Легкая атлетика. Меры по повышению мотивации спортивной деятельности. Чемпионаты по легкой атлетике

Лэнс Армстронг - завершивший карьеру американский шоссейный велогонщик. Единственный 7-кратный победитель велогонки « Тур де Франс» (1999-2005), бронзовый призёр Олимпиады в Сиднее, чемпион мира 1993 г в групповой гонке.

Майкл Фелпс- выдающийся американский пловец, единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне. Абсолютный медальный рекордсмен в истории олимпийских игр. На Летней олимпиаде в Лондоне побил медальный рекорд Ларисы Латыниной, который продержался 48 лет.

Елена Лашманова – Олимпийская чемпионка в ходьбе на 20 км Лондон-2012, пример силы воли и стремления к победе!

Билял Махов – бронзовый призер Олимпийских игр по борьбе вольным стилем в супертяжелой категории до 120 кг.После схватки за третье место Махов заявил, что для него это очень плохой результат.

«Нет никаких эмоций от этой награды – я недоволен результатом. Ни на кого не буду сваливать вину за поражение от грузинского спортсмена в полуфинале – виноват только я. Тактически неправильно выстроил борьбу, за что и поплатился. Возможно, на меня повлияла предыдущая схватка против монгола. Знаете, я недооценил, что это Олимпийские игры, и тут вообще нет ни одного проходного поединка. Конечно, у меня получилась не совсем удачная жеребьевка, в первых двух схватках противостояли очень сильные соперники. Но и это не оправдание. Теперь я буду стремиться все-таки выиграть золотую олимпийскую медаль и смыть нынешний провал», – сказал Билял Махов.

Бронзовые призеры-каноисты на Олимпиаде 2012

Масутацу Ояма (1923-1994) - выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, создатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ.

Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Кёкусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.


Усэйн Сент-Лео Болт - выдающийся ямайский спринтер, трёхкратный олимпийский чемпион 2008 года, 5-кратный чемпион мира. Действующий обладатель мировых рекордов в беге на 100 (9,58 сек, Берлин 2009) и 200 метров (19,19 сек, Берлин 2009), а также в эстафете 4×100 метров в составе сборной Ямайки (37,04 сек, Тэгу 2011).

Является первым человеком в истории лёгкой атлетики, установившим мировые рекорды на трёх этих дистанциях на одной Олимпиаде.По итогам 2008 и 2009 годов Болт был признан лучшим спортсменом и легкоатлетом мира. За имя и достижения получил прозвище «Молния»

Хиллари Эдмунд - известный новозеландский альпинист и путешественник. Первый человек поднявшийся на вершину Эвереста.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: « Моё увлечение – лёгкая атлетика»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….……...3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………….....….....…5

    1. Место и значение легкой атлетики в жизни людей………………………...…...5

      Из истории легкой атлетики……………………………………………..……......5

      Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта.…..7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………..………………8

2.1. Исследование отношения моих одноклассников к спорту……………………...8

Заключение…………………………………………………………………………….…1 0

Литература…………………………………………………………………………..……1 2

Приложение……………………………………………………………..………...….…..1 3

Введение

Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, включающая , , прыжки и метания. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Я уже четвёртый год занимаюсь легкой атлетикой. Мне очень нравится бегать и прыгать. На соревнованиях я часто занимаю призовые места. Однако из моего класса всего лишь четверо учеников ходят на легкую атлетику. Мне захотелось узнать, занимаются ли мои одноклассники, каким- либо видом спорта. Так же мне было интересно узнать, какое влияние оказывает на человека легкая атлетика, какие качества она развивает?

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что легкоатлетические упражнения развивают такие качества, как выносливость, волю, трудолюбие; формируют характер, стремление к победе, к саморазвитию, самосовершенствованию, прививают желание вести здоровый образ жизни. Это на сегодняшний день, как мне кажется, является наиболее нужным и важным для подрастающего поколения, для будущих спортсменов. Легкоатлетические упражнения доступны каждому. И каждый человек может их выполнять самостоятельно.

Гипотеза: предположим, что легкой атлетикой может заниматься каждый и эти занятия окажут положительное влияние на ребенка.

Поэтому, целью моей работы стало исследование влияния занятий легкой атлетикой на развитие ребенка.

Я поставил перед собой следующие задачи:

    Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

    Составить анкету и провести опрос среди моих одноклассников.

    Проанализировать результаты анкетирования и сделать выводы.

    Понаблюдать за теми ребятами, которые не занимаются спортом, рекомендовать им заняться лёгкой атлетикой

(5слайд) О бъектом моего исследования стала легкая атлетика.

Предметом – влияние занятий легкой атлетики или другим видом спорта на детей.

В своей работе я использовал следующие методы исследования : теоретические : изучение литературы по легкой атлетике и её анализ эмпирические : анкетирование, наблюдение.

Практическая значимость : рекомендовать моим одноклассникам, которые еще не занимаются спортом, заняться легкой атлетикой.

Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что анализ проблемы детского спорта, а именно легкой атлетики, позволяет выделить её значение в жизни детей и определить их отношение к спорту.

Глава 1. Теоретическая часть 1.1. Место и значение легкой атлетики в жизни людей

Многие занимаются легкой атлетикой, которая проникла в самые отдаленные уголки земного шара, став одним из популярных видов спорта в мире. Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко используются в детских садах, школах. Их применяют для закаливания организма и профилактики различных заболеваний. Легкоатлетические упражнения могут использоваться для развития физических качеств спортсменов, для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих. Доступность, простота упражнений и минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

    1. Из истории легкой атлетики

Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинствен­ными силами природы зависела его охотничья удача, а значит - и жизнь. Итак, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыж­ки и метания - упражнения, которые составляют фундамент легкоатлетического спорта.

Родиной спорта принято считать Древнюю Грецию. Программа первых соревнований была в основном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге на дистанции, равной длине стадиона (192 м 27 см), которая называлась стадий. (Отсю­да, возникло слово «стадион».) Более полувека этот вид бега - стадиодром - оставался единственным видом соревнований на олимпийских праздниках. А уже начиная с 16-й Олимпиады (708 г. до н . э.) программа Игр обогатилась новым видом - пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу. (Первая же олимпиада была проведена в 776 году до н.э.)

