Боевое самбо описание. Боевое самбо. История и философия самбо

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Уроки русских пластунов

Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» - так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.

О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех - огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

Спиридонов - совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, - это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, - Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано - человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

Третий, заключительный бой в противостоянии Мохаммеда Али и Джо Фрейзера состоялся в 1975 году в Маниле, Филиппины, и завершился победой Али. В историю бокса поединок вошел как один из самых жестоких в истории супертяжелого веса

Фото: Getty Images/ Bettmann/Contributor


Бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса в 2002 году завершился победой Льюиса нокаутом в 8-м раунде в 12-раундовом бою. Этот бой был признан одним из самых дорогих и в тоже время скучных боев в истории бокса


Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Фото: Global Look Press/Marcel Thomas

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег - не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии - предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств - армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе - для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье - враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался - то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова - В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова - Анатолия Харлампиева.

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима - Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы - книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» - учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта - «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев - 16 ноября - обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать - утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова - ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название - «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.

На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог - четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.

Главное, что отличало всегда русский поединок, – это гуманность по отношению к противнику. В системе русского рукопашного боя никогда не было приемов, специально придуманных для того, чтобы убить или покалечить противника. Русское боевое искусство, таким образом, – это отражение гуманного русского духа, облагороженного Православной верой и свойственного нашему народу. В добром намерении и направлении силы – мощь и непобедимость русского народа.

«Мы русские, и с нами Бог!» – говорил непобедимый Суворов. Это спокойное мужество и благородство русской силы и стремятся уничтожить антироссийские идеологи, внедряющие восточные единоборства, основанные на жестокости, проповедующие чуждый нам западный индивидуализм, где ради сохранения собственной жизни надо убить ближнего или отобрать у него последнее.

Мы должны гордиться тем уникальным явлением, имя которому Русский рукопашный бой. И одной из начальных его систем является борьба САМБО.

Предыстория развития САМБО

Для тех, кто поверхностно знаком с самбо, характерны высказывания: «Самбо – это то же, что и дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Основание борьбы самбо связано с именем знаменитого исследователя и практика борьбы XX века Анатолия Харлампиева. Он был родом из знаменитой династии борцов, атлетов и кулачных бойцов.

Для Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Георгий Яковлевич (1861-1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой. Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавыкулачных боев, проводившихся на берегу или льду Днепра.

Его сын, Аркадий Георгиевич Харлампиев вырос в такой семье, однако стал… художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. В свободное время Аркадий Георгиевич подрабатывал в цирке в качестве акробата и борца, чтобы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогала ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев.

Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). В книге изложены приемы только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской борьбы «джиу-джитсу».

Учась в Парижской академии, после занятий Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он легко освоил английский бокс и уже через несколько месяцев выступал на ринге под именем Шарль Лампье. Победы русского Шарля следовали одна за другой. По окончании Академии он вернулся в Москву, где выступил как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер. Кроме борьбы Аркадий Харлампиев увлекался альпинизмом и даже участвовал в восхождении на пик Сталина (впоследствии пик Коммунизма, ныне – пик Исмаила Сомони).

С начала Первой Мировой войны Аркадий Харлампиев ушел на фронт, где, как писали газеты, считался пропавшим без вести. Однако через несколько лет, после побега из плена и госпиталя, спортсмен снова появляется во Франции и выступает на ринге под уже известным нам именем. Снова победные бои, шумный успех, поездка в буржуазную Эстонию и тренерская деятельность в ней. В 1922 году при помощи бывшего председателя Военно-революционного комитета Н.И. Подвойского Харлампиев снова возвращается, в уже Советскую, Россию.

В семье Харлампиевых бережно хранится архив, начало которого было положено Аркадием Георгиевичем, собиравшим книги по различным видам единоборств и боевых искусств. В середине 20-х годов Аркадий Георгиевич разрабатывает более десятка программ по физическому воспитанию для техникумов и институтов; в этих программах значительное место занимает обучение самообороне.

Вскоре после этого, по состоянию здоровья, Аркадий Харлампиев заканчивает свои выступления на ринге и начинает тренерскую и научную деятельность. Сыновья Аркадия Георгиевича, окончив курсы инструкторов физической культуры, начинают работать под руководством отца в ОСМКС (Общество строителей Международного Красного стадиона). Сыну Анатолию отец поручает для организации и проведения массовых действий поиск и обработку игр, как известных, так и позабытых.

В его конспектах (1922-1925) наряду с лаптой и городками появляются описания русской, татарской, цыганской и других видов народной борьбы. Именно с этого момента начинается разработка новой системы самозащиты.

В 1929 году Аркадий Георгиевич приводит Анатолия в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии), где работал в то время, и знакомит его со своим другом, тренером по дзюдо Василием Сергеевичем Ощепковым, широко эрудированным педагогом и знатоком, на практике изучившим секреты японской борьбы в Институте Кодокан. Подлинный профессионал, Ощепков был прекрасно знаком с различными видами единоборств и системами боевых искусств и преподавал то, что знал лучше всего. В сборнике материалов по учебным дисциплинам, изданном в 1934 году, он дает методику и тактику боевого искусства джиуджитсу, а также приводит правила по спортивному дзюдо.

Известен интересный факт: Василий Ощепков был одним из первых выпускников Токийской духовной семинарии, основанной архиепископом Николаем Японским при Японской духовной миссии. Рано оставшись без родителей, волей судьбы Вася Ощепков еще мальчиком попал в Японию, где и остался при Токийской миссии. На занятия единоборствами Василия Ощепкова благословил сам святитель Николай.

Ощепков ученик токийской духовной семинарии

Огорченный вестями о сокрушительных поражениях русских в войне с Японией, Владыка Николай видел одну из главных причин неудач Русской армии в неподготовленности солдат к рукопашному бою.

Со временем, по состоянию здоровья, Василий Сергеевич ограничивает свою тренерскую деятельность и передает организованную им секцию дзюдо во Дворце физической культуры «Крылья Советов» своему ученику Анатолию Харлампиеву, в то время еще студенту. В 1935 году Анатолий Харлампиев возглавил Московскую городскую секцию, а в 1937 году его избрали членом Президиума Всесоюзной секции дзюдо.
В эти годы Анатолия ждали суровые испытания. Отец его, страдавший тяжелой болезнью – пиелонефритом, которую он получил еще во время участия в Памирской экспедиции, летом 1936 года скончался. Год спустя, 2 октября 1937 года, арестовали по обвинению в шпионаже тренера и учителя Харлампиева В.С. Ощепкова. 10 декабря, находясь в предварительном заключении в застенках НКВД, он умер от сердечного приступа.

