Горловой замок. Бандхи (Энергетические замки). Горловой замок в практике йоги

Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге - энергетические замки . Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна - энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана - внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана - энергия, выделяемая человеком. Апана - энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой , она активна ночью, в отличии от праны.

Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх - это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини - энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

Бандхи - это в какой - то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) - называют именно энергетическими замками.

Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха - бандхой (великим замком).

На физическом плане - бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой - задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

Выполнение замков

Джаландхара бандха (шейный замок)

В «Хатха - йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

«….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это - ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области - .

Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин - гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении - . Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.


«Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана - вайю движется вверх - это мула бандха…» - «Хатха - Йога Прадипика»

Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром - муладхарой, и научиться работать с ним очень важно - ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок - как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы , и таким образом стимуляция всей эндокринной системы . Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье (Шамбхави мудра), но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху , Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы : это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Бандхи разработаны, чтобы правильно направить прану (жизненную энергию) в организме. Но энергетическом уровне - это очень тонкая практика большой мощности.

Мула бандха на физическом уровне описана как работа глубоких мышц, которые облегчают правильное позиционирование таза во время практики и позволяют безопасно практиковать асаны и динамические переходы между ними.

Бандхи или замки помогают омолодить тело, увеличить жизнеспособность, физическое здоровье и работоспособность организма.

Так как это связано с практикой йоги, термин бандха происходит из санскрита и означает «связывание», «закалка», «задержание», «запирание», «остановка». В йоге, это особая методика «физических замков», с помощью которых можно в течение короткого времени остановить поток энергии в некоторых местах человеческого тела, используется в значении замок, сжатие, фиксация. Закрытие управляет движением праны и апаны, аккумулируя результаты на практику. Цель состоит в том, чтобы после снятия замка, эти энергии были сильнее и оказывали более важное значение.

К технике бандх прибегают после того, как освоят основные асаны, мудры, пранаямы.

В йоге известны три бандхи. Их сочетание приводит к четвертой.

  1. Мула бандха - блокировка органов малого таза.
  2. Уддияна бандха - замок живота.
  3. Джаландхара бандха - замок шеи.
  4. Маха бандха – сочетание всех трех, фиксация энергии тазового дна, живота и шеи.

Общим элементом всех замков тела является то, что они выполняются с помощью задержки дыхания.

Это очень тонкая практика не должна вызывать сильного напряжения в теле, чтобы не заблокировать энергию полностью. Тогда бандха перестанет выполнять свою функцию, и будет не способствовать, а становится препятствием практике и потоку энергии.

С помощью нескольких простых настроек можно научиться интегрировать Мулу бандху, одну из четырех бандх, упомянутых в «Хатха Йоге Прадипике» и «Гренда Самхита», в повседневную йогу.

Как найти мула бандху, прежде, чем она найдет вас

Сам термин «мул» означает корень, источник, основание, нижнюю часть тазовой области (анатомическая область промежности); «Бандха» означает замок или привязку. Это метод для удержания и определение пути энергии, связанной с чакрой Муладхара. Расположенная на кончике позвоночника чакра Муладхара представляет собой стадию сознания, в которой основным доминирующим фактором является потребность в выживании. Это механизмы, с помощью которых йоги могут направлять поток праны, оживляющий и объединяющий нас.

Йога ограничивает наши рефлексы и импульсы, направляя их в упорядоченные каналы этики, индивидуальной ответственности, учит правильным действиям, связывает наше тело и ум.

В этом упражнении закрывается область промежности, чтобы предотвратить потерю энергии.

Работа переносится на глубокие мышцы тела, повышается стабильность позвоночника и тазобедренных суставов.

Учителя часто уклоняются от объяснения Мулы бандхи, потому что им неловко говорить об анатомии тазового дна. Но достоинства и полезные качества при полном понимании мула бандхи, намного превосходят любые смущения. Йога практикуется, чтобы иметь опыт, который превосходит банальный, и бандхи, вместе с асанами, криями (очищающими действиями), лайей (медитативным поглощением), ямами (этическими ограничениями) и дхараной (концентрацией), являются йогическими методами, приводящими к трансцендентности (недоступности опытному познанию).

Практика корневого замка

Выполнить Мула бандху помогает знание Ваджроли и Асвини мудры, или знание что такое бандха.

Ваджроли мудра - это зажимание уретры так, как если бы вы хотели остановить мочу. Асвини мудра - это зажатие анального сфинктера, без зажимания ягодиц.

  1. Сядьте удобно, спина должна быть прямая, взгляд направлен вперед. Закройте глаза и расслабьтесь в течение 2-3 минут и дышите нормально.
  2. Сделайте медленный вдох и сожмите область между анусом и гениталиями.
  3. Напрягите половые органы, анус, мочеполовую систему (это необходимо делать на начальной стадии и Мула бандхи, т.е. практиковать Ваджроли и Асвини мудры).
  4. Визуализируйте, что со средины их «засасывает» вверх. Вначале для понятия разницы между напряжением и расслаблением, повторите действие вместе с выдохом и расслабьтесь на вдохе.
  5. Если вообразить себе «всасывание» не можете, визуализируйте для себя, что вы захватываете это место за середину и поднимаете вверх.
  6. Выдохните и расслабьте живот и все органы.
  7. Вдохните и повторите сжатие.
  8. Выдох и расслабление.

После того, как выполните 10-30 таких сжатий и расслаблений, отдохните. Дышите спокойно, в нормальном темпе, чтобы избежать головокружения.

Выполнение корневого замка

  1. Займите удобное положение.
  2. Пятку левой ноги поместите в промежность и надавите не промежность.
  3. На левое бедро положите правую пятку (как в асане сидхасана).
  4. Одновременно с давлением пятки на промежность, максимально сожмите и напрягите мышцы заднего прохода.
  5. Сожмите мышцы живота, упритесь подбородком в грудную впадину (джаландхара бандха) и задержите дыхание.

В практике Тадасана

На латыни «таз» означает бассейн. В Тадасане он должен находиться в нейтральном положении и так, если бы бассейн был заполнен драгоценной жидкостью, не выливался бы спереди и сзади. Чтобы обнаружить эту позицию, надо найти нейтральное размещение таза.

  1. Встаньте вертикально, руки опустите вдоль туловища.
  2. На вдохе слегка потяните бедра и ягодицы назад и увеличьте кривизну в поясничном отделе позвоночника (передний наклон).
  3. На выдохе перенесите бедра и ягодицы вперед, сплющив поясничный отдел позвоночника. Таз оттяните назад (задний наклон).
  4. 4. Повторите несколько раз, наблюдая за тем, как таз, находясь в переднем положении, заставляет мышцы нижней части спины вытягиваться, а внутренние паховые сокращаться.
  5. Таз, находясь в заднем наклоне, заставляет ягодицы сжиматься, а паховые мышцы сокращаться.
  6. Встаньте в передний наклон, слегка поднимите сначала лобковую кость, а затем тазовое дно, удлиняя пах, вы выполняете мула бандху.
  7. Слегка вытяните бедра назад, пока не расслабятся ягодицы, а поясничный отдел позвоночника не восстановит свою естественную форму.
  8. Поднимите тазовое дно и удлините талию и пах - бандха с заднего наклона.

Работа бандхи на разных уровнях

Технически, сокращение анального сфинктера - это не Мула бандха, а Ашвини. Сжимание анального сфинктера обеспечивает проход к более глубоким слоям бандхи. Мышца соединяется связями с кончиком позвоночника. При сжатии, Муладхара чакра двигается вверх, как в Мула бандхе. Правильно выполненное движение заставляет анус смягчатся и подняться в тело. Происходит бессознательное сжатие остальных мышц тазовой области вместе с анальным сфинктером, но с дальнейшей практикой происходит сортировка сокращений и бессознательные переходят в сознательные.

Промежуточный физический уровень - это сокращения мышц промежности (между анусом и гениталиями) и промежностного тела (простирающегося внутрь от промежности).

При выполнении энергетических замков сжимаются отдельные части тела, вместе с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Кроме накапливания энергии:

Постоянная практика бандхи позволит поддерживать организм в работоспособном состоянии, чистые энергетические каналы уберегут от физических болезней, обеспечат отличное здоровье.

Глубокая работа Мула бандхи

Утонченность мула-бандхи начинает объединяться не только с телом, но и с умом. Бандха все глубже проникает в вашу психику, пронизывая вашу жизнь. Как и практика асан, она предназначена для очищения Пранамаякоши - одной из тонких пятислойных оболочек энергетического тела. Корневой замок вызывает смешивание энергии праны и апаны в области пупка. Управляет пранической энергией с целью открытия выхода к Сушумне, центральному каналу движения энергии вдоль позвоночника. Начиная процесс трансформации бессознательного в сознательное, что стимулирует необходимый поток спинно-мозговой жидкости. Замок перенаправляет энергию сексуальную на креативность и регенерацию организма. Повышает сексуальную жизнеспособность.

Как однажды сказал один из практиков: «Ваша практика (и ваша жизнь) всегда должна быть предпринята так, как если бы это была фотосессия … с Богом, как с фотографом».

На самом глубоком уровне тонкого тела - Ананда (блаженство), применение бандхи означает направление нормально происходящих чувств внутрь. Обычно мы смотрим вне себя ради счастья. Но любое блаженство, которое мы находим извне, является временным, даже если оно может быть очень опьяняющим.

Неумелое использование может оказать негативное воздействие. Как узнать, работает ли она против, или за вас: «Первое, что вы должны – это доверять вашим внутренним знаниям», - говорит Джоан Харриган, брахмачрини (монах) в Шанкарачарской традиции Авайты Веданты. При должном участии бандхи, должно быть чувство усиленной жизненности и большей осведомленности.

Бандхи (Энергетические замки)

« Заприте» жизненную энергию с помощью бандх

Энергия, или жизненная сила, течет через нас, и позволяет нам жить. Именно поток этой энергии регулирует телесные и умственные функции человека. Если он движется неравномерно, это приводит к всевозможным заболеваниям и психическому напряжению.

Жизненная сила подобна воде: она должна свободно проходить через наше тело и обеспечивать каждую из клеток определенным количеством энергии. Иногда, из-за нашего образа жизни или мышления, течение этих потоков нарушаются. Некоторые части тела получают слишком много или слишком мало энергии. Энергия может не достигать каких-то участков или где-то застаиваться. Такой дисбаланс приводит к мигреням, болям в спине, запорам, сексуальным расстройствам, заболеваниям желудка и прочим неприятностям.

Бандхи (энергетические замки), как и пранаяма - это йогическая практика, позволяющая регулировать поток жизненной силы.

«Бандха» в переводе с санскрита означает «закрыть» или «затянуть». В практике бандх дыхание удерживают в определенной области тела. Тело сжимается, чтобы сохранять энергию в этой части в течение некоторого времени. Такая намеренная блокировка жизненной силы очень полезна.

Бандхи помогают массировать внутренние органы и устранять застойную кровь. Кроме того, они благотворно влияют на работу нервной системы, замедляют старение, повышают жизнеспособность.

1. Набхи бандха (Языковый замок). Предотвращает рассеивание энергии в верхней части ЭТ (Энергетического тела).

Техника выполнения:

Кончик языка поднять вверх и прижать к верхнему небу.

Есть три точки. Первая точка ветра - сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка. Тут язык можно держать все время за исключением, разговора, еды и поцелуев:).

Вторая точка - точка огня. Держать язык по середине верхнего неба. Способствует нагреванию тела.

Третья точка - на задней части неба, точка воды. Удерживание языка в этой точке способствует охлаждению тела.

Есть еще одно упражнение, которое можна считать отдельной практикой, но имеет смысл о ней упомянуть - это Кхечари-мудра . Техника выполнения: язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка. В таком случае поступают двумя способами. Первый - путем каждодневных проб растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом растянуть. Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца - по немногу подрезая уздечку каждый день).

2. Удияна бандха (Брюшной замок). Предотвращает рассеивание энергии в средней части ЭТ, служит для поднятия энергии вверх.

Техника проста: после выдоха поднимается диафрагма вверх, а брюшную стенку подтягивают к позвоночнику. Это упражнение еще называют "вакумная удияна ". Существует еще "мышечная удияна ": все время держать низ живота в тонусе, не давая ему провиснуть (кстати способствует осознанности). Очень эффективная техника, если сочетать с расправленной грудной клеткой и прямой спиной. Можно оценить по ощущениям в конце дня, если весь день держать замки.

3. Мула бандха (Корневой замок). Предотвращает утечку энергии в нижней части ЭТ.

Техника выполнения: сжать мышцы ануса, мочевого сфинктера, и низ живота. Выполняется ритмично, в отличие от предыдущих замков. Йоги утверждают, что при этом поднимается и активизируется сильный энергетический стержневой поток в самом центре ЭТ.

Сядьте удобно в сиддхасану (если вы мужчина) или сиддха йони асану (если вы женщина). Если поза неудобна, попробуйте ваджрасану или падмасану (скрестив ноги), и пусть колени касаются пола.
. Положите ладони на колени.
. Вдохните глубоко, наполняя легкие. Задержите дыхание и сократите мышцы промежности, поднимая их наверх.
. Внимание! Точка мула-бандхи у мужчин находится в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин - в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула-бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, и во время мула бандхи производите сокращение в этой точке.
. Удерживайте замок до тех пор, пока вам удобно. Почувствуйте сжатие мышцы.
. Расслабьтесь и медленно выдохните.
. Повторите цикл 10 раз. Количество повторов можно увеличить до 30.
. Направьте внимание на дыхание. В конечном положении нужно сосредоточиться на точке сокращения в промежности.
. Никогда не выдыхайте и не вдыхайте во время замка. Делайте это только после расслабления замка.

4. Джаландхара бандха (Шейный замок) - регулирует восходящий энергетический поток.

Техника проста: вытянуть макушку головы вверх и прижать подбородок к точке, где соединяются ключицы. Большое преимущество этих упражнений - в том, что для их выполнения не требуется отдельного времени, и они могут выполняться параллельно практически с любыми занятиями (за небольшими исключениями). Вполне могут рассматриваться как способ накопления силы.

Параллели таких замков можно найти во многих других системах, кроме йоги. Например, в даосских, буддийских, толтекских техниках и др. Скорее всего, они являются естественными "замками ", позволяющими управлять внутренними энергетическими потоками. Просто в йоге они лучше всего описаны и приведены в должный порядок.