Далеко не все в нашем мире совершается спонтанно. Что касается успехов в спорте, то они точно не приходят сами по себе. Зачастую и обычных тренировок может становиться слишком мало.
Бойцы, бегуны, тяжелоатлеты, гонщики. Все должны помнить о силе своих мыслей. Любые победы достигаются путем правильного настроя, правильной психологии. Иногда бывает недостаточно лишь упорного труда. Если вы трудитесь в спортзале по 12 часов в день, но не верите в себя все равно, то вам будет очень и очень трудно превзойти своих врагов и конкурентов. МЫ говорим не только об аффирмациях .
Психология и победы
Как уже не раз говорилось в наших статьях, не бывает успеха без правильного настроя. Любая битва, в прямом и переносном смысле, выигрывается сначала в голове. Только потом эта сила переходит из разума в мышцы, в реакцию, в силу духа. Удача сопутствует тем, кто работает над своими мыслями. Это можно перенести из спорта куда угодно — в работу, в любовь, творчество.
Ментальные тренировки идут на пользу всем нам. Например, когда вы хотите бросить курить, вы тоже должны настраивать себя соответствующим образом. Правильный настрой поможет вам начать отказ от вредных привычек, поможет выбрать верный путь в жизни и победить свои страхи, неуверенность.
Ментальные тренировки — это комплексные упражнения, которые начинаются с простых аффирмаций типа: «Я все могу», «Вселенная питает меня энергией успеха» и так далее. Вселенная созидательна изначально и всегда пытается вам помочь. Так было и так будет всегда.
Этап второй: ментальные тренировки
Когда вы настроены на победы, нужно заняться тем, чтобы создать у себя в голове ситуацию и разобрать ее. Нужно постоянно пребывать в состоянии тренировок. Например, существуют специальные техники, которыми пользуются гонщики Формулы-1. Пилот садится в кресло и пытается представить себе, как он будет проходить повороты на максимальной скорости. Многие фигуристы, футболисты, бегуны используют тот же самый способ повышения своей производительности.
Психологи отмечают, что многие боксеры, борцы используют такую технику. Даже когда вы отдыхаете, нужно в голове прокручивать все возможные ситуации. Это актуально не только для спорта. Если вы в данный момент хотите бросить курить или оставить позади какую-нибудь другую вредную привычку, постарайтесь себе представить, как вы живете без нее. Почаще представляйте себе лучшую жизнь, свои победы. Это все может перейти из мира иллюзий в мир реальности. Преград для этого нет никаких, кроме вашего сознания.
Только вы сами можете заставить себя стать лучше. Подкрепите свои желания ментальными тренировками, визуализацией мечты. Не забывайте, что работа над собой — это неотъемлемая часть любого движения вперед. Если вы будете слишком самоуверенны, это будет лучше, чем если бы вы, наоборот, упорно работали, но не верили в себя. С другой стороны, успеха достичь все равно будет почти нереально.
Сядьте или лягте поудобней, закройте глаза и расслабьтесь. Используя только ментальное тело (фактически не двигаясь), поднесите обе Ментальные руки к левой ноге, как будто достаёте её. Царапайте или потирайте верх левой ноги и немного пошевелите ею, чтобы сосредоточится на ней и сделать эту тренировку более лёгкой. Почувствуйте всю ногу. Потяните Ментальные руки через левую ногу, от пальцев ноги до пяток, несколько раз назад и вперёд.
После этого протяните Ментальные руки через ногу к лодыжке, и затем медленно нанизывайте их через всю ногу. Почувствуйте всю ногу, когда Вы перемещаете Ментальные руки вверх через неё. Пройдите Ментальными руками по всей голени, колену, бедру и до верха бедра. Когда Вы доберётесь до бедра, сразу переключите ощущение вниз к пальцам ноги и снова повторите восходящее поглаживающее действие, поднимающее энергию. Не делайте обратное поглаживание к нижней части ног. Повторите это действие многократно, на каждое действие используйте несколько секунд, и ощущайте каждый раз всю ногу.
Это действие вынуждает энергию течь в ногу и перекачивает её через ногу. Вы можете почувствовать некоторые специфические ощущения, когда делаете это, типа покалывания, гудения, теплоты, холода, давления, тяжести или даже глубокой костной щекотки. Повторите всю тренировку с правой ногой.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Астральная динамика
Астральная динамика.. Предисловие Путешествия по другим измерениям используя тонкое астральное тело всегда заинтриговывало человека также как левитация невидимость и путешествия..
Как сделать свой разум мощным, способным быстро находить эффективные решения! Узнайте простое и результативное упражнение для развития ментального тела!
Согласно древним эзотерическим знаниям у человека есть несколько тел, и физическое тело — только одно из множества. Остальные тела называются тонкими и не видны обычным зрением, потому что находятся на других вибрационных частотах.