Борьба вольного стиля

Пережив смерть отца и наставника, Харлампиев с еще большей ревностью взялся за дело, начатое ими. Поначалу об исследовательской деятельности Анатолия Аркадьевича не знали даже его ученики, принимавшие предлагаемый им на тренировках учебный материал за «чистое дзюу-до».

1938 год является значимой вехой не только в деятельности Анатолия Харлампиева, но и в истории самозащиты и спортивной борьбы. Подготовив проведение первенства Москвы и успешно участвуя в нем, Харлампиев получает предложение со стороны ВКФКиС при СНК СССР (Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров) возглавить 1-й Всесоюзный сбор по дзюдо.

Харлампиев с обычным для него энтузиазмом приступил к организации тренерского сбора, но не по дзюдо… «Борьба вольного стиля» – так была названа новая система самозащиты в советской печати и официальных документах. Анатолий Харлампиев познакомил участников конференции с багажом знаний, которые он успел собрать и систематизировать к этому времени.

В предлагаемой СИСТЕМЕ использовалось все самое лучшее и целесообразное из национальных видов борьбы и различных систем самозащиты, а универсальные правила давали возможность борцу любой национальности наравне со всеми выступать на соревнованиях.

Василий Сергеевич Ощепков c учениками

16 ноября 1938 года ВКФКиС издал Приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день стал днем рождения борьбы САМБО. В 1939 году проходит первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля».
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война приостановила развитие самбо, но она же явилась проверкой новой борьбы на жизнеспособность в экстремальных условиях. Спортсмены и тренеры с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии, с успехом применяя полученные знания и навыки, которые нередко спасали им и их товарищам жизнь. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

Анатолий Харлампиев почти с самого начала войны пошел добровольцем на фронт, дошел до Кенигсберга (Калининграда) и закончил войну на Дальнем Востоке. На каком бы участке фронта он ни был, везде с успехом применял на практике полученные знания и накопленный боевой опыт. Анатолий Аркадьевич был награжден правительственными наградами – орденом Красной звезды и многими медалями. Заканчивал он войну в звании старшего лейтенанта.

Развитие САМБО в послевоенное время

После войны А.А. Харлампиев работает в Спортивном обществе «Динамо», где в 20-30-е годы культивировалась на основе джиуджитсу система самозащиты Спиридонова, которая носила названия «САМ», «САМОЗ», «Самозащита без оружия». Последнее название перешло и на систему, созданную Харлампиевым. Более правильной является расшифровка аббревиатуры САМБО как система САМозащиты и БОрьбы. Таким образом, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью всей системы САМБО.

В послевоенный период популярность спортивной борьбы самбо росла, число приверженцев ее увеличивалось, так как самбисты легко побеждали борцов, которые владели только каким-нибудь одним видом национальной борьбы.

В начале 50-х годов руководство «Динамо» решило сделать спортивную борьбу самбо ведомственным видом спорта. Анатолий Харлампиев на это пойти не мог, так как видел дальнейшее развитие системы самбо исключительно в его массовости. В марте 1953 года Харлампиев подает рапорт об увольнении в запас и поступает на работу в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Московского энергетического института. В очень короткий срок он становится доцентом кафедры, а его ученики завоевывают призовые места на соревнованиях всех уровней.

В 1969 году А.А. Харлампиев принял непосредственное участие в организации деятельности клуба «Десантник» в Хамовническом районе Москвы. В дальнейшем этот клуб преобразовался в клуб самбо имени А.А. Харлампиева, который продолжает до настоящего времени традиции первого тренера и создателя системы самбо.

За четверть века работы в МЭИ Анатолием Харлампиевым было воспитано, что называется, «с нуля» более 70 мастеров спорта, что само по себе уникально. Половина из них стали впоследствии кандидатами и докторами технических наук.

Популярность САМБО в мире

Признание приоритета отечественной системы борьбы привело к прекращению на время культивирования дзюдо в СССР. К тому же дзюдо стало считаться запрещенной системой, пропагандируемой «японскими милитаристами».

Здесь нужно отметить, что, происшедшее от дзюдо, самбо со временем, накапливая и вбирая в себя опыт разных единоборств, стало значительно превосходить своего предшественника. Несмотря на это, в начале 60-х годов, из-за преобладания в советском спорте финансовой стороны над профессиональной, в печати стали появляться публикации типа: «От джиу-джитсу к самбо», «Самбо – переименованное дзюдо». Основателями самбо объявлены Спиридонов и Ощепков, а имя Харлампиева отодвинуто на второй план. Соревнования проводились не по самбо, а по дзюдо, на развитие которого стали выделяться значительные суммы.

Показательно то, что первая самостоятельная федерация самбо появилась не в России, а в Болгарии (1957), потом в Японии (1965) и в Испании (1972). В 1972 году в Риге был проведен Первый чемпионат Европы по спортивной борьбе самбо, в 1973 году состоялся Первый чемпионат мира в Тегеране, а Кубок мира прошел в Овьедо в 1977 году. Несмотря на сопротивление со стороны чиновников от Спорткомитета, ученики Харлампиева из МЭИ при поддержке Правительства города Москвы организовали в 1981 году проведение в Москве Всесоюзных мемориалов.

В 1996 году борьба самбо вышла на мировую арену и была признана на конгрессе Международной федерации спортивной борьбы (ФИЛА) оригинальным и самостоятельным международным видом спорта, наряду с вольной и греко-римской борьбой. Генеральный секретарь ФИЛА Фернандо Компте, комментируя свою горячую симпатию к этому виду борьбы, сказал:

«САМБО – самый демократичный, самый доступный, самый динамичный и потому самый современный вид борьбы. Именно этим объясняется такой быстрый рост его популярности».

В марте 2001 года проведен очередной XXII Международный турнир по самбо «Мемориал Харлампиева». Спортивная борьба самбо в ближайшее время станет по праву олимпийским видом спорта и войдет в программу игр.