Победителей соревнований чествовали тогда очень пышно. Их увенчивали венками из оливы, ветви для которых срезали специальным золотым ножом со старых священных деревьев. Когда чемпионы возвращались домой, их встречали толпы радостных соотечественников. Поэты слагали в честь победи­телей хвалебные гимны. Имена чемпионов высекались на камен­ных плитах, а некоторым из них даже ставились памятники. Именно благодаря этому до нас и дошли их имена...

Я узнал, что несколько позже в борьбу вступили марафонцы. Они бежали 40 км по каменистой дороге, по кото­рой около 2500 лет назад пробежал из селения Марафон в Афины эллинский воин-гонец с вестью о победе греков над пер­сами. По преданию, гонец прибежал в город, не останавливаясь в пути, и с возгласом «Мы победили!» и упал замертво. В честь его подвига в программу Олимпийских игр был включен пробег от Марафона до Афин. Впоследствии мара­фонский бег стал одним из обязательных видов легкой атле­тики.

Мне понравился такой эпизод олимпийских состяза­ний. На старт дистанции 100 м бегуны вышли в белых брюках и коротких сапогах. И только один спортсмен - американец Томас Бэрк - был в трусах и в обуви, как современные шиповки. Если его соперники принимали старт стоя, то Бэрк опустил­ся на одно колено и уперся в землю руками. Зрители даже посмеивались над этим оригиналом. Но каково же было их изум­ление, когда именно Бэрк финишировал первым. С тех пор низкий старт стал общепринятым в соревнованиях спринтеров.

В России же начало развития легкой атлетики связывают с организацией в 1888 г. спортивного кружка в поселке Тярлево около Санкт-Петербурга. Членами кружка были учащиеся, которые проводили в Тярлево летние каникулы. Они первыми в России начали систематически заниматься бегом, а затем прыжками и метаниями. В 90-х годах XIX в. кружок провел ряд крупных для того времени соревнований.

    1. Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта

Конец формы

Ходьба - вид, требующий специальной выносливости.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег. Бег, в зависимости от его характера различно влияет на организм человека. Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на длинные дистанции - выносливости, барьерный бег - ловкости, высокой координации движений. Легкоатлетические прыжки бывают через вертикальное препятствие и на дальность. Легкоатлетические метания копья, гранаты, мяча, диска или молота, ядра. Надо обратить внимание на то, что метать копье, гранату, мяч нужно только из-за головы, над плечом; метать диск можно только сбоку; метать молот - только сбоку; толкать ядро можно со скачка и с поворота, но обязательно толкать.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у мужчин -десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. Для школьников 11-13 лет проводится четырехборье, которое раньше называлось пионерским.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Исследование отношения моих одноклассников к спорту

В исследовании приняли участие учащиеся 4 А класса МБОУ МСШ в количестве 24 человек. Для того чтобы узнать их отношение к спорту, я провел анкетирование. Анкета содержала 10 вопросов (приложение 1). На вопрос занимаетесь ли вы спортом 19 человек ответили - «да», а 5 человека - «нет». Рис 1.

Из опроса своих одноклассников я узнал, что легкой атлетикой занимаются 4 человека, хореографией- 15 человек, а некоторые совсем не занимаются спортом.

Рис 2.

Из опроса я узнал, что многие мои одноклассники хотели бы заниматься плаванием – 8 человек, фигурным катанием -6 человек, биатлоном -2, балетом-1, картингом -2, боксом-1, сноубордом -1, тяжелой атлетикой-1, но в нашем городе такой возможности нет. Поэтому на вопрос, что бы они изменили, если бы были министром по физкультуре и спорту, многие ответили, что построили бы спортивный комплекс - 9 человек, ледовый дворец - 2, плавательный бассейн -1, большой стадион – 2, спортивную школу-3, увеличили количество спортивных секций -1, запретили продажу табачной и алкогольной продукции -1.

Из анкеты, а также из моих собственных наблюдений, я заметил, что те ребята, которые не занимаются спортом, не могут сдать нормативы по физкультуре и они чаще остальных болеют простудными заболеваниями. А чтобы не было таких проблем нужно заниматься спортом, например, лёгкой атлетикой.

Заключение

Выполняя исследовательскую работу, я узнал, что л егкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу, бег, прыжки, метания, а также многоборья. Занятия легкой атлетикой способ­ствуют всестороннему физическому раз­витию, укреплению здоровья людей.

Лёгкая атлетика формирует такие качества как терпеливость - длительное противодействие неблагоприятным факторам; упорство - стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого, вопреки имеющимся трудностям; настойчивость - систематическое проявление «силы воли» при стремлении достичь цели. Развиваются двигательная память, зрительная, слуховая и эмоциональная память.

Я также узнал об истории её развития. Меня удивило, что спортивные состязания проводились ещё в глубокой древности . Интересно было узнать, откуда взялся низкий старт и многое другое.

В ходе работы я провел опрос своих одноклассников, чтобы узнать их отношение к спорту. Многие ребята хотели бы заниматься ещё другими видами спорта, но в нашем городе такой возможности нет.

Лично мне моё увлечение легкой атлетикой дало то, что я обрёл много новых друзей; на уроках физкультуры я легко сдаю все зачеты, хорошо играю в футбол, волейбол, баскетбол; я чувствую себя физически сильнее своих одноклассников; я строен и подтянут. Меня часто выбирают на спортивные соревнования защищать честь класса и школы. Кроме всего этого, я забыл, когда болел. Я думаю, что на этом список положительного влияния легкой атлетики на меня еще не заканчивается.

Легкая атлетика – это наше будущее. Она взращивает тех людей, которые сменят настоящее поколение. Кроме того, детский спорт – это решение проблем криминального характера. Он отвлекает детей от улицы, помогает нормально развиваться и расти ребенку.

Литература:

    Волков М., Филин В.П. «Спортивный отбор», издание «Физкультура и спорт», Москва 1983г, 170 страниц.

    Козлов В.И., Гладышева А.А. «Основы спортивной морфологии», издание «Физкультура и спорт», Москва, 1977г., 102 страницы.

    Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта». Москва, Советская Россия», 1979 г.

    Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987г

    Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 1984 г.