Каждое тонкое тело имеет свои функции, и в этой статье речь зайдет о развитии ментального тела.
Ментальное тело отвечает за всю интеллектуальную и мыслительную деятельность человека. Все ваши мысли, утверждения и убеждения рождаются в ментальном теле. В нем находится те мировоззренческие модели, по которым вы живете.
Оно находится на своей частоте вибрации ментального плана и окружает человека оболочкой на расстоянии примерно полуметра от физического тела.
Чтобы сделать свой разум мощным и быстрым, ментальное тело нужно тренировать аналогично физическому. Одним из вариантов тренировки ментального тела является нижеприведенное упражнение.
Шаг 1: медитация на развитие ментальных способностей
1. Практик занимает удобное положение тела, закрывает глаза и расслабляет все мышцы;
2. Спустя некоторое время он попадет в медитативное состояние сознания¹, которое и необходимо для работы.
3. Практикующий начинает представлять себя со стороны, воображать сферическую оболочку ментального тела вокруг себя.
4. Он заполняет ее разными цветами радуги: представляет, как цвета переливаются в сфере, окружающей физическое тело.
5. После человек начинает воображать, как в ментальном теле происходит обмен информации, постоянное движение энергии. Он представляет, словно сотни, тысячи, миллионы гигабайт информации самого разного типа проходят сквозь ментальное тело, и процесс этот усиливается.
6. Через десять минут концентрации, практик заканчивает : успокаивает сознание, старается «выбросить» из головы все мысли, концентрируя внимание на ощущении физического тела.
7. Возвращается в свое обычное состояние и открывает глаза.
Шаг 2: упражнение для развития ментального тела
Упражнение для развития ментальных способностей:
1. Практик выбирает интересную книгу на тематику, побуждающую размышлять, анализировать содержащийся в ней текст.
2. Человек читает несколько предложений в медленном темпе, и затем тщательно продумывает прочитанную информацию. Практик анализирует прочитанный текст со всех точек зрения, которые может придумать.
Не нужно строить ограничений, нужно учесть все возможные мысли, которые придут в голову! Ваша цель — усиление ментальных способностей и развитие ментального тела.
3. На начальном этапе практики это упражнение должно занимать не больше 15-ти минут; с развитием навыка время можно увеличить до получаса.
Также при первых попытках мыслить интенсивно человек может быстро уставать. Внимание и разум должны окрепнуть, привыкнуть к нагрузкам.
Постепенно, при ежедневной практике, вы станете замечать, как ваша мыслительная сила увеличивается; ментальные способности усилятся в несколько раз.
В скором времени ментальное тело будет становиться крепче — появится способность решать сложные жизненные задачи за короткий промежуток времени.
Нужно хорошо запомнить: тренировку сверхспособности следует выполнять регулярно – это главный залог успеха!
Здравствуйте, друзья! Ментальный настрой – это то, с чего начинается каждое дело. «Тело следует туда, где побывал ваш мозг». Многие новички даже не подозревают, насколько мощно влияет настрой на результат тренировок.
Представьте, что вам нужно сделать подход с весом, который вы никогда до этого не брали. Что вы будете чувствовать? Одни спортсмены переполнены энергией и рвением в такие моменты, а другие думают: «Блин, я никогда этого не делал. Кажись, вряд ли получится». И что происходит дальше? В большинстве случаев так, как эти спортсмены настроили себя.
Оптимист, кто рвался выполнить подход и испытать новые ощущения справляется с весом, а апатичный пессимист оказывается придавленный штангой.
Влияет ли наш разум на наши спортивные результаты? Практика показывает, что влияет.
Мысли способны воздействовать как на наше тело, так и на нашу жизнь в целом. По-настоящему внушительный результат вы получите только при умении содержать в гармонии, как ваш разум, так и тело.
Всё, о чём вы задумываетесь, оставляет след на вашем организме. Светлые мысли – улучшают ваше самочувствие и состояние в целом. Отрицательные эмоции – отравляют вашу жизнь, держат в напряжении вашу центрально-нервную систему, вводят в депрессивное состояние.
Если вы научитесь управлять вашим мыслительным процессом, представлять в вашей голове конкретные образы того, чего вы хотите, то это смоделирует изменения в вашем организме и в вашей жизни так, что вы, скорее всего это получите.
Чем чаще вы будете воспроизводить в своей голове эти образы, тем быстрее вы добьётесь того, чего хотите. Представьте в своей голове образ, каким вы хотите быть, зафиксируйте его и начинайте действовать.
Только ставьте заведомо выполнимые цели. Т.е. если вы захотите увеличить свой рост на 20 см или изменить свою генетику (толщину/длину костей, мышц и т.д.), то скорее всего провалитесь, т.к. это заведомо невыполнимо.
Но если вы хотите избавиться от ненавистного живота или увеличить объём ваших рук на 5 см, то это очень легко. С каждым днём вы будете приближаться к мыслительному образу, к которому стремитесь.