Непобедимое оружие

Приверженцы различных видов спортивной борьбы и боевых искусств часто заявляют, что только их вид единоборства универсален и обладает существенными преимуществами перед другими. Сам Харлампиев дает такую характеристику своей системы:

«Что лучше, САМБО или дзюдо, САМБО или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. Система САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты».

Борьба самбо является одним из культурных символов нашей Родины, который мы можем и должны использовать. Она родилась в России и, являясь достоянием нашего многонационального народа, открыта для дальнейшего развития и совершенствования. Ее возрождение должно послужить объединению и сплочению Российского государства, вернуть бывшей великой империи ее непобедимое оружие – русский рукопашный бой. Уместно здесь вспомнить слова известного практика и теоретика «Русского стиля» А.А. Кадочникова:

«Рукопашный бой – это невидимое оружие, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать до тех пор, пока человек жив».

И овладеть им по мере сил может и должен всякий, кто считает себя гражданином, ответственным за свою жизнь и благополучие своих ближних. Нужно также помнить о непременном условии успешности использования этого оружия: доброе направление воли человека, использующего приемы рукопашного боя. Иначе оно может обернуться против него:

«Все, взявшие меч (со злым намерением), мечом погибнут», – говорит Господь (Матф. 26:52).

Очень простой вопрос и одновременно довольно сложный.
Мне, как человеку, занимавшемуся самбо половину своей сознательной жизни ответ очевиден. Потому что самбо это лучший вид спорта, который дает спортсмену силу ловкость постоянное духовное и умственное развитие, дает такие навыки, которые реально помогают в настоящей жизни.

В то же время человеку, который только стоит на распутье и выбирает, какой вид спорта выбрать для себя или для своего ребенка довольно сложно объяснить, чем же самбо выделяется среди остальных видов борьбы. В этой статье я попытаюсь объективно оценить все качества борьбы самбо, зажечь в читателе искорку любви к этому виду спорта и, возможно, помочь остановить свой выбор именно на этом виде спорта.
Что же такое самбо? Самбо это вид борьбы в одежде, зародившийся в Советском союзе в 30х годах 20го века. Основоположником этого вида борьбы считается Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Самбо - образовано от словосочетания «самооборона без оружия» и в этом лежит вся сила и глубина этого вида борьбы. Созданная на основе различных видов национальных единоборств культивируемых в Советском союзе (такие как грузинская борьба, татарская борьба и др.) и японской борьбы дзюдо - борьба самбо впитала в себя лучшие приемы и техники ориентированные на работу в реальных условиях и изначально служила для подготовки сотрудников силовых органов.
Стоит отметить самбо одинаково доступно как для мальчиков и девочек, так и для мужчин и женщин всех возрастов. Сегодня самбо включат в себя два раздела спортивный и боевой - это мощный технический уровень, основанный на многолетнем опыте развития борьбы, огромный бросковый арсенал, множество болевых приемов и техник борьбы лежа. В дополнение к этому боевое самбо содержит развитую наступательную и оборонительную ударную технику руками и ногами, а также удушающие приемы. Такое количество приемов заставляет постоянно держать в напряжении мышцы и разум, думать над каждым следующим движением противника и избирать различные тактики и приемы которые помогут одержать верх над хитрым и подготовленным соперником. Таким образом, самбо дает максимальную широту и гибкость подготовки спортсмена к любой ситуации, как на ковре, так и в жизни.

По самбо проводятся турниры всех уровней, высшей ступенью является Чемпионат мира. К сожалению самбо хоть и признанно олимпийским видом спорта, пока не включено в программу олимпийских игр но учитывая темпы развития этого вида борьбы в мире можно надеяться на скорое появление самбо в Олимпиаде.

Для тех, кого интересует разрядная система в борьбе самбо, стоит отметить, что разряды присваиваются в соответствии с действующими правилами борьбы самбо, которые могут меняться в разные времена. Отмечу лишь общие требования: для получения начальных разрядов борцу, как правило, необходимо иметь определенный арсенал приемов, для получения званий кандидата в мастера и мастера спорта самбист должен выигрывать турниры регионального и всероссийского уровня, а также мастерские турниры. Для получения званий более высокого уровня спортсмену необходимо одолеть соперников на соревнованиях международного масштаба. Но не стоит надеяться на легкие победы, современный уровень борьбы самбо настолько высок, что придется потратить не один год на тренировки, чтобы достичь серьезных результатов. Система оценок в самбо объективная и прозрачная - баллы начисляются в соответствии с действующими правилами борьбы в зависимости от того на какую часть тела упал оппонент при проведении броска самбистом. В основном это 1, 2 и 4 балла. Победа присваивается за проведение чистого броска, определенное превосходство в количестве баллов над соперником (обычно разница в 12 баллов приводит борца к победе), при проведении удачных болевых приемов, в боевом самбо также за удушающие приемы, нокауты и нокдауны.

Рассказ о борьбе самбо был бы неполный, если не упомянуть о травмах на борцовском ковре. Да, при занятии самбо нужно учитывать риск получения ушибов, растяжений, вывихов, и даже переломов. Если имеется предрасположенность, то возможно отслоение сетчатки глаза при падениях и ударах головой, ухудшение зрения. Но при выполнении всех упражнений в соответствии с указаниями тренера, ежегодного прохождения медицинского осмотра в спортивном диспансере риск получения серьезных травм минимален. Не стоит забывать, что при занятии любым видом спорта есть вероятность получения травм, даже при занятии шахматами можно посадить зрение и заработать сколиоз. Но все риски травм меркнут на фоне того как занятия самбо укрепляет здоровье. Увеличивается выносливость, объем легких, укрепляется сердце и кости, развивается мускулатура. Улучшается устойчивость, координация, скорость и реакция. Борьба самбо закаляет характер и повышает уверенность в себе. Недаром борцов всегда изображают подтянутыми широкоплечими богатырями.
В заключение хочу сказать, что однажды выбрав для себя самбо ни разу не пожалел об этом и пусть я не достиг вершин пьедестала на соревнованиях высокого уровня, я продолжаю заниматься по сей день с полной отдачей и огромным удовольствием. Да, когда-то было тяжело, когда-то были травмы, когда-то хотелось все бросить, потому что надоело, потому что устал или просто не хватало времени. Однако всегда когда я возвращался на ковер, во мне зажигался новый огонек, заставляя меня двигаться вперед, познавать новое и достигать поставленные цели не только в зале борьбы, но и в жизни.

И так почему же самбо?
Выбрав самбо в качестве основного или дополнительного увлечения для себя или для своего ребенка будьте уверены, вы станете физически крепким и выносливым, овладеете большим арсеналом приемов, которые помогут постоять за себя и за своих близких в сложных жизненных ситуациях, а ваш ребенок вырастет развитым, здоровым, уверенным в себе, с четкими жизненными позициями и твердым характером.

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМБО

В этой главе рассматриваются только наиболее существенные теоретические основы борьбы самбо, зная которые самбист сможет сознательно работать над дальнейшим изучением техники приёмов и совершенствовать ее.

Развитие техники борьбы самбо в значительной мере протекало и продолжает протекать по пути использования практического опыта различных видов национальной спортивной борьбы народов СССР.

В борьбе самбо в настоящее время успешно применяются многие приёмы из грузинской, азербайджанской, туркменской и других видов борьбы. В качестве примеров можно назвать «подхват» и «зацеп изнутри», позаимствованные из грузинской борьбы, «зацеп снаружи» - из туркменской борьбы, «подсад» - из татарской и др.

Однако разработка рациональной техники борьбы самбо и ее совершенствование стали возможными только благодаря использованию данных науки.

Опираясь на анатомию, физиологию, механику и другие науки, советские преподаватели и тренеры улучшили целый ряд приёмов и дали им правильное обоснование.

Положительную роль в обогащении техники самбо сыграла классификация приёмов и разработка на ее основе единой терминологии.

Для удобства использования теоретических знаний с целью совершенствования техники самбо в этой главе изложены сведения, помогающие самбисту увеличить свою силу, вкладываемую в приём, быстроту выполнения приёма, амплитуду своих движений, а также даны указания об увеличении выносливости самбиста, играющей важную роль не только в овладении техникой самбо, но и в практическом применении ее.

Как увеличить силу, вкладываемую в приём. Силу, вкладываемую в приём, можно увеличить путем:

Увеличения своей силы;

Использования силы противника;

Ослабления сопротивления противника.

Каждый спортсмен хорошо знает, что постоянными упражнениями можно и нужно увеличивать свою силу. Но одних упражнений еще недостаточно, чтобы сделать выполнение приёма мощным и неотразимым.

Прежде всего силу, вкладываемую в приём, можно увеличить, удлиняя соответствующие плечи рычагов, образуемых частями тела самбиста и его противника. Так, например, при проведении удержания сбоку самбист, отодвигая ноги и нижнюю часть своего туловища подальше от туловища противника, тем самым увеличивает рычаг, а вместе с ним и силу удержания, так как противник при таком соотношении рычагов уже не может перебросить самбиста через себя.

При проведении болевых приёмов применение рычагов разнообразно. Рычаг первого рода применяется при перегибании локтевого сустава руки, повернутой вокруг своей длинной оси наружу.

Например, при перегибании локтя захватом руки между ног.

В этом приёме сила сопротивления противника в основном будет определяться расстоянием между осью его локтевого сустава и местом прикрепления сухожилий сгибателей его предплечья. Сила, направленная на перегибание сустава противника, зависит в основном от расстояния между точкой опоры и местом вашего захвата. Чем больше это расстояние, тем сильнее перегибание сустава противника. Самбисты этим пользуются, так как от их воли и умения зависит увеличение плеча данного рычага.

Рычаг второго рода применяется при перегибании локтевого сустава руки, повернутой вокруг своей длинной оси внутрь. Например, при перегибании локтя при помощи ноги сверху.

В этом приёме величина силы, направленной на перегибание сустава противника, будет в основном зависеть от расстояния между точкой приложения веса вашего тела и места вашего захвата для поднимания предплечья противника вверх. Самбист произвольно может увеличивать плечо данного рычага и тем самым силу перегибания сустава противника.

Своеобразен способ применения рычага при проведении так называемых «узлов», т. е. выкручиваний плечевого сустава посредством поднимания локтя противника в различных направлениях с одновременным поворотом плечевой части руки внутрь или наружу.

При проведении «узлов» для увеличения мощности приёма нужно своё предплечье подводить как можно ближе к поднимаемому локтю, а предплечье противника захватывать как можно дальше от локтя.

При проведении бросков, точка захвата и точка приложения силы туловища или ног самбиста составляют рычаг, посредством которого происходит сбрасывание противника на землю. Чем больше этот рычаг, тем большую силу мы можем вложить в данный бросок. Силу, вкладываемую в приём, можно увеличить путем умелого использования веса своего тела и инерции, которую оно приобретает при различных передвижениях и падениях. Так, например, при броске через голову или броске с захватом руки под плечо падающее тело самбиста развивает значительную инерцию и увлекает за собой противника.

Быстрый бросок вперёд также развивает инерцию тела самбиста в горизонтальном направлении, достаточную для того, чтобы опрокинуть противника задней подножкой или зацепом изнутри.

Силу, вкладываемую в приём, можно сделать большей, если при конструировании его учитывать, напряжением каких мышц он будет выполняться. Для выполнения приёмов целесообразно использовать сильные группы мышц.

Наиболее сильными группами мышц (относительно их антагонистов) являются:

Сгибатели кисти и пальцев;

Супинаторы предплечья;

Пронаторы плеча;

Подошвенные сгибатели стопы;

Разгибатели голени;

Разгибатели туловища.

Приведём несколько примеров использования сильных групп мышц в широко известных приёмах.

Так, мощные мышцы, разгибающие голень (главным образом четырехглавая мышца бедра), и мощные мышцы, производящие подошвенное сгибание стопы (главным образом икроножная мышца), в числе прочих мышц с большим эффектом используются при проведении следующих приёмов: бросок через голову (подсаживающая нога), зацеп изнутри, зацеп стопой, подхват, отхват, подбив и подсад голенью (опорная нога), бросок через бедро и бросок захватом руки на плечо (обе ноги).

Еще пример. Мышцы, разгибающие позвоночный столб (главным образом крестовоостистая), в числе прочих хорошо используются при проведении следующих приёмов: броски через грудь, броски через плечи, перегибание локтя при помощи туловища сверху, разъединение сцепленных рук становой силой.