    Попов А.Л. «Психология спорта», издательство «Флинта», Москва, 1998г.

    http://www.erudition.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

    Занимаетесь ли вы спортом?___________________________________________

    Если да, то каким видом спорта вы занимаетесь? _________________________

    Каким видом спорта хотели бы заниматься, и есть ли такая возможность в нашем городе?_______________________________________________________

    Нравится ли вам заниматься спортом?___________________________________

    Нравится ли вам урок физкультуры?_____________________________________

    Сколько раз в неделю у вас спортивные занятия?__________________________

    С удовольствием ли вы ходите на занятия?________________________________

    Удается ли вам сдать нормативы по физической культуре?__________________

    Гордитесь ли вы собой, когда вам удается сдать все нормативы?_____________

10.Что бы вы изменили в нашем городе, если бы вы были министром по физкультуре и спорту____________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подтягивания на перекладине должно стать одним из ваших основных упражнений. В случае, если по какой-то причине вы не можете поситетить спортивный зал, подтягивания на турнике помогут вам сохранить спортивную форму.

Так какая же польза от подтягиваний? Это упражнение помогает значительно развить мышцы спины. Кроме того, подтягиваясь человек развивает и множество других мышц, косвенно прорабатывая всю верхнюю половину тела. Все, что требуется для подтягиваний это турник или перекладина. Турники есть, практически, во всех спортзалах и на улице во дворах и спортплощадках. Не составляет труда оборудовать турник у себя дома.

Набрать массу с помощью подтягиваний не удастся, но с их помощью отлично укрепляются и растягиваются не только мышцы спины, но и мышцы рук.

Техника подтягиваний очень проста и доступна абсолютно всем. Но как я убедился множество людей, тренируясь в спортзалах, не имеют о ней, ровным счетом, ни какого представления. Вкратце, теория такова: чем шире хват руками за перекладину, тем больше нагрузка ложится на широчайшие мышцы спины; чем уже хват - тем больше нагрузка ложиться на бицепсы. Если подтягиваться, касаясь перекладины затылком, то широчайшие мышцы растягиваются в ширину. А если подтягиваться, касаясь подбородком, то широчайшие растягиваются еще и в толщину. При узком хвате, ладонями к себе, дополнительную нагрузку получает нижняя часть широчайших, находящаяся в районе талии.

Я советую с первых же тренировок включать подтягивания в свою тренировочную программу. Хват нужно использовать шире плеч, так нагрузка больше ляжет на мышцы спины. Подтягивание - единственное упражнение в котором я позволяю себе сделать до шести подходов. В каждом подходе подтягивайтесь столько, сколько сможете. Первый подход (разминочный) выполните средним хватом - чуть шире плеч, до касания подбородком перекладины. Последующие подходы выполняйте широким хватом, подтягиваясь до касания перекладины затылком. В среднем у вас должно получаться не меньше 10-12 повторений первые два подхода с последующим снижением количества повторений в подходе. Паузы между подходами не должны превышать 1,5 минут. Достаточно включать подтягивания в одну тренировку в неделю. А раз в месяц, выполнять подтягивания касаясь перекладины не затылком, а подбородком. Для разнообразия, можно начинать выполнять подход подтягиваясь до касания перекладины затылком, затем последние два-три повторения до касания подбородком, а после этого, не останавливаясь выполнить еще пару-тройку подтягиваний узким хватом, ладонями к себе.

Подтягиваться нужно спокойно, без рывков, в удобном для вас темпе. Опускаясь, не следует бросать тело в низ, не следует также сильно противодействовать опусканию в нижнюю точку. Нужно опустить туловище подконтрольно, большей частью под своим весом. Когда туловище находиться в нижней точке, руки должны быть полностью распрямлены. Не забывайте про дыхание: опускаетесь - вдох; подтягиваетесь - выдох.

Некоторые атлеты выполняют подтягивания, закрепив на поясе груз, тем самым, давая себе дополнительную нагрузку. Я считаю это делом на любителя. Сам я подвешиваю на пояс груз, чаще это 20 кг. блин, мне нравиться подтягиваться первые два подхода.

Кроме широчайших мышц спины, подтягивания здорово растягивают бицепсы и мышцы предплечий, а также укрепляют кистевой хват. Многие не догадываются о том, какую роль играют подтягивания в формировании бицепса. А между тем, во время подтягиваний, бицепс получает хорошую растяжку, особенно в области локтевого сустава, которая является чаще всего проблемной у многих атлетов. Кроме этого бицепс получает отличное развитие в ширину, формируя замечательный шарик при сгибании руки в локте. Напомню, что массу бицепса подтягиваниями не набрать, а добиться аккуратной и сбалансированной формы вполне возможно.

Введение

Мотивация

Внешняя мотивация

Внутренняя мотивация

Комплекс мотивов спортивной деятельности

Меры по повышению мотивации спортивной деятельности

Мотивация в легкой атлетике

Проявление мотивации в легкой атлетике

Список литературы

Введение.

В последние годы отмечается ухудшение здоровья детей и подростков. Стремительно выросло число хронических и социально значимых болезней, высок уровень инвалидности и смертности. Если говорить конкретно, то за последние пять лет общая заболеваемость детей до 15-летнего возраста увеличилась на 22%. У каждого ребенка выявляется в среднем по два заболевания. Частота заболеваний среди подростков выросла на 24%, и у каждого из них доктора находят уже по 3-4 болезни.

Врачи и педагоги отмечают снижение двигательной активности ребят. Это выявлено у 80% школьников.

Почему так происходит? Потеряна мотивация всего населения к занятиям физической культурой. При этом у современных детей отсутствуют возможности заниматься ею в свободное время, что связано с сокращением сети спортивно-оздоровительных учреждений или с высокой оплатой за их использование.

Кроме того, снизился контроль за организацией двигательной активности и физическим воспитанием в образовательных учреждениях. Недостаточное внимание школы к организации и проведению рационального физвоспитания как раз и приводит к тому, что с поступлением в школу ребята перестают двигаться активно

Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов.

Мотивация.

Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо. Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Мотив (или побуждение) - это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях. Мотив - это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо

Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека. Мотивация состоит из двух частей деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определенной ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.

Процессы мотивации могут иметь различную направленность - достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее, что сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует определенное психофизическое напряжение, т. е. состояние возбуждения, прилив или упадок сил.

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель - сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Принципиально различают две формы мотивации - внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ - принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков - принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу. Другие предприятия решаются на внедрение философии качества, основываясь на убеждении, что предупреждение появления бракованных изделий должно стать их принципиальной позицией в мире производства. Такая позиция справедлива для многих сфер жизни. В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки. Необходимо создавать внутреннюю мотивацию и сохранять ее. Необходимо сформировать убежденность в том, что она целесообразна и значима.

