Методическая разработка по физкультуре на тему: основные виды ходьбы. Ошибки в выполнении упражнения с лентой. Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размашистым движением. Толчок делать вперед-вверх

Ходьба человека - наиболее естественная локомоция человека.

Автоматизированный двигательный акт, осуществляющийся в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц туловища и конечностей.

Разновидность двуногого передвижения, при котором опора на одну ногу циклично сменяется двуопорным периодом, а затем опорой на другую ногу. При ходьбе контакт с опорой не теряется, в отличие от бега, при котором двуопорные периоды заменяются отрывом от опоры обеих ног - периодом полета.

Самый доступный вид физической нагрузки, разновидность аэробной нагрузки (К. Купер,1980), форма оздоровительной тренировки.

Другие определения

Существуют и другие определения, характеризующие эту локомоцию:

Череда рефлекторно контролируемых падений. Ходьбу образно описывают как «управляемое падение». При каждом шаге человек наклоняется вперед и начинает падение, которому препятствует выдвинутая вперёд нога. После того как она касается земли, на нее переносится вес тела, колено подгибается, амортизируя падение, и выпрямляется, возвращая тело на исходную высоту.

Ходьба с позиции физического маятника

Ходьбу рассматривают с позиции модели прямого и обратного маятника, рассматривая сегменты конечностей и тело как систему физических маятников.

По образному выражению Бернштейна, который объединил биомеханику и нейрофизиологию двигательного аппарата в единую науку физиологию движений, ходьба это:

«…синергии, охватыващие всю мускулатуру и весь двигательный аппарат сверху донизу»

«…циклический акт, то есть движение, в котором периодически повторяются вновь и вновь одни и те же фазы».

Ходьба - это двигательное действие, результат реализации двигательного стереотипа, комплекса безусловных и условных рефлексов.

Ходьба - это двигательный навык, который представляет собой цепь последовательно закреплённых условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически без участия сознания.

Виды ходьбы

Как естественной локомоции:

Ходьба нормальная

Патологическая ходьба:

при нарушении подвижности в суставах

при утрате или нарушении функции мышц

при нарушении масс-инерционных характеристик нижней конечности

(Например, ходьба на протезе голени, бедра)

Ходьба с дополнительной опорой на трость (на две трости) Ходьба спортивная

Как спортивной и оздоровительной локомоции

Ходьба спортивная

Ходьба на лыжах

Ходьба оздоровительная

Терренкур

Ходьба нордическая (Скандинавская ходьба) (eng.) (с опорой на палки)

Как военно-прикладной локомоции

Маршировка (организованная ходьба, упражнение в мерном хождении правильными построенными рядами)

Не следует путать виды ходьбы с видами походки. Ходьба - двигательный акт, разновидность двигательной активности. Походка - особенность ходьбы человека, «манера ходить»

Задачи ходьбы

Задачи ходьбы как важной локомоторной функции:

Безопасное линейное поступательное перемещение тела вперёд (главная задача).

Удержание вертикального баланса, предотвращение падения при движении.

Сохранение энергии, использование минимального количества энергии за счёт её перераспределения в течение цикла шага.

Обеспечение плавности передвижения (резкие движения могут являться причиной повреждения).

Адаптация походки для устранения болезненных движений и усилий.

Сохранение походки при внешних возмущающих воздействиях или при изменении плана движений (Стабильность ходьбы).

Устойчивость к возможным иннервационым и биомеханическим нарушениям.

Оптимизация передвижения, прежде всего, повышение эффективности безопасного перемещения центра тяжести масс с наименьшим расходом энергии.

Эффективность ходьбы

Основной механизм, определяющий эффективность ходьбы - это перемещение общего центра масс.

Перемещение общего центра масс (ОЦМ) представляет собой типичный синусоидальный процесс с частотой соответствующей двойному шагу в медиолатеральном направлении, и с удвоенной частотой в передне-заднем и вертикальном направлении. Перемещение центра масс определяют традиционным циклографическим методом, обозначив общий центр масс на теле испытуемого светящимися точками.

Однако можно поступить проще, математическим способом, зная вертикальную составляющую силы реакции опоры. Из законов динамики ускорение вертикального перемещения равно отношению силы реакции опоры к массе тела, скорость вертикального перемещения равна отношению произведению ускорения на интервал времени, а само перемещение произведению скорости на время. Зная эти параметры, можно легко рассчитать кинетическую и потенциальную энергию каждой фазы шага. Кривые потенциальной и кинетической энергии представляют собой как бы зеркальное отражение друг друга и имеют фазовый сдвиг примерно в 180°.

Известно, что маятник имеет максимум потенциальной энергии в высшей точке и превращает её в кинетическую, отклоняясь вниз. При этом некоторая часть энергии расходуется на трение. Во время ходьбы, уже в самом начале периода опоры, как только ОЦМ начинает подниматься, кинетическая энергия нашего движения превращается в потенциальную, и наоборот, переходит в кинетическую, когда ОЦМ опускается. Таким образом, сохраняется около 65 % энергии. Мышцы должны постоянно компенсировать потерю энергии, которая составляет около тридцати пяти процентов. Мышцы включаются для перемещения центра масс из нижнего положения в верхнее, восполняя утраченную энергию.

Эффективность ходьбы связана с минимизацией вертикального перемещения общего центра масс. Однако увеличение энергетики ходьбы неразрывно связано с увеличением амплитуды вертикальных перемещений, то есть при увеличении скорости ходьбы и длины шага неизбежно увеличивается вертикальная составляющая перемещения центра масс.

На протяжении опорной фазы шага наблюдается постоянные компенсирующие движения, которые минимизируют вертикальные перемещения и обеспечивают плавность ходьбы.

К таким движениям относят:

поворот таза относительно опорной ноги,

наклон таза в сторону неопорной конечности,

подгибание колена опорной ноги при подъеме ОЦМ,

разгибание при опускании ОЦМ.

Перемещение ОЦМ, Трансформация кинетической (Tk) и потенциальной (Ep) энергии

НОРДИЧЕСКАЯ ХОДЬБА

Нордическая ходьба (Nordic walking), как новый уникальный вид фитнесса, была придумана финскими лыжниками в 70-е годы ХХ века. Уже в 80-е годы этот вид ходьбы приобрел популярность в Европе и США. Сегодня, нордической ходьбой увлекаются миллионы людей по всему миру!

Нордическая ходьба - это отличная тренировка сердечно-сосудистой системы, стимуляция кровообращения и работы внутренних органов, при этом снижается уровень холестерина в крови, а также риск развития заболеваний сосудов, возникновения сердечно-сосудистой патологии. Регулярные тренировки на свежем воздухе способствуют насыщению клеток и тканей организма кислородом, очищению от токсинов, что ведет к заметному улучшению состояния кожи и замедлению общего процесса старения организма. Нордическая ходьба особенно показана людям, страдающим остеохондрозом шейно-грудного отдела позвоночника, а также заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Нордическая ходьба применялась профессиональными спортсменами-лыжниками в «неснежные» сезоны года в качестве имитации ходьбы на лыжах. Позднее нордическая ходьба приобрела популярность среди непрофессионалов, людей просто увлекающихся активными видами спорта и отдыха, как чрезвычайно эффективный способ поддержания хорошей физической формы, борьбы с избыточным весом и последствиями ежедневных стрессов.

