«Великий замок»: как не запутаться в трех бандхах. Упражнение уддияна бандха: физиологический эффект. Упоминание в трактатах

Мула-бандха – «Корневой замок» — представляет собой сжатие мышц промежности, тазового дна. Такое, казалось бы, банальное и бесполезное для йоги действие, однако, имеет мощнейшее воздействие на всю праническую систему. Но Мула-бандха – не только для «фанатичных» йогов, эта несложная в первом приближении техника может помочь буквально всем, кто хочет улучшить состояние своего организма и наполниться силами, бодростью, энтузиазмом. При регулярной правильной практике Мула-бандха весьма заметно укрепляет здоровье, а в русле йоги позволяет вывести практику на новый уровень.

Как это происходит и как правильно выполнять эту технику?

Мула-бандха воздействует на так называемую Апану – подвид праны, это поток энергии, который течет вниз и отвечает за восприятие «нижних» центров, которые стимулируют человека развиваться на материальном плане: зарабатывать деньги, продолжать свой род и строить семью, обустраивать дом, обезопасить себя от всевозможных напастей, беречь здоровье, а также за склонность апатии, лени. Одной из граней воздействия Мула-бандхи является то, что она снимает блоки, мешающие нашей реализации в этих областях, гармонизирует все эти сферы жизни.

Также Мула-бандха «запечатывает» нижний конец Сушумна нади (Центрального канала), предотвращая утечку энергии через нижние центры. На продвинутом уровне практики Мула-бандха пробуждает Муладхара-чакру, и пробуждает мощную спящую энергию Кундалини.

Важно учесть, что Мула-бандха, как и другие «энергетические замки», работает не только на грубом уровне, и это не только сжатие мышц промежности. Бандхи блокируют (сдерживают) движение на пяти уровнях: мышечная неподвижность, остановка дыхания, прекращение ощущений, мысли и сознания. Делая Мула-бандху, мы одновременно «сжимаем» Муладхара-чакру. Таким образом мы можем лечить физические заболевания, проблемы пищеварения, и сексуальные расстройства (такие как фригидность, импотенция и др.).

В нескольких авторитетных трактатах по йоге («Хатха Йога Прадипика», «Шива Самхита» среди прочих) утверждается, что Мула-бандха избавляет от дряхлости в старшем возрасте, а отдельные адепты с ее помощью даже полностью побеждали старость, до «седых» лет сохраняя физическое состояние тела совершенно «молодым». Отчасти это проявляется даже во многих современных опытных йогах и йогинях, которые обладают крепким, привлекательным и «молодым» телом даже в возрасте за 40 и за 50 лет. С большим уважением отзываются о Мула-бандхе и древние тексты (тантры и Упанишады), и современные авторитетные авторы – сэр Джон Вудрофф («Змеиная сила») и Б.К.С. Айенгар («Прояснение йоги») в числе прочих. Одним словом, практика Мула-бандхи очень полезна.

Йоговский текст «Гхеранда Самхита» довольно подробно описывает эту технику: «Прижми пяткой левой ноги область между анусом и половыми органами, и сожмите анус…». Это может выполняться в конце вашего обычного комплекса асан и пранаям, или отдельно, в течение дня (если сон беспокойный, на ночь делать не надо).

Практика выполняется по такой схеме:

  1. Садимся у удобную позу, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Спина прямая, голову не опускаем. Закрываем глаза и расслабляемся в течение 1-2 минут, наблюдая процесс естественного дыхания.

  2. Собираем наше внимание в точке промежности и половых органов. Теперь, делая медленный вдох, сжимаем эту область – тазовое дно. Напрягаем всю область: мочеполовую систему, половые органы, анус (на базовом уровне освоения Мула-бандхи надо сжимать всю эту область: т.е. может происходить Ваджроли Мудра, Мула-бандха и Ашвини-мудра в той или иной степени).

  3. С выдохом постепенно расслабляем все что было сжато.

  4. Опять сжимаем (на вдохе).

  5. Опять расслабляем (на выдохе).

  6. Делаем 5-25 таких сжатий-расслаблений. Потом отдыхаем. Дыхание не должно быть слишком интенсивным (чтобы голова не кружилась).

Продвинутая практика может включать (после освоения базовой техники!) сжатие пульсацией по 4-5 уровней в каждом сжатии и такое же расслабление; очень медленное сжатие и такое же медленное расслабление; долгое удержание Мула-бандхи – на фоне ее можно выполнять другие практики: например, с Мула-бандхой, при проблемах с поясницей, выполняются все прогибы; и на легкой Мула-бандхе можно делать Сурья-намаскар и почти все отдельные асаны.

Д жаландхара бандха – это шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, сжимающий рецепторы каротидного синуса, а также стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы.