Для устойчивой мотивации огромное значение имеет сочетание различных видов вознаграждения людей за положительные результаты или процессы их деятельности.

Комплекс мотивов спортивной деятельности.

Из анализа литературных источников, посвященных данной проблеме, следует, что особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.

Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей.

Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.

Мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Классификация мотивов спортивной деятельности:

По направленности на процесс или результат деятельности: процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.), результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные последствия победы и т.п.)

По степени устойчивости: ситуативные (кратковременные, проходящие), устойчивые (долговременные, часто многолетние)

По связи с целями спортивной деятельности: смыслообразующие (прямо связанные с целью), стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)

По месту в системе "Другие - Я": индивидуальные (мотивы личного самоутверждения), групповые (потриотизм всех уровней, мотивыы честной соревновательной борьбы и др.)

По доминирующей установке: митивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска), мотивация избегания неудачи.

Следует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев

Как показывает анализ литературных источников, на протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.

Так Е. П. Ильин отмечает, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. спорта) могут быть:

Стремление к самосовершенствованию;

Стремление к самовыражению и самоутверждению;

Социальные установки;

Удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями.

И. Г. Келишев выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

Стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;

Стремление к совершенству;

Повышение социального статуса;

Потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

Получение материальных поощрений.

Ю. Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной "коллективистами", доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе - "индивидуалистов" - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командах, а вторые, наоборот, - в личных соревнованиях.

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

Следует отметить, что при психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов возможно только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Анализ практики показывает, что пренебрежение одним из них, игнорирование того или иного мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов подтверждают данные исследований, полученные Е. Г. Знаменской: спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты (прыжки - в легкой атлетике, опорные прыжки - в гимнастике, разбег - в акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов, как указывают исследователи, формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. Анализ литературных данных показывает, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Из проведенного литературного анализа следует, что данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта.

Результаты практических исследований, проведенных спортивными психологами показывают, что контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают три основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе, регби и др.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы теннис и др.) и условные (плавание, спортивная гимнастика и др.).

Итак, если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, - насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели - это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.

Многие исследователи спортивной мотивации: А. Пилоян, Б. Д. Кретти, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни и др., отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

Является пусковым механизмом деятельности;

Поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

Регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Меры по повышению мотивации спортивной деятельности.

Одним из наиболее важных направлений государственной политики в России сегодня стало совершенствование процесса физического воспитания подрастающего поколения как составной части укрепления его здоровья. Выполняя решения Госсовета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», Госкомспорт, Минобразование, Минздрав России и Российская академия образования провели совместную коллегию. По итогам коллеги и был издан совместный приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором предусмотрен комплекс мер, направленных на создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

Какие направления в нем были признаны приоритетными?

Это, прежде всего создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья. И совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания.

Одной из основных задач государства в сфере образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, стала всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учеников. Сегодня в 65900 общеобразовательных учреждениях физкультурой занимаются около 19 миллионов школьников.

Разработан проект федерального государственного стандарта по физической культуре, на основе которого создаются примерные программы по физической культуре для всех ступеней общего образования, рассчитанные на трехчасовые занятия в неделю. Учебный процесс по физическому воспитанию дополняется занятиями в спортивных клубах и секциях, в которых занимаются более 5 миллионов ребят. С ними работают 56 тысяч тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования. 80% из них имеют высшее образование, 72% - квалификационные категории.

Деятельность по совершенствованию физического воспитания детей не ограничивается только учебным процессом. Для кардинального изменения ситуации в детском спорте нужно создавать центры здорового, спортивного образа жизни. Иначе говоря, развивать систему дополнительного образования. В настоящее время в стране действует более 4 тысяч спортивных школ разного типа, в которых занимаются более 2,5 миллиона ребят. По месту жительства создаются спортивные клубы для детей и подростков. В них сегодня занимаются более 750 тысяч детей и подростков.

Составной частью укрепления здоровья детей стала летняя оздоровительная кампания. По информации Госкомстата России (по состоянию на октябрь 2003 г.), летом в детских оздоровительных лагерях отдохнули 5839,4 тысячи детей. В спортивно-оздоровительных и оборонно-спортивных лагерях - 40,4 тысячи.

В системе дополнительного образования работают 50 центров на базе школ и учреждений начального профессионального образования. В них реализуются программы: «Школа безопасности», «Формула независимости», «Техника против наркотиков», «Спорт против наркотиков». Активно используются ресурсы 19 психолого-педагогических и медико-социальных центров, оказывающих квалифицированную реабилитационную и профилактическую помощь детям и родителям. Созданы кабинеты по профилактике наркозависимости среди детей и подростков. Профилактические занятия посетили более 20000 человек. Создано 12 молодежных консультаций, в которых проводится работа по нравственно-половому воспитанию, профилактике наркомании и нежелательной беременности.

Проводится и систематическая спортивно-массовая работа. Ежемесячно проходят спортивные соревнования на первенство Комитета по образованию по 36 видам спорта, в которых принимает участие свыше 100000 ребят. Совместно с Союзом педиатров разработана и реализуется программа, которая предусматривает проведение в образовательных учреждениях тематических встреч с детьми и родителями по проблемам: «Основы гигиены тела», «Основы рационального питания». Проведены конкурсы плакатов и рисунков «Береги здоровье смолоду», «Мы выбираем здоровый образ жизни». Регулярно проводятся семинары, конференции для педагогов и медицинских работников по вопросам охраны здоровья школьников, издается газета «Домашний доктор».

Мотивация в легкой атлетике.

Рекомендации по формированию психической готовности к соревнованию в большинстве случаев сводятся к перечислению, разъяснению тех мероприятий, к которым спортсменам следует прибегать непосредственно перед стартами. Между тем известно, что соревновательная готовность имеет в своей основе определенные личностные качества спортсмена.

Для атлетов со спортивно-деловой мотивацией характерна устремленность на достижение высокой перспективной цели - выполнение норматива мастера спорта, получение права занять место в сборной команде страны. Эти атлеты ясно видят этапы, подводящие к цели. Им свойственны умение активно преодолевать трудности, творческая инициатива, настойчивость, самокритичное отношение к успехам и неудачам. Такие спортсмены довольно точно оценивают свою подготовленность к участию в соревновании, ставят высокие, но выполнимые цели, сохраняют уверенность в их достижении, отличаются эмоциональной устойчивостью. Эти положительные личностные особенности проявляются в тщательной подготовке к старту, в общем подъеме сил, в максимальной реализации своих возможностей в соревнованиях.

