Чем полезен урок физкультуры. Презентация на тему: Зачем нужна физическая культура. Одновременные уроки у нескольких классов

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные элементы физкультуры следующие:
1. Утренняя зарядка.
2. Физические упражнения.
3. Двигательная активность.
4. Любительский спорт.
5. Физический труд.
6. Активно – двигательные виды туризма.
7. Закаливание организма .
8. Личная гигиена.

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.

Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.

Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.

В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы, используемой человеком, сократился почти в 200 раз. В результате интенсивность труда стала в 3 раза ниже пороговой величины, обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки.

Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья . Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.

Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся: ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны.

В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структуру входят следующие компоненты:
1. Физическое образование.
2. Физическое воспитание.
3. Физическая подготовка к конкретной деятельности.
4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.
5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. – рекреация.
6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

Физическое образование это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

Физическая подготовка это вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.

Восстановление здоровья или утраченных сил это целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий средствами физической культуры. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств.

Физическая рекреация это осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Подготовка высокопрофессиональных спортсменов это специфическая форма физической культуры, цель которой состоит в выявлении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений и использование их для достижения наивысших результатов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
1. Массовость ее развития.
2. Уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей.
3. Уровень спортивных достижений.
4. Наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров.
5. Степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания.
6. Пропаганда физической культуры и спорта.
7. Степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Целью самостоятельных занятий физкультурой является сохранение и укрепление здоровья, полезное проведение времени, воспитание личностных качеств, освоение физкультурных навыков и умений. Самостоятельные занятия физической культурой также призваны для решения конкретных проблем конкретного человека и разрабатываются в этом случае строго с учетом индивидуальных особенностей личности и причин, порождающих проблему. Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней. При этом необходимо придерживаться основных принципов самостоятельных занятий физической культурой.
1. Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
2. Принцип индивидуальности. Выбор видов занятий физической культурой зависит от физкультурно-спортивных интересов человека. Необходим также учёт состояния здоровья. Эмоциональная насыщенность занятия физкультурой должна быть непременно. Ведь наибольшие удовлетворение и эффект мы получаем от того, что нам нравится и интересно делать.
3. Принцип рациональности физических нагрузок. Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок и их оптимальное сочетание с отдыхом. Частота занятия физкультурой также строго индивидуальна. Необходимо рассчитывать нагрузку и частоту занятий в зависимости от тренированности человека. Слишком большие нагрузки каждый день могут только ухудшить состояние, привести к сильной усталости и даже к физическим травмам. А маленькие нагрузки не дадут ожидаемого эффекта. Следует строить занятия физкультурой по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному.
4. Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества - выносливость, силу, гибкость, ловкость и др. Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
5. Принцип уверенности в необходимости занятий. Трудно переоценить психологический настрой на занятия физкультурой. С древнейших времен известны теснейшие взаимоотношения психического и физического здоровья. Уверенность в необходимости и пользе занятия физической культурой являются мощным подспорьем организму. Эффект от занятия физкультурой несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Поэтому старайтесь всегда не только верить в результат, но обязательно продумывайте, каким именно будет этот результат. Визуализируйте в сознании здоровые органы и их функционирование.
6. Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.

Физические нагрузки различаются количественным и качественным влиянием на организм. Они интенсифицируют обмен веществ, расход энергетических ресурсов. От степени их расходования зависит утомление, субъективно выражаемое чувством усталости. Без утомления функциональные возможности организма не повышаются. После выполнения физической нагрузки работоспособность обычно снижается и для её восстановления нужен отдых. При мышечном утомлении в организме уменьшаются запасы гликогена, находящегося в печени и мышцах, а в крови увеличивается содержание недоокисленных продуктов обмена веществ, поэтому при активных занятиях физкультурой следует в рацион питания включать больше овощей и фруктов, помогающих поддерживать кислотно-щелочное равновесие в организме.

Выполнение оптимальных физических нагрузок является важнейшим моментом при самостоятельном занятии физкультурой. Согласно принципу Арндта - Шульца малые нагрузки не оказывают заметного влияния на организм, средние наиболее благоприятны, а сильные могут принести вред. Для ориентировки можно использовать классификацию Г. С. Туманяна, основанную на реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку. Если сразу после выполнения физических упражнений частота пульса не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120-160 - средней, более 160 - большой. Максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу, определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.

ФИЗКУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. Здоровье это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды. Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет постоянство внутренней среды, которое проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. Огромную роль в этом играют занятия физкультурой.