Применение палок во время ходьбы в быстром темпе позволяет задействовать до 90% мышц тела. Таким образом, тренируются мышцы спины и верхней части туловища, снимаются мышечные спазмы в области шеи, затылка и плечевого пояса. За счёт использования палок на 10-30 % снижается нагрузка на суставы.

Количество тренируемых мышц в различных видах фитнесса.

Вид спорта Тренируемые мышцы

Плавание 25 %

Ходьба 45 %

Горный велосипед 45 %

Нордическая ходьба 85 %

Положительными сторонами нордической ходьбы являются:

Расход энергии увеличивается до 46%, что равносильно 400ккал/час;

Увеличивается скорость ходьбы и снижается общая усталость;

Активизируется работа сердца;

Развиваются мускулы шейно-плечевого аппарата;

Увеличивается латеральная подвижность шеи и позвоночника;

Повышается фактор безопасности на скользких поверхностях;

Профилактика и лечение расширения вен на ногах.

Затраты энергии увеличиваются на 30% по сравнению с обычной ходьбой без палок

Улучшается координация мышц

Улучшается кровообращение, на 85% укрепляются мышцы

Оказывает меньше напряжения на суставы

Эффективное воздействие на кровообращение - пульс становится примерно на 5 - 17 ударов чаще, чем при обычной ходьбе без палок

Повышение стрессоустойчивости организма

Техника нордической ходьбы точно такая же, как при лыжном беге и легка в обучении. Движения совершаются по диагональному принципу: правая палка касается земли вместе с левой пяткой и наоборот. Через увеличение силовой нагрузки на руки и мускулатуру верхней части тела, можно повысить темп ходьбы и тем самым эффективность тренировки. Существует несколько вариантов ходьбы с палками: быстрые тройные шаги, широкий шаг, параллельное движение палок и ног (левая нога с левой палкой, правая нога с правой палкой). Смена техники ходьбы позволяет избежать рутинности и быстрой усталости.

Чтобы поддерживать хорошую физическую форму достаточно 2-3 тренировок в неделю по 30-40 минут. Стоит отметить, что ходьба с палками имеет мало общего с прогулками, поэтому стоит начинать осторожно, постепенно увеличивая время ходьбы. Каждодневные часовые тренировки могут стать отличным способом для похудения.

Ходьбы и бег имеют общие основы и свои специфические особенности. Основой является шаг и связанные с ним движения рук и туловища. Двойной шаг (шаг с правой ноги с левой) составляет один повторяющийся цикл движений. Движения рук и ног в спортивной ходьбе и беге согласованы, и строго перекрестны. Позвоночник и таз совершают сложные встречные движения: сгибание, разгибание, скручивание, боковые наклоны. Движения позвоночника, которые обусловливают встречные движения таза и верхней части туловища, зависят от согласованной работы многих мышечных групп. Отталкивание и в беге и в ходьбе выполняется преодолевающей работой мышц.

Спортивная ходьба. Длительность опоры каждой ноги больше чем длительность переноса, поэтому в двойном шаге имеются периоды двойной опоры и одиночной, которые непрерывно чередуются. Но двойная опора в спортивной ходьбе мала.

Фазы:

*Задний шаг (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Передний шаг (граница фазы - момент постановки ноги на опору);

*Переход опоры (с левой ноги на правую).

Полный цикл содержит 6 фаз по два периода одиночной и двойной опоры.

Источником движущих сил при спортивной ходьбе служит работа мышц, которые выполняют перенос ноги и отталкивание от опоры. Разгибанием бедра опорной ноги (преодолевающая работа разгибателей тазобедренного сустава) спортсмен делает «активный перекат», способствует продвижению тела вперед над опорой. Перенос другой ноги перемещает ЦТ тела вперед от места опоры и придает ему некоторую скорость (преодолевающая работа сгибателей тазобедренного сустава). Таким образом, при спортивной ходьбе спортсмен выталкивает тело впереди вверх на выпрямленную в коленном суставе ногу. От быстроты переноса ноги при ходьбе зависит частота шагов, тем выше темп. Чрезмерное учащение шагов уменьшает их длину и скорость больше не нарастает.

Бег. Время переноса ноги в беге дольше, чем время опоры, поэтому двойной опоры в беге не бывает. Имеется безопорное положение – полет. В двойном шаге имеются два периода опоры (на одной ноге) и два периода полета. Размах и быстрота движений в беге больше чем в ходьбе:

*На короткие дистанции размах и быстрота движений наибольшие;

*На длинные – наименьшие.

Фазы:

*Вынос ноги в полете (граница фазы - момент отрыва ноги от опоры);

*Их разделяет момент наибольшего выноса стопы (относительно таза);

*Опускание ноги к опоре (граница фазы – момент постановки ноги на опору);

*Подседание на опорной ноге;

*Отталкивание с выпрямлением ноги.

По мере увеличения скорости бегущего спортсмена потери энергии (при амортизации) и их восстановление (при отталкивании) за время опоры становятся меньше. Дело в том, что повышается частота шагов и, следовательно, сокращается их длительность.

Виды бега: бег на короткие дистанции, эстафетный бег, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, бег на сверхдлинные дистанции, барьерный бег, стипль-чез.

6.Основы техники прыжков.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) Вертикальные. 2) Горизонтальные.

Прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения.

Составные части: 1) Разбег и подготовка к отталкиванию. 2) Отталкивание. 3) Полет. 4) Приземление – с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи – придать телу прыгуна оптимальную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания.

Можно выделить два варианта разбега: 1) Равноускоренный разбег. 2) Разбег с поддержанием скорости. Применение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.

Отталкивание - основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую. Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат. Одним из факторов, определяющих эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол постановки толчковой ноги.

Угол, образующийся вектором начальной скорости вылета тела прыгуна и горизонтом, называется

углом вылета. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места отталкивания.

Основные факторы, определяющие результативность прыжков, - начальная скорость вылета ОЦМ прыгуна и угол вылета.

Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦМ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Приземление. Цель – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. В прыжках в высоту сначала спортсмены приземлялись в песок, уровень которого был приподнят над поверхностью отталкивания. Затем пришел век поролона, и место приземления стало значительно мягче, возросли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбери-флоп»), появились фиберглассовые шесты. Стало возможным больше времени уделять самим прыжкам, не задумываясь над приземлением.

В прыжках в длину прыгают в яму с песком.