Спринтеры с лично-престижной мотивацией деятельности могут быть подразделены на две подгруппы: а) с заниженной самооценкой и б) с завышенной самооценкой. Общей особенностью таких спортсменов является эмоциональная неустойчивость в экстремальных ситуациях соревновательной борьбы и сниженная результативность, несмотря на благоприятные физические данные и хорошую подготовленность.

Представителям первой группы свойственна повышенная чувствительность к отрицательным оценкам результатов их деятельности, повышенная тревожность, неуверенность в себе в сложных соревновательных ситуациях. Их поведение характеризуется недостаточной инициативностью и настойчивостью в достижении цели. При непосредственной подготовке к старту они проявляют неорганизованность, поздно начинают разминку, стараются проводить её уединенно. Их соревновательный бег обычно характеризуется излишней напряженностью, скованностью движений. Такие спортсмены несамокритичны. Неудачные выступления оказывают на них демобилизующее влияние.

Для представителей второй подгруппы характерна ориентация на получение только положительных оценок своих действий. Они отличаются самоуверенностью, нередко переоценивают свои природные данные и свой успех, не проявляют целеустремленности и настойчивости в тренировочной работе. При непосредственной подготовке к соревнованию они недостаточно организованны, часто нарушают согласованный с тренером порядок разминки, на соревнованиях часто допускают фальстарты. При высоком накале спортивной борьбы нередко не выдерживают соперничества, допускают сбой, снижают скорость бега. При неудачном выступлении несамокритичны, проигрыш связывают с независящими от них обстоятельствами, неправильным судейством, плохим самочувствием и т. п.

Таким образом, психическая соревновательная готовность наиболее отчетливо проявляется и легче формируется у спринтеров со спортивно-деловой мотивацией. Однако, как показывают наши наблюдения, у большинства юных спринтеров (70-75%) уровень спортивно-деловой мотивации недостаточно высок. И перед тренером стоит сложная педагогическая задача по ее формированию и закреплению.

При выборе средств формирования и закрепления спортивно-деловой мотивации нужно исходить из того, что воспитание правильного отношения к моральным нормам и общественным ценностям нашего общества побуждают юного спринтера занимать активную позицию в тренировочной работе, преодолевая физические и психические нагрузки, добиваться высоких результатов. Собственные достижения в этом случае понимаются атлетом как необходимое условие для утверждения успеха спортивного коллектива, лично- престижные побуждения отходят у него на второй план. Дмитриенкова JI. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта.

Очень важным средством формирования спортивно-деловой мотивации юного спринтера является его участие в общественно полезной деятельности у себя в коллективе и в общеобразовательной школе (помощь тренеру в судействе соревнований, в тренировочной работе с ребятами младшего возраста, в организации показательных выступлений и т. п.). Большое место в воспитательной работе должны занять средства формирования спортивного идеала - собирательного образа выдающегося спортсмена. Эффективными средствами воспитания такого идеала служат спортивная литература, встречи с мастерами спорта, диспуты по прочитанным книгам, обсуждение спортивных кинофильмов, передачи по радио и телевидению.

Для более точной постановки цели, формирования оптимальной уверенности и правильной самооценки как важнейших факторов соревновательной готовности можно рекомендовать следующие психолого-педагогические средства: постановку перспективных целей на определенный период (месяц, неделю); активное участие спортсмена в составлении тренировочной программы и анализе применяемых средств; формирование установки на достижение трудной спортивной задачи (для чего спортсмены информируются о соревновательных и тренировочных результатах, возможных условиях соревнований и соперниках, обеспечивается усиленная подготовка спортсменов с заниженной самооценкой, делается акцент на объективные трудности для спортсменов с завышенной самооценкой); формирование правильной самооценки в тренировочной работе; составление письменных самоотчетов о прошедших соревнованиях (с фиксацией степени волнения при подготовке к старту, эффективности проведения разминки, соревновательного бега, возникающих трудностей и успешности борьбы с ними, с оценкой своего выступления, определением характера необходимой в дальнейшем тренировочной работы), аналитические беседы после соревнований; овладение специфическими средствами саморегуляции предстартовых состояний (индивидуализация предсоревновательной разминки, аутогенная тренировка, идеомоторная "настройка", самоободрение).

Применение указанных средств формирования психологической готовности к соревнованию, как показала наша работа, поможет развитию и упрочению спортивно-деловой мотивации спринтеров-подростков. Самооценка спортсменов приобрела черты устойчивости, значительно улучшилась функция самоконтроля напряженности в экстремальных условиях соревнований. Все это позволило раскрыть дополнительные резервы повышения спортивного мастерства. Так, половина юных спортсменов за полтора года тренировок повысила спортивную квалификацию от III до I разряда, а остальные - от III до II разряда. В контрольной группе, где работа проводилась по общепринятому режиму, лишь половина занимающихся выполнила норматив II разряда, а остальные остались на уровне III разряда.

Проявление мотивации в легкой атлетике.

Проблемы изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки в командах чрезвычайно сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку. Если еще сравнительно недавно содержание психологической подготовки ограничивалось регуляцией предстартовых состояний спортсмена, настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами и т. д. Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов высокого класса в каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения рекордных результатов. Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название психологического обеспечения подготовки спортсменов.

Управление психологическим разделом подготовки проводится в соответствии с общей концепцией организации управления подготовкой спортсменов и складывается из построения модельных психологических характеристик сильнейших атлетов, разработки системы психологического контроля и программы психологической подготовки, внесения коррекций в программу в зависимости от получаемой информации. Разработка модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов предусматривает, во- первых, нахождение взаимосвязей между различными психологическими показателями, важными для успешного выступления в ответственных соревнованиях, и, во-вторых, выявление тех психологических показателей, которые могут компенсировать недостаточное развитие качеств, необходимых для успешного выступления. Например, недостаточно высокий уровень развития ритмо-темповой чувствительности у прыгуна может быть компенсирован высоким уровнем двигательной памяти и глазомера, а недостаточно быстрая реакция у спринтера - способностью к мобилизации волевых усилий и внимания.

При разработке модельных психологических характеристик следует иметь в виду, что вся деятельность спортсмена высокого класса складывается из трех разделов - соревновательной, тренировочной и внетренировочной ("базальной") деятельности. В соответствии с этим могут быть созданы три типа модельных психологических характеристик.