Польза практики

В результате выполнения Джаландхара бандхи:

  • У тех, кто страдает высоким давлением, замедляется сердцебиение.
  • Пропадает чувство гнева и беспокойства, исчезает состояние стресса.
  • Успокаивается ум.
  • Происходит подготовка к медитации.

Техника выполнения

Исходное положение

Для освоения Горлового замка выберите удобное исходное положение.

Исходное положение 1

Сядьте со скрещены ногами и выпрямите спину, руководствуясь правилами . Постарайтесь прижать колени к полу (если необходимо, поместите под таз возвышенность). Положите ладони на колени. Проверьте, что в теле нет напряжения. Прикройте глаза.

Исходное положение 2

Займите положение стоя, расположив ноги на ширине примерно полметра. Наклоните корпус вперёд, упираясь ладонями чуть выше колен. Выпрямите руки.

Правила выполнения Джаландхара бандхи

Горловой замок выполняется во время задержки дыхания после вдоха или после выдоха. Задержка должна быть комфортной, дыхание после неё не должно быть сбивчивым и неровным. Только в этом случае она принесёт пользу организму.

Алгоритм выполнения

  1. Займите удобное исходное положение. Это может быть положение сидя (см. Исходное положение 1) или стоя (см. Исходное положение 2).
  2. Сделайте глубокий вдох (если планируете выполнять задержку на вдохе) или полный выдох (если планируете выполнять задержку на выдохе). Задержите дыхание.
  3. Наклоните подбородок вниз, прижмите его к груди. Горло должно быть «заблокировано». Приподнимите плечи и направьте их вперёд и вверх.
  4. Удерживайте задержку дыхания столько, сколько комфортно.
  5. Расслабьте плечи, руки, поднимите голову (если выполняли Джаландхара бандху стоя – поднимите корпус). Сделайте выдох (если выполняли задержку на вдохе) или вдох (если выполняли задержку на выдохе).
  6. Восстановите дыхание. Для этого сделайте несколько вдохов и выдохов в естественном ритме дыхания.

Видео как выполнять Джаландхара бандху

Ограничения и противопоказания

  • При высоком внутричерепном давлении и заболеваниях сердца не рекомендуется выполнять эту практику без опытного инструктора.
  • За время одного занятия рекомендуется выполнять не более 10 циклов Джаландхара бандхи. Один цикл – это одна комфортная задержка дыхания.
  • Недопустимо дышать во время выполнения Джаландхара бандхи. Вдохи и выдохи можно делать только после того, как вы её отпустите.

Зачем нужна Джаландхара бандха?

Шейный замок снижает повышенное давление и учащенное сердцебиение, стимулирует щитовидную и паращитовидную железы. Помимо пользы для физического тела, Джаландхара бандха используются для управления праной (жизненной энергией). Использование бандх во время практики пранаям позволяет накапливать эту внутреннюю энергию в определенных участках тела. Опытные практики могут управлять праной и осознанно направлять её в нади (каналы, по которым течёт жизненная энергия). Также бандхи используются во время практики мудр (особых жестов и позиций), что позволяет усилить их физическое и духовное воздействия.

А вы используете бандхи во время пранаям? Если да, то какой эффект вы ощущаете от такой практики? Ждем ваших ответов.

Выполнение практики мула бандхи (или как ее называют – нижний замок) является хорошим методом для нахождения физического местоположения активирующей точки муладхара-чакры (1-ая чакра).

Определение

На санскрите слово мула означает «основа» или «корень», а слово бандха - «замок» или «зажим». Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища - промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».

Упоминания в текстах

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха ». (61)

Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности ». (62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений ». (64)

Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.

Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).

Значение бинду и нады мы объясним, когда будем обсуждать центр, именуемый бинду

«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры ».(65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь ».(67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой ».(68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху ».(69)

Брахма нади - это центральная сердцевина сушумны.

Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет ».

Место сокращения

Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.

У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.

Сидячая поза

Лучшие асаны для выполнения мула бандхи - это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин. В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению. Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана.

Техника выполнения

    Сядьте в удобную позу.

    Положите ладони на колени.

    Закройте глаза и расслабьте все тело.

    Сделайте глубокий вдох.

    Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху

    Сократите мышцы в области муладхара чакры.

    Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.

    Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.

    Удерживайте это сокращение как можно дольше.

    Затем прекратите сокращение.

    Прекратите джаландхара бандху.

    Поднимите голову и сделайте выдох.

    Это один цикл. Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме. Затем проделайте еще несколько циклов.
    Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.

    Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток - при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.

    Осознание и продолжительность

    При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.

    В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.

    Ограничения

    Те же, что для джаландхара бандхи.