Вы сами можете стать развивающей или разрушающей силой, в зависимости от того куда вы направите свою психическую энергию. Ваш мозг говорит вашему телу, что и как нужно делать.
Мотивация: бодибилдинг
Красивое, мускулистое тело – это не то, что можно сделать за пару дней, это не то, что можно получить, не прилагая никаких усилий. Настоящие чемпионы с потрясающими телами невероятно преданы своему делу.
Не каждый чемпион, да и человек с замечательным телом откроет вам свои секреты. Многие наоборот сделают всё, чтобы ввести вас в заблуждение. Даже Арнольд был любителем давать неправильные советы, чтобы уменьшить себе конкуренцию, да и просто ради забавы.
Есть даже такие, кто подумает: «Я столько мучился, искал работающие схемы, а тут я должен выложить этому дрыщу всё на блюдечке? Нет уж, извините».
Не нужно полагаться на «авторитетного» соседа или вашего тренера, когда дело касается мотивации. Мотивация в спорте – это личное дело каждого! Ваша вера должна начинаться с безумного желания изменить себя внешне. Вы должны найти причину, почему вы хотите этого. Например: хочу, красивое тело, чтобы познакомиться с красивой девушкой.
Сейчас у вас есть всё, чтобы добиться этого. Куча видеоматериалов, книги, тренера, да даже сама «тусовка качков», которая есть в каждом зале.
Тут важно понять, что в основном всё зависит от вас самих. Сначала просто представьте, для чего вам это нужно. Почему вы пришли в тренажёрный зал? Как начать?
Моделирование ситуации
Каждому человеку свойственно заранее прокручивать предстоящие стрессовые ситуации. Первый поход в зал – это настоящий стресс! Мало того, что тело новичка далеко от совершенства, дак ещё и незнакомое место, люди…
Мозг запускается и сосредотачивается на желаниях, затем просчитывает пути достижения, потом делает анализ вариантов, делает выводы. Представляете, какой стресс испытывает наша психика, чтобы в конечном итоге удовлетворить нашу физическую оболочку?
Что крутится в вашей голове? На что вы рассчитываете? Уверены, что быстро накачаетесь или похудеете? А может наоборот, вам кажется это нереальным? Может быть вам «до фени» весь этот настрой, и вы просто пришли, за компанию, хорошо провести время?
Какую бы вы цель не преследовали каждый подход, повторение – это маленький шаг к телу вашей мечты. Иногда эти шаги сделать невероятно трудно! Как же тренировать мотивацию в каждом конкретном подходе?
Ментальная тренировка
Итак, допустим у вас есть конкретная цель вашего посещения тренажёрного зала. Вы готовы стать лучше и привлекательнее, чем вы есть.
Не употребляйте негативных формулировок в ваших высказываниях, вы можете добиться их воплощения в жизнь («я жирный», «я слабый», «я ничтожество» и т.д.).
Избавьтесь от этого. Не смотрите ни на кого. Гонку вы ведёте только с самим собой. Всё получится. Вам нужно просто поверить в это. Вы должны представлять себе то, чего вы хотите, а не того, чего не хотите.
Хватит сомневаться! Скажите себе: «Я хочу этого! Значит, это будет!», а дальше встаньте и боритесь! Боритесь пока не получите желаемое.
Не надо сомневаться. Это принесёт вам только проблемы и саморазрушение. «Я стану лучшим..», «Я буду невероятно красив!», только с таким настроением идите тренироваться.
Теперь подключите ваши собственные знания, знания вашего тренера и ваших «братишек по залу». Знания + мотивация = страшная сила!
Совершенно бесполезно тренироваться, если вы зацикливаетесь только на своих ошибках и не верите в себя.
Если вы будете настраиваться на негатив: «Я не могу..», «У меня никогда не получится..», «Я не знаю как..», то это не приведёт ни к чему хорошему. Уберите в общении подобные формулировки.
Концентрируйтесь на том, чего хотите: «Я буду лучшим..», «Моё тело становится крепким и красивым.», «Я становлюсь сильнее». Только так вы победите.
Моделируйте ментальные образы, где вы представляете себя успешным.
Очистите сознание
Возможно, у вас уже был негативный опыт, связанный со спортзалом. Отбросьте эти мысли в сторону. Очистите свой мозг от этих воспоминаний. Не задумывайтесь об этом. Это было раньше, теперь вы сильнее и опытнее. Теперь будет по-другому. Вы знаете как добиваться результата!
Ваше тело следует за вашими мыслями. Научитесь вызывать в себе положительную энергию. Она вырабатывается в результате желания управлять процессом, позитивного мышления. А энергия, которую вызывают сомнение и страх – разрушающая. Она отравляет вас.