Мягкое приземление происходит за счет приземления под более острым углом к поверхности и на большем пути и за счет амортизирующего растягивания напряженных мышц, постепенно уступая воздействию силы тяжести и скорости тела

8.Бег с препятствиями (стипльчез) - один из труднейших видов легкой атлетики, требующий от спортсменов не только выносливости, но и прочных технических навыков - умения преодолевать установленные на дистанции препятствия в условиях нарастающего утомления.

«Атака» препятствия имеет большое значение для рационального его преодоления. Наилучшее место для постановки ноги перед препятствием - 130-185 см. Если спортсмен близко подбегает к препятствию, то он не может осуществить активное продвижение таза и маховой ноги вперед, поэтому общий центр тяжести перемещается над препятствием по более крутой траектории. При дальнем отталкивании перед препятствием увеличивается фаза полета, что затрудняет приземление за препятствием и снижает скорость при сходе. Длина последнего шага перед отталкиванием на препятствие должна быть несколько меньше, чем длина предыдущих, что достигается активным сведением бедер в полетной фазе и более быстрой постановкой ноги на место толчка, а это, в свою очередь, уменьшает тормозящие действия силы реакции опоры. Удлинение последнего шага перед препятствием увеличивает тормозящие действия, так как нога ставится далеко впереди проекции общего центра тяжести. При отталкивании на препятствие туловище стипльчезиста подается вперед, а согнутая маховая нога выносится коленом вперед-вверх. С продвижением таза вперед разгибается толчковая нога. В заключительный момент отталкивания туловище и толчковая нога составляют близкую к прямой линию. Разгибание маховой ноги в коленном суставе происходит в тот момент, когда колено достигает уровня препятствия. Чтобы сохранить равновесие, рука, разноименная маховой ноге, посылается вперед. В безопорном положении маховая нога выпрямляется в коленном суставе, туловище еще больше наклоняется вперед, толчковая нога сгибается, подтягивается к туловищу и проносится несколько стороной через препятствие. Рука, разноименная маховой ноге, в это время движется вниз-назад, чуть стороной навстречу толчковой ноге. При сходе с барьера наклон туловища постепенно уменьшается, стипльчезист приземляется на переднюю часть стопы. Во время приземления бегун принимает положение, похожее на положение в момент «атаки». Когда стипльчезисты подбегают к препятствию большой группой, то трудно точно попасть на место отталкивания, иногда экономнее применить способ преодоления «наступая». Он менее эффективен по затратам времени, но более экономичен с точки зрения энергетических затрат. В отличие от сильнейших бегунов у всех стипльчезистов низкой квалификации за 10-12 м до препятствия из-за определения нужного места для отталкивания на барьер скорость бега падает. Особенно это заметно у стипльчезистов с неразвитым глазомерным расчетом, у тех, кто преодолевает препятствие постоянно с одной ноги. Препятствие в виде ямы с водой является наиболее сложным на дистанции. Яму с водой стипльчезисты обычно преодолевают способом «наступая», хотя в последнее время многие на первых кругах дистанции преодолевают ее безопорным способом. Существует несколько мнений о наиболее рациональном способе преодоления ямы с водой. Некоторые специалисты считают, что от земли надо отталкиваться слабейшей ногой и на препятствие ставить сильнейшую, чтобы быстрее преодолеть яму с водой и дальше прыгнуть. Но чаще всего стипльчезисты отталкиваются от земли привычной для себя ногой, а на препятствие ставят слабейшую, приземляясь в яме на сильнейшую ногу. Это не выбивает их из привычного ритма, а приземление на сильнейшую ногу позволяет стремительнее начать бег после преодоления препятствия. Есть стипльчезисты, которые с обеих ног одинаково успешно преодолевают как обычные препятствия, так и яму с водой. Это позволяет подбегать к препятствию, не меняя ритма шагов и скорости бега. Раньше считали, что бегун должен как можно сильнее оттолкнуться от барьера и дальше приземлиться в яме с водой. При этом спортсмены выносят маховую ногу далеко вперед и при приземлении натыкаются на нее, гася горизонтальную скорость. В настоящее время стипльчезисты чаще приземляются за 60-70 см до края ямы и быстро переходят на двухопорное положение, делая первый шаг коротким. Это позволяет сохранить высокую скорость бега. Уменьшение скорости после преодоления ямы с водой значительно. Стипльчезисты высших разрядов достигают скорости, которую они набрали до препятствия, к 7-8 м после преодоления ямы с водой.

Почему именно художественная гимнастика?

Как отмечают многие исследователи, уровень двигательной активности школьников по мере взросления снижается. Особенно это касается девушек 10–11-х классов. Одной из причин такого положения дел является то, что программы физического воспитания в большей мере ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества. Включение в программу уроков упражнений художественной гимнастики предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности и приведение содержания физического воспитания в соответствие с естественными потребностями школьниц.

В программе по физической культуре (Матвеев А.П., 2004–2005 гг.) имеются предложения по содержанию раздела художественной гимнастики для школьниц 10–11-х классов. Однако там дано лишь примерное содержание, которое требует уточнения и конкретизации. Кроме того, такое содержание разработано только для учениц старших классов. Мы же считаем, что использование упражнений художественной гимнастики целесообразно значительно раньше, начиная с 5-го класса.

Занятия проводятся в одном зале с мальчиками, которые в это время занимаются спортивной гимнастикой. Для ведения такого урока преподавателю следует иметь помощников. Ими назначаются наиболее одаренные в двигательном отношении ученицы.

Девочек следует приучать к домашним заданиям и ведению дневника по учету своей самостоятельной работы. Содержание домашних занятий составляется учителем для каждого класса и индивидуализируется в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.

Музыкальное сопровождение

В зависимости от целей каждой части урока заранее подбирается и соответствующая по ритму музыка. Пользуясь на уроках магнитофоном, следует соблюдать некоторые правила. Перед записью музыки на пленку записывается команда преподавателя к исполнению того или иного упражнения. После объяснения упражнения и опробования его без музыки преподаватель предупреждает детей о выполнении задания под музыку. В конце музыкального отрывка должна быть также записана на пленку команда «Стой!». Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания, иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения.

Запись на магнитофон музыкальных отрывков для разучивания различных комбинаций, с предметами и без предметов, должна быть сделана в двух вариантах. Первый раз отрывок записывается по частям (по 4–8 тактов с интервалами 8–10 сек.). Паузы в записях дают возможность напомнить учащимся следующие после нее движения или повторить только что выполненные. Второй вариант – это запись музыкального отрывка целиком для исполнения всей комбинации.

В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счета принимается какая-то определенная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д.

В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, т.е. звучат более громко и отчетливо. Для ведения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ноги, в общеразвивающих упражнениях – фаза главного действия.

Для ходьбы и бега обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размера: марш, песня, полька и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех случаях, когда ходьба чередуется с подскоками.

Спортивный зал и оборудование

Местом проведения занятий может быть спортивный зал школы, асфальтированная площадка, спортивное поле. Часто используется специализированное оборудование: станок для хореографии, зеркала, гимнастическая стенка. В спортивном зале необходимы вспомогательные помещения для снарядов. На занятиях используются различные предметы.

Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Для начальной школы целесообразно использовать мячи диаметром 8–12 см, в среднем звене – 15–20 см, в старшем звене – более 20 см.

Скакалка. Изготавливается из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки и обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту занимающихся. Проверить длину скакалки можно так: встать на середину скакалки (ноги на ширине плеч) и потянуть ее кверху. Кисти должны касаться подмышечных впадин.

Лента. Длина ленты 3–4 м – для среднего звена (5–9-е классы), 3–5 м – для девушек 10–11-х классов. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3–4 м требуется палочка длиной 40–50 см, для ленты длиной 5 м – палочка длиной 50–60 см. На конце палочки крепится рыболовный карабинчик, колечко и ниткой крепится к ленте. Используется атласная лента без синтетических волокон (синтетическая лента прилипает к полу и телу). Начало ленты должно быть сложено в два слоя. Один конец (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Ленту следует накрахмалить. При выполнении упражнений палочку свободно держать большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец упирался в ладонь у основания большого пальца.

Перечень основных средств, применяемых на уроках хореографии в гимнастике

    полуприседание – деми плие (demi plie);

    приседание – гран плие (grand plie);

    выставление ноги на носок – батманы тандю (battement tendu);

    махи на высоту 45° – батман тандю жэтэ (battement tendu jete);

    полуприседание с выставлением ноги на носок – батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);

    приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке – батман фондю (battement fondu);

    нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pie);

    нога согнута, колено вывернуто, носок у колена опорной – пассэ (passe);

    резкое сгибание ноги в положение сюр ле ку де пье и разгибание на 45° – батман фраппэ (battement frappe);

    круги ногой по полу – рои де жамб пар терр (rond de jambe par terre);

    круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° – рон де жамб ан лэр (rond de jambe en lair);

    медленно – адажио (adagio);

    подъем на полупальцы – релеве (releve);

    махи ногами на 90° и выше – гран батман жэтэ (grand battement jete);

    махи ногами вперед-назад – гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balanse)

    двойной – дубль (double);

    движение ногой вперед, в сторону, назад, в сторону – «крестом» вперед (en dehors);

    движение ногой назад, в сторону, вперед, в сторону – «крестом» назад (en dedans);

    поднимание ноги вперед, в сторону, назад – батман девлоппэ (battement developpe).

Упражнения без предметов

Разновидности ходьбы и бега

Использование ходьбы и бега на занятиях художественной гимнастикой способствует развитию силы мышц ног, формирует осанку. Применяются следующие виды ходьбы:

    на полупальцах, на пятках;

    в полуприседе, в приседе;

    острым шагом (с перекатом с носка на всю стопу);

    пружинным шагом (с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа);

    высоким шагом (высоко поднимая колени);

    выпадами;

    переменным шагом.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например:

    пружинный бег;

    высокий бег;

    бег на носках с продвижением вперед;

    бег спиной с поворотами;

    бег боком со сменой ног скрестно.

Движения с расслаблением

Применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности мышц, воспитания навыка свободного, незакрепощенного движения.

Волны и взмахи

В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движений, переключению напряжении расслаблений мышечного аппарата:

    пружинное движение руками в сторону, вперед;

    волна руками;

    волна туловищем (сидя на коленях, руки за спину).

Равновесие

Под равновесием в художественной гимнастике понимаются по преимуществу разновидности стоек на ногах. Принято различать статическое и динамическое равновесие.

Статическое – равновесные позы на одной или обеих ногах без какого-либо движения тела в целом относительно опоры.

Динамическое – выполнение поворотов (вращений) в движении.

Повороты

Эти упражнения выполняются у опоры (лицом, боком), затем на середине зала. В структуре поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота, завершающая.

Повороты выполняются учениками на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Более сложные повороты выполняются на одной ноге.

Прежде чем приступать к изучению различных поворотов, занимающимся следует овладеть стойкой на высоких полупальцах, сохраняя подтянутое положение ног и туловища. Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением. Положение рук, туловища и свободной от опоры ноги во время поворота бывает различным и изучается предварительно. Повороты выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е. одноименный, выполняется на правой ноге направо. Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на правой ноге налево.

Виды поворотов:

1. Повороты переступанием выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваться вокруг своей оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги. Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например, полькой.

2. Скрестные повороты на 180° и 360°.

Поставив одну ногу скрестно вперед, надо подняться на носки, выполнить поворот на 180° или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п. Скрестные повороты можно выполнить с различными движениями рук: лицевыми кругами кверху и книзу. Для тренировки вестибулярного аппарата скрестные повороты полезно выполнять поточно.

Прыжки

Прыжки на уроках с элементами художественной гимнастики – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений. На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерны малая высота и небольшая амплитуда движений.

Прыжки в гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Изучению прыжка всегда предшествует освоение соответствующей позы. Перед толчком в прыжке обычно выполняется полуприсед. Приземление перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю стопу делает его бесшумным и мягким.

Виды прыжков:

1. Прыжок толчком с разведением двух ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. Прыжок выполняется у опоры, затем на середине зала.

2. Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге.

3. Подбивной прыжок. Все формы подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх, чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой маховую.

4. Прыжок шагом. Выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад.

Упражнения с предметами

Упражнения с мячом

На занятиях по художественной гимнастике мы применяем мяч. Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округлость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнениях с мячом во избежание отскока исключается жесткий хват, поэтому все приемы мяча сопровождаются фазой амортизации. Основные упражнения с мячом рекомендуются в следующей последовательности:

1. Изучение правильного удерживания мяча двумя руками, одной рукой на тыльной стороной кисти, между кистями, скрестно.

2. Отбивание мяча о пол: перед собой, сбоку, меняя высоту отбивания.

3. Махи руками с удерживанием мяча на ладони; круги кистью вокруг мяча с ударом о пол; без удара о пол; без удара о пол; выкруты перед телом, над головой.

4. Броски и ловля мяча обеими руками с ударом о пол, без удара о пол.

5. Броски и ловля мяча одной рукой с ударом о пол, без удара о пол, броски по дуге над головой, перед телом, броски под плечо.

6. Перекаты по полу, по телу (по двум рукам, по одной), по спине, по руке – груди.

7. Выполнение перебросок, перекатов, передач в парах, тройках, четверках.

Упражнения со скакалкой

Упражнения способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка – мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее, махи и круги. Использование пеньковой веревки позволяет выполнять броски и ловлю, обкрутки, обводки.

Последовательность изучения упражнений со скакалкой:

1. Освоение правильных хватов одной, двумя руками.

2. Махи скакалкой вперед-назад перед телом, сбоку, с перескоком через нее; махи и круги во всех направлениях сложенной вдвое скакалкой хватом за концы одной рукой.

3. Прыжки через скакалку с вращением вперед-назад, со скрестным вращением, одинарные, с двойным подскоком.