    Благотворное действие

    Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.

    Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.

    Подготовительная практика

    Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из‑за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру, используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.

    Подготовка к крийя‑йоге

    Если вы всерьез намерены учиться крийя‑йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийя‑йоги.

    Материалы взяты с сайта http://www.all-yoga.ru


« »

Бандхи (Энергетические замки)

« Заприте» жизненную энергию с помощью бандх

Энергия, или жизненная сила, течет через нас, и позволяет нам жить. Именно поток этой энергии регулирует телесные и умственные функции человека. Если он движется неравномерно, это приводит к всевозможным заболеваниям и психическому напряжению.

Жизненная сила подобна воде: она должна свободно проходить через наше тело и обеспечивать каждую из клеток определенным количеством энергии. Иногда, из-за нашего образа жизни или мышления, течение этих потоков нарушаются. Некоторые части тела получают слишком много или слишком мало энергии. Энергия может не достигать каких-то участков или где-то застаиваться. Такой дисбаланс приводит к мигреням, болям в спине, запорам, сексуальным расстройствам, заболеваниям желудка и прочим неприятностям.

Бандхи (энергетические замки), как и пранаяма - это йогическая практика, позволяющая регулировать поток жизненной силы.

«Бандха» в переводе с санскрита означает «закрыть» или «затянуть». В практике бандх дыхание удерживают в определенной области тела. Тело сжимается, чтобы сохранять энергию в этой части в течение некоторого времени. Такая намеренная блокировка жизненной силы очень полезна.

Бандхи помогают массировать внутренние органы и устранять застойную кровь. Кроме того, они благотворно влияют на работу нервной системы, замедляют старение, повышают жизнеспособность.

1. Набхи бандха (Языковый замок). Предотвращает рассеивание энергии в верхней части ЭТ (Энергетического тела).

Техника выполнения:

Кончик языка поднять вверх и прижать к верхнему небу.

Есть три точки. Первая точка ветра - сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка. Тут язык можно держать все время за исключением, разговора, еды и поцелуев:).

Вторая точка - точка огня. Держать язык по середине верхнего неба. Способствует нагреванию тела.

Третья точка - на задней части неба, точка воды. Удерживание языка в этой точке способствует охлаждению тела.

Есть еще одно упражнение, которое можна считать отдельной практикой, но имеет смысл о ней упомянуть - это Кхечари-мудра . Техника выполнения: язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка. В таком случае поступают двумя способами. Первый - путем каждодневных проб растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом растянуть. Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца - по немногу подрезая уздечку каждый день).

2. Удияна бандха (Брюшной замок). Предотвращает рассеивание энергии в средней части ЭТ, служит для поднятия энергии вверх.

Техника проста: после выдоха поднимается диафрагма вверх, а брюшную стенку подтягивают к позвоночнику. Это упражнение еще называют "вакумная удияна ". Существует еще "мышечная удияна ": все время держать низ живота в тонусе, не давая ему провиснуть (кстати способствует осознанности). Очень эффективная техника, если сочетать с расправленной грудной клеткой и прямой спиной. Можно оценить по ощущениям в конце дня, если весь день держать замки.

3. Мула бандха (Корневой замок). Предотвращает утечку энергии в нижней части ЭТ.

Техника выполнения: сжать мышцы ануса, мочевого сфинктера, и низ живота. Выполняется ритмично, в отличие от предыдущих замков. Йоги утверждают, что при этом поднимается и активизируется сильный энергетический стержневой поток в самом центре ЭТ.

Сядьте удобно в сиддхасану (если вы мужчина) или сиддха йони асану (если вы женщина). Если поза неудобна, попробуйте ваджрасану или падмасану (скрестив ноги), и пусть колени касаются пола.
. Положите ладони на колени.
. Вдохните глубоко, наполняя легкие. Задержите дыхание и сократите мышцы промежности, поднимая их наверх.
. Внимание! Точка мула-бандхи у мужчин находится в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин - в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула-бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, и во время мула бандхи производите сокращение в этой точке.
. Удерживайте замок до тех пор, пока вам удобно. Почувствуйте сжатие мышцы.
. Расслабьтесь и медленно выдохните.
. Повторите цикл 10 раз. Количество повторов можно увеличить до 30.
. Направьте внимание на дыхание. В конечном положении нужно сосредоточиться на точке сокращения в промежности.
. Никогда не выдыхайте и не вдыхайте во время замка. Делайте это только после расслабления замка.

4. Джаландхара бандха (Шейный замок) - регулирует восходящий энергетический поток.

Техника проста: вытянуть макушку головы вверх и прижать подбородок к точке, где соединяются ключицы. Большое преимущество этих упражнений - в том, что для их выполнения не требуется отдельного времени, и они могут выполняться параллельно практически с любыми занятиями (за небольшими исключениями). Вполне могут рассматриваться как способ накопления силы.

Параллели таких замков можно найти во многих других системах, кроме йоги. Например, в даосских, буддийских, толтекских техниках и др. Скорее всего, они являются естественными "замками ", позволяющими управлять внутренними энергетическими потоками. Просто в йоге они лучше всего описаны и приведены в должный порядок.

Слово бандха с санскрита переводится как держать, удерживать, запирать, связывать, скреплять, останавливать, закрывать, перенаправлять. В йоге используют значение замок, сжатие.

В Хатха Йога Прадипике описаны 3 основные бандхи: джаландхара бандха или горловой, или верхний замок, сжатие горла; уддияна бандха или брюшной, или средний замок, втягивание живота; “Корневой” или мула бандха, также нижний замок (сокращение мышц промежности).

Комбинация всех трех бандх называется Маха бандха.

Традиционно техники выполнения энергетических замков после того, как ученик уже освоит асаны, пранаямы и мудры. Эффективно и травмабезопасно эти практики можно освоить в Московском Университете Йоги на специальных тематических курсах.

При выполнении замков, происходит мягкое и сильное сжатие определенных частей тела, как правило, с задержкой дыхания на выдохе или на вдохе. При таком сжатии происходит массаж внутренних органов, стимуляция кровообращения и движения лимфы в межклеточном пространстве (устраняет застойные явления в организме), стимуляция нервной и эндокринной систем.

Бандхи называют энергетическими замкам. Хотя это и физические упражнения, бандхи работают с психикой и тонкими энергиями в теле человека.

Это и есть их основное предназначение, подготовить практикующего к медитации, а также заставить кундалини подняться вверх к Сахасрара чакре.

В теле человека проходит множество энергетических каналов нади. Из них самыми важными считаются: сушумна центральный канал, по которому должна подняться энергия Кундалини; ида нади левый, женский, лунный канал. Это ментальная энергия, мысленная, активность парасиматической вегетативной нервной системы, процессы синтеза, восстановления организма. Пингала нади правый солнечный, мужской канал. Активная энергия действия, активность симпатической вегетативной нервной системы, процессы диссоциации, расщепления и выработки энергии.

Маха бандха это одновременное выполнение трех замков. Такая практика является хорошей подготовкой практикующего к медитативным техникам и является практикой призванной заставить энергию кундалини подниматься в срединном канале.

Помогает устранить грандхи психические узлы, мешающие универсальной энергии Кундалини, свернутой в районе муладхара чакры в 3.5 оборота подниматься вверх. При выполнении нижнего замка происходит перекрытие срединного канала снизу, что не дает энергии (прана апана вайю) утекать вниз, апана прана поднимается вверх и смешивается с самана вайю в районе пупка. Верхний замок перекрывает Сушумна нади сверху, что заставляет удана-вайю прану двигаться вниз. Таким образом вся энергия оказывается запертой внутри центрального канала. Средний замок сжимает центральный канал, стимулирует манипура чакру. В результате все виды праны смешиваются и канал заполняется изначальной праной. Снятие замков вынуждает прану мощным потоком прокатываться по телу, что способствует прочистке энергетических каналов. По главному энергетическому каналу “Сушумна-нади” поднимается мистическая сила, символизирующая потенциал психики, – Кундалини-шакти.

“Кундалини не является частью физического тела, хотя искать ее следует именно здесь. Она не принадлежит также ни ментальному, ни астральному телу. Кундалини находится в бессознательном причинном теле, в таком состоянии нашего ума, где исчезают понятия времени, пространства и объективности. Средоточием бессознательного в человеке является промежность место, которое йоги называют муладхарой. Именно здесь скрыты все бессознательные силы и устремления человека. Замыкая и напрягая определенные мышцы на физическом уровне, на умственном и праническом запускается спонтанный процесс раскрытия. Когда кундалини-шакти пробуждается ото сна, ее могучий поток расширяет сознание человека. И тогда человек может полностью раскрыть свой внутренний потенциал и вознестись над миром рождений и смертей. Таким образом он достигает божественности”.

Так же практика бандх является очень действенным способом поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Это и массаж внутренних органов, и сжатие эндокринных желез, и стимуляция кровообращения, работа с психикой посредствам стимуляции различных частей вегетативной нервной системы. А прочистка энергетических каналов обеспечит прекрасное здоровье, поскольку их загрязнение предшествует физическим болезням, являясь их причиной.

Бандхи следует осваивать под наблюдением квалифицированных преподавателей постепенно и осознанно, понимая технику выполнения.