Если даже вы будете грамотно тренироваться, но постоянно будете при этом в сомнениях и страхе, то в результате такого стресса ваш организм выработает столько кортизола (гормона стресса), что вы сведёте на нет все свои достижения.
Ваши желания способны стать реальностью. Настраивайте себя правильно.
Заключение
Всё-таки давайте внесём некую ясность и составим чёткий план, как можно тренировать ментальный настрой:
- Найдите место, где вы можете остаться наедине со своими мыслями. Представьте себя в идеальном образе. С фантастическим телом! Таким человеком, который бы выдержал самую язвительную критику в свой адрес.
- Рассмотрите себя полностью. Концентрируйтесь на мельчайших деталях. Смотрите так долго, пока не останется никаких сомнений, что это вы.
- Затем дайте себе установку, без всякого сомнения, скомандуйте себе, что ВЫ БУДЕТЕ ИМЕННО ТАКИМ! Что этот человек с потрясающим телосложением – это вы!
- Если вам не верится во всё это, то не парьтесь. Бросьте это дело. Вы уже проиграли. Если наоборот, вы узнали себя, каждая клеточка вашего тела хочет, чтобы вы были таким, то подкрепите этот образ приятным фоном. Пусть например вы будете стоять на море, среди прекрасных женщин, или наоборот, в лесу с любимой девушкой и ещё как-то, чтобы ваш мозг запустил центр удовольствия, при каждом воспоминании об образе вашей мечты.
Надеюсь, вы согласитесь со мной, что мотивация: бодибилдинг, будь это, или другая сфера нашей жизни, начинается с ментального настроя. И хоть голая мотивация – это пустой звук, но в тандеме с крепкими знаниями и действиями она способна творить чудеса, преображая вас и вашу жизнь.
P.S. Подписывайтесь на обновления блога . Дальше будет только круче.
С уважением и наилучшими пожеланиями, !
Пояснения к теме. В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. mental - умственный, психический) рассматривается как целостная система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (П. В. Бундзен), используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена (Л. Э. Унесталь). Поэтому содержание понятий «психологическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии в известном смысле тождественно. Традиционная для советской психологии спорта система методов морально -волевой подготовки спортсменов в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идеомоторной, сюжетно-ролевой умственной подготовкой спортсменов, методами умственной репетиции соревнований, а также различными методами ауто- и гетеровнушений, методиками медитации и др. (см. ниже).
Ментальные методы психотренинга (ММП) ныне подкреплены использованием тренерами и спортсменами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов ввода информации в сознание, подсознание и непосредственно в мозг спортсменов, применением электронных технических средств для организации биологической обратной связи в процессе МТ. Однако как бы ни были высоки успехи электронной компьютерной техники и создания видео- и аудиосеан-сов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров. Психика и мозг
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 243
действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спортсмена, - тождественные понятия.
Мозг человека является универсальным психобиокомпьютером, способным мгновенно обрабатывать огромный массив информации объемом в 10 бит, что равносильно числу звезд в видимой части Вселенной. Отметим также и то, что по современным научным данным мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше. Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития человека как вида Homo sapiens, на что и направлен спорт.
Ниже приводится краткий обзор методов ментальной тренировки (МТ), применяемых в современной общей и специальной психологической подготовке спортсменов к соревнованиям.
Задание 1. Характеристика методов ментального тренинга 1
Аутогенная тренировка (AT). В основе существующих методов AT лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах, впервые примененный в практике отечественного спорта Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г. Источником самовоздействия в AT является наше самосознание, центр которого находится в «Я». Словом «Я» первого лица единственного числа, произносимым на выдохе, мы обозначаем реальное существование источника самовнушения. Имманентная связь «Я-образа», слитого с «образом тела», ощущается нами на выдохе. Отсюда и возникает влияние «Я» на все другие психофизиологические состояния человека. Влияние «Я» (сам) лежит в основе всех эффектов AT - самовнушение состояний вялости, тепла и тяжести в мышцах. Самовнушения являются условием повышения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности AT обычно берется уровень психомышечной релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений AT. Таким образом, саморегуляция в AT реализуется посредством аутокоммуникации между
Задание 1 подготовлено кандидатом психологических наук, мастером спорта международного класса И. В. Мининым (керлинг).
244 Раздел 5. Психолого-педагогическое об еспечение подготовки...
«Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры AT подробно описаны в спортивно-психологической литературе в работах Л. Н. Радченко, Л. Д. Гиссена, А. Т. Филатова, В. Л. Ма-рищука, Е. Генова, Г. Д. Горбунова, А. В. Родионова и др.
Идеомоторная тренировка (ИТ). В основе идеомоторной тренировки лежит «загадочный эффект» связи мысли и движения. Представление о движении каким-то образом тесно связано с самим движением. Образ движения (представление о движении) вызывает само движение, что проявляется в идеомоторных актах - микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомотор-ные акты были известны ученым еще в XVII веке, но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX века. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврель, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте - П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А. А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бундзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е годы возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования.
Мысленная репетиция (MP). Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками, «оптимальное психическое состояние не является подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и чувствами, снимать влияние психологического груза временных неудач, боязни предстоящей деятельности» 1 . Этой цели лучше всего соответствует метод мысленной репетиции, широко используемый в практике психологической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования
Некрасов В. П. и др. Психоро-уляция в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1995. - С. 95-96.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 245
в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр видеозаписей соревнований).
Ментальный имаготренинг (ИВ). Метод имаготренинга (от англ. image - образ, изображение) основан «на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющего спортсмену создать в своем уме нужную картину предстоящих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать этот образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что помогает изобразить и пережить себя тем, кем желаешь, перевоплотиться в образ. Данные методы широко практикуются в сценической подготовке актеров. Существует большое число психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что очевидно для артистических видов спорта, например, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. ...Однако неталантливому актеру не помогут никакие законы творчества. Но эти законы помогут одаренному актеру проявить талант и развить его» 1 . Известно, например, что мировой рекордсмен по спортивному плаванию Марк Спитц использовал в своей имаготренировке образ прыгающего со стартовой тумбочки тигра, а другой рекордсмен мира австралиец Холландер (800,1500 м в/с) отождествлял себя в своей ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо убегающей от желающей проглотить ее акулы. Известный спринтер Джесси Оуэне, прозванный «черной пулей» (мировой рекорд в беге на 100 м - 10,2 с на Берлинской Олимпиаде 1936 г.), использовал образ пули, выстреливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спортсмен растормаживал свои скрытые функциональные возможности, демонстрируя высшие спортивные результаты. Принятая «маска-образ» создает спортсмену эффект «психологической защиты» и делает его недосягаемым для соперников уже на старте.
Психотренинг волевого внимания (ПВВ). К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др. В психологии спорта существует обширная научная литература по методам ментального тренинга произвольного и волевого внимания, разработанным и апробированным в практике спорта высших достижений (Р. М. Най-
1 Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - М; Л.: Искусство, 1967. - С. 7.
246 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
диффер, Дж. Салмел, А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Б. Н. Смирнов и др.) Систематическое описание психотехнических упражнений для психотренинга процессов внимания спортсменов можно найти в работе Н. В. Цзена и О. В. Пахомова «Психотехнические игры в спорте» (М.: ФиС, 1985).
Методы гипноза (МГ). Данная группа методов относится к специальным методам интенсивной психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения. Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и тренеры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воздействию, опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточности и возникнет подсознательная зависимость спортсмена от воли гипнолога. Однако для мобилизации резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со спортсменами и космонавтами, весьма эффективны, но их использование требует высокой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме тр-го, имеется риск отставленных эффектов, например эффекта привыкания. Данные методы применяются лишь с согласия спортсмена и тренера, что также ограничивает сферу их применения в спорте. Систематическое использование гипноза в ментальной тренировке спортсменов в нашей стране начал в 1970-х годах психолог В. В. Кузьмин. Затем эти же методы успешно применяли на сборных командах СССР А. Т. Филатов, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, И. П. Волков и другие спортивные психологи. Однако до сих пор нет методических публикаций по результатам применения этих методов, что затрудняет их анализ и дальнейшее внедрение в спорт без опасений повредить психике спортсменов. Больший оптимизм внушают методы неформального гипноза, разработанные американским психологом Милтоном Эрик-соном (1900-1980).
Медитационные методы (ММ). Ментальный психотренинг спортсменов с помощью медитационных методов является новым и нетрадиционным для отечественного спорта по сравнению с вышеописанными методами. Причиной непопулярности этой группы методов является их иррациональность, ориентация на религиозные доктрины восточных духовных учений и оккультную практику их применения. Тем не менее нельзя отрицать полезность этих методов, их высокую психологическую эффективность при правильном использовании. Медитативные техники ментального тренинга еще с древних времен использо-
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 247
вались в практической йоге, в духовных практиках первых христиан, в обучении дзен- и чань-буддистов, в подготовке спортсменов к соревнованиям в разнообразных видах восточных единоборств. В последние " годы эти методы начали применяться и в спортивной практике при подготовке квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям (В. В. Шлахтер). Известный американский спортсмен и психолог Р. М. Найдиффер в статье «Трансцендентальная медитация» (1988)" отмечает, что с помощью медитационных методов спортсмен может быстро восстанавливать свой биоэнергетический потенциал, легко управлять своим вниманием/и психическим состоянием, достигать ясности мышления в критических ситуациях соревновательной борьбы и др. В статье описывается техника медитационных упражнений для спортсменов.