4. Переводы скакалки, обмотки.

5. Броски скакалки с последующей ловлей за концы двумя руками.

Изучение упражнений без предмета и с предметами строится на принципах симметричного обучения правой и левой стороны. Необходимо помнить, что изучению упражнений с предметами предшествует освоение простейших движений без предметов. На следующем этапе, одновременно с изучением более сложных движений без предметов (прыжков, поворотов), осваиваются основные навыки владения предметами, а именно: хваты, махи, круги, вращения, ловля. В дальнейшем осваиваются отдельные элементы, соединения, комбинации, в которых движения с предметами сочетаются с элементами без предметов.

Упражнения с лентой

Выполняя различные рисунки лентой, не следует прерывать ее движение в воздухе. В комбинациях ленту рекомендуется передавать из одной руки в другую. Передавать палку надо быстро и слитно, без нарушения рисунка.

В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются. Трудность упражнений зависит не только от сложности рисунков лентой и их сочетаний, но и от длины ленты. Для учащихся 7–9-х классов длина ленты рекомендуется 3–4 м. Комбинации упражнений с лентой повторяются несколько раз подряд, являются средством выработки выносливости. Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски. Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью.

Дугой вперед мах лентой влево и вправо. Движение выполняется прямой рукой.

Круги – выполняются в боковой плоскости, горизонтальные круги под головой.

«Змейки» бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. В вертикальной «змейке» зубцы обращены вверх. «Змейки» выполняются движением в лучезапястном суставе; локоть слегка согнут, хват палочки свободный. Горизонтальная «змейка» за головой выполняется с продвижением вперед на шаг, бег или танцевальным шагом.

Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. В вертикальной спирали витки лентой располагаются вертикально полу, палочка – горизонтально. В горизонтальной спирали, наоборот, палочка находится вертикально к полу, а витки ленты – горизонтальны.
Начинать обучение следует со спиралей по полу, добиваясь равной величины и частоты витков.
Вальс: и.п. – руки влево, лента в правой.
1–4 – четыре вальсовых шага вперед с левой, вертикальная спираль по полу слева в боковой плоскости, вращая ленту наружу.
5–7 – поворот переступанием на носках на 360° направо, вертикальная спираль по воздуху наружу.
8 – мах лентой назад-вправо, передавая ее в левую руку; и.п.

«Восьмерки» – бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. «Восьмерки» выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной «восьмерки» в боковой плоскости круги располагаются впереди и сзади относительно тела.

Хореографическое обеспечение уроков с элементами художественной гимнастики

Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. Без него невозможно представить современную методику художественной гимнастики.

Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат.

Позиции ног

1-я позиция: пятки вместе, носки в стороны (ступни развернуты под углом 180°), тяжесть тела равномерно распределена по всей стопе, живот и таз подтянуты, плечи слегка опущены.

2-я позиция: то же, что 1-я позиция, но между пятками расстояние, равное одной ступне.

3-я позиция: пятка передней ноги плотно прижата к середине ступни задней ноги, носки развернуты.

4-я позиция: ступни развернуты горизонтально, пятка передней ноги точно на уровне носка задней ноги, расстояние между ступнями равно одной ступне, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.

5-я позиция: то же, что 4-я позиция, но пальцы передней ноги плотно прилегают к пятке задней ноги, и наоборот.

Методические указания. В начальный период обучения разворот ног в тазобедренных суставах должен определяться индивидуальными возможностями. Движения перехода от одной позиции к другой должны выполняться точно, с необходимым мышечным напряжением. Давать упражнения в основном из 1-й, 2-й и 3-й позиций.

Позиции рук

Подготовительная: руки внизу, слегка скруглены (венцом), ладони развернуты к телу и вверх, концы пальцев «смотрят» друг на друга на расстоянии 10–15 см, плечи слегка развернуты.

1-я позиция: руки вперед (на уровне диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к туловищу.

2-я позиция : руки в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперед-внутрь.

3-я позиция: руки вперед-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.

Методические указания. Добиваться мягкой округлой линии рук и минимального мышечного напряжения (движения рук осваиваются труднее, так как требуют тонкой координации); необходим постоянный самоконтроль за плавностью и выразительностью движений рук при смене позиций, следить за осанкой, движениями головы, направлением взгляда.

Урок

Урок с элементами хореографии

I. Подготовительная часть.

1. Разновидности ходьбы.
2. Разновидности бега.
3. Танцевальные шаги, комбинации.
4. Общеразвивающие упражнения.

II. Основная часть.

1. Деми плие, гран плие с различными движениями руками – в сочетании с волнами, выпадами, наклонами.
2. Различные варианты батман тандю.
3. Различные варианты батман жэтэ.
4. Рон де жамб пар терр, различные варианты рон де жамб пар терр с волнами, взмахами, наклонами, выпадами.
5. Гран плие.
6. Различные варианты батман фраппэ.
7. Различные варианты батман фондю.
8. Рон де жамб ан лэр.
9. Батман девлоппэ; сочетания батман девлоппэ с равновесиями, наклонами, поворотами, элементами акробатики (медленные перевороты).
10. Упражнения на растягивание.
11. Разновидности гран батман жэтэ. Различные сочетания гран батман жэтэ, батман жэтэ с равновесиями, выпадами, поворотами, наклонами, прыжками.
12. Адажио.
13. Прыжки.

III. Заключительная часть.

1. Упражнения для рук.
2. Волны, наклоны.
3. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности.
4. Различные танцевальные элементы и соединения.
5. Упражнения на расслабление.

Примеры упражнений с лентой (для учащихся 10–11-х классов)

1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.

1 – шаг правой вперед, левую назад, круг лентой справа книзу-вперед в боковой плоскости.
2–4 – держать высокое равновесие, три круга лентой справа.
5–7 – наклоняясь вперед, перейти в горизонтальное равновесие, три малых горизонтальных «восьмерки» по полу.
8 – выпрямляясь, левую ногу к правой, мах лентой влево.

2. И.п. – правая рука с лентой влево.

1 – круг лентой справа в боковой плоскости книзу-назад, толчком левой прыжок через ленту вправо на правую ногу с последующим приставлением левой и махом ленты влево, ноги слегка сгибаются вперед.
2–4 – повторить движения такта 1, продвигаясь вправо.
5–6 – скрещиванием левой перед правой поворот на 360° направо, два горизонтальных круга лентой над головой вправо.
7 – передавая ленту в левую руку, мах ею влево по ходу движения ленты.
8 – руки в стороны. Прыжки через ленту выполняются в момент прохождения ее по полу.

3. Соединить упражнения №№ 1, 2 в одну комбинацию, выполняя правой и левой рукой.

Таблица 1

Зачетная комбинация с лентой

Такт

Счет

Описание движений

21–23

1-я часть

Шагом правой выпад вправо, левая в сторону на носок, вертикальная «змейка» лентой слева направо по воздуху (на уровне плеч).