Силу выполнения приёма можно увеличить, конструируя его таким образом, чтобы на одну конечность противника нападать своими несколькими конечностями. Это, конечно, будет создавать явное преимущество в силе перед противником.

Например, при проведении перегибания локтя захватом руки под плечо, перегибания локтя через предплечье, узла поперек, обратного узла поперек самбист двумя руками нападает на одну, изолированную, руку противника.

При проведении перегибания локтя при помощи ноги сверху на одну руку противника самбист нападает тремя конечностями: двумя руками и ногой.

Наконец, при проведении перегибания локтя захватом руки между ног и перегибания колена захватом ноги между ног самбист на одну руку или ногу противника нападает своими четырьмя конечностями: двумя руками и двумя ногами.

Далее, практическим опытом и экспериментальными данными установлено, что для достижения максимального силового эффекта приём следует проводить при закрытой голосовой щели, набрав в легкие воздуху наполовину их объема. Иногда приём можно проводить во время вдоха и никогда при выдохе.

При проведении приёма свою силу можно увеличить путем использования силы противника.

Редко во время борьбы противник стоит не напирая и не делая рывков. Чаще противник вкладывает свою силу в каком-либо направлении. Если провести приём в том направлении, куда противник устремляет свои усилия, то сила противника сложится с силой выполняющего приём.

Например, если противник напирает, то, чтобы использовать его силу, нужно проводить броски вперед: бросок через голову, бросок через бедро, бросок через грудь и др.

Если же противник, отступая, тянет, то с той же целью следует проводить броски назад: зацеп изнутри, заднюю подножку, «ножницы» и др.

В некоторых случаях самбист может ослабить сопротивление своего противника и тем самым станет относительно сильнее.

Самбист может ослабить сопротивление своего противника путем изоляции тех его конечностей, которые могли бы помочь противнику сопротивляться болевому приёму.

Так, например, при проведении узла поперёк на правую руку сковывание ногами левой руки противника сильно ослабляет его сопротивление.

Или при проведении перегибания локтя захватом правой руки противника под плечо самбист так прижимает его грудь к ковру, что противнику невозможно дотянуться левой рукой до правой и помочь ей освободиться от мощного захвата. Такая изоляция левой руки противника сильно ослабляет его защиту.

Если атаковать противника в направлении действия его сильных групп мышц, то он сумеет сопротивляться вашей атаке только антагонистами этих групп мышц, т. е. слабыми группами мышц, и вам не трудно будет преодолеть их противодействие.

Так, например, при проведении приёма перегибание локтя захватом руки под плечо мы действуем в направлении поворота плечевой части руки противника внутрь, т. е. в направлении пронаторов плеча - большой и сильной группы мышц. Сопротивляться пронации плеча противник может супинированием ее. Это защитное движение может быть проведено только лишь немногочисленными и сравнительно слабыми мышцами.

Из таблицы видно, что при повороте плечевой части руки противника внутрь он способен оказать лишь слабое сопротивление.

В натянутом состоянии ахиллесово сухожилие далеко отстоит от большеберцовой кости и прижать его к ней очень трудно, но стоит только сильно согнуть стопу противника в сторону подошвы, как ахиллесово сухожилие окажется вблизи большеберцовой кости, и в таком положении приём можно провести с меньшей затратой сил и с большим успехом. Это целесообразное движение нетрудно осуществлять, так как сопротивляться этому будут только слабые разгибатели стопы (тыльные сгибатели стопы).

Для того чтобы правильно выбирать направление нападения на противника, нужно знать, какие группы мышц относятся к сильным и какие к слабым. Сильные группы мышц были перечислены ранее.

К слабым группам мышц относятся:

Разгибатели кистей и пальцев;

Пронаторы предплечья;

Супинаторы плеча;

Отводящие плечо;

Разгибатели стопы (тыльные сгибатели стопы);

Сгибатели голени;

Сгибатели туловища.

Направление своих движений самбисту следует согласовывать с характером захватов противника, которые легко преодолимы в одном направлении и непреодолимы в другом.

Так, например, легко вырвать руку, захваченную противником за запястье, действуя в направлении его большого пальца. Или легко разъединить сцепленные в «замок» руки противника встречным рывком обеих рук, в сторону тыла его кистей.

Кроме того, следует нападать на противника в те моменты, когда он ослаблен. Например, когда противник находится в положении, которое у него плохо вытренировано; когда его внимание чем-то отвлечено; когда он утомлён; когда он делает выдох.

Как увеличить быстроту выполнения своего приёма. Увеличить быстроту выполнения своего приёма можно путем:

Увеличения быстроты своих движений;

Использования быстроты движений противника;

Уменьшения быстроты движений противника.

Постоянными тренировками можно увеличить быстроту своих движений. Кроме того, можно целым рядом действий добиться увеличения быстроты выполнения намеченного приёма. Этого увеличения быстроты самбисты добиваются в первую очередь сложением разных движений одного направления в одно сложнокоординированное движение. Таким образом, скорость движения любой части тела самбиста может состоять из суммы скоростей различных частей его тела. Это позволяет в некоторых случаях увеличивать быстроту выполнения приёма в 2-3 раза.

Так, например, при захвате ноги противника самбист может сложить четыре разных движения, направленных в одну сторону, в одно, довольно сложное, но зато очень быстрое движение. В этом движении вытягивание руки по направлению захвата складывается с одновременным наклоном туловища, шагом вперёд и приседанием на ногах. Другой пример. Рывок левой рукой за правый рукав противника при проведении передней подсечки левой ногой самбисты координируют из: сгибания предплечья, разгибания плеча (отведение руки назад) и поворота туловища в сторону рывка.

Увеличить быстроту выполнения приёма самбист может также путем сложения движений разного направления. Однако в этих случаях увеличение быстроты движения будет не абсолютное, а относительное.

Так, например, при проведении боковой подсечки левая нога самбиста движется вправо–вверх, а его руки - влево–вниз. В этом случае движение ноги по отношению к движению рук будет иметь скорость, равную сумме скоростей движения рук и ноги. Практическая ценность этого относительного увеличения скорости состоит в том, что общий центр тяжести тела противника выносится за его площадь опоры в одну сторону, в то время как точка опоры выбивается из-под его центра тяжести в противоположную сторону. Следовательно, падение противника произойдет вдвое быстрее.

Еще пример. При проведении подхвата самбист выбивает своей ногой ноги противника из-под его туловища в одном направлении и одновременно с этим рывком увлекает его тело в противоположном направлении. Это встречное движение также ускоряет падение противника.

Начало каждого приёма тормозится напряжением мышц, непосредственно не участвующих в данном движении. Сделав свою стойку свободной от излишних напряжений, самбист намного убыстрит начало любого приёма. Этому же содействует целесообразное исходное положение перед началом каждого приёма.

Следует учитывать и то, что движения самбиста тормозятся весом и захватами.

Для увеличения быстроты нападения ногой самбист должен эту ногу предварительно освободить от веса своего тела. Для увеличения быстроты нападения рукой или туловищем их нужно или совсем освободить от захватов противника, либо выбрать такое направление нападения, при котором данный захват будет меньше всего тормозить движение.

Складывая быстроту встречных движений противника со своими движениями, самбист получает возможность убыстрить начало приёма. Так, делая переднюю подсечку в момент шага противника вперед, самбист складывает быстроту движения своей подсекающей ноги с быстротой шагающей ему навстречу ноги противника, чем и убыстряет свою подсечку почти вдвое.

Или, делая захват ноги противника во время его шага вперед, самбист также ускоряет свою атаку за счёт сложения скоростей встречных движений - своего и противника.

Если искусственно замедлить движения противника, то движения самбиста станут относительно движений его противника быстрее. Следовательно, он получит преимущество в быстроте.

При борьбе стоя, удлиняя дистанцию и отставляя назад ногу, подлежащую атаке, мы добиваемся увеличения времени, необходимого противнику для соприкосновения с атакуемой ногой.

Нагружая ногу противника, которой он собирается нападать, частью своего веса и веса противника, а также сковывая захватом часть его тела, которой он собирался атаковать, самбист замедлит атаку противника.

Если произвести движение в одну сторону с атакой противника, то его движение получает замедление, так как из скорости движения противника будет вычитаться скорость, с которой самбист убирает свою атакованную конечность.

При борьбе лёжа также можно замедлять движения противника.

Известно, что части конечностей человека, суммируясь в своих движениях с движением туловища, имеют тем большую подвижность, чем ближе они находятся к ногтевым фалангам. Следовательно, если нам, например, нужно атаковать предплечье противника, то вначале нужно сковать его туловище, затем плечевую часть его руки и только после этого переходить к атаке предплечья, которое в этом состоянии будет иметь не только медленные, но и крайне ограниченные движения.

Находясь при борьбе лёжа сверху, самбист может прижать своим весом противника, и его движения замедлятся. Находясь при борьбе лёжа под противником, самбист может, беспрерывно выводя противника из равновесия, заставить его тратить значительные усилия на восстановление равновесия, это замедлит его движения.

Как увеличить амплитуду своих движений. Для преодоления нападения или сопротивления противника большую роль играет размах, или так называемая амплитуда того или иного движения. Увеличить амплитуду своих движений можно путем: развития качества гибкости; устранения механических препятствий; правильного размещения частей тела, объединяемых двух- и многосуставными мышцами.

Качество гибкости развивается постоянными специальными упражнениями. Но в некоторых случаях, как бы ни были эластичны мышцы самбиста, его движения могут иметь ограниченную амплитуду движения из-за чисто механических препятствий. Устраняя эти препятствия, мы намного увеличиваем амплитуду своих движений.

Так, например, при боковой подсечке бедро опорной ноги ограничивает движение бедра атакующей ноги в сторону. Но достаточно развернуть носок опорной ноги наружу (супинировать ногу), как движение атакующей ноги, не встречая препятствия, намного увеличивает свой размах.

По тем же причинам при проведении подбива носок опорной ноги ставят точно в направлении последующего движения атакующей ноги, а при проведении зацепа стопой пятка опорной ноги выдвигается вперед.

Значительному отведению бедра мешает большой вертел бедряной кости, упирающейся в верхний край суставной поверхности. Если бедро супинировать (повернуть ногу носком наружу), то при отведении бедра большой вертел уже не помешает и амплитуда движения резко увеличится.

Верхний плечевой пояс при фиксированном тазовом поясе может сделать поворот только до угла 45°. Для увеличения поворота плечевого пояса необходимо повернуть тазовый пояс, что легко осуществляется при сильном повороте носка опорной ноги в ту сторону, куда нужно делать поворот туловища. Так, при задней подножке, отхвате и подхвате мы заранее разворачиваем носок опорной ноги наружу и тем самым обеспечиваем нужный поворот туловища.

Мышцы, проходящие своими сухожилиями через несколько суставов, во многих неправильно организованных движениях сильно ограничивают их амплитуду. Правильно разместив части своего тела, самбист добивается нужного ему увеличения амплитуды того или иного движения.

Так, при всех замахах ноги для проведения подхватов, отхватов, задних и передних подножек, если ногу держать прямой, движения ее тормозятся натяжением сгибателей голени. Сгибая же ногу в колене, мы освобождаем от натяжения дистальный конец сгибателей голени и тем самым получаем возможность более свободно сгибать бедро для осуществления замаха.

Однако выносливость во многом зависит и от других причин.

Огромную роль в поддержании и развитии выносливости играет четкое соблюдение спортивного режима.

В режиме необходимо:

Спать в гигиенических условиях не менее 8 и не более 9 часов;

Тренировку начинать после еды не ранее чем через 2-2 1 / 2 часа, заканчивать тренировку не позже чем за 2 часа до сна;

Не курить и не употреблять алкоголя;

Не держать лишнего веса и перед соревнованиями не сгонять более 1 / 25 собственного веса;

Питание принимать 3 раза в день в одно и то же время, но не ранее чем через 30 мин. после тренировки. Общий вес суточного рациона не должен превышать 2,5-3 кг. Мяса употреблять немного, почаще заменяя его рыбой. Увеличить в пище количество фруктов, овощей и молочных продуктов. В пищу вводить продукты, содержащие необходимое для эритроцитов железо (кровяные колбасы, яичный желток, чечевицу и овсянку). Ежедневно: принимать 2,5-3 мг витамина В 1 (аверина) и для нейтрализации кислых продуктов распада пить натощак 1 стакан боржома.

Выносливость самбиста во время проведения им схватки может быть сохранена посредством экономии его энергии. Самбист не должен делать лишних движений; стойка его должна быть свободной, и мышцы, которые непосредственно не участвуют в движениях, должны находиться в раслабленном состоянии; уставшие части тела нужно временно выключать из нагрузки, давая им восстановиться, так, например, если начинают утомляться сгибатели пальцев, то следует на некоторое время перейти к дистанции вне захвата и делать обманные движения расслабленными кистями, давая отдохнуть утомленным мышцам.

Во время схватки задерживать дыхание допустимо только в момент проведения приёма или защиты против атаки противника, всё же остальное время дышать нужно возможно глубже, обращая особое внимание- на полный выдох.

Не следует пренебрегать и самовнушением. Внушенная самому себе уверенность в том, что вы можете окончить схватку взятым темпом или даже увеличив темп, является мощной поддержкой самбиста.

Если вы можете утомить противника «висением» на нём и непрерывными рывками, заставляя его всё время держать тело в напряжении, то вам станет самому много легче вести схватку. Борьба с утомлённым противником вызывает меньший расход энергии.

Как увеличить свою устойчивость. Устойчивость самбист может увеличить путём правильного размещения своего тела по отношению к ковру и противнику.

Общеизвестно, что чем большую площадь опоры имеет тело, тем оно устойчивее. Площадь своей опоры самбист увеличивает путем расстановки ступней в сагиттальном и фронтальном направлениях, а также целесообразным направлением самих ступней. Но широкая расстановка ступней, дойдя до известного предела, уменьшает подвижность самбиста, которая так же, а зачастую ещё более необходима для сохранения устойчивости. Поэтому площадь опоры у самбиста редко бывает шире его плеч. В некоторых случаях, выполняя требование относительно расположения проекции общего центра тяжести, самбист может вывести проекцию отдельных частей своего тела к границам площади опоры или даже за эти границы, например при согнутой стойке. В этих случаях устойчивость будет понижаться, следовательно, добиваясь устойчивости, нужно разместить не только проекцию общего центра тяжести тела, но и проекцию центра тяжести возможно большего числа частей своего тела как можно ближе к центру своей площади опоры. Это осуществляется применением прямой стойки.

Передвигаясь, самбист на какое-то мгновение оказывается стоящим на одной ноге. В это мгновение самбист не только имеет малую площадь опоры: проекция его общего центра тяжести зачастую находится вне её. Сохранение равновесия в этих случаях зависит от кратковременности пребывания в этом положении и проявления особой бдительности.

При проведении бросков самбист в какой-то мере вкладывает в приём свой вес, и его тело приобретает инерцию, что заставляет его падать. Предотвратить это падение можно сильным поворотом туловища в сторону опорной ноги или сделав выпад в соответствующую сторону ногой, освободившейся от атаки. Так, например, при проведении задних подножек делается поворот туловища, а при проведении боковой подсечки - выпад.

Если самбисты в борьбе напирают друг на друга или тянут каждый в свою сторону, то сохранение ими равновесия зависит от их взаимных усилий. В первом случае проекция общего центра тяжести каждого из них находится впереди площади опоры или вблизи от нее, а во втором сзади. Следовательно, в обоих приведенных случаях устойчивость каждого из самбистов зависит от «помощи», оказываемой ему противником. Поэтому очень важно, чтобы стойка самбиста была по возможности независимой от этой «помощи».

При толчках и рывках противника для сохранения независимости своего равновесия самбист может делать передвижения в сторону усилий противника.

Во всех случаях, когда самбист поднимает своего противника, необходимо так отклонять туловище в противоположную сторону, чтобы центр тяжести самбиста и поднимаемого им противника находился над площадью опоры. Особенно трудно этого достигнуть при поднимании противника, стоя на одной ноге (подхват, подсад голенью и т. п.).

При завершении бросков в стойке падающее тело противника развивает определенную скорость. Чтобы не быть увлеченным сильным рывком в сторону падения противника, самбист должен соответственно отклонить свое туловище, а иногда и откинуть освободившуюся руку в противоположную сторону.

Как уменьшить силу удара падающего тела. Каждый из разучиваемых бросков заканчивается падением.

Естественно, что самбист должен уметь смягчать своё падение на ковер, иначе оно для него будет болезненным. Поэтому в самбо введена своеобразная самостраховка при падениях, основанная на разложении удара. Удар падающего тела в некоторых случаях можно превратить в кувырок и уподобить катящемуся («без ударов») шару.

В других случаях удар раскладывается последовательным касанием ковра разными частями тела.

Проведение приёмов с учётом телосложения противника. Проводя приёмы, наряду с учётом других особенностей следует учитывать и особенности телосложения противника, чтобы соответственно им изменять приём. Например, если противник ростом выше нападающего и держится на дальней дистанции, то при проведении передней подсечки нападающему трудно достать своей ногой его стопу; гораздо легче достать верхнюю часть его голени. Следовательно, в этом случае удобнее провести переднюю подсечку в колено.

Или другой пример: бросок через голову более высокого противника не будет выходить при захвате одежды на его рукавах, однако он хорошо получается при захвате «плечиков» противника. Иногда следует заблаговременно к соответствующему противнику подготовить подходящие к его телосложению броски. Так, например, бросок захватом руки на плечо, бросок через плечи, с захватом ног и подобные броски хорошо проводить на более высоком противнике.

Бросок захватом руки под плечо, зацепы, подхват изнутри хорошо проводить на противниках более низкого роста.

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович Из книги Философия силы автора Филаретов Петр Геннадьевич

2.4. Теоретические основы «Школы силы Петра Филаретова» (ШСПФ) Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 годВследствие дефицита собственных силы и мышечной массы я пришел к первым размышлениям о создании некой эффективной методики силового

Из книги Силовой тренинг рук. Часть I. Теоретические основы. Развитие силы бицепсов автора Филаретов Петр Геннадьевич

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЫ СИЛЫ ПЕТРА ФИЛАРЕТОВА (ШСПФ) 1.1.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШСПФ. Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 год. В следствии дефицита собственной физической силы и мышечной массы я пришел к первым

Из книги Против лома – есть приемы! автора Филаретов Петр Геннадьевич

1. Теоретические основы Школы Силы Петра Филаретова (ШСПФ) 1.1. Основные этапы возникновения и развития ШСПФ Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 год. В следствии дефицита собственной физической силы и мышечной массы я пришел к первым

Из книги Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно автора Воюшин Константин Владимирович

Теоретические основы ведения боя Принципы обороны в СПАС1. Держите в тонусе пальцы, кисти, предплечья, если ими защищаетесь, – это убережет от ненужных травм, усилит оборону. Излишне зажимаясь и напрягаясь, вы проигрываете в скорости, и нарастает ненужное утомление.2. Не

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Из книги Синъицюань: Единство формы и воли. Часть 1 автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Глава 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНЪИЦЮАНЬ «Сложные дела в мире должны начинаться с простого.Великие дела в мире должны начинаться с малого.Поэтому мудрецы, не начиная дел с великого,Могли свершить великое».«Дао дэ цзин», параграф 63Долгое время теория синъицюань оставалась

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Глава 3 Герои самбо В этой главе, ребята, я расскажу вам истории, которые происходили со многими известными в мире самбо людьми. Герои описанных событий – те, кто сформировались как личности именно благодаря самбо, и это многим из них не раз помогало и даже спасало жизнь.

Из книги Основы мягкого цигун автора У Цзянхун

Глава I. Теоретические основы «Самбо»

Из книги автора

Глава II. Практические основы «САМБО» Непосредственной задачей изучения практических основ «Самбо» является - воспитание в обучающемся твердой воли, физической выносливости и мастерства в применении приемов «Самбо».Практические основы «Самбо» изложены в трех

Из книги автора

Теоретические основы Цигун Основой китайской философии с древнейших времен являлось учение о двух противоположных и нераздельных началах Инь и Ян. Они обозначают не только материальные явления, но качества и свойства присущие одному объекту, а также силы, порождающие

Самбо - боевой вид спорта, а также система защиты без оружия. Многие считают, что самбо впитало и продолжает впитывать в себя наиболее эффективные приёмы защиты и нападения, которые тщательно отбираются из различных видов боевых искусств. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.

Международная федерация самбо (FIAS) — неправительственная общественная некоммерческая организация, объединяющая национальные федерации самбо.

История возникновения и развития

На протяжении своего существования самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как средство подготовки кадров для спецподразделений и органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» Спиридонов В. А. начинает развивать прикладную дисциплину — самозащита. В «Динамо» происходило изучение различных боевых искусств и национальных видов борьбы народов мира. Данное направление было закрытым и предназначалось для подготовки спецподразделений.

Развитием спортивного самбо начинает заниматься выпускник института дзюдо «Кодокан» и обладатель второго дана Ощепков В. С. В это время он преподает дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, но постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается совершенствованием техник самозащиты, формируя основы нового боевого вида спорта.

Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Большой вклад в развитие и распространение системы самозащиты без оружия внесли Харлампиев А. А. (один из учеников Ощепкова) и Чумаков Е.М.

Днем рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года. Именно в этот день вышел приказ Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта, в котором самбо признавалось "чрезвычайно ценным по своему многообразию техники и оборонному значению" видом спорта. Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки спортсменов, а также создана Всесоюзная секция самбо, позднее ставшая Федерацией самбо.

В 1939 году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта, в 50-ые начинают проводиться международные соревнования.

В 1966 году самбо официально признается международным видом спорта. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. Сегодня самбо представлено двумя направлениями: спортивным и боевым.

Правила самбо

Участники соревнований делятся на возрастные группы, принадлежность участника к возрастной группе определяется годом рождения.

  • Младший возраст (11—12 лет);
  • подростки (13—15 лет);
  • средний возраст (15—16 лет);
  • старший возраст (17—18 лет);
  • юниоры (19—20 лет);
  • взрослые (20 лет и старше);
  • ветераны (35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59 лет, старше 60 лет).

В самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. Броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища.

В самбо присуждаются баллы за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени.

Если самбист, прижимаясь к сопернику любой частью туловища, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд, то такой прием называется - удержание.

В самбо есть возможность досрочной победы, для этого необходимо выполнить бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, провести болевой прием, набрать на 8 баллов больше соперника.

Принцип начисления баллов:

4 балла присуждается:

  • за бросок соперника на спину с падением атакующего;
  • за бросок соперника на бок без падения атакующего;
  • за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются:

  • за бросок соперника на бок с падением атакующего;
  • за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;
  • за удержание в течение 10 секунд.

1 балл присуждается за бросок соперника на грудь, плечо, живот или таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лежа, которое вынуждает соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки в самбо 3-5 минут чистого времени.

Экипировка для самбо

На всех официальных соревнованиях допускается использование формы в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и спортивным Регламентом Всероссийской Федерации Самбо.

В состав экипировки для самбо входят: куртка (красного или синего цвета), ботинки (борцовки), шорты и пояс. Для участниц предусмотрена майка белого цвета.

Куртка для самбо изготавливаются из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки должен доходить до кисти руки, ширина рукава должна обеспечивать по всей его длине просвет между рукой и тканью не менее 10 см. Полы куртки должны быть ниже от линии пояса на 25-30 см, длина концов завязанного пояса не должна превышать длину полы куртки.

Ботинки для самбо красного, синего или комбинированного (красно-синего) цвета изготавливаются из мягкой кожи или синтетической ткани, имеют мягкую подошву. Все швы ботинок спрятаны внутрь. Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищаются прокладками, закрытыми сверху кожей.

Шорты для самбо изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа. Сверху они должны доходить до линии пояса, а снизу прикрывать верхнюю треть бедра.

Спортсменам во время схватки запрещается иметь при себе твердые предметы.

Чтобы избежать травм суставов допускается использовать бандажи и тейпы. Они должны быть закрыты сверху эластичным наколенником цвета формы.

Судейство

В судейскую коллегию соревнований входят:

  • главный судья,
  • заместители главного судьи,
  • секретарская группа;
  • руководители ковров,
  • арбитры,
  • боковые судьи.

Популярные турниры по самбо

  • Чемпионат мира,
  • чемпионат Европы,
  • чемпионат Азии,
  • кубок мира (Мемориал Харлампиева).
2017-05-23

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Самбо".