Статистика свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей, поэтому для многих очень остро встает вопрос о занятии лечебной физкультурой. Лечебная физкультура это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

Действующим фактором лечебной физкультуры являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры:
1. Неспецифическое (патогенетическое) действие. Стимуляция моторно-висцеральных рефлексов и др.
2. Активизация физиологических функций.
3. Адаптивное (компенсаторное) действие на функциональные системы (ткани, органы и др.).
4. Стимуляция морфо - функциональных нарушений (репаративная регенерация и др.).

Эффективность воздействия лечебной физкультуры на больного человека:
1. Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного равновесия, метаболизма и др.
2. Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-бытовым и трудовым навыкам.
3. Предупреждение осложнений заболевания и возникновения инвалидности.
4. Развитие, образование и закрепление двигательных навыков. Повышение устойчивости к факторам внешней среды.

Одним из самых простых и в тоже время очень эффективным методом лечебной физкультуры является оздоровительная ходьба. При оздоровительной ходьбе за 1 ч расходуется 300--400 ккал энергии в зависимости от массы тела (примерно 0,7 ккал/кг на 1 км пройденного пути). При скорости ходьбы 6 км в час суммарный расход энергии для среднего человека составит 300 ккал (50*6). При ежедневных занятиях оздоровительной ходьбой (по 1 часу) суммарный расход энергии за неделю составит около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект необходимый для компенсации дефицита энергозатрат и роста функциональных возможностей организма.

Ускоренная ходьба в качестве лечебной физкультуры может быть рекомендована лишь при наличии противопоказаний к бегу. При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве подготовительного этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. В дальнейшем, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны сменяться беговой тренировкой.

Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным видом физкультуры, а потому и самым массовым. По самым скромным подсчетам, бег в качестве оздоровительного средства используют более 100 млн. людей среднего и пожилого возраста нашей планеты. Техника оздоровительного бега настолько проста, что не требует специального обучения, а его влияние на человеческий организм чрезвычайно велико.

Оздоровительный бег является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение.

Оздоровительный бег в оптимальной дозировке в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей, вызванными нервным перенапряжением.

Оздоровительный бег при регулярных многолетних занятиях изменяет и тип личности бегуна, его психический статус. Психологи считают, что любители оздоровительного бега становятся: более общительны, контактны, доброжелательны, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях.

Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Систематические занятия физкультурой благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Положительное влияние физической культуры на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности. Регулярные занятия физкультурой улучшают работу сердца, лёгких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. При больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови. За одно и тоже время работы тренированный организм получает и усваивает больше кислорода за счёт более глубокого дыхания и лучшей доставки питательных веществ к мышцам.

Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.

Физическое воспитание детей является неотъемлемой составной частью физической культуры. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.

Результатом занятий физкультурой в пожилом возрасте является способность предотвратить развитие различных нарушений в организме, причиной которых является гипокинезия. Раннее старение это удел людей, невнимательных к своему здоровью, ведущих неправильный образ жизни, не желающих отказаться от курения, неумеренного потребления алкоголя, невоздержанности в пище. Те же, кто стремится жить так, чтобы отодвинуть старость и болезни, занимаются физкультурой, соблюдают правильный режим, разумно питаются. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно -сосудистой системы в частности.

Но у большинства людей есть одна проблема - нехватка времени. А двигаться, заниматься физкультурой надо обязательно, потому что у большинства сидячая работа, малоподвижный образ жизни. Я из этой ситуации вышел следующим образом: все мы ежедневно смотрим телевизор - это уже наш образ жизни. Я стал совмещать эти два занятия: смотреть телевизор и делать гимнастику. Можно найти десятки упражнений, которые можно делать и в тоже время смотреть на экран. Я начал с упражнения "вращение мысленного обруча на талии". Можно делать различные упражнения с экспандером, приседания и т.д. Можно сидеть на диване и заниматься статической гимнастикой, напрягая и расслабляя определенные группы мышц. Без ежедневного занятия физкультурой нельзя достичь крепкого здоровья.

«Движение – это жизнь» – утверждал Аристотель, и был абсолютно прав. Данная фраза особенно актуальна сегодня, когда большинство из нас работают сидя за компьютером, а по городу передвигаются исключительно на автомобиле. Минимизируя физическую активность мы ухудшаем собственное здоровье, провоцируем раннее старение и раннюю смертность. Причем, пока не появятся серьезные заболевания, даже не задумываемся об этом! А ведь физическая активность влияет буквально на все сферы жизни. В данной статье подробно расскажем о всеобъемлющей пользе физкультуры для здоровья.