Ментальный видеотренинг (ВМ). Это весьма популярная ныне техника ментальной психологической подготовки спортсменов, осуществляемая с использованием видеозаписей игр и спортивных соревнований. Просмотр видеозаписей соревнований позволяет спортсменам воочию увидеть собственные ошибки и промахи на соревнованиях, лучше изучить своих соперников, повысить уровень собственной саморегуляции состояний. Психологические эффекты психотренинга достигаются в этом методе путем группового просмотра и обсуждения в групповой дискуссии по поводу тех или иных демонстрируемых в фильме действий или коммуникативных актов спортсменов. Вовлечение в групповую дискуссию активирует коммуникативный потенциал спортсменов, заставляет корректировать аутокоммуникативные процессы с помощью визуальных картин и представлений, почерпнутых из видеофильмов. В практике спорта бывали случаи, когда правильный подбор видеофильма и его просмотр накануне соревнований, обеспечивал команде процессов и психических сил спортсмена. Макетное моделирование действий. Данный метод наиболее популярен в тактической подготовке спортигровиков, разыгрывающих различные тактические варианты своих возможных действий в предстоящих соревнованиях на макете реального игрового поля, на котором цветными фишками представлены игроки своей и чужой команды. Аналогичный тактико-психологический тренинг осуществляют участники в спортивном туризме, используя карту местности предстоящих соревнований.
1 Найдиффер Р. М. Трансцендентальная медитация // Психология спорта. Зарубежные научные исследования. - М: ВНИИФК, 1988. - № 1. - С. 17-31.
248 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
Завершение работы. Преподаватель опрашивает студентов о том, что входит в содержание понятия «ментальный тренинг» и просит дать характеристику его отдельным методам и приемам в работе со спортсменами.
Задание 2. Мысленная репетиция
соревновательной ситуации в состоянии релаксации 1
Вводные замечания. Цель данного задания - психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной ситуации. Занятие проводится в теплом, уютном помещении, оборудованном креслами с высокими спинками либо ковром. Ведет занятие психолог, владеющий приемами суггестии, внушения и гипноза. Спортсмены проходят сеанс психотренинга накануне соревнований в положении свободно сидя в креслах либо лежа на ковре в положении на спине руки вдоль туловища, глаза закрыты.
Методика сеанса (для пловцов).
Первый этап. Задача - короткая релаксация.
Инструкция: «Устраиваемся поудобнее. Ничего не мешает. Спокойно и мягко, не напрягаясь, но и не отвлекаясь, следуйте за моими словами и вызывайте нужные ощущения. Расслабляются мышцы лица: лоб расслаблен... глаза... щеки... зубы разжаты. Лицо словно маска. Расслабляются мышцы рук: пальцы расслаблены... кисти... предплечья... плечи. Руки, словно плети, лежат расслабленные. Расслабляются мышцы ног: пальцы... стопы... голени... бедра. Ноги полностью расслаблены. Расслаблены плечи, спина. Совершенно спокойно, легколегко лежит голова. Расслаблены грудь и живот. Дыхание ровное и спокойное».
Второй этап. Задача - оживление образов представлений.
Инструкция: «Открыли глаза. Сосредоточенно смотрим на "этот предмет" (инструктор показывает ручку или другой предмет). Внимательно изучаем его, запоминаем детали. Закрыть глаза. Как можно четче представить себе эту ручку. Не открывая глаз, вспомнить обстановку комнаты, в которой мы сейчас находимся. Открыть глаза. Не поворачивая головы, изучить то, что находится сейчас перед вами. Закрыть глаза. Как можно четче воспроизвести увиденное на внутрен-
Горбунов Г. Д. Психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной ситуации // Практические занятия по психологии. - М.: ФИС, 1989. - С. 127-130.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 249
нем экране представлений. Закончили. Воссоздать образ титульного листа книги, желательно той, которую вы читали сегодня, или любой другой. Закончили. Представьте себе грозу с громом и молнией... Вспомните ощущения, когда вы стоите под душем... Представьте себе "чувство воды", которое было у вас в состоянии хорошей спортивной формы». На каждое представление дается 10-15 с. Третий этап. Задача - воспоминание о заплыве в олимпийском бассейне.
Инструкция: «Вы стоите на тумбочке четвертой дорожки олимпийского бассейна. Никто не плавает. Представьте себе гладь воды, дорожки, трибуны. Вспомните себя в последних соревнованиях в этом бассейне. На воспоминание дается 3 минуты. Фрагментарно воспроизведите свои действия, а главное, переживания перед выходом на старт, у тумбочки, когда вы готовились к старту, и все детали заплыва: старт, "чувство воды", технику, поворот, финальные усилия». Четвертый этап. Задача - сюжетное воображение ситуации будущего старта на предстоящих соревнованиях.
Инструкции:
1. Вечер накануне старта. «Четко представьте себе, как вы отправляетесь в постель на отдых. Вы чувствуете себя спокойно и уверенно. Вы удобно устроились в постели... расслабились... быстро и незаметно заснули».
2. Утро в день соревнований. «Просыпаетесь отдохнувшими, в праздничном настроении. Представьте себя, как вы спокойно, четко выполняете обычный утренний ритуал».
3. Путь в бассейн. «Представьте себя в автобусе. Вокруг знакомые лица, кто-то включил магнитофон. Ваше внимание останавливается на лице вашего соцерника».
4. Разминка. «После выполнения очередного отрезка вы стоите у бортика. На соседней дорожке стоит ваш соперник. Четко представьте себе его образ, ваши переживания»,
5. Проплывание контрольного 25-метрового отрезка. «По моему сигналу оттолкнитесь от бортика. Ощутите всем телом, образно представьте себе проплывание 25-метрового отрезка с толчка. Образ должен быть не столько зрительным, сколько мышечно-двигательньм. Когда закончите, приподнимите кисть руки, чтобы я зафиксировал время. По окончании угадайте время проплывания отрезка. Внимание! Толчок».
250 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
Пятый этап. Задача - сюжетное воображение старта.
Инструкция: «Четко вообразите себя в предстоящих соревнованиях, в общении с тренером, в комнате судьи, при участниках, в окружении товарищей и соперников. Заострите внимание на переживаниях, на своем волнении... Воссоздайте боевое воодушевление, уверенность в себе, в своих силах, все нарастающее желание вступить в борьбу, дышите свободно, насладиться счастьем победителя... Вот судья приглашает вас на старт. Вы выходите на стартовую площадку в зал бассейна. Справа на трибуне сидит ваша команда. Тренеры, спортсмены приветствуют вас. Четко представьте себе лица, их конкретные движения, слова. Постарайтесь отчетливо увидеть и себя как бы со стороны. Вы идете к старту твердой уверенной походкой, улыбаетесь, отвечаете на приветствия. У стартовой тумбочки еще раз воссоздайте боевое воодушевление, дышите легко и свободно. В деталях представьте себе все ваши привычные движения согласно сигналам стартера. Нарисуйте зрительный образ, как вы стоите в ожидании выстрела на старте, теперь вы в состоянии максимальной сосредоточенности... Выстрел. Второй выстрел - это фальстарт. Представьте себе, как вы выходихе из воды, возвращаетесь к своей стартовой тумбочке. После слова "старт", которое я сейчас произнесу, представьте себе весь ваш будущий заплыв. Я включу секундомер, а вы в конце дистанции попробуйте угадать время, за которое "проплывете" ее. Теперь старайтесь представить себе весь заплыв в целом и зрительно, и мышечно-двигательно, прочувствуйте все детали техники плавания - движения на поворотах, гребковые усилия, финишный рывок, - нет тяжести утомления, вы уверены в себе, дышите легко и свободно! Внимание! Снова первый сигнал стартера. Второй. Старт! Секундомер включен» (пауза 1-2 мин).
Завершение сеанса психотренинга. Инструкция: «Итак, вы проиграли в своем уме предстоящее соревнование, вы уверены в себе, можете рассчитывать на успех. А сейчас я буду считать до 5, на счет "пять!" вы откроете глаза, ощутите бодрость и ясность сознания, вы встанете и пойдете заниматься своими делами. Итак, я начинаю счет... 1... 2... 4... 5».
Методика работы со студентами. На основе изучения этапов и содержания сеанса студенты самостоятельно составляют текст сеанса психотренинга адаптации для соревнований своего вида спорта. Преподаватель выбирает лучший из текстов и проводит сеанс с ним.
Первые два этапа, единые для любой специализации, берутся из примера. В конце второго этапа добавляются специфические ощуще-
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 251
ния, актуализируются зрительные, слуховые, кожные, мышечно-дви-гательные образы, имеющие отношение к соревновательной деятельности спортсмена. Далее идет воссоздание ситуации прошедших ранее соревнований. Наконец в деталях описывается картина предсоревно-вательных действий спортсмена, наиболее распространенный вариант ритуала предсоревновательного поведения в конкретном виде спортивного упражнения, описывается сам процесс участия в конкретных соревнованиях. При этом рекомендуется вживаться в соревновательную ситуацию, предельно четко представлять все образы, особенно стараться представить и внутренне воспроизвести мышечно-двига-тельные ощущения, «чувство воды» и пр. Во время сеанса постоянно фиксируется внимание на переживаниях, их значимости, на ожидаемом позитивном итоге соревнований и их воображаемых условиях (в том числе возможных трудностях), адаптация к которым и является целью данной специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию.
Завершение задания. По окончании сеанса студенты делятся своими ощущениями, впечатлениями, мыслями о пережитом в сеансе. Преподаватель комментирует их высказывания, подводит итоги.
Задание 3. Ментальные методы формирования психологической самозащиты от сбивающих влияний 1
Вводные замечания. Цель предлагаемых ментальных упражнений заключается в формировании у студентов-спортсменов умений формировать субъективное состояние «психологической защищенности». Для этого студенты должны знать о коммуникативных и внушающих функциях взгляда, о возможностях взгляда как средства невербальной коммуникации в межличностном и спортивном общении, а также иметь представление о феномене биополя человека. Преподаватель объясняет, что биополевая оболочка тела человека представляет собой волновое образование в виде энергетического футляра, окружающего тело со всех сторон. Функции биополевой (торсионной) оболочки физического тела человека состоят в кодировании информации, поступающей, с одной стороны, из организма человека, а с другой - из внешней среды и окружающих людей. С помощью биополевой обо-
Задание подготовлено кандидатом психологических наук, доцентом И. Г. Станиславской.
252 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки...
лочки обеспечивается дублирование всех функций организма и психическая защита тела и мозга спортсмена от сбивающих энергоинформационных воздействий и факторов «чужого поля» в соревновательной деятельности. Каждый спортсмен может усилить свою «психологическую защищенность» путем специальных ментальных упражнений, направленных на создание дополнительных слоев или мысленных контуров по границе своей биополевой капсулы, которая не видима, но реально существует, мыслима и представляема.
Увидеть биополевую капсулу можно с помощью прибора Корот-кова, действующего по механизму «эффекта Карлиан» (поле токов высокой частоты). Благодаря своим визуальным представлениям и «мысленному взгляду» каждый психически нормальный человек способен контролировать воображаемую границу своей биополевой ауры, создавая эффект «психологической защиты» от чуждого его психике информационно-волнового воздействия. Практическая значимость предлагаемых ниже упражнений состоит в формировании у спортсменов умственного умения управлять своим взглядом.
Методика работы. Студентам демонстрируется рисунок с контурами ауры биополя тела человека - биоэнерго-информационной оболочки, окружающей тело человека в форме эллипсоида. Объясняется, что оболочка защищает их тело и психику от чужого психического воздействия. Студентам предлагается встать, закрыть глаза и представить себя внутри своей биополевой оболочки, как это показано на рис. 12.
Тема 1. Методы ментального тренинга в спорте 253
плотная волновая оболочка окружает все ваше тело, не позволяя проникнуть в ваш мозг и ваше сознание чужеродным сбивающим воздействиям. Прислушайтесь к своим ощущениям, взгляните на себя со стороны, - представьте, что вы находитесь в своем "биопсихическом скафандре" - биополевая оболочка тела, она защищает вас всего».
Студенты разбиваются на пары, встают напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Инструкция 2. «А теперь попытайтесь мысленно создать непроницаемую прозрачную преграду между собой и партнером, которого вы видите напротив себя. О пережитых ощущениях, чувствах и мыслях вы расскажете позже» (рис. 13).
Упражнение 1. Партнер А взглядом должен поставить перегородку от партнера Б. Если партнер Б ощутил эту ментальную перегородку, то он говорит об этом партнеру А. Затем партнеры меняются позициями. Результаты своих^аблюдений они вносят в протокол.
Упражнение 2. Партнер А, визуально установив ментальную перегородку между собой и партнером Б, стремится удерживать ее, не допуская в свое «личностное пространство» мысленных воздействий партнера Б, который пытается своим умственно-волевым усилием проникнуть через препятствие и повлиять<на психическое состояние партнера А. Опыт длится 3 мин, затем партнеры меняются позициями. Результаты своих ощущений, мыслей и наблюдений испытуемые А и Б вносят в протокол произвольной формы.
Завершение работы. Студенты вместе с преподавателем обсуждают общие результаты работы, делают заключения о психологическом влиянии взгляда на характер общения с партнером и возможностях сознательной психологической защиты от сбивающих воздействий факторов «чужого поля» на соревнованиях. Студентам предлагается составить практические рекомендации спортсменам, готовящимся к старту, для повышения эффективности их психологической защищенности от сбивающих факторов путем влияния своим взглядом на соперников предстоящих соревнований. Дается домашнее задание по ментальной тренировке управления взглядом.
Задание 4. Аудиокассетные методики
ментального тренинга в спорте 1
Вводные замечания. Психорегуляция состояний - это система теоретических принципов, методов и комплекса мероприятий, направленных на обучение спортсмена саморегуляции состояний и формирование у него желаемого психического состояния в период подготовки к соревнованиям. Владение приемами психической регуляции состояний способствует наиболее полной реализации потенциальных возможностей спортсменов во время соревнований.
Психологические факторы успешности использования МТ на аудиокассетах (методики СПбНИИФК):
Методы психорегуляции в практике МТ делятся на две группы:
1) гетерогенные методы воздействия (извне, кем-то, через наушники);
2) аутогенные методы воздействия (внутренняя речь, идеомото-рика, имагинация);
Задание 4 подготовлено доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном.