские спортсмены в свободном полете в течение нескольких секунд удерживали фигуру в виде огромного цветка.

Еще один мировой рекорд установили в Таиланде: 357 спортсменов из разных стран, прыгнув с высоты 11 км, удерживали в свободном падении фигуру в течение 6 с. Вообще-то прыгали 450 парашютистов, но часть их разметал ветер.

Самый же массовый затяжной прыжок состоялся в 2000 г. в Бразилии, когда в небо на семи самолетах на высоту 3657,4 м поднялись 588 парашютистов. А в 2006 г. уже 960 парашютистов-акробатов из 30 стран совершили массовый прыжок в свободном падении.

Есть среди парашютистов и рекордсмены-одиночки. Так, самое большое количество прыжков у американца Дона Кельнера : в 2000 г. он сделал свой 20-тысячный спуск с парашютом.

Среди женщин рекорд принадлежит Шерил Стирнс - на ее счету 13,5 тыс. прыжков.

А в 1999 г. некий Джей Стоукс умудрился за сутки прыгнуть с парашютом 476 раз. Побить такой рекорд практически нереально. Хотя если попробовать...

В истории изобретений сложно найти более интернационального продукта, чем парашют. Идея, высказанная впервые, как предполагают, итальянцем Леонардо да Винчи в XV в., была реализована французами в XVIII в., доработана англичанами в XIX в. и усовершенствована российским изобретателем в начале XX в.

Первоначальной задачей являлось безопасное приземление человека (например, при прыжке из корзины воздушного шара). Модели того времени не отличались широким разнообразием видов. Продолжавшееся до 1970-х гг. совершенствование конструкции и используемых материалов, привело к дифференциации парашютов на две большие группы: круглые и «крыло». Самые используемые в профессиональном парашютизме относятся к группе крыла.

Виды парашютов по цели использования

В соответствии с назначением выделают следующие виды:

  • для десантирования грузов;
  • для решения вспомогательных задач;
  • для десантирования людей.

Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.

Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.

Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.

Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:

  • вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
  • стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
  • поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.

Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.

Виды парашютов для десантирования людей

Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:

  • тренировочные;
  • спасательные;
  • спец назначения;
  • десантные;
  • планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).

Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.

Десантные

Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.

Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:

  • максимальная высота выброски – 8 км.
  • обычная рабочая высота – 800-1200 м.
  • минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.

Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:

  • 13,8 кг (Д-5);
  • 11,5 кг (Д-6);
  • 11,7 (Д-10).

Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.

Тренировочные

Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.

Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360° C за 18 с. Он хорошо управляем.

Средние скорости снижения (м/с):

  • горизонтальная – 2,47;
  • вертикальная – 5,11.

Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.

Спортивные

Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.

  • Классификация по форме крыла

Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:

  • прямоугольная;
  • полуэллиптическая;
  • эллиптическая.

Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.

Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.

Эллиптичные конструкции характеризуются:

  • более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
  • коротким ходом строп управления;
  • большой потерей высоты при развороте.

Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.

  • Классификация по типу купола

Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:

  • классические;
  • студенческие;
  • скоростные;
  • переходные;
  • тандемные.

Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.

О тличительные черты:

  • мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
  • позволяют эффективно контролировать снижение;
  • используются для тренировки точности посадки.

Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.

Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).

Спасательные

Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).

Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте :

  • от 100 м до 12000 м (С-3-3);
  • от 70 до 4000 м (С-4У);
  • от 60 до 6000 м (С-4);
  • от 80 до 12000 м (С-5).

При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.

Запасные

Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.

Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:

  • запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
  • запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
  • запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.

Специального назначения

В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.

Парашюты для бейсджампинга

Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.

При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.

Парашютисты делятся на две категории пользователей — тех, кто тормозит, и тех, кто летает. В первую попадают парашютисты, занимающиеся прыжками на точность приземления и купольной акробатикой. Во вторую — индивидуальной акробатикой, групповой акробатикой, фристайлом, скайсерфингом и фрифлаем. Люди, прыгающие с так называемым принудительным раскрытием, — особая статья. Они занимаются не спортом, а туризмом.

Парашют — одно из самых захватывающих изобретений человечества

Парашют готов для укладки

Зачековка строп управления. Специальные изогнутые шпильки не дают до конца раскрыться стропам управления, поэтому при раскрытии купол имеет нулевую горизонтальную скорость — «стоит». После выдергивания чеки купол начинает лететь вперед.

Первая фаза укладки — все секции купола, называемые соплами, аккуратно разобраны

Вторая фаза — укладка купола. Для простого прыжка с самолета вот такой купол можно просто затолкать в ранец — все равно раскроется. Для бейс-прыжка требуется более скрупулезная работа.

Выдавливание воздуха. Осталось только подвернуть сопла и уложить в ранец

Укладка строп

Зачековываем ранец кривой шпилькой

Уложенные парашюты с разными «медузами» для разных ситуаций

История парашюта

Банально, но парашют тоже изобрел Леонардо да Винчи. Помимо вертолета и летающей тарелки, которые сам не смог воплотить в современных ему материалах, в своих дневниках он описал некую «палатку», с которой можно безопасно прыгать с любой высоты.

Собственно, построили купол парашюта несколько столетий спустя. Некоторое время с парашютом можно было прыгать лишь с аэростата, к днищу которого купол пристегивался в развернутом виде. В начале XX века Глеб Котельников, потрясенный гибелью известного воздухоплавателя, изобрел парашют, укладывающийся в металлический ранец. Это сделало возможным прыжок с самолета. То есть получить последовательно отделение человека от летательного аппарата и добровольное раскрытие парашюта.

В начале Первой мировой войны изобретение Котельникова сначала не получило одобрения. Великий князь Александр Михайлович, шеф военной авиации, заявил, что летчики будут необоснованно пользоваться парашютом и перестанут беречь дорогую авиационную технику. Вмешалась статистика. Она упрямо показывала, что летчики массово гибли вместе с машинами. Россия стала закупать парашюты во Франции, где уже наладили выпуск ранцев Котельникова — правда, не в лучшей модификации. Только молодое Советское государство позволило изобретателю увидеть плоды своих трудов в серийном производстве на Родине.

Как это работает

С тех пор принцип работы парашюта остается прежним, совершенствуются лишь детали. Парашютист опоясывает себя подвеской (круговой системой ремней) и подгоняет ее под свой рост-размер с помощью фиксирующихся пряжек. К подвеске в двух местах крепятся лямки, соединенные стропами с куполом из синтетического шелка высокой прочности. Сам купол укладывается в брезентовый ранец так, чтобы легко и быстро развернуться в потоке воздуха. Ранец оснащен четырьмя клапанами, которые раскрываются как конверт. Клапаны фиксируются замыкающими шпильками, соединенными с натяжными резинками. Отделившись от летательного аппарата, парашютист дергает за кольцо (или — в современных парашютах — маленькую такую грушу), соединенное тросиком со шпильками. Шпильки вынимаются из конусов, освобождая натянутые резинки, которые быстро открывают клапаны, и купол, попадая прямо в восходящий поток воздуха, раскрывается над парашютистом.

На купол действует сила сопротивления воздуха, которая равна силе тяжести, действующей на парашютиста. Благодаря этому система из парашюта и парашютиста снижается с постоянной скоростью. Скорость снижения современных купольных парашютов — 5,5 м/c.

Раскрытие парашюта в основном бывает принудительным и ручным. Еще бывает раскрытие стабилизирующим куполом и страхующим прибором. Принудительное раскрытие происходит вытяжным фалом, присоединенным одним концом к тросу, натянутому в самолете, а другим концом — к деталям парашютной системы. После раскрытия вытяжной фал остается в самолете, а парашютист летит по своим делам, то есть вниз.

Ручное раскрытие инициируется самим парашютистом. До недавнего времени на парашютных системах было предусмотрено кольцо или звено, при его выдергивании раскрывался ранец, из которого пружиной выбрасывался вытяжной парашют, а он, в свою очередь, вытягивал из ранца основной парашют. Эта система громоздкая, тяжелая, в ней много лишних деталей. К тому же проблема — куда после раскрытия деть кольцо. Поэтому лет пятнадцать назад распространение получила другая система: вытяжной парашют изготавливается в виде, удобном для складывания в наружный карман на ранце. Для раскрытия парашютист просто достает его из кармана и бросает в поток. Такой вытяжной парашют получил название «медуза». Он и правда немного похож на это животное — круглый и бесформенный.

Но если два разных устройства делают одно и то же, то среди них нет ни одного лучшего — «медуза» также имеет недостатки. Самый большой — она может не сработать при неоптимальном положении тела парашютиста при раскрытии. Поэтому на учебных и запасных парашютах применяется старая схема — вытяжной парашют с пружиной.

Как правильно падать

Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо.

Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно.

Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется.

С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Управление крылом осуществляется также двумя стропами управления. Если тянуть за левую, то крыло будет разворачиваться влево, за правую — вправо. Если тянуть за обе — будет уменьшаться горизонтальная скорость. Если потянуть сильно, то скорость уменьшится настолько, что крыло почти перестанет создавать подъемную силу и одновременно начнет терять свою форму, что заставит его расстаться с остатками подъемной силы, то есть приведет к эффекту «сваливания» — крыло резко ныряет вниз. Есть у крыла одна особенность: перед тем как оно «сваливается», скорость его, как горизонтальная, так и вертикальная, на очень короткое время уменьшается практически до нуля. Запомним этот факт, он нам скоро пригодится. Если стропы управления отпустить, крыло через некоторое время восстановит форму, и парашютист продолжит движение со свойственной агрегату скоростью.

Как попасть куда надо

Пожалуй, самое ответственное мероприятие. Его невозможно выполнить успешно, если ошибется или летчик, или парашютист. Летчик отвечает за то, чтобы точно вывести самолет или вертолет в точку выброски с учетом ветра и своевременно дать команду на отделение от самолета. А парашютист должен раскрыть парашют на заданной высоте (если раскроет ниже, рискует до аэродрома не долететь), найти аэродром, выйти на него, построить заход и приземлиться.

Самолет при выброске летит на ветер. Команда на отделение дается некоторое время спустя после пролета точки приземления, чтобы ветер не мешал, а, наоборот, помогал парашютистам приблизиться к ней.

После раскрытия парашютист выполняет под парашютом развороты и змейки с тем, чтобы на высоте не менее 100 м оказаться немного за точкой приземления. После этого выполняется крайний разворот (именно так, «крайний» — те, кто летает, не любят слова «последний») строго на ветер, и можно приземляться.

Приземлиться с круглым парашютом — все равно, что прыгнуть с холодильника высотой 1,25 м, ничего сложного. Только настоятельно рекомендуется держать ноги плотно вместе. Причина очевидна — прочность двух ног больше, чем одной, а если ноги развести, велика вероятность того, что вся нагрузка придется только на одну, тут и до травмы недалеко. С крылом все интереснее. Помните, мы говорили, что есть в его поведении момент, когда и горизонтальная, и вертикальная скорости его падают почти до нуля? Почему бы не воспользоваться этим? Перед самой землей (за пару-тройку метров) выбираем обе стропы управления, крыло «зависает», собирается «свалиться», но… мы в это время уже ставим ноги на землю.

Правильно выполненное приземление на крыле очень мягкое. Парашютисты называют его «поймать подушку». Если исполнить «подушку» слишком высоко, то парашютист спрыгнет с большей высоты, чем рассчитывал. Встреча с землей произойдет с большой вертикальной и горизонтальной скоростью, и придется ее гасить пробежкой по летному полю, а если не повезет, то ехать на пятой точке. Не очень страшно, но неприятно — особенно весной, когда сыро.

И еще — на круглом парашюте, в общем-то, все равно, в каком направлении по отношению к ветру приземляться, потому что горизонтальная скорость невелика. На крыле горизонтальная скорость большая, поэтому следует приземляться строго против ветра, тогда скорость ветра вычитается из скорости парашюта и приземление выполнять приятнее и проще.

Сложить за 20 минут

Наш консультант Денис Ленчевский, один из самых известных в мире экстремальных парашютистов, показал, как укладывается парашют. Решено было укладывать семисекционный купол для бейс-прыжков. Во‑первых, принцип укладки для всех парашютов одинаков, а во-вторых, бейс-купола укладываются более тщательно, чем девятисекционные парашюты для скайдайвинга. Несмотря на то что купол был уложен высокопрофессионально, редакция настоятельно не рекомендует рассматривать этот материал как полноценную инструкцию. Решились прыгать — обратитесь к профессионалам.

Лучшие в мире серийные парашюты для скайдайвинга выпускают две американские фирмы — Perfomance Designs и Icarus Canopies. Для бейс-прыжков лучшие купола делают опять же американские Basic Reseach и Consolidated Rigging. Если требуется что-то эксклюзивное, можно смело обращаться в отечественное НПО «Звезда», известное на весь мир своими катапультными креслами и космическими скафандрами. Цена хорошего нового купола обычно начинается с отметки в $1500. Специализированного магазина по торговле парашютами в России нет, и торговля более всего напоминает торговлю наркотиками: снаряжение покупается у физических лиц — дилеров какого-нибудь производителя. Ищутся же дилеры через знакомых парашютистов или через интернет. Рекомендуем заглянуть по адресу www.glavaviatorg.ru . Где и как правильно учиться прыгать с небес, мы напишем ближе к весне.