Для чего нужна физкультура

Еще Авиценна говорил: «Человек, который умеренно занимается физическими упражнениями, не нуждается в лечении». Ему вторил Гораций: «Не желаете бегать здоровыми, будете бегать, когда заболеете!».

Современные медики полностью согласны с утверждениями мудрецов, заявляя, что одряхление организма, свойственное престарелым людям, связано не только с возрастом. Огромное влияние на этот процесс оказывает недостаток движения, по-научному, гиподинамия.

Последствия гиподинамии и польза физкультуры

А теперь рассмотрим негативные последствия малоподвижного образа жизни и приведем доводы в пользу занятий физическими упражнениями.

1. Проблемы с фигурой

Отсутствие регулярных физических упражнений приводит к образованию висцелярного жира, который оседает на бедрах и в области талии. Причем практика показывает, что количество жира при отсутствии движения ежегодно возрастает на 4-5%. Это становится серьезной эстетической проблемой, снижает самооценку человека и мешает жить полноценность жизнью.

Регулярная физическая активность помогает исправить положение. Устраивая ежедневные пробежки, занимаясь аэробикой, танцами или плаванием можно сбросить лишний вес, избавиться от целлюлита, обрести стройную и подтянутую фигуру без изнуряющих диет. Такая забота о своем теле позволит иметь стройное и привлекательное тело, а значит, повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему.

2. Сердечно-сосудистые заболевания

Накопление жировой массы – это не только испорченная фигура и эстетический дискомфорт. Прежде всего, это серьезнейшая угроза нашему здоровью, ведь жиром покрываются все внутренние органы, включая сердце и печень, а на стенках кровеносных сосудов оседают холестериновые бляшки. Все это приводит к развитию гипертонии, варикоза, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, а также повышает риск инфарктов и инсультов.

При занятиях спортом укрепляется сердечная мышца и поддерживается эластичность сосудистых стенок. Более того, под влиянием физической активности в крови возрастает количество «хорошего» холестерина, в то время как «плохой» холестерин окисляется и перестает прилипать к сосудистым стенкам. Занятия физкультурой, по мнению врачей, приводят к уменьшению показателя уровня свертываемости крови, что снижает риск тромбообразования. Плавание, например, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему человека, увеличивает ее мощность, экономичность, жизнедеятельность. Регулярные занятия плаванием повышают интенсивность кровотока, улучшают газообмен в организме.

Таким образом, физические упражнения предупреждают повышение давления, предотвращают варикозное расширение вен и минимизируют риск ранней смертности от сердечной недостаточности. По признанию Американской ассоциации кардиологов, для укрепления сердца и сосудов наиболее полезными являются упражнениями с поднятием тяжестей.

3. Заболевания костной системы

Гиподинамия негативно влияет и на костную ткань. Без должной физической активности кости не получают необходимого питания и постепенно ослабевают. Именно это становится главной причиной переломов и развития остеопороза у пожилых людей. Учтите также, что избыточная масса тела создает повышенное давление на скелет, и вы поймете, откуда появляются проблемы с позвоночником и коленными суставами.

Регулярные физические нагрузки питают и укрепляют кости. Известно, что при занятиях спортом плотность костной ткани возрастет. К примеру, у женщин старше 50 лет, которые 3 раза в неделю занимаются с гантелями, плотность костей повышается на 1% в год. В то же время женщина, которая ведет сидячий образ жизни, теряет в год более 2% плотности, что с возрастом приводит к повышенной ломкости костей, артрозу и остеопорозу.

4. Сахарный диабет

Резистентность к инсулину – опасный метаболический синдром, который появляется в результате ожирения. Человек, который ведет сидячий образ жизни, автоматически приобретает предрасположенность к сахарному диабету. А ведь это хроническое заболевание приводит к множественным ограничениям в питании, серьезному ухудшению качества жизни и ранней смертности.

Занятия спортом позволяют нормализовать вес, предотвратить ожирение и тем самым поддерживать в норме уровень глюкозы в крови, не допуская развития сахарного диабета.

5. Атрофия мышц

Мышцы, которые не получают регулярных нагрузок, постепенно слабеют и атрофируются. Без упражнений мышечная масса «тает», превращаясь в жир, а значит, тело не может работать должным образом. К слову, сердце – обычная мышца, а значит, гиподинамия влияет и на процесс циркуляции крови.

Физкультура решает и эту проблему. При ней мышцы получают регулярную нагрузку, а значит, находятся в тонусе, позволяя без труда выполнять любые задачи, вне зависимости от возраста. Но что еще важнее, в награду вы получаете крепкое сердце, которое и в глубокой старости будет работать без сбоев.

6. Низкий тонус организма

Известно, что при активном образе жизни токсины и шлаки быстрее покидают организм через потоотделение. У человека с сидячим образом жизни этот процесс замедлен, вследствие чего его организм зашлаковывается. Избыточное скопление вредных продуктов обмена приводит к снижению тонуса, постоянной вялости, сонливости, апатии и отсутствию интереса к жизни.

Регулярная физическая активность дарит человеку отличный тонус и заряд бодрости, которого хватает на весь день. Человек, занимающийся спортом, не знает, что такое сонливость и апатия, у него прекрасное самочувствие и отличное настроение.

7. Проблемы со сном

Бессонница – один из первых признаков, явно намекающих на то, что вам не хватает физической активности. Плохой сон приводит к ухудшению качества жизни, а в случае если работа связана с управлением средствами повышенной опасности, может представлять серьезную опасность для жизни.

Регулярные упражнения избавляют от проблем с засыпанием и помогают бороться с бессонницей. Исследования показывают, что лица, которые занимаются физкультурой по 30 минут ежедневно, засыпают в 2 раза быстрее и спят на 1 час дольше, чем люди, которые игнорируют физические упражнения.

8. Ухудшение мозговой активности

Как было замечено выше, гиподинамия замедляет кровообращение, в том числе и снабжение мозга кровью. А в этом случае ухудшается мозговая активность, начинает подводить память и снижается умственная работоспособность.

Для активности мозга нужно больше двигаться. Занятия физкультурой улучшают питание мозга, активизируют нейронные связи и тем самым повышают умственную работоспособность. Прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде или упражнения с гантелями обостряют память и помогают мозгу справляться со сложными задачами, а значит, просто необходимы людям, занятым умственным трудом.

9. Ослабление иммунитета

Проблемы, которые создает низкая двигательная активность, ослабляют защитные силы организма, вследствие чего он становится восприимчив к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умеренные, но регулярные нагрузки, быстро и эффективно укрепляют иммунитет. Исследования показывают что человек, который в течение 5 дней ходит пешком более 45 минут, выздоравливает гораздо быстрее того, кто игнорирует ходьбу. При этом, по словам исследователей, благотворное воздействие физической активности на иммунитет прослеживается вплоть до 87 лет. Регулярные занятия физкультурой способствуют выработке макрофагов (белых кровяных клеток), так называемых «пожирателей» возбудителей всевозможных болезней. Тренированный человек значительно лучше переносит различные перегрузки, охлаждение, колебания атмосферного давления, инфекции, вирусы.

10. Ранняя смертность

По словам врачей, малоподвижный образ жизни гораздо опаснее, чем курение. Исследования, проведенные учеными из Гонконга, свидетельствуют о следующем:

  • более 20% смертей у лиц старше 35 лет связаны с гиподинамией;
  • отсутствие физической активности повышает риск онкологии на 45% у мужчин и на 30 % у женщин;
  • риск смерти от респираторных заболеваний возрастает на 62% у мужчин и на 55% у женщин;
  • смертность от сердечно-сосудистых заболеваний возрастает на 53% у мужчин и на 27% у представительниц прекрасного пола.

Такая удручающая статистика просто обязана заставить здравомыслящего человека задуматься о занятиях физкультурой. Причем возраст для этого не имеет значения. Это доказывает и исследование, по которому группа мужчин, в течение 5 лет регулярно получавшая силовые и аэробные нагрузки, смогла уменьшить риск смертности от заболеваний на 44%, по сравнению с группой, которая физическими упражнениями не занималась.

А ведь решение перечисленных проблем далеко не единственная польза физкультуры для человека. Регулярно занимаясь спортом, человек:

  • укрепляет нервную систему, лучше справляется со стрессами и избегает депрессивных состояний;
  • легче переносит имеющиеся хронические заболевания, приливы жара при менопаузе и неприятные симптомы ПМС;
  • становится более уверенным в себе, стремится к новым открытиям и самореализации, а значит, готов добиваться самых больших высот;
  • находит правильный баланс между работой и личной жизнью, учится управлять собственным временем;
  • выглядит моложе своих сверстников на 8–10 лет;
  • получает хорошее настроение!

Польза физкультуры для детей

Физическая активность с малых лет – залог крепкого здоровья на протяжении всей жизни. Именно поэтому важно прививать детишкам любовь к физкультуре и всячески способствовать тому, чтобы они посещали спортивные секции.

В период интенсивного роста юному организму просто необходима умеренная физическая активность. Благодаря физическим нагрузкам:

  • Укрепляются косточки и суставы ребенка. Малыш получает дополнительную защиту от плоскостопия и имеет правильную осанку.
  • Повышается иммунитет юного организма. Спортивные занятия это еще и закаливание организма. Ребенок реже сталкивается с гриппом и ОРВИ.
  • Поддерживается нормальный вес ребенка. Спорт позволяет избежать распространенной сегодня проблемы детского ожирения.
  • Возрастает ловкость и физическая выносливость малыша, увеличивается способность переносить школьные нагрузки.
  • Повышается внимательность и мозговая активность юного школьника, расширяется объем знаний, и улучшаются отметки в школе.
  • Снижается склонность к стрессам и депрессии, повышается чувство собственного достоинства у ребенка.

Какая физическая активность нужна человеку

Физические нагрузки подразделяются на два вида: аэробные (кардионагрузки), а также анаэробные (силовые нагрузки).

Аэробные нагрузки

Эти нагрузки связаны с движением человека и используются, преимущественно, для укрепления сердечно-сосудистой системы, повышения иммунитета и борьбы с лишним весом. К ним относится ходьба, бег, катание на лыжах или велосипеде, плавание, танцы, занятия аэробикой и другие.

Анаэробные нагрузки

Что касается анаэробных нагрузок, то к ним относятся: подтягивания, скручивания, спринтерский бег, подъем штанги, упражнения с гирями и гантелями. Такие нагрузки хороши для укрепления и наращивания мышц, для предотвращения сахарного диабета, а также для развития выносливости.

Выбор подходящих упражнений

Стоит заметить, что польза от физкультуры проявится лишь в том случае, если человек будет заниматься ею регулярно, из месяца в месяц, из года в год. Поэтому, не столь важно, какой именно вид физических упражнений вы выберете, главное, чтобы он приносил вам удовольствие, и у вас не пропадало желание заниматься спортом.

Любите бег? Начинайте свой день с легкой пробежки! Обожаете воду? Три раза в неделю посещайте бассейн. Вы можете кататься на роликовых коньках или велосипеде, заниматься танцами или шейпингом, аэробикой или фитнесом. А можете просто устраивать ежедневные прогулки на свежем воздухе, главное, делайте это регулярно!

При этом исследования показывают, что самыми стабильными и эффективными являются утренние занятия физкультурой. Сразу после сна человек ощущает себя бодрым и отдохнувшим, у него не наполнен желудок, а значит, сил и желания заниматься физическими упражнениями гораздо больше.

А сколько необходимо заниматься спортом? Этот вопрос индивидуален, но в среднем, если при помощи физических упражнений вы будете сжигать 1000–2000 ккал в неделю, это будет вполне достаточно для поддержания здоровья своего организма. Чтобы добиться таких показателей, можно, к примеру, прогуливаться со скоростью 5,5 км/ч в течение 30 минут ежедневно, или бегать со скоростью 10 км/ч 20 минут каждый день.

Мы уже убедились в том, что физкультура приносит неоспоримую пользу. Тем не менее, решив заниматься спортом, необходимо проконсультироваться с врачом и получить его одобрение, особенно если вы находитесь в преклонном возрасте.

Прежде всего, это касается бега, как наиболее распространенного физического упражнения. Дело в том, что при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ортопедических патологиях и некоторых хронических недугах заниматься бегом категорически запрещено. Лицам в возрасте следует предварительно проконсультироваться с врачом и выбрать наиболее подходящую физкультуру, а кроме того, ежегодно проходить обследование.

Важно прислушиваться к собственному организму и не заниматься упражнениями через боль и недомогание. Известно, например, что каждый третий человек вынужден отказаться от занятий бегом из-за болей в коленных суставах или позвоночнике. Некоторые отмечают, что бег на длинные дистанции сопровождается онемением и покалыванием в пальцах рук и ног. О таких симптомах следует сообщить врачу и прекратить занятия, чтобы не ухудшить свое состояние.

Перед физическими упражнениями важно устраивать 5-минутную разминку, чтобы разогреть мышцы и суставы. Это позволит избежать травм во время занятий спортом. А заканчивать упражнения нужно снижением интенсивности выполняемых упражнений и растиранием разогретых мышц.

Не забывайте о пополнении запасов жидкости, ведь обезвоживание может привести к упадку сил, головокружению или обмороку. За 20 минут до начала тренировки выпивайте стакан воды, а в течение занятия пейте по 50 мл жидкости каждые 10 минут.

Наконец, помните, что все хорошо в меру. Если ежедневные 20–30 минутные занятия укрепляют иммунитет, то занятия спортом в течение нескольких часов приводят к перенапряжению и ослаблению защитных сил организма. Научно подтверждено, что после 2-3 часов интенсивных физических нагрузок количество иммунных клеток резко уменьшается.

Поэтому, найдите для себя физическую активность, которая приносит вам удовольствие. Если на занятия спортом совершенно нет времени, старайтесь отказываться от лифта и оставляйте автомобиль подальше от места работы, чтобы парочку километров до офиса прогуливаться пешком. Наконец, заведите собаку и выгуливайте ее по утрам и вечерам. Такая уловка обеспечит вас необходимой двигательной активностью, и подарит радость общения с четвероногим другом!

Помните, регулярно занимаясь физическими упражнениями, вы проживете яркую, здоровую, долгую и, без сомнения, счастливую жизнь!

Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Пересудов по поводу него много было и есть до сих пор, так как кто-то считает, что это предмет нужный, а кто-то наоборот. И все-таки, должен быть этот предмет в школе или нет и откуда недовольство школьников?

Некоторые утверждают, что кому надо быть спортивным и заниматься спортом, те идут в спортивную школу, а в обычной школе этому предмету места нет. На самом деле, уроки физкультуры наводят страх и апатию на учеников, потому что их преподают несоответственно. Выполняя какие-то физические упражнение или участвуя в каком-то спорте, все боятся, чтобы их не засмеяли и что-то пойдет не так.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультура в школе. Польза физкультуры.

Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Пересудов по поводу него много было и есть до сих пор, так как кто-то считает, что это предмет нужный, а кто-то наоборот. И все-таки, должен быть этот предмет в школе или нет и откуда недовольство школьников?

Некоторые утверждают, что кому надо быть спортивным и заниматься спортом, те идут в спортивную школу, а в обычной школе этому предмету места нет. На самом деле, уроки физкультуры наводят страх и апатию на учеников, потому что их преподают несоответственно. Выполняя какие-то физические упражнение или участвуя в каком-то спорте, все боятся, чтобы их не засмеяли и что-то пойдет не так.

Еще одно «но» заключается в отсутствии необходимых снаряжений, спортивного инвентаря, которые бы сделали уроки более интересными. Школьникам не нравится носить с собой спортивную форму, не нравится переодеваться для урока физкультуры и т.д. Если бы все это получилось бы избежать, то есть не было бы отрицательных ассоциаций с физкультурой, оно могло бы стать даже любимым предметом. Еще один минус заключается в том, что уроки физкультуры как-то нелогично распределены в расписании уроков.

Плюсы физкультуры заключаются в том, что приучает детей к активному образу жизни. Не обязательно быть спортсменом, но заниматься спортом должны все. Движения это жизнь, оно позволяет улучшению обмена веществ и правильному функционированию организма. Кроме этого, можно воспитывать дух конкурентоспособности, но делать это правильно.

Что касается включения в расписание, то физкультуру обычно внедряют между двумя сложными предметами. Нехорошо ставить физкультуру первым или же последним уроком. Да, можно начать и закончить учебный день с занятий спортом, но не в этих целях преподается физкультура в школе. Много чего зависит и от учителя. Если нет режима диктатуры, есть терпение и индивидуальный подход, хочется туда ходить.

За и против уроков физкультуры в школе.

Спорт очень полезен для здоровья, так как движение это жизнь. Любовь к спорту воспитывают еще в школе на уроках физкультуры. Уроки физкультуры направлены на то, чтобы развивать тягу и привычку к физическим упражнениям. Также они проводятся с целью улучшения здоровья детей. Для того, чтобы заниматься спортом в любом возрасте нужен спортивный костюм хорошего качества. Именно спортивный костюм обеспечит комфорт во время различных физических нагрузок. Спортивные костюмы созданы специально для того, чтобы ничего не стесняло движения во время занятий физкультурой или во время активного отдыха.

Существуют разные мнения касательно пользы уроков физкультуры. Некоторые дети не любят физкультуру, потому что им сложно выполнить определенные задачи. Очень важно понимать, что нужно воспитать уважение к спорту и даже попробовать увлечь детей им. Задача преподавателей сложная, так как очень важен индивидуальный подход. Все равно не получится делать так, чтобы все дети выполняли все физические упражнения одинаковые. Школьная программа подразумевает единые занятия для всех, но в связи с этим обязательством многие дети не любят физкультуру. Часто сталкиваются с проблемами дети с плохим физическим развитием, которые в некоторых случаях добиваются хороших успехов по другим предметам.

Почему некоторые школьники не любят уроки физкультуры? Существует множество причин, причем у каждого они свои. Самые распространенные причины связаны с тем, что дети начинают друг над другом шутить и дразнить по поводу отсутствия каких-то умений. Как можно было бы это решить? Конечно, можно заставить ребенка до бесконечности учиться выполнять какие-то упражнения, но разве силой можно добиться качественных результатов? Для того, чтобы воспитать любовь к активному образу жизни, необходимо сделать так, чтобы уроки были не в тягость и вселяли только позитив.

Каждый ребенок должен выполнять те упражнения, которые ему по силам и заниматься тем видом спорта, который ему нравится. Можно ознакомить детей с различными видами спорта, но не обязательно их заставлять ими заниматься. Спорт развивает дух соперничества и т.д., что может пойти на благо, но часто в школе все заканчивается разъединением коллектива. Уроки физкультуры в школе часто искажают понятия о спорте и некоторые дети больше никогда не желают им заниматься. Вместо того, чтобы воспитывать любовь к активному образу жизни, воспитывается отвращение. В каждом классе есть спортивные дети, которые выполняют все качественно и получают удовольствие от уроков физкультуры. Также есть дети, которые страдают от уроков физкультуры, что тоже немаловажно учитывать. Ответственность всегда лежит на преподавателей, но также на родителей, если родители ведут неактивный образ жизни, то дети будут склоны им подражать.


Из опыта работы учителя физической культуры. Зачем нужна физическая культура

Физкультура является одной из главных составляющих здорового образа жизни. Недостаток движений ослабляет организм, и именно физическая нагрузка помогает поддерживать в работоспособном состоянии сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему .
Во время занятий физкультурой организм потребляет гораздо больше кислорода, чем в спокойном состоянии. Это благоприятно сказывается на работе всех органов. При регулярных тренировках возрастает объем легких, улучшается газообмен, что приводит в тонус сердечно-сосудистую систему, способствует снижению артериального давления, препятствует возникновению инсультов и инфарктов . Физическая нагрузка активизирует центральную нервную систему, в результате чего ускоряются не только обменные, но и психические процессы. Дети, которые занимаются физкультурой, лучше усваивают школьный материал.
Физкультура является отличным средством для профилактики различных заболеваний. Упражнения стимулируют выработку инсулина, что помогает организму поддерживать в норме уровень сахара. Людям, страдающим диабетом, физкультура помогает контролировать болезнь. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению защитных сил организма, что помогает ему противостоять респираторным заболеваниям. Занятия физкультурой способствуют развитию воли. Они учат преодолевать различные трудности и добиваться поставленной цели. Эти качества наиболее важны для подростков, а также пассивных по натуре людей. Физические упражнения укрепляют костно-мышечную систему . Они благотворно влияют на двигательный аппарат, препятствуют развитию возрастных изменений . Умеренные тренировки усиливают приток лимфы к позвоночнику, а это является отличной профилактикой остеохондроза . Лицам, страдающим теми или иными заболеваниями, не стоит ограничивать себя в физической нагрузке. Если общеукрепляющие занятия противопоказаны, на помощь придет лечебная физкультура. Моделирование воспитательно-образовательной работы в детском саду по физическому развитию в условиях
  • Смирнова Ю.В., Сайкина Е.Г., Кадыров Р.М. Музыкальное сопровождение в занятиях физической культурой (Документ)
  • Меры безопасности при занятиях физической культурой и спортом, гигиеническаие требования и нормы (Документ)
  • Влияние регулярных занятий аэробикой на развитие координации (Документ)
  • Реферат - аэробика (Реферат)
  • Ответы на экзамен по Физкультуре (Шпаргалка)
  • Устранение функциональных отклонений и компенсация остаточных явлений после перенесения заболеваний средствами физической культуры (Документ)
  • Курсовая работа Планирование и комплексный контроль за занимающимися адаптивной физической культурой (Курсовая)
  • Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом (Документ)
  • Оздоровительная система Купера (Документ)
  • Реферат - Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое (Реферат)
  • n1.doc

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра Физической культуры

    Почему необходимо заниматься физической культурой.
    Выполнила студентка группы МС-311

    Проверил Мушкин К.Ю.

    1 . Понятие физической культуры. Необходимость ее существования.
    В России возникновение термина и становление понятия "физическая культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

    На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела".

    Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

    Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги. Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

    Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

    Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

    Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.

    Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности.

    Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм.

    Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. Поэтому актуальности этой работы трактуется сегодняшней ситуацией общества.

    Физическая культура имеет 4 основные формы: физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка); восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация; занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация; высшее достижение в области спорта.

    Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

    Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

    Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

    Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
    2. Цель, задачи организации физического воспитания

    Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, социально-профессиональной деятельности и семье.

    Оздоровительная задача состоит в гармоническом развитии форм и функций организма, направленном на укрепление здоровья, повышение устойчивой сопротивляемости к заболеваниям организма и его закаливания.

    Воспитательная задача состоит в развитии двигательных качеств человека

    (сила, быстрота, выносливость и др.), а также волевых качеств, в умении противостоять утомлению.

    Оздоровительная задача состоит в формировании жизненно важных двигательных умений, навыков и знаний.

    Ко второму кругу задач относятся задачи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым и эстетическим.

    Третий круг задач - это задачи общественно-политического характера, состоящие в привлечении молодежи к общественно-политической деятельности, в патриотическом воспитании, в укреплении дружеских связей между спортсменами.

    Курс физической культуры в ВУЗе предусматривает решение следующих задач:

    Включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;

    Содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

    Формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

    Формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

    Овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры
    3. Положительные стороны занятия физической культуры

    Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. И в достижении этой цели нет ничего более важно занятия физкультурой.
    Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь.

    Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становле­ния активной жизненной позиции.

    В ряде исследований установлено, что у студентов, включен­ных в систематические занятия физической культурой и спор­том и проявляющих в них достаточно высокую активность, вы­рабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных уста­новок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере комму­никабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются со­циальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюда­ется более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно вза­имодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них ча­ще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

    Эти данные подчеркивают основательное положительное воз­действие систематических занятий физической культурой и спор­том на характерологические особенности личности студентов.

    Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).

    Физические упражнения, рационально применяемые в режиме рабочего дня, способствуют более быстрому повышению работоспособности и росту производительности труда. Регулярные занятия физической культурой увеличивают профессиональную работоспособность на 10-14%.
    4. Что есть физкультура и спорт в нашей жизни?
    Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

    Не секрет, что большинство из нас – обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

    Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок. Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.

    Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце – это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.

    В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.

    Физкультура и спорт в нашей жизни – как сделать их еще более полезными для нас? Главное правило: физкультура и спорт в нашей жизни должны происходить либо на улице, либо в очень хорошо проветренном помещении. Вообще, всякое движение на улице является чрезвычайно полезным. Мало того, что тренируются мышцы, еще и ткани организма и мозг насыщаются кислородом, снимается напряжение, успокаиваются возбужденные нервные центры, нормализуется дыхание. Нужно стараться находиться на свежем воздухе каждый день и не менее часа, и тогда вы забудете такие слова, как «лишние килограммы», «бессонница», «депрессия», «стрессы», и даже «медицина»!

    В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

    Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

    К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

    укрепление здоровья и закаливание организма;

    гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;

    всестороннее развитие физических и психических качеств;

    обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

    Вывод

    Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы – разве это не счастье!.

    Во время мышечной деятельности включаются в работу почти все физиологические системы организма. В работающих мышцах создаются благоприятные условия для энергетических процессов, раскрывается густая сеть капилляров, повышается проницаемость стенок сосудов, ускоряется ток крови, общий объем кровоснабжения увеличивается более чем в 50 раз.

    Наиболее благоприятные и заметные изменения происходят в главном органе кровообращения - сердце. Сохраняя высокую работоспособность, оно тонко приспосабливается не только к мышечным, но и психическим напряжениям. Физические упражнения, двигательная активность обеспечивают развитие приспособительных реакций и в кровеносных сосудах. Наоборот, покой, бездействие пагубно сказываются на сердечнососудистой системе растущего организма, приводя к болезненным изменениям или создавая почву для развития сердечнососудистых заболеваний при столкновении с инфекцией. Все это имеет особое значение в подростковом возрасте.

    Двигательная активность, физические упражнения тренируют, закаляют нервную систему. Это особенно важно для воспитания подростка, ибо дает возможность выработать такие качества характера, как решительность, настойчивость, смелость, выносливость, ловкость.

    Хорошо известно, что люди, систематически занимающиеся физкультурой и спортом, более устойчивы к болезням. И это легко понять, представив в целом действие физических упражнений, проявляющееся в улучшении приспособительных реакций организма. Согласованная деятельность многочисленных органов и физиологических систем человека обеспечивает не только быстрое и наилучшее выполнение двигательной функции, но и подготавливает эти же системы в процессе упражнений к быстрой ответной реакции на иные, в том числе и неблагоприятные, воздействия. Развивается система так называемой неспецифической защиты. В то же время в организме физкультурников и спортсменов создаются выгодные физиологические условия для осуществления специфических защитных реакций - таких, как выработка иммунных тел.

    Все сказанное позволяет утверждать, что физическая культура и спорт являются одним из основных средств предупреждения заболеваний и важным условием гармонического развития подростка.