Предполагается, что у атлета высокого класса уже имеется комплекс ряда общих психических качеств, способствующих рациональной организации спортивного режима, программированию подготовки, процессу восстановления, созданию "деловой" психологической атмосферы в команде и др. Сочетание некоторых из этих базальных качеств представляет собой общие способности спортсмена, которые по-разному проявляются в двигательной деятельности.

В условиях тренировки данные качества реализуются более специализированном виде. Некоторые из них могут служить психологическими критериями тренированности спорсмена, а некоторые - показателями его текущего психологического состояния. В условиях соревновательной деятельности эти качества проявляются еще более целенаправленно - непосредственно в процессе выступления.

Для построения схемы не дельных психологических характеристик все "рабочие" психические качества спортсмена (т. е. качества, способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества; б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических состояний.

Принципиальная схема модельной психологической характеристики сильнейшего спортсмена-легкоатлета, которая в настоящее время продолжает разрабатываться, обусловливает и содержание используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия на спортсменов, а также психологического контроля.психологический контроль заключается в систематическом проведении психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями подготовленности. К сожалению, в настоящее время не существует единых подходов к психологическому обследованию легкоатлетов, и психологи, работающие в разных видах легкой атлетики, применяют различные методики психодиагностики. Нет и стандартизованных аппаратурных методик для определения психофизиологических показателей. Однако, исходя из общей схемы модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов, можно уже теперь выделить конкретные качества и свойства, которые следует оценивать с помощью комплекса методов психодиагностики, причем часть из них целесообразно унифицировать для всех видов легкой атлетики.

Какие же психические особенности спортсменов следует диагностировать на разных этапах тренировки для дальнейшего повышения эффективности процесса подготовки? Общие, неспецифические психологические показатели спортсмена, характеризующие его психофизиологические возможности, "психофункциональный" резерв, а также профиль его личности, целесообразно диагностировать в подготовительном периоде. Более специфические психологические показатели личности и деятельности спортсмена, дающие возможность выявить психологические критерии его тренированности, рекомендуется определять в начале специальной подготовки к крупным состязаниям. Показатели, характеризующие динамику психического состояния, выявляются в ходе всей предсоревновательной подготовки. И, наконец, специфические соревновательные качества, проявляемые в экстремальных условиях, могут быть определены лишь в процессе выступления в соревнованиях. Рассмотрим более подробно эти качества, а также методы психодиагностики.

На уровне общеподготовительной деятельности выявляются следующие качества:

1. Качества, характеризующие общую мотивационно-волевую направленность спортсмена.

а) идейно-нравственная направленность личности спортсмена, определяемая с помощью наблюдений и методов оценки тренера и психолога, взаимооценок спортсменов и самооценки;

б) показатели взаимоотношений и взаимодействия спортсмена в группе, определяемые с помощью социометрии и взаимооценок;

в) уровень мотивации достижения и уровень увлеченности спортивной деятельностью, оцениваемые с помощью наблюдений, экспертных оценок по специальной схеме;

г) общие волевые проявления характера (целенаправленность, смелость, настойчивость, стойкость и т. д.), определяемые с помощью наблюдений, метода обобщения независимых характеристик и др.

2. Общие высшие психические функции и психомоторные качества (внимание, оперативное мышление и память, общая быстрота простой реакции, общая двигательная активность), диагностируемые с помощью распространенных неспецифических тестов (например, модифицированных таблиц Шульте, теста В. Пушкина, реакциометрии, теппинг-теста).

3. Общая способность к самоконтролю и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний в специфических условиях спортивного режима. В первом случае определяется способность правильной самооценки показателей двигательных действий и работоспособности путем сравнения объективных и субъективных показателей деятельности, способность к коррекции двигательной деятельности с помощью экспертных оценок. Во втором - способность к самооценке эмоционального состояния с помощью сравнения субъективных оценок и объективных данных (пульса, электрокожного сопротивления), способность к произвольному управлению эмоциональным состоянием и др.

В итоге анализа данных психологического контроля могут быть даны характеристики общечеловеческих качеств спортсмена, имеющих значение как для успеха соревновательной и тренировочной деятельности, так и для создания и поддержания благоприятной психологической атмосферы, необходимой для подготовки, и предложены рекомендации по совершенствованию этих качеств.

В процессе тренировочной деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:

1. Качества, характеризующие предсоревновательную мотивационно-волевую направленность легкоатлета - конкретные мотивационные установки (их сила и стабильность), проявления спортивного характера (способность самостоятельно выполнять намеченный план в условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности (В. Демин).

2. Психические функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того или иного вида легкой атлетики (например, чувство времени, ритмо- темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно- моторной реакции различения и простой реакции (реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени (хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.

На уровне тренировочной деятельности в период непосредственной подготовки к выступлению обычно определяется динамика различных показателей психических состояний спортсмена. К их числу, прежде всего, относятся наиболее чувствительные из упомянутой группы значимых для данного вида показателей, которые в большой степени подвержены влиянию различных психических и физических нагрузок. К сожалению, они еще недостаточно четко определены в различных видах легкой атлетики (в беговых видах такими показателями могут служить данные ритмо-темповой чувствительности и времени пробегания определенных отрезков, в скоростно-силовых - комплексные показатели ритмо-силовой чувствительности, точности восприятия пространства и чувства времени). Однако для характеристики текущего психического состояния спортсменов недостаточно знания комплекса указанных показателей, они должны быть дополнены некоторыми общими показателями, характеризующими уровень активности спортсмена, и данными его самооценки.

Таким образом, для общей оценки психических состояний спортсмена применяются, во-первых, указанные методики определения функциональной активности; во-вторых, методики определения наиболее чувствительных из значимых показателей, не отнимающие много времени на обследование (1 - 2 минуты), и, в-третьих, методы самооценки психического состояния (методика "САН", "градусник", предложенный Ю. Киселевым, анкета самооценки В. Писаренко и т. д.), позволяющие оценить некоторые параметры психического состояния в количественных показателях. С помощью этих же методик определяется и способность спортсмена к самооценке и саморегуляции эмоционального состояния под влиянием различных стрессорных воздействий на предсоревновательном этапе подготовки.

На основании полученных данных можно судить о динамике психического состояния спортсмена в процессе непосредственной подготовки к соревнованию, его эмоциональной устойчивости, психической переносимости нагрузок, способности к психической саморегуляции в напряженных условиях подготовки.