Опускаясь на левое колено, перейти в сед на левое бедро, правую вытянуть в сторону, левая рука упором в пол слева, вертикальная «змейка» по полу справа налево в лицевой плоскости.

Подтянув правую ногу к левой, встать на колени, правая рука с лентой вверх с последующим кругом лентой в боковой плоскости справа-книзу.

Сесть на пятки, круг лентой в боковой плоскости слева.

Встать на колени, правая рука вверх за головой.

Шагом левой легкий бег вперед, горизонтальная «змейка» лентой за головой, закончить движение стойкой на носках, руки вправо, передать ленту в левую руку.

Шагом левой прыжок, правую согнуть вперед (голень параллельно опорной ноге), горизонтальный круг лентой над головой влево.

Повторить движение такта 9.

Поворот на 360° налево скрещением правой перед левой, вертикальная спираль лентой по воздуху справа, правая рука в сторону-назад, поворот головы направо.

Спружинив, встать на носки, мах лентой снизу вверх.

Опускаясь в полуприсед, горизонтальная «змейка» сверху вниз.

Бег спиной назад, вертикальная спираль по полу наружу с передачей ленты в правую руку, перестроение в две шеренги на левой и правой половине зала лицом к центру (в шахматном порядке).

2-я часть

Три прыжка шагом, три круга лентой справа в боковой плоскости книзу-вперед, левая рука в сторону (шеренги меняются местами, проходя мимо идущего навстречу партнера с правого бока).

Приставляя левую в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в левую руку.

Шагом левой назад, правая вперед на носок, наклон назад (плечи параллельно полу), три круга лентой слева в боковой плоскости кверху-назад (по ходу ленты).

Выпрямляясь, приставить левую к правой в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в правую руку.

С поворотом налево, лицом к основному направлению, приставной шаг левой влево, лицевой круг лентой влево-книзу.

Шаг левой влево, правая в сторону на носок, мах лентой влево (по ходу ленты). (Вторая шеренга выполняет движения тактов 25–26 с поворотом направо, круг лентой вправо).

Повторить движения тактов 25–26 в другую сторону.

С поворотом налево, правым плечом к основному направлению, шагом левой два прыжка со сменой ног сзади, два лицевых круга лентой книзу-влево. (Вторая шеренга выполняет такты 29–30 с поворотом направо, левым плечом к основному направлению, шагом правой прыжки со сменой ног назад, лицевые круги лентой книзу-вправо).

Приставляя левую, полуприсед, лицевой круг лентой влево.

Встать на носки, поймать свободный конец ленты левой рукой, прогнуться

Технология оценивания качества выполнения двигательных действий

Сдачу зачетных комбинаций на оценку можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам физической культуры. Для проведения таких соревнований необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся. Большую помощь преподавателю могут оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.

Целесообразно привлекать детей к выставлению оценок своим товарищам за выполнение различных упражнений. Выслушав мнение ребят, преподаватель называет свою оценку и объясняет недостатки и достоинства выполнения упражнения тем или иным учеником.

Преподаватель может определить в баллах «стоимость» различных элементов, входящих в разучиваемые учебные комбинации. Рекомендуется заранее и в процессе работы сообщить учащимся «стоимость» элемента и ошибки, за которые будет снижаться оценка.

Таким образом, учащиеся уже в процессе урока будут готовы к выполнению своих судейских обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к ним требования, они смогут сознательно добиваться устранения ошибок.

Оценивая выполнение упражнений по десятибалльной системе, ошибки следует классифицировать как мелкие, значительные и грубые.

Таблица 2

Прежде всего учащиеся должны разобраться, как оценивать выполнение упражнений без предмета, состоящих из наклонов, поворотов, равновесий и прыжков. В этих упражнениях надо обращать внимание на амплитуду движения при наклонах и махах, высоту вылета в прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все упражнение выполнено легко и грациозно, то оценку повышают.

Невытянутые носки, расслабленные ноги, небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий, неточное выполнение поворота (недовернулась на 45°), недостаточно мягкое приземление после прыжков и т.п. считаются мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении упражнений, выраженные в большей степени, например, угловатые движения, потеря равновесия, сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении, подпрыгивание, касание руками пола, рассматриваются как значительные ошибки. Подскоки на опорной ноге во время поворота, опускание на пятку, неточное выполнение поворота (в пределах 90°), жесткое приземление, маленький вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже считаются значительными ошибками.

К грубым ошибкам относятся: 1) опора руками о пол при выполнении различных равновесий; 2) вращение на всей стопе или неоднократные подскоки на опорной ноге во время поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень маленькая амплитуда движения ног в полете, сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.

Ошибки в выполнении упражнения с лентой

К мелким ошибкам относятся:

1) волнистость ленты и прерывистость движения при выполнении махов и кругов;
2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при выполнении «змеек» и выпрямленный ее конец;
3) выполнение «змейки» не кистью, а всей рукой;
4) при выполнении спиралей: круги неодинакового размера, конец ленты не участвует в движении, спираль выполняется с помощью плеча;
5) при выполнении «восьмерок» обе ее части неодинаковы по величине.

К значительным ошибкам относятся:

1) при перемене направления движения лентой часть ее падает на пол;
2) запутывание лентой тела с потерей темпа до 4 счетов;
3) завязывание узла или петли;
4) потеря ленты с падением палочки на пол до 4 счетов;
5) большая часть ленты не участвует в движении «змейки» или спирали;
6) нет полной «восьмерки» (только одна половина).

К грубым ошибкам относятся:

1) потеря ленты с остановкой движения больше 4 счетов;
2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела, рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.

Все упражнения с предметами сочетаются с элементами равновесий, наклонов, прыжков и поворотов. Снижение оценки за ошибки в выполнении последних определяется по правилам судейства упражнений без предметов.

Светлана МИХЕЕВА

    Ходьба руки на пояс; на каждый шаг поворот туловища и одноименную ру­ку в сторону.

    Ходьба; два шага вперед, приставляя ногу, присед руки в стороны, встать руки вниз.

    Ходьба; четыре шага вперед, упор присев, упор стоя согнувшись, упор присев, встать.

    Ходьба; с поворотом направо стойка ноги врозь и три пружинящих наклона вперед, выпрямляясь, поворот налево кругом в стойку ноги врозь и т.д.

    Четыре шага вперед; левую в сторону с хлопком руками над головой, при­ставляя левую, руки вниз; правую в сторону с хлопком руками над головой; приставляя правую, руки вниз.

    Четыре шага вперед руки за голову; правую вперед, правую руку вперед; приставляя правую, руки за голову; левую вперед, левую руку вперед; приставляя левую, руки за голову.

7. Два шага вперед, приставляя ногу, наклон вперед и выпрямиться.

8. Два шага вперед, приставляя ногу, упор присев и встать.

Бег и его разновидности

1. Обычный бег.

2. Бег на носках.

3. Бег на месте.