На уровне соревновательной деятельности могут быть использованы визуальные и экспертные оценки различных проявлений психической деятельности и состояния спортсменов, когда они не могут быть подвергнуты каким-либо объективным обследованиям. К сожалению, этот важный раздел психологического контроля пока только разрабатывается.Основу работы по психологическому обеспечению подготовки составляет разработка и внедрение в практику рекомендаций по использованию данных психодиагностики для оптимизации тренировочного процесса и психологической подготовки спортсменов. Под психологической подготовкой принято понимать систему психолого-педагогических воздействий на спортсмена, способствующих повышению уровня его психической надежности и готовности на соревнованиях. Условно ее разделяют на круглогодичную и предсоревновательную. Основными проблемами круглогодичной подготовки являются: формирование определенных свойств личности спортсмена, способствующих успешному и стабильному выступлению в ответственных соревнованиях; совершенствование психических процессов и качеств, помогающих овладению высоким уровнем технического и тактического мастерства или компенсирующих отдельные недостатки физической подготовленности; создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработка умения регулировать их в экстремальных условиях; содействие восстановлению психической работоспособности после высоких нагрузок. В зависимости от того, на какие психические качества и функции (неспецифические или специфические для данной деятельности) осуществляется психолого-педагогическое воздействие, круглогодичную психологическую подготовку делят на общую и специальную, причем их соотношение и содержание меняются в разные периоды тренировки. Так, в заключительный период подготовки преобладают средства воздействия на неспецифические проявления психических качеств, в подготовительный период соотношение воздействий на общие и специфические психические качества выравнивается, а в соревновательный - преобладает специальная психологическая подготовка.

Важнейшей задачей психологической подготовки к конкретному соревнованию является достижение и сохранение психической готовности в условиях ежедневных выступлений. При этом психологическая подготовка делится на раннюю предсоревновательную и непосредственную в ходе соревнований (перед каждым выступлением, в ходе одного выступления, после его окончания и в перерывах между выступлениями). На каждом из этих этапов применяются в разном соотношении общие и специальные методы психологического воздействия на спортсмена.

Весь рассматриваемый раздел работы практически выполняется тренером при участии психолога, сообщающего тренеру результаты психодиагностических обследований и совместно с ним разрабатывающего рекомендации для воздействия на спортсмена. В некоторых случаях психолог (или врач) может непосредственно воздействовать на спортсмена. Для примера можно выделить несколько видов рекомендаций, разрабатываемых спортивными психологами.

1. Рекомендации по коррекции и формированию особенностей личности и межличностных отношений, касающиеся возможностей использования различных методов нравственного воздействия, воспитания морально оправданных мотивов тренировки и выступления в состязаниях, повышения интеллектуального уровня спортсмена и т. п.; рекомендации по созданию в ходе подготовки различных трудностей и выбору стимулов для развития волевых качеств, по обучению способам самовоспитания воли; рекомендации по формированию межличностных отношений и психологической атмосферы.

3. Рекомендации по использованию данных психодиагностики для оптимизации процесса тренировки (дозировка и распределение нагрузок и оптимальное их чередование с разными видами отдыха с учетом индивидуальных психологических особенностей атлетов).

4. Рекомендации по регуляции психического состояния, касающиеся применения приемов сознательной оценки собственного состояния атлета, организации рациональной системы отдыха и развлечения, способов мобилизации и расслабления непосредственно перед выступлением и во время его. В отдельных случаях психорегулятивного воздействия должны принимать участие специально подготовленные врачи-психогигиенисты.

В целом же успех психологического обеспечения подготовки спортсменов зависит от целенаправленности и координации усилий тренеров, психологов, научных работников, врачей, массажистов - словом, всех, кто принимает участие в управлении процессом тренировки, а также от их профессиональной подготовленности в области спортивной психологии.

Список литературы.

1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977. - 183 с.

2. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.

3. Бурлачук Д., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 134 с.

5. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

6. Горбунов Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. - Л.: Нева, 1977. - 220 с.

7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. - 391 с.

8. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

9. Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. - Смоленск: Знание, 1980. -298 с.

10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

12. Ильин Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения). - К.: Вища школа, 1998.-420 с.

13. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). - М.: Просвещение, 1983. -223 с.

15. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.

16. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М.: Академия, 1984. - 196 с.

17. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. - 542 с.

19. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2000. - 688 с.

20. Общая психология./Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

21. Общая спортивная психология./Под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. - Омск: СибГАФК, 2000. - 192 с.

22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 512 с.

23. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Наука, 1984. - 198 с.

24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.

25. Попов A. JL Спортивная психология. - М.: Флита, 2000. - 152 с.

26. Психология индивидуальных различий. Тексты./Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романовой В. Я. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 320 с.

27. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия./Под ред. Реана А. А. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.

28. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1959. - 220 с.

29. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

30. Савельников О. Д. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности.//Теория и практика физической культуры. - 2002. - №4.-С. 16-20.

31. Сальников В. А. Спортивная деятельность и способности./АГеория и практика физической культуры. - 2001. - № 10 - С.24-26.

32. Столяренко JI. Д. Основы психологии. - Р.-на-Д.: Феникс, 1997. - 736 с.

33. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов./Под ред. Волкова И. П. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

34. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.

35. Энциклопедия глубинной психологии./Под ред. Боковикова А. М., - М.: MGM Interna, 1998. - 800 с.

36. Юнг К. Г. Психологические типы. - Мн.: Попурри, 1998. - 656 с.

37. Ярошевский М. Г. История психологии. - М.: Мысль, 1985. - 565 с.

38. Н. Худалов, Б. Блюменштейн - Легкая атлетика

, определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность.

Внутренняя мотивация - это понимание смысла, убежденность.

Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной . Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной .

Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Мотивы характеризуются силой и устойчивостью – именно они являются предметом заботы тренеров и спортивных психологов, так как от выраженности этих характеристик зависит успешность деятельности спортсменов.

Во многих исследованиях было показано, что эффективность деятельности тем больше, чем больше сила мотива. Особенно отчетливо эта закономерность выражена у детей. Однако слишком большое желание показать высокий результат может приводить к обратному эффекту.

В одном исследовании школьникам давалось задание совершать постукивающие движения кистью руки: в одном случае – в быстром, но произвольном темпе, а в другом случае – как можно быстрее. Оказалось, что в значительном количестве случаев, при попытке постукивать максимально часто, результаты оказывались хуже, чем при выполнении движений в свободном темпе. При этом, чем младше были школьники, тем чаще это наблюдалось: в 12-13-летнем возрасте ухудшение было у 50–70 % детей, а в 17-летнем – только у 29 % испытуемых.

Известная пловчиха, олимпийская чемпионка, говорила, что если ее ориентировать по максимуму и вообще на определенный результат, она не покажет хорошее время. Ее надо ориентировать не на секунды, а на правильное прохождение дистанции.

Поэтому при стимулировании спортсменов следует учитывать закон Йеркса – Додсона, который гласит, что усиление стимуляции (до определенного предела) повышает эффективность деятельности и обучения, но сверхсильная мотивация ухудшает и, то и другое.

Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание. В отношении того, что более действенно – похвала или порицание, – единого мнения среди психологов нет.

Например, как показано в исследовании Журавлева, после поощрения волевое усилие увеличилось у 94 % учащихся, а после порицания – у 81 % учащихся. При этом слабое порицание увеличило волевое усилие на 92 %. Однако сильные поощрения и порицания приводили к ослаблению волевого усилия. Как видим, различия в эффективности воздействием поощрением и порицанием невелики.

Эффективность этих воздействий во многом зависит от индивидуально-типических особенностей спортсменов. Например, на интровертов и лиц со слабой нервной системой больше действует похвала, а на экстравертов и лиц с сильной нервной системой – порицание. В то же время и похвала, и порицание оказывают стимулирующее действие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз.

Публичная похвала оказывает очень хорошее стимулирующее действие, в то время как публично выраженное порицание и тем более «разнос» вызывают крайне отрицательное отношение спортсменов. Порицание оказывает стимулирующее влияние, если тренер выражает его в косвенной форме, не называя конкретных имен.

Отрицательная оценка оказывает стимулирующее влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния спортсмена. Следует учитывать и то, что самые худшие результаты работы могут быть при отсутствии оценивания спортсмена. Это приводит к значительному снижению силы мотива, так как спортсмены считают, что их старания никому не нужны.

Иногда для стимулирования активности старательного, но не очень уверенного в себе спортсмена следует похвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи. Существенным моментом является своевременность похвалы и порицания.

Соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор. Увеличить силу мотива на тренировочных занятиях можно используя при выполнении упражнений элемент соревнования между командами спортсменов. Например, Пуни показал, что юноши, тренировавшиеся в беге на 100 м, при очном соревновании друг с другом улучшали результат, но наибольшее улучшение наблюдалось, если соревнования были командными. Подобные факты были получены в других исследованиях в отношении выносливости, максимального темпа движений. Даже при простой осведомленности, что в другой команде или спортивной школе люди выполняют ту же работу более эффективно, может привести к увеличению активности спортсменов. Дети и самолюбивые спортсмены в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

Присутствие других людей. Стимулирующее влияние на спортсменов оказывает присутствие на соревнованиях и тренировках других (особенно – значимых) людей. Однако нередко наблюдается и обратный эффект. Выделяют людей социально возбудимых, социально тормозимых и индифферентных. Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие болельщиков, чем низкотревожные, а спортсмены с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно. Большое значение имеет степень сложности и прочности навыков: простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже.

Влияние общественного внимания. Психологами показано, что даже небольшое проявление внимания и заботы к нуждам людей повышает самоотдачу в деятельности. Отсутствие общественного внимания (не упоминают в прессе, не показывают по телевидению и т. п.) отражается на силе и устойчивости мотива к спортивной деятельности, вызывает депрессию с ее отрицательными последствиями.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (у спортсмена может появиться «звездная болезнь» и т. п.), которые меняют направленность спортсмена, ослабляют его стремление повышать свое спортивное мастерство. С другой стороны, и повышенная ответственность спортсменов с высокой тревожностью тоже может привести к тому, что, желая оправдать общественное внимание, спортсмен из-за излишнего усердия, из-за нежелания ударить в грязь лицом снижает эффективность своей соревновательной деятельности.

Наличие перспективы, конкретной цели. Сила мотива зависит от того, насколько ясно осознается спортсменом смысл и цель его деятельности. Реальность достижения цели создает для спортсмена перспективу. Она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому для поддержания силы мотива целесообразно ставить перед спортсменом не только отдаленные, но и ближайшие цели, достижение которых вызовет у спортсмена удовлетворение своей деятельностью, и будет подкреплять его мотивационную установку (целеустремленность). Длительное ожидание или откладывание на неопределенный срок достижения цели приводит к охлаждению, потере интереса к деятельности, желания достичь цели. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность.

Материальное поощрение. Известно, что как в любительском, так и в профессиональном спорте, для того чтобы спортсмены показали на соревнованиях максимально высокий результат, организаторы соревнований и спортивное руководство используют материальное стимулирование (призы в виде денег, дорогих машин).

Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов.

    Мотивы осознаваемые и неосознаваемые.

    Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности.

    Группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми.

1. Чтобы понять мотивы занятий спортом какого-то спортсмена, необходимо с помощью различных методов собрать информацию, касающуюся социального положения, эмоциональной структуры спортсмена и его отношения к настоящей ситуации. Способы:

а) психолог проводит со спортсменом неофициальные, но хорошо продуманные и заранее спланированные беседы, в ходе которых выясняет, как спортсмен чувствует себя в команде, поддерживают его родители, как он относится к соревнованиям, к жизни, а также о личных и профессиональных планах;

б) внимательно наблюдать за его поведением и позой после поражения и выигрыша, присматриваясь к его жестам и мимике. Провести беседу с другими членами команды;

в) использование специальных объективных и проективных тестов;

г) написать спортсменам подробную автобиографию с акцентом на том, как они пришли в спорт и как складывалась их спортивная карьера.

2. К изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле необходимо относится терпеливо и внимательно, стараясь быть объективным. Такое отношение поможет спортсмену перестроиться и найти мотивы для продолжения занятий спортом, которые соответствовали бы новым жизненным установкам.

3. Обращаться к спортсмену, как к личности, если стремится привлечь его к занятиям спортом. Высказывания должны быть аргументированы и обращены к интеллекту, а не к его эмоциям спортсмена. Следует отметить возможность максимального проявления своих способностей, умения владеть собой и окружающей обстановкой, достижения физического совершенства.