4. Бег с высоким подниманием бедра.

    Бег с захлестыванием голени.

    Бег правым (левым) боком вперед.

    Бег спиной вперед.

    Бег со сменой прямых ног вперед или назад.

    Чередование бега с бегом на месте.

    Скрестный бег.

12. Бег по точкам зала.

13.Чередование бега с ходьбой и прыжками.

14. Бесшумный бег.

15. Бег с изменением темпа.

16. Бег в полуприседе.

17. Бег с преодолением препятствий.

18. Бег с поворотами на углах.

19. Бег с одновременными поворотами (на 180, 360°) по сигналу.

20. Бег с перестроениями в колонну по два и наоборот.

21. Бег в колонне по два, три, четыре.

22. Бег с изменением направлений (противоходом, «змейкой», по диагонали, по кругу).

23. Бег со сменой направляющего.

24. Семенящий бег.

25. Бег шеренгами.

26. Бег по гимнастическим скамейкам.

Прыжки и их разновидности

    Прыжки с продвижением во всех направлениях.

    Чередование прыжков на месте с передвижениями вперед прыжком, шагом или бегом.

    Прыжки ноги вместе, ноги врозь.

    Прыжки ноги врозь и ноги вместе.

    Прыжки на правой, левой.

    Прыжки скрестно правой или левой.

    Прыжки с одной на другую.

9. Прыжки ноги врозь и скрестно левой и правой.

10. Прыжки с хлопками.

11. Прыжки на месте и с продвижением и поворотами.

12. Прыжки, сгибая ноги назад.

13. Прыжки с поворотами на 180 и 360 градусов.

14. Прыжки через препятствия.

15. Прыжки в полуприседе и приседе.

16. Прыжки с захватом группировки.

17. Прыжки по отметкам.

Примерные темы строевых упражнений

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 1

1. Построение в одну шеренгу

2. Задание на внимание:

1-3 – три шага вперед

4 – приставить правую

5-7 – перестроение из одной шеренги в две

8 – пауза

1-2 – поворот налево

3-4 – поворот направо

5-7 – перестроение в одну шеренгу

8 – пауза

3. Ходьба:

а) обычная;

б) на каждый шаг – руки на пояс, руки к плечам, руки вверх с хлопком над головой, руки вниз;

в) два шага, приставляя левую, наклон касаясь, и.п.;

г) три шага, приставить правую, упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.

4. Бег:

а) обычный;

б) чередование бега с продвижением вперед с бегом на месте;

в) задание на внимание:

1 хлопок – бег с высоким подниманием бедра,

2 хлопка – бег с захлестыванием голени;

г) бег спиной вперед с изменением направления:

по диагонали, противоходом, «змейкой»;

5. Прыжки:

а) на двух, руки в стороны;

б) на правой, руки вверх;

в) на левой, руки к плечам

6. Упражнения для восстановления дыхания

7. Перестроение в колонну по 3 (4) захождением отделений плечом

8. Размыкание приставными шагами

9. Смыкание по уставу ВС (с поворотами)

10. Перестроение в 1 шеренгу захождением отделений плечом

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 2

2. Перестроения на месте:

а) в колонну по два и обратное в колонну по одному;

б) в три шеренги и обратное в одну шеренгу

3. Ходьба:

а) обычная;

б) строевым шагом;

в) 4 скрестных шага, руки в стороны; 4 шага в полуприседе, руки за спину;

г) повороты туловища на каждый шаг, руки на пояс;

д) выпады на каждый шаг, руки на голову

4. Бег:

а) обычный;

б) в полуприседе;

в) приставными шагами правым, руки вверх и левым боком, руки перед грудью;

г) с поворотами в углах

5. Прыжки:

а) в стойку ноги врозь, ноги вместе, руки в стороны;

б) то же назад;

в) 4 прыжка на левой, руки на пояс; 4 прыжка на правой, руки к плечам

6. Упражнение для восстановления дыхания

7. Перестроение в колонну по 3 (4) поворотом в движении

8. Размыкание по уставу ВС (с поворотами)

9. Смыкание приставными шагами

10. Перестроение в колонну по одному

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 3

1. Построение в одну шеренгу

2. Перестроение в колонну по 3 (4) захождением отделений плечом

4. Два поворота кругом в движении и остановка группы

5. Перестроение в одну шеренгу захождением отделений плечом

6. Ходьба:

а) обычная;

б) острым шагом, руки перед собой;

в) на каждый шаг – руки вперед, перед грудью, в стороны, вниз;

г) наклоны касаясь на каждый шаг;

д) два шага в полуприседе, руки за спину, два шага в приседе, руки вверх

7. Бег:

а) обычный;

б) скрестным бегом правым боком, руки в стороны и левым боком, руки к плечам;

в) в полуприседе спиной вперед;

г) по хлопку – прыжком поворот кругом и бег в обратном направлении

8. Прыжки:

а) на двух, с хлопками над головой на каждый счет;

б) в стойку ноги врозь, стойку скрестно левой (правой), руки на пояс

в) в полуприседе, руки к плечам

10. Перестроение по расчету уступом

11. Перестроение в одну шеренгу

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕМА 4

1. Построение в колонну по одному

2. Перестроения на месте:

а) в колонну по три и обратное в колонну по одному;

б) в две шеренги

3. Переход с ходьбы на месте к передвижению вперед

4. Два поворота налево в движении, поворот кругом, два поворота направо

и остановка группы

5. Перестроение в одну шеренгу

6. Ходьба:

а) обычная;

б) перекатным шагом, руки за голову;

в) на каждый шаг – поочередно руки вперед, вверх, к плечам, вниз

г) на каждый шаг – выпады с одноименным поворотом туловища, руки в стороны

д) шаг левой, приставить правую, упор присев, встать

7. Бег:

а) обычный;

б) задание на внимание:

1 хлопок – прыжком поворот на 180° и бег в противоположном направлении

2 хлопка – прыжком поворот на 360° и бег в том же направлении;

в) со сменой прямых ног вперед, руки перед грудью;

г) со сменой прямых ног назад, руки на голову

8. Прыжки:

а) на двух, руки на пояс – на каждый 4 счет – поворот кругом и прыжки

спиной вперед;

б) 4 прыжка на левой, 4 на правой, руки к плечам – назад

в) со сменой прямых ног в сторону, руки в стороны

9. Упражнение для восстановления дыхания

10. Перестроение в колонну по 3 (4) поворотом в движении с указанием

интервала и дистанции

11. Перестроение в колонну по одному

1. Проведение подготовительной части урока физической культуры в школе / Анцыперов В.В., Симонов В.П. – Волгоград: ВГАФК, 2004. – 66 с.

2. Программы общеобразовательных учреждений для учащихся 1 – 11 классов: Комплексная программа физического воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.

3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 113-127

4. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факультетов физической культуры / Под ред. Н.К. Меньшикова. – СПБ.: Изд-во РГПУ, 1998. – С. 214-224

5. Васильева З.Н., Дружков А.Л., Семенов Л.П. Разновидности передвижений: Упражнения и методические рекомендации к их проведению. – М., 1992. – 25 с.

6. Попов Ю.П., Афонский С.А. Строевые упражнения и разновидности передвижений на практических занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях: Методическое пособие. – Волгоград: ВГИФК, 1991. – 36 с.

7. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 45-55

8. Гимнастика: Урок гимнастики и методика его проведения. – М.: ГЦОЛИФК, 1987. – 36 с.

9. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 222-232

На практических занятиях студентамиизучаются наиболее широко используемые в практике физического воспитаниягруппы упражнений . Это:

Упражнения в метании;

Упражнения в равновесии;

Акробатические упражнения;

Прыжки (безопорные, опорные);

Техника лазания по вертикальному канату.

Ходьба является наиболее доступным видом циклических упражнений. Она рекомендуется лицам всех возрастов, имеющим различное состояние здоровья. В настоящее время, различные виды оздоровительной ходьбы применяются не только для профилактики, но и для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний дыхательной системы.

Скорость ходьбы. При ходьбе со скоростью 4-6км в час потребление кислорода повышается в 3-4 раза, чем в состоянии покоя. В начале ходьбы необходимо следить за правильным, размеренным дыханием: на 3-4 шага — вдох, на 4-5 шагов — выдох. Потом, когда дыхание станет ритмичным, его необязательно контролировать. Физическая нагрузка определяется скоростью движения и длиной дистанции.

Длительность ходьбы зависит от самочувствия. Благоприятными признаками считаются: ровное, не затруднённое дыхание, лёгкая испарина, чувство удовлетворения и небольшая физическая усталость. Пульс после ходьбы повышается, по сравнению с исходным, на 10-20 у/мин и нормализуется через 5-10 мин отдыха.

Ходьба разделяется на обычную, ускоренную и дозированную.

Обычная ходьба положительно влияет на обмен веществ, на работу сердца, улучшает кровообращение и вентиляцию лёгких и является доступным средством для укрепления здоровья.

Ускоренная ходьба развивает мышцы и вырабатывает волевые качества. Ускоренная ходьба выполняется частыми и мелкими шагами. Ускоренная ходьба рекомендуется людям, у которых есть противопоказания к бегу, например, при реабилитации после перенесенного инфаркта.

Дозированная или оздоровительная ходьба применяется для профилактики и лечения многих заболеваний, не требует большой затраты энергии, чем бег. Регулярные занятия дозированной ходьбой повышают работоспособность. Со временем можно заняться оздоровительным бегом.
Дозированная (оздоровительная) ходьба рекомендуется больным с ожирением.

При занятиях оздоровительной ходьбой шаг должен быть равномерным. Начинать с 1-2км, прибавляя в день 250-500м, так можно довести общую протяжённость маршрута до 10км и более. Темп – 1км за 12-20 мин, длина шага – 50-70см.

Для начала пройдите 2 км за 30 мин. При этом человек среднего роста должен делать 90 шагов в минуту. Таким образом, в результате прогулки будет «отмерено» 2700 шагов. Медицинским критерием нагрузки является некоторое учащение сердечных сокращений, которое не должно превышать 90-95 у/мин. По мере привыкания к такой дистанции (снизится частота сердечных сокращений), расстояние нужно постепенно увеличивать, до 2,5км (время – 30 мин). Одновременно увеличивается частота шагов — 95-100 в минуту, при этом, длина шага может возрастать. Когда будете делать 3000 шагов за 30 мин, можно не увеличивать нагрузки.

Оздоровительная ходьба не требует специальной обуви и одежды. Прогулки лучше совершать по ровной местности, подальше от дороги. В процессе ходьбы не стоит разговаривать, дыхание должно быть естественным.

Существуют еще различные виды ходьбы для разных мышц тела, которые подкорректируют фигуру, улучшат осанку, сделают красивой походку:

Умеренная ходьба с пятки на носок. Медленный переход с пятки на носок, нога выпрямлена в колене – задействуются икроножные, тазобедренные мышцы и мышцы пресса. При ежедневных занятиях такой ходьбой тело станет подтянутым.

Ходьба на пятках, на носках. Ходьба выполняется на прямых ногах. Если ходите на пятках, то носки не должны касаться пола и наоборот. Такие виды ходьбы улучшают осанку, в двойном объеме заставляют работать мышцы икр, ягодиц, спины и шеи, что позволяет убрать ненужные отложения в этих местах.

Ходьба с высоким подниманием ноги. Согнутую в колене ногу высоко поднять, затем опустить её на носок с постепенным переходом на пятку. При такой ходьбе задействуются мышцы голени и ягодиц. При ежедневных занятиях из этих частей тела уходят лишние килограммы.

Ходьба широкими шагами. При ходьбе широкими шагами работают все мышцы тела. Она поможет сделать стройными ноги, подтянуть живот, улучшить координацию движений. Увеличивать длину шага нужно постепенно, чтобы не потянуть мышечные ткани.

Приставной и перекрестный шаг. Сначала одной ногой делается несколько шагов в сторону, затем другой ногой. Потом то же самое, только перекрестным шагом. Нагрузка ложится в основном на мышцы икр и ягодиц. Ускоренные шаги быстро сжигают калории и способствуют похудению. Эти виды ходьбы применяются в аэробике.

Шаг с выпадом. Полуприседая, делать шаг с выпадом, на всю стопу. Большая нагрузка ложится на все мышцы ног. Регулярные занятия такой ходьбой устраняют жировые отложения, предотвращают образование целлюлита и варикоза.

Ходьба вперед спиной. При таком виде ходьбы сначала нога ставится на носок, затем плавно переходит на пятку. Ходьба вперед спиной исправляет осанку и походку, придает уверенности в себе.

Ходьба по ступенькам вверх. При такой ходьбе ставьте на ступеньку только переднюю часть стопы (носки), и, опираясь на неё, делайте следующий шаг, сильно напрягая мышцы. Укрепляются икроножные мышцы, мышцы передней и задней поверхности бедра.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Обычная ходьба или диеты для похудения — что выбрать?

Британские исследователи утверждают, что обычная ходьба по праву конкурирует с новомодными диетами для похудения и занятиями на тренажерах. На протяжении 8 лет они наблюдали за 7 тысячами пациенток, в возрасте 40-65 лет. Половина из них ежедневно совершала энергичные прогулки. Ученые пришли к выводу, что минимум 30 минут ходьбы в день (3-4 часа в неделю) могут защитить от ишемической болезни и других проблем с сердцем.

Для женщин быстрая ходьба — идеальное упражнение, которое помогает сжигать лишние калории. Кроме того, энергичная ходьба не так изматывает, как занятия на тренажерах. Преимущество ходьбы и в том, что заниматься можно в любом месте, в любое время и на свежем воздухе, а не в душном помещении.

Полезные статьи на тему «Физические упражнения»: